Jump to content

Джим Абейта

Джим Абейта
Рожденный 1947 (возраст 76–77 лет) [1] [2]
Краунпойнт, Нью-Мексико [3] [4]
Альма-матер Американская академия искусств, Чикаго, Иллинойс [5] [6] [3]
Занятие Художник [3]
Годы активности 1968 – настоящее время
Известный Картина маслом
Заметная работа Американские индейцы Абейты: Его люди (книга) [7]
Родственники Эмерсон Абейта (брат) [8]

Джим Абейта (также известный как Джеймс Абейта , Джимми Абейта и Джеймс Абейта ; род. 1947) — художник маслом навахо из Краунпойнт, Нью-Мексико . Он наиболее известен своими реалистичными пейзажами и портретами, изображающими родной народ, его историю и традиции. Он был одним из первых художников коренных американцев, работавших в современном реализме, рисуя с глубиной и тенью, а не с традиционным индейским искусством в плоском стиле. Абейту хвалят как художника-новатора, который модернизировал арт-сцену коренных американцев, сделал ее знаменитой на арт-рынке и проложил путь новому поколению художников.

В конце 1960-х Абейта начал участвовать в художественных конкурсах. В начале 1970-х Абейта продолжал участвовать в художественных конкурсах, но также присоединился к художественным кругам и стал партнером галерей. Он начал показывать и продавать свои работы через студию и фотомагазин Малларки, а также галерею Kiva в Гэллапе, штат Нью-Мексико . Его первый коммерческий успех пришел, когда в 1971 году его признал кантри-музыкант Джонни Кэш , который заказал несколько обложек альбомов, семейные портреты и, в конечном итоге, около 30 картин. Абейта нарисовал портрет Кэша для обложки альбома Johnny Cash Collection: His Greatest Hits, Volume II , обложки религиозного альбома Кэша Johnny Cash Sings Precious Memories и картины Иисуса для The Johnny Cash Show . Затем последовали заказы от других знаменитостей.

На протяжении 1970-х и 1980-х годов Абейта регулярно показывала, продавала и участвовала в соревнованиях на юго-западных ярмарках, фестивалях и племенных мероприятиях. Среди мероприятий были ярмарка штата Нью-Мексико , межплеменной индейский церемониал, индейская ярмарка и рынок Гильдии музея Херд, фестиваль Тота и другие. Его работы выставлялись в Музее Северной Аризоны и Музее народа навахо , а также в многочисленных галереях. Его картины использовались в качестве обложек или иллюстраций для журналов Southwest Art , Arizona Highways , Artists Of The Rockies , New Mexico Magazine и других журналов. В 1976 году он опубликовал книгу «Американские индейцы Абейты: его люди» , содержащую 108 репродукций его картин маслом, изображающих народ навахо , его родину и традиции.

С 2011 года Абейта живет на пенсии. Он по-прежнему рисует для собственного удовольствия, время от времени выставляется и принимает участие в художественных мероприятиях и встречах с фанатами. Ключевая фигура в современном искусстве навахо, Абейта считается одним из самых выдающихся художников коренных американцев наряду с Джулианом Мартинесом , Паблитой Веларде , Хелен Хардин , Харрисоном Бегеем , Р. К. Горманом и Фрицем Шольдером .

Искусство и влияние

[ редактировать ]
Картина Джима Абейты «Маркет-драйв»

Абейта наиболее известен своими реалистичными пейзажами и портретами, написанными масляной краской. Его работы вдохновлены повседневной жизнью навахо . [9] [10] [5] [6] [11] [12] [13] [14] Способность Абейты запечатлеть повседневную жизнь, а также мельчайшие детали его искусства высоко ценились. [15] [14] и назван «безошибочно точным». [2] С детства его главными сюжетами были люди, животные и окружающие его земли. [16] [4] В редких случаях он создавал яркие образы, такие как воины и батальные сцены, но его основным направлением всегда были мирная повседневная жизнь и традиции своего родного народа. [13] [17] [1]

Реализм отличал искусство Абейты от искусства большинства традиционных коренных американцев . художников [17] как и использование им масла в то время, когда большая часть произведений искусства навахо создавалась акварелью и казеином . [13] Плоский подход коренных американцев, изображающий предметы без теней и глубины, развивался в 1920-х и 1930-х годах и все еще преобладал в 1970-х годах. Вместо этого Абейта предпочел работать в стилях, вдохновленных современными западноамериканскими художниками , создавая картины, которые кажутся трехмерными. Одним из его главных вдохновителей был Фредерик Ремингтон и его картины, изображающие американский Старый Запад . Абейта называл себя «западно-индийским» художником. [3] [1] [18] [3] [17] В 1997 году работы Абейты были описаны как выполненные в стиле «переходного модернизма», представляющем традиционный образ жизни коренных американцев с использованием модернистских методов и принципов. [19]

Стремление к новизне в искусстве навахо сделало Абейту знаменитым. К 2000-м годам Абейту хвалили за революцию в искусстве навахо. [3] [17] и известен как один из самых опытных художников коренных американцев в области искусства Западной Америки . [19] На сцене современного искусства Абейта считается ключевой фигурой современного искусства навахо. [17] Его работы уже давно известны в кругах коллекционеров всего мира. [1]

Абейта часто помогал, направлял и поощрял других людей из своей индейской общины изучать живопись маслом. [6] [17] На протяжении многих лет он вдохновлял новые поколения художников коренных американцев развивать реалистический подход в своем искусстве. [14] Его последователи хвалят его за влияние на развитие и конкурентоспособность индейского искусства, а также за то, что он проложил путь современным индейским художникам. [17] [18] Успешные индейские художники, такие как Энтони Чи Эмерсон, Джеймс Кинг, Райан Сингер , Кэлвин Тодди и Элис Яззи, назвали Абейту источником вдохновения и влияния. [17] [20] [1]

Ранняя жизнь и семья

[ редактировать ]

Абейта родился в 1947 году в Краунпойнте, штат Нью-Мексико . [8] [1] [16] [12] в резервации Дине ( Навахо ). [21] [22] [4] [16] [17] Абейта - ценабахильни (клан людей сонной скалы) и родился в Ашихи (клан соляных людей), что указывает на происхождение его матери и отца соответственно. [13] [14]

Родителями Джима Абейты были Мэри и Ховард Абейта; они жили в Краунпойнте как минимум до 1973 года. Джим был вторым по старшинству из 16 братьев и сестер. Его младший брат Эмерсон Абейта также стал художником. [8] [17] [23] [4] В детстве Абейта часто жил в капитуле Беченти, недалеко от Краунпойнта, со своей бабушкой. [14] и помогал выращивать овец в Каньоне де Шелли . [2]

К 1955 году Абейта переехал в Солт-Лейк-Сити, чтобы поступить в школу. Там он жил в приемной семье мормонов , и с тех пор он сам идентифицировал себя как мормон. [17] [14]

Образование и первые творческие шаги

[ редактировать ]

Абейта начал рисовать в 4 года. [13] [14] В молодые годы в качестве краски он использовал акварель или уголь из печи. [17] С этого времени Абейта понял, что хочет стать художником. [3] [4] [16] Свои первые шаги в живописи он сделал, подражая своему дяде Джо Чарли, художнику-самоучке. [4] [11] [1] [14]

В 1953 году Абейта поступил в школу-интернат Краунпойнт. Оттуда он отправился в Солт-Лейк-Сити по программе размещения в школе и жил в приемной семье. Абейта получил свои первые награды в области живописи в Солт-Лейк-Сити. [14] Чтобы развивать его талант, приемная семья подарила 11-летнему Абейте его первый набор для рисования маслом на Рождество. За год он освоил с его помощью основы живописи. [5] [6] [12] [14] Одним из первых и самых сильных источников вдохновения Абейты были работы Нормана Роквелла , написанные маслом , в частности его работа на обложке The Saturday Evening Post . [14] [17]

Абейта учился в Солт-Лейк-Сити до последнего года обучения, а затем вернулся в Нью-Мексико, чтобы закончить среднюю школу Гэллапа в 1966 году. Будучи лучшим учеником в своем обычном классе рисования, он всегда был готов к экспериментам и часто выполнял самостоятельную работу, концентрируясь на рисование. [8] [14] [3] [4] Его школьный учитель рисования Дуэйн Берг сказал, что Абейта может нарисовать все, что попросят. Берг помог Бейте продемонстрировать и продать свои первые работы на межплеменном индейском церемониале Gallup, ежегодном мероприятии с тематическими парадами коренных американцев , родео, художественными выставками и другими культурными мероприятиями. [1] [24] [3]

После окончания средней школы Абейта устроился на летнюю работу в Агентство Восточного Навахо . Суперинтендант агентства Кент Фицджеральд заметил талант Абейты и его решимость стать художником и предложил ему выбрать художественную школу и подать заявление в нее на стипендию Бюро по делам индейцев (BIA). Абейта последовал совету, получил стипендию и поступил в Американскую академию изящных искусств в Чикаго, штат Иллинойс. Он женился на Ханне Фостер, и вместе они переехали в Чикаго примерно в 1967 году. [12] [4] [17] [14] [22] [5] [6]

Абейта поступил на 15-месячные курсы искусств в Американской академии искусств в Чикаго. [5] [6] [3] Будучи преисполнен решимости изучить принципы масляной живописи, Абейта за один месяц прошел предшествующий обязательный девятимесячный курс по основам искусства и углубился в предмет, который его больше интересовал. [5] [6] Согласно более позднему отчету, Абейта записался на двухлетнюю художественную программу, которую закончил менее чем за шесть месяцев. [17]

Ранняя карьера (1960–1970-е годы)

[ редактировать ]

В конце 1960-х — начале 1970-х Абейта был завсегдатаем художественных конкурсов. [18] [12] [16] Его соревновательный дебют состоялся на ярмарке штата Нью-Мексико в 1968 году. [12] С тех пор он принимал участие в других конкурсах, таких как выставка индийского искусства и ремесел в Музее Херда ( Финикс, Аризона ), Национальная выставка индейского искусства в Скоттсдейле ( Скотсдейл, Аризона ), Межплеменной индейский церемониал ( Гэллап, Нью-Мексико ), и другие. В течение десятилетия он получил ряд наград и получил значительное признание на современной арт-сцене коренных американцев . [16] [3] [4] [13] [14]

За годы пребывания в Чикаго [4] [16] [17] Жена Абейты, Ханна, продвигала картины своего мужа, перенося их из галереи в галерею по всему городу. [1] Несколько работ она продала местной галерее, филиалы которой были по всему миру; позже галерея разместила заказы на дополнительные работы Абейты. [17]

Находясь в Чикаго, Абейта написал портрет Джонни Кэша . В 1971 году, воодушевленный женой, он взял портрет на концерт Кэша в надежде получить подпись певца. Пару не пустили за кулисы, но менеджер Кэша взял картину и показал Кэшу. [3] [14] [1] [13]

Несколько месяцев спустя Кэш пригласил Абейту, его жену и детей к себе домой в Теннесси . Там Абейта сделал еще один портрет Кэша, который стал обложкой альбома The Johnny Cash Collection: His Greatest Hits, Volume II. Это была первая коммерческая картина Абейты, за которую он получил заказ и которая принесла ему национальную известность. [3] [14] [1]

В качестве гостя Кэша Абейта сделал портреты сына музыканта, четырех дочерей, свекрови и картину Иисуса для шоу Джонни Кэша . В итоге он написал для Кэша около 30 портретов. [3] [1] [11] [13]

После выхода альбома Абейта привлекла внимание музыкальной индустрии. Columbia Records и RCA Records предложили ему сотрудничество. [3] В дальнейшем в своей карьере Абейта писал портреты ряда других знаменитостей. [1]

Частный и коммерческий успех (1970–2000 гг.)

[ редактировать ]

Примерно в 1971–1972 годах Абейта и его семья покинули Чикаго и вернулись в родной город Краунпойнт, штат Нью-Мексико . [4] [5] [6] [13] Абейта работал художником-фрилансером и выставлялся в Нью-Мексико и других штатах. [3] Он сотрудничал и работал почти исключительно с фотографом и бизнесменом Нелло Т. Гуаданьоли, который продвигал и помогал ему продавать его картины через студию Малларки и магазин фотоаппаратов (в то время популярное предприятие в художественных кругах). Гуаданьоли также помог Абейте попасть в галерею «Кива» (партнерство с галереей продолжалось до 2003 года, когда она закрылась). Обе галереи находились в Гэллапе, штат Нью-Мексико . [13] [1] [3] [25] Партнерство принесло Абейте успех на арт-рынке. [5] [6]

В 1972 году Абейта был включен в список «выдающихся индийских художников, живых и мертвых» наряду с Джулианом Мартинесом , Паблитой Веларде , Хелен Хардин , Харрисоном Бегеем , Р. К. Горманом , Фрицем Шольдером и другими. [21] В том же году у него состоялась его первая персональная выставка в галерее Main Trails в Скоттсдейле, штат Аризона. [3] и присутствовал на выставке «Индийские художники» , которая была частью крупного художественного мероприятия в конференц-центре Альбукерке , посвященного прогрессу Нью-Мексико в различных областях изобразительного искусства. [21]

В 1972 году Абейта соревновался вместе с известными индейскими художниками на межплеменной выставке церемониального искусства индейцев Гэллапа. Его картина «Руки молящегося» получила главный приз в категории «Акриловые портреты», а «Кузнец серебряных дел» — третье место в той же категории; «Охота в красоте» получила Мемориальную премию, «Каньон де Шелли» получил первое место, а «Паучья скала» получила второе место в категории «Пейзажи маслом или акрилом». [9] [10]

К 1973 году Абейта добился признания среди коллекционеров произведений искусства. Галереи Техаса, Вайоминга, Аризоны и Нью-Мексико начали покупать его работы. [5]

С 1974 по 1978 год он работал по заказу ежегодного приглашения Таннера в Скоттсдейле, штат Аризона , рисуя групповые портреты победителей конкурса. [8]

В 1975 году Абейта нарисовал обложку альбома Джонни Кэша , на этот раз для его религиозного альбома Johnny Cash Sings Precious Memories . [26] В том же году две картины Абейты были внесены в коллекцию К.Г. Уоллеса, которая тогда считалась одной из самых важных коллекций зуни и навахо ювелирных, художественных и исторических произведений . Часть этой коллекции позже была передана в дар музею Херда в Финиксе, штат Аризона , а другая часть была продана на аукционе Sotheby’s в Финиксе. [27]

В 1982 году Абейта снова принял участие в межплеменном индейском церемониале, выставив свои работы и проведя художественную мастерскую. [24]

В 1988 году его картины были представлены на выставке «Навахо – вчера, сегодня и завтра» в галерее Eagles Roost в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо . Эта выставка считалась одной из крупнейших выставок искусства коренных американцев. [28] [29] Год спустя Абейта приняла участие в выставке «Краска, бронза и камень» в Музее американских индейцев Митчелла , в Эванстоне, штат Иллинойс . [8]

На несколько лет в начале 1990-х Абейта приостановил карьеру. В 1995 году он вернулся с выставкой на ежегодной выставке индийского искусства Фестиваля Тотах в Гражданском центре Фармингтона в Фармингтоне, штат Нью-Мексико . В том же году его картина «Женщина-знахарка» была выбрана для афиши фестиваля. Оригинал картины, выставленный на аукционе на фестивале, и другие работы были выставлены на продажу. [30]

К 1995 году работы Абейты вошли в публичную коллекцию Музея Северной Аризоны во Флагстаффе, штат Аризона . Его картины также выставлялись на индейской ярмарке и рынке Гильдии музея Херда (Феникс, Аризона), ярмарке штата Нью-Мексико , ярмарке племен навахо и Юго-западной ассоциации по делам индейцев (с 1993 года известной как Юго-западная ассоциация индийского искусства). ). [8] [31]

В 1997 году Абейта был упомянут в исследовании искусства в Журнале межкультурных исследований . Он был записан как один из самых известных художников коренных американцев, работавших над западноамериканским искусством . [32]

Печатные произведения и публикации

[ редактировать ]

В 1974 году одна из картин Абейты была выбрана Компанией общественного обслуживания Нью-Мексико в качестве предмета своей ежегодной литографии . [16] Его работы использовались для обложек и внутренних обложек журнала Arizona Highways в 1974, 1976 и 1978 годах. [31] [8]

В 1976 году он опубликовал книгу « Американские индейцы Абейты: его люди» со 108 репродукциями его картин, написанных маслом. [12] [1] [15] Джонни Кэш написал к книге специальное посвящение. Книга получила положительную оценку журнала The Pacific Historian , который назвал Абейту «гением» и заявил, что его способности и темпы в области живописи были «замечательными». [15]

На протяжении многих лет изображения Абейты публиковались во многих книгах, газетах и ​​периодических изданиях, включая Southwest Art (1974), Ярмарку племени Навахо (обложка программы, 1974), Artists Of The Rockies (1974), Arizona Living (обложка, 1976; внутри). , 1982), The Indian Trader (1980, 1982), New Mexico Magazine (1983) и Dandick Travel – New Mexico (обложка, 1983). [8]

Текущая деятельность (2000 – настоящее время)

[ редактировать ]

В 2006 году Абейта был назван «Живым сокровищем» межплеменного индейского церемониала Гэллапа. [1] В 2009 году он был главным маршалом 63-й ежегодной ярмарки навахо и нарисовал плакат для ярмарки. [13]

К 2011 году Абейта сосредоточился на создании искусства не в коммерческих целях, а в первую очередь для собственного удовольствия. [14] В 2011 году Музей народа навахо провел ретроспективу его работ, включающую около 70 картин, написанных за почти 50 лет. Некоторые работы были предоставлены самим Абейтой, некоторые были одолжены коллекционерами произведений искусства, а несколько картин из личной коллекции Джонни Кэша были подарены семьей Кэш. [14] [17] В том же году одна из картин Абейты вошла в коллекцию Музея истории церкви Солт-Лейк-Сити , подаренную приемными родителями Абейты в Солт-Лейк-Сити. [17]

В 2017 году его биография была опубликована в книге « Легендарные местные жители Гэллапа, штат Нью-Мексико» . [1] [33]

В 2018 году Абейта по-прежнему активно участвовал в творческих кругах и посещал художественные мероприятия. Он принял участие в Рынке искусств Gallup Native Arts Market, куда приезжали художники коренных американцев, чтобы показать и продать свои работы. [18]

Выставки

[ редактировать ]
Год Имя Расположение Галерея/Мероприятие Ссылка
1971 Джексон Хоул, Вайоминг Галерея «Четыре сезона» [3]
1971–1972 Оригинальные индийские картины Гэллап, Нью-Мексико Студия Малларки и магазин фотоаппаратов [3] [25]
1972–2003 Гэллап, Нью-Мексико Галерея Кива [13]
1972 Скоттсдейл, Аризона Галерея главных маршрутов [3]
1972 Индийские художники Альбукерке, Нью-Мексико Конференц-центр Альбукерке [21]
1973 Альбукерке, Нью-Мексико Брендивайн Галереи [22] [4]
1982 Гэллап, Нью-Мексико Межплеменный индейский церемониал [24]
1988 Навахо – вчера, сегодня и завтра Колорадо-Спрингс, Колорадо Галерея Иглз Руст [28] [29]
1989 Краска, бронза и камень Эванстон, Иллинойс Музей американских индейцев Митчелла [8]
Флагстафф, Аризона Музей Северной Аризоны [8]
Финикс, Аризона Гильдия музеев Херд Индийская ярмарка и рынок [8]
Окно-Рок, Аризона Ярмарка племени навахо [8]
Альбукерке, Нью-Мексико Ярмарка штата Нью-Мексико [8]
1995 Фармингтон, Нью-Мексико Общественный центр Фармингтона / Фестиваль Тота [30]
2011 Окно-Рок, Аризона Музей народа навахо [14] [17]
2018 Гэллап, Нью-Мексико Рынок местного искусства Gallup [18]
Год Награда(ы) Событие Расположение Ссылка
1968 Главный приз ; Самая популярная картина; 1, 2, 3 места Ярмарка штата Нью-Мексико Альбукерке, Нью-Мексико [3] [16]
1969 1 место; Приз за покупку на государственной ярмарке Ярмарка штата Нью-Мексико Альбукерке, Нью-Мексико [12] [3]
1970 1 место Ярмарка штата Нью-Мексико Альбукерке, Нью-Мексико [3]
1971 Главный приз; Лучшее шоу; 3 место Гильдия музеев Херд Индийская ярмарка и рынок Финикс, Аризона [8] [31] [3] [4]
1972 Главный приз; Мемориальная премия; Премия Вудворда; Лучший в классе; 1, 2, 3 места в разных номинациях. Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8] [9] [10]
1973 2-1 места; 2-3 места; Главный приз; почетное упоминание Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [4] [31]
1973 Главный приз; Лучшая картина; Премия за заслуги Ярмарка штата Нью-Мексико Альбукерке, Нью-Мексико [16] [31] [34] [8]
в. 1973 год 2-1 места, 2-2 места, 2-3 места Скоттсдейлская национальная выставка индийского искусства Скоттсдейл, Аризона [4]
1974 Большая награда Скоттсдейлская национальная выставка индийского искусства Скоттсдейл, Аризона [31] [8]
1975 1 место Юго-западная ассоциация по делам индейцев (позже Юго-западная ассоциация индийского искусства) Индийский рынок , Санта-Фе, Нью-Мексико [8]
1976 1 место; Лучший в классе Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1979 2-1 места Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1985 1 место; Премия Малларки Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1986 1 место Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1987 1 место; Лучший в категории; Лучший в классе; Премия Малларки Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1988 1 место Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
1991 1 место Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [8]
2013 Специальная мемориальная премия; Премия Аллена и Леоны Ролли Межплеменный индейский церемониал Гэллап, Нью-Мексико [35]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Абейта женился на Ханне Фостер Абейта 25 марта 1967 года. Ханна родилась 19 июня 1949 года в Шип-Спрингс, штат Нью-Мексико , и училась в средней школе Гэллапа . [36] [4] У Ханны и Джима было трое детей. [3] [5] сын Трой и дочери Мишель и Кармен [36] (или Карма). [31]

После 3–4 лет в Чикаго, [4] [16] Семья Абейта вернулась в Краунпойнт, штат Нью-Мексико , в 1971 или 1972 году, где они поселились навсегда, чтобы быть ближе к природе и иметь возможность наслаждаться активным отдыхом на свежем воздухе - любимым занятием всей семьи. [4] [6] [30] [13] [14] Джим и Ханна были активными членами Церкви Иисуса Христа Святых последних дней . [4] [36]

Ханна Абейта погибла в автокатастрофе 12 июля 1975 года и была похоронена в Краунпойнте. [36] [31]

Абейта подружился с Джонни Кэшем после встречи с ним в 1971 году. [11] [15] [1] [3] Их семьи также были дружными: Кэш научил их детей плавать, а однажды устроил вечеринку для Абейтас, пригласив других знаменитостей присоединиться к ним. [3] Во время своего знакомства с Кэшем Абейта познакомился с актером Бертом Рейнольдсом , кантри-музыкантом Уэйлоном Дженнингсом , певицей и актрисой Долли Партон и музыкантом Роем Орбисоном . Картины Абейты были у Дженнингса и Рейнольдса в личных коллекциях. [14]

В 1973 году Кэш пригласил Абейтас на свой концерт в Лас-Вегасе, штат Невада . [14] и они провели три дня в отеле Hilton Inn в Лас-Вегасе с певцом. [4] Абейта иногда приглашал Кэша на землю навахо , где Кэш посещал и выступал перед общиной Абейты. [26] Джонни Кэш присутствовал на похоронах Ханны Абейты в 1975 году. [14]

Кэш с любовью упомянул своего друга в тексте своей песни «Навахо» 1975 года : [14] [1]

Я видел твои красные скальные каньоны из Гэллапа.
Я гулял по твоим холмам в Аризоне
В Краунпойнте я смотрел, как художник рисует.
Все тайны твоего прошлого все еще сохранились.

Джонни Кэш , Навахо

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Хардин-Буррола, Сарат и Роузбро, 2017 , с. 51.
  2. ^ Jump up to: а б с Шебала 2018 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб Клерман 1971 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Уилкс 1973 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рональд 1973 год .
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рональд 1974 год .
  7. ^ Рейнольдс 1977 , с. 88.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Лестер 1995 , с. 1.
  9. ^ Jump up to: а б с Журнал Альбукерке; 11 августа 1972 года .
  10. ^ Jump up to: а б с Аризона Дейли Сан; 12 августа 1972 года .
  11. ^ Jump up to: а б с д Журнал Нью-Мексико; 1 сентября 1983 года .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Журнал новостей Кловиса; 21 сентября 1976 года .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бегай 2009г .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х Кальвин 2011 .
  15. ^ Jump up to: а б с д Рейнольдс 1977 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Нью-Мексико; 28 апреля 1974 года .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Смит 2011б .
  18. ^ Jump up to: а б с д и Адамс 2018 .
  19. ^ Jump up to: а б Уорнер 1997 , с. 70.
  20. ^ Смит 2011a .
  21. ^ Jump up to: а б с д Журнал Альбукерке; 24 сентября 1972 года .
  22. ^ Jump up to: а б с Таосские новости; 30 мая 1973 года .
  23. ^ Независимый Гэллап; 10 декабря 2008 г.
  24. ^ Jump up to: а б с Мартинес 1982 .
  25. ^ Jump up to: а б Независимый Гэллап; 8 января 1972 года .
  26. ^ Jump up to: а б Надеюсь, 1975 год .
  27. ^ Уэллс 1975 .
  28. ^ Jump up to: а б Кейн 1988б .
  29. ^ Jump up to: а б Кейн 1988а .
  30. ^ Jump up to: а б с Сан-Хуан Рекорд; 30 августа 1995 г.
  31. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Республика Аризона; 15 июля 1975 г.
  32. ^ Уорнер 1997 .
  33. ^ Канцлер 2017 .
  34. ^ Журнал Альбукерке; 14 сентября 1973 года .
  35. ^ Независимый Гэллап; 24 августа 2013 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д Независимый Гэллап; 14 июля 1975 г.

Цитируемая литература

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Эта статья основана на тексте, предоставленном Институтом Венарда по лицензии CC-BY-4.0 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fa7c079de4a2fc57961a0a6655ba1d95__1691411940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/95/fa7c079de4a2fc57961a0a6655ba1d95.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jim Abeita - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)