Слепой Том Виггинс
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2018 г. ) |

Томас « Слепой Том » Виггинс (25 мая 1849 — 14 июня 1908) — американский пианист и композитор. [ 1 ] Он опубликовал множество оригинальных композиций и сделал долгую и весьма успешную исполнительскую карьеру на всей территории Соединенных Штатов. В XIX веке Виггинс был одним из самых известных американских пианистов и одним из самых известных чернокожих музыкантов.
Ранний период жизни
[ редактировать ]Уиггинс родился Томас Грин. [ 2 ] на плантации Уайли Эдвард Джонс в округе Харрис, штат Джорджия . Слепой при рождении, он был продан в 1850 году вместе со своими порабощенными родителями, Чарити и Доминго «Минго» Виггинсами, юристу из Колумбуса, штат Джорджия , генералу Джеймсу Нилу Бетьюну. [ 3 ] Бетьюн был «первым редактором [газеты] на юге, открыто выступавшим за отделение ». [ 4 ] Имя Виггинса по-разному сообщалось как «Томас Грин Бетьюн». [ 5 ] «Томас Виггинс» или «Томас Бетьюн»; его имя было изменено из-за его статуса раба. [ 2 ] На надгробии на его могиле написано «Томас Грин Виггинс». [ 6 ]
Поскольку Том был слеп, он не мог выполнять работу, которую обычно требовали от рабов. Вместо этого его оставили играть и исследовать плантацию Бетьюна . В раннем возрасте Том проявил интерес к фортепиано после того, как услышал, как на этом инструменте играют дочери Бетьюна. Сообщается, что к четырем годам он приобрел некоторые навыки игры на фортепиано на слух и получил доступ к игре на фортепиано. Сообщается, что к пяти годам Том сочинил свою первую мелодию « The Rain Storm » после проливного дождя на жестяной крыше. [ 7 ] Поскольку его навыки были признаны генералом Бетьюном, Тому разрешили жить в комнате, пристроенной к семейному дому, с пианино. Сосед Отто Спар, вспоминая о Томе в « Конституции Атланты» 1908 года (воспроизведенной в «Балладе о слепом Томе » Дейдры О'Коннелл), заметил: «Казалось, у Тома в жизни было только два мотива: удовлетворение своего аппетита и его страсть к музыке, я не думаю, что преувеличиваю, когда утверждаю, что он заставлял пианино работать двенадцать часов из двадцати четырех». [ 8 ]
В детстве Том начал повторять окружающие его звуки, в точности повторяя пение петуха или пение птицы. Известно, что если Том оставался один в каюте, он начинал стучать по кастрюлям и сковородкам или таскать стулья по полу, пытаясь создать хоть какой-то шум. К четырем годам Том мог повторять разговоры продолжительностью до 10 минут, но с трудом мог адекватно сообщать о своих потребностях, прибегая к мычанию и жестам.
Другой пример необыкновенных способностей Тома был показан после того, как в 1860 году его взяли на политический митинг в поддержку кандидата в президенты от Демократической партии Стивена Дугласа . Спустя годы после того, как он присутствовал на этой речи, он все еще мог повторить ее, уловив тон и манеры Дугласа. Кроме того, он смог с удивительной точностью воссоздать крики и одобрительные возгласы толпы. [ 9 ]
Бетьюн нанял «Слепого Тома» с восьмилетнего возраста концертному промоутеру Перри Оливеру, который много гастролировал с ним по США, выступая до четырех раз в день и зарабатывая Оливеру и Бетьюну до 100 000 долларов в год, огромную сумму для время, [ 10 ] «эквивалентно 1,5 миллионам долларов в год [в 2004 году], что делает Слепого Тома, несомненно, самым высокооплачиваемым пианистом девятнадцатого века». [ 11 ] Семья генерала Бетьюна в конечном итоге заработала состояние, оцениваемое в 750 000 долларов, благодаря Слепому Тому. [ 12 ] Оливер рекламировал Тома как «фрика в стиле Барнума», рекламируя превращение из животного в художника. В средствах массовой информации Тома часто сравнивали с медведем, павианом или мастифом.
Бетьюн нанял профессиональных музыкантов, чтобы они играли для Тома, которые могли точно воспроизвести их исполнение, часто после одного прослушивания. В конце концов он выучил около 7000 музыкальных произведений, включая гимны , популярные песни, вальсы и классический репертуар.
Профессиональная карьера
[ редактировать ]

Существуют противоречивые исторические сведения о первом публичном выступлении Слепого Тома, некоторые указывают на то, что ему было всего три года. В одном отчете 1857 года указано, что он выступал публично в течение нескольких лет. Рецензии в газетах и реакция публики были благоприятными, что побудило генерала Бетьюна отправиться с Томом в концертный тур по их родному штату Джорджия. Позже Том совершил поездку по Югу вместе с Бетьюном или в сопровождении наемных менеджеров, хотя их поездкам и бронированию иногда препятствовали военные действия между севером и югом, которые тянули нацию к гражданской войне . В 1860 году «Слепой Том» выступал в Белом доме перед президентом Джеймсом Бьюкененом ; он был первым афроамериканцем, выступившим в Белом доме. Марк Твен присутствовал на многих выступлениях «Слепого Тома» на протяжении нескольких десятилетий и вел хронику происходящего.
На сцене и за ее пределами Том часто говорил о себе в третьем лице (например, «Том рад с вами познакомиться»). Его сольные концерты на фортепиано были дополнены другими талантами, в том числе сверхъестественной имитацией голоса общественных деятелей и звуков природы. Он также демонстрировал гиперактивную физическую форму как на сцене, так и за ее пределами. В письме, написанном в 1862 году солдатом из Северной Каролины, описывались некоторые эксцентричные способности Тома: «Одним из его самых замечательных подвигов было исполнение трех музыкальных произведений одновременно. Он играл «Фишерс Хорнпайп» одной рукой и « Янки Дудл ». с другим и спел « Дикси одновременно ». Он также сыграл пьесу, повернувшись спиной к фортепиано и перевернув руки». На концертах скептики пытались подтвердить, были ли реплики Тома простым обманом; их задача заключалась в том, чтобы Том услышал и повторил две новые, не бывшие в обращении композиции. Том сделал это прекрасно. «Вызов публике» со временем стал постоянным явлением на его концертах.
Предположительно, таланты Тома принесли пользу Конфедерации во время Гражданской войны. Его самая известная пьеса «Битва при Манассасе» — это история победы армии Конфедерации в 1861 году в битве при Булл-Ране . В результате многие чернокожие газеты отказались прославлять его, указав, что он способствовал укреплению негативных стереотипов об афроамериканцах и что он был лишь источником прибыли для рабовладельцев.
Прокламация об освобождении 1862 года освободила всех рабов в штатах Конфедерации ; все рабы США не были освобождены до тех пор, пока в декабре 1865 года не была принята Тринадцатая поправка . В 1866 году, в возрасте 16 лет, Том был взят в европейское концертное турне генералом Бетьюном, который собрал свидетельства о природных талантах Тома от композитора-пианиста Игнаца Мошелеса и пианиста дирижер Шарль Халле . Они были напечатаны в буклете «Чудесный музыкальный вундеркинд, слепой Том» и использовались для укрепления международной репутации Тома.
В 1875 году генерал Бетьюн передал управление профессиональными делами Слепого Тома своему сыну Джону Бетьюну, который сопровождал Тома в турне по США в течение следующих восьми лет. Начиная с 1875 года Джон каждое лето привозил Слепого Тома в Нью-Йорк. Живя с Джоном в пансионе в Нижнем Ист-Сайде , Том пополнил свой репертуар под опекой Джозефа Познанского, который также транскрибировал новые композиции Тома для публикации . Многие из них были, по настоянию Тома, опубликованы под такими псевдонимами, как профессор В. Ф. Раймонд, Дж. К. Беккель, К. Т. Мессенгейл и Франсуа Сексализ.
Поведение Тома при игре на фортепиано, как во время занятий, так и во время выступлений, было эксцентричным. «У нас было два пианино в одной комнате», — рассказал Познанский газете «Вашингтон Пост» в 1886 году (как описано в биографии О'Коннелла). «Я играл для него, и он вставал, ходил, вставал на одну ногу, тянул себя за волосы, стучал головой о стену, затем садился и играл очень хорошую имитацию того, что я играл, с дополнениями к этому. Память у него была потрясающая. Он никогда ничего не забывал». Это привело к тому, что некоторые критики назвали Тома новинкой, «человеческим попугаем». Писательница Уилла Кэтер в статье для журнала штата Небраска назвала Тома «человеческим фонографом, своего рода оживленной памятью, обладающей способностью производить звук». [ 8 ]
Джон Стейнбек сравнил главного героя своего рассказа «Медведь Джонни» со Слепым Томом.
Оригинальных записей «Слепого Тома» не существует. Его ноты доступны, но лишь небольшое количество музыкантов когда-либо записывали его оригинальные песни.
Битва за опеку
[ редактировать ]В 1882 году Джон Бетьюн женился на своей домовладелице Элизе Штуцбах, которая продемонстрировала умение смягчать порой непостоянный темперамент Тома. Однако вскоре после их свадьбы Джон Бетьюн отправился в продолжительное турне по США с Томом, фактически бросив Элизу. Когда Бетьюн вернулся домой восемь месяцев спустя, его жена подала на развод. Пара рассталась - Джон забрал Тома - но последовала ожесточенная юридическая ссора, когда Элиза преследовала Джона с целью получения финансовой поддержки - иск, который суды обычно выносили в пользу Джона. После того, как Джон Бетьюн погиб в железнодорожной катастрофе в 1884 году, Том был возвращен - несмотря на возражения Элизы - на попечение генерала Бетьюна (сейчас живущего в Вирджинии). Элиза подала в суд на генерала Бетьюна за опеку, при этом пожилая мать Тома Чарити была привлечена адвокатом Элизы в качестве стороны в иске истца. После длительной битвы за опеку в нескольких судах в августе 1887 года Том был передан Элизе, которая перевезла Тома обратно в Нью-Йорк. Благотворительность сопровождала их с пониманием того, что она получит финансовую выгоду от заработка Тома. Однако после того, как стало очевидно, что Элиза не намерена выполнять какие-либо финансовые обязательства перед благотворительной организацией, мать Тома вернулась в Джорджию.
Том продолжал выступать и гастролировать в течение нескольких лет под руководством Элизы и ее адвоката (а позже и мужа) Альбрехта Лерхе. Том был на гастролях в западной Пенсильвании в мае 1889 года, в день Джонстаунского наводнения , и распространился слух, что он был среди пострадавших. Несмотря на его постоянные выступления на концертах в США, слухи сохранялись в течение многих лет, при этом некоторые наблюдатели выражали скептицизм по поводу того, что Слепой Том, выступавший на концертах после 1889 года, был «настоящим Слепым Томом».
На этом этапе своей карьеры Том обычно представлялся на сцене от третьего лица, подражая высказываниям своих различных менеджеров прошлых лет. О своем психическом состоянии он рассказывал с характерным отсутствием самосознания. Врач поставил ему диагноз невменяемости , и в его туманном мире эта фраза была предметом личной гордости. Уилла Катер описала остроту одного из таких концертов: «Было странно видеть, как он вышел на сцену своими губами — словами другого человека — представился и тихо рассказал о своем идиотизме. В этом было безумие, гротескный ужас. Это было интересно и неприятно. Над странными поступками этого человека смеются, но, в конце концов, это зрелище не смешно. Оно слишком приближает нас к вещам, которые нам, здравомыслящим людям, не нравятся. подумать». [ 13 ]
В 1894 году Том все еще путешествовал и, предположительно, все еще выступал. 5 июля того же года он прибыл в Гранд-Джанкшен, штат Колорадо, по пути на восток из Калифорнии. Железнодорожники в этом месте бастовали против железных дорог в рамках забастовки Пуллмана , и Том застрял в городе до 9 июля, когда он продолжил движение на восток по железной дороге Колорадо-Мидленд. [ 14 ]
После того, как в середине 1890-х годов Элиза преследовала непрекращающиеся юридические оспаривания опеки над Томом, она отстранила Тома от концертной деятельности.
Спустя годы
[ редактировать ]
Следующие десять лет Том провел под опекой Элизы и ее мужа, которые делили свое время между Нью-Йорком и Нэйвесинк-Хайлендс в Нью-Джерси . В 1903 году Элиза организовала появление Тома в популярных водевилях , начиная с бруклинского театра «Орфей». Он провел почти год, выступая в водевиле, прежде чем его здоровье начало ухудшаться. Считается, что в декабре 1904 года у Тома случился инсульт (описываемый в некоторых отчетах как «частичный паралич»), положивший конец его публичной исполнительской карьере.
После смерти мужа Элиза переехала в Хобокен, штат Нью-Джерси , вместе с Томом. [ 15 ] Они держались подальше от посторонних глаз, хотя соседи могли слышать игру Тома на фортепиано в любое время дня и ночи. В апреле 1908 года у Тома случился серьезный инсульт, и он умер в июне следующего года. Ему было 59 лет. Том был похоронен на Кладбище Эвергрин в Бруклине , Нью-Йорк . [ 16 ]
Посмертное признание
[ редактировать ]Жители Колумбуса, штат Джорджия, установили памятный надгробие в честь Тома в 1976 году. Он стал героем пьесы Роберта Эрла Прайса «Тишина: сочинение слепого Тома Виггинса », которая была поставлена на сцене Атланты под руководством Дель Гамильтона в качестве режиссера.
Между 1970 и 2000 годами доктор Женева Хэнди Саутхолл написал трехтомную диссертацию под названием « Слепой Том: черный пианист-композитор»; Постоянное порабощение ; он был опубликован издательством Scarecrow Press в 2002 году.
В 1981 году Том стал героем фильма « Слепой Том: История Томаса Бетьюна » режиссера Марка У. Трэвиса.
В 1999 году Джон Дэвис записал на компакт-диск альбом оригинальных композиций Тома под названием John Davis Plays Blind Tom . В комплект компакт-диска вошли эссе Амири Бараки , Рикки Джея и Оливера Сакса .
В 2006 году Рейган Гримсли опубликовал статью о сохранении нот «Слепого Тома» для будущих поколений. Он под названием «Открытие «слепого» Тома Виггинса: создание цифрового доступа к оригинальным нотам в архивах Университета штата Колумбус » появился в журнале Music Reference Quarterly.
Полная биография Баллада о слепом Томе » была опубликована издательством Overlook Press в 2009 году. Дейдры О'Коннелл « [ 8 ]
Документальный фильм Андре Т. Ригана 2013 года « Последний законный раб в Америке » документирует жизнь и времена Слепого Тома.
Песня Элтона Джона «The Ballad of Blind Tom» из его альбома The Diving Board 2013 года посвящена Слепому Тому.
Слепой Том Виггинс является героем романа «Песнь о хвостовике » (2014). Джеффри Рейнарда Аллена [ 17 ]
Слепой Том Виггинс также является героем стихотворений в «Олио» (2016) Тайехимбы Джесс .
В 2019 году Слепой Том был изображен на фреске, изображающей историю исполнительского и изобразительного искусства в Нью-Браунфелсе, штат Техас, в рамках празднования 175-летия города. [ 18 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томмазини, Энтони (3 марта 2021 г.). «Он родился в рабстве, но достиг музыкальной славы. Жизни и творчеству Томаса Виггинса, который гастролировал под названием «Слепой Том», в последние годы уделяется больше внимания» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Как слепой мальчик-раб-аутист вошел в историю Белого дома» . Коламбус Таймс. 4 февраля 2009 г. ПроКвест 367507662 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ «Томас «Слепой Том» Виггинс, афроамериканский пианист» . Chevalierdesaintgeorges.homestead.com . Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Владелец «Слепого Тома» III — генерал Бетьюн из Джорджии, лежащий в критическом состоянии в Вашингтоне» . Нью-Йорк Таймс . 21 января 1895 г. Проверено 7 января 2017 г.
- ^ « Слепой Том»: Из книги «Коламбус Энкуайрер», гения раннего музыкального искусства» . Вашингтон Пост . 6 мая 1938 года. ПроКвест 151038456 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Анекве, Обиора (25 февраля 2015 г.). «Вспоминая жизнь Томаса «Слепого Тома» Грина Виггинса» . Коламбус Таймс 2015. ПроКвест 1667010092 . Проверено 3 августа 2020 г.
- ^ Помнит только имена и даты , в Tacoma Times , опубликовано 24 февраля 1904 года; получено 19 января 2015 г. (через Chronicling America )
- ^ Jump up to: а б с Дейдре О'Коннелл, «Баллада о слепом Томе», (Overlook Press, 2009). Архивировано 10 июля 2015 года в Wayback Machine.
- ^ «В замешательстве: загадка «слепого Тома» Виггинса — Черное прошлое: вспомнить и вернуть» . Blackpast.org . 10 мая 2009 года . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ «Битва при Манассасе», Искусство Штатов (онлайн). Архивировано 4 марта 2010 г., в Wayback Machine.
- ^ Генри Луи Гейтс; Эвелин Брукс Хиггинботэм (2004). Жизнь афроамериканцев . Издательство Оксфордского университета . п. 85. ИСБН 0-19-516024-Х .
- ^ «Биография Томаса Бетьюна, также известного как Томас Виггинс - Слепой Том» . Twainquotes.com . Проверено 7 января 2017 г.
- ↑ Цитата из анонимного обзора Тома за май 1894 года, цитируемого в библиографии Уиллы Катер как «РАЗВЛЕЧЕНИЯ [обзор Слепого Тома, негритянского пианиста]. (1) Nebraska State Journal , 18 мая 1894 года, стр. 6. (2) Prairie Schooner 38 (1964): 343–344». Саутхолл (« Слепой Том, черный пианист-композитор (1849–1908): Постоянно порабощенный ») цитирует неподписанную рецензию, приписывая ее Кэтэр, со следующей сноской, подтверждающей это авторство: «По словам мисс Буллок, однокурсницы по университете, неподписанная статья была написана автором... Уилла Катер: Библиография (Линкольн: University of Nebraska Press, 1982), с. 261».
- ^ «Солт-Лейк-Трибьюн». 10 июля 1894 года.
- ^ Болдуин, Карли. «От раба до звезды сцены: «Слепой Том» Виггинс в музее Хобокена» , The Star-Ledger , 28 ноября 2007 г. По состоянию на 6 февраля 2013 г. «В эту субботу, 1 декабря, в 16:00, Исторический музей Хобокена приветствует ученый и музыкант Джон Дэвис возвращается в Хобокен, чтобы поговорить и проиграть записи музыки пианиста и музыкального ученого 1850-х годов. «Слепой Том» Виггинс, который ушел на пенсию в Хобокене в конце своей карьеры».
- ^ [1] [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Песня Шанка» . Грейвулф Пресс. 17 июня 2014 г. Проверено 7 января 2017 г.
- ^ «Центр города Нью-Браунфелс получит дополнительный исторический всплеск цвета» . 19 ноября 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Слепой Том, раб-пианист. Сенсация. Радиодокументальный фильм «В музыку» Австралийской радиовещательной корпорации.
- Очерк жизни Томаса Грина Бетьюна (Слепой Том). Филадельфия: Учреждение бухгалтерской книги и типографии, 1865 год.
- Коллекция слепого Тома Виггинса из Государственного университета Колумбуса
- Бесплатные партитуры Слепого Тома Виггинса в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- Биография Тома Виггинса на BlackPast.org
- Битва при Манассасе, сочиненная Томасом Виггинсом (ок. 1861 г.) , включая миниатюру биографии.
- Интервью радио WFMU с биографом Слепого Тома Дейдрой О'Коннелл, 2 декабря 2009 г.
- Репортаж NPR о постановке Атланты HUSH: Создание слепого Тома Виггинса
- Слепой Том: История Томаса Бетьюна, KCET, PBS (1981) в базе данных фильмов в Интернете
- Слепой Том Виггинс на кладбище Эвергринс
- Слепой Том Виггинс в «Найти могилу»
- Томас Виггинс (видео; 4:40) - «Ливень» (1854 г.) на YouTube
- Томас Виггинс (видео; 7:56) - «Битва при Манассасе» (1861; партитура) на YouTube
- Томас Виггинс (видео; 3:06) - «Вода в лунном свете» (1866; партитура) на YouTube
- 1849 рождений
- 1908 смертей
- Афроамериканские музыканты XIX века
- Американские композиторы XIX века
- Американские пианисты XIX века
- Американские музыканты-мужчины XIX века
- Американские рабы XIX века
- Афроамериканские музыканты 20-го века
- Американские композиторы 20-го века
- Американские пианисты 20-го века
- Американские музыканты-мужчины 20-го века
- Афро-американские композиторы
- Афро-американские композиторы-мужчины
- Афро-американские пианисты
- Американские детские музыканты
- Американские пианисты-мужчины
- Слепые музыканты
- Американские слепые
- Захоронения на Кладбище Вечнозеленых
- Иллейсты
- Музыканты из Колумбуса, Джорджия
- Музыканты из Хобокена, Нью-Джерси
- Американские артисты водевиля
- Американские музыканты с ограниченными возможностями