Нанда люди
Народ Нанда , также называемый Нанда , Нхунда , Нханта и другие варианты, — это австралийские аборигены , которые живут в Среднего Запада регионе Западной Австралии вокруг устья реки Мерчисон .
Язык
[ редактировать ]Традиционным языком народа был нханда , который имел три диалектных разновидности: нханда на севере, ватханди в центре, вокруг Порт-Грегори и южный диалект амангу. [ 1 ] Он заметно отличался от всех родных языков, на которых говорили в сопредельных областях, по фонологии , морфологии и морфосинтаксису . [ а ] Его система связанных местоимений кажется уникальной для Австралии. [ 3 ]
Страна
[ редактировать ]Норман Тиндейл подсчитал, что территории племени Нханда охватывают около 6300 квадратных миль (16 000 км2). 2 ), простирающийся от Виллигаби ( Wilugabi ) на север вдоль побережья до окрестностей Нортгемптона и Шарк-Бэй , Хамелин-Пул и Яринга. [ 4 ] Их северными соседями были малгана и нокаан , а на южной границе — амангу .
28 ноября 2018 года, после 24-летней битвы, народ нханда был признан традиционными владельцами более 17 000 квадратных километров (6600 квадратных миль) земли и воды в регионе Яматджи в Западной Австралии. [ 5 ] Жители Нханда получили эксклюзивные права собственности на несколько ключевых территорий, включая Райские равнины, Булли, Уилги Миа, Мулиабатанью и бассейны Сифон. [ нужна ссылка ]
Весенние обряды
[ редактировать ]Огастес Олдфилд описал рост выступления Кару , произошедший в середине весны, в следующих терминах:
Во время первого новолуния после того, как ямс созрел, Стражи-и-Умирают начинают запасать запасы всех видов еды, достаточные, чтобы прокормить их в течение всего фестиваля. Накануне праздника женщины и дети удаляются от общества мужчин, крича на ходу: «Ау-и-ау» , и впредь, до завершения церемонии, мужчинам не разрешается смотреть на самки, но иногда, когда их запасы пищи оказываются недостаточными, этот закон несколько нарушается. Предоставленные таким образом мужчины натирают свои тела смесью древесного угля, золы и жира валлаби; после чего, выкопав в земле большую яму, они удаляются отдохнуть, однако не раньше, чем насытятся благами, предусмотренными по этому случаю. Рано утром следующего дня они снова собираются и начинают украшать себя смесью охры и жира эму, украшая волосы мелкой стружкой и надев гирлянды из My-a-lie и A-rum-ba . Это украшение их особ с частыми пиршествами длится целый день, но ближе к вечеру начинается настоящая церемония. Они танцуют вокруг выкопанной ямы, кричат, поют, а некоторые и свистят (этого они никогда не делают в своих общих коридорах), и так продолжают всю ночь напролет, каждый по очереди выкраивая несколько минут для отдыха и лакомства. Каждая фигура их танцев, каждый жест, тяжесть всех их песен рассчитаны на то, чтобы разжечь их страсти. Яма вырыта и украшена кустами так, чтобы изображать интимные части тела женщины: во время танца они держат перед собой копье, изображая приапа: каждый жест непристойен, и характер песен, модных в таких случаях, можно понять. из следующих слов, которые можно перевести с помощью словаря:
- Бул-ложь нира, Бул-ложь нира,
- Бул-ложная энергия. Вот оно .
По завершении церемоний, когда, как рассказал мне мой информатор, Ауманно-маддиджубат-вабайядиа , они втыкают палки в землю, чтобы отметить место своих оргий, и отныне это место является запретным, и любой, кто посмотрит на него, непреднамеренно или нет, он неизбежно заболеет и умрет. Некоторое время после пира мужчины, проводившие его, носят в волосах стружку, чтобы отличить их от людей Каа-ро. [ 6 ]
Социальная организация
[ редактировать ]Нанда были разделены как минимум на три группы : [ 4 ]
- Синий
- Дагуда (в Биллекутерре)
- Тамала (в усадьбе Тамалы)
Они не практиковали обрезание . [ 7 ]
Альтернативные названия
[ редактировать ]- Яу ( йо = «нет»)
- Уже
- Иау ( i'u = юг) [ 8 ]
- Ватджанди ( ватжу означает «запад»)
- Вочанди, Вочанди
- Булугуда (также топоним )
- Буллу
- Тамала (также географическое название)
- Дагуда [ 7 ]
Несколько слов
[ редактировать ]- Иту [ 9 ] (отту) (ручная собака)
- собака дикая
- любит (отца)
- агу (назад) (мать) [ 10 ]
- Эрато (север)
- Эуна (юг)
- ангало (восток)
- ватчу (запад) [ 11 ]
- арману (человек, человек) [ 9 ]
- ньярлу (женщина)
- Абарла (ребенок) [ 9 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Нханда уникален среди языков в этой области, демонстрируя признаки первоначальной потери согласных , голосовой контраст в шумных звуках , характерную голосовую смычку , трехчастную систему связанных местоимений , контраст глагольного спряжения между невинительными и неэргативными падежами , а также зарождающуюся падежную маркировку. система , в которой непереходные субъекты, переходные субъекты и прямые возражения имеют отдельные падежные маркеры». [ 2 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Блевинс 2001 , с. 3.
- ^ Блевинс 2001 , стр. 1, 5.
- ^ Блевинс 2001 , с. 1.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , стр. 249–250.
- ^ СБС 2018 .
- ^ Олдфилд 1865 , стр. 230–231.
- ^ Jump up to: а б Тиндейл 1974 , с. 250.
- ^ Блевинс 2001 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б с Блевинс 2001 , с. 4.
- ^ Олдфилд 1886 , с. 312.
- ^ Олдфилд 1886 , с. 311.
Источники
[ редактировать ]- «Карта AIATSIS коренных народов Австралии» . АИАЦИС . 10 ноября 2022 г.
- Барли, Фредерик (1886). «Акулий залив: племя Маджанна» (PDF) . В Карре, Эдвард Миклетвейт (ред.). Австралийская раса: ее происхождение, языки, обычаи, место высадки в Австралии и пути распространения по континенту . Том. 1. Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 306–309.
- Блевинс, Джульетта (2001). Нханда: язык аборигенов Западной Австралии . Гавайский университет Press . ISBN 978-0-824-82375-7 .
- Голдсуорси, Роджер Т. (1886). «Нортгемптон: Племя Иа» (PDF) . В Карре, Эдвард Миклетвейт (ред.). Австралийская раса: ее происхождение, языки, обычаи, место высадки в Австралии и пути распространения по континенту . Том. 1. Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 314–315.
- «Люди Нанда Среднего Запада выигрывают 24-летнюю битву за титул коренных жителей» . Перт сейчас . ААП . 29 ноября 2018 года . Проверено 5 декабря 2018 г.
- «Победа местного народа нанда в Западной Австралии» . Специальная служба радиовещания . 29 ноября 2018 года . Проверено 6 декабря 2018 г.
- Олдфилд, Огастес (1865). «Об аборигенах Австралии». Труды Лондонского этнологического общества . 3 : 215–298. дои : 10.2307/3014165 . JSTOR 3014165 .
- Олдфилд, Огастес (1886). «Устье реки Мерчисон: племена Вочанди» (PDF) . В Карре, Эдвард Миклетвейт (ред.). Австралийская раса: ее происхождение, языки, обычаи, место высадки в Австралии и пути распространения по континенту . Том. 1. Мельбурн: Дж. Феррес. стр. 310–313.
- «Границы племени Тиндейл» (PDF) . Департамент по делам аборигенов, Западная Австралия . Сентябрь 2016.
- Тиндейл, Норман Барнетт (1974). «Нанда (Вашингтон)» . Племена аборигенов Австралии: их местность, контроль над окружающей средой, распространение, пределы и имена собственные . Издательство Австралийского национального университета . ISBN 978-0-708-10741-6 . Архивировано из оригинала 20 марта 2020 года.