Anastasiya Vertinskaya
Anastasiya Vertinskaya | |
---|---|
![]() Вертинская на презентации фильма "Мастер и Маргарита" , 2011 год. | |
Рожденный | Anastasiya Alexandrovna Vertinskaya 19 декабря 1944 г. |
Занятие | Актриса |
Годы активности | 1961–2002 |
Супруг | Nikita Mikhalkov (1967–1970) |
Награды |
|
Анастасия Александровна Вертинская (англ. Анастасия Александровна Вертинская ; родилась 19 декабря 1944, Москва, Советский Союз ) — советская и российская актриса, получившая известность в начале 1960-х годов благодаря нашумевшим ролям в фильмах «Алые паруса» , «Человек-амфибия «Человек-амфибия» и Григория Козинцева » . Гамлет . [ 1 ] [ 2 ]
В 1990-е годы, разочаровавшись в состоянии отечественного кинематографа, она уехала преподавать за границу и провела 12 лет во Франции, Англии, США и Швейцарии . [ 3 ] В 1988 году Вертинская была удостоена звания Народной артистки России . Она также награждена Орденами Почета (2005 г.) и Орденами Дружбы (2010 г.).
Биография
[ редактировать ]Анастасия Вертинская родилась 19 декабря 1944 года в Москве, вскоре после того, как ее отец, известный певец и автор песен Александр Вертинский вернулся из Харбина со своей грузинской женой, художницей и актрисой Лидией Вертинской (урожденной Циргвава). [ 2 ] Анастасия и ее сестра Марианна (на год старше ее) провели свои ранние годы в московской гостинице «Метрополь»; И только в 1946 году семье была предоставлена полноценная квартира на улице Горького , 14. [ 4 ] Их детство было счастливым, Анастасия росла в двуязычной семье и наслаждалась интеллектуально стимулирующей средой и богатой культурной атмосферой родительского круга. [ 5 ] Обе сестры посещали обычную школу; Родители считали изучение музыки и иностранных языков приоритетами в образовании. [ 6 ]
Вертинский никогда не ругал своих дочерей за неудачи, которых было немало, потому что, как позже вспоминала Анастасия, ее в то время больше заботило изучение обширной папиной библиотеки, чем учеба в школе. [ 7 ] Александр выработал свой собственный способ решения проблем дочерей. «Он говорил: «Теперь известие о твоем плохом поведении заставляет меня сильно страдать», и я изо всех сил старалась как-то обуздать этот свой скверный характер – хотя бы для того, чтобы избавить его от этих страданий», – вспоминала Вертинская десятилетия спустя. [ 8 ]
Карьера
[ редактировать ]Юная Анастасия Вертинская подумывала о карьере лингвиста , но все изменилось в одночасье, в 1961 году, когда к тогдашней шестнадцатилетней девушке лично обратился кинорежиссер Александр Птушко на роль Ассоль в «Алых парусах» . Романтическая подростковая драма по роману Александра Грина имела мгновенный успех, сделав Анастасию национальной знаменитостью. В актерском составе были многие будущие звезды советского кино, в том числе Василий Лановой , Иван Переверзев , Сергей Мартинсон и Олег Анофриев , но, как отмечали критики, именно страстная игра Вертинской придала «Алым парусам» колорит. [ 6 ] За первый год фильм посмотрели 23 миллиона человек. [ 9 ]
В 1962 году Вертинская снялась в фильме « Человек-амфибия» , Геннадия Казанского и Владимира Чеботарева экранизации Александра Беляева одноименного научно-фантастического романа . В роли Гутьеррес, молодой женщины, влюбленной в мужчину-амфибию, Вертинской пришлось пережить трудные подводные съемки поздней осенью, которые она выполняла сама, без участия каскадеров. [ 9 ] Фильм стал советским кассовым блокбастером 1962 года. «Вертинская теперь была брендом. Люди ходили в кино смотреть именно ее», — ее будущий муж Никита Михалков . вспоминал позже [ 9 ] Все это кардинально изменило жизнь юной актрисы. «Телохранителей в те времена не было. На учебу я ездила на трамвае. Мне, как и всем, приходилось стоять в очереди за хлебом. Меня не только узнавали, но еще и трогали за правило... Это было в те дни у меня развился страх перед толпой… Это огромное психическое насилие преследовало меня все эти годы», — вспоминала она позже. [ 10 ]

В 1962 году Вертинская вошла в труппу Московского драматического театра имени Пушкина . Это означало, что с тех пор ей пришлось постоянно гастролировать по стране с популярными тогда так называемыми «театральными бригадами». В 1963 году при содействии Людмилы Максаковой , подруги своей старшей сестры Марианны, Вертинская поступила в Театральный институт имени Бориса Щукина . Стремление молодой актрисы к игре было, по ее собственным словам, «почти маниакальным». Никита Михалков был одним из ее сокурсников. Они полюбили друг друга и поженились в 1966 году, но через три года развелись. [ 10 ]
Роль Офелии в Григория Козинцева фильме 1964 года «Гамлет» (в главной роли Иннокентий Смоктуновский ) принесла Вертинской международную известность. [ 5 ] и оказался поворотным моментом в ее карьере. Как позже писал Козинцев, сила Вертинской была в ее «хрупкой чистоте и в этом ренессансном взгляде, который она имела». Для молодой актрисы работа рядом с такими мастерами, как Смоктуновский, оказалась неоценимой с точки зрения обучения, познакомив юную актрису со многими из того, что она называла «тайнами этой волшебной кухни». [ 11 ] «Офелия впервые помогла мне осознать, что актерство действительно было моей судьбой». [ 7 ] она позже сказала.
Еще учась в Театральном институте имени Щукина, Вертинская получила роль княгини Болконской в Сергея Бондарчука эпической экранизации Толстого Льва « Война и мир» (1966–1967). Именно ее чувственный, трогательно-наивный образ придал этому персонажу новое, человечное измерение. Это была идея режиссера. По словам Вертинской,
Сергей Бондарчук предложил новую, более трагическую интерпретацию этого персонажа. Она не умна и не интересна. Милая, приятная, привязанная к дому... Если бы она осталась жива, мы бы ее не любили. Что она могла значить рядом с князем Андреем, своим мужем? И все же именно ее смерть побудила его испытать судьбу вопросом: «Почему этот человек должен был умереть и за что?» Я думаю, что Толстой пытался предостеречь нас от трагической ошибки, которую мы совершаем, пренебрегая любовью близкого нам человека. [ 7 ]
Вертинская сказала, что именно « Война и мир» научили ее «создавать глубокую трагическую подоплеку в чем-то, что на первый взгляд не несет в себе никаких признаков трагедии». Менее известной, но все же весьма респектабельной была ее роль Китти Щербацкой в Александра Зархи экранизации «Анны Карениной» 1968 года . Среди других фильмов конца 1960-х годов Вертинской были «Держи голову вверх!» («Не горюй!» Георгия Данелии ), « Случай с Полыниным», экранизация книги Константина Симонова , « Предварительный человек », экранизация Абрама Роума Максима Горького неоконченного романа «Яков Богомолов ». [ 7 ]
Vertinskaya in theatre
[ редактировать ]В 1967 году Вертинская присоединилась к труппе театра имени Вахтангова и провела там один сезон, а в 1968 году перешла в «Современник» , где пробыла до 1980 года. [ 12 ] По общему признанию, театральный опыт имел огромное значение для актрисы, которая никогда не чувствовала себя достаточно уверенно в кино. «Я разрабатывала медленно», — призналась она спустя годы. [ 7 ] In Sovremennik she starred as Olivia ( Twelfth Night ), Ranevskaya ( The Cherry Orchard ) and Valentina ( Mikhail Roshchin 's Valentin and Valentina ).
В 1980 году Вертинская ушла из «Современника» во МХАТ . «Только здесь я приобрела тот уровень профессионализма, к которому стремилась», — сказала она в интервью годы спустя. [ 7 ] В МХАТ Вертинская освоила две партии из репертуара Антона Чехова , традиционно считавшиеся трудными: Нину Заречную ( «Чайка» ) и Елену Андреевну ( «Дядя Ваня» ). Критики высоко оценили выступления Вертинской: «эмоционально заряженные, но прекрасно контролируемые». [ 12 ] Среди других ее триумфов того времени — Эльмира в Мольера » «Тартюфе в постановке Анатолия Эфроса , Лиза Протасова ( «Живой труп Льва Толстого» ), Наташа ( «Наедине со всеми» Александра Гельмана ), Пэт ( «Перламутровая Зинаида» Михаила Рощина). ). [ 12 ] В 1989 году Вертинская сыграла своего отца в спектакле «Мираж, или Путь русского Пьеро» , для которого она сама написала сценарий и поставила его в ознаменование столетия со дня рождения Александра Вертинского . [ 5 ]
Вертинская преуспела в своих шекспировских ролях. Сначала в театральном эксперименте, поставленном режиссером Анатолием Эфросом в Театре на Таганке , она сыграла и Просперо, и Ариэля в шекспировской «Буре» , премьера которой состоялась в московском ГМИИ . [ 7 ] Весьма оригинальной была ее Оливия в постановке Шеффилдского театра Питера Джеймса «Двенадцатой ночи » (1975), более известной российскому зрителю благодаря телевизионной версии, премьера которой состоялась в 1978 году. В этой роли Вертинской впервые позволили продемонстрировать свой комический талант. , остается одним из ее личных фаворитов. [ 13 ]
Я полностью обожал это производство. «Современник» — это театр, в котором я всегда экспериментировал. Эта роль не стала исключением. Я очистил свою кожу от всех цветов и сделал лицо эпохи Возрождения безбровным и с бесцветными ресницами. Свобода, которую дал нам английский режиссер Питер Брук, была невероятной. Ему нравилось показывать нам, «как» – бегать по сцене, вытянув руки, живот вперед, длинные волосы развеваются – очень забавно и очаровательно. Играть комедию всегда одно удовольствие, а здесь все были полностью вовлечены в происходящее, и какая это была труппа: Марина Неелова , Олег Табаков , Юрий Богатырев , Костя Райкин , Петр Щербаков, Нина Дорошина... С такими потрясающими партнеры, вы получаете сказочную атмосферу.
A. Vertinskaya. Izvestia , 2009. [ 14 ]
Актриса (по данным журнала « 7 Дней ») изобразила свою героиню «не знойной красавицей, а Грейс, бесконечно обаятельной и забавной, полной скукотворных капризов и вспышек искренности, продуктом ее живого, пытливого ума». [ 15 ] Среди великих деятелей советского театра, высоко оценивших необыкновенную многогранность Вертинской, был Анатолий Эфрос, который однажды сказал, что актриса «настолько физически естественна и в то же время художественно изящна», что это «почти невероятно». [ 7 ]
1970-е – 1980-е: Вертинская в кино
[ редактировать ]Успех не облегчил Вертинской жизнь в театре. Она вспомнила, как в «Современнике» (после того как Офелия сделала ее всемирно известной) ее снова перенесли на массовые сцены. Евгений Евстигнеев горько жаловался, что в тот момент, когда он (в роли Короля в «Голом короле ») вышел на сцену, публика ответила тихим коллективным шепотом: «Посмотрите, это Вертинская в толпе!» [ 16 ] Иногда, вспоминала Вертинская, ей приходилось искусственно «упрощать» черты лица (даже набивать ноздри), чтобы соответствовать советскому стереотипу «обычной героини». [ 17 ] "Тогда требовались другие героини: румяные веселые "активистки"", - ответила актриса на вопрос об огромных пробелах в ее рабочем графике в начале 1970-х. [ 8 ]
В 1978 году на советском телевидении состоялась премьера фильма «Безымянная звезда » (экранизация Михаила Себастьяна пьесы ). Режиссер фильма (и тоже известный актер) Михаил Козаков предоставил Вертинской (с которой у него в то время был страстный роман) полную свободу импровизации. [ 18 ] позволяя двум – Моне-персонажу и Анастасии-исполнительнице – почти слиться. Фильм (где ее партнером был Игорь Костолевский ) оставался одним из самых любимых Вертинской на все времена. [ 7 ] Однако чиновникам это не понравилось.
Главный редактор Центрального телевидения СССР Хесин был в шоке. Он нас всех собрал, и со мной завязался диалог, который мне показался самым странным: «Анастасиячка, как ты могла? Посмотри, как ты хорошо выглядишь в реальности. Такая улыбчивая, такая красивая. Зачем тебе эти кудри на голове? фильм? И надеть такое платье?» Я: «Слушай, а что не так с этими кудрями? Моя героиня — «содержанка»…» Он: «Как ты говоришь, твоя героиня?!..» И он отложил фильм на долгие годы. – Анастасия Вертинская. [ 13 ]
Следующими двумя ее фильмами стали «Овод» (1980) по Этель Лилиан Войнич роману , где она сыграла Джемму (её коллега-мужчина, тогдашний дебютант Андрей Харитонов , позже снял её как режиссёр) и «Кража » по мотивам одноименного романа . по пьесе Джека Лондона , в главной роли Иннокентий Смоктуновский .
Со временем Вертинская чувствовала все большее недовольство тем, что происходило вокруг нее – на сцене и за ее пределами. Двадцать лет спустя один критик назвал ее «символом десятилетия»: «В 60-е она была девушкой-мечтой, в 70-е – эмблемой стиля, в 80-е – кумиром кино». [ 17 ] Чувство разочарования, витавшее в воздухе, тронуло и ее. Более поздние работы Вертинской, в том числе «Маргарита в «Мастере и Маргарите» (1994, режиссер Юрий Кара и вышедшая только в 2011 году), еще одна из ее личных фаворитов, создавались на фоне общего упадка отечественного кино и культуры в целом. [ 13 ]
Выход на пенсию
[ редактировать ]
поступило приглашение из Оксфордского университета В 1989 году Вертинской и Александру Калягину провести мастер-классы по театральному мастерству. Следующие 12 лет она провела преподаванием в Англии, Франции и Швейцарии . [ 19 ] «Я поняла, что переизобретать себя надо буквально семь раз в течение жизни, иначе не получится реализовать себя в полной мере. Почему я должен сидеть и стонать об ускользающих от меня хороших ролях? Нужно научиться поворачиваться спиной к сцена, которая тебе не подходит», — объяснила она позже в интервью, говоря также о том, какое облегчение она почувствовала, отбросив это «вечное беспокойство» о необходимости быть постоянно востребованной. [ 19 ]
После Оксфорда Вертинская преподавала драму в Комеди Франсез (Театр де ла Республика), в Театральной школе имени Чехова и в EFAS (Европейская школа киноактёра). [ 5 ] Ее пьеса «Чехов, действие III» , составленная из третьих актов трех классических пьес русского драматурга, с успехом шла в Театре Нантер-Амандье . [ 2 ] Позже она с теплотой вспоминала страстную любовь своих европейских студентов к искусству и их целеустремленность.
В 2000 году Вертинская вернулась домой. В 2002 году появилась в «Имаго спектакле Джорджа Бернарда Шоу » » по мотивам интерпретации М. Курочкиным « Пигмалиона в постановке Нины Чусовой. [ 2 ] [ 10 ] В интервью «Известиям» 2009 года Вертинская выразила сожаление по поводу того, как мало достойных ролей в современном российском театре, и сказала, что лучше вообще уйдет со сцены, чем начнет играть «мам киллеров» (одно такое предложение она получила ). "У меня нет ближайших планов относительно сцены, и я не вижу в ней никакой личной драмы", - сказала она. [ 20 ]
Двумя основными заботами Вертинской в 21 веке были благотворительный фонд «Фонд русских актеров», который она основала в 1991 году, а также восстановление и продюсирование пластинок ее отца; три из них вышли во Франции. [ 20 ] В 2010 году Вертинская опубликовала сборник стихов, над которым работала пять лет. Она также занимается ресторанным бизнесом своего сына Степана Михалкова в Москве. [ 18 ]
Критический прием
[ редактировать ]Дебют Вертинской в 1961 году имел успех как у любителей кино, так и у критиков, некоторые из которых провозгласили пятнадцатилетнюю девушку будущей звездой советского кино. [ 3 ] «Ни одна советская актриса не смогла бы сыграть Ассоль. Ее глаза, ее профиль, ее тонкие руки... ее летящие ворота – она была настоящей девушкой-мечтой», - актриса Наталья Селезнева . вспоминала [ 9 ] Легкая неуклюжесть девушки выглядела на экране естественно, а ее сильные стороны – «грациозность», «юношеское обаяние» и «аура не от мира сего» – оставались, по мнению критика Л. Нехорошева, неоспоримыми. [ 21 ] «В советском кино на наших глазах словно распустился молодой цветок», — критик Андрей Плахов . вспоминал годы спустя [ 9 ] Частично привлекательность Вертинской заключалась в ее нетрадиционной внешности; Актрису описывали по-разному: как «советскую Вивьен Ли » и как «советскую красавицу антисоветской внешности». [ 7 ] [ 17 ]
Офелия в » Григория Козинцева стала «Гамлете переломным моментом в карьере Вертинской. [ 7 ] Некоторые критики высоко оценили то, как режиссеру удалось превратить неуверенность молодого студента драматического факультета в художественное высказывание, другие были менее впечатлены. По словам Нехорошева, "ввергнутая в набор режиссерских идей, как в железный корсет ее елизаветинского платья, молодая актриса не могла свободно дышать в атмосфере высокого искусства, в которую она погрузилась". Однако ему пришлось согласиться, что «внутри этой довольно механической Офелии проглядывает определенная внутренняя логика и гармония». [ 21 ] Э. Добин считал выступление Вертинской художественным достижением. «Эта свежая беспомощность Инженю была использована режиссером как отличительная черта кроткого, ранимого характера Офелии... В игре юной Вертинской не было ни одной смутной или беспорядочной нотки. Образ Офелии кристально чист, как, впрочем, и образ актрисы. произведение, своей глубокой прозрачностью напоминающее реку, на дно которой предназначена эта героиня", - написал он. [ 22 ] "Офелия Вертинской, наверное, одна из лучших в истории театра и кино. Эта роль чрезвычайно сложна, потому что кажется несущественной рядом с Гамлетом и другими грандиозными фигурами. Вертинской прекрасно удалось ее вписать", - написал Андрей Плахов. [ 11 ]
Поначалу хвалившую ее за подростковое обаяние, Вертинская вскоре превратилась в разностороннюю и самобытную актрису. [ 3 ] Ее следующая, миниатюрная, но значительная роль, роль княгини Болконской в Сергея Бондарчука эпопее «Война и мир», собрала еще больше похвал. Критики отмечали редкую виртуозность, с которой «такой трагически мимолетный, по своей сути нереализованный персонаж [сделан] поразительно ярким» и, что еще более необыкновенно, непрерывно развивающимся на протяжении всего четырех коротких сцен. «В княжне Лизе много внутренней динамики и тотальной цельности», — пишет альманах «Актеры советского кино» (1967). [ 21 ]
Работы Вертинской в «Современнике» ( «Вишнёвый сад» , «Валентин и Валентина ») заставили критиков говорить о «неповторимом изяществе» и «технической виртуозности в сочетании с глубокой психологической проницательностью». [ 12 ] Критики высоко оценили ее роли в «Чайке» (Нина) и «Дяде Ване» (Елена). [ 12 ] В «Тартюфе » она возвела свою Эльмиру «на огромный эстетический пьедестал, представив ее этакой дворянкой старых французских полотен, неприступной в своей красоте и грации», по мнению журнала «Театр» . Тот же критик восхищался ее способностью создавать «красоту, лишенную разочарования, изящность без изъянов, основанную на эмоциональной полноте и самоудовлетворении». [ 12 ] Шекспира В «Буре» (постановщик Анатолий Эфрос на Таганке ) [ 7 ] По словам Кругосвета, актриса продемонстрировала "гармонию жеста, звука и движения". [ 12 ] Прогресс Вертинской «от очаровательной, но одномерной Ассоль-Офелии» до разностороннего, многогранного мастера многих жанров был огромен, утверждала критик Татьяна Москвина. [ 23 ] Тот факт, что, не желая вливаться в мейнстрим советского кино, она предпочитала оставаться загадочной, не в центре внимания персоной, добавлял ей харизмы. [ 24 ] Позже Вертинская укрепила свою репутацию «самого секретного киносокровища страны», избегая журналистов и делая свою личную жизнь предметом слухов и инсинуаций. [ 8 ]
Одной из самых заметных ролей Вертинской 1970-х годов стала графиня Оливия в «Двенадцатой ночи» , поставленной в «Современнике» Питером Бруком. Вдохновленная демократичным, импровизационным подходом английского режиссера и энергией звездного актерского состава, Вертинская полностью реализовала свой потенциал комедийной актрисы. Константин Райкин думал, что Вертинская здесь просто играет саму себя. «Она сама очень забавная, ироничная и озорная, поэтому на этот раз ее личность идеально вписалась в роль», - сказал он. [ 25 ] Михаила Козакова Вертинскую в роли Моны в «Безымянной звезде» оценили как вполне естественную и органичную. [ 26 ] У фильма были проблемы с советской цензурой, но позже он занял 64-е место в списке лучших российских фильмов всех времен по версии Роскино. [ 27 ]
В «Мастере и Маргарите» (1994) актриса раскрыла неизведанную доселе сторону своего творческого кредо. По словам В.Плотникова, Вертинская долгие годы была "жертвой своего происхождения: все видели в ней "маленькую графиню" или "маленькую принцессу", а сама она часто называла себя прирожденной ведьмой". [ 28 ] Татьяна Москвина согласилась, что «адские тени булгаковского романа» как нельзя лучше подходят Вертинской, «природной Маргарите», ни «доброй, ни злой, а совершенно потусторонней». Этот «скрытый огонь» булгаковской героини «так или иначе горел во всех характерах Вертинской», - полагал критик. [ 23 ]
Признание
[ редактировать ]В 1981 году Анастасия Вертинская была удостоена звания Народной артистки РСФСР . получила Орден Почета . В 2005 году [ 7 ] и Орден Дружбы в 2010 году. 19 декабря 2009 года, в ее 65-летие, президент Дмитрий Медведев и тогдашний премьер-министр Владимир Путин направили ей личные телеграммы, в которых говорилось о ее «яркой индивидуальности», никогда не убывающей популярности и «уникальных ролях, чрезвычайно влиятельных». и глубокий». [ 29 ] [ 30 ]
Семья и личная жизнь
[ редактировать ]В 1967 году Вертинская вышла замуж за Никиту Михалкова , ныне известного российского кинорежиссёра и актёра, тогда однокурсника по Театральному институту имени Бориса Щукина . Через полгода у них родился сын Степан. [ 11 ] Брак продлился три года. Позже Вертинская была в романтических отношениях с актером Михаилом Козаковым, затем имела трехлетние отношения с российским рок-певцом и автором песен Александром Градским . [ 7 ] [ 17 ] [ 31 ] Она крестная мать Анны , Артема и Нади , детей Никиты от второй жены.
Фильмография
[ редактировать ]- Scarlet Sails (Алые паруса, 1961) – Assol (leading role)
- Amphibian Man (Человек-амфибия, 1962) – Guttieres
- Hamlet (Гамлет, 1964) – Ophelia
- War and Peace (Война и мир, 1966–67) – Princess Bolkonskaya
- Anna Karenina , (Анна Каренина, 1968) – Kittie Scherbatskaya
- Don't Grieve (Не горюй!, 1969) – Mary Tzintsadze
- Enamoureds (Влюбленные, 1969) – Tanya
- The Polynin Case (Случай с Полыниным, 1970) – actress Galina Prokofyeva (leading role)
- A Shadow (Тень, 1972) – Princess Louise
- The Preliminary Man (Преждевременный человек, 1972) – Olga Borisovna (leading role)
- A Man at His Place (Человек на своем месте, 1972) – Clara, architect
- Domby and Son (Домби и сын, 1974 TV play) – Edyth Granger
- Nameless Star (Безымянная звезда, 1978) – Mona (leading role)
- The Twelfth Night (Двенадцатая ночь, 1979 TV play) – Olyvia
- Овод (Овод, 1980) – Джемма
- Theft (Кража, 1982) – Margaret Chalmers
- Дни и годы Николая Батыгина (Дни и годы Николая Батыгина, 1987) – Лиза Пальцева
- The Lives of Don Quixotes and Sancho (Житие Дон Кихота и Санчо, 1988) – Duchess
- New Adventures of a Yankee in King Arthur's Court ( Новые приключения янки при дворе короля Артура , 1988) – Queen Morgana
- The Tempest (Буря, 1988 TV play) – Prospero/Ariel
- How Dark the Nights Are on the Black Sea (В городе Сочи темные ночи, 1989) – Dunya
- Тартюф ( Тартюф , телеспектакль, 1989) – Эльмира
- Жажда страсти (1991) – (аноним, главная роль)
- Master and Margarita (Мастер и Маргарита, 1994) – Margarita (leading role)
- Town Musicians of Bremen (Бременские музыканты, 2000) – Atamansha
- Casus Belli (Казус Белли, 2002)
Признание и награды
[ редактировать ]- 11 августа 1980 г. — почетное звание « Заслуженный артист РСФСР » — за заслуги в области советского кинематографа. [ 32 ]
- 17 марта 1988 г. — почетное звание « Народный артист РСФСР » — за заслуги в области советского театрального искусства. [ 33 ]
- 7 апреля 2005 г. — Орден Почета — за заслуги в области культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.
- 5 ноября 2020 г. — Орден Александра Невского — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность. [ 34 ]
«Яркая личность, большая работа и драматический талант позволили Вам добиться серьезных успехов в актерской профессии. [ 35 ] Свой творческий потенциал вы раскрыли на сценах ведущих театров страны – в самых разных жанрах и амплуа. А такие фильмы, как «Алые паруса», «Человек-амфибия», «Гамлет» и другие, пользуются популярностью у зрителей нескольких поколений», — говорится в поздравительной телеграмме президента Д.А. Медведева от 19 декабря 2009 года. «Талантливая актриса, наделенная яркой творческой личностью, как в кино, так и на театральной сцене, вы создали целую галерею неповторимых образов. [ 36 ] каждый из которых наполнен удивительной силой и глубиной», — сказал В.В. Путин в телеграмме.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Питер Роллберг (2009). Исторический словарь российского и советского кино . США: Роуман и Литтлфилд. стр. 730–731. ISBN 978-0-8108-6072-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Anastasiya Vertinskaya's biography . www.kino-teatr.ru. Retrieved 21 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б с Anastasiya Vertinskaya. The Izvestia interview . www.trend.az. Retrieved 23 December 2009
- ^ Nuzoff, Vladimir. Oh, Marianna! (Marianna Alexandrovna Vertinskaya) Vestnik site.
- ^ Перейти обратно: а б с д Shelokhonov, Steve. www.imdb.com Biography for Anastasiya Vertinskaya . IMDb.
- ^ Перейти обратно: а б Anastasiya Vertinskaya . Biography. persona.rin.ru.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Актеры и актрисы советского кино . Анастасия Вертинская. – www.rusactors.ru. - Проверено 21 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ульченко Евгения. Пиковая дама (Пиковая дама). Архивировано 26 августа 2011 года в Wayback Machine . russiannews.ru. - 23 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Анастасия Вертинская. Другие ее берега. Фильм Ольги Фоминой и Льва Бромберга. Часть 1» . www.rutv.ru. Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Express-Gazeta. Anastasiya Vertinskaya: The Early Fame Damaged Me Greatly . – 21 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б с "Анастасия Вертинская. Другие ее берега. Фильм Ольги Фоминой и Льва Бромберга. Часть 2" (на русском языке). www.rutv.ru. Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Anastasiya Vertinskaya in the Krugosvet (Around the World) Encyclopedia . www.krugosvet.ru. – 23 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б с А.Вертинская. К юбилею актрисы. Архивировано 17 декабря 2009 года в Wayback Machine . ТВ Культура. - Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Vashukova, Marina. Anastasiya Vertinskaya: Laziness and Talent Go Hand in Hand Archived 24 April 2011 at the Wayback Machine . Izvestia, 2009
- ^ Olivia by Anastasiya Vertinskaya . 7 Days . – 23 December 2009
- ^ Мак, Ирина. Актриса Анастасия Вертинская: Эрогенная зона еды: она уходит корнями в наше детство. Архивировано 9 апреля 2009 года в Wayback Machine . - 29 октября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Anastasiya Vertinskaya. Sobytiya (newspaper) No.49 (200), 18 December 2009 Archived 23 July 2011 at the Wayback Machine . – www.sobytiya.com.ua. – Retrieved 23 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б Kitayeva, Maria Zvezda TV channel. Jubilee of Anastasiya Vertinskaya's Jubilee on YouTube . – www.youtube.com. – 23 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б Панская, М. «Я не хочу быть матерью убийцы!» Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine . – Донбасс.ua. - 21 декабря 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Anastasiya Vertinskaya . – Izvestia interview, 2009. Retrieved 23 December 2009
- ^ Перейти обратно: а б с Nekhoroshev, L. Anastasiya Vertinskaya // Actors of the Soviet Cinema. Moscow. Iskusstvo Publishers, 1967. Vol. 3. Pp.25—35.
- ^ Добин, Е. «Гамлет и Офелия // Гамлет. Фильм Козинцева. Ленинград-Москва» . Издательство «Искусство» /www.russiancinema.ru. Архивировано из оригинала 10 марта 2012 года . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Moskvina, Tatyana. Vertinskaya Anastasiya Alexandrovna. The Encyclopedia of the Soviet Cinema. Archived 10 March 2012 at the Wayback Machine
- ^ Sayed-Shakh, Anna. Anastasiya Vertinskaya: We Live in the Times of Self-assuredness . Novaya Gazeta . 28 December 2000.
- ^ Smelkov, Yuri. "Marina Neyolova: Illiria in Sovremennik" . www.neelova.ru . Retrieved 8 April 2010 .
- ^ Anastasiya Vertinskaya @ www.inoekino.ru
- ^ http://roskino.com/works/100films.htm. Архивировано 6 июня 2012 г. в списке 100 лучших российских фильмов Wayback Machine .
- ^ Соколов, Болеслав. «В глубине души она была ведьмой!» . Вечерний Петербург . Проверено 8 апреля 2010 г.
- ↑ Текст поздравительной телеграммы Владимира Путина . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ↑ Текст поздравительной телеграммы Дмитрия Медведева . 23 декабря 2009 г.
- ^ «Анастасия Александровна Вертинская» . Вечный Город (Биографический словарь). Архивировано из оригинала 3 ноября 2013 года . Проверено 1 декабря 2013 г.
- ^ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 августа 1980 года «О присвоении почётных званий РСФСР творческим работникам кино» naukaprava.ru
- ^ Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 марта 1988 года «О присвоении почётного звания „Народный артист РСФСР“ артистам Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького (сцена в проезде Художественного театра)» naukaprava.ru
- ^ Указ Президента Российской Федерации от 5 ноября 2020 года № 675 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» publication.pravo.gov.ru
- ^ Дмитрий Медведев поздравил с 65-летием Анастасию Вертинскую regnum.ru
- ^ Владимир Путин Анастасии Вертинской: «Ваши образы наполнены удивительной силой и глубиной» KP.RU
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на русском языке) Биография
- Anastasiya Vertinskaya at IMDb