Джек Грисман
Уильям Джек Грисман | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Уильям Джек Грисман |
Псевдоним(ы) | Джек |
Рожденный | Херефорд , Англия | 30 августа 1914 г.
Умер | 6 апреля 1944 г. между Гёрлицем и Бреслау | ( 29 лет
Похороненный | Познаньское старое гарнизонное кладбище, Польша |
Верность | ![]() |
Услуга/ | ![]() |
Лет службы | 1931–1944 |
Классифицировать | Лейтенант полета |
Сервисный номер | 45148 |
Единица | № 28-я эскадрилья RAF № 99-й эскадрильи RAF № 109-й эскадрильи RAF |
Битвы/войны | Вторая мировая война |
Награды | Упоминается в депешах |
Отношения | Мари (в девичестве Торговец) |
Уильям Джек Грисман (30 августа 1914 — 6 апреля 1944) — член экипажа британского бомбардировщика «Виккерс Веллингтон» , попавший в плен во время Второй мировой войны . Он принял участие в «Великом побеге» из Шталага Люфт III в марте 1944 года, но был одним из тех, кто был повторно схвачен и впоследствии расстрелян гестапо .
Довоенная жизнь
[ редактировать ]Грисман родился в Херефорде , Херефордшире, в семье почтальона. [ 1 ] он получил образование в местной муниципальной школе, где к концу своего времени быстро повзрослел и очень увлекся плаванием и регби. Он хотел увидеть мир, заняться спортом и поработать в инженерном деле и быстро определил, что Королевские ВВС представляют собой хорошую возможность, поэтому 13 января 1931 года был зачислен учеником самолета для обучения в Школе технической подготовки № 1 Королевских ВВС , RAF Halton. [ 2 ] он получил высшее образование в декабре 1933 года как летчик 2-го класса (служебный номер 565127), направленный в 10-ю эскадрилью RAF в RAF Boscombe Down для обслуживания бомбардировщиков Handley Page Heyford . К январю 1936 года он был ведущим летчиком, отправленным в Басру в Ираке в качестве слесаря по ремонту двигателей, но в ноябре 1936 года он был назначен водителем в посольстве Великобритании в Багдаде . [ 1 ] [ 3 ] [ 4 ] В начале 1938 года Грисман присоединился к 28-й эскадрилье Королевских ВВС в качестве монтажника и слесаря, а также воздушного стрелка на территории, которая тогда называлась Северо-Западной границей. Ему нравилось летать, он подал заявку на работу в летном экипаже и в декабре 1938 года получил право быть отправленным в Англию для обучения в Королевских ВВС Милденхолл в качестве «наблюдателя» - роли в летном экипаже, которая совмещала обязанности штурмана и бомбардировщика. 27 июля 1939 года он присоединился к 99-й эскадрилье , которая летала на бомбардировщиках Vickers Wellington из британских ВВС Милденхолл . [ 3 ]
Военная служба
[ редактировать ]Служил в качестве наблюдателя в 99-й эскадрилье RAF, базирующейся в RAF в Ньюмаркете , где он летал вместе с Перси Чарльзом Пикардом и участвовал в некоторых первых миссиях по разбрасыванию пропагандистских листовок в Германии, прежде чем получил звание сержанта и был признан потенциальным офицером. [ 3 ] Грисман начал офицерскую подготовку в июне 1940 года, он завершил свою боевую службу в составе эскадрильи, упомянутой в депешах 6 октября 1940 года, и был назначен офицером-пилотом 20 декабря 1940 года. [ 3 ] [ 5 ]
В конце декабря 1940 года Грисман был направлен в Королевские ВВС Боскомб-Даун , где опытные штурманы требовались для испытаний и разработки средств слепого захода на посадку, которые в конечном итоге помогли многим экипажам ночных бомбардировщиков, когда они изо всех сил пытались приземлиться на аэродромах в плохую погоду. [ 6 ] Он должен был присоединиться к 109-й эскадрилье Королевских ВВС , летающей на самолетах Avro Anson и Vickers Wellington . В течение следующих двух лет эскадрилья занималась разработкой средств радиопротиводействия, а также новых радиолокационных средств, в частности системы слепого бомбометания, известной как Гобой, которая позже использовалась так. успешно силами Следопытов . [ 7 ]

20 декабря 1941 г. ему было присвоено звание летного офицера (стаж с 11 декабря 1941 г.). [ 8 ]
Военнопленный
[ редактировать ]В 18:30 вечера 5 ноября 1941 года Грисман вылетел на бомбардировщике Wellington Mark Ic (серийный номер T2562 ) из Боскомб-Дауна с миссией особого назначения по исследованию возможностей немецких радиолокационных станций вдоль западного побережья Франции. [ 9 ] [ 10 ] Пилотом самолета был летный офицер Лесли Джордж Булл , который позже также участвовал в Великом побеге. Над французским портом Лорьян отказал двигатель правого борта, а затем потерялся гребной винт. Не имея возможности продолжать полет, Булл удерживал самолет на уровне, в то время как его экипаж из пяти человек выпрыгнул, а затем последовал за ним - экипаж был взят в плен при приземлении на парашюте во Франции. [ 11 ] Став военнопленным, он был допрошен в Люфтваффе, а затем отправлен в Шталаг Люфт I Барт , где он и Булл немедленно оказались вовлечены в попытки побега, включая прокладку туннелей из лагеря. [ 2 ] где он доставлял неприятности немецким охранникам (популярное времяпрепровождение среди скучающих заключенных Королевских ВВС) и там варил нелегальный алкоголь из картофельных шкурок для празднования Рождества. [ 2 ] В Шталаге Люфт я Бык встретил Роджера Бушелла во время различных попыток побега через туннели, позже Бушелл организовал Великий побег. Грисман и Булл входили в группу вместе с Бушеллом, которых отправили в шталаг Люфт III в провинции Нижняя Силезия недалеко от города Саган (ныне Жагань в Польше). Он был увлеченным туннелепроходцем. [ 12 ]

«Великий побег»
[ редактировать ]Будучи военнопленным № 673 в шталаге Люфт III, Грисман окончил заочные курсы математики и английского языка в Лондонском университете. [ 13 ] а к началу 1943 года он также получил квалификацию по французскому языку, механике и высшей математике. [ 14 ] В операции «Большой побег» Грисман был одним из ведущих проходчиков туннелей. [ 15 ] [ 16 ] и был назначен «маршалом», одним из дюжины мужчин, назначенных ждать в лесу после побега, чтобы собрать заранее выбранную группу из десяти человек, которых затем поведут на запад в качестве проводников на начальном этапе. [ 17 ] Группу Грисмана прозвали «крепкими», потому что они планировали всю дорогу домой идти пешком, а не садиться на поезд. [ 18 ] Он был одним из 76 мужчин, сбежавших из лагеря в ночь с 24 на 25 марта 1944 года в ходе побега, ныне известного как « Великий побег ».
Тревога прозвучала, когда было обнаружено о попытке побега после того, как он пробыл за проволокой всего 50 минут, и неудивительно, что Грисман был довольно быстро арестован к югу от лагеря по дороге в Гёрлиц. [ 19 ] немцами и прибыл в пункт сбора пленных офицеров в тюрьме Гёрлиц 28 марта 1944 года. [ 20 ] На допросе ему сказали, что жена больше никогда его не увидит. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Утром 6 апреля 1944 года в тюрьме Гёрлиц Тони Бетелл услышал, как подъехал грузовик, и увидел, как трое немцев в форме выкрикивали имена Дениса Стрит, Невилла МакГарра , Сэнди Ганна , Джека Грисмана, Гарольда Милфорда и Джона Ф. Уильямса. [ 24 ] Никаких убедительных доказательств судьбы этих шести человек так и не было найдено, и в их записях была пометка «убиты в неизвестном месте 6 апреля 1944 года или после этой даты». [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ]
Грисман был одним из 50 беглецов, и убитых гестапо казненных . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Он был кремирован в Бреслау. [ 26 ] [ 31 ] Первоначально его останки были захоронены в Сагане, сейчас он похоронен на части Старого гарнизонного кладбища Познани. [ 32 ]

Всего Вильгельм Шарпвинкель координировал убийство около тридцати Великих беглецов. [ 33 ]
Имя Грисмана было среди тех, кто был в списке убитых заключенных, который был опубликован в прессе Великобритании и стран Содружества, когда новости появились примерно 20 мая 1944 года. [ 34 ]
Его фотография показана здесь вместе с фотографией родственника. [ 35 ] и его память также увековечена на веб-сайте Военного мемориала Дансфолда. [ 36 ]
Как «Халтонский отродье» или «старый Халтонианец», выпускник программы обучения самолетов RAF Halton , его имя увековечено в витраже в церкви Святого Георгия, RAF Halton посвящен тем, кто был убит после «Великого побега». . [ 37 ] [ 38 ]
Награды
[ редактировать ]Упоминается в депешах за проявленную храбрость в качестве военнопленного (ни одна из имевшихся в то время соответствующих наград не могла быть вручена посмертно). Он был опубликован в приложении к «Лондонской газете» 8 июня 1944 года. [ 39 ]
Другие жертвы
[ редактировать ]- Посмотрите убийства Шталаг Эйр III
Гестапо казнило группу из 50 пойманных заключенных, представлявших почти все национальности, участвовавшие в побеге. В ходе послевоенных расследований ряд виновных в убийствах был выслежен, арестован и предан суду за свои преступления. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Национальности 50 казненных |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ Jump up to: а б Кэрролл (2005), стр.57.
- ^ Jump up to: а б с Вэнс (2000), стр.26
- ^ Jump up to: а б с д Вэнс (2000), стр.27
- ^ Кэррол - Великий побег - онлайн-ссылки на Грисмана
- ^ «№35057» . Лондонская газета . 28 января 1941 г., стр. 562–563.
- ^ 109-я эскадрилья RAF в онлайн-энциклопедии History of War
- ^ «История 109-й эскадрильи на сайте RAF» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ «№35525» . Лондонская газета . 14 апреля 1942 г., стр. 1648–1649.
- ^ Вэнс, стр.41 Онлайн-отчет о последнем полете.
- ^ Чорли (1993), стр.171
- ^ Вэнс (2000), стр.28
- ^ Эндрюс (1976) стр.36
- ^ Вэнс (2000), стр.91
- ^ Вэнс (2000), стр.189
- ^ Эндрюс (1976), стр. 46–48.
- ^ Мемориал Великого побега, 450-я эскадрилья [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Вэнс (2000), стр.208
- ^ Эндрюс (1976), стр.50
- ^ Эндрюс (1976), стр.50 и 206.
- ^ Вэнс (2000), стр.244
- ^ Читать (2012), стр.223
- ^ Вэнс (2000), стр.253
- ^ Эндрюс (1976), стр.49
- ^ Вэнс (2000), стр.267
- ^ Эндрюс (1976), стр.189
- ^ Jump up to: а б Читать (2012), стр.304
- ^ «Шталага Эйр III: Пятьдесят » Архив Пегаса . Получено 28 августа.
- ^ Веб-сайт Fly for your Life - список убитых офицеров.
- ^ Эндрюс (1976), стр.206
- ^ Веб-сайт RCAF со списком убитых офицеров.
- ^ Эндрюс (1976), стр.317
- ^ Комиссия Содружества по военным захоронениям - Уильям Джек Грисман
- ^ Уолтерс, Гай (2013). Настоящий Великий Побег . Лондон: Бантам Пресс. п. 219. ИСБН 978-0-593-07190-8 .
- ↑ Western Morning News, Dundee Courier, Yorkshire Post и др. 20 мая 1944 г.
- ^ Фотография Джека Грисмана в военнопленном. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Военный мемориал Дансфолда - Уильям Джек Грисман
- ^ «Окно Мемориала старых Халтонианцев - окно «Великого побега» - У. Дж. Грисман» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 4 сентября 2015 г.
- ^ Витраж старого Халтониана - У. Дж. Грисман
- ^ «№36544» . Лондонская газета (Приложение). 2 июня 1944 г., стр. 2619–2620.
- ^ Читать (2012), стр.295.
- ^ Вэнс (2000), стр.310
- ^ Эндрюс (1976), стр. 188 и 199.
- Библиография
- Тед Баррис (2014). Великий побег . Издательство Дандурн. ISBN 978-1459728448 .
- Тим Кэрролл (2005). Великий побег из Шталага Люфт III . Карманное издательство. ISBN 1416505318 .
- Саймон Рид (2012). Человеческая игра . Констебль. ISBN 978-1-4721-1262-0 .
- Шон Фист (2015). Последний из 39-ти . Грубская улица. ISBN 978-1909166158 .
- Джонатан Ф. Вэнс (2000). Галантная компания . Пасифика Милитари. ISBN 978-0-935-55347-5 .
- Уильям Эш ; Брендан Фоули (2005). Под проводом: мемуары военного времени пилота «Спитфайра», легендарного мастера побега и «крутого короля» . Петух. ISBN 978-0-593-05408-6 .
- Пол Брикхилл (2004). Великий побег . WW Нортон и компания. ISBN 978-0-393-32579-9 .
- Алан Берджесс (1990). Самый длинный туннель: правдивая история великого побега во время Второй мировой войны . Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-097-9 .
- Альберт П. Кларк (2005). 33 месяца в плену в Шталаге Люфт III: летчик времен Второй мировой войны рассказывает свою историю . Паб «Фулькрам». ISBN 978-1-55591-536-0 .
- Артур А. Дюран (1 января 1989 г.). Шталаг Эйр III: Тайная история . Патрик Стивенс Лимитед. ISBN 978-1-85260-248-2 .
- Уильям Р. Чорли (1992). Потери бомбардировочного командования Королевских ВВС, Том 2 . Округ Мидленд. ISBN 0-904597-87-3 .
- Аллен Эндрюс (1976). Образцовое правосудие пойманный ISBN 0-245-52775-3 .
- Вэнс, Джонатан Ф (2000). Галантная компания: Люди великого побега . Военная история Тихоокеанского региона; (март 2001 г.). п. 41. ИСБН 978-0-935-55347-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Проект «Уроки Великого побега» (Stalag Luft III) Марка Козака-Холланда. Заключенные формально структурировали свою работу как проект. В этой книге анализируются их усилия с использованием современных методов управления проектами.
- 1914 рождений
- 1944 смертей
- Офицеры Королевских ВВС
- Британские военнопленные времен Второй мировой войны
- Военнопленные времен Второй мировой войны, удерживаемые Германией
- Персонал Королевских ВВС погиб во Второй мировой войне
- Участники Великого побега из Шталага Люфт III
- Британские беглецы
- Внесудебные казни во Второй мировой войне
- Военнослужащие из Херефорда