Резолюция 1696 Совета Безопасности ООН
ООН Совет Безопасности Резолюция 1696 | ||
---|---|---|
![]() | ||
Дата | 31 июля 2006 г. | |
Номер встречи. | 5,500 | |
Код | S/RES/1696 ( Документ ) | |
Предмет | Ситуация вокруг Ирана Нераспространение | |
Итоги голосования |
| |
Результат | Усыновленный | |
Совета Безопасности Состав | ||
Постоянные члены | ||
Непостоянные члены | ||
|
Часть серии о |
Ядерная программа Ирана |
---|
![]() |
Хронология |
Удобства |
Организации |
Международные соглашения |
Внутреннее законодательство |
Частные лица |
Связанный |
Совета Безопасности ООН Резолюция 1696 , принятая 31 июля 2006 года, после выражения обеспокоенности намерениями ядерной программы Ирана , Совет потребовал, чтобы Иран прекратил свою по обогащению урана . программу [ 1 ]
Резолюция 1696 была принята 14 голосами против одного ( Катар ) при отсутствии воздержавшихся . [ 2 ] Катар заявил, что, хотя он и согласен с требованиями резолюции, сейчас неподходящее время, поскольку « регион пылает». [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]В сентябре 2005 года Совет управляющих Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) пришел к выводу, что Иран не выполнил свое соглашение о гарантиях и что его ядерная программа вызывает вопросы, входящие в компетенцию Совета Безопасности. В феврале 2006 года Совет МАГАТЭ сообщил об этих выводах Совету Безопасности после того, как установил, что Иран не предоставил достаточного разъяснения своих ядерных намерений. [ 4 ]
Разрешение
[ редактировать ]Наблюдения
[ редактировать ]В преамбуле резолюции Совет Безопасности подтвердил положения Договора о нераспространении ядерного оружия и право государств на мирное использование атомной энергии . Оно было «серьезно обеспокоено» тем, что МАГАТЭ не смогло прояснить намерения ядерной программы, а также наличие какой-либо необъявленной деятельности или материалов внутри Ирана. Иран также не предпринял шагов, требуемых от него МАГАТЭ, согласно отчетам его генерального директора Мохамеда эль-Барадеи . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
В тексте подчеркивалась необходимость политико-дипломатического разрешения ситуации, а также выражались риски распространения, связанные с иранской ядерной программой, и нежелание членов Совета усугублять проблему.
Действия
[ редактировать ]Действуя в соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций , Совет призвал Иран выполнить требования МАГАТЭ, которые укрепят доверие и решат нерешенные вопросы. Он потребовал, чтобы Иран приостановил всю деятельность, связанную с обогащением и переработкой, что будет проверено МАГАТЭ. В резолюции говорилось, что соблюдение требований МАГАТЭ будет способствовать дипломатическому решению, гарантирующему, что ядерная программа Ирана преследует исключительно мирные цели. Кроме того, были одобрены предложения Китая , Франции , Германии , России , Великобритании и США по долгосрочному комплексному решению. [ 8 ]
Резолюция призвала все государства «проявлять бдительность» и запретить передачу любых материалов, которые могут способствовать иранской ядерной программе и программе баллистических ракет . Это также укрепило авторитет МАГАТЭ в его работе по прояснению нерешенных вопросов, касающихся Ирана. Совет Безопасности ожидал отчета МАГАТЭ о том, выполнил ли Иран его запросы к 31 августа 2006 г.; юридически обязательные «соответствующие меры» будут приняты, если Совет удостоверится, что Иран не выполнил свои обязательства по действующей резолюции 1696, чтобы убедить его сотрудничать с МАГАТЭ. [ 8 ]
Последствия
[ редактировать ]На следующий день после принятия резолюции президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что не подчинится «языку силы и угроз». [ 9 ]
Неспособность Ирана ответить удовлетворительным образом привела к принятию Резолюции 1737 от 23 декабря 2006 г., в которой были применены санкции. Впоследствии эти санкции были ужесточены резолюциями 1747 (2007) и 1929 (2010).
Приостановка
[ редактировать ]Действие положений Резолюции 1696 было прекращено Резолюцией 2231 Совета Безопасности ООН, вступившей в силу в день реализации Совместного всеобъемлющего плана действий , 16 января 2016 года, при условии продолжения реализации СВПД государствами-членами.
Восстановление
[ редактировать ]Механизм разрешения споров, предусмотренный резолюцией 2231 СБ ООН, позволяет восстановить действие отмененных резолюций (так называемое «откат»), включая резолюцию 1696 СБ ООН, в случае значительного несоблюдения Ираном своих ядерных обязательств. [ 10 ]
стр. 20 Резолюции СБ ООН 2231:
... После получения уведомления от участника, подавшего жалобу, как описано
выше, включая описание добросовестных усилий, предпринятых участником для исчерпать процесс разрешения споров, указанный в настоящем СВПД, ООН Совет Безопасности в соответствии со своими процедурами голосует по резолюции продолжить отмену санкций. Если решение, описанное выше, не было приняты в течение 30 дней с момента уведомления, то положения старой ООН Резолюции Совета Безопасности будут вновь введены в действие, если только Совет Безопасности ООН не вступит в силу.
Совет решает иначе...
Споры о Snap Back
[ редактировать ]20 августа 2020 года госсекретарь США Майк Помпео уведомил Совет Безопасности ООН о существенном несоблюдении Ираном условий СВПД, официально потребовав восстановить все предыдущие санкции. Этот шаг вызвал большие споры, поскольку другие члены совета не признали США в качестве участника СВПД после выхода Америки из соглашения в 2018 году, таким образом, не имея возможности использовать свой механизм разрешения споров для повторного введения международных санкций. Однако позиция США заключается в том, что резолюция СБ ООН 2231 навсегда называет США в качестве участника для этой цели и что не существует механизма для ее исключения. Таким образом, несоблюдения Ираном соглашения достаточно, чтобы вернуть международные санкции, которые были сняты в обмен на согласие Ирана ограничить свою ядерную программу. [ 11 ]
См. также
[ редактировать ]- Иран и оружие массового поражения
- Список резолюций Совета Безопасности ООН с 1601 по 1700 (2005–2006 гг.)
- Ядерная программа Ирана
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Совет Безопасности требует от Ирана приостановить обогащение урана к 31 августа или столкнуться с возможными экономическими и дипломатическими санкциями» . Объединенные Нации. 31 июля 2006 г.
- ^ Организация Объединенных Наций (2010). Ежегодник Организации Объединенных Наций, том 60; Том 2006 . Публикации Организации Объединенных Наций. п. 434. ИСБН 978-92-1-101170-8 .
- ^ «ООН устанавливает крайний срок по ядерной программе Ирана» . Новости Би-би-си . 31 июля 2006 г.
- ^ Хантер, Ширин (2010). Внешняя политика Ирана в постсоветскую эпоху: сопротивление новому международному порядку . АВС-КЛИО. п. 96. ИСБН 978-0-313-38194-2 .
- ^ ЭльБарадеи, Мохамед (27 февраля 2006 г.). «Осуществление Соглашения о гарантиях по ДНЯО в Исламской Республике Иран (GOV/2006/15)» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии.
- ^ ЭльБарадеи, Мохамед (28 апреля 2006 г.). «Осуществление Соглашения о гарантиях по ДНЯО в Исламской Республике Иран (GOV/2006/27)» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии.
- ^ ЭльБарадеи, Мохамед (8 июня 2006 г.). «Осуществление Соглашения о гарантиях по ДНЯО в Исламской Республике Иран (GOV/2006/38)» (PDF) . Международное агентство по атомной энергии.
- ^ Jump up to: а б Буш, Натан Э.; Джойнер, Дэниел (2009). Борьба с оружием массового поражения: будущее международной политики нераспространения . Издательство Университета Джорджии. п. 289. ИСБН 978-0-8203-3221-5 .
- ^ «Иран бросает вызов ядерному сроку» . Новости Би-би-си . 1 августа 2006 г.
- ^ «Резолюция 2231» .
- ^ «Помпео посетит ООН, чтобы вызвать «откат» санкций против Ирана » . 20 августа 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Работы, связанные с резолюцией 1696 Совета Безопасности ООН , в Wikisource
- Текст Резолюции на undocs.org.
- Совет Безопасности и законные права Ирана , Каве Л. Афрасиаби, 29 августа 2006 г.