Улемы в современном исламе
Автор | Мухаммад Касим Заман |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Принстонские исследования мусульманской политики |
Предмет | Движение Деобанди |
Издатель | Издательство Принстонского университета |
Дата публикации | 2002 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Страницы | 312 |
ISBN | 9780691130705 |
ОКЛК | 76798271 |
Веб-сайт | princeton.edu |
«Улемы в современном исламе: хранители перемен» — книга Мухаммада Касима Замана, профессора Принстонского университета . Эта научная работа, опубликованная в 2002 году издательством Princeton University Press в серии под названием « Принстонские исследования мусульманской политики» , исследует улемов Южной Азии с упором на деобандийцев . Заман исследует их понимание исламской традиции, их роль как интерпретаторов исламского закона , их влияние и участие в политическом исламе , а также их роль в межконфессиональных конфликтах на Индийском субконтиненте. [1] Эта работа, получившая широкое признание за свой новаторский подход, представляет собой первое сравнительное исследование мусульманских улемов. [2] [3] Основное внимание Замана обращено на улемов Деобанди в Пакистане, с второстепенным взглядом на их собратьев в Индии в девятнадцатом и двадцатом веках. Вдохновленный Барбары Д. Меткалф «Исламским возрождением » в Британской Индии , где Меткалф исследует истоки движения Деобанди , Заман расширяет повествование, исследуя их маневры, выражения, оспариваемые действия и защиту религиозной власти посредством множества дискурсивных и не -дискурсивные пути. [4]
Этот проект, состоящий из введения, шести глав и эпилога, направлен на освещение особого влияния в современных мусульманских религиозно-политических движениях — улемов с классическим образованием, которые заметно расходятся как с модернистским исламом , так и с исламизмом . [5] Независимо от приверженности традиционным исламским интерпретациям, мусульманские лидеры и общественность формируют свою идентичность в соответствии с традицией, активно взаимодействуя с хранителями этого наследия. [6] Заман объясняет, как улемы эффективно отстаивают эту традицию и свою роль ее хранителей, используя различные инструменты, включая фетвы , научные литературные жанры и реформу образования. [6]
В исследовании рассматриваются последствия такого вмешательства для самих улемов. [7] Избегая исчерпывающего исследования нормативной функции алима или перечисления различных ролей в исламском обществе, повествование принимает международную сравнительную призму, уделяя особое внимание дискурсу вокруг Абул Хасана Али Хасани Надви . [8] Заман бросает вызов представлению о том, что улемы представляют собой монолитное образование, жестко придерживающееся устаревших традиций; вместо этого они демонстрируют адаптивное и тонкое понимание современного государства и своего развивающегося положения в нем. В книге утверждается, что глубокое понимание мусульманской общественной сферы требует тщательного изучения улемов. [9]
Содержание [ править ]
Вступительный раздел углубляется в традиции, исследуя религиозную сущность, которую поддерживают, интерпретируют и защищают улемы . В первой главе исследуются дискурсы улемов об исламском праве в британскую колониальную эпоху и их динамичное столкновение с колониальными властями по поводу интерпретации шариата . «Улемы» утверждают свою власть, препятствуя попыткам Великобритании формализовать исламское право, укрепляя свое господство и позволяя адаптироваться к будущим изменениям. [7]
Следующий раздел погружает читателей в обширную комментаторскую литературу, в которой глубоко участвуют улемы. Заман подчеркивает, что эта литература укрепляет связи среди улемов и адаптируется к меняющимся политическим и правовым ландшафтам. Третий сегмент рассматривает авторитет улемов через институциональную призму медресе , проливая свет на инициативы реформ и обновленную концепцию религии как отдельной социальной сферы. [10]
Четвертая глава, «Концепции исламского государства», углубляется в тонкое понимание улемами своей роли в политическом исламе. Дебаты по поводу применения исламского права, особенно выбора между кодификацией и иджтихадом , обнажают расколы среди улемов. Хотя кодификация может понравиться правящим властям и модернистам, она представляет собой сложный вызов доминированию улемов и их способности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам. [10]
Следующий сегмент исследует радикализацию суннитской и шиитской идентичности в Пакистане, подчеркивая многогранную роль, которую играют улема на обоих фронтах. Заман выявляет структурные параллели между сообществами, подчеркивая создание отдельных воинствующих образований, тонко поддерживаемых признанными улемами, вовлеченными в межконфессиональные конфликты. В этом разделе также подчеркивается длительное влияние суннитов Деобандиса посредством сектантской мобилизации. [10]
Шестая часть предлагает сравнительный анализ современного религиозно-политического активизма среди улемов и его корреляцию с исламизмом. Заман видит различия в опыте Аль-Азхара , пакистанской системы медресе и саудовских улемов. «Улемы» в Саудовской Аравии обладают властью, основанной на государственной идеологии, в отличие от относительно децентрализованной системы медресе в Пакистане. Улемы в Пакистане стратегически укрепляют свое господство, время от времени присоединяясь к государству и исламистам или бросая им вызов. [11]
Источники [ править ]
Исследование опирается на ряд источников, включая опубликованные работы улемов, как в академических, так и в популярных областях, доступные в печати. Кроме того, информация собирается из отчетов, публикуемых в газетах и журналах, и дополняется статистическими данными, публикуемыми правительствами. Шахзад Башир подчеркивает, что эти источники являются частью общественного достояния, а изображение улемов, полученное на их основе, ограничено условностями публичной речи. Создание более сложных исторических портретов, выходящих за рамки ограничений Замана, потребовало изучения закрытых источников, таких как архивы, частные документы и этнография. Использование столь разнообразного набора источников не только могло бы добавить глубины личностям отдельных ученых, но и обеспечить ощутимое понимание того, как формальный дискурс улемов функционирует в социальном контексте. [12]
Ограничение [ править ]
Шон Л. Йом подчеркнул некоторые недостатки в работе. Выраженное внимание к Пакистану создает более ограниченное впечатление о страновом исследовании, в котором отсутствует по-настоящему всеобъемлющий сравнительный подход и имеется лишь несколько случаев и сопутствующих теоретических дискуссий. Чтобы повысить глубину анализа, можно было бы посвятить несколько страниц другим странам, особенно густонаселенным, таким как Индонезия. Заман упрощает сложные дебаты для концептуальной ясности, но обходит жизненно важные вопросы, такие как общая траектория власти улемов – расширилась она или ослабла. Книга имеет тенденцию к описательным отрывкам о форме и функции, избегая потенциально более глубоких, но спорных моментов интерпретативного исследования. [9] Как отметил А. Рашид Омар, книга в первую очередь рассчитана на академическую аудиторию, а неспециалисты могут столкнуться с проблемой использования технических терминов и нюансов дискурса. Хотя язык сохраняет ясность, автор имеет тенденцию сжимать слишком много идей в одно предложение. [13]
Прием [ править ]
Ученые широко признают эту книгу за ее умелый анализ современных улемов, тонкий взгляд на исламистские движения и преобразующее влияние на понимание мусульманской религиозной власти в современных обществах. Признание Ричарда МакГрегора сосредоточено на умелом определении позиции современных улемов в спорных дебатах вокруг исламистских движений, обеспечивая тонкую перспективу, которая меняет динамику власти. [11] Питер Мандавиль высоко оценивает научную глубину книги, развеивающую преобладающие неправильные представления о религиозном классе и образовании в медресе. [14] Шон Л. Йом подчеркивает его незаменимость в сравнительных религиоведческих и политических исследованиях, подчеркивая ключевую роль улемов в формировании современной мусульманской политики. [9] Джон Оберт Фолл предлагает убедительный анализ, документально подтверждающий непреходящее значение улемов в современных мусульманских обществах, особенно в Южной Азии. [15] Хина Азам ценит доступный стиль письма, который устраняет разрыв между специалистами и неспециалистами. [16] Аршад Алам подчеркивает первостепенную роль книги в раскрытии сложной функции улемов, что вносит значительный вклад во всестороннее понимание мусульманской религиозной власти. [17] А. Рашид Омар высоко оценивает обогащение исследования автором за счет включения в него идей современной науки и первичных текстов на урду и арабском языке, что заполняет критическую пустоту в современных исследованиях ислама. [18] Шахзад Башир признает успех книги в раскрытии динамичного интеллектуального мира улемов, который часто затмевается в исследованиях современных мусульманских обществ. [19] Мохаммад Талиб признает ее ключевой вклад, предоставив значительный объем информации и аргументов, которые служат катализатором для дальнейших исследований недостаточно изученной темы улемов и медресе в обществе и истории. [20] Патрик Д. Гаффни подчеркивает исключительное мастерство автора в построении аргументов, использовании богатого набора примеров и хорошо ссылочной документации для повышения доверия к книге. [21] Оценка Daily Star подтверждает ее исключительный статус, признавая книгу выдающимся исследованием по истории улемов и позиционируя ее как преобразующую силу в обширной области исламских исследований. [4]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ МакГрегор, Ричард (2003). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Исламские исследования . 42 (2): 361. ISSN 0578-8072 . JSTOR 20837278 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Йом, Шон Л. (2004). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Британский журнал ближневосточных исследований . 31 (2): 265. ISSN 1353-0194 . JSTOR 4145522 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Тарин, Шер Али (2014). «Медресе Деобанд» . Оксфордские библиографии в Интернете . дои : 10.1093/OBO/9780195390155-0019 . Архивировано из оригинала 28 октября 2022 года . Проверено 9 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рахман, Мэриленд Анисур (28 января 2021 г.). «Стоит перечитать: история улемов в Британской Индии» . Дейли Стар . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 12 ноября 2023 г.
- ^ Азам, Хина (2004). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен, Заман, Мухаммад Касим» . Журнал религии . 84 (3): 493. дои : 10.1086/424423 . ISSN 0022-4189 . JSTOR 10.1086/424423 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Азам 2004 , с. 493.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрегор 2003 , с. 361.
- ^ Клоусон, Патрик (2004). «Обзор улемов в современном исламе» . Ближний Восток Ежеквартальный . Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Йом 2004 , с. 268.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с МакГрегор 2003 , с. 362.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б МакГрегор 2003 , с. 363.
- ^ Башир, Шахзад (2005). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Журнал Американской академии религии . 73 (3): 954. doi : 10.1093/jaarel/lfi107 . ISSN 0002-7189 . JSTOR 4139948 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 17 ноября 2023 г.
- ^ Омар, А. Рашид (2004). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 36 (2): 341. ISSN 0020-7438 . JSTOR 3880074 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Мандавиль, Питер (2004). «Рецензии на книги» . Международная социология . 19 (1): 112. дои : 10.1177/0268580904041049 . ISSN 0268-5809 . S2CID 220877766 . Архивировано из оригинала 13 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Волл, Джон О. (2007). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Ближневосточный журнал . 61 (4): 747. ISSN 0026-3141 . JSTOR 4330476 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Азам 2004 , с. 495.
- ^ Алам, Аршад (2006). «Отвечая на современные вызовы» . Книжное обозрение Индия . 30 (5). ISSN 0970-4175 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Омар 2004 , с. 340.
- ^ Башир 2005 , с. 955.
- ^ Талиб, Мохаммед (2005). «Обзор улемов в современном исламе: хранители перемен» . Журнал исламских исследований . 16 (2): 230. дои : 10.1093/jis/eti136 . ISSN 0955-2340 . JSTOR 26199576 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.
- ^ Гаффни, Патрик Д. (2004). «Рецензии на книги» . Американский исторический обзор . 109 (1): 162–163. дои : 10.1086/530182 . ISSN 0002-8762 . JSTOR 10.1086/530182 . Архивировано из оригинала 12 ноября 2023 года . Проверено 18 ноября 2023 г.