Карло Порта
![]() | В этой статье нечеткий стиль цитирования . ( сентябрь 2009 г. ) |

Карло Порта (ломбард: Carlo Porta) (15 июня 1775 — 5 января 1821) — итальянский поэт, самый известный писатель на миланском языке (престижный диалект ломбардского языка ).
Биография
[ редактировать ]
Порта родился в Милане в семье купца Джузеппе Порта и Виоланте Готтьери. [1] Он учился в Монце до 1792 года, а затем в Миланской семинарии. В 1796 году Наполеоновские войны подтолкнули Порту найти работу в Венеции (где жил один из его братьев), и он оставался там до 1799 года.
С 1804 года и до самой смерти Порта работал государственным служащим, хотя с удовольствием продолжал бы учиться. В 1806 году он женился на Винченце Превости.
Он умер в Милане в январе 1821 года от приступа подагры и был похоронен в церкви Сан-Грегорио. Впоследствии его могила была утеряна, но его надгробие до сих пор хранится в склепе церкви Сан-Грегорио в Милане.
Работает
[ редактировать ]Порта начал писать стихи в 1790 году, хотя немногие из них были опубликованы до 1810 года. В 1804-1805 годах он работал над миланским переводом « Божественной комедии» , который, однако, оставил незаконченным. В эти годы в прогрессивную группу, сформировавшуюся вокруг него и назвавшую себя « Камеретта Портиана », вошел Джузеппе Босси , написавший групповой портрет четырех друзей Камеретты Портианы .
В 1810 году была опубликована « Бриндизи де Менегин алл'Остария» (написанная к . возвращению Наполеона в Милан) Это была одна из многих работ Порты с участием Менегино (традиционного персонажа комедии дель арте, представляющего Милан). Его лучший сезон начался два года спустя с Деграцци де Джованнина Бонжи («Проблемы Джонни Болджери»). [2]
Его произведения можно разделить на три категории: произведения против суеверий и религиозного лицемерия, описания ярких миланских популярных персонажей и политические произведения.В первый входят Фраа Зеневер («Брат Можжевельник», 1813 г.), Он Миракол («Чудо», 1813 г.), Фраа Диодатт («Брат Адеодато», 1814 г.), La mia povera nonna la gh'aveva («Моя мертвая бабушка»). имел...», 1810). Его политические сатиры в основном представляли собой сонеты, такие как Paracar che scappee de Lombardia («Пугала [буквально «вехи», относящиеся к французам], бегущие из Ломбардии», 1814), E daj con sto chez-nous, ma sanguanon («И продолжайте с этим «chez-nous», но чертовы небеса...», сатира на французский язык, 1811), Marcanagg i Politicalgh secca ball (1815, «Проклятые политики, ломающие яйца»), Quand vedessev on pubblegh funzionari («Когда я видел бы чиновника...», 1812). Порта также высмеивал будущую новую миланскую аристократию в «La nomina del cappellan» (1819, «Назначение капеллана»), пародируя эпизод «vergine cuccia» («девственный домашний щенок») в «Иль Джорно» (Il Mezzogiorno) Джузеппе Парини (сама сатира).
Его лучшие работы, вероятно, изображают народную жизнь Милана: сборники Olter desgrazzi de Giovannin Bongee («Другие проблемы Джонни Болджери», 1814 г.), El lament del Marchionn di gamb avert («Плач Мельхиора Искалеченного», 1816 г.) ) и то, что обычно считается его шедевром, La Ninetta del Verzee («Маленькая Нина с Зеленого рынка», 1815), содержательный и душераздирающий монолог / признание проститутки. В 1816 году Порта примкнул к литературному движению романтиков ( Sonettin col covon , «Маленький сонет, с большим хвостом»), очевидно, по-своему: в самой последней строфе он назвал себя немым, имея в виду вместо этого противоположное. Но посмотрите следующую проблему.
Любопытство
[ редактировать ]Именно в честь Карло Порта Алессандро Мандзони, отец современного итальянского языка, написал свое единственное стихотворение на лангобардском языке , а именно: On badee ch'el voeur fà de sapientôn / el se toeu subet via per on badee; / ma on omm de coo ch'el voeur parè minciôn / el se mett anca luu in d'on bell cuntee. (Глупый, желающий выдать себя за умного, / сразу считается глупым; / но умный человек, выдающий себя за глупого, / и сам находится в неплохом положении.)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Treccani.it Итальянская энциклопедия
- Изелла, Данте (1982). «Карло Порта». В Эмилио Чекки и Наталино Сапеньо (ред.). История итальянской литературы . Том VII. Милан: Гарзанти.