Jump to content

Домициан из Мелитены

Погребение Домициана из Менологиона Василия II (XI век)

Домициан ( лат . Domitianus , греч . Δομιτιανός ; ок. 550–602) был племянником римского императора Маврикия и архиепископом Мелитены в римской Армении примерно с 580 г. до своей смерти. [ 1 ] Он был известен как дипломат и причислен халкидонскими церквями к лику святых за насаждение православия на северо-востоке империи. [ 2 ] Он безуспешно пытался обратить в христианство персидского царя Хосрова II , когда помог восстановить его на престоле в 590–591 годах. Однако в монофизитской традиции его помнят за жестокие преследования. [ 3 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Домициан является предметом краткой биографии в Константинопольском синаксарии и другой, вероятно, взятой из Синаксария XI века , в Менологионе Василия II . Они были написаны спустя столетия после его смерти, и их достоверность сомнительна. Согласно Синаксару , ему было тридцать лет, когда он стал епископом, и этот факт может быть точным. [ 3 ] Таким образом, его рождение было около 550 года. [ 2 ] [ 3 ] На момент своего назначения он, конечно, был молод. [ 3 ] [ 4 ]

Согласно летописи 1234 года и Михаила Сирина , Домициан был сыном брата Маврикия Петра . Иоанн Никиу говорит то же самое в одном отрывке, но в другом противоречит сам себе, называя его двоюродным братом Мориса, сыном его дяди по отцовской линии. [ 1 ] [ 3 ] Многие другие источники — например, Евагрий Схоластик , Теофилакт Симокатта , Никифор Каллист — описывают его как родственника, не уточняя далее. [ 1 ] Синаксарион . называет его отца Феодором, а мать - Экдицией, описывая их как благочестивых и богатых Ни один брат Мориса по имени Теодор больше не известен, и можно признать, что его отцом был Петр. [ 3 ]

Согласно Синаксару , Домициан получил как светское, так и библейское образование. Он подружился с будущим папой Григорием Великим , когда последний был апокрисиарием в Константинополе между 579 и 585 годами. Очевидно, они вместе изучали Библию. [ 3 ] Согласно Синаксару , Домициан женился, но его жена умерла вскоре после их свадьбы. [ 3 ] [ 5 ] После этого он отрекся от мира. Он прославился своим сочетанием прозорливости и аскетизма . [ 3 ]

Советник Мориса

[ редактировать ]

Согласно Иоанна Эфесского « Historia Ecclesiastica» , Морис организовал свое избрание епископом Мелитены примерно за два года до того, как он унаследовал императорский трон, когда он еще был всего лишь magister militum per Orientem (578–582). [ 1 ] [ 5 ] Это было около 580 г. Епископы Мелитены были митрополитами своей провинции, но Домициан был первым, кому был присвоен сан архиепископа . Хотя в административном отношении Мелитена входила в состав Армении, часто считалось, что она принадлежит Каппадокии . В честь Домициана Морис повысил ранг своей провинции с Армении Терции до Армении Примы. [ 3 ]

Иоанн Эфесский сообщает, что Домициан переехал в Константинополь вскоре после воцарения Мориса. [ 3 ] Он стал одним из ближайших и пользующихся наибольшим доверием советников Мориса в войнах против персов , а также против аваров и славян . [ 1 ] [ 3 ] Монофизит Иоанн, умерший до гонений Домициана на монофизитов, считал его мудрым. [ 6 ] Что касается религии, Иоанн говорит, что он «полностью проникся мнениями» Халкидонского Собора и Льва Книги . [ 3 ] Сообщается, что он раздавал бедным подарки, полученные от императора. [ 5 ]

Домициан в основном проживал в Константинополе в периоды 582–585 и 591–598 годов. [ 2 ] Согласно Синаксару , Маврикий отправил его с несколькими миссиями к различным языческим племенам. [ 3 ] В 587 или 588 году король Австралии Хильдеберт II написал ему письмо с просьбой заключить мирный договор с римлянами. Это письмо сохранилось в коллекции, известной как Epistulae Austrasicae . [ 1 ]

В завещании, составленном Маврикием в 596 или 597 году и обнаруженном только во время правления Ираклия , Домициан был назван опекуном детей императора. [ 1 ]

Персидская миссия

[ редактировать ]

В 590 году, во время персидской гражданской войны , он был отправлен с епископом Григорием Антиохийским в Константину, чтобы присоединиться к изгнанному персидскому царю Хосрову II , которого Маврикий намеревался восстановить. [ 1 ] [ 7 ] [ 8 ] Он и Григорий, по-видимому, были выбраны с намерением обратить Хосрова в христианство. [ 3 ] В августе 593 г. [ 1 ] Домициан написал своему старому другу Григорию Великому, ныне папе, сообщая ему о своих усилиях. Очевидно, он сказал ему, что он должен «распознать размер статуи», имея в виду Мориса, «из тени». Письмо потеряно. [ 3 ] Григорий Великий ответил Домициану, восхваляя его за то, что он «проповедовал христианскую веру» персидскому царю. [ 9 ] Григорий написал Домициану как минимум два письма (1 июня 595 г. и сентябрь или октябрь 598 г.). [ 1 ] Последнее касается главным образом церковных дел на Сицилии . [ 3 ]

Вероятно, именно во время своего пребывания при персидском дворе в изгнании Домициан встретил дворянку-христианку Голиндух либо в Цирцезии , либо в Иераполе . [ 3 ] [ 10 ] Он был основным источником Евстратия Мелитены , написанной после его смерти и до смерти Мориса (27 ноября 602 г.). биографии святой женщины [ 10 ] [ 3 ] Он также упоминается в биографии Голиндуха, составленной Synaxarion , который умер 13 июля 591 года. [ 3 ] Согласно ее грузинской биографии, она встретила Домициана в Иераполе, когда он направлялся ко двору Хормизда IV , возможно, еще в 587 году, и отговорила его продолжать, предсказывая, что Хормизд скоро будет свергнут. [ 11 ]

Домициан принял капитуляцию персидского гарнизона, занимавшего Мартирополь , и наказал за измену тех, кто сдал город персам. [ 1 ] [ 3 ] В Мартирополе он произнес речь, которую записал Феофилакт Симокатта. [ 3 ] Он сопровождал Хосрова и римскую армию под командованием Нарсеса до Мардина в 591 году. [ 1 ] [ 2 ] По словам Феофилакта, когда Хосров своим поведением в церкви оскорбил жителей Дары , Домициан отвел римскую армию в Констанцию ​​до тех пор, пока Хосров не поклонился ему. В Аммодии он произнес речь перед войсками, полностью записанную Феофилактом, а затем вернулся на римскую территорию. Он не продолжил путь в персидскую столицу. [ 3 ] Он заключил договор о дружбе с Персией. [ 2 ] Согласно Синаксару , Хосров дал ему деньги, на которые он построил церкви и больницы. [ 3 ]

Духовный авторитет

[ редактировать ]

Домициан был де-факто высшим духовным авторитетом в империи при Морисе. Халкидонский патриарх Евлогий Александрийский Льва . свой трактат о Фолианте посвятил Домициану [ 1 ] [ 3 ] По словам Фотия , Домициан упрекал его за использование миафизитской формулы «одна природа Бога-Слова, ставшего плотью» Кирилла Александрийского , хотя Евлогий протестовал против своего невинного намерения, демонстрируя при этом положение Домициана. [ 3 ]

Домициан был одним из епископов, принимавших участие в хиротонии Константинопольского патриарха Кириака II . В октябре 596 года Григорий Великий упрекнул епископов, в том числе Домициана, в неправильном использовании Псалма 118 :24. [ 3 ]

По словам Иоанна Никиуского, Домициан «отдал приказ применить силу, чтобы заставить евреев и самаритян креститься и стать христианами», но этот проект привел только к появлению лжехристиан. [ 3 ]

Преследование монофизитов

[ редактировать ]

В 598 или 599 году Маврикий уполномочил Домициана преследовать монофизитов в окрестностях Мелитены. [ 1 ] По словам Михаила Сирина, это было «спровоцировано» Домицианом, «которого грызла зависть по поводу обращений» в монофизитство в Мелитене и ее окрестностях. Согласно Хроникам 1234 года , основанным на утерянной хронике Дионисия Тель-Махре , преследование было идеей Мориса, и он «вызвал» Домициана, чтобы тот разрешил ему преследовать «последователей Севера», то есть Севера Антиохийского . [ 12 ] Современные ученые разошлись во мнениях о серьезности преследований. [ 13 ] По словам Иоанна Никиуи, Домициан «принуждал еретиков записываться в ряды церкви». [ 3 ] Согласно Летописи 819 года , он «заставлял их причащаться от него». [ 14 ] «Хроника 1234 года» и «Михаил Сирин», оба опирающиеся на Дионисия, рисуют более мрачную картину. Пишут, что 400 монахов «монастыря Востоков» в Эдессе, сопротивлявшихся Домициану, были убиты. [ 3 ] [ 4 ] Летопись 1234 года прямо упоминает Домициана:

Прибыв в Месопотамию и начав гонения, он прибыл в Эдессу и начал оказывать большое давление на православных [монофизитов]. Он вызвал монахов из аббатства Востоков и сделал все возможное, чтобы отвратить их от православия, играя на их эмоциях, но они этого не хотели. Вместо этого он попробовал угрозы, но они были невосприимчивы к страху. Тогда он приказал командующему войсками, которых послал с ним царь, по имени Сакеллариос, вывести их ко рву за южными воротами, который назывался воротами Беф-Шемеш [Дом Солнца] и перебил их всех в одну лужу крови. Всего их было четыреста человек. [ 15 ]

Однако Михаил Сириец возлагает вину на полководца:

[Домициан] отправился, как хищный зверь, в Месопотамию. . . [Этот] нечестивый человек, он продолжал свои гонения в течение длительного времени, заставляя православных причащаться у него даже после того, как они поели. Многие православные стойко устояли в этой борьбе и не согласились принять злую ересь диофизитов [халкидонитов]. Они оскорбляли короля [Мориса] и Домициана, и солдат по имени [ с]патариос использовал это как предлог, говоря, что он слышал, как монахи оскорбляли короля и его племянника, и что он убил их по этой причине. Многие люди были изгнаны из своих церквей. [ 16 ]

« Нарратио де ребус Армения» поддерживает эту картину жестоких репрессий. [ 3 ] Монофизитские источники — « Хроника 724 года» , « Хроника 1234 года» , «Михаил Сирин» и «Бар-Гебрей» — повсеместно враждебно относятся к Домициану, обвиняя его в захвате всех их церквей в северной Месопотамии и Сирии . [ 1 ] [ 2 ] Он сверг Фому Харкельского с кафедры Маббуга и Павла из Констанции, принудив их сослаться в монастырь Антонини в Энатоне . [ 3 ] [ 17 ] Последствия этого преследования были обращены вспять, когда Хосров захватил Эдессу в 609 году : халкидонские епископы были изгнаны, а монофизиты вернулись. [ 3 ] [ 18 ]

Смерть и почитание

[ редактировать ]

По сообщению Феофана Исповедника , Домициан скончался 12 января 602 года и был похоронен в церкви Святых Апостолов в Константинополе. [ 1 ] На его похоронах присутствовал весь Сенат . Согласно Синаксару , его тело позже было перенесено в Мелитену. Если это правда, то это должно было произойти во время правления Ираклия. [ 3 ]

Другие источники указывают дату его смерти 10 января, и это день его празднования в халкидонских церквях, которые считают его святым. [ 2 ] Он есть в пересмотренном Римском мартирологе (2004 г.), но отсутствует в Общем римском календаре . [ 5 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Мартиндейл (1992) , с. 411.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Kaegi & Kazhdan (1991) .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах Хонигманн (1953) , стр. 218–223.
  4. ^ Перейти обратно: а б Грейтрекс (2018) .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Уоткинс (2016) , с. 186.
  6. ^ Аллен (1980) , с. 16.
  7. ^ Аллен (1980) , с. 15.
  8. ^ Ли (2007) , с. 100.
  9. ^ Бут (2019) , с. 793.
  10. ^ Перейти обратно: а б Даль Санто (2011) , с. 129.
  11. ^ Greatrex & Lieu 2002 , с. 292 н. 18.
  12. ^ Палмер (1993) , стр. 117–118.
  13. ^ Хонигманн 1953 , с. 222 н. 5: «никогда прежде монофизиты не преследовались с такой жестокостью»; Allen 1980 , стр. 7–8: «преследование не могло достичь значительных масштабов, поскольку Морис, тем не менее, был удостоен звания святого монофизитской традицией»; Однако против Аллена, Whitby 1988 , с. 21, отмечает, что краткая сирийская агиография Мориса имеет скорее несторианское , чем монофизитское происхождение.
  14. ^ Палмер (1993) , с. 76.
  15. ^ Палмер (1993) , с. 118.
  16. ^ Палмер (1993) , с. 118 н. 270.
  17. ^ Хэтч (1937) , с. 143.
  18. ^ Палмер (1993) , с. 125.

Библиография

[ редактировать ]
  • Аллен, Полина (1980). «Неохалкидонизм и патриархи конца шестого века». Византия . 50 (1): 5–17. JSTOR   44170608 .
  • Бут, Фил (2019). «Призрак Мориса при дворе Ираклия» (PDF) . Византийская газета . 112 (3): 781–826. дои : 10.1515/bz-2019-0032 . S2CID   207759939 . [ мертвая ссылка ]
  • Даль Санто, Мэтью (2011). «Императорская власть и ее подрыв в жизни Евстратия Константинопольского и мученичестве Голиндуха (ок. 602 г.)». Византия . 81 : 138–176. JSTOR   44173231 .
  • Грейтрекс, Джеффри (2018). «Домициан». Николсон, Оливер (ред.). Оксфордский словарь поздней античности , Том 1: A – I. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 498. ИСБН  978-0-19-881624-9 .
  • Грейтрекс, Джеффри; Лью, Сэмюэл Северная Каролина, ред. (2002). Римская восточная граница и персидские войны: Справочник по повествованию . Том. Часть II, 363–630 гг. н.э. Рутледж.
  • Хэтч, Уильям HP (1937). «Подписка на рукопись Честера Битти на Евангелия Харклина». Гарвардское богословское обозрение . 30 (3): 141–155. дои : 10.1017/S0017816000022203 . JSTOR   1507949 .
  • Хонигманн, Эрнест (1953). «Два митрополита, родственники императора Маврикия: Дометиан Мелитинский (около 580 г. – 12 января 602 г.) и Афиноген Петрский». Патристические исследования . Ватикан: Апостольская библиотека Ватикана. стр. 217–225.
  • Каеги, Уолтер Эмиль ; Каждан, Александр (1991). «Домицианос» . В Каждане, Александр (ред.). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 648. ИСБН  0-19-504652-8 .
  • Ли, Дуг (2007). «Епископская власть и опасности в конце шестого века: случай Григория Антиохийского». Вестник Института классических исследований . 50 (Приложение 91): 99–106. дои : 10.1111/j.2041-5370.2007.tb02380.x .
  • Мартиндейл, Джон Р. , изд. (1992). Просопография Поздней Римской империи: Том III, 527–641 гг . н.э. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-20160-8 .
  • Палмер, Эндрю (1993). Седьмой век в Западно-сирийских хрониках . Издательство Ливерпульского университета.
  • Парет, Роджер (1957). «Дометиан Мелитинский и религиозная политика императора Маврикия» . Обзор византийских исследований . 15 :42–72. дои : 10.3406/rebyz.1957.1148 .
  • Уоткинс, Бэзил (2016). Книга святых: Большой биографический словарь (8-е изд.). Блумсбери.
  • Уитби, Майкл (1988). Император Маврикий и его историк: Теофилакт Симокатта о персидской и балканской войне . Кларендон Пресс.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 24d9d98f033fa1ddf81ef866ea9036c0__1709934420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/c0/24d9d98f033fa1ddf81ef866ea9036c0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Domitian of Melitene - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)