Jump to content

Основная ступень системы космического запуска

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Основная ступень системы космического запуска
Горизонтальная основная ступень Artemis 1 в цехе сборки автомобилей
Производитель Боинг
Страна происхождения Соединенные Штаты
Используется на Система космического запуска
Общие характеристики
Высота 65 м (212 футов) [ 1 ]
Диаметр 8,4 м (27,6 футов) [ 1 ]
Пороховая масса 987 т (2 177 000 фунтов)
[ 1 ] (144 т (317 000 фунтов) LH 2 , 840 т (1 860 000 фунтов) LO x [ 1 ] )
Пустая масса 88 275 кг (194 613 фунтов) [ 1 ]
История запуска
Статус Активный
Всего запусков 1
Успехи
(только сцена)
1
Первый полет 16 ноября 2022 г. ( Артемида 1 )
Детали двигателя
Питаться от 4 РС-25
Максимальная тяга 9120 кН (2050000 фунтов силы )
Удельный импульс 366 секунд (3,59 км/с) на уровне моря,
452,3 секунды (4,436 км/с) вакуум
Время горения 500 с [ 2 ]
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Основная ступень системы космического запуска , или просто основная ступень , — это основная ступень ракеты Американской системы космического запуска (SLS), построенной компанией Boeing на НАСА сборочном заводе в Мичуде . Основная ступень высотой 65 м (212 футов) и диаметром 8,4 м (27,6 футов) содержит около 987 т (2 177 000 фунтов) жидкого водорода и жидкого кислорода криогенного топлива . Приводимая в движение четырьмя двигателями RS-25 , ступень генерирует тягу примерно 7,44 МН (1 670 000 фунтов силы ), что составляет около 25% тяги системы космического запуска при старте, в течение примерно 500 секунд, приводя в движение только ступень в течение последних 375 секунд полета. . Ступень поднимает ракету на высоту примерно 162 км (531 380 футов), а затем отделяется и снова входит в атмосферу над Тихим океаном.

Основной этап зародился в 2011 году, когда была определена архитектура ракетно-космической системы в целом. После завершения программы «Спейс Шаттл» и отмены ее предполагаемой замены программы «Созвездие» появилась SLS, сверхтяжелая ракета-носитель, предназначенная для полета человека в космос на Луну . [ 3 ] Основная ступень — это первая недавно разработанная ступень SLS; ICPS представляют (промежуточная криогенная двигательная ступень) и пятисегментные ускорители собой адаптацию существующего оборудования, которая будет заменена на верхнюю ступень разведки и ускорители BOLE соответственно.

Производство основных ступеней началось в 2014 году, но было сопряжено с многочисленными трудностями в производстве и испытаниях, из-за которых готовность первой основной ступени была задержана на несколько лет. Основная ступень впервые полетела 16 ноября 2022 года в рамках миссии «Артемида-1» , где она показала себя успешно. По состоянию на 2024 год завершен второй основной этап, [ 4 ] третья и четвертая основные стадии находятся в производстве, а работа над пятой и шестой уже началась, их производство ожидает передачи операций SLS компании Deep Space Transport , будущему оператору корабля.

Основная ступень состоит из пяти основных секций: двигательной секции, бака с жидким водородом (LH 2 ), промежуточного бака, бака с жидким кислородом (LO x ) и передней юбки. Эти элементы можно разделить на десять секций ствола, четыре купола и семь колец, вместе образующих конструкцию ступени ракеты. [ 5 ]

Структура основной стадии

Главная двигательная установка

[ редактировать ]
Структурное испытание. Секция двигателя с опорной конструкцией.

Основная ступень приводится в движение четырьмя двигателями РС-25, расположенными внутри моторного отсека в основании ступени. Двигатели связаны с основной двигательной системой, которая поддерживает двигатели в их работе, позволяя им поворачиваться или отклоняться для управления ракетой, снабжать их жидким водородом и жидким кислородным топливом и поддерживать давление в баках с топливом. Для выполнения этой роли главная двигательная система оснащена гидравлическими системами, которые приводят в движение колокола двигателя, позволяя им стабилизироваться, пневматикой для приведения в действие многочисленных клапанов внутри ракеты, системой подачи газообразного топлива в их баки, а также большими объемами топлива. воздуховодов. Пневматическая система находится под давлением гелия , хранящегося в пяти резервуарах высокого давления, покрытых композитом, внутри секции двигателя, а гидравлическая мощность обеспечивается вспомогательной силовой установкой , называемой CAPU, которая на первых двух основных ступенях представляет собой повторно используемое оборудование космического корабля "Шаттл". CAPU представляет собой турбину, которая вращается за счет газообразного гелия под давлением во время запуска транспортного средства, а затем за счет газообразного водорода, в отличие от использования космического корабля "Шаттл", когда он приводился в действие потоком гидразин . Гидравлическая система с приводом от CAPU также включает в себя приводы подвеса, которые сами отклоняют двигатели РС-25. Эти приводы, как и CAPU, представляют собой повторно используемые детали космического корабля «Шаттл» на основных стадиях раннего производства. Основная двигательная установка работает на снижение риска возгорания в моторном отсеке: при постановке на работу и обслуживание моторный отсек продувается чистым воздухом; На стартовой площадке во время подготовки к полету пространство заполняется газообразным азотом, подаваемым из наземного вспомогательного оборудования, для уменьшения накопления опасных газов, таких как водород или кислород. Перед полетом основная ступень также получает все свои запасы через MPS, при этом топливо и гелиевый нагнетатель проходят через быстроразъемные соединения шлангокабеля хвостовой мачты, взаимодействуя с кораблем на пластине, расположенной в моторном отсеке. [ 6 ]

Структурный испытательный образец межбака с упорной балкой

Напорные конструкции

[ редактировать ]

Двигательная секция и межбак основной ступени имеют большие конструкции тяги, которые передают силы тяги (первая от двигателей RS-25 основной ступени, вторая от сдвоенных ускорителей корабля SLS) через машину. Конструкция тяги двигателя также позволяет подвесить двигатели РС-25 сцены. Каждый двигатель имеет точку крепления в основании конструкции тяги, а его гидравлическая система управления вектором тяги установлена ​​сверху этой же конструкции. Упорная конструкция моторной секции скреплена болтами и закреплена внутри цилиндрического ствола моторной секции. [ 7 ] Межбаковая упорная балка, установленная на машине гораздо выше межбаковой балки, представляет собой одинарную балку, что в сочетании с утолщенной и усиленной болтовой конструкцией самой межбаковой конструкции позволяет передавать тягу твердотопливных ракетных ускорителей через этап. [ 8 ]

Топливные баки

[ редактировать ]
Пробковая сварка резервуара LH 2, демонстрирующая внутреннюю структуру

Самыми крупными конструкциями основной ступени являются топливные баки, рассчитанные на перевозку примерно 987 тонн криогенного топлива, жидкого водорода и жидкого кислорода. Чрезвычайно низкие криогенные температуры этих жидкостей - -182,8 ° C (-297,0 ° F) для жидкого кислорода и -252,8 ° C (-423 ° F) для жидкого водорода - вызывают существенную усадку топливных баков. [ 9 ] После наполнения резервуар с жидким водородом уменьшается примерно на 15 см (6 дюймов) в длину и на 2,5 см (1 дюйм) в диаметре, а размер резервуара с жидким кислородом уменьшается на 3,8 см (1,5 дюйма) в длину и на 1,3 см (0,5 дюйма) в поперечнике. . Поэтому все оборудование, прикрепленное к топливным бакам, должно быть установлено с использованием сильфонов, которые позволяют им гибко приспосабливаться к перемещающимся размерам топливных баков. [ 5 ]

Наследие и различия космических кораблей

[ редактировать ]

В конструкции основной ступени были использованы знания и опыт, полученные в рамках программы «Спейс Шаттл», как и в остальной части системы космического запуска. Это отражено в таких аспектах, как диаметр ракеты 8,4 м (27,6 футов), идентичный диаметру космического корабля "Шаттл" , внешнего бака а питающие линии и воздуховоды спроектированы с учетом использования существующих конструкций клапанов и разъемов. [ 5 ] Однако основная ступень также существенно отличается от внешнего резервуара. На внешнем баке нет никакой конструкции, сравнимой с главной двигательной секцией основной ступени, которая аналогична главной двигательной секции, занимавшей хвостовую часть орбитального корабля "Шаттл" . [ 10 ] Основная ступень также изготовлена ​​из другого, более твердого алюминиевого сплава, чем в окончательной версии внешнего бака, который был легче, но с ним труднее работать. [ 11 ] Конструктивная конструкция топливных баков основной ступени также отличается от конструкции внешнего бака «Шаттла», отчасти из-за более широкого использования сварки трением с перемешиванием основной ступени , а стрингеры фрезерованы из заготовки, а не приклепаны. [ 11 ]

Сравнение основной ступени и внешнего бака шаттла
Основная стадия SLS (2022–) СЛВТ (1998–2010) [ 12 ] ЛВТ (1982–1999) [ 12 ]
Раздел двигателя Да Нет
Запас топлива 144 т (317 000 фунтов) LH 2 , 840 т (1 860 000 фунтов) LOX 105 т (231 000 фунтов) LH 2 , 630 т (1 380 000 фунтов) LOX
Диаметр 8,4 м (27,6 футов)
Материал первичной конструкции Аль-Си 2219 Аль-Ли 2195 Аль-Си 2219
Присоединение Фрикционное перемешивание Плазменная дуга, позднее трение Плазменная дуга
LH 2 Конструкция резервуара Обработанная орторешетка Т-образный элемент жесткости
ЛО 2 Конструкция резервуара Обработанная орторешетка Монокок
Межбаковая структура Интегрально обработанный элемент жесткости Приклепанные внешние стрингеры, внутренний каркас

Производство

[ редактировать ]

Основная ступень SLS в основном производится компанией Boeing на принадлежащем НАСА сборочном заводе Мишуд в Новом Орлеане , где ранее производился внешний бак космического корабля "Шаттл" и Saturn V. S-IC производились [ 13 ]

Секция порохового бака, предназначенная для CS-1 LH 2. танка
Передний LO x купол CS-4, один из четырех куполов основной ступени.

При первичном изготовлении основной ступени используется ряд инструментов. К ним относятся инструмент для сварки кольцевого купола (CDWT) и инструмент для сварки Gore Weld (GWD), которые используются вместе с усовершенствованным роботизированным сварочным инструментом (ERWT), вертикальным центром сварки (VWC), инструментом для сегментированных колец (SRT) и вертикальным сборочным устройством. Центр (ВАЦ). [ 14 ] Эти инструменты, как правило, предназначены для сварки трением с перемешиванием , как самореагирующей, так и традиционной, кольцевой и линейной, из алюминиево-медного сплава 2219 большей части основной ступени. [ 14 ] [ 11 ] Дополнительные инструменты включают приспособление для сборки пола (FAJ). [ 15 ] и инструмент окончательной сборки межбакового пространства (IFAT). [ 16 ]

Основные конструктивные элементы

[ редактировать ]
Межбаковый КС-3, конструктивно законченный

Каждый из двух топливных баков основной ступени — «мокрых» конструкций — состоит из нескольких стволов, двух колец и двух куполов. Ствол состоит из восьми вертикально, линейно соединённых «панелей», сваренных в VWC. Каждая Купол изготовлен из 12 панелей, сначала соединенных в купол в GWT, Y-образного кольца и торцевой крышки, соединенных обычными сварными швами трением с перемешиванием по окружности. [ 17 ] В ЦДВТ эти элементы собираются в целые купола. [ 17 ] Сегментированные кольца, используемые для соединения куполов и бочек и обеспечения жесткости, изготавливаются с использованием СРТ. Затем эти детали свариваются по окружности в VAC, начиная с переднего купола, затем один за другим стволы – 5 для танка LH 2 LO x. , 2 для танка [ 1 ] – затем кормовой купол. [ 17 ] С установленными кольцами жесткости эти элементы образуют топливный бак. После первоначальной сборки танки проходят испытания и ремонт. Рентгенография используется для проверки качества сварных швов. Любые дефекты сварных швов исправляются автоматизированными и ручными методами. [ 17 ] Потребовалась существенная разработка технологии, чтобы обеспечить возможность самореагирующей сварки трением с перемешиванием топливных баков активной ступени, поскольку металл, составляющий их стенки, был толще, чем любой другой, соединенный ранее с использованием этой технологии. [ 18 ]

Двигательная часть КС-3 проходит интеграцию

Основная ступень Intertank изготовлена ​​иначе, чем другие элементы. «Сухая» конструкция должна выдерживать не только нагрузки самой активной ступени, но и тягу спаренных твердотопливных ускорителей SLS, передающих эти нагрузки. Кроме того, поскольку он представляет собой сухую конструкцию, он не находится под давлением, как топливные баки. Соответственно, он имеет внешние ребра жесткости и более толстую конструкцию, [ 19 ] которые запрещают использование сварки при сборке; поэтому межбак скреплен болтами из восьми панелей с использованием более 7500 крепежных элементов. [ 20 ] К моменту скрепления межбаковых панелей между собой их предварительно окрашивают защитной грунтовкой . [ 21 ]

Передняя юбка адаптирует основную ступень к адаптеру ступени ракеты-носителя на блоке SLS 1 и промежуточной ступени исследовательской верхней ступени на блоке SLS 2. Ее сборка считается наименее сложной и сложной из «сухих» конструкций, поэтому ее сборка более проста и занимает меньше времени. чем любой другой основной элемент основной стадии. [ 17 ] Кольцевые панели, составляющие его конструкцию, вместе с переходными кольцевыми фланцами перед сборкой конструкции покрываются антикоррозионной грунтовкой. [ 21 ]

Двигательный отсек — наиболее сложный элемент основной ступени, как и системы космического запуска в целом. Заготовка ее деталей и сборка являются наиболее длительными статьями при изготовлении основной ступени. [ 17 ] и, начиная с CS-3, секции двигателя интегрируются в Центр обработки данных космической станции (SSPF) Космического центра Кеннеди . [ 15 ] Структурная сборка всех секций двигателя происходит на сборочном заводе в Мишуде. Элементы конструкции состоят из сварного ствола (составленного из 8 панелей), ответного кольца, служащего для адаптации моторной секции к баку LH 2 , и тяговой конструкции, конструкция которой крепится болтами. Затем эти конструкции выравниваются в FAJ вместе с определенными элементами, такими как кронштейны для оборудования, и скрепляются примерно 2000 крепежными деталями. [ 15 ] [ 22 ] После завершения первичной структурной сборки секции двигателя она вступает в «чистую» фазу производства, во время которой она хранится в контролируемой среде. [ 15 ] Для секций двигателя, интегрированных на сборочном заводе в Мишуде, небольшие ограждения с воздушными шлюзами вокруг изделия были установлены , которые сносились и перестраивались по мере необходимости. Напротив, при сборке на СМПФ сцена хранится в контролируемом здании с шлюзовой камерой. Здесь происходит установка оборудования. Соединяются трубопроводы гидравлической и пневматической систем, а также каналы для криогенного топлива ракеты. К жгутам добавляется и монтируется электропроводка, а также устанавливается оборудование и приборы авионики. После завершения установки этих линий более крупные узлы, такие как платформы управления вектором тяги и баллоны с гелием, поднимаются в отсек двигателя сверху и устанавливаются. [ 15 ] Дополнительно установлен боаттэйл – основание моторного отсека. [ 23 ]

Конструктивно законченный танк LH 2 для CS-3

Система термозащиты

[ редактировать ]

После конструктивной готовности топливных баков они подвергаются отделке, защищающей конструкцию от коррозии и термических нагрузок. Каждый резервуар покрывается антикоррозийной грунтовкой на основе оксида цинка, напыляемой с помощью автоматизированных машин. [ 22 ] Затем резервуары оснащаются системой термозащиты из распыляемой пены , которая придает сцене характерный оранжевый цвет. [ 24 ] Сама изоляция состоит из изоцианатов и смеси полиолов , которые разделяются перед нанесением и смешиваются в распылительной головке, что позволяет им выделяться в виде пены. [ 24 ] Резервуары поворачиваются в горизонтальное положение, при этом основные поверхности роботизированно обрабатываются изоляционным материалом. При нанесении системы тепловой защиты резервуары вращаются со скоростью примерно 2 оборота в минуту, чтобы обеспечить равномерное покрытие. [ 21 ] Секции стволов всех основных ступеней были обработаны роботизированным способом; начиная со второй основной стадии, купола резервуаров также подвергаются роботизированному распылению. [ 22 ] Автоматизированное распыление требует специально контролируемых условий температуры и влажности, тогда как ручное распыление более гибко в отношении экологических требований. [ 21 ] После этих массовых распылений «площади» баки затем обрезаются от изоляции в определенных критических местах, таких как точки крепления опорной плиты туннеля системы, точки крепления летных приборов и кронштейны для топливопроводов. [ 22 ] Конечным результатом является слой пенопластовой изоляции толщиной 3,0 см (1,2 дюйма) на резервуаре LH 2 , причем определенные участки покрыты изоляцией толщиной до 5,1 см (2,0 дюйма). [ 24 ]

На два сухих элемента: межбак и переднюю юбку также нанесена напыляемая изоляция. Этот процесс происходит до того, как они будут оснащены внутренним оборудованием. [ 21 ] Передняя юбка получает применение TPS, когда ее кладут на поворотный стол и вращают вокруг неподвижной роботизированной распылительной головки, которая наносит пену. Напротив, промежуточный резервуар должен подвергнуться большому количеству ручного опрыскивания, прежде чем будет произведено автоматическое опрыскивание площади. Его внешняя структура жесткости создает карманы, которые рабочие заполняют индивидуально с помощью портативных распылителей. [ 21 ]

LH ​​2 КС-2 после применения системы тепловой защиты (СТЗ) Бак

В моторном отсеке применяется система тепловой защиты, отличная от остальной части сцены. Поскольку прогнозируемые тепловые нагрузки выше, чем у других конструкций, он покрыт листами пробки P50, композитным веществом из молотой пробки и фенольных связующих. Эти листы прикрепляются к секции двигателя с помощью клея-клея, а затем покрываются белой краской Hypalon , которая образует барьер для влаги. [ 21 ] [ 25 ] В ходе испытаний Green Run секция двигателя Artemis 1 получила уникальную термозащитную обработку, включающую слой отражающей ленты из фольги, предназначенной для уменьшения теплового воздействия при восьмиминутном испытательном стрельбе. [ 25 ]

Интеграция и сборка

[ редактировать ]

После того, как каждая конструкция получила заявку TPS, приступают к сборке основных конструкций. Первый этап этой интеграции известен как переднее соединение, при котором передняя юбка, резервуар LO x и промежуточный резервуар соединяются болтами с помощью переходных фланцев в ячейке D в здании 110 MAF. Этот процесс происходит, когда все конструкции ориентированы вертикально. [ 26 ] Эти элементы не присоединяются сразу к резервуару с жидким водородом, а вместо этого подвергаются значительной дооснащенности перед тем, как вернуться обратно в горизонтальное положение. [ 26 ] После последующей подготовки бака LH 2 и переднего соединения эти две конструкции объединяются вместе, образуя конструкцию, известную как «четыре пятых». [ 27 ] Работа на этом этапе включает в себя закрытие TPS на участках фланцев, что придает сцене вид полос. [ 21 ] [ 28 ] На этом этапе продолжаются работы по подготовке четырех пятых к креплению к моторному отсеку. В задачи входит установка системного туннеля, прокладка кабеля, видимая снаружи сцены, питающие линии LO x , коллектор LH 2 и завершение работ внутри промежуточного резервуара, где размещено оборудование авионики. [ 23 ]

Пересмотренная процедура интеграции

[ редактировать ]

Процедуры финального крупного объединения в производстве основной стадии для первых двух изделий различны по сравнению с последующими. Для основных этапов 1 и 2 четыре пятых были соединены горизонтально на сборочном заводе в Мишуде. Напротив, на последующих этапах четыре пятых будут перевезены в Космический центр Кеннеди во Флориде, где они встретятся с секцией двигателя, причем оба элемента будут перемещены в Высокий отсек 2 здания сборки транспортных средств. Boeing планирует сделать каждую часть транспортного средства максимально полной перед их интеграцией, что позволит завершить основные этапы с минимальными работами в Хай-Бэй. После завершения этапы должны храниться в бывших ячейках хранения и проверки внешних баков космического корабля "Шаттл" в ожидании укладки вместе с остальной частью транспортного средства SLS. [ 15 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Основная ступень, как и остальная часть системы космического запуска, берет свое начало в Законе о разрешении НАСА от 2010 года , который постановил, что НАСА построит тяжелую ракету-носитель, способную поднять 70 тонн груза на низкую околоземную орбиту к 2017 году. В ответ на это требование Центр космических полетов Маршалла (MSFC) начал серию исследований, призванных обеспечить основу, на которой штаб-квартира НАСА примет решение о подходящей архитектуре ракеты-носителя. Эти исследования включали открытое соревнование между тремя командами: одна исследовала конструкции на основе космических шаттлов, другая исследовала большие ракеты-носители на углеводородном топливе и третья изучала модульные транспортные средства на базе усовершенствованных одноразовых ракет-носителей . [ 29 ] [ 30 ] В конечном итоге предпочтительным результатом этих исследований стала архитектура «Шаттла», напоминающая современную систему космического запуска. Однако эта концепция включала в себя основную ступень, созданную на основе внешнего бака космического корабля "Шаттл" и идентичную ей по длине. Также на нем было всего три двигателя РС-25 вместо четырех. [ 30 ] Это предложение, однако, было отклонено администратором НАСА Чарльзом Болденом , который просил усовершенствовать конструкцию до такой, которая способна поднять на орбиту 130 метрических тонн. [ 31 ] К августу 2011 года производство внешних резервуаров в MAF по контракту с Lockheed Martin было прекращено, рабочие были уволены, а инструменты разобраны. [ 32 ] Одновременно компания Boeing приступила к реализации незапрошенных проектов, основанных на инструментах, приобретенных для уже несуществующей Ares I. ракеты Компания Boeing была выбрана для производства верхней ступени Ares I, и Закон о разрешении НАСА 2010 года предписывал НАСА продолжать контракты, подписанные для Ares I, насколько это возможно. В сентябре 2011 года была представлена ​​окончательная концепция дизайна основной ступени SLS. Его диаметр должен был составлять 8,4 метра, что длиннее, чем у внешнего бака космического корабля "Шаттл", и оснащаться четырьмя двигателями RS-25, конфигурация которых во многом аналогична построенной основной ступени. [ 33 ]

Закон о разрешении НАСА от 2010 года предписывал НАСА, где это практически возможно, повторно использовать части и подрядчиков программ «Спейс Шаттл» и «Созвездие». было первоначально передано производство первых двух основных ступеней SLS Для этого в 2012 году в соответствии с модификацией (номер 96) существующего контракта Ares Stages с компанией Boeing . Базовый контракт предусматривал, что компания Boeing будет отвечать за поставку верхней ступени Ares I ; модификация полностью изменила требование, включив в него требования для двух основных этапов. Эта модификация представляла собой неопределенное действие, в котором не указывался объем работы, которую должен был выполнить Boeing. [ 34 ]

Созревание дизайна

[ редактировать ]

К декабрю 2012 года основной этап SLS прошел предварительную проверку дизайна , которая является важной вехой. [ 35 ] В течение нескольких лет продолжалась доработка конструкции ракетно-космической системы в целом и основной ступени. В 2013 году было принято решение вернуть конструкцию основной ступени из алюминиево-литиевого сплава 2195 , используемого в сверхлегком баке, окончательной версии внешнего бака космического корабля «Шаттл», и верхней ступени «Ареса-1», на более твердый сплав 2219 . [ 11 ] Широкое использование легкого сплава 2195 в сверхлегком танке было сокращено в процессе производства танка из-за проблем с хрупкостью и более высокой стоимостью обслуживания. Торговое исследование НАСА пришло к выводу, что переход на сплав 2219 снизит полезную нагрузку ракеты на 3 т (6600 фунтов), но снизит ее стоимость на 30 миллионов долларов за полет. [ 36 ] В 2013 году сборочный цех Мишуда начал подготовку к производству основных ступеней, получив большую часть оснастки для их изготовления. [ 37 ]

Несуществующая черно-белая схема окраски основной стадии перед критическим рассмотрением проекта SLS.

В июне 2014 года основная стадия прошла критическую проверку проекта — заключительный этап проектирования перед началом производства. К тому времени оборудование для первого летного изделия уже было в производстве. [ 38 ] В том же месяце НАСА заключило с Boeing окончательный контракт на этапы SLS в качестве модификации 127 к существующему контракту на этапы. Эта корректировка контракта учитывала производство и поставку в полном объеме первых двух основных этапов. [ 34 ]

Весной и летом 2015 года система космического запуска в целом прошла критическую экспертизу конструкции. В этот период основная ступень стала изображаться неокрашенной, в естественном оранжевом цвете ее системы термозащиты. Перед критическим обзором дизайна сцена была окрашена в белый и черный цвета по схеме, напоминающей V. Saturn [ 39 ]

Производственные проблемы

[ редактировать ]

С 2014 года у Boeing начался ряд проблем при налаживании производства SLS, что привело к значительным задержкам в графике. Ряд топливных трубок, которые были загрязнены до поставки поставщиком, привели к решению провести повторную проверку всех трубок секций двигателя, что привело к задержке на несколько месяцев. Центр вертикальной сборки, важнейший инструмент при изготовлении топливных баков основной ступени, изначально был установлен неправильно, так что инструмент не мог должным образом поднять компоненты ступени на место. [ 40 ] Когда в сентябре 2014 года был обнаружен дефект, возникла необходимость полностью восстановить ВАК. [ 34 ] Позже проблемы со сваркой, возникшие в 2016 году, вызвали еще больше проблем. При изготовлении изделий Weld Confidence, в которых проверялись технологии соединения, используемые при изготовлении основной ступени, возникли две проблемы: в соединенном материале образовывались небольшие пустоты, а в сварном «штифте», элементе трения, образовывались крошечные трещины. -инструмент для сварки с перемешиванием, вращение которого, аналогично сверлу, обеспечивает энергию, необходимую для соединения двух поверхностей. Последняя проблема приводила к тому, что штифты часто ломались, что требовало их извлечения, поскольку они застревали в алюминиевой подложке. Команды Boeing решили изменить конструкцию штифта, чтобы уменьшить частоту его поломки. Однако, когда изделия были сварены с использованием новых, модернизированных штифтов, они имели тенденцию случайным образом демонстрировать участки низкой прочности, что появлялось примерно в одной из пятнадцати (6,7%) тестовых панелей, исследованных после обнаружения недостатка. В конечном итоге эта проблема была решена путем возврата к исходной конструкции штифта. [ 34 ] [ 41 ] Дальнейшие задержки возникли в феврале 2017 года из-за удара торнадо на сборочном заводе в Мишуде, который повредил здания и задержал производство первой основной ступени. [ 34 ] [ 42 ]

Кампания по первому запуску

[ редактировать ]

Благодаря этим проблемам к началу 2020 года первая основная ступень была завершена и готова к переезду в Космический центр Стеннис для проведения испытательной кампании Green Run. [ 43 ] Однако на этапе не удалось избежать дальнейших неприятностей. Закрытие рабочих мест в ответ на быстрое распространение пандемии COVID-19 приводит к еще нескольким месяцам задержек, [ 44 ] Перед заключительным испытанием этапа, горячим огнем, было преждевременно прекращено из-за того, что некоторые параметры испытаний превысили установленные пределы, которые были описаны как чрезмерно консервативные. [ 45 ] Впоследствии было принято решение повторить испытание. [ 46 ] Кампания Green Run завершилась в мае 2021 года после успешного испытания горячим огнем, а первая основная ступень была отправлена ​​​​в Космический центр Кеннеди и перемещена в здание сборки транспортных средств, где она прошла дальнейшую работу перед интеграцией в качестве ядра первой СЛС. [ 47 ]

CS-1 поднят в VAB из-за укладки впереди Artemis 1

После периода ремонтных работ в системе тепловой защиты основной ступени для устранения повреждений, полученных во время кампании «Зеленый забег», CS-1 был повернут и установлен в качестве центрального элемента системы космического запуска «Артемида-1». [ 48 ] [ 49 ] После этого он принял участие в кампании испытаний этой машины, столкнувшись с проблемами, связанными со шлангокабелем хвостовой опоры основной ступени, но успешно завершив последовательность испытаний. [ 50 ] Первая основная ступень успешно выполнила миссию 16 ноября 2022 года, а затем разбилась над Тихим океаном. [ 51 ]

За пределами Артемиды 1

[ редактировать ]

По состоянию на октябрь 2023 г. Вторая основная ступень, предназначенная для первого запуска с экипажем на «Артемиде-2» , в настоящее время интегрируется в корпусе 103 сборочного завода в Мишуде с полностью установленными двигателями. [ 52 ]

В декабре 2022 года компания Boeing приняла решение распределить некоторые работы по производству основных ступеней на несколько площадок, добавив к производственному потоку CS технологическую базу космической станции и корпус сборки транспортных средств High Bay 2. Компания заявила, что это изменение было внесено для увеличения производственной мощности основных стадий, снижения себестоимости единицы продукции и обеспечения возможности хранения стадий, которые не нужны немедленно. Прогнозировалось, что в результате нового потока сокращение затрат составит до 50 миллионов долларов на одну ступень, и компания Boeing заявила, что увеличение использования может позволить ей производить две основные ступени в год. [ 15 ]

Продление контракта и доработка

[ редактировать ]

Закупка основной ступени была расширена, чтобы обеспечить возможность производства двух ступеней, превышающих первоначально заказанные, и ожидается, что в будущем контракт передаст управление системой космического запуска, а вместе с ней и ответственность за закупку основной ступени, от НАСА. . В октябре 2019 года НАСА профинансировало и санкционировало начало производственных работ третьей основной ступени с полным завершением варианта контракта в декабре 2022 года, что позволит продолжить работу в полном масштабе для производства четвертой основной ступени и уточнить финансирование как для третьей, так и для третьей основной ступени. и четвертый. [ 53 ] В июле того же года НАСА также объявило о своем намерении передать управление системой космического запуска компании Deep Space Transport LLC , совместному предприятию производителя основной ступени Boeing и поставщика ускорителей Northrop Grumman в рамках контракта на разведочное производство и эксплуатацию. Deep Space Transport будет отвечать за эксплуатацию SLS для НАСА, а также будет разрешено продавать ракету другим клиентам. Контракт не был открыт для конкуренции, поскольку альтернативным участникам торгов пришлось бы создать новые производственные линии для ступеней ракеты, включая основную ступень, для создания которой, по оценкам, потребуется до 10 лет. [ 54 ]

Список этапов

[ редактировать ]
Этап Назначение двигателя [ 55 ] Статус Дата полета Примечания
СТА Н/Д Только конструктивные элементы, испытания завершены. [ 56 ] Каждый из пяти сегментов тестировался отдельно, но никогда не соединялся вместе. Баки с топливом намеренно взорвались в ходе испытаний. [ 56 ]
КС-1 Е2045, Е2056, Е2058, Е2060 Летал на Артемиде-1 . 16 ноября 2022 г. Использовался для кампании испытаний «Green Run», прошёл 2 испытательных стрельбы в Космическом центре Стенниса. [ 57 ]
КС-2 Е2047, Е2059, Е2062, Е2063 [†] Завершен и проходит подготовку к запуску в Космическом центре Кеннеди. [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] НЕТ сентябрь 2025 г. [ 63 ]
КС-3 Е2048, Е2054, Е2057, Е2061 На производстве на сборочном заводе Мишуда; Секция двигателя на технологическом комплексе космической станции Космического центра Кеннеди. [ 64 ] НЕТ сентябрь 2026 г. [ 65 ] Первую основную ступень с интеграцией секции двигателя планируется провести в Космическом центре Кеннеди. [ 15 ] Использует танк LH 2, изначально предназначенный для CS-1.
CS-4 Е2044, Е2050, Е2051, Е2052 В производстве. [ 17 ] НЕТ сентябрь 2028 г. [ 66 ]
КС-5 Закупка товаров с длительным сроком поставки. [ 17 ] НЕТ сентябрь 2029 г. [ 67 ] Первая основная ступень будет закуплена компанией Deep Space Transport вместо НАСА. [ 68 ] Первая основная ступень с использованием двигателей RS-25 для перезапуска производства. [ 69 ]
CS-6

E2062 и E2063 — это новые двигатели, собранные из деталей, оставшихся от программы космических шаттлов, некоторые из которых уже летали. [ 70 ]


  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Харбо, Дженнифер (4 февраля 2020 г.). «Основная ступень системы космического запуска» . НАСА . Архивировано из оригинала 21 апреля 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  2. ^ «Пресс-кит НАСА Артемида I» . НАСА . Архивировано из оригинала 28 августа 2022 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  3. ^ Боэн, Брук (6 июня 2013 г.). «НАСА объявляет о разработке новой системы исследования дальнего космоса» . НАСА . Проверено 14 сентября 2023 г.
  4. ^ «НАСА приглашает средства массовой информации принять участие в мероприятии, посвященном лунной ракетной ступени «Артемида II» - НАСА» . Проверено 22 июня 2024 г.
  5. ^ Jump up to: а б с Справочное руководство НАСА по системе космического запуска (PDF) (отчет). 1 августа 2022 г. Архивировано (PDF) из оригинала 19 августа 2023 г. . Проверено 19 августа 2023 г.
  6. ^ Слосс, Филип (7 июня 2019 г.). «SLS Core Stage MPS: больше, чем просто топливный бак» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  7. ^ Слосс, Филип (9 августа 2019 г.). «Boeing собирает конструкции для второй базовой ступени SLS НАСА» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  8. ^ Слосс, Филип (9 августа 2019 г.). «Boeing собирает конструкции для второй базовой ступени SLS НАСА» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 10 августа 2019 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  9. ^ Мохон, Ли (2 сентября 2022 г.). «Инженеры охлаждают ракетные двигатели системы космического запуска перед запуском» . НАСА . Архивировано из оригинала 29 января 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  10. ^ Слосс, Филип (7 июня 2019 г.). «SLS Core Stage MPS: больше, чем просто топливный бак» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  11. ^ Jump up to: а б с д «Внешний бак SLS превращается в твердый сплав» . www.spacesafetymagazine.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  12. ^ Jump up to: а б Историческое повествование космического корабля "Шаттл" (PDF) (Отчет). 1 октября 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 4 июня 2017 г. . Проверено 19 августа 2023 г.
  13. ^ Харбо, Дженнифер (7 июля 2021 г.). «Сборочный комплекс НАСА в Мичуде» . НАСА . Архивировано из оригинала 12 мая 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  14. ^ Jump up to: а б Администратор контента НАСА (16 апреля 2015 г.). «Система космического запуска: подготовка к созданию самой большой ракеты в мире» . НАСА . Архивировано из оригинала 25 мая 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Слосс, Филип (10 декабря 2022 г.). «Boeing расширяет производство SLS Core Stage на KSC для пополнения запасов Artemis» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  16. ^ Админ, Футурамик (9 декабря 2022 г.). «НАСА перемещает основной этап 3 Intertank» . Футурамический . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Слосс, Филип (1 августа 2022 г.). «Этапы сборки SLS в MAF для будущих запусков NASA Artemis» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  18. ^ Бергин, Крис (8 мая 2017 г.). «Команда SLS Core Stage восстанавливается после последствий замены приварного штифта» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  19. ^ Харбо, Дженнифер (20 февраля 2018 г.). «СЛС Интертанк» . НАСА . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  20. ^ «Продолжается производство основной ступени SLS для первого полета ракеты» . Космическая газета . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Слосс, Филип (8 декабря 2017 г.). «Защита SLS от огня и льда – в MAF продолжается нанесение пены TPS» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Слосс, Филип (19 июля 2021 г.). «Boeing работает над несколькими ядрами, первым оборудованием EUS для миссий Артемиды 2–4» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  23. ^ Jump up to: а б Слосс, Филип (25 июля 2022 г.). «Boeing планирует доставить в НАСА вторую базовую ступень SLS в марте» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 31 августа 2022 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Харбо, Дженнифер (20 июня 2018 г.). «Изоляция из пенопласта и пробки защищает ракету дальнего космоса от огня и льда» . НАСА . Архивировано из оригинала 22 апреля 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  25. ^ Jump up to: а б Слосс, Филип (20 мая 2021 г.). «Реконструкция системы тепловой защиты SLS Core Stage ведется в Кеннеди для Артемиды 1 - страница 2 из 2» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 26 мая 2021 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б Слосс, Филип (24 мая 2021 г.). «НАСА и Boeing работают над оптимизацией производства ступеней SLS в MAF» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  27. ^ Слосс, Филип (12 марта 2021 г.). «НАСА и Boeing приближаются к первому крупному соединению второго основного этапа SLS – страница 2 из 2» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  28. ^ Слосс, Филип (12 марта 2021 г.). «НАСА и Боинг приближаются к первому крупному соединению второй базовой ступени SLS» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  29. ^ Бергин, Крис (11 декабря 2010 г.). «HEFT: Решение о проектировании системы космического запуска HLV вероятно будет принято к апрелю 2011 года» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  30. ^ Jump up to: а б Бергин, Крис (25 апреля 2011 г.). «Планирование SLS сосредоточено на двухэтапном подходе, открывающемся с помощью SD HLV» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 29 июня 2019 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  31. ^ Бергин, Крис (6 июня 2011 г.). «Конфигурация SLS близка к моменту принятия решения – двухфазный подход отклонен» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  32. ^ Бергин, Крис (27 августа 2011 г.). «Boeing завершает работу над танком SLS Pathfinder по завершении операций MAF ET» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  33. ^ Бергин, Крис (15 сентября 2011 г.). «НАСА наконец объявило о SLS – путь вперед обретает форму» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 22 марта 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  34. ^ Jump up to: а б с д и Контракт НАСА на управление этапами системы космического запуска (PDF) (Отчет). 8 октября 2018 г. Архивировано (PDF) из оригинала 10 октября 2018 г. . Проверено 17 августа 2023 г.
  35. ^ Коуинг, Кейт (21 декабря 2012 г.). «Основной этап системы космического запуска прошел PDR» . КосмическаяСсылка . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  36. ^ Бергин, Крис (18 февраля 2013 г.). «SLS принимает новые стандарты устойчивости и отказывается от сверхлегких сплавов» . NASASpaceFlight.com . Проверено 14 сентября 2023 г.
  37. ^ Бергин, Крис (22 июня 2013 г.). «SLS: MAF получает необычное оборудование для исследовательской ракеты» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  38. ^ «Система космического запуска прошла критическую экспертизу проекта основной ступени» . Инсайдер SpaceFlight . 3 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  39. ^ Нортон, Карен (22 октября 2015 г.). «НАСА завершает критическую экспертизу проекта системы космического запуска» . НАСА . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  40. ^ Леоне, Дэн (10 марта 2015 г.). «Boeing все еще работает над Giant Welder для этапов SLS» . Космические новости . Проверено 14 сентября 2023 г.
  41. ^ Бергин, Крис (8 мая 2017 г.). «Команда SLS Core Stage восстанавливается после последствий замены приварного штифта» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  42. ^ Мохон, Ли (13 февраля 2017 г.). «13 февраля 2017 г.: Обновление статуса НАСА по восстановлению торнадо в MAF» . НАСА . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  43. ^ Слосс, Филип (25 января 2020 г.). «Основная сцена SLS на стенде Stennis B-2 для начала кампании Green Run» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  44. ^ Бергин, Крис (15 мая 2020 г.). «Стеннис возвращается, поскольку битва за защиту первого запуска SLS в 2021 году возобновится» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  45. ^ Слосс, Филип (30 января 2021 г.). «НАСА решает переделать SLS Green Run Static Fire» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  46. ^ «Горячие огневые испытания ракеты НАСА SLS завершаются преждевременно, что ставит под вопрос дату запуска в 2021 году» . Инсайдер SpaceFlight . 17 января 2021 года. Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  47. ^ Семпсротт, Даниэль (28 апреля 2021 г.). «Вмешательство: основная стадия Артемиды I прибывает в Кеннеди» . НАСА . Проверено 17 августа 2023 г.
  48. ^ Слосс, Филип (11 июня 2021 г.). «EGS запускает подъемник основной ступени Artemis 1 SLS» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  49. ^ «НАСА завершает сборку ракеты SLS для первой лунной миссии Артемиды» . CollectSPACE.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  50. ^ Бейл, Адриан (2 июля 2022 г.). «SLS откатился на VAB для окончательной подготовки к запуску» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 3 июля 2022 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  51. ^ «Лунная ракета НАСА «Артемида-1» наконец-то полетела!» . Инсайдер SpaceFlight . 16 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  52. ^ Кларк, Стивен (29 сентября 2023 г.). «Ракетный отчет: Иран запускает спутник; ракеты-носители «Артемида II» едут на поезде» . Арс Техника . Проверено 2 октября 2023 г.
  53. ^ Бардан, Роксана (9 декабря 2022 г.). «НАСА обязуется продолжить производство ракеты Артемида на Луну» . НАСА . Архивировано из оригинала 20 августа 2023 года . Проверено 20 августа 2023 г.
  54. ^ Фауст, Джефф (27 июля 2022 г.). «НАСА готовится заключить контракт на услуги по запуску SLS совместному предприятию Boeing-Northrop» . Космические новости . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 20 августа 2023 г.
  55. ^ «Назначение двигателя РС-25» . Планетарное общество . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  56. ^ Jump up to: а б Харбо, Дженнифер (25 июня 2020 г.). «НАСА завершает кампанию структурных испытаний системы космического запуска «Артемида»» . НАСА . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  57. ^ Браун, Дэвид В.; Чанг, Кеннет (18 марта 2021 г.). «8 минут огня: второе испытание НАСА гигантской ракеты на новолуние прошло успешно (опубликовано в 2021 г.)» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  58. ^ «Боинг: Боинг – основная ступень Боинга для второй миссии Артемиды близка к завершению» . www.boeing.com . Архивировано из оригинала 17 августа 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.
  59. ^ «Все двигатели добавлены в основную ступень лунной ракеты НАСА Artemis II – Artemis» . blogs.nasa.gov . 25 сентября 2023 г. . Проверено 26 сентября 2023 г.
  60. ^ «НАСА приглашает средства массовой информации принять участие в мероприятии, посвященном лунной ракетной ступени «Артемида II» - НАСА» . Проверено 22 июня 2024 г.
  61. ^ «Основная ступень Artemis II SLS направляется в Космический центр НАСА Кеннеди» . www.asdnews.com . 16 июля 2024 г.
  62. ^ Наземные исследовательские системы НАСА (23 июля 2024 г.). «Основной этап @NASAArtemis II теперь находится в руках Exploration Ground Systems (EGS)! Менеджер этапов @NASA_SLS Стив Уоффорд «передал эстафету» старшему менеджеру по эксплуатации транспортных средств EGS Клиффу Лэнхэму. Передача этой эстафеты символизирует передача основного этапа от одной программы к другой» . Твиттер .
  63. ^ «Миссия НАСА «Артемида-2» вокруг Луны назначена на ноябрь 2024 года» . Физика.орг . Агентство Франс-Пресс . 7 марта 2023 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 8 марта 2023 г.
  64. ^ Админ, Футурамик (18 декабря 2022 г.). «Сегмент основной сцены Artemis III перемещается на рабочий стенд» . Футурамик . Архивировано из оригинала 18 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  65. ^ Шанкаран, Вишвам (10 января 2024 г.). «Артемида: НАСА откладывает пилотируемые миссии на поверхность Луны, чтобы дождаться лучших технологий» . www.independent.co.uk .
  66. ^ «НАСА обеспокоено тем, что график космических кораблей SpaceX может задержать высадку на Луну – Spaceflight Now» . Архивировано из оригинала 19 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  67. ^ «НАСА объявило об астронавтах лунной миссии «Артемида-2» в понедельник» . EarthSky.org . 4 апреля 2023 года. Архивировано из оригинала 19 августа 2023 года . Проверено 19 августа 2023 г.
  68. ^ Фауст, Джефф (27 июля 2022 г.). «НАСА готовится заключить контракт на услуги по запуску SLS совместному предприятию Boeing-Northrop» . Космические новости . Архивировано из оригинала 31 августа 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  69. ^ Риджуэй, Бет (28 марта 2023 г.). «Ракетные двигатели НАСА модернизированы для новой эры исследований» . НАСА . Архивировано из оригинала 5 июня 2023 года . Проверено 18 августа 2023 г.
  70. ^ Мохон, Ли (27 сентября 2022 г.). «Ракетные двигатели Artemis II прибывают на сборочный завод НАСА в Мишуде» . НАСА . Архивировано из оригинала 10 апреля 2023 года . Проверено 17 августа 2023 г.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f6b8af90e7a48b562e9f5cd52725771f__1722372060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f6/1f/f6b8af90e7a48b562e9f5cd52725771f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space Launch System core stage - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)