Русские в Иране
Регионы со значительной численностью населения | |
---|---|
Тегеран , провинция Мазандаран , провинция Гилян , Бушер , Иранский Азербайджан | |
Языки | |
русский , персидский | |
Религия | |
Русская Православная Церковь , Шиитский Ислам |
Иранские русские – это русские, живущие в Иране , или иранцы русского происхождения. Русские населяют различные регионы, но в основном в тех регионах, которые в прошлом находились под прямой российской военной оккупацией. Это было косвенным результатом итогов последних русско-персидских войн . [1] В настоящее время россияне проживают и в южных регионах страны (например, в Бушере ), где многие из них работают техническими специалистами и экспертами-ядерщиками, например, на Бушерской АЭС .
Хотя община значительно сократилась после Второй мировой войны , последовавшего за ней иранского кризиса 1946 года и иранской революции , известно, что русские живут в Иране со времен Сефевидов . [2]
История
[ редактировать ]Русские в Иране (Персии) имеют давнюю историю, насчитывающую много веков, [3] [4] вплоть до Средневековья с каспийскими экспедициями Руси , а затем и Русско-персидской войны в XVIII веке, когда Российская империя временно оккупировала прикаспийские районы Табаристана и Астарабада на десятилетие . Однако первая массовая иммиграция русских в Иран произошла в начале 20 века, когда сотни тысяч белых эмигрантов были вынуждены бежать от большевиков . Большинство из них высадились в северных иранских провинциях Гилян и Мазандаран , а также на северо-западе и северо-востоке, в иранском Азербайджане и Хорасане , где до сих пор живут общины их потомков. [5] [6]
Русская община продолжала увеличиваться в северных провинциях страны в результате установления российской сферы влияния после русско-персидской войны 1826-28 гг . [7] Это влияние закончилось несколько десятилетий спустя с кризисом 1946 года .
Влияние России в северном Иране было огромным с момента подписания англо-русской конвенции 1907 года до начала Первой мировой войны в 1914 году. [8] В этот период времени он разместил войска в иранских провинциях Гилян, Азербайджан и Хорасан, а его дипломатические представительства (консульства) в этих частях обладали значительной властью. Эти консульства доминировали в местной иранской администрации и в некоторых случаях даже собирали местные налоги. Начиная с того же года, что и англо-российский конвент, началась непреднамеренная российская колонизация в провинциях Мазандаран и Астарабад. Затем, в 1912 году, российская внешняя политика официально приняла план колонизации северного Ирана. В начале Первой мировой войны в Астарабаде и Мазендаране, скорее всего, проживало около 4000 русских поселенцев, тогда как на северо-востоке Ирана русские основали как минимум 15 русских деревень. [8]
Во время правления Николая II в России российские оккупационные войска сыграли важную роль в попытке царского подавления иранской конституционной революции . [9] [8] На заре Первой мировой войны российские оккупационные силы оккупировали азербайджанскую провинцию Каджар, Иран, а также весь север и северо-восток страны и насчитывали около двадцати тысяч человек. [10] После начала Персидской кампании Первой мировой войны численность русских войск в Иране умеренно выросла примерно до восьмидесяти или девяноста тысяч.
В 1920-1930-е годы советская секретная служба ( ЧК — ОГПУ — НКВД ) проводила тайные операции на иранской земле, пытаясь ликвидировать белоэмигрантов , переехавших в Иран. [11] Начиная с середины 1930-х годов в столице Тегеране возникла небольшая колония белоэмигрантов из одесских и винницких регионов (ныне Украина). [12]
Русское православие
[ редактировать ]
Некогда многочисленная русская православная община в Иране с годами сократилась. В основном это потомки русских эмигрантов и постоянно аккредитованных сотрудников дипломатических и торговых представительств. [ нужна ссылка ]
Православная община Тегерана ведет свою историю с конца 16 века. [ нужна ссылка ]
Церковь Святого Николая в Тегеране была построена в 1940-х годах на пожертвования русских эмигрантов. [ нужна ссылка ] Его спроектировал архитектор-эмигрант, офицер иранской армии Николай Макаров. [ нужна ссылка ] Как только на ее куполах появились кресты, недостроенный храм распахнул свои двери для прихожан. До Исламской революции 1979 года в Тегеране было несколько православных священников. В начале 1980-х годов всех их исключили. Лишь в конце 1990-х годов Никольский храм получил нового настоятеля. Иеромонах Александр Заркешев был назначен Московским Патриархатом на служение в Тегеране. [13]
См. также
[ редактировать ]- Bogatyr battalion
- русская диаспора
- Белый эмигрант
- Русская Духовная Миссия в Урмии
- Церковь Святого Николая, Тегеран
- Русская церковь, Казвин
- Урмия Орточета
- Ирано-российские отношения
- Русско-персидские войны
- Иранцы в России
- Англо-российская конвенция 1907 г.
- Персидская казачья бригада
- Бомбардировка Меджлиса в 1908 году.
- Персидская кампания
- Персидская Социалистическая Советская Республика
- Англо-советское вторжение в Иран
- Иранский кризис 1946 года
- Государственный переворот в Иране 1953 года.
- Проект Темный Джин
- Россияне в постсоветских странах
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Россия и Иран, 1780-1828 гг. , Университет Миннесоты, 1 мая 1980 г. ISBN 978-0816656974 стр. 160
- ^ « Русское православие в Иране » . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Русские путешественники в Иране в 1917 году - Ираникаонлайн
- ^ Российско-иранские отношения «РОССИЯ i. Российско-иранские отношения до большевистской революции»
- ^ Резун, Мирон (январь 1981 г.). Советский Союз и Иран: советская политика в Иране от начала правления династии Пехлеви до советского вторжения в 1941 году . ISBN 9028626212 . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Володарский Михаил Иванович; Володарс (1994). Советский Союз и его южные соседи: Иран и Афганистан, 1917-1933 гг . ISBN 9780714634852 . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Поулсон, Стивен С. (2006). Социальные движения в Иране двадцатого века: культура, идеология и мобилизационные рамки . ISBN 9780739117576 . Проверено 5 апреля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Андреева, Елена (2014). «РОССИЯ и. Российско-иранские отношения до большевистской революции» . В Яршатере, Эхсан (ред.). Иранская энциклопедия, онлайн-издание . Фонд Энциклопедии Ираника.
- ^ Волков, Денис В. (2022). «Привнесение демократии в Иран: российский проект отделения Азербайджана». Ближневосточные исследования . 58 (6): 1. дои : 10.1080/00263206.2022.2029423 . S2CID 246923610 .
- ^ Волков, Денис В. (2022). «Привнесение демократии в Иран: российский проект отделения Азербайджана». Ближневосточные исследования . 58 (6): 4. дои : 10.1080/00263206.2022.2029423 . S2CID 246923610 .
- ^ Волков, Денис В. (2022). «Привнесение демократии в Иран: российский проект отделения Азербайджана». Ближневосточные исследования . 58 (6): 7. дои : 10.1080/00263206.2022.2029423 . S2CID 246923610 .
- ^ Шоле, Махса; Лотфи, Саханд (2022). «Геобиография» необычного артефакта или сохранившейся реликвии иранизированной «дачной» культуры». Культурная география : 5. doi : 10.1177/14744740221134119 . S2CID 253475547 .
- ^ «Русское православие в Иране» . Проверено 5 апреля 2014 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Атабаки, Турадж; Волков, Денис В. (2020). «Улетая от большевистской зимы: советские беженцы через южные границы (1917–30)». Журнал исследований беженцев . 34 (2). Издательство Оксфордского университета: 1900–1922. дои : 10.1093/jrs/fez122 .