Фестский диск
Фестский диск | |
---|---|
Фестский диск, сторона A (вверху) и сторона B (внизу) | |
Материал | Глина |
Созданный | 2-е тысячелетие до н.э. |
Обнаруженный | 3 июля 1908 г. Фест , Крит , Греция |
Обнаружено | Луиджи Пернье |
Текущее местоположение | Археологический музей Ираклиона , Крит , Греция |

Фестский диск или Фестский диск — это диск из обожженной глины с острова Крит , Греция , возможно, среднего или позднего минойского бронзового века ( второе тысячелетие до н. э. ), несущий текст на неизвестном письме и языке. Его назначение и первоначальное место производства остаются спорными. выставлен в археологическом музее Ираклиона Сейчас он . Имя иногда пишется как Фестос или Фестос .
Диск был обнаружен в 1908 году итальянским археологом Пернье при раскопках минойского дворца Феста Луиджи . [1] Диск имеет диаметр около 15 см (5,9 дюйма) и с каждой стороны покрыт спиральным текстом, состоящим в общей сложности из 241 экземпляра 45 различных знаков, которые были созданы путем надавливания отдельных штампов знаков на мягкую глину перед обжигом. Хотя его уникальные особенности первоначально заставили некоторых ученых заподозрить подделку или мистификацию , сейчас археологи обычно признают диск подлинным.
Этот загадочный объект захватил воображение палеографов- любителей и профессионалов , и множество попыток было предпринято расшифровать код знаков диска. [2] Хотя неясно, является ли это письмом, большинство попыток расшифровки предполагают, что это так; большинство из них дополнительно используют слоговую азбуку , другие - алфавит или логографию .
Открытие
[ редактировать ]
Фестский диск был обнаружен в минойском дворце Фест , недалеко от Святой Триады , на южном побережье Крита ; в частности, диск был найден в подвале комнаты 8 здания 101 группы зданий к северо-востоку от главного дворца. Эта группа из четырех комнат также служила формальным входом во дворцовый комплекс. Итальянский археолог Луиджи Пернье обнаружил неповрежденное «блюдо» 3 июля 1908 года во время раскопок первого минойского дворца. [4]
Диск был найден в основной камере подземного «храмового хранилища». Эти подвальные камеры, доступные только сверху, были аккуратно покрыты слоем тонкой штукатурки . Их содержимое было бедно драгоценными артефактами, но богато черной землей и пеплом, смешанным с обожженными бычьими костями. В северной части основной камеры, в том же черном слое, в нескольких сантиметрах к юго-востоку от диска и примерно в 50 см (20 дюймов) над полом, линейного письма А «PH-1». также была найдена табличка [5]
Встречаться
[ редактировать ]Ив Дюу (1977) датирует диск периодом между 1850 и 1600 годами до нашей эры (MMIII в минойской хронологии ) на основании отчета Луиджи Пернье, в котором говорится, что диск находился в ненарушенном среднеминойском контексте. [6] Джеппесен (1963) датирует его периодом после 1400 года (LMII – LMIII в минойской хронологии). Сомневаясь в жизнеспособности отчета Пернье, Луи Годар (1990) смиряется с признанием того, что с археологической точки зрения диск может быть датирован где-то средним или поздним минойским временем (MMI – LMIII, период, охватывающий большую часть второго тысячелетия до нашей эры ). Ян Бест предлагает дату первой половины 14 века до нашей эры (LMIIIA), основываясь на своей датировке таблички PH-1. [7]
Физическое описание
[ редактировать ]Материал
[ редактировать ]Диск изготовлен из мелкозернистой глины. Некоторые авторы заявляют, что глина, по-видимому, не местного происхождения, возможно, даже не с Крита. [8] Его обожгли намеренно и правильно, в отличие от табличек и печатей, которые запекались лишь случайно. [8]
Форма и размеры
[ редактировать ]Диск примерно цилиндрической формы, около 16 см диаметром и толщиной почти 2 см , с закругленными краями. Точнее, очертания слегка яйцевидные, диаметром от 15,8 до 16,5 см , толщиной от 1,6 до 2,1 см . Диск слегка вогнутый со стороны А и выпуклый со стороны Б. [8]
Типографское письмо
[ редактировать ]Самой примечательной особенностью Фестского диска является то, что рельефные знаки, составляющие его надпись, являются результатом вдавливания отдельных штампов – по одному для каждого символа – в мягкую глину перед обжигом. Таким образом, диск можно рассматривать как ранний пример печати подвижным шрифтом . [9] [10] Наборщик текста и лингвист Герберт Брекле пишет: [11]
Если диск, как предполагается, является текстовым представлением, то на самом деле мы имеем дело с «печатным» текстом, который удовлетворяет всем определяющим критериям типографского принципа. Спиральная последовательность графематических единиц, то, что они отпечатываются на глиняном диске (слепая печать!), а не запечатлеваются, являются лишь возможными технологическими вариантами текстового изображения. Решающим фактором является то, что «типы» материала многократно воспроизводятся на глиняном диске.
Средневековый пример подобной техники слепой печати. [12] это испытательная посвященная надпись . [11] [13]
Научно-популярный автор Джаред Даймонд описывает этот диск как пример технологической инновации, которая не получила широкого распространения, поскольку была создана в неподходящее для истории время. Даймонд противопоставляет этот процесс Гутенберга станку печатному . [14]
Написанные линии
[ редактировать ]Помимо штампованных символов, есть несколько отметок, нанесенных острым стилусом на влажной глине. С каждой стороны имеется непрерывная спиральная линия, разделяющая последовательные витки текста. Полоса между последовательными шпилями этой линии разделена на участки короткими радиальными линиями, так что каждый участок содержит несколько целых знаков. Таким же радиальным штрихом отмечается и предполагаемое начало текста, примыкающее к краю, с добавлением пяти точек, пробитых по нему стилусом. Наконец, под некоторыми штампованными знаками имеются короткие косые штрихи.
Знаки
[ редактировать ]Список знаков и количество
[ редактировать ]На диске 45 различных знаков, встречающихся в общей сложности 242 раза — 123 на стороне А и 119 на стороне Б. В дополнение к этому под некоторыми знаками стилусом (не штампованным) была прорезана небольшая диагональная линия, всего 18 раз. 45 символов были пронумерованы Артуром Эвансом от 01 до 45. [1] и эта нумерация принята большинством исследователей.
Знаки были добавлены в набор универсальных компьютерных символов Unicode (UCS) в 2008 году по предложению Майкла Эверсона и Джона Х. Дженкинса в 2006 году . [15] В следующей таблице столбец «Номер» представляет собой номер Эванса для каждого знака; столбец «Глиф» — современный рисунок символа; а в столбце «Шрифт» используется шрифт UCS, доступный в браузере. Назначенные имена в Юникоде — это ЗНАК ДИСКА ФАСТОСА, за которым следуют имена, показанные в разделе «Имя» в таблице ниже, взятые из книги Луи Годара 1995 года . [16]
Один знак на стороне А слишком поврежден, чтобы его можно было идентифицировать. По мнению Годара, это может быть знак 03 (ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВА) или 20 (ДОЛИУМ); или менее вероятно 08 (РУЧКА) или 44 (МАЛЕНЬКИЙ ТОПОР). [16] : стр.101 Теоретически это также может быть 46-й отличительный знак.
Изображения знаков ниже перевернуты слева направо относительно их внешнего вида на диске, что отражает их представление в большинстве западных книг и статей. [17]
Также некоторые знаки встречаются на диске в двух и более ориентациях, повернутых на 90 или 180 градусов. Обычно предполагается, что поворот не имеет семантического или лингвистического значения, поэтому повернутые копии остаются тем же символом. Следовательно, «нормальная» ориентация этих знаков неизвестна и могла быть оставлена на усмотрение писца. [15] [17]
Знак | Частота | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
Нет. | Глиф | Шрифт | Имя | А | Б | А+Б |
01 | ![]() | 𐇐 | ПЕШЕХОД | 6 | 5 | 11 |
02 | ![]() | 𐇑 | ПЕРЕНЕННАЯ ГОЛОВА | 14 | 5 | 19 |
03 | ![]() | 𐇒 | ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВА | 2 | 0 | 2 |
04 | ![]() | 𐇓 | ПЛЕННИК | 1 | 0 | 1 |
05 | ![]() | 𐇔 | РЕБЕНОК | 0 | 1 | 1 |
06 | ![]() | 𐇕 | ЖЕНЩИНА | 2 | 2 | 4 |
07 | ![]() | 𐇖 | ШЛЕМ | 3 | 15 | 18 |
08 | ![]() | 𐇗 | РУЧКА | 1 | 4 | 5 |
09 | ![]() | 𐇘 | ТИАРА | 0 | 2 | 2 |
10 | ![]() | 𐇙 | СТРЕЛКА | 4 | 0 | 4 |
11 | ![]() | 𐇚 | ПОКЛОН | 1 | 0 | 1 |
12 | ![]() | 𐇛 | ЩИТ | 15 | 2 | 17 |
13 | ![]() | 𐇜 | КЛУБ | 3 | 3 | 6 |
14 | ![]() | 𐇝 | МАНАКЛЫ | 1 | 1 | 2 |
15 | ![]() | 𐇞 | МАТТОК | 0 | 1 | 1 |
16 | ![]() | 𐇟 | ПИЛА | 0 | 2 | 2 |
17 | ![]() | 𐇠 | КРЫШКА | 1 | 0 | 1 |
18 | ![]() | 𐇡 | БУМЕРАНГ | 6 | 6 | 12 |
19 | ![]() | 𐇢 | ПЛИТНИЧЕСКИЙ РУБОК | 3 | 0 | 3 |
20 | ![]() | 𐇣 | БОЧКА | 0 | 2 | 2 |
21 | ![]() | 𐇤 | ГРЕБЕНЬ | 2 | 0 | 2 |
22 | ![]() | 𐇥 | СЛИНГ | 0 | 5 | 5 |
23 | ![]() | 𐇦 | СТОЛБЕЦ | 5 | 6 | 11 |
24 | ![]() | 𐇧 | УЛЕЙ | 1 | 5 | 6 |
25 | ![]() | 𐇨 | КОРАБЛЬ | 2 | 5 | 7 |
26 | ![]() | 𐇩 | РОГ | 5 | 1 | 6 |
27 | ![]() | 𐇪 | СКРЫВАТЬ | 10 | 5 | 15 |
28 | ![]() | 𐇫 | Бычья нога | 2 | 0 | 2 |
29 | ![]() | 𐇬 | КОТ | 3 | 8 | 11 |
30 | ![]() | 𐇭 | БАРАН | 0 | 1 | 1 |
31 | ![]() | 𐇮 | ОРЕЛ | 5 | 0 | 5 |
32 | ![]() | 𐇯 | ГДЕ | 2 | 1 | 3 |
33 | ![]() | 𐇰 | ТУННИ | 2 | 4 | 6 |
34 | ![]() | 𐇱 | ПЧЕЛА | 1 | 2 | 3 |
35 | ![]() | 𐇲 | ПЛАНАН | 5 | 6 | 11 |
36 | ![]() | 𐇳 | ВИНА | 0 | 4 | 4 |
37 | ![]() | 𐇴 | ПАПИРУС | 2 | 2 | 4 |
38 | ![]() | 𐇵 | РОЗЕТКА | 3 | 1 | 4 |
39 | ![]() | 𐇶 | ЛИЛИ | 1 | 3 | 4 |
40 | ![]() | 𐇷 | БЫК СПИНА | 3 | 3 | 6 |
41 | ![]() | 𐇸 | ФЛЕЙТА | 2 | 0 | 2 |
42 | ![]() | 𐇹 | ТЕРКА | 0 | 1 | 1 |
43 | ![]() | 𐇺 | ФИЛЬТР | 0 | 1 | 1 |
44 | ![]() | 𐇻 | МАЛЕНЬКИЙ ТОПОР | 1 | 0 | 1 |
45 | ![]() | 𐇼 | ВОЛНИСТАЯ ПОЛОСКА | 2 | 4 | 6 |
Характер изображенных предметов
[ редактировать ]Многие из знаков представляют собой изображения конкретных объектов узнаваемой общей природы (например, людей, птиц, растений, лодки) или их частей (голов, шкур, цветов). Однако в большинстве случаев точная природа изображенных объектов до сих пор неизвестна (по состоянию на 2023 год). Знаковые названия, присвоенные учеными, в частности Годаром. [16] и консорциум Unicode, [15] были довольно произвольными, часто основанными на малейшем сходстве формы.
Символ 21 («КОМБ» Годара) когда-то предполагался как план дворца. [18] Однако эта гипотеза была поставлена под сомнение после обнаружения вазы с почти идентичным символом, вырезанным на дне, который, как полагают, является знаком гончара. [19]

Предполагалось, что символ 20 («DOLIUM») представляет собой раковину большой морской улитки, такой как Tonna dolium или некоторых видов Eudolium или Charonia . Одна такая раковина была найдена в Фесте и, как полагают, использовалась в качестве музыкального инструмента для ритуальных целей.
Распределение знаков
[ редактировать ]Распределение символов весьма неслучайно и совершенно различно между двумя сторонами. Символ Эванса 02 (ГОЛОВКА С ПЕРЬЯМИ) является наиболее частым, он встречается 19 раз, из них 14 на стороне A. Следующим по частоте является знак 07 (ШЛЕМ), 18 раз, в основном на стороне B; 12 (ЩИТ), из них 17, в основном на стороне А; и 27 (СКРЫТЬ), причем 15, из них 10 на стороне А.
Тем не менее, 26 из 45 символов встречаются с обеих сторон, хотя бы по одному разу с каждой. Наиболее распространенные знаки, встречающиеся только на одной стороне: 31 (ОРЕЛ) на стороне А и 22 (СТРОНГ) на стороне В; оба по пять раз каждый.
В следующей таблице показано, сколько различных знаков ( Количество знаков ) имеют одинаковое количество вхождений ( Частота ). Третье число в каждом столбце — это произведение двух чисел выше, то есть общее количество вхождений ( количество токенов ) этих знаков:
Частота | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество знаков | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 6 | 3 | 6 | 3 | 8 | 9 | Всего = 45 знаков | ||||||
Количество токенов | 19 | 18 | 17 | 15 | 12 | 44 | 7 | 36 | 15 | 24 | 9 | 16 | 9 | Итого = 241 жетон |
Девять гапаксов (символы встречаются только один раз): 04 (A5), 05 (B3), 11 (A13), 15 (B8), 17 (A24), 30 (B27), 42 (B9), 43 (B4), 44 (А7). Из восьми дважды встречающихся символов четыре (03, 21, 28, 41) встречаются только на стороне A, три (09, 16, 20) только на стороне B и только один (14) встречается на обеих сторонах.
Знаковые корреляции
[ редактировать ]Распределение пар символов также крайне неравномерно. Например, из 17 случаев появления знака 12 (ЩИТ) тринадцать следуют сразу за знаком 02 (ГОЛОВКА С ПЕРЬЯМИ).
Текст
[ редактировать ]Ниже приводится одно изображение «развернутого» текста. Хотя порядок символов изменен слева направо, сами знаки имеют исходную ориентацию.

Направленность
[ редактировать ]В какой-то момент Эванс опубликовал утверждение, что диск был записан и его следует читать от центра к краям; потому что было бы проще сначала разместить надпись, а затем подогнать диск под размер текста. По общему мнению, он был неправ, и сам Эванс позже изменил свое мнение: надпись была сделана и ее следует читать по часовой стрелке, снаружи к центру, как и в случае с аналогичной спиральной надписью на Свинцовой табличке. Мальяно . [20] : 649
«Слова»
[ редактировать ]Знаки расположены с каждой стороны единым спиральным текстом, который разбит вписанными радиальными штрихами на группы. Эти группы условно называют «словами», хотя их истинная лингвистическая или иная природа неизвестна. Оба конца текста с каждой стороны также считаются границами «слова». На Диске 61 такое «слово», каждое из которых содержит от двух до семи знаков: 31 на стороне А и 30 на стороне Б. Эти «слова» условно пронумерованы от А1 до А31 и от В1 до В30, читая справа налево ( по часовой стрелке, от края к центру). [16]
Между знаком 10 (СТРЕЛКА) и центральным знаком 38 (РОЗЕТКА) может быть одна дополнительная радиальная черта около центра стороны А, над которой нанесен знак 03 (ТАТУИРОВАННАЯ ГОЛОВКА). Однако большинство ученых игнорируют этот возможный штрих и считают последние три символа одним «словом» 10-03-38 (которое также встречается примерно в той же позиции на предпоследнем ходу). [16]
С обеих сторон прямо перед началом (крайним концом) текста проходит радиальная линия, вдоль которой острым круглым стилусом пробивают пять точек.

«Абзацы»
[ редактировать ]Короткие косые штрихи, нанесенные стилусом (не штампованным) под некоторыми знаками, всегда присоединяются к последнему знаку «слова» (при условии направления чтения наружу-вниз). Их значение является предметом дискуссий. Одна гипотеза, поддержанная Эвансом, [1] заключается в том, что они дополнительно делят текст на «абзацы».
Транскрипции
[ редактировать ]Все следующие транскрипции текста предполагают направление чтения на диске справа налево (по часовой стрелке, от края к центру), начиная с вертикальной (радиальной) линии из пяти точек. Однако в этой транскрипции порядок символов был перевернут, так что их следует читать слева направо и сверху вниз. Предполагается, что косая черта обозначает последнее слово «абзаца». Для ясности после каждого «абзаца» добавлена горизонтальная линия.
Для соответствия большинству опубликованных источников в этих транскрипциях предполагается, что в конце слова А24 есть косая черта, хотя изображения с высоким разрешением показывают, что это всего лишь трещина.
Юникод
[ редактировать ]Ниже приведена визуализация надписи Фестского диска символами Юникода из кодового блока Феста (кодовые точки от +101D0 до +101FC). Радиальные штрихи обозначаются символом ASCII «|». (+7C) и наклонный нижний штрих в виде запятой ФАСТСКИЙ ДИСК, КОМБИНИРУЮЩИЙ НАСОСНЫЙ Штрих (+101FD) после затронутого символа. Радиальная черта с пятью точками, обозначающая предполагаемое начало текста, обозначается символом ISO Latin 1 «¦» (+A6). Знак вопроса в рамке «⍰» (+2370) обозначает неразборчивый знак в слове A8. Внешний вид знаков будет зависеть от шрифта, используемого браузером, но обычно все они должны быть перевернуты слева направо относительно их внешнего вида на диске.
Сторона А :
- ¦ 𐇑𐇛𐇜𐇐𐇡𐇽
- | 𐇧𐇷𐇛 | 𐇬𐇼𐇖𐇽
- | 𐇬𐇬𐇱 | 𐇑𐇛𐇓𐇷𐇰 | 𐇪𐇼𐇖𐇛 | 𐇪𐇻𐇗 | 𐇑𐇛𐇕𐇡⍰ | 𐇮𐇩𐇲 | 𐇑𐇛𐇸𐇢𐇲 | 𐇐𐇸𐇷𐇖 | 𐇑𐇛𐇯𐇦𐇵𐇽
- | 𐇶𐇚 | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽
- | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽
- | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇰𐇦 | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽
- | 𐇑𐇪𐇨𐇙𐇦𐇡 | 𐇫𐇐𐇽
- | 𐇑𐇛𐇮𐇩𐇽
- | 𐇑𐇛𐇪𐇝𐇯𐇡𐇪 | 𐇕𐇡𐇠𐇢𐇽
- | 𐇮𐇩𐇛 | 𐇑𐇛𐇜𐇐 | 𐇦𐇢𐇲𐇽
- | 𐇙𐇒𐇵 | 𐇑𐇛𐇪𐇪𐇲𐇴𐇤 | 𐇜𐇐 | 𐇙𐇒𐇵
Сторона Б
- ¦ 𐇑𐇛𐇥𐇷𐇖 | 𐇪𐇼𐇖𐇲 | 𐇑𐇴𐇦𐇔𐇽
- | 𐇥𐇨𐇪 | 𐇰𐇧𐇣𐇛 | 𐇟𐇦𐇡𐇺𐇽
- | 𐇜𐇐𐇶𐇰 | 𐇞𐇖𐇜𐇐𐇡 | 𐇥𐇴𐇹𐇨 | 𐇖𐇧𐇷𐇲 | 𐇑𐇩𐇳𐇷 | 𐇪𐇨𐇵𐇐 | 𐇬𐇧𐇧𐇣𐇲 | 𐇟𐇝𐇡 | 𐇬𐇰𐇐 | 𐇕𐇲𐇯𐇶𐇰 | 𐇑𐇘𐇪𐇐 | 𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽
- | 𐇬𐇗𐇜 | 𐇬𐇼𐇖𐇽
- | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽
- | 𐇪𐇱𐇦𐇨 | 𐇖𐇡𐇲 | 𐇖𐇼𐇖𐇽
- | 𐇖𐇦𐇡𐇧 | 𐇥𐇬𐇳𐇖𐇗𐇽
- | 𐇘𐇭𐇶𐇡𐇖 | 𐇑𐇕𐇲𐇦𐇖 | 𐇬𐇱𐇦𐇨 | 𐇼𐇖𐇽
Иллюстрированный
[ редактировать ]В следующей транскрипции используются современные изображения знаков, которые перевернуты слева направо по отношению к их внешнему виду на диске. Метки A1-A31 и B1-B30 представляют собой традиционные номера слов. [16]
Сторона А :
А1
А2
А3
A4
А5
А6
A7
А8
А9
А10
А11
А12
А13
А14
А15
А16
А17
А18
А19
А20
А21
А22
А23
А24
А25
А26
А27
А28
А29
А30
А31
Сторона Б :
Б1
Б2
Б3
Б4
Б5
Б6
Б7
Б8
Б9
Б10
Б11
Б12
Б13
Б14
Б15
Б16
Б17
Б18
Б19
Б20
Б21
Б22
Б23
Б24
Б25
Б26
Б27
Б28
Б29
Б30
Числовой
[ редактировать ]В следующей транскрипции в качестве знаков используются числа Эванса. [7] Символы вертикальной черты «¦» и «|» обозначают начало текста и радиальные линии, разделяющие слова, соответственно. Косая черта «/» обозначает косую черту под предыдущим знаком. Каретка "^" обозначает переход от первого витка текста (по краю диска) к внутренним виткам, а "??" это нечитаемый знак.
Сторона А :
- ¦ 02 12 13 01 18/
- | 24 40 12 | 29 45 07/
- | 29 29 34 | 02 12 04 40 33 | 27 45 07 12 | 27 44 08 | 02 12 06 18 ?? | 31 26 35 | 02 12 41 19 35 | 01 41 40 07 | 02 12 32 23 38/
- | 39 11 | ^ 02 27 25 10 23 18 | 28 01/
- | 02 12 31 26/
- | 02 12 27 27 35 37 21 | 33 23 | 02 12 31 26/
- | 02 27 25 10 23 18 | 28 01/
- | 02 12 31 26/
- | 02 12 27 14 32 18 27 | 06 18 17 19/
- | 31 26 12 | 02 12 13 01 | 23 19 35/
- | 10 03 38 | 02 12 27 27 35 37 21 | 13 01 | 10 03 38
Сторона Б
- ¦ 02 12 22 40 07 | 27 45 07 35 | 02 37 23 05/
- | 22 25 27 | 33 24 20 12 | 16 23 18 43/
- | 13 01 39 33 | 15 07 13 01 18 | 22 37 42 25 | 07 24 40 35 | 02 26 36 40 | 27 25 38 01 | 29 ^ 24 24 20 35 | 16 14 18 | 29 33 01 | 06 35 32 39 33 | 02 09 27 01 | 29 36 07 08/
- | 29 08 13 | 29 45 07/
- | 22 29 36 07 08/
- | 27 34 23 25 | 07 18 35 | 07 45 07/
- | 07 23 18 24 | 22 29 36 07 08/
- | 09 30 39 18 07 | 02 06 35 23 07 | 29 34 23 25 | 45 07/
Исправления
[ редактировать ]На диске видны следы внесенных исправлений: некоторые знаки стерты и напечатаны поверх других знаков.
Годарт описывает эти коррекции следующими словами: А1 (знаки 02-12-13-01), А4 (29-29-34) вместе с А5 (02-12-04), А8 (12), А10 (02). -41-19?-35), А12 (12), А16 (12-31-26?), А17 (второй 27?), А29 (второй 27?), В1 (12-22), В3 (37?) , B4 (22-25 отпечатано поверх того же), B10 (07?-24?-40?), B13 (рядом с 29?). Знаки вопроса указывают на неуверенность в том, что этот конкретный знак является результатом коррекции. [16] : стр.99–109
Границы слова B28 также были расширены, чтобы освободить место для знака 02. [16] : стр.107 [6] : стр.34–35
Знак ротации
[ редактировать ]Два знака 27 (СКРЫТЬ) в слове А29 повернуты на 180 градусов по сравнению со всеми другими проявлениями этого знака: «головой вниз» и «головой вверх». Эта ротация может быть мотивирована нехваткой места в А29. [6] : стр. 24
Ари Кейт заметил, что если ротация знаков была случайной с равномерным распределением, то вероятность того, что в итоге они окажутся только в двух (или трех) знаках, очень мала. [21]
Знаки в соседних обмотках
[ редактировать ]На стороне A есть несколько мест, где два вхождения одного и того же знака лежат рядом друг с другом в соседних витках спирали, например, знак 02 (ГОЛОВКА С ПЕРЬЯМИ) в слове A1 и в слове A14. Кроме того, два знака 27 (СКРЫТЬ) в слове A29 перевернуты, причем «головки» указывают на знак СКРЫТЬ слова A23 в соседнем повороте. Ари Кейт утверждает, что вероятность того, что эти совпадения являются случайными, довольно мала. [22]
Происхождение артефакта
[ редактировать ]В течение первых нескольких десятилетий после открытия большинство ученых решительно выступали против местного происхождения артефакта. Эванс [1] : стр. 24 написал это:
...когда приходится сравнивать фигуры в деталях с фигурами минойского иероглифического знака , наблюдается очень большое несоответствие... Из сорока пяти отдельных знаков на Фестском диске не более десяти более или менее напоминают критский. иероглифические формы... Человеческие фигуры по своим очертаниям и костюму неминойские... Изображение корабля также отличается от всех подобных рисунков, встречающихся как среди иероглифических, так и среди линейных документов Крита.
Гюстав Глотц утверждал, что глина была не с Крита. [23] : стр.381 Ипсен пришел к выводу, что диск определенно был откуда-то с Эгейского моря; однако из-за его отличий от линейного письма A или B он, как и Эванс, поддерживал некритское происхождение Диска. Однако он отмечает, что, поскольку линейное письмо А было обычным эгейским письмом, такое предположение не решит проблему множественности. [24] : стр. 15

Однако в последующие десятилетия консенсус по этому вопросу изменился, поскольку на Крите было найдено несколько других артефактов, значительно похожих на диск. Например, на вазе, найденной в Кноссе (Ваза 14 236), имеется штампованный знак, идентичный знаку 25 ЩИТ на диске (круг с семью точками). [ нужна ссылка ] Также под дном чаши, найденной в 1965 году в Фесте (чаша F 4718 от дома к югу от рампы), находится рельефный знак, предположительно являющийся знаком гончара, который практически идентичен знаку 21 (КОМБ). [19] Очень похожий знак найден в виде оттиска печати из клада административных документов, обнаруженного в 1955 г. под комнатой 25 Второго Фестского дворца (печать ЦМС II.5, н. 246). [19] [25] [26] Женские изображения с висячей грудью также были найдены в Малии и Фесте. [16] : стр. 125 также На топоре Аркалохори имеется короткая надпись, в которой используются несколько знаков, аналогичных знакам диска. [27]
Эти и другие находки сделали критское происхождение более популярным. [19] Эту точку зрения высказал Майкл Траут в 1990 году. [28] Дюу в 2000 году [29] и Эндрю Робинсон в 2008 году. [30]
Гипотеза мистификации
[ редактировать ]Уникальность письма, спирального расположения и метода письма (отдельные штампы с глифами) побудили некоторых ученых предположить, что Фестский диск является подделкой или мистификацией 1908 года. [8] [31] Было отмечено, что дата изготовления так и не была установлена методом термолюминесцентного датирования . [32] Однако сейчас археологи в целом признают диск подлинным. [33] Эндрю Робинсон согласен с тем, что термолюминесцентное датирование было бы весьма желательно, но не поддерживает аргументы в пользу подделки. [30]
Точные записи о раскопках, которые вел Луиджи Пернье, всегда были проблемой для гипотезы мистификации. Эта гипотеза в конечном итоге была опровергнута открытием на Крите других артефактов с похожими глифами, о которых мистификатор 1909 года не мог знать. Также золотой перстень-печатка из Кносса ( перстень Мавро Спилио ), найденный в 1926 году, содержит надпись линейным письмом А, расположенную по спирали, аналогично Фестскому диску. [34]
Попытки расшифровки
[ редактировать ]В 20 веке вокруг диска возникло множество спекуляций, особенно захватывающих воображение археологов-любителей. Было предпринято множество попыток расшифровать код знаков диска, при этом предлагалось множество теорий, включая молитвы, повествование или приключенческий рассказ, « псалтерий », призыв к оружию, настольную игру и геометрическая теорема ; некоторые из этих теорий считаются псевдоархеологическими , у которых мало реальных шансов быть точными.
Большинство лингвистических интерпретаций предполагают слоговое письмо , основанное на соотношении 45 символов в тексте из 241 токена, типичного для этого типа письма; некоторые предполагают, что это слоговое письмо с вкраплениями логографических символов, свойственное каждому известному слоговому письму Древнего Ближнего Востока ( линейное письмо B, а также клинопись и иероглифическое письмо). Существуют, однако, также буквенные и чисто логографические интерпретации.
Хотя энтузиасты по-прежнему верят, что загадку можно разгадать, считается, что научные попытки расшифровки вряд ли увенчаются успехом, если не появится больше примеров знаков в других местах, поскольку обычно считается, что для значимого анализа недостаточно контекста. Любая расшифровка без внешнего подтверждения, например успешного сравнения с другими надписями, вряд ли будет принята как окончательная.
Сравнение с другими скриптами
[ редактировать ]Хотя система записи Фестского диска в целом сильно отличается от других известных письменностей, некоторые ученые выступают против того, чтобы считать ее полностью независимым изобретением. Гюнтер Ипсен утверждал, что на создателя, должно быть, повлияли другие письменности, и указывает на иероглифическое лувийское письмо из Анатолии как на пример оригинального письма, вдохновленного другими системами письменности (значения его символов вдохновлены клинописью , его формы — египетскими иероглифами). [24] : стр. 11
Некоторые ученые предположили, что знаки Феста представляют собой более старые или альтернативные формы линейного письма А. глифов Другие указывали на сходство с анатолийскими (лувийскими) иероглифами или с египетскими иероглифами . [35] Более отдаленные варианты — это финикийский абджад или слоговое письмо Библоса .
Линейное письмо А
[ редактировать ]Сравнение знаков диска с надписями линейного письма А восходит к Эвансу в 1909 году. [1] В 1959 году Бенджамин Шварц установил генетическую связь между письмом Фестского диска и линейным письмом Крита. [9] : стр.108 Подобные заявления были сделаны также Вернером Намом в 1975 году: [36] Торстен Тимм в 2004 году [37] и другие.
Некоторые из этих предложений указывают на сходство между некоторыми глифами, например 12 (ЩИТ). , 43 (ФИЛЬТР)
, и 31 (ОРЕЛ)
к символам линейного письма A и линейного письма B и предположить, что они могут иметь одинаковые фонетические значения — соответственно «qe», «ta» и «ku». На основе моделей распределения символов линейного письма А, собранных Джулио Факкетти, [38] Торстен Тимм дошел до того, что идентифицировал 20 из 45 символов со знаками линейного A/B. [39]
Анатолийские иероглифы
[ редактировать ]Параллели между письмом Фестского диска и анатолийскими иероглифами были предложены, в частности, С. Дэвисом в 1961 г. [40] [41] [42] и Ян Бест и Фред Вудхуизен в 1988 году. [43] [44] В 2004 году Винфрид Ахтерберг и другие предложили обширное сопоставление анатолийских иероглифов, что привело их к заявлению о полной расшифровке. [7] Третье переработанное и дополненное издание монографии авторов по данной теме вышло в свет в 2021 году. [45]
Сводная таблица
[ редактировать ]В следующей таблице суммированы предлагаемые идентификации знаков Феста с линейным письмом A/B. [ нужна ссылка ] глифы топора Аркалохори, [ нужна ссылка ] и лувийские иероглифы:
Нет. | Знак | Линейное письмо А | Архалохорий топор | Лувийские иероглифы [7] |
---|---|---|---|---|
01 | ![]() | 'СДЕЛАННЫЙ' | ||
02 | ![]() | 04,07,10 ![]() | 'А 2 ' | |
10 | ![]() | АБ79 ![]() | ||
11 | ![]() | ' СОЛ РУТ ' | ||
12 | ![]() | АБ78 ![]() | 'СТЫД' | |
15 | ![]() | А364 ![]() | ||
16 | ![]() | АБ74 ![]() | ||
17 | ![]() | А322 ![]() | ||
18 | ![]() | АБ37 ![]() | ||
19 | ![]() | АБ31 ![]() | 11 ![]() | |
22 | ![]() | А318 ![]() | ||
23 | ![]() | АБ05 ![]() ![]() | 13 ![]() | |
24 | ![]() | АБ54 ![]() | ||
25 | ![]() | АБ86 ![]() | ||
29 | ![]() | АБ80 ![]() | 08 ![]() | |
30 | ![]() | АБ13 ![]() | ||
31 | ![]() | АБ81 ![]() | ||
34 | ![]() | АБ39 ![]() | ||
35 | ![]() | АБ04 ![]() | 09 ![]() | |
36 | ![]() | АБ30 ![]() | ||
39 | ![]() | АБ28 ![]() | 02 ![]() | 'ТАРХАНТ' |
40 | ![]() | АБ26 ![]() ![]() | ||
43 | ![]() | АБ66 ![]() | ||
45 | ![]() | АБ76 ![]() |
Список заявлений о расшифровке
[ редактировать ]Заявления о расшифровке можно разделить на лингвистические расшифровки, определяющие язык надписи, и нелингвистические расшифровки. Чисто логографическое прочтение не является лингвистическим в строгом смысле слова: хотя оно и может раскрыть смысл надписи, оно не позволяет идентифицировать основной язык.
лингвистический
[ редактировать ]Если не указано иное, приведенные ниже попытки предполагали направление чтения справа налево (по часовой стрелке, от края к центру), начиная со стороны A.
- Джордж Хемпл , 1911: интерпретация как ионический греческий , слоговое письмо. [47]
- Флоренс Ставелл , 1911: интерпретация как гомеровский греческий язык , слоговое письмо); Сначала сторона B. [48]
- Альберт Кюни , 1914: интерпретация как древнеегипетский документ , слогово-логографическое письмо. [ нужна ссылка ]
- Бенджамин Шварц , 1959: интерпретация как микенский греческий язык, слоговое письмо, сравнение с линейным письмом B. [9] [10]
- Жан Фоконо , 1975: интерпретация как « протоионическое » греческое, слоговое письмо. [49] [50] [51]
- Георгиев Владимир Иванович , 1976: устный перевод как хеттский язык , слоговое письмо; чтение наружу. [ нужна ссылка ]
- Стивен Р. Фишер , 1988: интерпретация как греческий диалект, слоговое письмо. [52]
- Кьелл Аартун , 1992: интерпретация как семитский язык , слоговое письмо; чтение наружу. [2]
- Дерк Оленрот , 1996: интерпретация как греческий диалект, алфавитное письмо; чтение наружу; многочисленные омофонические знаки. [53] [2]
- Адам Мартин, 2000: интерпретация как греко-минойский двуязычный текст, алфавитное письмо; чтение наружу, сторона A — греческая, сторона B — минойская. [54]
- Achterberg et al., 2004: интерпретируется как лувийский . [7]
- Торстен Тимм , 2005: слоговое письмо, сравнение с линейным письмом А; Сначала сторона B. [39]
- Гарет Алан Оуэнс , 2007: интерпретация как индоевропейское, слоговое письмо, сравнение с линейным письмом А. [55]
Нелингвистический или логографический
[ редактировать ]- Паоло Баллотта , 1974: интерпретация как логографическое письмо.
- Леон Померанс , 1976: интерпретация как астрономический документ.
- Райнер Дж. ван Мертен , 1977: интерпретация как документальное подтверждение подарка Миносу . [56]
- Питер Алефф , 1982: интерпретация древней игровой доски. [57] [58]
- Оле Хаген , 1988: интерпретация как календарь. [59]
- Харальд Хаарманн , 1990: интерпретация как логографическое письмо.
- Бернд Шомбург , 1997: интерпретация календаря, логограммы. [60]
- Патрик Берлингейм , 2010: интерпретация как мифический лабиринт.
- Герман Венцель , 1998: астрономическая интерпретация. [61]
- Алан Батлер , 1999: интерпретация как календарь .
- Фридхельм Вилл , 2000: интерпретация как числово-философский документ «атлантического» происхождения.
- Аксель Хаусманн , 2002: документ из Атлантиды , датированный 4400 годом до нашей эры, логографическое чтение.
- Хелен Уиттакер , 2005 год: миниатюрная версия игрового поля, похожая на египетский Мехен .
- Вольфганг Речко , 2009: таблица затмений Кносса, охватывающая 4 цикла Сароса по 18 лет каждый. [62]
Юникод
[ редактировать ]Набор из 46 символов с Фестского диска, включающий 45 знаков Эванса и одну комбинированную косую черту, кодируется в Юникоде с апреля 2008 года (Юникод версии 5.1). Им присвоен диапазон 101D0–101FF в плоскости 1 ( дополнительная многоязычная плоскость ). слева направо Эти символы были закодированы с строгой направленностью , поэтому в таблицах кодов и тексте (например, в других местах на этой странице) глифы зеркально отражают то, как они выглядят на самом диске.
Фестский диск [1] [2] Официальная таблица кодов Консорциума Unicode (PDF) | ||||||||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | А | Б | С | Д | И | Ф | |
U + 101Dx | 𐇐 | 𐇑 | 𐇒 | 𐇓 | 𐇔 | 𐇕 | 𐇖 | 𐇗 | 𐇘 | 𐇙 | 𐇚 | 𐇛 | 𐇜 | 𐇝 | 𐇞 | 𐇟 |
U + 101Ex | 𐇠 | 𐇡 | 𐇢 | 𐇣 | 𐇤 | 𐇥 | 𐇦 | 𐇧 | 𐇨 | 𐇩 | 𐇪 | 𐇫 | 𐇬 | 𐇭 | 𐇮 | 𐇯 |
U + 101Fx | 𐇰 | 𐇱 | 𐇲 | 𐇳 | 𐇴 | 𐇵 | 𐇶 | 𐇷 | 𐇸 | 𐇹 | 𐇺 | 𐇻 | 𐇼 | 𐇽 | ||
Примечания |
Современное использование
[ редактировать ]Сторона А Фестского диска используется в качестве логотипа FORTH , одного из крупнейших исследовательских центров Греции.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Эванс, Артур Дж. (1909). Scripta Minoa, письменные документы минойского Крита, с особым упором на архивы Кносса . Оксфорд: Кларендон Пресс. ОЛ 7128491М .
- ^ Jump up to: а б с Балистье, Томас (2000). Фестский диск – рассказ о его неразгаданной тайне . Верлаг Доктор Томас Балисье. ISBN 978-3980616805 .
- ^ Спенсер МакДэниел 2022, Непонятная древняя неразгаданная тайна Фестского диска.
- ^ Пернье, Луиджи, «Диск Феста с пиктографическими символами (табличка IX-XIII)», Ausonia 3, стр. 255-302, 1909 г.
- ^ Пернье, доктора. Луиджи, «Отчеты Королевской академии лицея, класс моральных, исторических и филологических наук», серия V, том. 17, с. 642–651, 1908 г.
- ^ Jump up to: а б с Ив Дюу (1977): Le disque de phaestos , Левен.
- ^ Jump up to: а б с д и Винфрид Ахтерберг, Ян Бест, Кес Энцлер, Лия Ритвельд и Фред Вудхуизен (2004): Фестский диск: лувийское письмо Нестору . Том 13 публикаций Фонда Генри Франкфорта . ISBN 978-90-72067-11-1
- ^ Jump up to: а б с д Айзенберг, Джером М. (2008). «Фестский диск: столетняя мистификация?». Минерва (июль/август): 9–24.
- ^ Jump up to: а б с Шварц, Бенджамин (апрель 1959 г.). «Фестский диск» . Журнал ближневосточных исследований . 18 (2): 105–112. дои : 10.1086/371517 . ISSN 0022-2968 . S2CID 162272726 .
- ^ Jump up to: а б Шварц, Бенджамин (1959). «Фестский диск II» . Журнал ближневосточных исследований . 18 (3): 222–226. дои : 10.1086/371536 . ISSN 0022-2968 . JSTOR 543423 . S2CID 163120992 .
- ^ Jump up to: а б Брекле, Герберт Э. (1997). «Типографский принцип. Попытка уточнить концепцию» . Ежегодник Гутенберга (на немецком языке). Том 72. стр. 58–63. Архивировано из оригинала 16 июля 2011 г.
{{cite magazine}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «слепая печать» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . (Требуется подписка или членство участвующей организации .)
- ^ Герберт Э. Брекле (2005): Изучение дарственной надписи 1119 года. Палеографо-типографическое исследование ( краткое резюме. Архивировано 1 октября 2011 г. в Wayback Machine ), Scriptorium Verlag für Kultur und Wissenschaft, Регенсбург, ISBN 3-937527-06-0
- ^ Даймонд, Джаред (1997). «13: Мать необходимости: эволюция технологий». Оружие, микробы и сталь: судьбы человеческого общества . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-03891-0 .
- ^ Jump up to: а б с Майкл Эверсон и Джон Х. Дженкинс (1997): « Предложение по кодированию символов Фестского диска в SMP UCS, заархивировано 5 декабря 2022 г. в Wayback Machine », Документ рабочей группы ISO/IEC JTC1/SC2/WG2 N3066R ( Л2/06-095Р), 01.04.2006.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Луи Годар (1995): Фестский диск: загадка эгейского письма . перевод Александры Думас. Издания Itanos. ISBN 960-7549-02-3
- ^ Jump up to: а б Майкл Эверсон (2011): « Ответ на L2/11-126 «Ошибки Фестского диска», заархивировано 27 июля 2023 г. в Wayback Machine » Документ рабочей группы ISO L2/11-166, 06 мая 2011 г.
- ^ Древняя Греция.org. «Кносский план» . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 г. Проверено 4 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Джорджия Бальдаччи (2021 г.): « Фестский диск - загадочный артефакт в его культурном контексте. Архивировано 25 августа 2023 г. в Wayback Machine ». Древний Ближний Восток (интернет-журнал), том 9, выпуск 11 (ноябрь). Доступ осуществлен 25 августа 2023 г.
- ^ Эванс, Артур Дж . (1921). Дворец Миноса: сравнительный отчет о последовательных этапах ранней критской цивилизации, иллюстрированный открытиями в Кноссе . Том. 1. Лондон: Macmillan and Co. Ltd. LCCN 22006622 . ОСЛК 3536093 . ОЛ 7063760М .
можно Априори было предположить, что знаки надписей выходили наружу[...].
- ^ Ари тен Кейт (2013): «Статистический анализ повернутых знаков Фестского диска», Pioneer Journal of Theoretical and Applied Статистика , том 6, выпуск 2, страницы 81-88
- ^ тен Кейт, Ари (2011). «Узоры на древнем артефакте: совпадение?» . Статистика Неерландики . 65 (1): 116–124. дои : 10.1111/j.1467-9574.2010.00478.x . S2CID 247700947 .
- ^ Гюстав Глотц, Марриат Росс Доби и Э.М. Райли (1925): Эгейская цивилизация . Кнопф.
- ^ Jump up to: а б Гюнтер Ипсен (1929): «Фестский диск: попытка расшифровки». Индоевропейские исследования , том 47, выпуск 1, страницы 1-40. дои : 10.1515/if-1929-0102
- ^ Хнила, Павол. «Заметки о подлинности Фестского диска» . Архивировано из оригинала 04 сентября 2023 г. Получено 21 февраля 2016 г. - через www.academia.edu.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Печать месяца - 2013 г. Архивировано 22 апреля 2023 г. в Wayback Machine . Гейдельбергском университете
- ^ Торстен Тимм (2003): « Надпись на топоре Аркалохори. Архивировано 8 октября 2017 г. в Wayback Machine ». Интернет-статья на сайте Керети . Доступ осуществлен 2 сентября 2023 г.
- ^ Майкл Траут (1990): «Фестский диск и адвокат дьявола: об апориях древней темы исследования». Глоттометрика , том 12. Архивировано 25 августа 2023 г. в Wayback Machine (= Количественная лингвистика , том 45), страницы 151–173. Цитата: «Крит как источник Диска больше не может подвергаться сомнению».
- ^ Ив Дюу (2000:): « Как не расшифровать Фестский диск, заархивированный 19 августа 2016 г. в Wayback Machine », Американский журнал археологии , том 104, выпуск 3, страницы 597–600.
- ^ Jump up to: а б Эндрю Робинсон (2008): «Век головоломок». Природа , том 453, страницы 990–991. doi : 10.1038/453990a S2CID 5166897 PMID 18563139 Цитата: «Большинство учёных сегодня, включая Дюу, считают правдоподобной рабочей гипотезой, что диск был изготовлен на Крите».
- ^ Айзенберг, Джером М. (2008). «Фестский диск: 100-летняя мистификация? Дополнения, исправления и комментарии» (PDF) . Минерва (сентябрь/октябрь): 15–16. Архивировано из оригинала (PDF) 19 октября 2012 г.
- ^ «Даля Альберге, «Фестский диск объявлен ученым поддельным», The Times , 12 июля 2008 г.» . Архивировано из оригинала 17 марта 2009 г.
- ^ Кэмпбелл-Данн, Грэм (2006). Кем были минойцы? . АвторДом. п. 207. ИСБН 978-1-4259-2007-4 .
- ^ «Арахна» . arachne.dainst.org . Архивировано из оригинала 04 сентября 2023 г. Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ А. Куни
- ^ Вернер Нам (1975): «Сравнение знаков Фестского диска с линейным письмом А». Кадмос , том 14, выпуск 2, страницы 97–101. doi : 10.1515/kadmos-1975-0202 S2CID 201808440
- ^ Торстен Тимм (2004): « Фестский диск - Заметки по интерпретации и структуре текста. Архивировано 5 октября 2018 г. в Wayback Machine ». Индоевропейское исследование, том 109, выпуск 2004 г., страницы 204–231. doi : 10.1515/16130405.204 S2CID 170325659
- ^ Факкетти, Джулио М. «Статистические данные и морфематические элементы в линейном письме А». Кадмос . 38 (2. (1999)).
- ^ Jump up to: а б Торстен, Тимм (2008) [2005]. Фестский диск – иностранное влияние или критское наследие? (на немецком языке) (2-е изд.). Книги по требованию. ISBN 978-3833424519 .
- ^ С. Дэвис (1961): Фестский диск и этеокритские надписи из Психро и Прайсоса . Издательство Университета Витватерсранда.
- ^ Б. Е. Ньютон (1962): «С. Дэвис: Фестский диск и этеокритские надписи (обзор книги) ». Acta Classica , том 5, стр. 75.
- ^ С. Дэвис, (1964): «Критские иероглифы: конец поиска?» Греция и Рим , том 11, выпуск 2, страницы 106–127. дои : 10.1017/S0017383500014121
- ^ Ян Г. П. Бест, Фред К. Вудхуизен (1988): Древние письмена с Крита и Кипра . Том 9 изданий Фонда Анри Франкфурта. 131 страница. ISBN 9789004084315
- ^ Ян Г. П. Бест, Фред К. Вудхуизен (1989): Утраченные языки Средиземноморья . Том 10 изданий Фонда Анри Франкфурта. 179 страниц. ISBN 9789004089341
- ^ Винфрид Ахтерберг, Ян Бест, Кес Энцлер, Лия Ритвельд, Фред Вудхуизен 2021, Фестский диск: лувийское письмо Нестору. Третье исправленное и расширенное издание: 2021 г. Амстердам. академия.edu
- ^ «Древняя Греция» . Архивировано из оригинала 8 октября 2008 г. Проверено 3 августа 2006 г.
- ^ Хемпл, Джордж (январь 1911 г.). «Разгадка древней загадки: ионический греческий язык до Гомера» . Ежемесячный журнал Харпера . Том. 122, нет. 728. стр. 187–198 - через Интернет-архив .
- ^ Ставелл, Ф. Мелиан (1911). «Интерпретация Фестского диска». Журнал Burlington для ценителей . 19 (97): 23–38. ISSN 0951-0788 . JSTOR 858643 .
- ^ Жан Фоконо (1975): «Возможна ли расшифровка Фестского диска статистическими методами?» Revue des Études Anciennes , том 77, выпуски 1–4, страницы 9–19. два : 10.3406/rea.1975.3981
- ^ Жан Фоконо (1999): Дешифровка Фестского диска . Париж.
- ^ Жан Фоконо (2001): Протоионийцы: история забытого народа . Париж.
- ^ Стивен Р. Фишер (1988): Свидетельства эллинского диалекта на Фестском диске . ISBN 3-261-03703-2
- ^ Дерк Оленрот (1996): Абатон Ликейского Зевса и Элейская роща: На Фестском диске и ранней греческой письменной культуре . ISBN 3-484-80008-9
- ^ Адам Мартин (2000): Фестский диск - двуязычный документ, написанный ранним греческим алфавитом. ISBN 3-9807169-1-0 .
- ^ "daidalika/07_chapter_85-99" (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ ван Мертен, Райнер Дж (1977). «Дешифровка Фестского диска вероятностным методом». СМИЛ Журнал лингвистического исчисления . 1977 (1): 29–104.
- ^ Питер Алефф (1982): интерпретация древней игровой доски. Архивировано 26 января 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ «Фестский диск: кати их» . Архивировано из оригинала 18 апреля 2017 г. Проверено 5 мая 2006 г.
- ^ Оле Хаген (1988): интерпретация как календарь
- ^ Бернд Шомбург (1997): интерпретация календаря, логограммы. Архивировано 20 ноября 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Герман Венцель (1998): астрономическая интерпретация. Архивировано 24 февраля 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Речко, Вольфганг (1 декабря 2009 г.). «Анализ и датировка строения Фестского диска» . Археологические и антропологические науки . 1 (4): 241–245. Бибкод : 2009АрАнС...1..241Р . дои : 10.1007/s12520-009-0015-2 . ISSN 1866-9565 . S2CID 129823808 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Беннетт, Эммет Л. (1996) - Эгейские сценарии (в книге «Мировые системы письменности» , Питер Т. Дэниэлс и Уильям Брайт (ред.) Оксфорд: University Press. ISBN 0-19-507993-0
- Чедвик, Джон. Расшифровка линейного письма B , издательство Кембриджского университета, 1958.
- Фор, П. «Запись поворота», загадка Фестской записи , Notre Histoire n°213, октябрь 2003 г. ( PDF 0,7 Мб) [ постоянная мертвая ссылка ] ).
- Гаур, Альбертина. 1984 — История письма — Сыновья Чарльза Скрибнера.
- Кобер, Алиса. Минойские письменности: факты и теория , Американский журнал археологии, Том. 52, № 1 (1948), стр. 82–103.
- Зорниг, Карл (2006). «Окончательная оценка». Лингвистические исследования Граца (65): 151–155.
- Международная конференция Фестских дисков 2008, спонсируемая журналом Minerva . рефераты
Попытки расшифровки
[ редактировать ]- Аартун, Кьелл, «Фестский диск»; Бронзовый топор с надписью; Надпись на Тарагонской табличке минойским письмом: язык и тексты, том. 1, Висбаден, Харрасовиц (1992) ISBN 3-447-03273-1
- Эфрон, Генри Д. (1962), « Тарсо и Иаон: Фестский диск» , Гарвардские исследования классической филологии , том 66. (1962), стр. 1–91. JSTOR URL-адрес
- Гордон, Ф.Г. 1931. От баскского к минойскому: транслитерация и переводы минойских табличек . Лондон: Издательство Оксфордского университета.
- Хаусманн, Аксель, Фестский диск. Документ от Atlantis , BoD GmbH (2002 г.), ISBN 3-8311-4548-2 .
- [1] Томас Г. Палайма, Эммет Л. Беннет-младший, Майкл Г. Ф. Вентрис, Элис Э. Кобер, «Криптоанализ, дешифрование и Фестский диск», в М.-Л. Под ред. Ноша и Х. Ландениуса-Энегрена, «Эгейские сценарии», (Incunabula Graeca 105, Рим: 2017), том. 2, с. 771–788
- Полиганнакис, Фестский диск говорит по-гречески , Георгиадис, Афины (2000).
- Померанс, Леон, Фестский диск: интерпретация астрономических символов , Пол Астромс Форлаг, Гетеборг (1976). рецензия Д. Х. Келли в Журнале археоастрономии (том II, номер 3, лето 1979 г.)
- Уиттакер, Элен (2005). «Социальные и символические аспекты минойского письма». Европейский журнал археологии . 8 (1): 29–41. дои : 10.1177/1461957105058207 . S2CID 162881074 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Находки из археологического памятника Феста» . Фест . Интеркрити . Проверено 4 мая 2012 г.
- Своронос, Энтони П. «Информация о попытках расшифровки ФЕСТОССКОГО ДИСКА» . otonet.gr . Проверено 4 мая 2012 г.
- Оуэнс, Гарет Алан (2008–2012). «Фестский диск и связанные с ним надписи» . ТЭИ Крита – Дайдалика. Архивировано из оригинала 20 сентября 2012 г. Проверено 4 мая 2012 г.
- Исследование непреходящей тайны Фестского диска на Крите – AtlasObscura – 2022 г.
- Надписи 2-го тысячелетия до нашей эры
- Археологические открытия 1908 года
- Древняя керамика
- Археологические артефакты
- Археологические открытия на Крите
- Художественные диски и овалы
- Критские иероглифы
- Археологический музей Ираклиона
- История печати
- Индивидуальная керамика
- Надписи в нерасшифрованных системах письма
- Надписи на неизвестных языках
- Минойские археологические артефакты