Jump to content

шикаста

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

шикаста
Обложка первого издания в США ( Альфред А. Кнопф )
Автор Дорис Лессинг
Художник обложки Пол Гамарелло
Язык Английский
Ряд Канопус в Аргосе
Жанр Роман (научная фантастика)
Издатель
Дата публикации
  • Октябрь 1979 г. (США)
  • Ноябрь 1979 г. (Великобритания)
Место публикации Великобритания
Тип носителя Печать (твердый переплет)
Страницы 448
ISBN 0-394-50732-0 (США)
0-224-01767-5 (Великобритания)
ОКЛК 4774671
823/.9/14
Класс ЛК ПЗ3.Л56684 Ш 1979 г. ПР6023.Е833
Предшественник – 
С последующим Браки между третьей, четвертой и пятой зонами  

Re: Colonized Planet 5, Shikasta (часто сокращается до Shikasta ) — научно-фантастический роман Дорис Лессинг 1979 года , первая книга из пятикнижной серии «Канопус в Аргосе» . Впервые он был опубликован в США в декабре 1980 года Альфредом А. Кнопфом и в Великобритании в ноябре 1979 года Джонатаном Кейпом . Шикаста — это также название вымышленной планеты, представленной в романе.

с подзаголовком «Личные, психологические, исторические документы, относящиеся к визиту эмиссара Джохора (Джорджа Шербана) (9 класс) 87-го периода Последних Дней» представляет Шикаста собой историю планеты Шикаста (жители которой называют ее Землей) под влиянием трех галактических империй , Канопуса, Сириуса и их общего врага Путтиоры. Книга представлена ​​в виде серии отчетов канопских эмиссаров Шикасте, которые документируют предысторию планеты , ее вырождение, ведущее к «Веку Разрушения» (20-й век) и Апокалипсису ( Третья Мировая Война ).

Шикаста опирается на Ветхий Завет и находится под влиянием духовных и мистических тем суфизма , исламской системы верований, которой Лессинг заинтересовался в середине 1960-х годов. Книга представляет собой серьезный сдвиг в творчестве Лессинг от реализма к научной фантастике, и это разочаровало многих ее читателей. Он получил неоднозначные отзывы критиков. Некоторые были впечатлены масштабом и видением книги: один рецензент назвал ее «смелым и тревожным произведением одного из величайших ныне живущих писателей мира». [ 1 ] Другие критиковали мрачность романа, что у человечества нет свободной воли и что его судьба находится в руках галактических империй.

История Шикасты пересказана в третьей книге «Канопус серии » «Сирианские эксперименты» (1980), на этот раз с точки зрения Сириуса. Шикаста вновь появляется в четвертой книге серии « Создание представителя планеты 8» (1982), а Зоны, кратко упомянутые в «Шикасте» , являются предметом второй книги серии « Брак между зонами третьей, четвертой и Пять (1980).

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Канопус, доброжелательная галактическая империя с центром в Канопусе в созвездии Арго Навис , колонизирует молодую и многообещающую планету, которую они называют Роханда (плодородная). Они питают растущих гуманоидов и ускоряют их эволюцию. Когда туземцы готовы, Канопус накладывает на Роанду «Замок», который связывает его через «астральные потоки». [ 2 ] к гармонии и силе Канопийской Империи. Помимо Канопуса, на планете также устанавливают присутствие две другие империи: их союзник Сириус с одноименной звезды и их общий враг Путтиора. Сирианцы ограничивают свою деятельность в основном генетическими экспериментами Роханды на южных континентах во время предыстории (описанной в третьей книге Лессинга из серии « Канопус» , «Сирианские эксперименты» ), в то время как Шаммат Путтиоры остаются бездействующими, ожидая возможности нанести удар.

На протяжении многих тысячелетий коренные жители Роханды процветают в созданной Канопой атмосфере мирного сосуществования и ускоренного развития. Затем непредвиденное «космическое переустройство» выводит Роанду из фазы Канопуса, что приводит к разрушению Замка. Лишенные ресурсов Канопуса и постоянного потока вещества под названием SOWF (субстанция-мы-чувства), туземцы заболевают «дегенеративной болезнью», которая ставит цели человека выше целей общества. [ 3 ] Шаммат используют это нарушение и начинают подрывать влияние Канопуса, заражая туземцев своими злыми путями. По мере того, как Роханда перерастает в жадность и конфликты, канопеанцы неохотно меняют свое название на Шикаста (пострадавший). Позже в книге Шикаста идентифицируется как Земля. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]

В попытке спасти планы Канопуса относительно Шикасты и исправить упадок туземцев на планету отправляются эмиссары Канопуса. Джохор — один из таких эмиссаров, который принимает форму Туземца и начинает выявлять тех людей, которые не деградировали слишком сильно и поддаются его корректирующим инструкциям. Затем Джохор отправляет тех, кого он успешно «обратил», распространять информацию среди других туземцев, и вскоре изолированные общины начинают возвращаться к временам, существовавшим до Шикастана. Но без SOWF Канопус ведет проигрышную битву против влияния Шаммата на туземцев, и планета продолжает приходить в упадок. К 20-му веку Шикастана планета переросла в войну и самоуничтожение. Джохор возвращается, но на этот раз через Зону 6. [ а ] от которого он рождается на планете ( воплощается ) как Шикастан, Георгий Щербан. По мере того, как Шербан подрастает, он устанавливает контакт с другими замаскированными канопеанцами, а затем возобновляет свою работу, пытаясь помочь шикастанцам. Но голод и безработица растут, а анархия распространяется.

Накануне Третьей мировой войны Шербан и другие эмиссары переселяют небольшое количество многообещающих шикастанцев в отдаленные места, чтобы избежать грядущей ядерной катастрофы . Он также принимает участие в судебном процессе над всеми европейцами за преступления колониализма. Европа была завоевана Китаем, но он убеждает людей, что Европа была не единственным обидчиком.

Война сокращает население Шикасты на 99% и очищает планету от «варваров». Шамматы, поставившие шикастанцев на путь самоуничтожения, самоуничтожают себя и уходят с планеты. Канопеанцы помогают выжившим восстановить свою жизнь и вновь присоединиться к Канопусу. Благодаря усилению Локка и свободному течению SOWF в Шикасту возвращаются гармония и процветание.

Предыстория и жанр

[ редактировать ]
Дорис Лессинг выступает на литературном фестивале в Кельне , Германия, 2006 г.

В середине 1960-х годов Лессинг заинтересовался суфизмом , исламской системой верований, после прочтения «Суфиев» Идриса Шаха . Она описала «Суфиев» как «самую удивительную книгу, которую [она] читала», и сказала, что она «изменила [ее] жизнь». [ 7 ] Позже Лессинг встретил Шаха, который стал «хорошим другом [и] учителем». [ 7 ] В начале 1970-х годов Лессинг начал писать художественную литературу о внутреннем космосе, в которую вошли романы «Инструктаж по спуску в ад» (1971) и «Мемуары выжившего» (1974). [ 8 ] В конце 1970-х она написала «Шикасту» , в которой использовала многие суфийские концепции. [ 9 ]

Шикаста задумывалась как «единая самостоятельная книга», но по мере развития вымышленной вселенной Лессинг она обнаружила, что у нее есть идеи для более чем одной книги, и в итоге написала серию из пяти . [ 10 ] Шикаста , и серия «Канопус в Аргосе» в целом попадают в категорию мягкой научной фантастики («космической фантастики» по словам самого Лессинга). [ 10 ] ) из-за их внимания к характеристикам, социальным и культурным проблемам, а также из-за снижения внимания к науке и технологиям. Роберт Альтер из «Нью-Йорк Таймс» предположил, что этот вид письма принадлежит к жанру, который литературный критик Нортроп Фрай назвал «анатомией», который представляет собой «сочетание фантазии и морали». [ 11 ] Гор Видал поместил «научную фантастику» Лессинга «где-то между Джоном Мильтоном и Л. Роном Хаббардом ». [ 3 ]

Идрис Шах , который познакомил Лессинга с суфизмом. [ 7 ]

Шикаста ознаменовал собой серьезное смещение фокуса Лессинга под влиянием духовных и мистических тем суфизма. [ 12 ] Этот переход к «научной фантастике» не был хорошо воспринят читателями и критиками. [ 13 ] [ 9 ] К концу 1970-х Лессинг считался «одним из самых честных, умных и увлеченных писателей того времени». [ 13 ] и западные читатели, незнакомые с суфизмом, были встревожены тем, что Лессинг отказалась от своего «рационального мировоззрения». [ 14 ] Джордж Стэйд из «Нью-Йорк Таймс» пожаловался, что «наша великая хозяйка люмпен-реализма стала религиозной по отношению к нам». [ 2 ] Реакция рецензентов и читателей на первые две книги серии, «Шикаста» и «Брак между зонами третьей, четвертой и пятой» (1980), побудила Лессинг написать предисловие к третьей книге серии «Сирианские эксперименты» (1980) . ):

Мне бы очень хотелось, чтобы рецензенты и читатели увидели в этой серии «Канопус в Аргосе: Архив» основу, позволяющую мне рассказать (я надеюсь) одну-две увлекательные истории; задавать вопросы как себе, так и другим; исследовать идеи и социологические возможности. [ 15 ]

Последовала дальнейшая критика серии «Канопус» , которая включала следующий комментарий New York Times критика Джона Леонарда : «Один из многих грехов, за которые 20-й век будет нести ответственность, заключается в том, что он обескуражил миссис Лессинг... Теперь она пропагандирует во имя нашей незначительности в космическом хаосе». [ 16 ] Лессинг ответил: «Они не осознавали, что научная фантастика – это одна из лучших социальных фантастики нашего времени. Я также восхищаюсь классической научной фантастикой, такой как «Музыка крови » Грега Беара . Он великий писатель. ." [ 17 ] В 1983 году Лессинг сказала, что ей хотелось бы писать рассказы о красных и белых карликах , космических ракетах, работающих на основе антигравитации , а также очарованных и цветных кварках , «[но] мы не можем все быть физиками ». [ 18 ]

Позже Лессинг написала несколько эссе о суфизме, которые были опубликованы в ее сборнике эссе Time Bites (2004). [ 8 ] Она была удостоена Нобелевской премии по литературе 2007 года и была описана Шведской академией как «тот эпический женский опыт, который со скептицизмом, огнем и дальновидной силой подверг критике разделенную цивилизацию». [ 19 ]

Лессинг посвятила Шикасту своему отцу. Когда она была еще ребенком в Южной Родезии (ныне Зимбабве ), он часто смотрел на ночное небо и говорил: «Заставляет задуматься – там так много миров, что это не имело бы значения, если бы мы взорвали себя». – гораздо больше там, откуда мы пришли». [ 13 ] Шикаста породил в Америке религиозный культ . [ 18 ] Лессинг рассказала в интервью, что ее последователи написали ей и спросили: «Когда нас посетят боги?», и она ответила им, что книга «не космология. Это изобретение», и они ответили. , «Ах, ты нас просто проверяешь». [ 18 ]

«Самый низкий, самый угнетенный, самый несчастный из Шикастанов будет смотреть, как ветер перемещает растение, и улыбаться; посадит семя и будет смотреть, как оно растет; будет стоять, наблюдая за жизнью облаков. Или приятно лежать без сна в темноте. , слыша завывание ветра, который не может - не в этот раз - причинить ему вред там, где он лежит в безопасности. Здесь сила всегда неудержимо вливалась в каждое существо Шикасты.

— Выдержка из отчета «Дополнительная пояснительная информация II» Джохора, Шикаста , стр. 250. [ 20 ]

Название «Шикаста» происходит от персидского слова شکسته ( шикаста, шекасте ), означающего «сломанный», [ 21 ] и часто используется как название иранского национального стиля персидской каллиграфии , Шекасте Насталик . [ 22 ] В книге Лессинг не заявляет прямо, что планета Шикаста — это Земля, но многие критики полагают, что ее сходство с историей Земли ясно дает понять, что Шикаста — это Земля, какой ее видят канопианцы. [ 23 ] [ 2 ] [ 4 ] Некоторые документы в книге, написанной Шикастанами, относятся к географическим местам и странам Земли. [ 24 ] Другие критики, однако, интерпретируют Шикасту как аллегорическую Землю с параллельными историями, которые время от времени отклоняются. [ 6 ] [ 13 ] [ 18 ]

Шикасту называли «анти-романом». [ 25 ] и «архитектонический роман». [ 26 ] Это история планеты Шикаста с точки зрения Канопуса, представленная как тематическое исследование для «студентов-первокурсников Канопского колониального правления». [ 2 ] Он содержит серию отчетов канопских эмиссаров на планете, выдержки из канопского справочника « История Шикасты» , [ 27 ] и копии писем и журналов, написанных избранными шикастанцами. [ 1 ] За историей Шикасты следят практически бессмертные канопеанцы. [ 1 ] Роханды от предыстории до «Века разрушения» Шикасты (20-й век Земли) и в будущее Земли, когда китайцы оккупируют Европу и Третья мировая война . разразится [ 3 ] Книга претендует на то, чтобы представлять «правдивую» историю нашей планеты. [ 26 ]

Шикаста намекает на Ветхий Завет , гностицизм и суфизм . [ 28 ] и опирается на несколько иудео-христианских тем. [ 26 ] к книге Лессинг написал в предисловии , что она уходит корнями в Ветхий Завет. [ 3 ] [ 29 ] Ее SOWF (Субстанция-Мы-Чувства), «духовная пища», текущая от Канопуса к Шикасте, также является словом, которое она придумала, с произношением, похожим на «Суфий». [ 30 ] Рецензент книги в Los Angeles Times заявил, что Шикаста — это «переработка Библии». [ 18 ] а сайт Infinity Plus проводит параллели между канопианцами и их посланниками, а также Богом и его ангелами из Ветхого Завета. [ 28 ] Рецензент New York Times написал, что «космическое пространство», откуда родом канопеанцы, является метафорой «религиозного или внутреннего пространства». [ 2 ] Тельма Дж. Шинн в своей книге « Миры внутри женщин: мифы и мифотворчество в фантастической женской литературе » описала борьбу между Канопусом и Шамматом, разыгравшуюся на Шикасте, как «вечную борьбу между добром и злом». [ 31 ] и «Дегенеративная болезнь», которая кажется Шикасте метафорой первородного греха . [ 26 ] Лессинг сказал в интервью, что последняя война ( Третья мировая война ) в конце романа – это Апокалипсис . [ 32 ] Филлис Штернберг Перракис написала в «Журнале исследований бахаи» , что Шикаста - это «символическое изображение прихода нового пророка на планету, подобную Земле». [ 33 ] и связывает это с принципами Веры Бахаи . [ 34 ]

Пол Грей написал в обзоре в Time , что документы, составляющие Шикасту, позволяют Лессингу растянуть роман на огромные периоды времени и сместить перспективу «резко с почти бесконечной на минуту». [ 1 ] Он сказал, что связность книги заключается в ее разнообразии, и отметил, как Лессинг сочетает свои «великие замыслы» и «конфигурации огромных сил» с «болезненными отрывками». [ 1 ] Грей сказала, что Шикаста ближе к «Путешествиям Гулливера» и «Ветхому Завету», чем к Баку Роджерсу , и может разочаровать читателей, интерпретирующих ее «космическую фантастику» как «научную фантастику». [ 1 ] Он нашел мрачное видение истории Земли Лессинг, в котором она предполагает, что люди «не могли... не создавать беспорядка, который у них есть, что все их ошибки были предопределены небольшим тиком в космосе», немного «неудовлетворительным», но добавил что даже если вы не разделяете ее теории, книга все равно может доставлять удовольствие, «даже яростно увлекая на каждой странице». [ 1 ] Грей назвал Шикасту «смелым и тревожным произведением одного из величайших ныне живущих писателей мира». [ 1 ]

Автор Гор Видал написал в The New York Review of Books , что Шикаста - это «произведение огромного воображения». [ 3 ] Он сказал, что Лессинг является «мастером» эсхатологического письма, но добавил, что, хотя ее изображения терминала Лондона «очень реальны», в целом книга «никогда не бывает достаточно реальной». [ 3 ] Лессинг Видаль также чувствовал, что Зона 6, альтернативный мир для мертвых, [ а ] не так убедительно, как «Засушливые земли» в Урсулы К. Ле Гуин « Земноморье» трилогии . Он сравнил канопианцев и Шаммата с « Богом и Сатаной Мильтона в Потерянном рае» , но сказал, что, хотя «ниспровержение Люцифером… своего создателя-писателя — это нечто потрясающее», у Шикасты Лессинга человеческая раса, лишенная свободы воли , слишком пассивна и не представляет никакого интереса. [ 3 ] Видаль объяснил это «капитуляцией» Лессинг суфиям и SOWF (Субстанция-на-чувствования), а не ее неспособностью создавать хороших персонажей. [ 3 ]

New York Times Рецензент Джордж Стэйд сказал, что Шикаста «заставляет нас задуматься о… кто мы, как мы попали на этот путь и куда мы идем», но пожаловался, что книга полна «ложных надежд» и что судьба человечества зависит от «теософских эманаций, космических влияний, оккультных сил, духовных посещений и звездных вибраций». [ 2 ] Когда SOWF отрезан, а шикастанцы вырождаются, Лессинг «одновременно обвиняет и оправдывает» их, подразумевая, что человечество плохо, но это не их вина. [ 2 ] Хотя Штаде похвалил Лессинг за сатиру в книге и ее изображения Зоны 6, которые, по его словам, «обладают жуткой красотой древних гностических текстов», он «не одобрял [d]» роман в целом, но добавил: «Это не Это не значит, что мне не понравилось это читать». [ 2 ]

Пишу в Los Angeles Times . М. Г. Лорд назвал Шикасту «эпиком» и заподозрил, что это могло повлиять на Нобелевский комитет , когда они назвали Лессинг «эпиком женского опыта». [ 18 ] Тельма Дж. Шинн написала в своей книге « Миры внутри женщин: мифы и мифотворчество в фантастической женской литературе» , что история человечества в Шикасте , представленная Лессинг , «пессимистична», но «убедительна». [ 35 ] Infinity Plus охарактеризовала Шикасту как «мейнстримный роман, использующий идеи научной фантастики», и заявила, что, хотя Лессинг не смогла предсказать распад Советского Союза и влияние компьютеров, роман «едва кажется устаревшим» из-за ее «хитрой неуверенности в себе». -специфический» подход. [ 28 ]

Джеймс Шелленберг, писавший в «Вызов судьбы канадском журнале научной фантастики и фэнтези Шикасты », был впечатлен «великим чувством перспективы » и контекстом человечества, помещенным в «более масштабную цивилизацию и правильное мышление». [ 36 ] Ему понравилась концепция SOWF как «метафоры связей сообщества», но он считал, что это необычный способ построить утопию . [ 36 ] Разрозненное повествование в книге приводит к тому, что Лессинг нарушает «знаменитый принцип писательства: показывай, а не рассказывай», и хотя это может сработать при определенных обстоятельствах, Шелленберг чувствовал, что этот подход не очень хорошо работает в Шикасте . [ 36 ] Интернет -журнал « Путешествие к морю» счел включение Лессинг историй из еврейской Библии логическим мыслителем «занимательным и интригующим» и заявил, что она бросает вызов неприятию этих священных текстов , предполагая, что «вообразимо возможно», что они могут быть правдой. [ 9 ]

После смерти Лессинга в 2013 году The Guardian включила Шикасту в свой список пяти лучших книг Лессинга. [ 37 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Шикаста окружен шестью метафизическими зонами (сродни космологическим планам ), каждая из которых представляет разные «уровни духовного бытия»; [ 5 ] Зона 6 является «ближайшей» к Шикасте и представляет собой план, на который отправляются « души » умерших планеты, и из которого души возрождаются ( перевоплощаются ) обратно на планету. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Лессинг подробно описывает Зоны в следующей книге «Канопус» серии «Брак между зонами третьей, четвертой и пятой» (1980).
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грей, Пол (22 октября 1979 г.). «Визит на маленькую планету» . Время . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стаде, Джордж (4 ноября 1979 г.). «Фантастический Лессинг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Видал, Гор (20 октября 1979 г.). «Возвращенный рай» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 25 марта 2011 г.
  4. ^ Jump up to: а б Пейн, Том (12 апреля 2008 г.). «Дорис Лессинг — идеальный лауреат Нобелевской премии» . «Дейли телеграф» . Проверено 25 марта 2011 г.
  5. ^ Лессинг 1994a , с. 16.
  6. ^ Jump up to: а б Шинн и Ричард 1986 , с. 111.
  7. ^ Jump up to: а б с Лессинг, Дорис (23 ноября 1996 г.). «О смерти Идриса Шаха (отрывок из некролога Шаха в лондонской The Daily Telegraph . dorislessing.org . Проверено 25 марта 2011 г.
  8. ^ Jump up to: а б «Дорис Лессинг: Биобиблиографические заметки» . NobelPrize.org . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 25 марта 2011 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Хойт, Рэнди (1 мая 2009 г.). » Дорис Лессинг «Библейские повествования в «Шикасте » . Путешествие к морю . Проверено 25 марта 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б Лессинг 1994а , «Некоторые замечания», с. 8.
  11. ^ Альтер, Роберт (11 января 1981 г.). «Дорис Лессинг в визионерском режиме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
  12. ^ «Дорис Лессинг» . Мурал . Проверено 25 марта 2011 г.
  13. ^ Jump up to: а б с д Хейзелтон, Лесли (25 июля 1982 г.). «Дорис Лессинг о феминизме, коммунизме и «космической фантастике» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
  14. ^ Галин 1997 , с. 21.
  15. ^ Лессинг 1994b , «Предисловие», с. 11.
  16. ^ Леонард, Джон (7 февраля 1982 г.). «Пространство Дорис Лессинг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
  17. ^ Блюм, Харви. «Дорис Лессинг: Горячие рассветы» . Бостонское книжное обозрение . Проверено 25 марта 2011 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и ж Лорд, М.Г. (15 октября 2007 г.). «Она перенесла литературу в новые миры» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
  19. ^ «Нобелевская премия по литературе 2007 года: Дорис Лессинг» . NobelPrize.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 25 марта 2011 г.
  20. ^ Лессинг 1994a , Выдержка из отчета Джохора «Дополнительная пояснительная информация II», стр. 250.
  21. ^ Перракис 2004 , с. 86.
  22. ^ «Все о персидской каллиграфии» . Персидская каллиграфия . Проверено 25 марта 2011 г.
  23. ^ Диксон 1990 , с. 17.
  24. ^ Лессинг 1994a , с. 267. («Нас, детей, трижды отправляли на каникулы в Англию. Мы остаемся в Лондоне, а затем едем к семье в Уэльс». – отрывок из дневника Рэйчел Шербан).
  25. ^ Перракис, Филлис Штернберг (март 1992 г.). «Путешествие по вымышленному миру Лессинга» . Научно-фантастические исследования . Проверено 25 марта 2011 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Шинн и Ричард 1986 , с. 49.
  27. ^ Лессинг 1994a , История Шикасты , Том. 3012, «Век разрушения», с. 109.
  28. ^ Jump up to: а б с Хаммерсли, Ричард. «Шикаста» . Инфинити Плюс . Проверено 25 марта 2011 г.
  29. ^ Лессинг 1994a , «Некоторые замечания», с. 10.
  30. ^ Галин 1997 , с. 86.
  31. ^ Шинн и Ричард 1986 , с. 50.
  32. ^ Фрик, Томас (1988). «Искусство фантастики № 102: Дорис Лессинг» . Парижское обозрение . п. 11 . Проверено 28 марта 2011 г.
  33. ^ Перракис 2004 , с. 74.
  34. ^ Перракис 2004 , с. 75.
  35. ^ Шинн и Ричард 1986 , с. 52.
  36. ^ Jump up to: а б с Шелленберг, Джеймс (1999). «Обзор феминистской научной фантастики: мейнстримовые захватчики» . Сложная судьба . Проверено 25 марта 2011 г.
  37. ^ «Дорис Лессинг: Ее пять лучших книг» . Хранитель . 18 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 г. . Проверено 2 февраля 2016 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 85584a4ea43322853cca461f21643044__1719161160
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/85/44/85584a4ea43322853cca461f21643044.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shikasta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)