Город с четырьмя воротами
![]() | |
Автор | Дорис Лессинг |
---|---|
Язык | Английский |
Ряд | Дети насилия |
Жанр | Роман |
Издатель | МакГиббон и Ки |
Дата публикации | 1969 |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать ( в твердом и мягком переплете ) |
Предшественник | Не имеющие выхода к морю (роман) |
«Город четырех ворот» , опубликованный в 1969 году, является заключительным романом , лауреата Нобелевской премии британской писательницы Дорис Лессинг пятитомной полуавтобиографической серии «Дети насилия» . [ 1 ] которую она начала в 1952 году с Марты Квест . В «Городе с четырьмя воротами» Лессинг переносит действие из Замбезии, вымышленной версии Южной Родезии , в Лондон . Марта «является неотъемлемой частью социальной истории того времени — Холодной войны , Олдермастонских маршей , «колеблющегося Лондона» , углубления бедности и социальной анархии». [ 2 ] Роман простирается на научную фантастику , изображая антиутопическое будущее после разрушения Британии.
Когда оно было опубликовано, оно вызвало переполох, утверждая, что оно пропагандирует коммунизм . [ 3 ] «Город четырех ворот» — одно из важнейших произведений Лессинга. [ 4 ]
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Город с четырьмя воротами , действие которого происходит в послевоенном Лондоне , состоит из четырех секций с пристройкой. Марта приезжает в Лондон примерно в 1950 году и соглашается на работу секретарем Марка Колдриджа. Марк — писатель, у него есть сын Фрэнсис; его жена Линда находится в психиатрической больнице . Марта намеревается, чтобы эта работа была временной, но она решает остаться с семьей Колдриджей после того, как брат Марка Колин сбегает в Советский Союз , оставив своего сына Пола. Бегство Колина подвергает семью пристальному вниманию как со стороны правительства, так и со стороны прессы. Марк , уже более прогрессивный, чем его родители- консерваторы , политически смещается влево, на короткое время становясь коммунистом , а в долгосрочной перспективе активно участвуя в антиядерном движении . Марк, Марта и другие члены семьи Колдридж участвуют в Олдермастонских маршах .
Марта становится неотъемлемой частью семьи, оставаясь с ними до тех пор, пока дом Колдриджа не будет «принудительно куплен для сноса или перепланировки». [ 5 ] в конце 1960-х годов. Она помогает Марку в его писательской и политической работе, становится его временным сексуальным партнером и помогает вырастить Фрэнсиса и Пола до взрослой жизни. У нее также складываются прочные отношения с Линдой, которая возвращается домой и живет в подвальной квартире дома Колдридж, все еще замужем за Марком, на протяжении большей части романа. У Линды периодически случаются «срывы», но со временем Марта понимает, что Линда «никогда не должна была болеть»: вместо этого у нее есть законная способность к телепатии , и общество, которое не могло понять «психологическую калеку», сделало ее «психологической калекой». возможно, они называли сумасшедшими людей, которые просто обладали определенными способностями». [ 6 ] Марта понимает, что обладает аналогичной способностью, которую она развивает в течение «десятилетия частных экспериментов». [ 7 ] После того, как Линда разводится с Марком, он снова женится и уезжает за границу со своей второй женой.
Приложение к роману представляет собой серию писем, собранных падчерицей Фрэнсиса Колдриджа после «Катастрофы», произошедшей в 1978 году. Конкретный характер Катастрофы никогда не уточняется, но Марта в письме предполагает, что это был ядерный взрыв или выброс. нервно- паралитических газов после пожара в Портон-Дауне . [ 8 ] В результате этого события погибло большинство жителей Британии, и страна стала в значительной степени непригодной для жизни. Марта проводит последние годы своей жизни с небольшой группой беженцев на острове у северо-западного побережья Шотландии и умирает примерно в 1997 году.
Жанр
[ редактировать ]В примечании автора Дорис Лессинг пишет, что « Город с четырьмя воротами » «это то, что немцы называют Bildungsroman ». [ 9 ] Однако в некоторых отношениях роман не типичен для этого жанра. Как отмечает Сьюзан А. Гольман, в то время как стереотипный главный герой Bildungsroman — «невинный молодой человек», Марта «не является ни мужчиной, ни молодой» в начале романа. Первые четыре романа серии «Дети насилия » «прослеживают… формирование героини от детства до взрослой жизни, характерно подчеркивая те переживания, которые ставят ее в прямую конфронтацию с жизнью; кроме того, они сосредотачивают внимание на степени ее успеха в усвоении этого опыта, когда она пытается найти свою нишу в обществе». Однако «в финальной точке интеграции с обществом, конечной целью Bildungsprozess … Марта порывает с традицией: как только она достигает стадии, когда она усвоила все, что может предложить ее непосредственный мир, она скорее отвергает, чем подтверждает, идентичность, которую она создала на основе своего опыта». [ 10 ] Молли Хайт аналогичным образом отмечает, что «Марта, которая на протяжении четырех томов серии « Дети насилия» была более или менее традиционным главным героем, растворяется в серии ролей, проводнике безличных сил, одном взгляде на версию реальности. к нему с других сторон подошли другие персонажи. Ее индивидуальный опыт, наконец, настолько неважен для сюжета, что неясно, когда и как она умирает… Эффект этого распыления личности заключается в трансформации того, что казалось пятитомным bildungsroman, продолжающейся сагой о личностном росте женщины и развития в экспериментальное повествование, кульминацией которого является отказ от предположений о личности и истории, которые делают возможным bildungsroman». [ 11 ]
Темы
[ редактировать ]Роман «берёт на себя медицинскую профессию», которая, как предполагается, «уничтожает [...] ту часть человечества, которая на самом деле наиболее чувствительна к эволюции». Он «критикует ученых, которые создали и поддерживают атмосферу, в которой «рационализм» стал новым Богом»; роман далее исследует возможности людей, обладающих «экстрасенсорным восприятием» в той или иной степени, но «им промыли мозги, заставив их подавить его, и что шизофрения - это название нашего самого слепого современного предрассудка». [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б С суперобложки первого издания « Города четырех ворот» .
- ^ Суперобложка первого издания, DorisLessing.org.
- ^ «Город с четырьмя воротами; Дорис Лессинг», Мэри Эллманн , «Нью-Йорк Таймс» , 18 мая 1969 года.
- ↑ Профессор Гораций Энгдаль , постоянный секретарь Шведской академии, сказал, что «Город с четырьмя воротами» — самая важная работа Лессинга. В Dagens Nyheter , 12 октября 2007 года.
- ^ Лессинг, Дорис (1972). Город четырех ворот . Лондон: Пантера Гранада. п. 542. ИСБН 0-586-03620-2 . OCLC 12317219 .
- ^ Лессинг, Дорис (1972). Город четырех ворот . Лондон: Пантера Гранада. стр. 538–39. ISBN 0-586-03620-2 . OCLC 12317219 .
- ^ Лессинг, Дорис (1972). Город четырех ворот . Лондон: Пантера Гранада. п. 639. ИСБН 0-586-03620-2 . OCLC 12317219 .
- ^ Лессинг, Дорис (1972). Город четырех ворот . Лондон: Пантера Гранада. п. 652. ИСБН 0-586-03620-2 . OCLC 12317219 .
- ^ Лессинг, Дорис (1972). Город четырех ворот . Лондон: Пантера Гранада. п. 539. ИСБН 0-586-03620-2 . OCLC 12317219 .
- ^ Гольман, Сьюзен А. (ноябрь 1978 г.). «Марта Гессе из города с четырьмя воротами: Bildungsroman уже позади нее» . Южноатлантический бюллетень . 34 (1): 95–106. дои : 10.2307/3199096 . JSTOR 3199096 . Проверено 17 декабря 2022 г.
- ^ Хайт, Молли (весна 1988 г.). «Золотая тетрадь Дорис Лессинг и город с четырьмя воротами: идеология, последовательность и возможность» . Литература двадцатого века . 34 (1): 16–29. дои : 10.2307/441434 . JSTOR 441434 . Проверено 17 декабря 2022 г.