Эмерих К. Фрэнсис
Эмерих Фрэнсис | |
---|---|
Рожденный | Эмерих Клаус Францис 27 июня 1906 г. |
Умер | 14 января 1994 г. |
Альма-матер | Инсбрук Прага Мюнстер |
Род занятий | Социолог преподаватель университета Журналист-редактор |
Работодатель(и) | Университет Виннипега Университет Нотр-Дам Мюнхенский университет Университет Инсбрука |
Супруг | Гизела Швейцер |
Дети | 1 с |
Эмерих Фрэнсис (родившийся Эмерих Францис: 27 июня 1906 — 14 января 1994) — австрийско - американский социолог . (В некоторых источниках он также упоминается под псевдонимом, который он иногда использовал как «Юниус» .) Его эмиграция из страны, которая к 1939 году стала частью нацистской Германии , по-видимому, была предпринята в результате его (до сих пор большинство людей, неизвестно) еврейское происхождение . В 1930-е годы его работа имела немецко-националистическую направленность и касалась, в частности, этнических и религиозных меньшинств . После 1945 года его вклад стал более теоретическим и менее откровенно политическим. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Жизнь
[ редактировать ]Происхождение и ранние годы
[ редактировать ]Эмерих Клаус Францис родился в Габлонце (как Яблонец-над-Нисой был известен до 1945 года ), торговом и производственном городе среднего размера к северо-востоку от Праги , в горных предгорьях северной Богемии , которая в то время была частью Австро-Венгерской империи . [ 1 ] Оба его родителя обратились из иудаизма еще до его рождения: об этом он не подозревал на протяжении большей части своего детства. [ 5 ] Однако он вырос в католическом доме в Инсбруке . [ 6 ] [ 7 ] Это означало, что, несмотря на то, что он родился в стране, которая после 1918 года стала Чехословакией , он, тем не менее, смог сохранить свое австрийское гражданство после послевоенного распада Австро -Венгрии . [ 5 ] После сдачи выпускных экзаменов в школе он ненадолго поступил в ученики на наборщика . [ 8 ] Затем он проучился два семестра в 1924/25 году в Инсбрукском университете , где приступил к курсам на факультетах философии и искусств ( «Philosophisch-Kulturwissenschaften» ). [ 7 ] В 1926 году он переехал в Прагу , где изучал широкий спектр предметов, включая германистику , философию , педагогику , психологию , социальную историю и то, что тогда считалось основной историей . Его студенческие годы завершились периодом обучения в Мюнстерском университете , где впоследствии он занял младшую академическую должность научного сотрудника в «Немецком институте внешней торговли» ( «... Institut für Auslandkunde» ), которую он сохранил. в течение трёх лет, с 1930 по 1933 год. [ 7 ] [ 4 ]
Студенческие годы, местная журналистика и побег
[ редактировать ]Пражский университет в 1920-х и 1930-х годах был центром усиления националистической поляризации : будучи там студентом, Франциск присоединился к «Hochschulbund des Staffelstein», элитному католическо-националистическому объединению «Volksdeutsche» , выступавшему против чехословацкого национализма . Он открыто отверг свое еврейское происхождение, представив себя вместо этого убежденным католиком и немецким националистом. Тем временем в 1930 году он получил докторскую степень в Пражском университете за диссертацию о педагогических аспектах Бернара Больцано . творчества [ 9 ] [ 10 ] Будучи аспирантом в Праге, он также зарабатывал себе на жизнь как журналистикой, так и работая домашним репетитором в семьях чешского дворянства. [ 7 ] В 1933 году, который был его последним годом в Мюнстере , он работал ассистентом Георга Шрайбера , историка церкви и (с 1905 года) рукоположенного священника , который до прихода к власти национал-социалистов совмещал свою карьеру университетского профессора с активной общественной деятельностью. роль политика (католической) Центристской партии . [ 10 ] После этого он вернулся в Богемию , где до начала 1939 года работал главным редактором Volkszeitung (католической газеты), базирующейся в Варнсдорфе. [ 5 ] который на этом этапе лингвистически и этнически все еще оставался немецким он был политической частью Чехословакии городом, несмотря на то, что с 1919 года . [ 7 ] [ 11 ] В 1935 году Эмерих Франциск женился на Гизеле Швейцер из соседнего Лейтмерица . [ 5 ] Сын у пары родился в марте 1939 года, но Эмерих Фрэнсис встретил своего мальчика только в 1947 году, когда семья воссоединилась в США. [ 8 ] В сентябре 1938 года регион был включен в состав недавно расширенного немецкого государства под названием « Рейхсгау Судетская земля ». В 1938 году Франциск все еще настаивал на своем католицизме. [ 5 ] но к началу 1939 года, не в силах больше скрывать свое еврейское происхождение, Эмерих Франциск бежал в Южный Тироль (Альто-Адидже) , который с 1919 года был частью Италии . Из Италии он направился в Англию . [ 7 ]
Изгнание, интернирование и Манитоба
[ редактировать ]В Англии Франциск несколько месяцев жил в уединении в аббатстве Принкнаш , в бенедиктинском монастыре недалеко от Глостера . [ 6 ] Один источник указывает, что он надеялся стать монахом или священником. [ 6 ] Однако в мае 1940 года, через восемь месяцев после начала Второй мировой войны , но всего через несколько дней после вторжения немецкой армии во Францию , британское правительство применило закон, который вызвал массовую облаву на так называемых «вражеских инопланетян» . Среди поспешно арестованных было несколько тысяч еврейских беженцев из нацистской Германии . Он был извлечен из своего монашеского убежища, став одним из нескольких тысяч иностранцев, спешно помещенных в лагеря для интернированных, а на каком-то этапе заключенных на острове Мэн . По ходу лета политика интернирования становилась все более противоречивой среди членов британского политического класса: многие иностранные интернированные были отправлены за границу. Фрэнсис был одним из тех, кого сейчас отправили для интернирования в Шербрук , Квебек . [ 6 ] Он был освобожден в 1942 году и первоначально работал «сельскохозяйственным рабочим». [ 10 ] и в конечном итоге оказался в траппистском монастыре в Св. Норберта районе в Виннипеге , столице средне-западной канадской провинции Манитоба . [ 6 ] Некоторые источники описывают его профессиональную карьеру в течение следующих нескольких лет как «авантюрную». Он работал по-разному: помощником по уходу за приютом, садовником и банковским служащим. [ 4 ] [ 12 ] В какой-то момент, воспользовавшись своим профессиональным образованием в 1920-х годах, он смог устроиться на квалифицированную работу наборщиком текста . [ 12 ] В свободное время он учился, чтобы овладеть английским языком , а затем ознакомиться с англо-американским миром социальных наук (все еще относительно слаборазвитым, особенно в Канаде) . [ 6 ]
Возобновление академической карьеры
[ редактировать ]В 1945 году Фрэнсис некоторое время преподавал немецкий язык в Объединенном колледже (сегодня Виннипегский университет )). Он также помогал на факультете политологии . Как оказалось, это ознаменовало возвращение к академической жизни, к которой его готовили до 1933 года . Позже в том же году Историческое и научное общество Манитобы попросило Фрэнсиса провести детальное исследование одной из этнических групп Манитобы . По ряду причин он выбрал русских меннонитов , анабаптистскую религиозную группу, приверженную пацифизму, многие из которых до сих пор говорили на версии нижненемецкого языка , известной как плаутдич , в качестве своего первого языка. С момента своего освобождения из интернирования в 1942 году Франциск уже сталкивался с различными общинами меннонитов. Он смог получить помощь от других, в частности от ученого-бизнесмена (и «пылкого меннонита») Теда Фризена, [ 13 ] который посвятил немало времени тому, чтобы возить Фрэнсиса по сельской местности, между восточными и западными меннонитскими «резервами» . Позже Фризен вспоминал, что, хотя Фрэнсис в большинстве случаев прекрасно понимал диалект Плаутдича, с которым он столкнулся во время своих исследований, он всегда настаивал на том, чтобы проводить интервью на верхненемецком языке. Фрэнсис смог полностью посвятить себя проекту, поскольку Историческое и научное общество, которое заказало эту работу, поддержало его стипендией, которая обеспечивала поддержку с сентября 1945 года по март 1947 года. Он также продолжал преподавать немецкий язык и помогать кафедре эмбриональной социологии в университете . Занимаясь исследованием, Фрэнсис смог познакомиться с виннипегским историком Уильямом Льюисом Мортоном , с которым у него было много общего в личном и политическом отношении. Мортон стал союзником в поисках издателя для важной книги, которую могла бы поддержать исследовательская работа. В случае, если рассматриваемая книга была опубликована только в 1955 году из-за проблем с разрешениями (от Исторического общества, спонсировавшего исследование) на публикацию, а также из-за ряда разногласий с издательством Университета Торонто по таким вопросам, как включение больших чисел. (дорого воспроизводить) таблиц и приложений, а также щекотливый вопрос о том, можно ли отредактировать оригинальную рукопись и если да, то в каком объеме. Тем не менее, задолго до этого исследования меннонитов легли в основу нескольких хорошо обоснованных научных работ. Хотя многие представители Исторического и научного общества, которым он представил свои открытия, больше ценили исторические повествования, включенные в его работу, чем обширные демографические, экологические и институциональные анализы, многие из них проводились с помощью огромной батареи. числовых диаграмм и таблиц, к 1947 году Фрэнсис уже утвердился в Северной Америке как социолог известный . Этот предмет еще не получил широкого распространения за пределами континентальной Европы, но в 1950-х и 1960-х годах ситуация изменилась. [ 6 ]
Индиана
[ редактировать ]В 1947 году Фрэнсис принял должность доцента в Католическом университете Нотр-Дам , расположенном через границу в Саут-Бенде, штат Индиана . Задача заключалась в том, чтобы «помочь разработать докторскую программу по социологии». Есть более чем намек на то, что это назначение стало результатом не только личных связей, но и репутации, которую Фрэнсис заработал в Виннипеге. Декан Нотр-Дама встретил Фрэнсиса в начале 1930-х годов в Мюнстерском университете и, судя по всему, был соответствующим образом впечатлен. В течение почти двенадцати лет в Нотр-Даме Фрэнсис продолжал публиковать статьи по социологии, выбирая известные академические журналы в Америке, Великобритании и Западной Германии, которые во многом сделали его, по словам одного комментатора, «как социолога рост». [ 6 ] В 1950 году он принял должность экстраординарного профессора, а в 1954 году — должность полного профессора Нотр-Дама . [ 12 ] В 1954 году Фрэнсис принял гражданство США. Это был также год, когда он совершил свой первый визит в Европу с 1939 года. Он смог восстановить контакт с друзьями со школьных времен в Инсбруке и с тех лет, которые он провел в Богемии . Из письма, которое он написал другу 1 февраля 1955 года, ясно, что эта поездка вызвала у него глубокую тоску по дому. [ 5 ] В течение следующих двух лет он работал приглашенным профессором в университетах Инсбрука и Мюнхена . [ 5 ] [ 14 ]
Мюнхен
[ редактировать ]В 1955 году Фрэнсис подал заявление на должность вновь созданной кафедры социологии в Мюнхенском университете . Кафедра появилась благодаря возможности создать новый университетский институт социологии. Против его назначения выступил министр образования и культуры Баварии Август Рюкер . Даже после того, как любимый кандидат министра отказался от этой должности, Ракер продолжал выступать против назначения на нее Эмериха Фрэнсиса. Предполагаемая вакансия осталась незаполненной: Альфред фон Мартин руководил новым отделом социологии, но фон Мартину к тому времени было уже за семьдесят, и вклады, которые он сделал в период с 1955 по 1958 год, похоже, не произвели относительно небольшого впечатления. [ 15 ] В конце концов, потребовалась смена правительства, чтобы открыть путь для Франциска. Коалиционное правительство Вильгельма Хёгнера пало в октябре 1957 года, и Ракер потерял свой министерский пост. Эмерих Франциск занял должность преподавателя социологии в Мюнхенском университете . [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] Франциск оставался на своем посту в Мюнхене до выхода на пенсию в 1974 году. [ 12 ] Поклонники с явным сожалением отмечают, что его "список публикаций в журналах после 1958 года довольно скуден". В 1967 году к его обязанностям добавились, когда он принял должность почетного профессора по совместительству в Инсбрукском университете . [ 4 ] Есть ощущение, что создание нового Института социологии и объем преподавания, которым он занимался, оставляли мало времени ни для писательства, ни для «походов в Альпы » за пределы Гармиша . [ 6 ]
Награды и звания (выборка)
[ редактировать ]Опубликованные результаты (выборка)
[ редактировать ]- Бернар Больцано . Педагогическое содержание его преподавания одновременно является вкладом в интеллектуальную историю Центрально-Восточного региона Европы. 1933 год.
- В поисках утопии. Меннониты в Манитобе. 1955.
- Научные основы социологического мышления. 2-е издание. Франке, Берн/Мюнхен, 1960 г. (1-е издание, 1957 г.)
- Этнос и демос. Социологический вклад в народную теорию. Дункер и Хамблот, Берлин, 1965 г.
- Межэтнические отношения. Очерк социологической теории. 1976.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Георг В. Остердихофф (30 декабря 2013 г.). Фрэнсис, Эмерих (* 1927.6.1906 Габлонц, † 14.1 1994 Мюнхен) . Спрингер Верлаг. стр. 220. ИСБН 978-3-658-02378-2 . Проверено 6 ноября 2019 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ HP Henecka (автор); Вильгельм Бернсдорф (составитель-редактор) [на немецком языке] ; Хорст Кноспе (составитель-редактор) (1984). Фрэнсис, Эмерик К. Том. 2 (второе издание). Энке Верлаг , Штутгарт . стр. 251–253.
{{cite book}}
:|author1=
имеет общее имя ( справка ) - ^ «Эмерих Клаус Фрэнсис (первоначально Эмерих Францис)…» Биографическое резюме включено в книгу «Этнос и демос: социологический вклад в народную теорию», автором которой является Эмерих К. Фрэнсис и опубликовано Duncker & Humblot . Библиотеки Вены . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Профессор Эмерих Фрэнсис 80 Яре» (PDF) . пресс-релиз (ссылка P17-86: ссылка на файл, содержащий серию пресс-релизов: этот находится чуть меньше трети пути вниз.) . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . 19 июня 1986 г. стр. 2–3 . Проверено 6 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карин Пол. «Социологи Ойген Лемберг и Эмерих К. Фрэнсис» . Размышления об истории науки по поводу биографий двух «штаффельштайнеров» в «Volkstumskampf» и в послевоенной Германии: Преемственность и изменение в понимании науки Ойгена Лемберга и Эмериха К. Фрэнсиса . Collegium Carolinum, Научно-исследовательский институт истории Чехии и Словакии, Мюнхен (Богемия - Журнал истории и культуры чешских стран). стр. 24–76 . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лео Дриджер (1995). «Поиски Утопии EKFrancis: дань уважения» . Журнал меннонитских исследований . 13 . Университет Манитобы: 89–107 . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Юниус» и Герберт Фишер (1995). «Выборы – Мучения: Руководство для неопределившихся избирателей». Журнал политики . 42 (4). Nomos Verlagsgesellschaft mbH: 383–407. JSTOR 24227635 .
- ^ Jump up to: а б Герберт А. Штраус ; Вернер Рёдер; Ханна Каплан; Эгон Радвани; Хорст Мёллер; Дитер Марк Шнайдер (7 февраля 2014 г.). Фрэнсис, Эмерих К. Де Грюйтер. стр. 314–315. ISBN 978-3-11-097027-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Доктор К. Шеллер. «Бернар Больцано: Педагогическое содержание его преподавания. В то же время вклад в интеллектуальную историю Восточно-Центральноевропейского региона» Эмериха Фрэнсиса» (PDF) . Рецензии и статьи (рецензии) . С. 138–139 . Получено 7 ноября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Клеменс Виттебур (1991). Эмерих К. Фрэнсис (род. 1906) . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 105–106. ISBN 978-3-88660-737-2 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Курт А. Хубер; Иоахим Бальке (2005). Немецкое католическое молодежное движение (1918-1939) . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 361–364. ISBN 978-3-8258-6687-7 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с д и «Профессор Эмерих Фрэнсис 85 Яре» (PDF) . пресс-релиз (ссылка P30-91: ссылка на файл, содержащий серию пресс-релизов: этот находится чуть меньше двух пятых пути вниз.) . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . 20 июня 1991 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ «Тед Э. Фризен, 3 июля 1920 г. ~ 15 февраля 2016 г. (95 лет)» . некролог . ООО Похоронное бюро Вибе Альтона . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ↑ Университетский архив LMU Мюнхен, Sen-I-250, резюме профессора Фрэнсиса от 21 декабря 1955 г.
- ^ Джордж Стейнмец (20 июня 2009 г.). «Идеи в изгнании: беженцы из нацистской Германии и неспособность трансплантировать историческую социологию в Соединенные Штаты» (PDF) . Мичиганский университет (сервер персональной домашней страницы), Анн-Арбор . Проверено 8 ноября 2019 г.
- ^ Университетский архив LMU Мюнхен, E-II-1349, Bayer.Staatsmin. за обучение и поклонение Франциску 18 ноября 1957 г.; Имеется также апелляционное свидетельство от 16 сентября 1958 года.
- Жители Яблонца-над-Нисой
- Писатели из Инсбрука
- Австрийские социологи
- Американские социологи
- Академический состав Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана
- Факультет Университета Нотр-Дам
- Еврейские эмигранты из Австрии после аншлюса в США
- Американские ученые-евреи
- Писатели из Манитобы
- Офицерские кресты ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»
- 1906 рождений
- 1994 смертей
- Американские евреи 20-го века