Руководящие принципы ООН по защите прав потребителей
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите потребителей (UNGCP) касаются целей защиты потребителей . В представленном заявлении говорится, что руководящие принципы представляют собой «ценный набор принципов для определения основных характеристик эффективного законодательства о защите потребителей, правоприменительных учреждений и систем возмещения ущерба, а также для оказания помощи заинтересованным государствам-членам в формулировании и обеспечении соблюдения внутренних и региональных законов, правил и положений, которые соответствуют их собственным экономическим, социальным и экологическим обстоятельствам, а также способствуют международному правоприменительному сотрудничеству между государствами-членами и поощряют обмен опытом в области защиты потребителей». [1]
Впервые они были приняты Генеральной Ассамблеей в резолюции 39/248 от 16 апреля 1985 года, позднее расширены Экономическим и Социальным Советом (ЭКОСОС) в резолюции E/1999/INF/2/Add.2 от 26 июля 1999 года и недавно пересмотрены. Генеральной Ассамблеей в резолюции 70/186 от 22 декабря 2015 года.
Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей была создана для мониторинга реализации руководящих принципов, предоставления форума для консультаций, проведения исследований и исследований, оказания технической помощи, проведения добровольных экспертных оценок и периодического обновления РПООНЗП. Ее первое заседание состоялось 17 и 18 октября 2016 года в Женеве под эгидой Конференции ООН по торговле и развитию ( ЮНКТАД ).
История
[ редактировать ]UNGCP были приняты консенсусом в 1985 году. Это последовало за длительной кампанией, проведенной ассоциациями потребителей во многих странах вместе с Consumers International (тогда известной как Международная организация союзов потребителей с момента ее создания в 1960 году и получившей общий консультативный статус от Экономического и социального комитета). в 1977 году), выступая в качестве собеседника с Организацией Объединенных Наций, призвав Организацию Объединенных Наций подготовить «Типовой кодекс защиты потребителей» на Всемирном конгрессе в Сиднее в 1975 году. Это привело в 1977 году к тому, что ЭКОСОС поручил Генеральному секретарю подготовить обзор национальных институтов и законодательства в области защиты потребителей, а в 1981 году ЭКОСОС поручил Генеральному секретарю «продолжить консультации по защите потребителей с целью разработки набора общих руководящих принципов по защите потребителей, принимая, в частности, во внимание потребности развивающихся стран». Проект руководящих принципов был разослан правительствам для комментариев в 1982 году и представлен ЭКОСОС в 1983 году на основе многих источников, включая ОЭСР, Билль о правах потребителей США и материалы национальных агентств по защите прав потребителей и ассоциаций потребителей.
В 1999 году РПООНЗП была значительно расширена за счет включения нового раздела, посвященного устойчивому потреблению (раздел H версии 2015 года).
В июле 2012 года Первое специальное совещание экспертов по защите прав потребителей решило, что ЮНКТАД следует начать процесс консультаций по пересмотру РПООНЗП. В результате этих консультаций и призыва к участию секретариат ЮНКТАД подготовил доклад об осуществлении Руководящих принципов Организации Объединенных Наций по защите потребителей (1985–2013 годы). [2]
Второе специальное совещание экспертов по защите прав потребителей, состоявшееся в июле 2013 года под председательством Франции, обсудило Отчет о реализации и его выводы, а также предложило создать четыре рабочие группы (по электронной коммерции , финансовым услугам , другим вопросам и реализации), которые будет использован в докладе Секретариата ЮНКТАД «Условия пересмотра РПООНЗП», который будет представлен VII Обзорной конференции ООН по рассмотрению всех аспектов Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой.
В июле 2013 года Третье специальное совещание экспертов по защите прав потребителей обсудило Отчет об условиях и его выводы, а также дополнительные вопросы, которые были выделены государствами-членами и заинтересованными сторонами в качестве кандидатов на предлагаемое включение в пересмотренную версию РПООНЗП. Текст обсуждался между экспертами по защите прав потребителей и дипломатическими миссиями в Женеве в период с января по июнь 2015 года.
Седьмая Конференция Организации Объединенных Наций по рассмотрению всех аспектов Комплекса согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля за ограничительной деловой практикой, которая проходила в Женеве с 6 по 10 июля 2015 года, единогласно приняла проект резолюции о защите прав потребителей и пересмотрела РПООНЗП и предложила «Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций на ее семидесятой сессии в 2015 году рассмотреть вопрос о принятии проекта резолюции о защите потребителей и пересмотренных Руководящих принципов Организации Объединенных Наций по защите потребителей, приложенных к этой резолюции». [3]
Генеральная Ассамблея приняла резолюцию о защите потребителей и приложенную к ней UNGCP 22 декабря 2015 года. [4]
Содержание пересмотренной РПООНЗП
[ редактировать ]Пересмотренной РПООНЗП 2015 года предшествует резолюция Генеральной Ассамблеи о защите потребителей 70/186, в которой конкретно упоминаются потребности развивающихся стран, установление Целей устойчивого развития в качестве преемников Целей развития тысячелетия, а также необходимость правительства сотрудничать через границы. Ссылки на изменения, произошедшие с 1999 года, подразумеваются в параграфах о конфиденциальности, электронной коммерции и финансовых услугах с явной ссылкой на финансовый кризис. Последние два события находятся в центре внимания новых разделов Руководства. Ожидается, что Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей продолжит работу в рамках существующего механизма ЮНКТАД, одновременно продолжая анализировать «Правила ООН по конкуренции». [5]
Новая РПООНЗП распространяет свою сферу действия на государственные предприятия (GL2) и вводит четыре новых «законных потребности» в Руководство 5, наиболее цитируемый отрывок РПООНЗП. Совершенно новые разделы добавлены в «Принципы надлежащей деловой практики» (GL 11) и «Национальная политика защиты потребителей» (GL 14–15), электронной коммерции (GL 63–65) и финансовых услуг (GL 66–68). Предыдущий раздел E, посвященный «Мерам, позволяющим потребителям добиться возмещения ущерба», переименован в «Разрешение споров и возмещение ущерба» (теперь раздел F) и расширен, чтобы отразить быстрое развитие таких механизмов, и теперь включает ссылку на долг и банкротство . Раздел «Специальные области» (теперь K) расширен и теперь включает энергетику (GL76), коммунальные услуги (GL77) и туризм (GL78). Наконец, раздел VI, посвященный международному сотрудничеству, был значительно расширен за счет дополнений к Руководящим принципам 82–90, в основном охватывающим механизмы правоприменения на международном уровне. Новый раздел VII «Международный институциональный механизм» посвящен обзору применения и реализации РПООНЗП на национальных уровнях, а также дальнейшему обзору самих Руководящих принципов.
Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей
[ редактировать ]В редакции 2015 года (см. раздел VII, пункты 95–99) создаются институциональные механизмы для мониторинга соблюдения РПООНЗП под руководством Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей, которая будет проводиться под эгидой ЮНКТАД. .
Группа будет иметь следующие функции: ежегодный форум и условия для многосторонних консультаций; периодические исследования, связанные с элементами РПООНЗП; экспертные оценки политики защиты прав потребителей; периодическая оценка реализации РПООНЗП; наращивание потенциала; и обмен информацией.
Первое заседание Межправительственной группы экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей состоялось 17 и 18 октября 2016 года в Женеве. С тех пор группа собирается ежегодно во Дворце Наций в Женеве, Швейцария, обычно в июле. [6]
См. также
[ редактировать ]- Потребительский активизм
- Защита прав потребителей
- Генеральная Ассамблея ООН
- Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ A/RES/70/186 Преамбула
- ^ TD/B/CI/CLP/23
- ^ TD/RBP/CONF.8/RES.
- ^ А/РЕЗ/70/186
- ^ Набор согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил для контроля ограничительной деловой практики, A/RES/35/63 от 5 декабря 1980 г.
- ^ «Межправительственная группа экспертов по законодательству и политике в области защиты прав потребителей | ЮНКТАД» .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Харланд, Дэвид (сентябрь 1987 г.). «Руководящие принципы ООН по защите прав потребителей» . Журнал потребительской политики . 10 (3): 245–266. дои : 10.1007/bf00411533 . S2CID 151099811 .