Jump to content

Семья Головлевых

Семья Головлевых
Первое издание
Автор Mikhail Saltykov-Shchedrin
Оригинальное название Господа Головлёвы
Язык Русский
Жанр Семейная хроника , сатирический роман
Издатель Otechestvennye Zapiski
Дата публикации
1875 1880
Место публикации Россия
Опубликовано на английском языке
1910

Семья Головлёвых ( русский : Господа Головлёвы , латинизированный : Gospoda Golovlyovy ; также переводится как Головлевы или Дворянское семейство: Господа Головлевы ) — роман Михаила Салтыкова-Щедрина , написанный в течение пяти лет, впервые опубликованный в 1880 году. автора и обычно считается выдающимся произведением .

Семья Головлевых считается классиком русской литературы. По мнению Д. С. Мирского , это «самая мрачная книга во всей русской литературе», и «одна эта книга» ставит автора «в самый передний ряд русских романистов-реалистов и обеспечивает ему постоянное место среди отечественных классиков». [ 1 ]

В основе главных героев романа лежат члены семьи Салтыковых. Мать Салтыкова близко изображена в Арине Петровне, а Порфирий имеет многие черты старшего брата Салтыкова Дмитрия. Н. Белоголовый, друг и врач Салтыкова, описывал семью как «дикую и вспыльчивую», а отношения ее членов - как «отмеченные животной жестокостью, лишенные каких-либо теплых семейных черт». [ 2 ]

В 1875 году Салтыков приступил к серии сатирических рассказов « Благонамеренные речи» для журнала «Отечественные записки» , первоначально содержавшей несколько рассказов о Головлевых. Однако идея большого семейно-летописного романа, призванного показать застой помещичьего дворянства , сложилась только в 1876 году, когда Салтыков прекратил печатать рассказы о семье под названием «Благонамеренные речи» . В 1880 году Щедрин написал последнюю главу романа и все их переработал, чтобы издать роман отдельной книгой.

Персонажи

[ редактировать ]
  • Владимир Михайлович Головлёв , глава семьи. «С ранних лет известен своим никчемным, беззаботным характером», по словам автора. «Большую часть времени проводил в кабинете, имитируя пение черных дроздов, петухов и тому подобное, и развлекался сочинением того, что он называл «освобожденными стихами» и что стало объектом ненависти его жены... [Он] ненавидел свою жену. с большой искренностью, которая, однако, включала в себя значительную долю трусости».
  • Арина Петровна , «женщина лет шестидесяти, но еще энергичная и привыкшая жить по своей воле». Довольно устрашающая, она бесконтрольно управляет огромным имением Головлевых, живет одна и почти аскетично, не дружит ни с кем из соседей, благосклонна к местным властям и требует от детей, чтобы они были настолько ручными, чтобы каждый раз спрашивать себя: «Что бы на это сказала мама?» ?"
  • Степан Владимирович , старший сын, по прозвищу матери «Степка-придурок». «С ранних лет он очутился среди нелюбимых и привык то быть изгоем, то играть шута… К сожалению, это был одаренный, крайне импозантный парень. От отца он унаследовал озорной характер, от матери – способность быстро угадывать слабости других людей».
  • Анна Владимировна , дочь. Причинил конфуз Арине Петровне, сбежав из имения с корнетом и вернувшись через два года без денег, но с двумя дочерьми-близняшками. Через три месяца Анна умерла.
  • Порфирий Владимирович , известный с детства под тремя именами: «Иудушка» ( Иудушка ), «Кровопийца» и «Искренний мальчик», все эти имена ему дал Степка-недоумок. «С раннего детства он любил выпрашивать ласку у своей «милой подруги мамменки», тайно целовать ее в плечо и время от времени докладывать о других... Уже тогда Арина Петровна подозрительно относилась к попыткам сына ее смягчить. Уже тогда суровый взгляд его глаз казался ей загадочным, и она не могла догадаться, что именно было в нем: яд или уважение».
  • Павел Владимирович , брат Порфирия и его антипод. «Это было полное воплощение существа, неспособного к каким-либо действиям. Он еще с детства не проявлял стремления к обучению или общению посредством игр, а предпочитал оставаться один, пугая людей. Он загонял себя в угол, надувался и начинал фантазировать. .Вроде бы он вообразил, что съел слишком много овсянки, чтобы его ноги стали тонкими и его освободили от школы».
  • Владимир и Петр , сыновья Порфирия Владимировича. Владимир кончает жизнь самоубийством; Петр умирает по пути в ссылку за растрату.
  • Аннинка и Любинка , дочери-близнецы Анны Владимировны. После смерти матери воспитывалась Ариной Петровной. Повзрослев, они становятся провинциальными актрисами.

Краткое содержание

[ редактировать ]

Семейный трибунал

[ редактировать ]

Арина Петрова, матриарх семьи Головлевых, управляет большим поместьем (4000 крепостных) в России. Она узнает, что ее первенец Степан/Степка/Болван растратил землю и дом, которые она ему подарила. Она была практичной и строгой дворянкой и на несколько десятилетий, пока управляла имением, прогоняла в свою комнату пьяного мужа Владимира Михайлича. Арина отправила Степана в институт, где он был классным клоуном. Он работал на нескольких государственных должностях, но потерял их все из-за лени. Он возвращается домой после потери поместья. Второй ребенок Арины – Анна, которая сбежала и вышла замуж за музыканта по имени Уланов. У Анны есть девочки-двойняшки Аннинка и Любинка. Уланов вскоре бросает семью, а Анна через 3 месяца умирает от болезни. Арина надеялась избавиться от детей, подарив им поместья. Она очень расстроилась, когда умерла Анна («бросив мне на плечи двух своих мальчишек») и когда вернулся Степан. Ее третий сын — Порфирий/Иудушка/Кровосос; он подобострастный и коварный сын. Ее четвертый сын - Павел; он нормальный и ничем не примечательный. Она держит свою семью на очень жестком финансовом поводке, и они живут на уровне бедности, несмотря на свое богатство. Степан, которому некуда идти, с грустью возвращается домой. Арина заявляет, что ненавидит его, и говорит, что «он всю жизнь был для меня только беспокойством и позором». Она задается вопросом, для кого она копит деньги. Степана пускают обратно в поместье, но он впадает в депрессию и однажды зимним вечером убегает. Его находят живым, но он больше не разговаривает и вскоре умирает.

Хорошие родственники

[ редактировать ]

Крепостное право отменено царем. Владимир Михайлович умирает, и Арина делит свое имение между двумя оставшимися детьми. Павел умирает от алкоголизма, отказавшись составить завещание. Это значит, что все достается Порфирию. Арина покидает большой дом и переезжает с осиротевшими внучками-близняшками в имение Погорелка. Порфирий женится и имеет двоих сыновей. Он становится очень религиозным, но это только напоказ.

Хотя Арина очень строга с девочками, ее энергия для управления имением угасает. Девочки требуют уйти, и она им позволяет. Арина впадает в депрессию, живя в пустом доме в сельской местности России. Она начинает навещать сына, чтобы вкусно поесть и пообщаться. Жена Порфирия умирает, и он заводит любовницу Евпраксею. Близнецы пишут в ответ, что обе стали успешными провинциальными актрисами и могут себя обеспечить. Первый сын Порфирия, Володя, убивает себя. Неожиданно приезжает второй сын Порфирия, Петр/Петенька, просить денег. Он был казначеем пехоты, который проиграл деньги подразделения. Петр объясняет, что Володя покончил с собой из-за того, что Порфирий отказался поддержать его и его новую жену (Володя сообщил, но не спросил разрешения на брак). Порфирий отказывается платить долг, отправляя Петра дожидаться суда.

Племянница

[ редактировать ]

Арина заболевает. Порфирий зовет близнецов, когда Арина умирает. Сына Профирия Петра ссылают в Сибирь, где он умирает по дороге. Аннинка приезжает, чтобы уладить кое-какие документы после смерти Арины. Близнецы хотят продолжить свою актерскую карьеру и не заинтересованы в возвращении. Порфирий стал заядлым болтуном. Визит Аннинки к Порфирию ужасен, и она уезжает, как только бумаги подписаны.

Незаконные семейные радости

[ редактировать ]

Евпраксея беременеет от Порфирия. Он боится скандала, поэтому игнорирует беременность и отрицает свою причастность. Она рожает мальчика; Порфирий чувствует себя виноватым за то, что у него родился внебрачный ребенок, поэтому отдает младенца в приют без ведома Евпраксеи.

Заброшенный

[ редактировать ]

Евпраксея, лишенная ребенка, решает испортить жизнь Порфирию. Она начинает беспрестанно жаловаться и отказывается слушать постоянное лепетание Порфирия. Она заводит нескольких любовников. Порфирий становится затворником и начинает терять рассудок.

Расплата

[ редактировать ]

Посредственная актерская карьера близнецов в конечном итоге превратила их в проституток. У них обоих есть два муниципальных казначея, которые растрачивают средства, чтобы подпитывать свои отношения. Когда все раскрывается, близнецы решают вместе покончить жизнь самоубийством. Только Любинка выпивает яд и умирает. Истощенная Аннинка зимой приезжает в Головлёв. Аннинка и Порфирий каждую ночь вместе начинают сильно пить. Вспоминая, они вступают в ужасные кричащие драки. Порфирий постепенно понимает, что всю свою жизнь он относился ко всем ужасно. Он задается вопросом, для кого он копил все свои деньги. По мере приближения Страстной недели Порфирия охватывает чувство вины. Ночью он уходит просить прощения на могиле матери. На следующий день его находят замороженным. Аннинка лежит без сознания на смертном одре. Гонец отправляется сообщить дальней родственнице (Надя Галкин) о том, что она стала новой наследницей поместья и капитала Головлевых.

Темы и стиль

[ редактировать ]

Семья Головлевых выросла из «Благонамеренных речей» — серии сатирических рассказов и очерков, задуманных как критические исследования «столпов общества». 2 января 1881 года Салтыков так объяснял свою работу в письме Евгению Утину : «Я взглянул на семью, на государство, на собственность и узнал, что ничего такого не существует. И что эти самые принципы ради те свободы, которые были предоставлены, больше не уважались как принципы даже теми, кто, казалось, их придерживался». [ 3 ] В романе основное внимание уделяется институту семьи как краеугольному камню общества: в отличие от консерваторов, изображающих традиционную семью в позитивных тонах, Салтыков дает образ неблагополучной семьи.

В отличие от других своих произведений, в которых Салтыков осуждает крепостное право за его жестокость по отношению к крепостным, в «Семье Головлевых» он осуждает то, что оно сделало с господами, которые, как он показывает, стали его моральными жертвами. В отличие от «Дворянских гнезд», изображенных Иваном Тургеневым ( «Дворянский дом ») и Львом Толстым , Головлево становится символическим источником недуга семьи. [ 2 ]

Однако, как отмечает И. П. Фут, общественно-исторический интерес романа затмевается психологическим изображением двух главных героев, Порфирия Владимировича и Арины Петровны.

Джеймс Вуд называет Щедрина предшественником Кнута Гамсуна и модернистов :

Чем ближе Щедрин сближается с Порфирием, тем непознаваемее он становится на самом деле. В этом смысле Порфирий — модернистский прототип: персонаж, лишенный аудитории, отчужденный актер. Лицемер, который не знает, что он один, и кто действительно говорит, что он один из окружающих, представляет собой что-то вроде революционного типа характера, поскольку у него нет ни «истинного» познаваемого «я», ни «стабильного» эго. На рубеже двадцатого века Кнут Гамсун, писатель, на которого сильно повлияли Достоевский и русский роман, изобрел новый тип персонажей: сумасшедшие герои его романов « Голод и тайны» рассказывают о себе ложно компрометирующие истории и ведут себя плохо. когда у них нет очевидной причины.   [...] Видна линия от Достоевского, через Щедрина и далее к Гамсуну. [ 4 ]


Как отмечает Фут, финал романа раскрывает «взгляд Салтыкова о том, что человеческое достоинство и порядочность могут быть достигнуты даже самыми отвратительными существами». Роль совести в «преобразовании человеческой жизни» — важная тема других произведений Салтыкова, особенно романа « История одного города» . [ 2 ]

Экранизации

[ редактировать ]

английские переводы

[ редактировать ]
  1. ^ История русской литературы: от истоков до 1900 года.
  2. ^ Jump up to: а б с Салтыкова-Щедрина «Головлевы: критический товарищ» . Под редакцией IP Foote
  3. ^ Goryachkina, М.S. М.Е.Saltykov-Shchedrin. The Selected Works. Critical and biographical essay. Khudozhestvennaya Literatura Publishers. Moscow. 1954. Pp. 5-24
  4. ^ Джеймс Вуд. Знакомство с семьей Головлевых
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f84811a86452abf4dbc30f1abf80b1db__1705636500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f8/db/f84811a86452abf4dbc30f1abf80b1db.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Golovlyov Family - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)