Управление социальными рисками
Управление социальными рисками ( SRM ) представляет собой концептуальную основу, разработанную Всемирным банком , в частности его Сектором социальной защиты и труда под руководством Роберта Хольцмана , с конца 1990-х годов. [1] Целью SRM является расширение традиционных рамок социальной защиты , включив в них стратегии предотвращения, смягчения последствий и преодоления последствий для защиты основных средств к существованию и поощрения принятия риска . SRM уделяет особое внимание бедным слоям населения, которые наиболее уязвимы к риску и с большей вероятностью пострадают перед лицом экономических потрясений . Посредством своих стратегий SRM стремится снизить уязвимость бедных слоев населения и побудить их участвовать в более рискованных, но более прибыльных видах деятельности, чтобы выйти из хронической бедности .
Мотивации
[ редактировать ]Социальная защита является частью экономики стран ОЭСР уже давно справедливостью и эффективностью. , но она не сыграла большой роли в работе по развитию, поскольку имитация этих мер в развивающихся странах подвергается критике на основании аргументов о компромиссе между [2] Эта точка зрения изменилась в результате следующих политических, концептуальных и институциональных факторов, которые привели к созданию SRM как новой системы социальной защиты:
- Восточноазиатский экономический кризис 1997 года выявил нестабильность высоких темпов роста перед лицом негативных экономических потрясений. [3] Более того, неформальные механизмы социальной защиты и программы государственной поддержки оказались неадекватными в этих обстоятельствах. [4]
- Глобализация привела к более высокой нестабильности доходов , что вместе с маргинализацией и социальной изоляцией делает такие основные группы, как женщины и этнические меньшинства, весьма уязвимыми. Кроме того, более высокая мобильность факторов производства снизила способность правительства увеличивать доходы , проводить независимую экономическую политику и проводить национальную политику по оказанию помощи бедным, когда они в ней больше всего нуждаются. [1]
- Выполнение миссии Всемирного банка по сокращению бедности требует более глубокого «понимания природы и характеристик бедности». [5] Исследования в этой области выявили долгосрочные негативные последствия, казалось бы, временных потрясений. [6] и предположил необходимость превентивного подхода к бедности, основанной на уязвимости .
- Доклад о мировом развитии 2000/01 [7] представил социальную защиту как ключевой элемент в борьбе с глобальной бедностью .
- Сектор социальной защиты и труда Всемирного банка является одним из самых молодых его подразделений, созданных в 1996 году. [8] Анализ прошлого опыта в этой области для будущего политического предложения в стратегическом документе сектора выявил необходимость в новой системе социальной защиты, которая сместила акцент с инструментов на цели. [1]
Источник социальных рисков
[ редактировать ]Существует три важные категории, которые помогают классифицировать источники рисков:
- Катастрофические и некатастрофические потрясения: некоторые события происходят с низкой частотой, но имеют серьезные последствия для дохода, такие как старость, смерть в семье, приводящие к несчастные случаи или болезни, инвалидности, постоянная безработица и технологическая избыточность навыков. Эти катастрофические события могут сильно ударить по домохозяйствам и могут потребовать непрерывного потока трансфертов пострадавшему домохозяйству, если оно не сможет приобрести достаточные активы. На другом конце шкалы находятся высокочастотные события с несерьезными последствиями для дохода, такие как преходящие болезни, потери урожая и временная безработица. Защита от этих некатастрофических событий не обязательно требует долгосрочных чистых трансфертов пострадавшему домохозяйству . При наличии соответствующих механизмов домохозяйства могут использовать сбережения или кредиты без чистых трансфертов от других с течением времени.
- Идиосинкратические шоки против ковариантных шоков: некоторые источники приводят к потерям только в некоторых домохозяйствах в сообществе, например, некоммуникативные заболевания или фрикционная безработица, тогда как другие затрагивают все домохозяйства одновременно, например, засуха , инфляция или финансовый кризис . Первые известны как идиосинкразические (или микро) шоки, а вторые — как ковариантные (или макро) шоки. Существует гораздо больше механизмов преодоления идиосинкразических шоков, чем ковариантных шоков. Последнее может иметь особенно разрушительные последствия, в результате чего домохозяйствам некуда обратиться за помощью. Бедным и изолированным домохозяйствам может быть трудно справиться даже с идиосинкразическими потрясениями.
- Одиночные и повторяющиеся потрясения. Третье различие касается потрясений, следующих друг за другом, таких как засуха, за которой следуют болезни и смерть, и потрясений, которые происходят как единичные события. Первые известны как повторяющиеся потрясения, и с ними обычно трудно справиться неформальными средствами. [9]
В следующей таблице перечислены социальные риски и степень их вариативности, варьирующаяся от идиосинкразического (микро), регионального коварианта (мезо) до общенационального коварианта (макро).
Микро (своеобразный) | Мясо <--------> | Макрос ( ковариата ) | |
---|---|---|---|
Естественный | Осадки Оползни Извержение вулкана | Землетрясения Наводнения Засуха Торнадо Удары астероидов | |
Здоровье | Болезнь Рана Инвалидность Пищевое отравление | Пандемии Пищевое отравление | Пандемии |
Жизненный цикл | Рождение Старость Смерть | ||
Социальные | Преступления Домашнее насилие Наркомания | Терроризм Банды | Гражданская война Война Социальные потрясения Наркомания Жестокое обращение с детьми |
Экономический | Безработица Неурожай | Безработица Неурожай Переселение | Компания «голубые фишки» терпит крах Финансовый или валютный кризис Рыночные торговые шоки |
Административно-политический | Этническая дискриминация | Этнический конфликт Беспорядки Химическое и биологическое массовое уничтожение Аварии и катастрофы административного характера | Политическая неисправность по социальным программам Переворот |
Относящийся к окружающей среде | Загрязнение Вырубка лесов Ядерные катастрофы Засоленность почвы Кислотные дожди | Глобальное потепление |
Стратегии
[ редактировать ]Стратегии управления рисками делятся на три широкие категории:
Стратегии профилактики
[ редактировать ]Они вводятся до возникновения риска , чтобы снизить вероятность риска ухудшения ситуации. Снижение вероятности неблагоприятного риска увеличивает ожидаемый доход людей и уменьшает отклонение дохода. Оба эффекта увеличивают благосостояние . Стратегии по предотвращению или сокращению рисков, связанных с доходами, имеют очень широкий диапазон: от небольших неформальных соглашений до национальной экономической политики . Примеры включают в себя:
- избежать рискованного растениеводства Как
- Миграция , когда текущий регион проживания подвержен высокой уязвимости
- Участие в по гигиене и других мерах по профилактике заболеваний . мероприятиях
- Обучение навыкам для снижения риска безработицы и неполной занятости
- Повышение на финансовом рынке грамотности
- Оптимизация макроэкономической политики для уменьшения потрясений финансового кризиса, таких как скачки цен на нефть или непредсказуемые движения рынка валют, индексов и акций «голубых фишек» .
- Улучшение трудовых стандартов для соответствия международным стандартам, включая детского труда меры по сокращению
- Внедрение политики в отношении инвалидов для предотвращения дальнейшего ухудшения положения инвалидов.
- Профилактика пандемических заболеваний путем реализации программ вакцинации и образования в области общественного здравоохранения.
- Создание схем социального страхования для выплаты компенсаций пенсионерам
- Строительство домов престарелых для престарелых и создание государственного жилья для бездомных и сирот . [1] [9]
Стратегии смягчения последствий
[ редактировать ]Стратегии смягчения также используются до того, как риск возникнет, чтобы уменьшить потенциальное воздействие будущего риска убытков. В то время как превентивные стратегии снижают вероятность возникновения риска, стратегии смягчения снижают потенциальное воздействие в случае возникновения риска. Снижение рисков может принимать несколько форм:
- Диверсификация портфеля для уменьшения изменчивости доходов за счет использования различных активов , которые не коррелируют достаточно сильно, чтобы иметь одинаковую доходность.
- Формальные и неформальные страховые полисы. В то время как формальное страхование получает выгоду от большого количества участников, неформальное страхование имеет преимущество низкой асимметрии информации . Характеристики формального страхования просты, тогда как неформальные механизмы страхования сложнее описать, поскольку они принимают разные и часто замаскированные формы.
- Хеджирование убытков с использованием финансовых инструментов, таких как акции , биржевые фонды , страхование , форвардные контракты , свопы , опционы , многие виды внебиржевых и производных продуктов, а также фьючерсные контракты .
- Микрофинансирование
- Пенсионные системы
- Доступ к финансовым рынкам для бедных
- Общественные механизмы, допускающие совместную аренду и небольшие пенсионные планы.
- Обязательное страхование по безработице, старости, инвалидности, болезни и т.д. [1] [9]
Стратегии преодоления трудностей
[ редактировать ]Стратегии преодоления предназначены для смягчения воздействия риска после его возникновения. Правительство играет важную роль в оказании помощи людям в преодолении трудностей, например, в случае, когда отдельные домохозяйства не накопили достаточно средств, чтобы справиться с повторяющимися или катастрофическими рисками. Люди могли быть бедными на протяжении всей своей жизни, вообще не имея возможности накапливать активы, становясь нищими из-за малейшей потери дохода и рискуя понести необратимый ущерб. К основным формам преодоления относятся:
- Индивидуальное заимствование у членов сообщества и банков
- Сезонная или временная миграция
- Продажа рабочей силы, включая отправку детей на работу
- Сокращение пищи потребления
- Опора на государственные, частные и внутриобщинные трансферты.
- Растрата человеческого капитала
- Сезонная/временная миграция
- Продажа финансовых активов
- Помощь при стихийных бедствиях
- Социальная помощь в виде активов и денежных трансфертов
- Субсидии
- Общественные проекты
- Государственный фонд помощи или публично собранные деньги.
- Создание программ пособий по безработице . [1] [9]
Feasibility study: Togo
[ редактировать ]В координации с национальными правительствами Того [11] и Йемен , [12] Всемирный банк провел два технико-экономических обоснования системы управления социальными рисками. [13]
В Африканском регионе Того было выбрано в качестве пилотной страны для проверки этого подхода. Процесс применения был запущен с семинара в Ломе для ключевых заинтересованных сторон из правительства и гражданского общества в ноябре 1998 года. В ходе семинара были проанализированы имеющиеся данные для определения источников рисков, имеющихся механизмов социальной защиты и уязвимых групп в Того.С момента обретения Того независимости в 1960 году правительство обеспечивало социальное обеспечение привилегированного меньшинства, работающего в формальном секторе, а также социальную помощь небольшому количеству людей или групп, традиционно отнесенных к уязвимым (вдовам, сиротам, инвалидам). В результате 95% тоголезцев полагаются в основном на неформальные механизмы, как внутренние, которые организуются потенциальными бенефициарами, так и внешние механизмы, которые организуются агентами, обычно не принадлежащими к сообществу.
В целях улучшения социальной защиты правительство переосмыслило свою политику социальной защиты в рамках SRM и предложило следующие стратегии предотвращения, смягчения последствий и преодоления последствий:
- Проведение информационных и образовательных кампаний, сосредоточенных на ключевых профилактических мерах, особенно в отношении здоровья и окружающей среды .
- Пересмотр семейного законодательства и законов о землевладении .
- Улучшение сотрудничества между правительством и сообществами для улучшения доступа к основным социальным услугам.
- Поддержка объединения рисков и творческих инициатив в случае экономических потрясений и хронических рисков.
- Препятствование вдовства ритуалам , вредным традиционным практикам и демонстративному потреблению.
- Заполнение пробелов неформальных договоренностей.
- Реформирование социального обеспечения в формальном секторе.
- Борьба с эксплуатацией детского труда и торговлей людьми.
- Организация более эффективного механизма оказания помощи при стихийных бедствиях [11]
Критика
[ редактировать ]недостаточно Эмпирических данных о практическом применении SRM . За исключением Йемена и Того, SRM не подвергался экспериментальному изучению в области развития. Это вызывает скептицизм относительно осуществимости этой структуры на арене международного развития .
SRM иногда также рассматривается как неолиберальная структура, которая ограничивает роль правительства стратегиями выживания, которые вступают в действие только в случае сбоя рынка .
Его цель поощрять более рискованную деятельность, приносящую более высокую прибыль, также подверглась критике в свете индивидуального рискованного поведения, которое определяется множеством факторов, а не только снижением уязвимости к риску. Кроме того, более рискованное поведение несет в себе потенциал не только более высоких доходов, но и больших потерь, что делает неуместным поощрение таких действий со стороны Всемирного банка.
Отсутствие мониторинга и анализа рисков для поддержания обновленного реестра контекстуально соответствующих рисков и стратегий является еще одним серьезным недостатком структуры SRM ( ошибка композиции ). [14]
Будущие последствия
[ редактировать ]Сектор социальной защиты и труда Всемирного банка находится в процессе разработки своей Стратегии социальной защиты и труда на 2012–2022 годы. В концептуальной записке стратегии обозначены четыре ориентировочных стратегических направления:
- Переход от совершенствования отдельных программ к построению систем социальной защиты
- Усиление внимания к странам с низкими доходами и нестабильным государствам
- Уделение особого внимания расширению возможностей и средств к существованию в качестве основного элемента практики
- Продолжаем развивать основные сильные стороны в области знаний, инноваций и результатов.
Предстоящая Стратегия также направлена на решение операционных проблем SRM, возникающих из-за отсутствия достаточных указаний по разработке и внедрению эффективных систем социальной защиты. [15]
См. также
[ редактировать ]- Управление в чрезвычайных ситуациях
- Поведенческий риск-менеджмент
- Международный валютный фонд
- Микрокредитование
- Управление рисками
- Социальный этаж
- Культура благосостояния
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Хольцманн, Роберт; Линн Шерберн-Бенц; Эмиль Теслюк (май 2003 г.). «Управление социальными рисками: подход Всемирного банка к социальной защите в глобализирующемся мире» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 6 апреля 2014 г.
- ^ Раваллион, Мартин (апрель 2003 г.). «Целевые трансферты в бедных странах: пересмотр компромиссов и вариантов политики» (PDF) . Центр исследования хронической бедности . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Раделет, Стивен; Сакс, Джеффри (30 марта 1998 г.). Начало восточноазиатского финансового кризиса (PDF) . Кембридж, Массачусетс: Гарвардский институт международного развития.
- ^ «Борьба с бедностью и неравенством – структурные изменения, социальная политика и политика» . Научно-исследовательский институт социального развития ООН (ЮНРИСД). 2010. с. 137 . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Сен, Амартия (1999). Развитие как свобода . Нью-Йорк: Anchor Books. п. 92 . ISBN 978-0-385-72027-4 .
- ^ Фернандес, Альмудена; Лопес-Кальва, Луис Ф. (2010). «Временные потрясения, постоянные последствия: влияние экономического кризиса на благосостояние домохозяйств в Латинской Америке и странах Карибского бассейна» (PDF) . Эстудиос Экономикос . 25 (1): 3–35 . Проверено 25 марта 2012 г.
- ^ «Доклад о мировом развитии 2000/2001: борьба с бедностью». Издательство Оксфордского университета.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Социальная защита и труд – Обзор» . Проверено 29 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хольцманн, Роберт; Йоргенсен, Стин (1999). «Социальная защита как управление социальными рисками: концептуальные основы документа о стратегии сектора социальной защиты». Журнал международного развития . 11 (7): 1005–1027. doi : 10.1002/(SICI)1099-1328(199911/12)11:7<1005::AID-JID643>3.0.CO;2-B .
- ^ Хольцманн, Роберт ; Стин Йоргенсен (2000). « Управление социальными рисками: новая концептуальная основа социальной защиты и не только» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б Бендокат, Регина; Тово, Мауриция (1999). «Стратегия социальной защиты Того» (PDF) . Серия документов для обсуждения вопросов социальной защиты (9920) . Проверено 29 марта 2012 г.
- ^ Аль-Архаби, А.И. (2000). «Бедность и управление социальными рисками в Йемене». Всемирный банк.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Шенер, Мельтем Йылмаз (2010). «1» (PDF) . Подход Всемирного банка к управлению рисками в отношении бедности как форма неолиберального правления? Кейс «Проекта по снижению социальных рисков» в Турции (доктор философии) . Проверено 29 марта 2012 г.
- ^ Маккиннон, Родди (2002). «Управление социальными рисками: концептуальная ошибка композиции». Управление рисками . 4 (2): 21–31. дои : 10.1057/palgrave.rm.8240116 . JSTOR 3867754 . S2CID 154741978 .
- ^ «Устойчивость, справедливость и возможности – Стратегия Всемирного банка в области социальной защиты и труда на 2012–2022 годы» (PDF) . Всемирный банк . Проверено 6 апреля 2014 г.