Grob G180 SPn
G180 СП н | |
---|---|
![]() | |
Grob G180 SP н и АМП 2006 г. | |
Роль | Корпоративный самолет |
Национальное происхождение | Германия |
Производитель | Grob Aircraft |
Первый полет | 20 июля 2005 г. |
Введение | 2006 |
Статус | Оперативный |
Количество построенных | 4 |

Гроб G180 SP н — двухмоторный композитный корпоративный самолет с низкорасположенным крылом , разработанный и построенный немецким авиастроительным производителем Grob Aerospace . Разработка была приостановлена в 2008 году в связи с неплатежеспособностью Гроба; с тех пор было предпринято множество попыток возобновить программу. Tata Advanced Systems Limited (TASL) приобрела права интеллектуальной собственности на самолет и будет производить его в Индии. [ 1 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]На рубеже веков немецкий производитель самолетов Grob Aerospace зарекомендовал себя как производитель моторных планеров и учебно-тренировочных самолетов . [ 2 ] Однако в середине 2000-х годов компания решила приступить к разработке легкого самолета с реактивным двигателем; Опытно-конструкторские работы проводились в относительной секретности на предприятии Гроба в Туссенхаузене -Маттисе. В ответ на предполагаемый рыночный спрос этот самолет будет обладать как характеристиками ближнего полета , так и грузоподъемностью, традиционно присущими самолетам с турбовинтовыми двигателями, а также широким использованием композитных материалов . [ 2 ] Требования к самолету были определены в тесном сотрудничестве со швейцарской компанией ExecuJet Aviation Group. Президент Grob Aerospace доктор Андреас Плесске заявил о конструкции: «Мы создали новую категорию реактивных самолетов». [ 2 ]
Первоначально он назывался « SPn Utility Jet» . [ 2 ] В стандартной компоновке салон вмещал максимум восемь пассажиров; Типичная конфигурация каюты включала носовой туалет и основной камбуз . Кабина объемом 11,5 м3 (405 футов3) и высотой над головой 1,64 м могла быть преобразована в течение часа из пассажирской в грузовую конфигурацию или наоборот, а также вмещала комбинированную конфигурацию, в которой пространство разделялось между пассажирами и грузом. . [ 2 ] И крылья, и фюзеляж были изготовлены из прочного композитного пластика, армированного углеродным волокном (CFRP), который сочетался с высокоармированной ходовой частью . Эта ходовая часть была оснащена антиблокировочной системой тормозов низкого давления , большими колесами и шинами , что позволило самолету беспрепятственно выполнять рутинные операции с суровых и неулучшенных взлетно-посадочных полос. [ 3 ] Самолет был оснащен парой двигателей Williams FJ44-3A турбовентиляторных , способных развивать тягу до 2800 фунтов (12 кН); Кабина была оснащена Honeywell компании интегрированным комплексом авионики APEX , включающим пару основных полетных дисплеев с диагональю 15 дюймов (0,4 м) и два многофункциональных дисплея с диагональю 10 дюймов . [ 2 ] Авионика была разработана для установки различных дополнительных устройств, включая улучшенную систему обзора, автомат тяги, режим аварийного снижения и электронную полетную сумку . [ 3 ] [ 4 ]
В мае 2005 года был построен первый прототип; первые продажи были обеспечены в течение следующих недель. [ 2 ] В июне 2005 года о существовании программы стало публично известно. 20 июля 2005 года первый прототип совершил свой первый полет под управлением главного летчика-испытателя Жерара Гийомо , который позже прокомментировал: «Во время полета все системы и органы управления работали так, как ожидалось... Самолет был прост в управлении и был удовольствие летать». [ 5 ] [ 6 ] К этому моменту ExecuJet Aviation Group была назначена эксклюзивным дистрибьютором по всему миру и партнером по техническому обслуживанию самолетов; Execujet заявила, что прогнозирует продажи примерно 400 самолетов в течение следующих 10 лет на рынке бизнес-джетов общего назначения, для которого SPn рассматривается как единственный доступный вариант. [ 2 ] [ 7 ] шестиместная VIP- кабина. В мае 2006 года для этого типа была представлена [ 3 ] [ 8 ] В ноябре 2006 года Grob заявила, что получила значительный интерес к разработке удлиненного варианта выпускаемого самолета, в том числе для целей наблюдения в качестве экономически эффективной альтернативы Northrop Grumman RQ-4 Global Hawk беспилотному летательному аппарату . [ 9 ] Обсуждались планы создания семейства самолетов на основе этого типа. [ 10 ]
29 ноября 2006 года второй прототип был разрушен в результате крушения, в результате которого погиб главный летчик-испытатель Жерар Гийомо ; во время аварии он выполнял демонстрационный полет. [ 11 ] Последующее расследование установило, что основной причиной катастрофы стал флаттер рулей высоты и хвостового оперения . [ 12 ] Несмотря на аварию, работы по производству третьего прототипа продолжались. [ 11 ] Авария повлияла на график сертификации компании, который предусматривал Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) в первом квартале 2007 года. сертификации типа получение [ 6 ] В феврале 2007 года, после трехмесячного перерыва, летные испытания возобновились с использованием третьего прототипа; к этому моменту сертификация была запланирована на начало 2008 года. [ 13 ]
В ноябре 2008 года разработка G180 была приостановлена из-за неплатежеспособности Grob Aerospace. [ 14 ] На финансах компании серьезно сказался уход крупного инвестора из предприятия, что усугублялось задержками в реализации программы. Хотя последующие попытки были предприняты для привлечения инвестиций в условиях Великой рецессии , они не увенчались успехом. [ 15 ] В то время как существующий ассортимент продукции Grob стал собственностью недавно созданной Grob Aircraft, программа G180 перешла в собственность крупнейшего кредитора компании. До краха компании было получено около 100 заказов на G180, прейскурантная цена которого составляла 5,9 миллиона евро (8,7 миллиона долларов). [ 14 ] [ 16 ]
Права на самолет приобрела компания Allied Aviation Technologies в результате неплатежеспособности Гроба. [ 14 ] В марте 2009 года было объявлено о возобновлении программы. [ 17 ] В сентябре 2010 года DAHER дочерняя компания SOCATA объявила, что будет проводить оценку G180 SP. н в течение следующих нескольких месяцев и рассматривал возможность приобретения программы у Allied Aviation Technologies. [ 14 ] Однако в 2012 году DAHER-SOCATA заявила, что после годичной оценки самолета она выявила несколько недостатков и не будет участвовать в его разработке; Компания заявила, что вместо этого она предпочла бы разработать собственную двухмоторную конструкцию с чистого листа. [ 18 ] После нескольких лет затишья примерно в 2015 году появились сообщения о потенциальном возрождении, причем некоторые утверждали, что недавний успех Pilatus PC-24 стимулировал такой интерес. [ 19 ]
В конце 2020 года сообщалось, что Tata Advanced Systems, индийская компания вероятно, купила права интеллектуальной собственности на самолет. [ 20 ] для разработки военного варианта, который будет предложен индийской армии в качестве платформы для сбора разведывательной информации и наблюдения. [ 21 ]
Технические характеристики
[ редактировать ]Данные Flug-Revue [ 22 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Вместимость: 9 пассажиров
- Длина: 14,81 м (48 футов 7 дюймов)
- Размах крыльев: 14,86 м (48 футов 9 дюймов)
- Высота: 5,12 м (16 футов 9,5 дюйма)
- Полная масса: 6300 кг (13889 фунтов)
- Силовая установка: 2 Williams FJ44-3A турбовентиляторных двигателя с тягой по 12,44 кН (2800 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 753 км/ч (468 миль в час, 407 узлов)
- Максимальная скорость: 0,70 Маха.
- Скорость сваливания: 143 км/ч (89 миль в час, 77 узлов)
- Дальность действия: 3425 км (2128 миль, 1849 миль)
- Практический потолок: 12 500 м (41 000 футов)
- Скорость набора высоты: 22 м/с (4360 футов/мин)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Лирджет 40
- Лирджет 70
- Cessna CitationJet
- Эмбраер Феном 300
- Эмивест SJ30
- Хокер 400
- Пилатус ПК-24
- Спектр С-40 Свобода
Ссылки
[ редактировать ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Индийская компания Tata получает права интеллектуальной собственности на немецкую платформу по производству военных самолетов» . Военно-воздушные технологии . 01.02.2021 . Проверено 31 октября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гроб фиксирует первые продажи SPn Utility Jet». Flight International , 14 июня 2005 г.
- ^ Jump up to: а б с «Гроб представляет новый облик очень легкого самолета SPn». Flight International , 4 мая 2006 г.
- ^ Моррисон, Мердо. «Самолет из ниоткуда». Flight International , 20 мая 2008 г.
- ^ Васстнейдж, Жюстин. «Гроб планирует маркетинговую кампанию в Северной Америке для коммерческого самолета». Flight International , 20 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б «Гроб проверяет систему при дебюте SPn». Flight International , 26 июля 2005 г.
- ^ «Гроб продолжает диверсифицироваться, занимаясь гонкой микроджетов». Flight International , 14 июня 2005 г.
- ^ Моррисон, Мердо. «Execujet представит на выставке EBACE вариант VIP-кабины самолета Grob». Flight International , 4 апреля 2006 г.
- ^ «Бизнес-джет Гроба считается конкурентом Global Hawk». Flight International , 22 ноября 2005 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт. «Гроб планирует создать семейство на базе легкого реактивного самолета СПН». Flight International , 1 октября 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Бененсон, Том, изд. (февраль 2007 г.). "Гроб ИП н Аварии во время демонстрационного полета» . Airways. Flying . Том 134, № 2. стр. 24. ISSN 0015-4806 . Проверено 9 сентября 2016 г. - через Google Книги .
- ^ Отчет о расследовании (PDF) (Отчет). Федеральное бюро по расследованию авиационных происшествий Германии . Апрель 2010 г. 3X181-0/06 . Проверено 21 мая 2010 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт. «Легкий самолет Grob SPn возобновляет испытательные полеты после получения одобрения немецких органов авиационной безопасности». Flight International , 23 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д Сарсфилд, Кейт (29 сентября 2010 г.). «Daher Socata испытывает бизнес-джет SPn с целью принятия на вооружение» . Лондон: Flightglobal . Проверено 29 сентября 2010 г.
- ^ Дойл, Эндрю. «Grob Aerospace объявила о банкротстве из-за задержек в разработке SPn». Flight International , 19 августа 2008 г.
- ^ Коллинз, Питер. «ЛЕТНЫЕ ИСПЫТАНИЯ: Grob Aircraft G120TP – Карманная ракета». Flight International , 1 февраля 2011 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт (25 марта 2009 г.). «Легкий бизнес-джет SPN близок к возрождению» . Лондон: Flightglobal . Проверено 19 мая 2010 г.
- ^ Крофт, Джон. «Daher-Socata распускает SPn, но продолжает планы по созданию двухдвигательных двигателей». Flight International , 25 июля 2012 г.
- ^ Сарсфилд, Кейт (8 апреля 2015 г.). «Владелец Grob SPn готовится возродить легкий бизнес-джет» . Лондон: Flightglobal . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ «Военный самолет: Tata впервые будет строить военные самолеты в Индии, поскольку приобретает права интеллектуальной собственности» . Экономические времена . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ Ганта, Химаджа (01 февраля 2021 г.). «Индийская компания Tata получает права интеллектуальной собственности на немецкую платформу для производства военных самолетов» . Военно-воздушные технологии . Проверено 7 августа 2024 г.
- ^ «Гроб СПн» . Флюг Ревю. Архивировано из оригинала 22 сентября 2008 года . Проверено 12 сентября 2008 г.