Киоши
Эта статья в значительной степени или полностью опирается на один источник . ( апрель 2024 г. ) |
Кёси ( 狂詩 ) или «дикая поэзия» — гибридная форма японской поэзии, использующая традицию канси (японская поэзия, написанная китайскими иероглифами ). Он был популярен примерно в 1770–1790 годах и избегает типичных поэтических форм, часто включая юмористические выражения и каламбуры с альтернативными прочтениями или значениями одних и тех же символов. [ 1 ]
низкого ранга В основном написанная самураями и тёнинами (горожанами), эта форма тесно связана с кёка (комикс вака ), кёбун («дикая проза») и , сэнрю формой японской комической поэзии. [ 1 ] Сюжет обычно содержит компоненты социальной сатиры, подшучивания и вульгарных тем, таких как пердеж и/или зуд, что бросает вызов более традиционным стилям японской поэзии, таким как классическая вака . [ 2 ]
Эта форма поэзии была очень популярна в течение короткого времени, получив большую часть своей популярности во времена Танумы Окицугу (ок. 1780–1786). [ 1 ] но быстро пришел в упадок и исчез на рубеже XIX века.
Хотя «Кёси» представлял собой довольно легкомысленный поэтический стиль, его целевая аудитория оставалась относительно небольшой и ограничивалась классом самураев из-за его сложных правил и «стихов в китайском стиле». [ 1 ]
История
[ редактировать ]Истинное происхождение поэзии кёси несколько неясно из-за ее субъективного характера, однако говорят, что она имела обширную историю, восходящую к периоду Хэйан . [ 3 ]
Некоторые известные произведения кёси включают кёси средневекового «безумного» поэта-монаха Иккю (1394–1481). [ 2 ] и официальный альбом дзэнского монаха Бунши, Нанпо буншу (1615 г.), который включал ранние формы игривых или комических формулировок. [ 3 ]
Первой традиционной публикацией поэзии кёси была «Кобун тэппо дзэнго сю» («Сокровища древней лживой литературы», первая и последняя части; 1761 г.). [ 3 ]
Известные пионеры
[ редактировать ]Двумя пионерами, сыгравшими значительную роль в зарождении и развитии кёси, были Ота Нанпо (1749–1823) в Эдо и сэнсэй Домьяку (1752–1801) в Киото . [ 3 ]
Нанпо, опубликовавший «Небоке сэнсэй буншу сёэн» (Литературный сборник мастера Грогги, первая часть, 1767 г.), [ 3 ] приобрел популярность благодаря своему комическому стилю и литературным пародиям. Домьяку сэнсэй, опубликовавший «Тайхэй гафу» («Баллады об эпохе великого спокойствия», 1769 г.), получил признание за свою социальную критику и сатиру. [ 2 ]
Обе публикации укрепили репутацию двух поэтов как знатоков литературного жанра и способствовали созданию небольшого сборника «классики» кёси. [ 3 ]
Мастеру Грогги издалека
[ редактировать ]Ниже приведен кёси, написанный Домьяку-сенсеем из Тайхэй гафу и адресованный Ота Нанпо:
Священники — самые привлекательные клиенты борделей;
Среди будд Зуйгу занимает первое место.
Но во всех чайных меня встречают прохладно;
Мои счета накопились горами.
Удовольствия и порицания совместно накапливаются;
Родственники собрали торжественный семейный совет, чтобы обсудить мое дело.
Но я направляюсь прямо в бордели, делаю длинный путь.
ночи пролетают незаметно-
Даже к завтраку меня все еще нет дома.
В тот день, когда от меня откажутся, когда бы это ни случилось,
Я отправлюсь на Восток.
Как только я дошел до последнего слова в безумии
Мне довелось познакомиться с мастером Грогги.
(Маркус, 26 лет) [ 2 ]
Цель
[ редактировать ]было мало возможностей На протяжении начала восемнадцатого века у поэтов и последователей школы Огю Сораи выразить недовольство современным обществом и политикой, кроме как через традиционную и элегантную китайскую поэзию. В результате был разработан альтернативный подход, и мышление «сумасшедшего человека» (кёся) стало основой кёси. [ 2 ]
Поэзия Кёси использовалась поэтами Ота Нанпо и Домьяку сэнсэем как способ выразить недовольство современным обществом. Кроме того, в конце восемнадцатого века самураи, считавшие себя «сумасшедшими», использовали кёси как форму самовыражения. [ 2 ]
По мере публикации сборников кёси стало более ясно, что основная цель кёси заключалась в том, чтобы в некоторой степени соответствовать формальным поэтическим требованиям, одновременно изображая сатирические пародии на современную японскую жизнь с использованием сленга и/или непристойности. [ 3 ]
Разработка
[ редактировать ]Наибольшее развитие кёси произошло в восемнадцатом веке. [ 2 ] служащий выражением последних периодов правления Токугавы. [ 3 ] В более поздний период Эдо кёси публиковались в больших количествах, а авторы и поэты начали раннее развитие «школ». [ 3 ]
К 1720-м годам кёси стал самостоятельным жанром, и, кроме того, публикация сборников кёси Нанпо и Домьяку сэнсэя послужила фундаментальным шагом в распространении поэтического стиля. [ 1 ]
В 1880-х годах произошло краткое возрождение после того, как поэты кёси открыли новое и полезное содержание для своего искусства в рамках несоответствий новому Мэйдзи . порядку [ 3 ] однако к девятнадцатому веку предпочтение традиционной поэзии вака и канси было восстановлено, и кёси в конечном итоге был отвергнут как поэтический стиль. [ 1 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж Поллак, Дэвид (1979). «Кёси: японская «дикая поэзия» ». Журнал азиатских исследований . 38 (3): 499–517. дои : 10.2307/2053784 . JSTOR 2053784 . ПроКвест 218137999 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ширане, Харуо (2015), Лурье, Дэвид; Ширане, Харуо; Судзуки, Томи (ред.), «Сатирическая поэзия: Кёси, Кёка и Сенрю» , Кембриджская история японской литературы , Кембридж: Cambridge University Press, стр. 503–509, ISBN 978-1-107-02903-3 , получено 11 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Маркус, Эндрю (1998). «Домьяку-сенсей и «Баллада о горничной» (1769)» . Гарвардский журнал азиатских исследований . 58 (1): 5–57. дои : 10.2307/2652646 . ISSN 0073-0548 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фредерик, Луи (2002). Японская энциклопедия . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-01753-5 .