Чума и Суси


Джеймс Чума и Абдулла Суси были выходцами из Центральной Африки, которые принимали участие во второй экспедиции Замбези под руководством исследователя Дэвида Ливингстона и были наняты им в его последней экспедиции. Они сыграли важную роль в организации и были первыми, кто приветствовал Стэнли, когда его поисковая группа вышла на контакт.
Они поддерживали Ливингстона в его последних путешествиях, а после его смерти сыграли ведущую роль в доставке его тела на побережье для возвращения в Британию. В 1874 году они отправились в Великобританию, навестили его семью, друга и благотворителя Джеймса Янга и помогли Горацию Уоллеру с его задачей по расшифровке и редактированию «Последних дневников Дэвида Ливингстона» в Центральной Африке , внося свои собственные воспоминания для поясняющих заметок и за этот период. после последней записи в дневнике Ливингстона. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Дэвид Ливингстон миссионер , врач- , исследовал Замбези и пересек континент до Луанды . Он свободно говорил на языке тсвана , и король Секелету поручил людям кололо помогать ему и вести его по установленным караванным маршрутам. [ 1 ] Он вернулся в 1856 году, чтобы получить признание Королевского географического общества , а его «Миссионерские путешествия», опубликованные в 1857 году, стали бестселлером о путешествиях с исключительно сочувственными описаниями африканских народов. Он повысил общественный спрос на миссии и «законную торговлю» по реке в Центральную Африку, чтобы положить конец растущим ужасам работорговли. [ 2 ] [ 3 ]
насчитывает Работорговля в Восточной Африке тысячи лет. [ 4 ] Арабы смешивались с африканцами вдоль побережья Суахили , и их караванные торговые пути простирались более чем на 1000 миль (1600 км) по всей стране. Многие торговцы были афро-арабами , особенно Типпу Тип , действовавший из Занзибара . Кроме того, португальские и афро-португальские землевладельцы вывозили рабов в Бразилию . [ 5 ] Ливингстон отметил работорговлю со стороны африканских народов «манганджа» ( Mang'anja ) и «вайяу» ( яо ), но эта «странная идея собственности человека, позволяющая продавать его другому», не поддерживалась другими, такими как коса. , зулу и тсвана . [ 6 ] [ 7 ]
Замбези и Шире
[ редактировать ]В декабре 1857 года министерство иностранных дел предложило организовать крупную экспедицию. Ливингстон планировал еще одно одиночное путешествие с африканскими помощниками. В январе 1858 года он согласился возглавить вторую экспедицию в Замбези с шестью офицерами-специалистами, спешно набранными в Великобритании. [ 2 ] [ 8 ] Сборный речной пароход «Ма Роберт» был быстро построен и 10 марта отправлен в экспедицию на пароходе Колониального управления , который прибыл в Замбези 14 мая. Подъем по мелкой реке происходил с задержками, Ма Роберту приходилось совершать многократные медленные переходы с припасами, перетаскивая их через мели. Берега реки были зоной боевых действий: португальские солдаты и их рабы сражались с охотниками за рабами Чикунда из Матакеньи (Мариано), но обе стороны приняли экспедицию как друзей. [ 9 ] [ 10 ]
Абдулла Суси
[ редактировать ]Суси работал на Замбези в Шупанге речником. Ливингстон называл его человеком Шупанги. [ 11 ] его описывают как представителя племени Шупанга. Примерно в 1858 году он поступил на службу к майору Тито Сикарду, бельгийскому коменданту Тете , который находился в Шупанге во время войны Мариано. [ 12 ] В Тете в 1856 году Сикард и капитан Нуньес оказали щедрую помощь Ливингстону (и его людям из Кололо ), которые умерли от голода, добравшись туда. [ 13 ]
« Ма Роберт» достиг Шупанго 4 августа 1858 года. Это была первая встреча Сюзи с Ливингстоном, которого приветствовали его старые друзья Сикард и Нуньес, [ 12 ] [ 14 ] после того, как они «применили свою добрую волю, заготовив дрова [в качестве топлива] для парохода и отправив людей на помощь в разгрузке». Пароход с Ливингстоном отправился в Тете 17 августа. [ 15 ]
Сталь
[ редактировать ]Чума (также пишется как Чумах или Джума) родился у Чимиленго, который был опытным рыбаком, и Чинджериапи, народа яо , жившего в Кусогве недалеко от озера Ньяса . Еще будучи мальчиком, его продали за две связки рыбы, чтобы он стал португальским рабом. [ 12 ] [ 16 ] Ливингстон понимал, что Чума был продан его собственными «вайяу» (народом яо), но в 1866 году Чума считал, что его поймали и продали манганьджа , и оспаривал, что другие были проданы их собственными родственниками яо. [ 17 ]

В июле 1861 года, когда Чуме было около 11 лет, он был освобожден из рабства экспедицией Ливингстона и Университетской миссией в Центральной Африке (UMCA) под руководством епископа Чарльза Маккензи . [ 12 ] [ 18 ]
Управление по делам колоний предоставило экспедиции «Пионер» , новое деревянное судно с веслами. И епископ, и Гораций Уоллер из UMCA энергично помогли доставить корабль вверх по рекам Замбези и Шир до деревни Чибисы . 15 июля они отправились пешком в Шайр-Хайлендс . На следующий день они достигли деревни Мбаме, где к ним подошла «длинная шеренга скованных мужчин, женщин и детей», которую вели чернокожие надсмотрщики, которые разбежались, увидев европейцев. Лидер, «известный раб покойного коменданта Тетте», служил там Ливингстону во время предыдущей экспедиции. Он утверждал, что купил рабов, но большинство говорили, что они были захвачены в плен на войне. Экспедиция освободила рабов, включая Чуму, и сказала им, что теперь они могут идти куда пожелают. Все решили присоединиться к Миссии. [ 19 ] [ 20 ]
Епископ основал миссионерскую станцию в Магомеро в качестве временной меры, пока он не приобретет больше местных знаний. Он «начал изучать язык, г-н Уоллер начал строительство, а г-н Скадамор импровизировал что-то вроде детской школы для детей». [ 21 ] Экспедиция покинула их, и Ливингстон продолжил исследование до озера Ньясса, но обнаружил растущие проблемы, связанные с набегами рабов португальцами и Занзибаром , а также конфликты между народами Яо, Кололо, Манганджа и Нгони . В январе 1862 года епископ потерял аптечку, без хинина заразился малярией и умер. 6 мая UMCA вернула свою миссию в Чибису. [ 22 ]
Шупанга в Шир и Бомбей
[ редактировать ]
Абдулла Суси и его друг Амода присоединились к экспедиции Ливингстона в Шупанге в 1863 году, чтобы заготовить дрова в качестве топлива для « Пионера» . [ 11 ] [ 18 ]
Ливингстон собрал средства на замену речного парохода «Леди Ньяса» . Его разослали по частям и собрали в Шупанге. Когда «Пионер» вернулся в декабре 1862 года после исследования реки Рувума , они заплатили (тканями) своим «людям Мазаро», которые ушли, и наняли замену. 10 января 1863 года они отправились в путь, буксируя «Леди Ньясу» Мариано Чикунда , поскольку ее двигатель был неполным, и прошли вверх по реке Шир мимо сцен опустошения, когда охотники за рабами они достигли Чибисы и порогов оставляли трупы, плывущие вниз по течению. В апреле Мерчисона, затем начали разбирать Леди Ньясу и строить дорогу, которая проведет ее участки мимо водопадов. [ 23 ] [ 24 ]
26 июня епископ Уильям Тозер прибыл в качестве нового главы UMCA. Он принес правительственный приказ об окончании экспедиции, поэтому «Леди Ньяса» была собрана заново и установлен ее двигатель. Миссия и Уоллер переехали на новую базу Тозера вниз по реке на горе Моррумбала , а затем узнали, что миссия переезжает на Занзибар , взяв с собой только несколько «обучаемых мальчиков», оставив тринадцать женщин и детей и двадцать пять молодых людей. Уоллер ушел в отставку, чтобы присматривать за ними, и когда в январе река стала судоходной, Ливингстон забрал их, когда вел корабли вниз по реке. В устье Замбези корабли отбуксировали в Мозамбик. Пионер отвез Уоллера и большую часть группы в Кейптаун. [ 25 ]
Вместо того, чтобы продать «Леди Ньясу» там, где ее могли использовать работорговцы, Ливингстон отправился на крошечном речном пароходе в Занзибар , а затем 31 апреля 1864 года отправился в плавание длиной 2500 миль (4000 км) под парусом в Бомбей . В небольшую команду входили Суси и его друг Амода, а также два мальчика Чума и Вакотани. Примечательно, что они добрались до Индии 12 июня, в дне пути от Бомбея. Ливингстон организовал обучение мальчиков и части команды в Джона Уилсона , Свободном церковном колледже а также устроил работу в доках для других членов команды, включая Сьюзи. Затем он вернулся в Великобританию, чтобы организовать еще одну экспедицию. [ 26 ] [ 27 ]
Ливингстон вернулся в Бомбей, чтобы набрать участников экспедиции. Он присутствовал 10 декабря 1865 года, когда Джон Уилсон крестил мальчиков, и Чума стал Джеймсом Чумой. [ 16 ] [ 27 ]
Поиск истока Нила
[ редактировать ]Репутация Ливингстона была подорвана сообщениями о неудачах, но он по-прежнему считал себя миссионером, использующим исследования для распространения христианства и торговли и, таким образом, прекращения рабства. Он по-прежнему пользовался большой общественной поддержкой, и в Британии поддержали предложение Родерика Мерчисона из Королевского географического общества об исследовании водных систем в надежде установить истоки Нила. [ 28 ] Правительственная поддержка теперь была минимальной, но он снова получил значительное финансирование от своего друга еще со времен университета Джеймса «Парафин» Янга . [ 29 ]
Он вернулся 11 сентября 1865 года в Бомбей. [ 30 ] где он нанял четырех из своих предыдущих членов экипажа; «два человека Шупанга» (Суси и Амода) и «два Ваяу, Вакатани и Чума». Из африканского приюта для освобожденных рабов Нассика он нанял девять парней, рекомендованных сэром Бартлом Фрером , губернатором Бомбея. Фрер также предоставил двенадцать сипаев Бомбейского батальона морской пехоты под командованием хавилдара (капрала). [ 11 ] [ 31 ] и использование корабля до Занзибара. С помощью британского консула в Джоанне Ливингстон нанял десять жителей Коморских островов, которых он называл «людьми Джоанны». [ 31 ] [ 32 ] Их лидер, известный как Али Муса или Муса, был членом экипажа «Пионера» во время экспедиции в Замбези. [ 33 ] [ 34 ]
Микиндани в Уджиджи
[ редактировать ]У него было 36 человек, [ 11 ] экспедиций в это время обычно превышало 100. [ 35 ] Корабль Королевского флота высадил их в Микиндани у реки Рувума 24 марта 1866 года, и он нанял там дополнительных носильщиков. Как и раньше, Ливингстон сосредоточился на своих интересах и пренебрег организацией. Набеги «мазиту» ( нгони ) привели к нехватке продовольствия, а трупы отмечали маршрут занзибарских работорговцев. 11 июня носильщики Микандама отказались идти дальше, и в июле с все более недисциплинированными сипаями расплатились. [ 36 ] [ 37 ]
Вакатани и Чума красноречиво переводили Ливингстону в деревне Ваяу, где все «слышали о нашем желании остановить работорговлю, и [были] скорее озадачены, когда им сказали, что, продавая, они частично виновны» в смертях - «Если бы они не продавали, арабы не пришли бы покупать». [ 38 ] Занзибарский работорговец, чей большой караван остановился в следующей деревне, накормил Ливингстона и его людей и спросил об усилиях Англии положить конец торговле. Он услужливо передал корреспонденцию консулу. Ливингстон установил хорошие отношения с некоторыми из этих торговцев, открыто пытаясь положить конец рабству. [ 36 ] [ 39 ]
Ливингстон писал Уоллеру: «Чума и Викатани очень хорошие мальчики, но все же совершенно мальчики». Около шестнадцати лет они проявляли «чрезмерное легкомыслие», например, когда так сильно смеялись над шутками, что не замечали, как жители деревни рассказывали анекдоты, воруя «вилку, чайник, кастрюлю и мешочек с дробью», большинство из которых были возвращены за экспедицию своего начальника. Попытки Ливингстона обучить их домашней прислуге столкнулись с «укоренившейся склонностью терять свои вещи и сохранять свои», и на них приходилось кричать, чтобы они приготовили завтрак вовремя. Вакотани, если бы не хихикал, не курил и не кричал, «наверняка пел Dididey Dididey или Weeweewee». [ 40 ]
Их караван прошел к югу от озера Ньясса в конце сентября. В деревне М'Понда Вакотани сказал, что встретил брата, его отец, который продал его в рабство, умер, и он хотел остаться со своими родственниками. Ливингстон сказал вождям Вайяу, что рабы, которых он освободил, «никогда не становились нашими рабами и имели право вернуться к своим родственникам, если захотят; и теперь было невозможно возражать против ухода Викатани, не опровергнув моих собственных заявлений». [ 41 ] [ 42 ] Очевидно, Вакотани пытался убедить Чуму присоединиться к нему, но Ливингстон посоветовал Чуме, что это может быть уловкой, чтобы поработить его. [ 43 ] Через несколько дней, миновав мыс Маклер , женщина расспросила Чуму о его семье, а затем убедила его, что она его тетя. «Он хотел дать ей сразу сажень ситца и бус и пожелал, чтобы я урезал ему за это плату. Я уговорил его довольствоваться для нее несколькими бусами», а он дал ей еще некоторые ценности. «Это показывает чрезвычайно снисходительную склонность со стороны этих мальчиков делать подарки тем, кто, если они настоящие родственники, действительно их продал». [ 44 ]
Около мыса Маклир люди Джоанны покинули их, услышав слух о том, что Мазиту угрожает их пути вперед. Только Суси, Чума, Амода и восемь человек из Насика продолжали работать с Ливингстоном, который неоднократно нанимал местных носильщиков на несколько недель. [ 45 ] [ 46 ] Они боролись под проливным дождем, временами им было трудно добыть еду, и к ним присоединились двое Яо, которых продали в рабство, «но Мазиту убили всех своих хозяев Манганджа, и теперь они свободны, поэтому мы нанимаем их». К несчастью, эти люди сбежали 20 января 1867 года, украв багаж, включая запас хинина . Ливингстон чувствовал, что он «теперь получил смертный приговор, как бедный епископ Маккензи». [ 7 ] [ 47 ]
Несмотря на трудности, небольшая группа продолжила исследование территорий, невидимых для европейцев, при щедрой помощи местных африканцев и занзибарских торговцев. С апреля Ливингстон находился под защитой своих «верных» во время многих длительных приступов болезней, включая малярию . [ 48 ] В ноябре он пришел в ярость, когда несколько человек сбежали с припасами, и отказался восстановить в должности «вора Сьюзи, поскольку он весьма заядлый, и Чуму, который сбежал, «чтобы быть с Сюзи», и меня, который спас его из рабства и был в расходы на его питание и одежду в течение многих лет не представляли для него ничего «Банге», и черные женщины одолели его, и я не чувствую никакого желания нести ему дополнительные расходы и неприятности». После того, как он «снова принял всех беглецов обратно», он отметил, что они не воспользовались его зависимостью от них, и «сам имею недостатки». В какой-то момент он ворчал, что его слуги «вели себя так, как будто ирландцы помогают в Америке. Отсутствие цепи, которая бы их удерживала, придаёт им смелости». [ 49 ] После очередного восстания в апреле 1868 года он «не очень сильно винил их в своем уме за побег: они устали бродить, и я тоже». [ 50 ]
Встреча со Стэнли
[ редактировать ]Люди Джоанны прибыли на Занзибар в конце 1866 года, и их рассказ об убийстве Ливингстона вызвал международный интерес. Британская экспедиция провела расследование и в 1868 году сообщила, что это неправда. Репортер Генри Стэнли был отправлен в Аден , затем, после освещения других историй, прибыл на Занзибар в 1871 году и набрал большую экспедицию. Сообщение достигло Уджиджи примерно в конце октября и объявило о его прибытии стрельбой, встревожив повара Ливингстона Халиму (жену Амоды), которая поспешила сообщить ему. [ 51 ] [ 52 ]
Сюзи подбежала к Ливингстону и сказала: «Англичанин! Я его вижу!», а затем бросилась прочь. [ 53 ] Его приветствие «Доброе утро, сэр!» напугал Стэнли, который спросил: «Кто ты такой озорник?», и ему ответили: «Я Сьюзи, слуга доктора Ливингстона». После того, как Чума произнес такое же приветствие и назвал свое имя, Стэнли спросил: «Что! Ты Чума, друг Векотани?». [ 54 ] [ 55 ] После встречи Ливингстон и Стэнли они сели и разговаривали. Желудок Ливингстона был слишком расстроен, чтобы что-либо делать, кроме случайных чашек чая, но арабские торговцы прислали еду, и они оба с удовольствием поели. Халима «была в состоянии величайшего волнения. Она высунула голову из кухни, чтобы убедиться, что на веранде действительно сидят двое белых мужчин, тогда как раньше был только один, который этого не делал, потому что он не мог ничего есть», к ее большому беспокойству. Теперь она сплетничала с толпой возле своей кухни, объясняя новости. [ 56 ] [ 57 ]
Водно-болотные угодья Бангвеулу, смерть Ливингстона
[ редактировать ]Почувствовав себя лучше, Ливингстон исследовал местность вместе со Стэнли, а затем отверг его призыв вернуться домой. Будучи преисполнен решимости найти истоки Нила, Ливингстон ждал в Таборе после отъезда Стэнли 14 марта 1872 года, попросив его «послать с побережья людей, а не рабов». [ 58 ] [ 59 ] По крайней мере три женщины предпочли остаться с ним, а не ехать на побережье: жена Амоды Халима, жена Суси Мочоси и Нтаоэка. [ 60 ] Ливингстон успокоил Халиму после ссоры и отметил, что «она всегда очень внимательна и умна, никогда не воровала и не позволяла воровать своему мужу», добавив: «Я освобожу ее и куплю ей дом и сад на Занзибаре. когда мы приедем туда». Ему «не хотелось, чтобы среди нас была красивая женщина, одинокая», поэтому организовал женитьбу Нтаоэки на Чуме. [ 61 ] [ 62 ]

В начале экспедиции насчитывалось всего пятеро из тех, кто был завербован: Сузи, Чума, Амода и ребята из Нассика Мабруки и Гарднер. 14 августа прибыло еще пятьдесят семь человек, в основном носильщики, нанятые Стэнли, а также несколько мальчиков из Нассика, в том числе Джейкоб Уэйнрайт , который был завербован для «Экспедиции по поиску и оказанию помощи Ливингстона», которая решила не идти дальше, когда встретила Стэнли. на побережье. Ливингстон попытался обогнуть озеро Бангвеулу, которое, по его мнению, имело четко выраженный берег, но все чаще боролся с болезнями и трудностями при навигации по губчатым болотам водно-болотных угодий Бангвеулу . В январе 1873 года люди, в том числе Сьюзи и Чума, перенесли Ливингстона через реки. Его палатка разрушилась, и мужчины построили для него хижины. С 22 апреля его везли в китанде. [ 63 ]
В конце апреля они достигли деревни Читамбо и построили хижину для Ливингстона, который был слишком болен, чтобы поговорить с Читамбо на следующее утро. Ливингстона посетили Маджвара и Суси, которые дали ему лекарство незадолго до полуночи, но ночью он умер. В экспедиции было около 90 человек, Сюзи и Чума собрали их всех вместе, чтобы они стали свидетелями открытия ящиков Ливингстона для внесения в список, и получили единогласное согласие, что они будут действовать в качестве вождей и капитанов экспедиции. караван . Зная обычаи, связанные со смертью, они согласились построить для Ливингстона изолированную хижину, тогда Читамбо сказал: «Почему ты не сказал мне правду? Я знаю, что твой хозяин умер прошлой ночью. Ты боялся сообщить мне об этом, но сделай это». больше не бойся». Члены партии провели вскрытие, во время христианской церемонии сердце Ливингстона было похоронено в жестяной коробке под деревом мвула. Тело было грубо забальзамировано и высушено в течение двух недель, а затем помещено в цилиндр из коры и отправлено в долгий путь к побережью, чтобы вернуть его в Британию. [ 64 ] [ 65 ]
В этом путешествии длиной более 1000 миль (1600 км) были трудности, включая битву, когда пьяные жители деревни отказались ехать, и задержки из-за болезни, в том числе несколько дней, когда жену Суси пришлось нести в китанде. Они услышали сообщения о том, что экспедиция помощи восточному побережью Ливингстона (возглавляемая Верни Ловеттом Кэмероном ) находилась в арабском городе Унианьембе , поэтому Уэйнрайт написал письмо, которое Чума и трое мужчин передали Кэмерону. Обе группы встретились в поселении Квихара, недалеко от Таборы . Кэмерон пытался заставить их похоронить Ливингстона на месте и настаивал на том, чтобы взять на себя ответственность за его навигационные приборы. Они доставили его тело в Багамойо (на побережье современной Танзании ), где оно было передано британским властям и перевезено в Лондон для захоронения. [ нужна ссылка ]
Визит в Британию
[ редактировать ]ожидала Миссия университетов , что Сьюзи и Чума будут приглашены поехать с телом Ливингстона из Африки. Когда ситуация осозналась, Джеймс Янг предоставил им финансирование для поездки, но они пропустили государственные похороны, состоявшиеся 18 апреля. Издатель Мюррей отметил, что «Чума и Сьюзи должны получать 5 фунтов стерлингов в месяц вместо заработной платы во время их пребывания в Англии». 29 мая 1874 года Уоллер объявил на ежегодном собрании Национальной лиги трезвости (на котором присутствовал сын Стэнли и Ливингстона Том), что Сьюзи и Чума прибыли в тот день в лондонские доки, но были «непрезентабельны из-за отсутствия одежды», поэтому не пришли. На заседании Королевского географического общества на следующий день сэр Генри Бартл Фрер представил Сьюзи и Чуму, похвалив их за «усердно выполненные обязанности».

По пути на север, чтобы остановиться у Янга в его поместье Келли, они посетили Ньюстедское аббатство , дом друга Ливингстона Уильяма Фредерика Уэбба , и начали работать с Уоллером над рукописями, чтобы отредактировать «Последний журнал Ливингстона» для публикации. Дочь Уэбба Августа Фрейзер долго вспоминала, как их заставили надеть толстые синие саржевые куртки с яркими круглыми пуговицами и синие саржевые брюки: они «безмерно гордились» этой новой одеждой, но «очевидно находили ее довольно утомительной». Она чувствовала, что они «были в лучших отношениях. Хотя Сюзи, очевидно, был ответственным начальником, Чума превзошел его в быстроте восприятия». Их скромная готовность ответить на вопросы «порадовала всех, как наверху, так и внизу», когда они обедали со слугами, горничные были впечатлены их хорошими манерами.
Уоллер водил их в поездки, они посетили сельскохозяйственную выставку, а 19 июня посетили работный дом . Чума и Суси были награждены медалями Королевского географического общества . 22 июня [ 66 ]

В июле они совершили «давно запланированный визит» в дом Янга в Келли, залив Уэмисс . Янг подробно их расспрашивал, уделяя особое внимание хижине, в которой умер Ливингстон, а поскольку трава на полях в то время была похожа на траву в Африке, они сделали копию хижины, которую они построили в Илале. Об этом сообщил иллюстратор книги. Они также скопировали китанду , которую сделали для переноски Ливингстона после того, как он стал слишком слаб, чтобы ходить.
В сентябре они посетили родственников Ливингстона в Гамильтоне и построили еще одну копию хижины. Анна Мэри Ливингстон, его младшая дочь, писала своему другу Гансу Христиану Андерсену , что «на прошлой неделе к нам приходили два цветных папины слуги. Они рассказывали нам очень много интересного о папе, и один из них по имени Чума сделал маленькую модель. травяной хижины, в которой умер папа, и показал нам, где находится папина кровать. Нам это очень интересно».
В своем редакционном предисловии к «Последнему журналу » Уоллер благодарит Янга за то, что он предоставил Чуму и Сьюзи «до тех пор, пока я просил их помочь мне среди груды рукописей и карт. Их знание стран, в которых они путешествовали, весьма замечательно, и постоянно помогая своему хозяину, задавая туземцам вопросы о течении рек и т. д., я нашел в них настоящих географов с немалыми достижениями». Сюзи нарисовала по памяти речную систему, которая соответствовала карте Ливингстона. Уоллер знал их много лет на Замбези и Шире, и «было приятно провести с ними четыре месяца». [ 67 ]
В том же году они вернулись в Африку и к 20 октября 1874 года были на Занзибаре. [ 68 ]
Дальнейшие экспедиции
[ редактировать ]Джеймс Чума
[ редактировать ]Джеймс Чума женился через год после похорон Ливингстона и с 1875 по 1878 год работал в Университетской миссии Центральной Африки на Занзибаре. [ 68 ]
В январе 1879 года восточноафриканская экспедиция Королевского географического общества 1878-80 годов под руководством А. Кейта Джонстона в сопровождении Джозефа Томсона прибыла на Занзибар и наняла Чуму в качестве главного старосты и лидера каравана . [ 69 ] [ 70 ] Посетив горы Усамбара, они 19 мая отправились из Дар-эс-Салама в составе группы из 150 человек. Джонстон умер 23 июня, но экспедиция успешно достигла озера Танганьика под командованием Томсона, который затем 22 ноября двинулся вперед с небольшой группой, оставив большую часть людей в лагере под командованием Чумы, затем присоединился к ним 4 апреля, и они достигли побережья с других жертв нет. [ 71 ]
Королевское географическое общество признало вклад Чумы, вручив ему серебряную медаль и меч. Чума работал в экспедиции 1880 года под руководством капитана Т.Л. Фипсон-Вибрантс, затем снова работал на Томсона. [ 18 ] [ 68 ]
Чума умер в конце 1882 года от туберкулеза. [ 72 ] Томсон похвалил Чуму как главу, «сделавшего по-своему так много, чтобы открыть Африку для науки и коммуникации». [ 18 ]
Абдулла / Дэвид Сьюзи
[ редактировать ]Вернувшись в Африку, Сьюзи принял участие в дальнейших экспедициях, в том числе в экспедиции под руководством Стэнли в 1879–1882 годах. [ 73 ] Впоследствии он служил на миссионерской работе в стране Ньяса.
Первоначально мусульманка, Суси крестилась как христианка 23 августа 1886 года под именем Давид. Он женился на Мочоси и умер 5 мая 1891 года на Занзибаре. [ 74 ]
Изображение
[ редактировать ]В своей пьесе 1959 года « Последнее путешествие» южноафриканский писатель Алан Пэтон изобразил путешествие к побережью с завернутым трупом Ливингстона. [ 75 ] который находится в центре внимания, пока действие исследует мотивы его африканских слуг, особенно Суси и Чумы. Контекстом была оппозиция Патона расизму и апартеиду . Премьера фильма состоялась в Лусаке в мае 1959 года и вызвала хорошие отзывы, но приглушенную реакцию аудитории. [ 76 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Росс 2002 , стр. 14, 79–80, 90–98.
- ^ Jump up to: а б с Висницки, Адриан С.; Уорд, Меган (2015). «Жизнь и экспедиции Ливингстона» . Ливингстон Онлайн . Проверено 28 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Ливингстон 1857 , стр. 92 , 679–680 .
- ^ Хейзелл, А. (2011). Последний невольничий рынок: доктор Джон Кирк и борьба за прекращение работорговли в Восточной Африке . Литтл, Группа Брауновой книги. стр. 13–16. ISBN 978-1-84901-814-2 . Проверено 15 ноября 2021 г.
- ^ «История Африки» . Всемирная служба Би-би-си . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ Ливингстон 1874 , с. 154 .
- ^ Jump up to: а б «Полевой дневник VI: обзор, 24 октября 1866 г. - 23 декабря 1866 г.» . Ливингстон Онлайн . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Росс 2002 , стр. 126–132.
- ^ Росс 2002 , стр. 129–138.
- ^ Ливингстон, Дэвид (1894). Wikisource . . Популярный отчет об экспедиции доктора Ливингстона к Замбези и ее притокам . Джон Мюррей – через
- ^ Jump up to: а б с д Ливингстон 1874 , с. 9 .
- ^ Jump up to: а б с д «Полевой дневник Ливингстона 1871 года - Термины, люди, места» . Проект спектральной визуализации Ливингстона . Проверено 9 октября 2021 г.
- ^ Ливингстон 1857 , стр. 626–628 , 643 .
- ^ Росс 2002 , с. 138.
- ^ Ливингстон и Ливингстон 1866 , стр. 35–36 .
- ^ Jump up to: а б Петтитт 2007 , с. 156.
- ^ Ливингстон 1874 , с. 120 .
- ^ Jump up to: а б с д «Скрытые истории черных географов » Королевское географическое общество . Получено 9 октября. - Абдулла Сьюзи , Джеймс Чума
- ^ Ливингстон и Ливингстон 1866 , стр. 370–371, 372–379 .
- ^ Клэр Футтит (28 марта 2013 г.). «Путешествие: Малави» . Шотландец . Проверено 10 октября 2021 г.
В Мбаме есть указатель на дереве, где Ливингстон и епископ Чарльз Маккензи разбили лагерь в 1861 году. Их визит совпал с поездами с рабами, проходившими на юг по пути в Мозамбик. Ливингстон описал «закованных в кандалы женщин и детей» и мужчин, чьи шеи были в развилке толстой палки, «удерживаемых железным стержнем, который был заклеплен с обоих концов через горло». Освободившись, рабы присоединились к экспедиции. Одним из них был верный Джеймс Чума, который оставался с Ливингстоном до самой его смерти.
- ^ Ливингстон и Ливингстон 1866 , с. 385 .
- ^ Росс 2002 , стр. 175–179.
- ^ Ливингстон и Ливингстон 1866 , стр. 472–475 .
- ^ Росс 2002 , стр. 180–182.
- ^ Росс 2002 , стр. 182–184.
- ^ Росс 2002 , стр. 182–183, 184–185.
- ^ Jump up to: а б Миссия жизни; Или «Домашняя и зарубежная церковная работа» . 1866. С. 28, 30 . Проверено 1 октября 2021 г.
С уважением, Вакотани... Доктор Джон Уилсон доктору Ливингстону. БОМБЕЙ, 4 декабря 1865 г. ... Вайкатани и Чума очень хотят креститься.
- ^ «Жизнь и экспедиции Ливингстона, второе возвращение в Британию (1864-65)» . Ливингстон Онлайн . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ «Жизнь и экспедиции Ливингстона, последние путешествия (1866–1868 гг.): Нильский вопрос» . Ливингстон Онлайн . Проверено 17 октября 2021 г.
- ^ Блейки 1880 , с. 361 .
- ^ Jump up to: а б «Письмо Ливингстона из Бамбарра» . Проект спектральной визуализации Ливингстона . п. 2р . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Росс 2002 , стр. 199–200.
- ^ Висницки, Адриан С.; Уорд, Меган. «Словарь ключевых терминов в рукописях Ливингстона, 1870–1871 гг.» . Ливингстон Онлайн . Проверено 23 февраля 2022 г.
- ^ Янг и Уоллер 1868 , с. 22, 31 .
- ^ Петтитт 2007 , стр. 44–45.
- ^ Jump up to: а б Росс 2002 , стр. 202–204.
- ^ Ливингстон 1874 , с. 37 , 75–76 .
- ^ Ливингстон 1874 , с. 67 .
- ^ Ливингстон 1874 , с. 72 .
- ^ Петтитт 2007 , стр. 157–158.
- ^ Ливингстон 1874 , с. 108–111 .
- ^ Росс 2002 , с. 205.
- ^ Стэнли 1872 , стр. 441–442 .
- ^ Ливингстон 1874 , стр. 119–120 .
- ^ Росс 2002 , стр. 205–206.
- ^ Петтитт 2007 , с. 157.
- ^ Росс 2002 , стр. 206–207.
- ^ Росс 2002 , стр. 207–208.
- ^ Петтитт 2007 , стр. 158–160.
- ^ Ливингстон 1874 , стр. 286–287 .
- ^ Росс 2002 , стр. 205–206, 223–226.
- ^ Стэнли 1890 , стр. xxviii–xliii , 336–337 .
- ^ Росс 2002 , с. 223.
- ^ Стэнли 1890 , с. 329 .
- ^ Стэнли (1890) представляет собой расширенное издание его книги 1872 года. В своем первоначальном отчете Стэнли написал: «Внезапно мужчина – чернокожий – возле моего локтя кричит по-английски: «Как поживаете, сэр?» «Привет! Кто ты, черт возьми?» «Я слуга доктора Ливингстона», — говорит он; но прежде чем я успеваю задать еще вопросы, он как сумасшедший бежит в город». Беннетт, Северная Каролина (1970). Донесения Стэнли в «Нью-Йорк Геральд» . Бостон: Издательство Бостонского университета. стр. 60, 89 . ISBN 9780872700147 . Уджиджи 23 ноября 1871 г., 10 августа 1872 г., Нью-Йорк.
- ^ Росс 2002 , с. 226.
- ^ Стэнли 1890 , стр. 335–337 .
- ^ Росс 2002 , стр. 228–229.
- ^ Ливингстон 1874b , стр. 169–173 .
- ^ Симпсон, Д.Х. (1976). Темные товарищи: вклад Африки в исследование Восточной Африки европейцами . Книги Барнса и Нобл. п. 89. ИСБН 978-0-06-496273-5 . Проверено 19 ноября 2021 г.
К партии в Маньеме присоединились как минимум три женщины: Халима из страны Катомбе, замужем за Амодой, Мочоси, жена Суси, и Нтаоэка.
- ^ Ливингстон 1874b , стр. 193, 200–201 .
- ^ Росс 2002 , с. 229.
- ^ Ливингстон 1874b , стр. 229–230, [https://archive.org/details/b21357201/page/n293/mode/2up 266–270 , 295, 300 .
- ^ Блейки 1880 , стр. 446–447 .
- ^ Росс 2002 , стр. 235–236.
- ^ Кирк-Грин, AHM (1978). «Обзор: Темные товарищи. ДОНАЛЬД СИМПСОН. Лондон: Пол Элек, 1975. Стр. xi, 228, ил., библ. 7,50 фунтов стерлингов». Африка: Журнал Международного африканского института . 48:2 : 191–192.
- ^ Ливингстон 1857 , с. ix .
- ^ Jump up to: а б с Петтитт 2007 , с. 174.
- ^ Томпсон, Дж. (1881). К центральноафриканским озерам и обратно: рассказ об экспедиции Королевского географического общества в Восточно-Центральную Африку, 1878–1880 гг . К центральноафриканским озерам и обратно: рассказ об экспедиции Королевского географического общества в Восточно-Центральную Африку, 1878–1880 гг. Сэмпсон, Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон. стр. 31–41 . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Томсон, Джозеф (1880). « Путешествие Восточноафриканской экспедиции Общества» . Труды Королевского географического общества и ежемесячные отчеты по географии . 2:12 : 721–742.
- ^ Журнал Королевского географического общества . 1880. стр. 81–82 . Проверено 26 ноября 2021 г.
- ^ Симпсон, Дональд (1975). Темные товарищи . Лондон: Пол Элек. п. 56.
- ^ Симпсон, Дональд Герберт. (1975). Темные товарищи: вклад Африки в исследование Восточной Африки европейцами . Лондон: Элек. п. 197. ИСБН 0236400061 . ОСЛК 2930820 .
- ^ Симпсон, Дональд (1975). Темные товарищи . Лондон: Paul Elek Ltd., с. 197. ИСБН 0-236-40006-1 .
- ^ «Посмертная репутация Ливингстона» . Ливингстон Онлайн . Проверено 1 ноября 2021 г.
- ^ «Сочинение Алана Пэтона для сцены» . pdffox.com . 31 октября 2021 г. Проверено 1 ноября 2021 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Блейки, Уильям Гарден (1880). Личная жизнь Дэвида Ливингстона... В основном из его неопубликованных дневников и переписки, хранящейся у его семьи . Лондон: Джон Мюррей.
- Ливингстон, Дэвид (1857). Миссионерские путешествия и исследования в Южной Африке: включая очерк шестнадцатилетнего проживания во внутренних районах Африки . Лондон: Мюррей. п. Содержание .
- Ливингстон, Д.; Ливингстон, К. (1866). Рассказ об экспедиции к Замбези и ее притокам: и об открытии озер Ширва и Ньяса. 1858-1864 гг . Харпер и братья.
- Ливингстон, Дэвид (1874). Уоллер, Гораций (ред.). Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти: продолжение рассказа о его последних моментах и страданиях, полученного от его верных слуг Чумы и Суси; в двух томах . Дж. Мюррей.
- Ливингстон, Дэвид (1874b). Уоллер, Гораций (ред.). Последние дневники Дэвида Ливингстона в Центральной Африке с 1865 года до его смерти: продолжение рассказа о его последних минутах и страданиях, полученного от его верных слуг Чумы и Суси; Том II . Дж. Мюррей.
- Петтитт, Клэр (2007). Доктор Ливингстон, я полагаю: миссионеры, журналисты, исследователи и империя . Профиль. ISBN 978-1-86197-728-1 .
- Росс, Эндрю (2002). Дэвид Ливингстон: Миссия и империя . Лондон: Хэмблдон Континуум. ISBN 978-1-85285-285-6 .
- Стэнли, HM (1872 г.). Как я нашел Ливингстона. Путешествия, приключения и открытия в Центральной Африке . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Лоу и Сирл . Проверено 17 октября 2021 г.
- Стэнли, Генри Мортон (1890). Как я нашел Ливингстона: путешествия, приключения и открытия в Центральной Африке, включая четырехмесячное проживание с доктором Ливингстоном . Лондон: Сэмпсон Лоу, Марстон, Сирл и Ривингтон.
Интернет-архив
- Янг, ЭД; Уоллер, Х. (1868). В поисках Ливингстона: дневник, который велся во время расследования его предполагаемого убийства . Леттс, сын и компания . Проверено 23 февраля 2022 г.