Пол (отец Мориса)
Павел ( лат . Paulus ; греч . Παύλος , латинизированный : Pav́los ), умер в 593 г.) был отцом Мориса , византийского императора . Он занимал пост главы византийского сената .
Фон
[ редактировать ]По мнению Евагрия Схоластика , Маврикий и его семья могли проследить свое происхождение от «старшего Рима ». Будущий император родился в Арабиссе , Каппадокия . Родной город семьи находился в окрестностях современного Эльбистана . На протяжении веков город был относительно незначительным. Юстиниан I увеличил его значение, превратив его в центр вербовки и плацдарм для своих войск. Это была часть военного пути, начинавшегося от Кесарии Мазаки (современный Кайсери ) и продолжавшегося до Команы и Мелитены . [ 1 ]
Карьера
[ редактировать ]Первоисточником о Павле является «Церковная история» Иоанна Эфесского . В нем сообщается: «В начале своего правления царь послал за своим отцом, старцем по имени Павел, и своей матерью, и своим братом, которого звали Петр , и двумя своими сестрами, одна из которых была вдовой, и другая — жена Филиппика ... И затем он сделал своего отца главой сената и главой всех патрициев и отдал ему и его сыну Петру, брату царя, все имущество великого патриция Марцелла , брата. из покойного короля Юстина , который был немногим меньше, чем сами царские владения , с его домами и земельными владениями, и золотом и серебром, и его гардеробом, и всеми вещами, которые он имел повсюду без исключения». А затем он подарил отцу и матери еще один дом возле церкви ( Св. Софии ) и собственный дворец. [ 2 ] Иоанн продолжает подробно описывать почести, оказанные Маврикием его большой семье, уделяя особое внимание Домициану , епископу Мелитены . Упоминая Домициана как родственника Маврикия, Иоанн не уточняет точного отношения епископа к Морису или к Павлу. [ 3 ] Феофан Исповедник записывает смерть Павла в 593 году. [ нужна ссылка ]
В книге «Поздняя античность: империя и ее преемники, 425–600 гг. н. э.» Аверил Кэмерон , Брайан Уорд-Перкинс Мориса и Майкл Уитби отмечают, что кумовство при таких назначениях, вероятно, было непопулярным среди его современников. Он только что сменил Тиберия II Константина , щедрость которого истощила византийскую казну. Напротив, Морис продвигал политику, направленную на «накопление и хранение» денег для государства за счет сокращения государственных расходов . Византийская армия испытала снижение заработной платы и сокращение финансирования, что спровоцировало несколько мятежей со стороны различных сил. Вскоре Морис приобрел репутацию жадного человека и, по слухам, даже продавал общественное зерно за золото. К 602 году население открыто обвиняло Мориса в организации продолжающегося голода . В таком контексте очевидная щедрость Мориса по отношению к своей семье настраивала общественное мнение против него. [ 4 ] Иоанн Никийский сообщает: «Маврикий, ставший императором после боголюбивого Тиберия, был очень скуп,... [он] приветствовал множество лживых, буйных людей из-за своей жадности к деньгам. И он продал все зерно Египта. и превратил в золото, равно как и зерно для Византии ( Константинополя ) он продал за золото». Феофилакт Симокатта и Феофан Исповедник сообщают о константинопольской толпе, обвиняющей Мориса в марцианизме . Имеется в виду христианская секта, отвергавшая милостыню и, по-видимому, благотворительность в целом. [ 5 ]
К тому времени практика дарования титулов и собственности императорским родственникам была довольно обычным явлением. Ожидались также назначения на высокие должности. Это было частью процесса основания новой династии. Юстин II был лишь последним императором, сделавшим это. Маврикий, однако, пострадал по сравнению со своим непосредственным предшественником Тиберием II Константином, который не тратил щедро средств на продвижение к власти расширенного клана. Хотя в этом отношении Тиберий по умолчанию выглядел лучше. В первоисточниках не упоминается, что у него действительно было много родственников. [ 6 ]
Семья
[ редактировать ]Похоже, что Павел был женат дважды, хотя имена его жен неизвестны. Иоанн Эфесский упоминает, что он все еще женат на матери Мориса ок. 582. Феофан упоминает, что Маврикий позже праздновал свадьбу своего отца, предположительно вторую свадьбу. [ нужна ссылка ] У Пола было как минимум четверо известных детей [ 7 ]
- Маврикий , византийский император .
- Питер .
- Гордия, жена Филиппика . Сообщается, что она построила монастырь, посвященный Маммесу Кесарийскому . [ 8 ] Сообщение исходит из Константинопольской Родины и может быть несколько неточным. Просопография Поздней Римской империи считает более вероятным, что Гордия расширил более старый монастырь Святого Маммеса, построенный Фарасманом. [ 9 ]
- Феоктиста. Овдовела до возведения Мориса на престол в 582 году адресованное ей письмо, написанное Папой Григорием I. . Сохранилось [ нужна ссылка ]
Дамиан
[ редактировать ]Шарль дю Френ, сьер дю Канж (1610–1688) идентифицировал еще одну сестру Мориса, упомянутую в « Леймоне » Иоанна Мосха . Это была Дамиана, мать Афиногена, епископа Петры в Аравии. [ нужна ссылка ] Она играет значительную роль в различных главах.
Сведения о ее семье содержатся в следующих строках: «Амма ( аббатисса ) Дамиана, одинокая, мать Афиногена [Афиногена], епископа Петры». ... [ 10 ] «Вот еще одна история, рассказанная нам аммой Дамианой: в одну Страстную пятницу , перед тем как меня заперли (в качестве ведущей), я пошла в (церковь) Святых Косьмы и Дамиана и провела там всю ночь. Поздно ночью старуха из Фригийской Галатии пришел и дал каждому в церкви две мелкие монеты (минуты). Это было в то время, когда племянница моя и вернейшего императора Маврикия [Мориса] пришла помолиться в святой. городе и пробыла там целый год, а я взял ее с собой к святым Косме и Дамиану, так что мы вместе были в церкви». [ 10 ] В этом отрывке говорится, что у Дамианы есть общая племянница с Морисом. Вероятно, они были братьями и сестрами. [ нужна ссылка ]
«Он рассказал нам, что слышал следующую историю, рассказанную Афиногеном [Афиногеном], епископом Петры, сыном аммы Дамианы: У моей тети (avia mea) Иоанны был брат по имени Адельфиус, епископ Арабесса». [ 11 ] Авиа на латыни буквально означает бабушка, мать чьего-то родителя, а не тетя. [ нужна ссылка ] Сама она была настоятельницей женского монастыря. Однажды этот епископ отправился навестить свою сестру в ее монастыре. Войдя во двор (атриум) монастыря, он увидел на тротуаре одержимую бесом сестру. Епископ обратился к сестре: «Не беспокоит ли тебя, что эту сестру так беспокоят и порочат? Ты ведь должна знать, что как игуменья ты имеешь власть над всеми своими сестрами?» «Что я могу сделать против демона?» она ответила: «Как ты думаешь, чем ты занимался все эти годы?» ответил епископ, который затем совершил молитву и очистил сестру от беса. [ 11 ] Поскольку эта Иоанна была бабушкой Афиногена, дю Канж определил в ней вероятную жену Поля, мать Дамианы, Мориса и их братьев и сестер. [ нужна ссылка ] Есть некоторые сомнения относительно того, сколько лет должно было быть Джоанне и Адельфиусу. Другой рассказ Мосха сообщает, что они лично встретили Иоанна Златоуста (ок. 347–407) во время его краткого пребывания в Кукусе (современный Гёксун ). [ 11 ]
Возможные потомки
[ редактировать ]В Просопографии отмечается, что в 597 году Папа Григорий I упоминает о другой Гордии в Константинополе, названной женой Марина, матерью Феоктисты и тещей Христодора. Имена «Гордия» и «Феоктиста», общие для женщин двух семей, могут указывать на родство, хотя Просопография лишь спекулирует на этом. Папа, кажется, относился к этой даме с некоторым уважением, называя ее «excellentissima filia mea domna Gordia» (моя превосходная дочь, госпожа Гордия). Он также указывает, что этот Гордия был среди немногих в Константинополе, кто мог читать свои латинские тексты без необходимости перевода на греческий . [ 9 ] В ряде современных генеалогий предполагается, что эта Гордия могла быть дочерью овдовевшего Феоктиста, то есть внучкой Павла. Младшую Феоктисту можно было назвать в честь ее бабушки по материнской линии. Дальнейшие предположения предполагают, что младшие Феоктиста и Христодор являются предками Домники, жены Бардана Турка и матери Феклы , императрицы 9-го века. [ 12 ]
На самом деле мало что известно об этой Домнике и еще меньше о ее происхождении. В «Византийских женщинах: разновидности опыта 800–1200» (2006) есть отрывок о ней, написанный Джудит Херрин . Первоисточник о ней — Феофан Континуат . Домника была богатой константинопольской дамой. В 803 году Бардан возглавил неудавшееся восстание против Никифора I Логофета . Ему разрешили жить и уйти в монастырь. Хотя часть семейного имущества была конфискована, Домнике разрешили сохранить по крайней мере достаточно, чтобы основать новый монастырь и уйти на покой. За ней в монашество последовали незамужняя дочь и несколько падчериц. Дальнейшая судьба ее и монастыря неизвестна. Ее история была частью модели, развивавшейся в период византийского иконоборчества . «Женщины из политической элиты» часто рисковали попасть в немилость вместе со своими родственниками и в конечном итоге оказаться в монастыре. В качестве меры безопасности многие из них основали монашеские общины, которые должны были служить им «частными домами престарелых» в случае необходимости. Их враги могли бы тогда убрать их с политической сцены, фактически не убивая их. Неясно, сколько из этих монастырей пережили смерть своей основательницы или ее ближайших родственников. [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уитби (1988), стр. 4-5.
- ^ Иоанн Эфесский, Иоанн Эфесский, Церковная история, Часть 3, Книга 5, Глава 18. Перевод 1860 года Р. Пейна Смита
- ^ Иоанн Эфесский, Иоанн Эфесский, Церковная история, Часть 3, Книга 5, Главы 18-19. Перевод 1860 года Р. Пейна Смита
- ^ Кэмерон, Уорд-Перкинс и Уитби (2000), стр. 99-100.
- ^ Уитби (1988), стр. 19.
- ^ Кэмерон, Уорд-Перкинс и Уитби (2000), стр. 100.
- ^ Уитби (1988), стр. 5
- ^ Уитби (1988), стр. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Мартиндейл, Джонс и Моррис (1992), стр. 543.
- ^ Перейти обратно: а б Жоаннес Москус, «Духовный луг», глава CXXVII (127). Перевод Бенедикта Бейкера (1926–2004).
- ^ Перейти обратно: а б с Жоаннес Москус, «Духовный луг», глава CXXVIII (128). Перевод Бенедикта Бейкера (1926–2004).
- ^ Генеалогия Бернда Йозефа Янсена: Потомки Феоктисты.
- ^ Гарланд (2006), Глава «Изменение функций женских монастырей во время византийского иконоборчества», страницы 7-8.
Источники
[ редактировать ]- Кэмерон, Аверил; Уорд-Перкинс, Брайан; Уитби, Майкл (2000), Поздняя античность: империя и преемники, 425–600 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-32591-9
- Гарланд, Линда (2006), Византийские женщины: разнообразие опыта 800–1200 , Ashgate Publishing, ISBN 0-7546-5737-Х
- Мартиндейл, Джон Р.; Джонс, AHM; Моррис, Джон (1992), Просопография Поздней Римской империи - Том III, 527–641 гг. н.э. , Cambridge University Press, ISBN 0-521-20160-8
- Уитби, Майкл. (1988), Император Маврикий и его историк: Теофилакт Симокатта о персидской и балканской войне , Oxford University Press, ISBN 0-19-822945-3