Jump to content

Джек Грисман

Уильям Джек Грисман
Имя при рождении Уильям Джек Грисман
Псевдоним(ы) Джек
Рожденный ( 1914-08-30 ) 30 августа 1914 г.
Херефорд , Англия
Умер 6 апреля 1944 г. ) ( 1944-04-06 ) ( 29 лет
между Гёрлицем и Бреслау
Похороненный
Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша
Верность  Великобритания
Услуга/ ветвь  Королевские ВВС
Лет службы 1931–1944
Классифицировать Лейтенант полета
Сервисный номер 45148
Единица № 28-я эскадрилья RAF
№ 99-й эскадрильи RAF
№ 109-й эскадрильи RAF
Битвы/войны Вторая мировая война
Награды Упоминается в депешах
Отношения Мари (в девичестве Торговец)

Уильям Джек Грисман (30 августа 1914 — 6 апреля 1944) — член экипажа британского бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» , попавший в плен во время Второй мировой войны . Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, но был одним из тех, кто был повторно схвачен и впоследствии расстрелян гестапо .

Довоенная жизнь

[ редактировать ]

Грисман родился в Херефорде , Херефордшире, в семье почтальона. [ 1 ] он получил образование в местной муниципальной школе, где к концу своего времени быстро повзрослел и очень увлекся плаванием и регби. Он хотел увидеть мир, заняться спортом и поработать в инженерном деле и быстро определил, что Королевские ВВС представляют собой хорошую возможность, поэтому 13 января 1931 года был зачислен учеником самолета для обучения в Школе технической подготовки № 1 Королевских ВВС , RAF Halton. [ 2 ] он получил высшее образование в декабре 1933 года как летчик 2-го класса (служебный номер 565127), направленный в 10-ю эскадрилью RAF в RAF Boscombe Down для обслуживания бомбардировщиков Handley Page Heyford . К январю 1936 года он был ведущим летчиком, отправленным в Басру в Ираке в качестве слесаря ​​по ремонту двигателей, но в ноябре 1936 года он был назначен водителем в посольстве Великобритании в Багдаде . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] В начале 1938 года Грисман присоединился к 28-й эскадрилье Королевских ВВС в качестве монтажника и слесаря, а также воздушного стрелка на территории, которая тогда называлась Северо-Западной границей. Ему нравилось летать, он подал заявку на работу в летном экипаже и в декабре 1938 года получил право быть отправленным в Англию для обучения в Королевских ВВС Милденхолл в качестве «наблюдателя» - роли в летном экипаже, которая совмещала обязанности штурмана и бомбардировщика. 27 июля 1939 года он присоединился к 99-й эскадрилье , которая летала на бомбардировщиках Vickers Wellington из британских ВВС Милденхолл . [ 3 ]

Военная служба

[ редактировать ]

Служил в качестве наблюдателя в 99-й эскадрилье RAF, базирующейся в RAF в Ньюмаркете , где он летал вместе с Перси Чарльзом Пикардом и участвовал в некоторых первых миссиях по разбрасыванию пропагандистских листовок в Германии, прежде чем получил звание сержанта и был признан потенциальным офицером. [ 3 ] Грисман начал офицерскую подготовку в июне 1940 года, он завершил свою боевую службу в составе эскадрильи, упомянутой в депешах 6 октября 1940 года, и был назначен офицером-пилотом 20 декабря 1940 года. [ 3 ] [ 5 ]

В конце декабря 1940 года Грисман был направлен в Королевские ВВС Боскомб-Даун , где опытные штурманы требовались для испытаний и разработки средств слепого захода на посадку, которые в конечном итоге помогли многим экипажам ночных бомбардировщиков, когда они изо всех сил пытались приземлиться на аэродромах в плохую погоду. [ 6 ] Он должен был присоединиться к 109-й эскадрилье Королевских ВВС , летающей на самолетах Avro Anson и Vickers Wellington . В течение следующих двух лет эскадрилья занималась разработкой средств радиопротиводействия, а также новых радиолокационных средств, в частности системы слепого бомбометания, известной как Гобой, которая позже использовалась так. успешно силами Следопытов . [ 7 ]

Wellington Mark II с двигателем Merlin. На самом деле этот самолет принадлежит 104-й эскадрилье. Обратите внимание на геодезическую конструкцию крест-накрест на панелях фюзеляжа из плексигласа.

20 декабря 1941 г. ему было присвоено звание летного офицера (стаж с 11 декабря 1941 г.). [ 8 ]

Военнопленный

[ редактировать ]

В 18:30 вечера 5 ноября 1941 года Грисман вылетел на бомбардировщике Wellington Mark Ic (серийный номер T2562 ) из ​​Боскомб-Дауна с миссией особого назначения по исследованию возможностей немецких радиолокационных станций вдоль западного побережья Франции. [ 9 ] [ 10 ] Пилотом самолета был летный офицер Лесли Джордж Булл , который позже также участвовал в Великом побеге. Над французским портом Лорьян отказал двигатель правого борта, а затем потерялся гребной винт. Не имея возможности продолжать полет, Булл удерживал самолет на уровне, в то время как его экипаж из пяти человек выпрыгнул, а затем последовал за ним - экипаж был взят в плен при приземлении на парашюте во Франции. [ 11 ] Став военнопленным, он был допрошен в Люфтваффе, а затем отправлен в Шталаг Люфт I Барт , где он и Булл немедленно оказались вовлечены в попытки побега, включая прокладку туннелей из лагеря. [ 2 ] где он доставлял неприятности немецким охранникам (популярное времяпрепровождение среди скучающих заключенных Королевских ВВС) и там варил нелегальный алкоголь из картофельных шкурок для празднования Рождества. [ 2 ] В Шталаге Люфт я Бык встретил Роджера Бушелла во время различных попыток побега через туннели, позже Бушелл организовал Великий побег. Грисман и Булл входили в группу вместе с Бушеллом, которых отправили в шталаг Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань в Польше). Он был увлеченным туннелепроходцем. [ 12 ]

Модель лагеря для военнопленных Шталаг Люфт III.

«Великий побег»

[ редактировать ]

Будучи военнопленным № 673 в шталаге Люфт III, Грисман окончил заочные курсы математики и английского языка в Лондонском университете. [ 13 ] а к началу 1943 года он также получил квалификацию по французскому языку, механике и высшей математике. [ 14 ] В операции «Большой побег» Грисман был одним из ведущих проходчиков туннелей. [ 15 ] [ 16 ] и был назначен «маршалом», одним из дюжины мужчин, назначенных ждать в лесу после побега, чтобы собрать заранее выбранную группу из десяти человек, которых затем поведут на запад в качестве проводников на начальном этапе. [ 17 ] Группу Грисмана прозвали «крепкими», потому что они планировали всю дорогу домой идти пешком, а не садиться на поезд. [ 18 ] Он был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ».

Тревога прозвучала, когда было обнаружено о попытке побега после того, как он пробыл за проволокой всего 50 минут, и неудивительно, что Грисман был довольно быстро арестован к югу от лагеря по дороге в Гёрлиц. [ 19 ] немцами и прибыл в пункт сбора пленных офицеров в тюрьме Гёрлиц 28 марта 1944 года. [ 20 ] На допросе ему сказали, что жена больше никогда его не увидит. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Утром 6 апреля 1944 года в тюрьме Гёрлиц Тони Бетелл услышал, как подъехал грузовик, и увидел, как трое немцев в форме выкрикивали имена Дениса Стрит, Невилла МакГарра , Сэнди Ганна , Джека Грисмана, Гарольда Милфорда и Джона Ф. Уильямса. [ 24 ] Никаких убедительных доказательств судьбы этих шести человек так и не было найдено, и в их записях была пометка «убиты в неизвестном месте 6 апреля 1944 года или после этой даты». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]

Грисман был одним из 50 беглецов, и убитых гестапо казненных . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Он был кремирован в Бреслау. [ 26 ] [ 31 ] Первоначально его останки были захоронены в Сагане, сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 32 ]

Мемориал «Пятидесяти» по дороге в сторону Жагани (Грисман слева)

Всего Вильгельм Шарпвинкель координировал убийство около тридцати Великих беглецов. [ 33 ]

Имя Грисмана было среди тех, кто был в списке убитых заключенных, который был опубликован в прессе Великобритании и стран Содружества, когда новости появились примерно 20 мая 1944 года. [ 34 ]

Его фотография показана здесь вместе с фотографией родственника. [ 35 ] и его память также увековечена на веб-сайте Военного мемориала Дансфолда. [ 36 ]

Как «Халтонский отродье» или «старый Халтонианец», выпускник программы обучения самолетов RAF Halton , его имя увековечено в витраже в церкви Святого Георгия, RAF Halton посвящен тем, кто был убит после «Великого побега». . [ 37 ] [ 38 ]

Упоминается в депешах за проявленную храбрость в качестве военнопленного (ни одна из имевшихся в то время соответствующих наград не могла быть вручена посмертно). Он был опубликован в приложении к «Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 39 ]

Другие жертвы

[ редактировать ]
Посмотрите убийства Шталаг Эйр III

Гестапо казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге. В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]

Национальности 50 казненных
Великобритания 21 британец
Канада 6 канадцев
Польша 6 польских
Австралия 5 австралийцев
ЮАР 3 южноафриканских
Новая Зеландия 2 новозеландца
Норвегия 2 норвежца
Бельгия 1 бельгиец
Чехословакия 1 чехословацкий
Франция 1 француз
Греция 1 греческий
Литва 1 литовский
Примечания
  1. ^ Jump up to: а б Кэрролл (2005), стр.57.
  2. ^ Jump up to: а б с Вэнс (2000), стр.26
  3. ^ Jump up to: а б с д Вэнс (2000), стр.27
  4. ^ Кэррол - Великий побег - онлайн-ссылки на Грисмана
  5. ^ «№35057» . Лондонская газета . 28 января 1941 г., стр. 562–563.
  6. ^ 109-я эскадрилья RAF в онлайн-энциклопедии History of War
  7. ^ «История 109-й эскадрильи на сайте RAF» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
  8. ^ «№35525» . Лондонская газета . 14 апреля 1942 г., стр. 1648–1649.
  9. ^ Вэнс, стр.41 Онлайн-отчет о последнем полете.
  10. ^ Чорли (1993), стр.171
  11. ^ Вэнс (2000), стр.28
  12. ^ Эндрюс (1976) стр.36
  13. ^ Вэнс (2000), стр.91
  14. ^ Вэнс (2000), стр.189
  15. ^ Эндрюс (1976), стр. 46–48.
  16. ^ Мемориал Великого побега, 450-я эскадрилья [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Вэнс (2000), стр.208
  18. ^ Эндрюс (1976), стр.50
  19. ^ Эндрюс (1976), стр.50 и 206.
  20. ^ Вэнс (2000), стр.244
  21. ^ Читать (2012), стр.223
  22. ^ Вэнс (2000), стр.253
  23. ^ Эндрюс (1976), стр.49
  24. ^ Вэнс (2000), стр.267
  25. ^ Эндрюс (1976), стр.189
  26. ^ Jump up to: а б Читать (2012), стр.304
  27. ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 28 августа.
  28. ^ Веб-сайт Fly for your Life - список убитых офицеров.
  29. ^ Эндрюс (1976), стр.206
  30. ^ Веб-сайт RCAF со списком убитых офицеров.
  31. ^ Эндрюс (1976), стр.317
  32. ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям - Уильям Джек Грисман
  33. ^ Уолтерс, Гай (2013). Настоящий Великий Побег . Лондон: Бантам Пресс. п. 219. ИСБН  978-0-593-07190-8 .
  34. Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
  35. ^ Фотография Джека Грисмана в военнопленном. [ постоянная мертвая ссылка ]
  36. ^ Военный мемориал Дансфолда - Уильям Джек Грисман
  37. ^ «Окно Мемориала старых Халтонианцев - окно «Великого побега» - У. Дж. Грисман» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
  38. ^ Витраж старого Халтониана - У. Дж. Грисман
  39. ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2619–2620.
  40. ^ Читать (2012), стр.295.
  41. ^ Вэнс (2000), стр.310
  42. ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0df105b8f2d98b04e3c083bacbd50a16__1713893940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/16/0df105b8f2d98b04e3c083bacbd50a16.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jack Grisman - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)