Юденсау на хорах Кельнского собора
Юденсау — это средневековая антисемитская резьба по на хорах Кельнского собора дереву сбоку от одного из мест хора Кельнского собора . Он был изготовлен между 1308 и 1311 годами. На нем изображена еврейская свиноматка . [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] образ народного искусства [ 4 ] евреев в непристойном контакте с большой свиньей , которая в иудаизме считается нечистым животным . Это одно из старейших изображений этой темы. Рядом находится еще один антисемитский мотив, который обычно интерпретируется как иллюстрация легенды о кровавом навете . Эта комбинация известна только по еще одному случаю — картине XV века на Старом мосту во Франкфурте.
Капитул собора и каменщик собора хотят сохранить и выставить резьбу по дереву в ее первоначальном положении. Это решение несколько раз вызывало споры и критику со стороны общественности, хотя доступ к скульптурам возможен только с разрешения в рамках индивидуальных экскурсий.
Расположение
[ редактировать ]Хор Кельнского собора состоит из деревянных сидений. Два продольных ряда их установлены каждый с северной и южной стороны хоров собора, непосредственно перед алтарными ширмами . Передние ряды разделены на две равные части каждый, чтобы обеспечить доступ к заднему ряду.
Резные изображения Юденсау и кровавого навета показаны на восточной, то есть на правой стороне северного прохода. Эта территория обычно огорожена веревкой, и доступ к ней возможен только в особых случаях с гидом.
Производство
[ редактировать ]Хоровой зал Кельнского собора на 104 места является одним из крупнейших в Германии. Его вырезали с 1308 по 1311 год мастера, имена которых уже не известны. Внутреннее строительство хора было завершено к 1300 году, когда своды были закончены . Внутреннее убранство строилось впоследствии, вплоть до открытия хора 27 сентября 1322 года. [ 5 ]
Некоторые из 500 фигур и украшений были изготовлены мастерами из Парижа или Лотарингии , которые специализировались на каменной кладке и/или резьбе по дереву . Другие по смешению стилей и тупой отделке показывают, что они были изготовлены чернорабочими или подмастерьями . [ 6 ]
Юденсау . и две другие резьбы по дереву, вероятно, были сделаны местным жителем из-за их простого дизайна и необычного мотива [ 7 ]
Описание
[ редактировать ]Мотивы Юденсау представляют и кровавого навета собой деревянные рельефы , которые заполняют два расположенных рядом четырехлистника . На четырехлистнике слева изображены трое мужчин, в которых можно отличить евреев по еврейским шляпам . Один из них поднимает заднюю часть свиньи, другой кормит ее, а третий сосет один из ее сосков . [ 8 ] [ 9 ]
На четырехлистнике справа изображены два еврея, которые опорожняют ванну, из которой выпадают зарезанная свинья и три поросенка. Еврей справа выводит на сцену маленького мальчика, в котором можно отличить христианина по намеку на нимб . [ 9 ] [ 10 ]
Третий рельеф на другой стороне подлокотника по своему расположению и мотиву может быть связан с двумя другими. На перемычке внутреннего подлокотника изображены две свиньи, которые едят листья желудя . Одна из двух свиней вскочила на задние ноги, а третья сосет один из ее сосков. Монах наблюдает за сценой с фона, частично прикрытого волютой . [ 9 ] [ 11 ]
Символизм
[ редактировать ]Свинья символизирует обжорство , порок или дьявола в раннехристианской иконографии . Лишь в 9 веке его неуважительно ассоциировали с евреями. Карикатура на евреев в виде свиней или евреев , сосущих соски или анус свиньи, отсылает к кашруту , согласно которому потребление продуктов из свинины запрещено. [ 12 ] [ 13 ]
Историк Гериберт Райнерс описал в 1909 году связь между двумя мотивами на фронте. Он истолковал, что евреи с правой стороны выбрасывают свинину, подаренную им другими, чтобы она выглядела кошерной . Их истинная неумеренность была показана в сцене слева, где они пьют свиное молоко. [ 10 ] Бернхард фон Тишовиц объяснил эти сцены в 1930 году, подчеркнув при этом, что они интерпретируются противоречиво. Он пришел к выводу, что оба они продемонстрировали кровавый навет — обвинение в том, что евреи похищали и убивали детей христиан, чтобы использовать их кровь в рамках своих религиозных ритуалов во время еврейских праздников. [ 14 ]
Израильский историк искусства Исайя Шахар интерпретирует сцену справа так, будто евреи выбрасывают свинину и похищают христианского ребенка, чтобы его съесть. Это могло быть изображение предполагаемого ритуального убийства Вернера Обервезельского , убитого в 1287 году. Шахар видит все три сцены, связанные друг с другом, как изображение порока и чревоугодия . [ 9 ]
Добродетель во многих случаях противостоит пороку в хорах. В этом случае мы находим прямо напротив двух рельефов с Судом Соломона как символом справедливости. На левой панели показана известная история с расщеплением младенца . На правой стороне изображен менее известный мотив расстрела мертвого отца. [ 8 ] Этот мотив возник примерно в 400 году нашей эры как иллюстрация честного распределения собственности в Талмуде . Для евреев мудрым судьей был раввин , а не Соломон .
Другие антисемитские скульптуры в Кельнском соборе
[ редактировать ]На обратной стороне Храма Трех Королей (1190–1225 гг.) находится сцена, изображающая бичевание Иисуса Христа двумя приспешниками в еврейских шапках . Его интерпретируют не из-за шляп, а из-за карикатурно искаженных лиц приспешников. Вероятно, это один из первых примеров преувеличения еврейских носов как антиеврейского стереотипа. [ 12 ]
Внешний карниз одной из часовен собора представляет собой горгулью , изображающую сидящую на корточках свинью. Соски сосет мужскую фигурку, изображающую еврея. Датируется примерно 1280 годом. [ 12 ]
Споры вокруг Юденсау
[ редактировать ]В 2005 году мюнхенские художники Вольфрам П. Кастнер и Гюнтер Вангерин настойчиво потребовали убрать Юденсау или хотя бы повесить табличку с объяснением. Кроме того, они хотели два куска каменной кладки высотой около 50 метров (160 футов) с изображением двух свастик убрать . Кастнер неоднократно требовал их удаления и устраивал акции протеста против христианской церкви. Художники разместили перед Кельнским собором таблички, в которых утверждали, что «все христиане лгут» ( alle Christen lugen ). [ 15 ] [ 16 ]
Капитул собора и Барбара Шок-Вернер , руководитель мастерской собора , высказали мнение, что антиеврейскую резьбу по дереву нельзя убирать с хоров. Пояснительная табличка была неприемлема, поскольку Кёльнский собор был церковью, а не музеем. Кроме того, они пояснили, что хоровая кабина с барельефами недоступна для публики. [ 15 ]
В 2006 году разногласия вызвали конференцию семинара собора в сотрудничестве с Академией Карла Ранера под названием «Кельнский собор и «евреи » » ( Der Kölner Dom und 'die Juden' ). В 2008 году соборная мастерская и Zentral-Dombau-Verein zu Köln целый выпуск Kölner Domblatt . посвятили этой теме и результатам конференции [ 17 ]
Литература
[ редактировать ]- Ульрике Бергманн: Хоры Кельнского собора, текст и опись ( ежегодник 1986/1987 Рейнской ассоциации по сохранению памятников и охране ландшафта ). Нойс: Типография и издательство Нойс, 1987 г., ISBN 3-88094-600-0 .
- Ульрике Бергманн: Хоры ( Шедевры Кёльнского собора 3 ). Издательство Кёльнского собора, Кёльн, 1995 г., ISBN 3-922442-23-4 (48 страниц, много подробных фотографий).
- Ульрике Бринкманн и Рольф Лауэр: Изображения евреев в Кельнском соборе. В: Kölner Domblatt 2008, 73-й том, страницы 13–58, ISSN 0450-6413 , ISBN 978-3-922442-65-3 .
- Георг Бёниш: Варфоломеевская ночь на Рейне . В: Spiegel Geschichte 2015, выпуск 1, страницы 80–83, ISSN 1868-7318 , цифровая копия PDF 1,4 МБ.
- Бернд Вакер и Рольф Лауэр (редакторы): Кельнский собор и «евреи». Конференция Кельнской Академии Карла Ранера в сотрудничестве с масонской ложей Кельна с 18 по 19 ноября 2006 г. (Kölner Domblatt 2008, 73-й том). Кёльн: Издательство Кёльнского собора, ISBN 978-3-922442-65-3 .
- Исайя Шахар: Юденсау. Средневековый антиеврейский мотив и его история. Институт Варбурга, Лондон, 1974 г., ISBN 0-85481-049-8 .
- Бернхард фон Тишовиц: Хоры Кельнского собора. Марбург: Издательство Семинара истории искусств Марбургского университета, 1930.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Георг Бениш: Варфоломеевская ночь на Рейне , PDF, 1,4 МБ, получено 18 июля 2017 г. Над первыми двумя страницами находится актуальная цветная фотография «Юденсау».
- Марк Штайнманн: Wange NC Westen, Judensau , на сайте www.koelner-dom.de, загружено 7 октября 2017 г.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Concordat Watch: Judensau (еврейская свинья) о средневековых церквях.
- ^ Вольфсон, Майкл (1993). Вечная вина?: сорок лет немецко-еврейско-израильских отношений . Издательство Колумбийского университета . п. 194. ИСБН 978-0-231-08275-4 .
- ^ Шахар, Исайя (1974). Юденсау: средневековый антиеврейский мотив и его история . Институт Варбурга, Лондонский университет. ISBN 0854810498 .
- ^ «Сионизм и Израиль — Энциклопедический словарь: Юденсау» . сионизм-израиль.com . Проверено 7 февраля 2015 г.
- ^ Ульрике Бергманн: Хоры Кельнского собора, текстовый том, стр. 11–23.
- ^ Ульрике Бергманн: Хоры Кельнского собора, том текста, стр. 59–66.
- ^ Ульрике Бергманн: Хоры Кельнского собора, том текста, стр. 107.
- ^ Jump up to: а б Ульрике Бергманн: Хоры Кельнского собора, том текста, стр. 96.
- ^ Jump up to: а б с д Исайя Шахар: Юденсау, стр. 24–25, сноски, стр. 78–79, листы 16b и 17.
- ^ Jump up to: а б Гериберт Райнерс: Рейнские хоры периода ранней готики. Глава о восприятии готики в Германии (= исследования по истории немецкого искусства, выпуск 113 ). Heitz & Mündel, Страсбург, 1909 г., стр. 64, фото XIX, цифровая копия , PDF 9,5 МБ.
- ^ Бернхард фон Тишовиц: Хоры Кельнского собора, стр. 10, фото 21b.
- ^ Jump up to: а б с Ульрике Бринкманн и Рольф Лауэр: Изображения евреев в Кельнском соборе. В: Бернд Вакер и Рольф Лауэр (ред.): Кёльнский собор и «евреи» , стр. 13–58.
- ^ Мартен Марквардт: Антисемитизм в христианском искусстве на примере Кельнского Юденсау. В: документация epd, № 10, 3 марта 2003 г., стр. 40–45, PDF-файл в Интернете. Архивировано 30 сентября 2017 г. на Wayback Machine (весь том), 1,1 МБ.
- ^ Бернхард фон Тишовиц: Хоры Кельнского собора, стр. 9, пластина 15.
- ^ Jump up to: а б Сюзанна Ганнот: Бардак в соборе . В: ежедневная газета от 19 ноября 2005 г., стр. 4.
- ^ Вольфрам П. Кастнер: Все христиане лгут. Листовка, без даты, гр. 2005, онлайн PDF , 96 КБ.
- ^ Сандра Кипельс: Кельнер Домблатт: Кельнский собор и евреи . В: Kölner Stadtanzeiger , 19 декабря 2008 г.