Домициан из Мелитены

Домициан ( лат . Domitianus , греч . Δομιτιανός ; ок. 550–602) был племянником римского императора Маврикия и архиепископом Мелитены в римской Армении примерно с 580 г. до своей смерти. [ 1 ] Он был известен как дипломат и причислен халкидонскими церквями к лику святых за насаждение православия на северо-востоке империи. [ 2 ] Он безуспешно пытался обратить в христианство персидского царя Хосрова II , когда помог восстановить его на престоле в 590–591 годах. Однако в монофизитской традиции его помнят за жестокие преследования. [ 3 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Домициан является предметом краткой биографии в Константинопольском синаксарии и другой, вероятно, взятой из Синаксария XI века , в Менологионе Василия II . Они были написаны спустя столетия после его смерти, и их достоверность сомнительна. Согласно Синаксару , ему было тридцать лет, когда он стал епископом, и этот факт может быть точным. [ 3 ] Таким образом, его рождение было около 550 года. [ 2 ] [ 3 ] На момент своего назначения он, конечно, был молод. [ 3 ] [ 4 ]
Согласно летописи 1234 года и Михаила Сирина , Домициан был сыном брата Маврикия Петра . Иоанн Никиу говорит то же самое в одном отрывке, но в другом противоречит сам себе, называя его двоюродным братом Мориса, сыном его дяди по отцовской линии. [ 1 ] [ 3 ] Многие другие источники — например, Евагрий Схоластик , Теофилакт Симокатта , Никифор Каллист — описывают его как родственника, не уточняя далее. [ 1 ] Синаксарион . называет его отца Феодором, а мать - Экдицией, описывая их как благочестивых и богатых Ни один брат Мориса по имени Теодор больше не известен, и можно признать, что его отцом был Петр. [ 3 ]
Согласно Синаксару , Домициан получил как светское, так и библейское образование. Он подружился с будущим папой Григорием Великим , когда последний был апокрисиарием в Константинополе между 579 и 585 годами. Очевидно, они вместе изучали Библию. [ 3 ] Согласно Синаксару , Домициан женился, но его жена умерла вскоре после их свадьбы. [ 3 ] [ 5 ] После этого он отрекся от мира. Он прославился своим сочетанием прозорливости и аскетизма . [ 3 ]
Советник Мориса
[ редактировать ]Согласно Иоанна Эфесского « Historia Ecclesiastica» , Морис организовал свое избрание епископом Мелитены примерно за два года до того, как он унаследовал императорский трон, когда он еще был всего лишь magister militum per Orientem (578–582). [ 1 ] [ 5 ] Это было около 580 г. Епископы Мелитены были митрополитами своей провинции, но Домициан был первым, кому был присвоен сан архиепископа . Хотя в административном отношении Мелитена входила в состав Армении, часто считалось, что она принадлежит Каппадокии . В честь Домициана Морис повысил ранг своей провинции с Армении Терции до Армении Примы. [ 3 ]
Иоанн Эфесский сообщает, что Домициан переехал в Константинополь вскоре после воцарения Мориса. [ 3 ] Он стал одним из ближайших и пользующихся наибольшим доверием советников Мориса в войнах против персов , а также против аваров и славян . [ 1 ] [ 3 ] Монофизит Иоанн, умерший до гонений Домициана на монофизитов, считал его мудрым. [ 6 ] Что касается религии, Иоанн говорит, что он «полностью проникся мнениями» Халкидонского Собора и Льва Книги . [ 3 ] Сообщается, что он раздавал бедным подарки, полученные от императора. [ 5 ]
Домициан в основном проживал в Константинополе в периоды 582–585 и 591–598 годов. [ 2 ] Согласно Синаксару , Маврикий отправил его с несколькими миссиями к различным языческим племенам. [ 3 ] В 587 или 588 году король Австралии Хильдеберт II написал ему письмо с просьбой заключить мирный договор с римлянами. Это письмо сохранилось в коллекции, известной как Epistulae Austrasicae . [ 1 ]
В завещании, составленном Маврикием в 596 или 597 году и обнаруженном только во время правления Ираклия , Домициан был назван опекуном детей императора. [ 1 ]
Персидская миссия
[ редактировать ]В 590 году, во время персидской гражданской войны , он был отправлен с епископом Григорием Антиохийским в Константину, чтобы присоединиться к изгнанному персидскому царю Хосрову II , которого Маврикий намеревался восстановить. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Он и Григорий, по-видимому, были выбраны с намерением обратить Хосрова в христианство. [ 3 ] В августе 593 г. [ 1 ] Домициан написал своему старому другу Григорию Великому, ныне папе, сообщая ему о своих усилиях. Очевидно, он сказал ему, что он должен «распознать размер статуи», имея в виду Мориса, «из тени». Письмо потеряно. [ 3 ] Григорий Великий ответил Домициану, восхваляя его за то, что он «проповедовал христианскую веру» персидскому царю. [ 9 ] Григорий написал Домициану как минимум два письма (1 июня 595 г. и сентябрь или октябрь 598 г.). [ 1 ] Последнее касается главным образом церковных дел на Сицилии . [ 3 ]
Вероятно, именно во время своего пребывания при персидском дворе в изгнании Домициан встретил дворянку-христианку Голиндух либо в Цирцезии , либо в Иераполе . [ 3 ] [ 10 ] Он был основным источником Евстратия Мелитены , написанной после его смерти и до смерти Мориса (27 ноября 602 г.). биографии святой женщины [ 10 ] [ 3 ] Он также упоминается в биографии Голиндуха, составленной Synaxarion , который умер 13 июля 591 года. [ 3 ] Согласно ее грузинской биографии, она встретила Домициана в Иераполе, когда он направлялся ко двору Хормизда IV , возможно, еще в 587 году, и отговорила его продолжать, предсказывая, что Хормизд скоро будет свергнут. [ 11 ]
Домициан принял капитуляцию персидского гарнизона, занимавшего Мартирополь , и наказал за измену тех, кто сдал город персам. [ 1 ] [ 3 ] В Мартирополе он произнес речь, которую записал Феофилакт Симокатта. [ 3 ] Он сопровождал Хосрова и римскую армию под командованием Нарсеса до Мардина в 591 году. [ 1 ] [ 2 ] По словам Феофилакта, когда Хосров своим поведением в церкви оскорбил жителей Дары , Домициан отвел римскую армию в Констанцию до тех пор, пока Хосров не поклонился ему. В Аммодии он произнес речь перед войсками, полностью записанную Феофилактом, а затем вернулся на римскую территорию. Он не продолжил путь в персидскую столицу. [ 3 ] Он заключил договор о дружбе с Персией. [ 2 ] Согласно Синаксару , Хосров дал ему деньги, на которые он построил церкви и больницы. [ 3 ]
Духовный авторитет
[ редактировать ]Домициан был де-факто высшим духовным авторитетом в империи при Морисе. Халкидонский патриарх Евлогий Александрийский Льва . свой трактат о Фолианте посвятил Домициану [ 1 ] [ 3 ] По словам Фотия , Домициан упрекал его за использование миафизитской формулы «одна природа Бога-Слова, ставшего плотью» Кирилла Александрийского , хотя Евлогий протестовал против своего невинного намерения, демонстрируя при этом положение Домициана. [ 3 ]
Домициан был одним из епископов, принимавших участие в хиротонии Константинопольского патриарха Кириака II . В октябре 596 года Григорий Великий упрекнул епископов, в том числе Домициана, в неправильном использовании Псалма 118 :24. [ 3 ]
По словам Иоанна Никиуского, Домициан «отдал приказ применить силу, чтобы заставить евреев и самаритян креститься и стать христианами», но этот проект привел только к появлению лжехристиан. [ 3 ]
Преследование монофизитов
[ редактировать ]В 598 или 599 году Маврикий уполномочил Домициана преследовать монофизитов в окрестностях Мелитены. [ 1 ] По словам Михаила Сирина, это было «спровоцировано» Домицианом, «которого грызла зависть по поводу обращений» в монофизитство в Мелитене и ее окрестностях. Согласно Хроникам 1234 года , основанным на утерянной хронике Дионисия Тель-Махре , преследование было идеей Мориса, и он «вызвал» Домициана, чтобы тот разрешил ему преследовать «последователей Севера», то есть Севера Антиохийского . [ 12 ] Современные ученые разошлись во мнениях о серьезности преследований. [ 13 ] По словам Иоанна Никиуи, Домициан «принуждал еретиков записываться в ряды церкви». [ 3 ] Согласно Летописи 819 года , он «заставлял их причащаться от него». [ 14 ] «Хроника 1234 года» и «Михаил Сирин», оба опирающиеся на Дионисия, рисуют более мрачную картину. Пишут, что 400 монахов «монастыря Востоков» в Эдессе, сопротивлявшихся Домициану, были убиты. [ 3 ] [ 4 ] Летопись 1234 года прямо упоминает Домициана:
Прибыв в Месопотамию и начав гонения, он прибыл в Эдессу и начал оказывать большое давление на православных [монофизитов]. Он вызвал монахов из аббатства Востоков и сделал все возможное, чтобы отвратить их от православия, играя на их эмоциях, но они этого не хотели. Вместо этого он попробовал угрозы, но они были невосприимчивы к страху. Тогда он приказал командующему войсками, которых послал с ним царь, по имени Сакеллариос, вывести их ко рву за южными воротами, который назывался воротами Беф-Шемеш [Дом Солнца] и перебил их всех в одну лужу крови. Всего их было четыреста человек. [ 15 ]
Однако Михаил Сириец возлагает вину на полководца:
[Домициан] отправился, как хищный зверь, в Месопотамию. . . [Этот] нечестивый человек, он продолжал свои гонения в течение длительного времени, заставляя православных причащаться у него даже после того, как они поели. Многие православные стойко устояли в этой борьбе и не согласились принять злую ересь диофизитов [халкидонитов]. Они оскорбляли короля [Мориса] и Домициана, и солдат по имени [ с]патариос использовал это как предлог, говоря, что он слышал, как монахи оскорбляли короля и его племянника, и что он убил их по этой причине. Многие люди были изгнаны из своих церквей. [ 16 ]
« Нарратио де ребус Армения» поддерживает эту картину жестоких репрессий. [ 3 ] Монофизитские источники — « Хроника 724 года» , « Хроника 1234 года» , «Михаил Сирин» и «Бар-Гебрей» — повсеместно враждебно относятся к Домициану, обвиняя его в захвате всех их церквей в северной Месопотамии и Сирии . [ 1 ] [ 2 ] Он сверг Фому Харкельского с кафедры Маббуга и Павла из Констанции, принудив их сослаться в монастырь Антонини в Энатоне . [ 3 ] [ 17 ] Последствия этого преследования были обращены вспять, когда Хосров захватил Эдессу в 609 году : халкидонские епископы были изгнаны, а монофизиты вернулись. [ 3 ] [ 18 ]
Смерть и почитание
[ редактировать ]По сообщению Феофана Исповедника , Домициан скончался 12 января 602 года и был похоронен в церкви Святых Апостолов в Константинополе. [ 1 ] На его похоронах присутствовал весь Сенат . Согласно Синаксару , его тело позже было перенесено в Мелитену. Если это правда, то это должно было произойти во время правления Ираклия. [ 3 ]
Другие источники указывают дату его смерти 10 января, и это день его празднования в халкидонских церквях, которые считают его святым. [ 2 ] Он есть в пересмотренном Римском мартирологе (2004 г.), но отсутствует в Общем римском календаре . [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мартиндейл (1992) , с. 411.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Kaegi & Kazhdan (1991) .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Хонигманн (1953) , стр. 218–223.
- ^ Перейти обратно: а б Грейтрекс (2018) .
- ^ Перейти обратно: а б с д Уоткинс (2016) , с. 186.
- ^ Аллен (1980) , с. 16.
- ^ Аллен (1980) , с. 15.
- ^ Ли (2007) , с. 100.
- ^ Бут (2019) , с. 793.
- ^ Перейти обратно: а б Даль Санто (2011) , с. 129.
- ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 292 н. 18.
- ^ Палмер (1993) , стр. 117–118.
- ^ Хонигманн 1953 , с. 222 н. 5: «никогда прежде монофизиты не преследовались с такой жестокостью»; Allen 1980 , стр. 7–8: «преследование не могло достичь значительных масштабов, поскольку Морис, тем не менее, был удостоен звания святого монофизитской традицией»; Однако против Аллена, Whitby 1988 , с. 21, отмечает, что краткая сирийская агиография Мориса имеет скорее несторианское , чем монофизитское происхождение.
- ^ Палмер (1993) , с. 76.
- ^ Палмер (1993) , с. 118.
- ^ Палмер (1993) , с. 118 н. 270.
- ^ Хэтч (1937) , с. 143.
- ^ Палмер (1993) , с. 125.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Полина (1980). «Неохалкидонизм и патриархи конца шестого века». Византия . 50 (1): 5–17. JSTOR 44170608 .
- Бут, Фил (2019). «Призрак Мориса при дворе Ираклия» (PDF) . Византийская газета . 112 (3): 781–826. дои : 10.1515/bz-2019-0032 . S2CID 207759939 . [ мертвая ссылка ]
- Даль Санто, Мэтью (2011). «Императорская власть и ее подрыв в жизни Евстратия Константинопольского и мученичестве Голиндуха (ок. 602 г.)». Византия . 81 : 138–176. JSTOR 44173231 .
- Грейтрекс, Джеффри (2018). «Домициан». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности , Том 1: A – I. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 498. ИСБН 978-0-19-881624-9 .
- Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл Северная Каролина, ред. (2002). Римская восточная граница и персидские войны: Справочник по повествованию . Том. Часть II, 363–630 гг. н.э. Рутледж.
- Хэтч, Уильям HP (1937). «Подписка на рукопись Честера Битти на Евангелия Харклина». Гарвардское богословское обозрение . 30 (3): 141–155. дои : 10.1017/S0017816000022203 . JSTOR 1507949 .
- Хонигманн, Эрнест (1953). «Два митрополита, родственники императора Маврикия: Дометиан Мелитинский (около 580 г. – 12 января 602 г.) и Афиноген Петрский». Патристические исследования . Ватикан: Апостольская библиотека Ватикана. стр. 217–225.
- Каеги, Уолтер Эмиль ; Каждан, Александр (1991). «Домицианос» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 648. ИСБН 0-19-504652-8 .
- Ли, Дуг (2007). «Епископская власть и опасности в конце шестого века: случай Григория Антиохийского». Вестник Института классических исследований . 50 (Приложение 91): 99–106. дои : 10.1111/j.2041-5370.2007.tb02380.x .
- Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-20160-8 .
- Палмер, Эндрю (1993). Седьмой век в Западно-сирийских хрониках . Издательство Ливерпульского университета.
- Парет, Роджер (1957). «Дометиан Мелитинский и религиозная политика императора Маврикия» . Обзор византийских исследований . 15 :42–72. дои : 10.3406/rebyz.1957.1148 .
- Уоткинс, Бэзил (2016). Книга святых: Большой биографический словарь (8-е изд.). Блумсбери.
- Уитби, Майкл (1988). Император Маврикий и его историк: Теофилакт Симокатта о персидской и балканской войне . Кларендон Пресс.