Юзеф Мария Боченский
Юзеф Мария Боченский | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | |
Умер | 8 февраля 1995 г. | ( 92 года
Родственники | |
Эра | Философия 20 века |
Область | Западная философия |
Школа | Аналитический томизм Краковский круг |
Учреждения | Папский университет Святого Фомы Аквинского |
Основные интересы | |
Известные идеи | Гавелизм Социальная демократия |
Юзеф Мария Боченский или Иннокентий Боченский (30 августа 1902 — 8 февраля 1995) — польский доминиканец , логик и философ .
Биография [ править ]
Родился 30 августа 1902 года в Чушуве , тогда входившем в состав Российской империи , в семье с патриотическими и сторонниками независимости традициями. Его предшественники участвовали в наполеоновских войнах и различных национальных восстаниях. Его отец, Адольф Юзеф Боченский (1870–1936), который значительно развил родовое имение, был землевладельцем, добровольцем в войне с Советским Союзом 1919–21 годов и доктором сельскохозяйственных наук; его интерес к экономической истории повлиял на собственные размышления Юзефа об экономической доктрине и на его личное отвращение к марксизму . Мать Юзефа, Мария Малгожата, урожденная Дунин-Борковская (1882–1931), интересовалась богословием, автор биографий св. Иоанна Креста и св. Терезы Иисусовой и основательница прихода в Поникве . Отвечая за воспитание детей, она была известна своими строгими методами родительского контроля и авторитарным характером. Отец Юзефа имел более либеральный характер и был в первую очередь заинтересован в том, чтобы его сыновья стали хорошими спортсменами и кавалеристами (сам он добился значительных спортивных успехов в качестве наездника). У Юзефа было трое братьев и сестер: Александр Адольф Мария Боченский (1904–2001), журналист и политический писатель, экономический и политический деятель, член Законодательный парламент в 1947–1952 годах, член правления Ассоциации ПАКС в 1962–1985 годах, а также активист Патриотического движения за национальное возрождение ; Адольф Мария Боченский (1909–1944), журналист, политический писатель и солдат Польских вооруженных сил на Западе ; и Ольга Антонина, жена Завадская (1905–2008), учительница и автор учебных программ по религиозному образованию, лауреат медали «Праведник народов мира» . Первоначально Юзефа обучали дома. Воспитатели учили мальчиков патриотическим песням, военным упражнениям и прививали им романтическое представление о патриотизме. Но в то же время они были воспитаны во французской культуре с упором на логичность и рационализм. [1]
В 1907 году семья Боченских переехала из Чушува в Кельцкой области в Поникву, имение, унаследованное матерью Юзефа, недалеко от Бродов в Восточной Галиции. Жизнь в этом огромном имении оказала значительное влияние на братьев и сестер, которых научили бережно хранить традиции восточно-пограничных ( кресов ) народов. Братья были политизированы с раннего детства и теперь спорили между собой о справедливости Романа Дмовского концепций . Эта тема столь бурно обсуждалась, что родители сочли своим долгом запретить подобные дискуссии за обеденным столом, тем более что Юзеф весьма благосклонно относился к национальному лагерю, тогда как его отец считал национал-демократов «духом, а не политической силой». вечеринка'.
Первая мировая война с несколькими эвакуациями и возвращением в Поникву из-за ее близости к линии фронта привела к резкому обнищанию семьи. Они были свидетелями солдатских и рабочих восстаний во время большевистской революции . Их многочисленные странствия также означали, что Юзефу приходилось часто менять школы: из Тарнува в Варшаву (школа Конрада Гурского), а затем во Львов ( Адама Мицкевича гимназия ).
В шестнадцатилетнем возрасте Юзеф Боченский стал свидетелем польско-украинских боев во Львове, но родители не разрешили ему участвовать. После окончания средней школы в 1920 году он добровольно вступил в 8-й уланский полк и участвовал в битве при Комарове . Этот военный опыт подтвердил его убежденность в том, что оборонительная война является оправданным средством ведения национальной политики. Он изучал право во Львовском университете в 1920–1922 годах, а затем политическую экономию в Познаньском университете в 1922–1926 годах. Однако учеба его привлекала не так сильно, как другие стороны студенческой жизни. В 1924/1925 учебном году он был президентом Университетской ассоциации братской помощи, а также принимал активное участие в Академической корпорации «Корона», а также в Монархической организации, президентом которой он был в 1926 году. Взгляды, которых тогда придерживался Боченский, можно было воспринимался как склоняющийся к идеалам национальной демократии - хотя позже он размышлял, что в юности какое-то время считал себя анархистом. В студенческой прессе он активно осуждал Майского переворота и принял участие в антипилсудских демонстрациях (его братья, напротив, были горячими сторонниками маршала). [1]
В 1926 году Юзеф пришел к выводу, что его жизнь прожита совершенно напрасно. Чувствуя, что он больше не христианин , католик или даже человек веры , он разорвал помолвку с Марией Франциской Боченской (своей двоюродной сестрой) и поступил в семинарию . Он сделал это, чтобы дисциплинировать свою яркую личность в учреждении, феодальный, антидемократический характер которого, по его собственному признанию, он находил привлекательным. По словам Влодзимира Шнарбаховского, близкого знакомого, это было намерение и самодержавной матери Юзефа, Марии Боченской, которая хорошо понимала характер своего старшего сына (так же, как она чувствовала, что ее младший сын должен стать дипломатом, а Александр, прирожденный фермер , должно быть разрешено вступать в брак). Еще одно большое влияние на выбор Юзефа оказал монах Яцек Воронецкий , который помог ему заинтересоваться томизмом .
С 25 июня 1926 года по 3 июля 1927 года Юзеф был семинаристом Познаньской духовной семинарии. Там он пережил обращение и увлекся христианской философией. Присоединение к религиозному ордену было, по мнению Юзефа, важным следствием его выбора, и после долгих размышлений о качествах орденов иезуитов, францисканцев, доминиканцев и бенедиктинцев он решил присоединиться к доминиканцам. С октября 1927 по октябрь 1928 года он поступил послушником в Краковском доминиканском монастыре. После принятия временного обета 4 октября 1928 года, вопреки его намерению стать миссионером, ему было приказано заняться изучением философии во Фрибурском университете, Швейцария. в 1928–1931 гг. 31 июня 1931 года ему была присвоена степень доктора философии (за «идиотскую», по его мнению, диссертацию о Маурице Страшевском). В 1931–1933 годах он учился в Папском университете Святого Фомы Аквинского (Ангеликум) в Риме и 21 марта 1934 года стал доктором богословия (за диссертацию на тему « Открытие существования Бога через причинность и католическую веру»). ). 20 июня 1932 года он был рукоположен в сан пресвитера. В 1934–1940 годах он читал лекции по логике в Ангеликуме в Риме. 14 марта 1938 года ему была присвоена степень по христианской философии в Ягеллонском университете на основании диссертации под названием « Из истории логики модальных предложений» . На понимание Боченским сверхъестественной и материальной сфер большое влияние оказала его приверженность логическому методу мышления, который, по его мнению, неизбежно вёл к признанию существования Бога. Мнение о том, что вера, будучи актом воли, не противоречит науке и логике, а согласуется с ней, проявлялось во всех его произведениях. В 1930-х годах Юзеф также публиковал статьи в журналах «Бунт Млодыч» и «Политика» , где его братья Александр и Адольф были ведущими обозревателями. Статьи Юзефа в первую очередь касались философских вопросов, обеспечивая в этой форме основу «сверхдержавной» идеологии двух периодических изданий. [1]
Начало войны заставило его заняться строительством религиозного дома в Служево. 6 сентября он покинул Варшаву в сопровождении знакомых национал-демократов и впоследствии присоединился к 81-му пехотному полку, где служил капелланом. Попав в плен в Коцке, он вскоре сумел бежать и через Краков, Катовице и Вену в конце концов достиг Италии. Там он помогал польским профессорам, заключенным немцами в тюрьму, а затем пробился в Великобританию, где вел пастырскую работу среди польских ссыльных и служил офицером просвещения Войска Польского. В 1943–1944 годах преподавал в Военной академии в Эдинбурге. 16 февраля 1944 года епископ Юзеф Гавлина назначил его армейским капелланом, благодаря чему он присоединился ко 2-му польскому корпусу, где встретил своего брата Адольфа и участвовал в битве при Монте-Кассино (служил на итальянском фронте с 27 марта по 16 июля 1944 года). ). 17 августа 1944 года он был назначен капелланом штаба Войска Польского в Риме и главой пресс-службы армейского епископа. Он занимал эту должность до 15 октября 1945 года, за это время написав множество явно антикоммунистических статей, а также работая редактором солдатской религиозной прессы.
Осенью того же года он начал читать лекции по истории философии ХХ века во Фрибурском университете, а с 1951 года — и по истории раннего Нового времени. Доцент с 1945 года, он стал профессором университета в 1948 году. Боченский продолжал работать во Фрибурге до 1973 года, будучи деканом философского факультета в 1950–1952 годах и ректором университета в 1964–1966 годах. В 1957 году он стал директором Института Восточной Европы во Фрибурге, с 1956 года он также был членом правления Коллегиума Ост в Кёльне, а с 1961 года — его директором. В 1960 году он получил фрибурское гражданство.
Боченский был приглашенным профессором в Университете Нотр-Дам в Индиане, Канзасском университете, Кёльнском университете, Питтсбургском университете, Зальцбургском университете и Бостонском колледже. Он был членом Совета Международной федерации философских обществ, основателем и секретарем Всемирного союза католических философских обществ, а также президентом Международной федерации логических и методологических обществ. В 1952 году он основал Польский католический дом во Фрибурге, а также стал соучредителем Фонда Польского музея в Рапперсвиле. [1]
Ему были присвоены степени почетного доктора Университета Нотр-Дам, США (1966 г.), Университета Буэнос-Айреса (1977 г.), Миланского университета (1981 г.), а также Ягеллонского университета и Теологической академии в Варшаве (1988 г.).
Он был автором нескольких десятков докторских диссертаций и автором множества книг по тому, что в широком смысле можно назвать философией и теологией. К наиболее важным из них относятся: «Этические очерки» (1953 ) , «Формальная логика» (1956), «История формальной логики» (1961), «Логика религии» (1965), «Сто суеверий». Краткий философский словарь суеверий (1987), Марксизм - Ленинизм. Наука или вера? (1988), Современные методы мышления (1992), Очерк истории философии (1993) и Левые, религия, советология (1996).
У Боченского были свои размышления и теории относительно нации, основанные на концепциях отца Воронецкого и не ограничивающиеся только вопросами языка, культуры или идеологии, но также всей сферой эмоций и аксиологии. Его взгляды в этих вопросах соответствовали традициям польской национальной мысли, которая делала акцент на биологическом, экономическом и культурном развитии как предпосылке борьбы за независимость, за которой только после этого могло последовать построение реального государства. Патриотизм, по его мнению, должен быть не отнятым, а наступательным, насколько это позволяют возможности нации. В этом отношении он был одновременно милитаристом и позитивистом, убежденным, как и его брат Александр, в том, что полякам предстоит пройти долгое и трудное обучение, чтобы преодолеть свои накопившиеся недостатки. [1]
Боченский критиковал марксизм с философской точки зрения как закрытую систему мышления, неверно истолковывающую межличностные отношения из-за ложной веры в существование «научного мировоззрения», которое было по определению антихристианским и особенно опасным как инструмент советской имперской политики. и пропаганда. Следовательно, он боролся с марксизмом всеми возможными средствами, например, приняв участие в судебном процессе над Коммунистической партией Германии в Федеральном конституционном суде в Карлсруэ в 1950-х годах, который привел к ее запрету. Он также подверг критике марксизм с экономической точки зрения, создав собственную философию предпринимательства как явления, обусловленного различными человеческими факторами, которое невозможно объяснить закрытой теорией.
Доминиканец был не только выдающимся исследователем томизма, но и его горячим сторонником, будучи особенно привязанным к томистским концепциям плюрализма и вытекающим из него концепциям персонализма, особенно в интерпретации Жака Маритена , выраженной в его тексте, опубликованном в Знаке польском « ». Народная Республика [так в оригинале] (И. Боченский, «Азбука томизма», Знак , 1950, № 2, стр. 89–126). Персонализм Боченского, однако, не означал абсолютизацию идеи возможности внедрения христианства в любую политическую систему или того, что каждая политическая система совместима с христианством. Поэтому он не соглашался с поляками, которые в 1940-х и 50-х годах поддерживали точку зрения Эммануэля Мунье о том, что персонализм может углубить социализм, и вульгаризировали его до уровня левого интеграционизма, заявляя, как, например, Константин Любенский, что католик не только может, но даже и должен быть социалистическим (К. Любенский, «Открытое письмо г-ну Юлиушу Ладе». (На полях примечания в «Табличке»). )', Дзись и Ютро , 1948, № 49, стр. 1–2). Идеология Ассоциации PAX, вытекающая из этого тезиса, поскольку именно об этом мы здесь говорим, предполагала, что, несмотря на разные мировоззренческие идеи, марксизм и католицизм преследуют одни и те же социальные и экономические цели. Конечно, этот вопрос нельзя рассматривать в строго богословском контексте. Будучи убежденным антикоммунистом, Боченский особенно выступал против любых попыток объединения католицизма с коммунизмом, и именно это подразумевала Ассоциация PAX.
) Конгрегации Священной канцелярии, Философ лично участвовал в включении в индекс «Загадниения истотне » Болеслава Пясецкого ( «Реальные проблемы» а также выпускавшегося раз в две недели журнала PAX «Дзись и Ютро» ( «Сегодня и завтра» ), где, кстати, его брат время от времени публиковал тексты. Официальной причиной этого было то, что Пясецкий поставил Акт Сотворения выше Акта Спасения, что позволило бы католикам участвовать в любой политической системе, которая, по его субъективной оценке, привела бы к положительным изменениям в мире. Боченский получил текст книги от Янины Колендо с одобрения Пясецкого, поскольку он надеялся, что старший брат Александра поймет тезис и даже убедит Ватикан также благосклонно отнестись к нему. Юзеф Боченский был возмущен и написал критический меморандум епископу Юзефу Гавлину, который затем передал его в Священную канцелярию. Боченский, выступая на Польском радио «Свободная Европа», также участвовал в кампании этой радиостанции против деятельности Пясецкого. [1]
Позиция Юзефа против PAX также заставила его критиковать путь, выбранный Александром. По общему признанию, у двух братьев были хорошие отношения, и они переписывались друг с другом, когда это было возможно. Александр навещал Юзефа во Франции или Швейцарии, где, как полушутя вспоминал бывший, тщетно пытался убедить Юзефа разделить обязанности в семье, оставив доминиканцу богословские вопросы и все политические вопросы самому себе. Юзеф, однако, не питал иллюзий, что его младший брат пошел по неправильному и вредному для Церкви пути. Уже в межвоенный период Юзеф описывал стиль рассуждений Александра как туманный, в отличие от блестящих анализов его младшего брата Адольфа. В послевоенный период Юзеф в первую очередь не одобрял поддержку Александром кампании Пясецкого против примаса Вышинского, которая включала обвинения PAX в подрывной деятельности. Александр не только одобрил открытое письмо Ассоциации ПАКС по этому поводу, но даже пытался убедить епископов Богдана Брейзу и Хенрика Грзондзеля поддержать его. Юзеф не скрывал своего возмущения в письме к брату, в котором осудил действия Александра как противоречащие «обязательным» принципам и заявил, что воздержался от публичной критики не по семейным соображениям, а из-за аполитичной позиции, которую ему пришлось занять. оставаться ученым и ректором университета.
Во время одной из встреч в 1961 году Александр и Юзеф выступали посредниками между Пясецким и Ватиканом. Это была секретная, неформальная встреча, на которой Святой Престол пытался улучшить отношения между PAX и Предстоятелем Вышинским в обмен на информацию, которую Пясецкий мог предоставить о Церкви на Востоке. Весь этот вопрос никогда не выходил за рамки спекуляций, но он показал, что ради Церкви Юзеф Боченский был готов отложить в сторону всю личную и политическую вражду.
В сентябре 1982 года он принял участие в переговорах об освобождении заложников, удерживаемых в посольстве Польши в Берне. В 1987 году он впервые за почти 50 лет посетил Польшу. [1]
Боченский, любитель быстрых автомобилей и авиации (получил лицензию пилота в 1970 году в возрасте 68 лет, а общий налет налетал 765 часов 40 минут), славился своими оригинальными взглядами и нестандартной манерой поведения. В своем завещании он посвятил свое тело науке. Юзеф Мария Боченский умер во Фрибурге 2 февраля 1995 года.
Его отличия и награды включали Памятный крест Монте-Кассино и Золотой крест полевого епископа Польской армии в 1945 году, Орден Италии и Серебряную медаль Коперника в 1973 году, премию Альфреда Юржиковского в 1974 году и Командорский крест Polonia Restituta (награжден польским Президент Казимеж Шаббат) в 1987 году. Постановлением Сената Республики Польша 2020 год был провозглашен годом отца Юзефа Боченского. [1]
Краковский круг [ править ]
Боченский, пожалуй, самый известный представитель томизма Краковского кружка , который был назван «самым значительным выражением католической мысли между двумя мировыми войнами». [2] Круг был основан группой философов и теологов, которые, в отличие от традиционного неотомизма , приняли современную формальную логику и применили ее к традиционной томистской философии и теологии. [2] Вдохновленные логической ясностью Фомы Аквинского, члены Круга считали, что и философия, и теология содержат «предложения с истинностными значениями… структурированный набор предложений, связанных по смыслу и предмету и связанных логическими отношениями совместимости и несовместимости, следствия и т. д. ." «Краковский кружок приступил к исследованию и, где это возможно, улучшению этой логической структуры с использованием самых передовых логических инструментов, доступных в то время, а именно инструментов современной математической логики, которая тогда называлась «логистикой». [3] Среди других членов Круга были Ян Саламуха и Ян Ф. Древновский.
логики математической изложение Краткое
Боченский рассказал, что «однажды, когда он пошел навестить Лукасевича перед войной [Второй мировой войной], Лукасевич взволнованно провел его внутрь, указал на сложную формулу, начинающуюся с чего-то вроде «CCC...», и сказал: «Посмотрите на это красивое и самоочевидно верная формула». Очевидно, истинность формулы не сразу стала очевидна для ошеломленного Боченски». [4]
Боченского В «Кратких сведениях по математической логике» он использует эти обозначения в стиле Лукасевича : [5]
(Ф,Ф)(Ф,Т)(Т,Ф)(Т,Т) | (Ф,Ф)(Ф,Т)(Т,Ф)(Т,Т) | ||||
Тавтология ( истина ) | (ТТТТ)( p,q ) | В пк | О пк | (FFFF)( p,q ) | Противоречие ( ложность ) |
Логическая дизъюнкция ( Дизъюнкция ) | (ФТТТ)( p,q ) | ПК | XХ | (TFFF)( p,q ) | Логическое НО ( совместное отрицание ) |
Обратное условное выражение ( Обратная импликация ) | (TFTT)( p,q ) | Б пк | М пк | (FTFF)( p,q ) | Обратная неимпликация |
Материальное условное ( Материальное импликация ) | (ТТФТ)( p,q ) | C pq | л пк | (ФФТФ)( p,q ) | Материальная непричастность |
Логическое NAND ( Альтернативное отрицание ) | (TTTF)( p,q ) | Д пк | К пк | (БФПФ)( p,q ) | Соединение |
Логическое двуусловие ( эквивалентность ) | (TFFT)( p,q ) | E pq | J- цепочка | (ФТТФ)( p,q ) | Исключительная дизъюнкция ( неэквивалентность ) |
Отрицание (первого аргумента) | (TTFF)( p,q ) | Н п ; F pq | п ; я спрашиваю | (ФФТТ)( p,q ) | Функция проекции на первый аргумент |
Отрицание (второго аргумента) | (TFTF)( p,q ) | Н q ; Г пк | д ; H pq | (FTFT)( p,q ) | Функция проекции на второй аргумент |
Логический шестиугольник для квадрата оппозиции [ править ]
Робер Бланше процитировал отрывок из «Формальной логики» Боченского в «Интеллектуальных структурах» три логических суждения, а не четыре, как в западной (1966, 39): «Индуистская логика знает логике . Некоторые S являются P, но не все ». Этот отрывок показывает, что индийская традиция явно говорит о существовании частичного количества, третьей величины, которую следует рассматривать наряду с тотальностью, воспринимаемой А как универсальное утверждение квадрата, и нулевой величины, воспринимаемой Е как универсальное отрицание квадрата. К двум универсалиям А и Е, находящимся в отношениях противоположности, следует добавить третью противоположность, состоящую из двойного отрицания первых двух. Поскольку противоположное I противоречит E, а противоположное O противоречит A, логическое суждение, охватывающее частичное количество, может быть представлено соединением I и O: I & O. В логическом шестиугольнике Бланше это соединение символизируется буквой Y. Многие ученые [ ВОЗ? ] Думаю, что логический квадрат оппозиции , представляющий четыре ценности, должен быть заменен логическим шестиугольником, который способен выразить больше отношений оппозиции.
Работает [ править ]
- Элементы греческой логики (1937), Рим: Anonima Libraria Catolica Italiana.
- Справочник большевистской философии (1946)
- Логика Теофраста (1947), переиздание 1987 года, Нью-Йорк, издательство Garland Publishing.
- Современная европейская философия (1947), Берн: А. Франке.
- Краткое изложение математической логики (1949), Буссум, Северная Голландия: Ф. Г. Крундер.
- ABC томизму (1950), Лондон: Веритас.
- Советский русский диалектический материализм (1950)
- Древняя формальная логика (1951)
- Этические очерки: Собраны и систематизированы Адамом Боченским (1953), Лондон: Veritas.
- Современные методы мышления (1954)
- Коммунистическая идеология и достоинство, свобода и равенство людей в смысле Основного закона Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. (1956 г.), [Бонн]: Федеральный центр внутренней службы.
- Библиография советской философии (1959), Фрибур: Институт Восточной Европы.
- Формальная логика (1956) переведена на английский как История формальной логики (1961).
- Советский русский диалектический материализм (Диамат) (1962)
- (под редакцией Герхарта Нимайера) Справочник по коммунизму (1962), Нью-Йорк: Praeger.
- Логика религии (1965)
- Пути к философской мысли (1967)
- Путеводитель по марксистской философии: вводная библиография (1972), Чикаго: Swallow Press.
- Философия, введение (1972), Нью-Йорк: Harper & Row.
- Марксизм-ленинизм. Наука или вера? (1973), Мюнхен: Ольцог.
- Что такое авторитет?: Введение в d. Логика д. Авторитет (1974), Фрибур: Гердер.
- Логика и онтология (1974)
- Сто суеверий. Краткий философский словарь суеверий («Сто суеверий. Краткий философский словарь суеверий», 1987).
- Логика и философия (1993)
- Между логикой и верой (1994)
- Очерки польского национализма и католицизма (1994), Коморув: Видон. Антиквариат, Марцин Дыбовский.
- Воспоминания (1994), Краков: Филед.
- Слева, религия, советология (1996), Варшава: Орден отцов-доминиканцев.
- Дорога к пониманию. Больше, чем можно было мечтать в вашей философии (1996), ISBN 1-886670-06-4
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Оржелек, Ариэль (2020). Латка, Рафал (ред.). Юзеф Боченский . Варшава. ISBN 978-83-959899-1-9 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: Перейти обратно: а б http://segr-did2.fmag.unict.it/~polphil/polphil/Cracow/Cracow.html Архивировано 13 марта 2013 г. на Wayback Machine, доступ осуществлен 15 марта 2013 г.
- ^ «Боченский и баланс: система и история в аналитической философии», Питер Саймонс, Исследования восточноевропейской мысли 55 (2003), 281–297, перепечатано в: Эдгар Моршер, Отто Ноймайер и Питер Саймонс, «Приземленный» Философ: О жизни и творчестве Йозефа М. Боченского. Святой Августин: Академия, 2011, 61–79.
- ^ Саймонс, Питер (2014), «Без скобок или польская нотация Лукасевича», в Стэнфордской энциклопедии философии [курсив, как у Саймонса].
- ^ Боченский, Ю.М. (1949). Краткое изложение математической логики (PDF) (на французском языке). Нидерланды: Ф.Г. Крундер, Буссум, Нидерланды. Переведено как Боченский, Ю. М. (1959). Краткое изложение математической логики . Перевод Берда, О. Дордрехт, Голландия: Издательство D. Reidel Publishing Company.