Grob G 109
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( декабрь 2021 г. ) |
G109/Часы T1 | |
---|---|
![]() G109B, зарегистрированный в Великобритании. | |
Общая информация | |
Тип | Моторный планер |
Производитель | Grob Aircraft |
Дизайнер | |
Основной пользователь | Королевские ВВС (исторический) Курсанты ВВС Австралии |
Количество построенных | 476 |
История | |
Первый полет | 14 марта 1980 г. |
Grob G109 — легкий самолет, разработанный компанией Grob Aircraft AG из Миндельхайма Матциса в Германии. Впервые он поднялся в воздух (прототип G109, а затем серийная версия G109A) в 1980 году. В 1984 году последовал G109B. Это двухместный самозапускающийся моторный планер, в котором пилот и пассажир или студент сидят рядом, обеспечивая хорошую обзорность. за большими окнами.
Помимо обычного гражданского использования, этот самолет также использовался в Королевских ВВС добровольческих планерных эскадрильях (VGS) для обучения курсантов в рамках вводного курса по планированию и стипендиальных курсов по планеризму до 5 мая 2018 года, когда он был выведен из эксплуатации. Grob 109B был известен в ВВС Великобритании как Vigilant T1 . [ 1 ] G 109 был первым мотопланером, построенным с использованием композитной конструкции и получившим одобрение Федерального управления гражданской авиации . [ 2 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Техническое описание (G 109B/Виджилант Т1)
[ редактировать ]G109B был разработан после серийного производства G109A, который последовал за рядом ранних прототипов с разными размахами крыльев, конфигурациями и т. д. G109B решил несколько проблем, извлеченных из эксплуатации более раннего G109A, включая улучшение мощности (на 95 л.с. по сравнению с 80 л.с. на G109A), характеристики крыльев во влажном состоянии, поведение и ограничения при боковом ветре, а также пространство в кабине.
Самолет G109B представляет собой свободнонесущий моторный планер с низкорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением , складными (и съемными) крыльями и расположенными рядом сиденьями с двойным управлением. Он в основном изготовлен из стеклопластика и имеет ходовую часть с хвостовым тягачом . Вход и выход из кабины осуществляется через две двери из плексигласа , которые открываются вверх по отдельности – модификация оригинального цельного фонаря G109A . Кабину можно отапливать при условии, что двигатель работает, а спинки сидений можно регулировать и вставлять подушки разной толщины для соответствия различным размерам тела.
Общий вес составляет около 1870 фунтов (850 кг) с максимальной нагрузкой 506 фунтов (230 кг), хотя это зависит от состояния модификации и истории планера, и в большинстве примеров он редко превышает 200 кг. ВВС Великобритании запросили и получили ряд модификаций, ориентированных на военные нужды; включая разрешение Гроба на эксплуатацию самолета военного варианта до максимальной AUW 908 кг, что обеспечивает дополнительные 59 кг полезной нагрузки. Самолет не подвергался такой модификации, и никаких изменений в эксплуатационных процедурах не потребовалось, поскольку ограничения по центру тяжести не были превышены. Гроб подал заявку в EASA за разрешением сделать исключение из стандарта конструкции (CS22) для Grob 109B, которое позволило бы сертифицировать его на аналогичную максимальную максимальную AUW массой 903 кг, однако, хотя два полученных возражения были отклонены EASA, орган не тем не менее, предпринял необходимые нормотворческие действия, чтобы разрешить это. Крейсерская скорость находится в районе 60–100 узлов (110–190 км/ч) при двигателе мощностью 95 лошадиных сил (71 кВт), что может обеспечить самолету максимальную скорость 130 узлов (240 км/ч). Двигатель (на базе Автомобильный агрегат Porsche с воздушным охлаждением) может отключаться в полете с флюгированными лопастями воздушного винта. Тогда самолет становится чистым планером с лучшим качеством планирования около 1:28. В горизонтально-оппозитном двигателе с воздушным охлаждением, созданном на базе Porsche, Гроб увеличил диаметр цилиндра, чтобы сделать объем двигателя 2,5 литра, а срок службы до капитального ремонта (TBO) увеличился на техническую заметку до 1600 часов после того, как многие экземпляры работали в состоянии, достигшем до или более 4000 часов работы.
Согласно действующему документу CAA LASORS , G109B может быть классифицирован либо как туристический моторный планер (TMG), либо как самозапускающийся моторный планер (SLMG).

Двигатель
[ редактировать ]G 109B оснащен горизонтально-оппозитным четырехцилиндровым бензиновым двигателем с воздушным охлаждением Grob 2500 E1, развивающим мощность около 95 л.с. (71 кВт) при 2950 об/мин. Воздушный винт представляет собой двухлопастной винт изменяемого шага с ручным управлением и приводом непосредственно от двигателя. Можно использовать три настройки шага: Fine для взлета и обычного полета, Coarse для крейсерского полета и Feathed для планирования с выключенным двигателем.
Тепло карбюратора может подаваться на сдвоенные карбюраторы, когда существует риск обледенения. Используется электрический топливный насос.
Элементы управления
[ редактировать ]В G 109 используются обычные органы управления , продублированные для обоих сидений, включая дроссельную заслонку (слева недоступно в стандартных серийных G 109). Педали руля направления, которые также приводят в действие тормоза колес, регулируются вперед и назад в соответствии с потребностями людей с разной длиной ног, а воздушные тормоза используются для увеличения скорости снижения во время захода на посадку, а также для ограничения скорости полета до Vne ( скорость никогда не превышает ), если требуется.
История эксплуатации (Vigilant T1)
[ редактировать ]
Вариант Vigilant T1 был принят на вооружение в 1991 году, заменив Slingsby Venture , и использовался добровольческими планерными эскадрильями (VGS) по всей Великобритании для обучения курсантов воздушного учебного корпуса и объединенных кадетских сил основам полетов с целью доведения их до стандарт, где они могут летать в одиночку. Первоначальный заказ на 53 самолета был пополнен самолетами, купленными на частном рынке. Vigilant также использовался Центральной школой планеризма Королевских ВВС в ВВС Сайерстон в Ноттингемшире , которая обучает инструкторов VGS, а также обеспечивает проверку стандартов, разработку учебных программ и инженерную поддержку.
В начале 2000-х годов кадеты ВВС Австралии приняли на вооружение Grob 109 для обучения пилотов. Этот тип используется до сих пор. [ 3 ]
Флот RAF Vigilant был «приостановлен» в полетах с апреля 2014 года из-за текущих проблем с техническим обслуживанием, связанных с сертификацией летной годности . В 2016 году был введен в действие план восстановления, в результате которого количество самолетов Vigilant сократилось до 15 по всей стране, которые летали четырьмя самолетами VGS в «региональных узлах». [ 4 ] Ожидалось, что эти перезапущенные планеры будут утилизированы в октябре 2019 года. Эта дата была перенесена, и Vigilant был выведен из эксплуатации 5 мая 2018 года. [ 5 ] В ВВС Великобритании были наняты два линчевателя: один в качестве наземного учебного пособия, а другой в качестве охранника ворот . Остальная часть парка была передана Управлению по продаже оборонного оборудования, исключена из реестра военных самолетов и продана гражданскому оператору Aerobility в 2020 году. [ 6 ]
Варианты
[ редактировать ]- Г 109
Первые два прототипа самолета (серийные номера конструктора 6001 и 6010) получили обозначение G 109. Они отличались от более поздних серийных самолетов меньшим размахом крыла - 15 метров (49 футов). Первый прототип ( зарегистрированный D-KBGF ) впервые поднялся в воздух 14 марта 1980 года. [ 7 ]
- Г 109А
G 109A был оснащен двигателем Limbach Flugmotoren четырехцилиндровым оппозитным объемом 2000 куб.см и мощностью 80 л.с. (60 кВт) (максимальная мощность при 3400 об/мин), а размах крыла был увеличен до 16,6 метра (54 фута).
Имеющаяся запасная мощность двигателя была незначительной в жарких атмосферных условиях или при полете под дождем, поэтому около 30 планеров G 109A были оснащены двигателем Лимбаха объемом 2400 куб.см и мощностью 90 л.с. (67 кВт) и воздушным винтом изменяемого шага с электрическим управлением . Как минимум два самолета получили разрешение на использование двигателя Rotax 912 . См. G 109Ar.
Всего был выпущен 151 мотопланер G 109A.
- Г 109Ар
G 109Ar представлял собой модификацию двух самолетов Grob 109A, использовавшихся Аэроклубом Валкенбурга на двух самолетах с двигателем Rotax. [ 8 ] Оппозитный двигатель для повышения производительности на коротких взлетно-посадочных полосах и надежности. Нос самолета длиннее, чем у обычного G 109A, крышки двигателя имеют другую форму, чтобы разместить двигатель и его воздухозаборники, а также улучшить поток воздуха через больший радиатор. 3 Grob 109A были переоборудованы на G109Ar. У Аэроклуба Валкенбурга до сих пор есть два таких самолета: ph-710 и ph-835.
- Г 109Б
Разработан на базе Grob G 109A; размах крыла был увеличен до 17,4 метра (57 футов), цельный фонарь более ранних версий был заменен открывающимися дверями, а основное шасси было перенесено назад, чтобы уменьшить нагрузку на хвостовое колесо. [ 9 ] Двигатель был заменен на двигатель Grob объемом 2500 куб.см и мощностью 95 лошадиных сил (71 кВт).
Некоторые самолеты в Германии были оснащены двигателем с турбонаддувом , а за счет усиления конструкции фюзеляжа были адаптированы для буксировки планеров.

- Рейнджер
- Удобная версия с увеличенной взлетной массой с камерами в расширенных передних корневых обтекателях и возможностью установки подфюзеляжного багажника для поисково-спасательного оборудования. [ 10 ]
- Они смотрят Т1
Vigilant T1 — это обозначение адаптированного Grob 109B, используемого Королевскими ВВС (RAF) для использования в добровольческих планерных эскадрильях. Модификации Vigilant T1 включают посадочную фару, увеличенную максимальную полную массу (AUM) до 908 кг и дроссельную заслонку для использования на левом сиденье.
- G 109 Способен
Vigilant T1 с двигателем Rotax 912is3 от благотворительной организации Aerobility.
Операторы
[ редактировать ]Австралия (по состоянию на 2014 г.)
Соединенное Королевство (ранее)
Технические характеристики (G 109B)
[ редактировать ]
Данные Jane's All the World's Aircraft, 1985–86 гг. [ 11 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 8,1 м (26 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 17,4 м (57 футов 1 дюйм)
- Высота: 1,8 м (5 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 19 м 2 (200 кв. футов)
- Профиль : Eppler E 580 (16,1%) [ 12 ] -->
- Вес пустого: 620 кг (1367 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 850 кг (1874 фунта)
- Запас топлива: 100 л (26 галлонов США; 22 имп галлона)
- Силовая установка: 1 × Grob 2500E1 4-цилиндровый горизонтально-оппозитный двигатель воздушного охлаждения, мощностью 71 кВт (95 л.с.)
- Гребные винты: 2-лопастной Hoffmann HO-V 62 R/L 160 BT, 3-скоростной винт изменяемого шага.
Производительность
- Крейсерская скорость: 205 км/ч (127 миль в час, 111 узлов) максимум.
- 180 км / ч (110 миль в час; 97 узлов) экономичный
- Скорость сваливания: 73 км/ч (45 миль в час, 39 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 240 км/ч (150 миль в час, 130 узлов).
- Запас хода: 1500 км (930 миль, 810 миль) в экономичном крейсерском режиме с максимальным запасом топлива.
- Практический потолок: 6000 м (20 000 футов)
- пределы g +5,3 - : 2,65
- Максимальное качество планирования: 28 при 115 км/ч (71 миль в час; 62 узла)
- Скорость набора высоты: 3,3 м/с (650 футов/мин)
- Скорость снижения: 1,1 м/с (220 футов/мин) при 105 км/ч (65 миль в час; 57 узлов)
- Нагрузка на крыло: 44,7 кг/м 2 (9,2 фунта/кв. фута)
- Мощность/масса : 0,079 кВт/кг (0,048 л.с./фунт)
- Разбег: 196 м (643 фута)
- Посадочный пробег: 200 м (656 футов)
Авионика
- ДО
- ДМЕ
- АПД
- Вариометр
- Транспондер
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Техника Королевских ВВС» . РАФ . Архивировано из оригинала 3 июля 2017 года . Проверено 13 декабря 2009 г.
- ^ Веб-сайт Гроба, дата обращения 23 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б "Гроб109" . 8 августа 2014 года . Проверено 29 апреля 2020 г.
- ^ «Перезапуск Air Cadet Aviation: Письменное заявление - HCWS605» . МО . Проверено 10 марта 2016 г.
- ^ Браун, Дэвид (11 мая 2018 г.). «Королевские ВВС приостанавливают свои учебные планеры из соображений безопасности». Таймс . № 72532. с. 4. ISSN 0140-0460 .
- ^ «Вопрос Минобороны – Военные самолеты: планирующие (УИН 21082)» . Парламент Великобритании . 22 апреля 2024 г. Проверено 25 апреля 2024 г.
- ^ Харди 1982, стр.155.
- ^ Аэроклуб Rotax Валкенбург
- ^ Харди 1992, стр.156.
- ^ Тейлор, Джон В.Р.; Мансон, Кеннет, ред. (1985). Jane's All the World's Aircraft 1985–86 (76-е изд.). Лондон: Паб Джейн. п. 88 . ISBN 9780710608215 .
- ^ Тейлор, Джон В.Р.; Мансон, Кеннет, ред. (1985). Jane's All the World's Aircraft 1985–86 (76-е изд.). Лондон: Паб Джейн. стр. 737-738 . ISBN 9780710608215 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Харди, Майкл. Планеры и планеры мира . Лондон: Ян Аллан, 1982. ISBN 0-7110-1152-4 .
- Гроб 109Б на сайте Гроба
Внешние ссылки
[ редактировать ]