Jump to content

Эмерих К. Фрэнсис

Эмерих Фрэнсис
Рожденный
Эмерих Клаус Францис

( 1906-06-27 ) 27 июня 1906 г.
Умер 14 января 1994 г.
Альма-матер Инсбрук
Прага
Мюнстер
Род занятий Социолог
преподаватель университета
Журналист-редактор
Работодатель(и) Университет Виннипега
Университет Нотр-Дам
Мюнхенский университет
Университет Инсбрука
Супруг Гизела Швейцер
Дети 1 с

Эмерих Фрэнсис (родившийся Эмерих Францис: 27 июня 1906 — 14 января 1994) — австрийско - американский социолог . (В некоторых источниках он также упоминается под псевдонимом, который он иногда использовал как «Юниус» .) Его эмиграция из страны, которая к 1939 году стала частью нацистской Германии , по-видимому, была предпринята в результате его (до сих пор большинство людей, неизвестно) еврейское происхождение . В 1930-е годы его работа имела немецко-националистическую направленность и касалась, в частности, этнических и религиозных меньшинств . После 1945 года его вклад стал более теоретическим и менее откровенно политическим. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

Происхождение и ранние годы

[ редактировать ]

Эмерих Клаус Францис родился в Габлонце (как Яблонец-над-Нисой был известен до 1945 года ), торговом и производственном городе среднего размера к северо-востоку от Праги , в горных предгорьях северной Богемии , которая в то время была частью Австро-Венгерской империи . [ 1 ] Оба его родителя обратились из иудаизма еще до его рождения: об этом он не подозревал на протяжении большей части своего детства. [ 5 ] Однако он вырос в католическом доме в Инсбруке . [ 6 ] [ 7 ] Это означало, что, несмотря на то, что он родился в стране, которая после 1918 года стала Чехословакией , он, тем не менее, смог сохранить свое австрийское гражданство после послевоенного распада Австро -Венгрии . [ 5 ] После сдачи выпускных экзаменов в школе он ненадолго поступил в ученики на наборщика . [ 8 ] Затем он проучился два семестра в 1924/25 году в Инсбрукском университете , где приступил к курсам на факультетах философии и искусств ( «Philosophisch-Kulturwissenschaften» ). [ 7 ] В 1926 году он переехал в Прагу , где изучал широкий спектр предметов, включая германистику , философию , педагогику , психологию , социальную историю и то, что тогда считалось основной историей . Его студенческие годы завершились периодом обучения в Мюнстерском университете , где впоследствии он занял младшую академическую должность научного сотрудника в «Немецком институте внешней торговли» ( «... Institut für Auslandkunde» ), которую он сохранил. в течение трёх лет, с 1930 по 1933 год. [ 7 ] [ 4 ]

Студенческие годы, местная журналистика и побег

[ редактировать ]

Пражский университет в 1920-х и 1930-х годах был центром усиления националистической поляризации : будучи там студентом, Франциск присоединился к «Hochschulbund des Staffelstein», элитному католическо-националистическому объединению «Volksdeutsche» , выступавшему против чехословацкого национализма . Он открыто отверг свое еврейское происхождение, представив себя вместо этого убежденным католиком и немецким националистом. Тем временем в 1930 году он получил докторскую степень в Пражском университете за диссертацию о педагогических аспектах Бернара Больцано . творчества [ 9 ] [ 10 ] Будучи аспирантом в Праге, он также зарабатывал себе на жизнь как журналистикой, так и работая домашним репетитором в семьях чешского дворянства. [ 7 ] В 1933 году, который был его последним годом в Мюнстере , он работал ассистентом Георга Шрайбера , историка церкви и (с 1905 года) рукоположенного священника , который до прихода к власти национал-социалистов совмещал свою карьеру университетского профессора с активной общественной деятельностью. роль политика (католической) Центристской партии . [ 10 ] После этого он вернулся в Богемию , где до начала 1939 года работал главным редактором Volkszeitung (католической газеты), базирующейся в Варнсдорфе. [ 5 ] который на этом этапе лингвистически и этнически все еще оставался немецким он был политической частью Чехословакии городом, несмотря на то, что с 1919 года . [ 7 ] [ 11 ] В 1935 году Эмерих Франциск женился на Гизеле Швейцер из соседнего Лейтмерица . [ 5 ] Сын у пары родился в марте 1939 года, но Эмерих Фрэнсис встретил своего мальчика только в 1947 году, когда семья воссоединилась в США. [ 8 ] В сентябре 1938 года регион был включен в состав недавно расширенного немецкого государства под названием « Рейхсгау Судетская земля ». В 1938 году Франциск все еще настаивал на своем католицизме. [ 5 ] но к началу 1939 года, не в силах больше скрывать свое еврейское происхождение, Эмерих Франциск бежал в Южный Тироль (Альто-Адидже) , который с 1919 года был частью Италии . Из Италии он направился в Англию . [ 7 ]

Изгнание, интернирование и Манитоба

[ редактировать ]

В Англии Франциск несколько месяцев жил в уединении в аббатстве Принкнаш , в бенедиктинском монастыре недалеко от Глостера . [ 6 ] Один источник указывает, что он надеялся стать монахом или священником. [ 6 ] Однако в мае 1940 года, через восемь месяцев после начала Второй мировой войны , но всего через несколько дней после вторжения немецкой армии во Францию , британское правительство применило закон, который вызвал массовую облаву на так называемых «вражеских инопланетян» . Среди поспешно арестованных было несколько тысяч еврейских беженцев из нацистской Германии . Он был извлечен из своего монашеского убежища, став одним из нескольких тысяч иностранцев, спешно помещенных в лагеря для интернированных, а на каком-то этапе заключенных на острове Мэн . По ходу лета политика интернирования становилась все более противоречивой среди членов британского политического класса: многие иностранные интернированные были отправлены за границу. Фрэнсис был одним из тех, кого сейчас отправили для интернирования в Шербрук , Квебек . [ 6 ] Он был освобожден в 1942 году и первоначально работал «сельскохозяйственным рабочим». [ 10 ] и в конечном итоге оказался в траппистском монастыре в Св. Норберта районе в Виннипеге , столице средне-западной канадской провинции Манитоба . [ 6 ] Некоторые источники описывают его профессиональную карьеру в течение следующих нескольких лет как «авантюрную». Он работал по-разному: помощником по уходу за приютом, садовником и банковским служащим. [ 4 ] [ 12 ] В какой-то момент, воспользовавшись своим профессиональным образованием в 1920-х годах, он смог устроиться на квалифицированную работу наборщиком текста . [ 12 ] В свободное время он учился, чтобы овладеть английским языком , а затем ознакомиться с англо-американским миром социальных наук (все еще относительно слаборазвитым, особенно в Канаде) . [ 6 ]

Возобновление академической карьеры

[ редактировать ]

В 1945 году Фрэнсис некоторое время преподавал немецкий язык в Объединенном колледже (сегодня Виннипегский университет )). Он также помогал на факультете политологии . Как оказалось, это ознаменовало возвращение к академической жизни, к которой его готовили до 1933 года . Позже в том же году Историческое и научное общество Манитобы попросило Фрэнсиса провести детальное исследование одной из этнических групп Манитобы . По ряду причин он выбрал русских меннонитов , анабаптистскую религиозную группу, приверженную пацифизму, многие из которых до сих пор говорили на версии нижненемецкого языка , известной как плаутдич , в качестве своего первого языка. С момента своего освобождения из интернирования в 1942 году Франциск уже сталкивался с различными общинами меннонитов. Он смог получить помощь от других, в частности от ученого-бизнесмена (и «пылкого меннонита») Теда Фризена, [ 13 ] который посвятил немало времени тому, чтобы возить Фрэнсиса по сельской местности, между восточными и западными меннонитскими «резервами» . Позже Фризен вспоминал, что, хотя Фрэнсис в большинстве случаев прекрасно понимал диалект Плаутдича, с которым он столкнулся во время своих исследований, он всегда настаивал на том, чтобы проводить интервью на верхненемецком языке. Фрэнсис смог полностью посвятить себя проекту, поскольку Историческое и научное общество, которое заказало эту работу, поддержало его стипендией, которая обеспечивала поддержку с сентября 1945 года по март 1947 года. Он также продолжал преподавать немецкий язык и помогать кафедре эмбриональной социологии в университете . Занимаясь исследованием, Фрэнсис смог познакомиться с виннипегским историком Уильямом Льюисом Мортоном , с которым у него было много общего в личном и политическом отношении. Мортон стал союзником в поисках издателя для важной книги, которую могла бы поддержать исследовательская работа. В случае, если рассматриваемая книга была опубликована только в 1955 году из-за проблем с разрешениями (от Исторического общества, спонсировавшего исследование) на публикацию, а также из-за ряда разногласий с издательством Университета Торонто по таким вопросам, как включение больших чисел. (дорого воспроизводить) таблиц и приложений, а также щекотливый вопрос о том, можно ли отредактировать оригинальную рукопись и если да, то в каком объеме. Тем не менее, задолго до этого исследования меннонитов легли в основу нескольких хорошо обоснованных научных работ. Хотя многие представители Исторического и научного общества, которым он представил свои открытия, больше ценили исторические повествования, включенные в его работу, чем обширные демографические, экологические и институциональные анализы, многие из них проводились с помощью огромной батареи. числовых диаграмм и таблиц, к 1947 году Фрэнсис уже утвердился в Северной Америке как социолог известный . Этот предмет еще не получил широкого распространения за пределами континентальной Европы, но в 1950-х и 1960-х годах ситуация изменилась. [ 6 ]

В 1947 году Фрэнсис принял должность доцента в Католическом университете Нотр-Дам , расположенном через границу в Саут-Бенде, штат Индиана . Задача заключалась в том, чтобы «помочь разработать докторскую программу по социологии». Есть более чем намек на то, что это назначение стало результатом не только личных связей, но и репутации, которую Фрэнсис заработал в Виннипеге. Декан Нотр-Дама встретил Фрэнсиса в начале 1930-х годов в Мюнстерском университете и, судя по всему, был соответствующим образом впечатлен. В течение почти двенадцати лет в Нотр-Даме Фрэнсис продолжал публиковать статьи по социологии, выбирая известные академические журналы в Америке, Великобритании и Западной Германии, которые во многом сделали его, по словам одного комментатора, «как социолога рост». [ 6 ] В 1950 году он принял должность экстраординарного профессора, а в 1954 году — должность полного профессора Нотр-Дама . [ 12 ] В 1954 году Фрэнсис принял гражданство США. Это был также год, когда он совершил свой первый визит в Европу с 1939 года. Он смог восстановить контакт с друзьями со школьных времен в Инсбруке и с тех лет, которые он провел в Богемии . Из письма, которое он написал другу 1 февраля 1955 года, ясно, что эта поездка вызвала у него глубокую тоску по дому. [ 5 ] В течение следующих двух лет он работал приглашенным профессором в университетах Инсбрука и Мюнхена . [ 5 ] [ 14 ]

В 1955 году Фрэнсис подал заявление на должность вновь созданной кафедры социологии в Мюнхенском университете . Кафедра появилась благодаря возможности создать новый университетский институт социологии. Против его назначения выступил министр образования и культуры Баварии Август Рюкер . Даже после того, как любимый кандидат министра отказался от этой должности, Ракер продолжал выступать против назначения на нее Эмериха Фрэнсиса. Предполагаемая вакансия осталась незаполненной: Альфред фон Мартин руководил новым отделом социологии, но фон Мартину к тому времени было уже за семьдесят, и вклады, которые он сделал в период с 1955 по 1958 год, похоже, не произвели относительно небольшого впечатления. [ 15 ] В конце концов, потребовалась смена правительства, чтобы открыть путь для Франциска. Коалиционное правительство Вильгельма Хёгнера пало в октябре 1957 года, и Ракер потерял свой министерский пост. Эмерих Франциск занял должность преподавателя социологии в Мюнхенском университете . [ 4 ] [ 5 ] [ 16 ] Франциск оставался на своем посту в Мюнхене до выхода на пенсию в 1974 году. [ 12 ] Поклонники с явным сожалением отмечают, что его "список публикаций в журналах после 1958 года довольно скуден". В 1967 году к его обязанностям добавились, когда он принял должность почетного профессора по совместительству в Инсбрукском университете . [ 4 ] Есть ощущение, что создание нового Института социологии и объем преподавания, которым он занимался, оставляли мало времени ни для писательства, ни для «походов в Альпы » за пределы Гармиша . [ 6 ]

Награды и звания (выборка)

[ редактировать ]

Опубликованные результаты (выборка)

[ редактировать ]
  • Бернар Больцано . Педагогическое содержание его преподавания одновременно является вкладом в интеллектуальную историю Центрально-Восточного региона Европы. 1933 год.
  • В поисках утопии. Меннониты в Манитобе. 1955.
  • Научные основы социологического мышления. 2-е издание. Франке, Берн/Мюнхен, 1960 г. (1-е издание, 1957 г.)
  • Этнос и демос. Социологический вклад в народную теорию. Дункер и Хамблот, Берлин, 1965 г.
  • Межэтнические отношения. Очерк социологической теории. 1976.


Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Георг В. Остердихофф (30 декабря 2013 г.). Фрэнсис, Эмерих (* 1927.6.1906 Габлонц, † 14.1 1994 Мюнхен) . Спрингер Верлаг. стр. 220. ИСБН  978-3-658-02378-2 . Проверено 6 ноября 2019 г. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  2. ^ HP Henecka (автор); Вильгельм Бернсдорф (составитель-редактор) [на немецком языке] ; Хорст Кноспе (составитель-редактор) (1984). Фрэнсис, Эмерик К. Том. 2 (второе издание). Энке Верлаг , Штутгарт . стр. 251–253. {{cite book}}: |author1= имеет общее имя ( справка )
  3. ^ «Эмерих Клаус Фрэнсис (первоначально Эмерих Францис)…» Биографическое резюме включено в книгу «Этнос и демос: социологический вклад в народную теорию», автором которой является Эмерих К. Фрэнсис и опубликовано Duncker & Humblot . Библиотеки Вены . Проверено 6 ноября 2019 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «Профессор Эмерих Фрэнсис 80 Яре» (PDF) . пресс-релиз (ссылка P17-86: ссылка на файл, содержащий серию пресс-релизов: этот находится чуть меньше трети пути вниз.) . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . 19 июня 1986 г. стр. 2–3 . Проверено 6 ноября 2019 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Карин Пол. «Социологи Ойген Лемберг и Эмерих К. Фрэнсис» . Размышления об истории науки по поводу биографий двух «штаффельштайнеров» в «Volkstumskampf» и в послевоенной Германии: Преемственность и изменение в понимании науки Ойгена Лемберга и Эмериха К. Фрэнсиса . Collegium Carolinum, Научно-исследовательский институт истории Чехии и Словакии, Мюнхен (Богемия - Журнал истории и культуры чешских стран). стр. 24–76 . Проверено 8 ноября 2019 г.
  6. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лео Дриджер (1995). «Поиски Утопии EKFrancis: дань уважения» . Журнал меннонитских исследований . 13 . Университет Манитобы: 89–107 . Проверено 7 ноября 2019 г.
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж «Юниус» и Герберт Фишер (1995). «Выборы – Мучения: Руководство для неопределившихся избирателей». Журнал политики . 42 (4). Nomos Verlagsgesellschaft mbH: 383–407. JSTOR   24227635 .
  8. ^ Jump up to: а б Герберт А. Штраус ; Вернер Рёдер; Ханна Каплан; Эгон Радвани; Хорст Мёллер; Дитер Марк Шнайдер (7 февраля 2014 г.). Фрэнсис, Эмерих К. Де Грюйтер. стр. 314–315. ISBN  978-3-11-097027-2 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  9. ^ Доктор К. Шеллер. «Бернар Больцано: Педагогическое содержание его преподавания. В то же время вклад в интеллектуальную историю Восточно-Центральноевропейского региона» Эмериха Фрэнсиса» (PDF) . Рецензии и статьи (рецензии) . С. 138–139 . Получено 7 ноября 2019 г.
  10. ^ Jump up to: а б с Клеменс Виттебур (1991). Эмерих К. Фрэнсис (род. 1906) . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 105–106. ISBN  978-3-88660-737-2 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  11. ^ Курт А. Хубер; Иоахим Бальке (2005). Немецкое католическое молодежное движение (1918-1939) . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 361–364. ISBN  978-3-8258-6687-7 . {{cite book}}: |work= игнорируется ( помогите )
  12. ^ Jump up to: а б с д и «Профессор Эмерих Фрэнсис 85 Яре» (PDF) . пресс-релиз (ссылка P30-91: ссылка на файл, содержащий серию пресс-релизов: этот находится чуть меньше двух пятых пути вниз.) . Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана . 20 июня 1991 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
  13. ^ «Тед Э. Фризен, 3 июля 1920 г. ~ 15 февраля 2016 г. (95 лет)» . некролог . ООО Похоронное бюро Вибе Альтона . Проверено 8 ноября 2019 г.
  14. Университетский архив LMU Мюнхен, Sen-I-250, резюме профессора Фрэнсиса от 21 декабря 1955 г.
  15. ^ Джордж Стейнмец (20 июня 2009 г.). «Идеи в изгнании: беженцы из нацистской Германии и неспособность трансплантировать историческую социологию в Соединенные Штаты» (PDF) . Мичиганский университет (сервер персональной домашней страницы), Анн-Арбор . Проверено 8 ноября 2019 г.
  16. ^ Университетский архив LMU Мюнхен, E-II-1349, Bayer.Staatsmin. за обучение и поклонение Франциску 18 ноября 1957 г.; Имеется также апелляционное свидетельство от 16 сентября 1958 года.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f94c4184c983ee6479b4dee971d6fef__1682578560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/ef/0f94c4184c983ee6479b4dee971d6fef.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emerich K. Francis - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)