шикаста
![]() Обложка первого издания в США ( Альфред А. Кнопф ) | |
Автор | Дорис Лессинг |
---|---|
Художник обложки | Пол Гамарелло |
Язык | Английский |
Ряд | Канопус в Аргосе |
Жанр | Роман (научная фантастика) |
Издатель |
|
Дата публикации |
|
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (твердый переплет) |
Страницы | 448 |
ISBN | 0-394-50732-0 (США) 0-224-01767-5 (Великобритания) |
ОКЛК | 4774671 |
823/.9/14 | |
Класс ЛК | ПЗ3.Л56684 Ш 1979 г. ПР6023.Е833 |
Предшественник | – |
С последующим | Браки между третьей, четвертой и пятой зонами |
Re: Colonized Planet 5, Shikasta (часто сокращается до Shikasta ) — научно-фантастический роман Дорис Лессинг 1979 года , первая книга из пятикнижной серии «Канопус в Аргосе» . Впервые он был опубликован в США в декабре 1980 года Альфредом А. Кнопфом и в Великобритании в ноябре 1979 года Джонатаном Кейпом . Шикаста — это также название вымышленной планеты, представленной в романе.
с подзаголовком «Личные, психологические, исторические документы, относящиеся к визиту эмиссара Джохора (Джорджа Шербана) (9 класс) 87-го периода Последних Дней» представляет Шикаста собой историю планеты Шикаста (жители которой называют ее Землей) под влиянием трех галактических империй , Канопуса, Сириуса и их общего врага Путтиоры. Книга представлена в виде серии отчетов канопских эмиссаров Шикасте, которые документируют предысторию планеты , ее вырождение, ведущее к «Веку Разрушения» (20-й век) и Апокалипсису ( Третья Мировая Война ).
Шикаста опирается на Ветхий Завет и находится под влиянием духовных и мистических тем суфизма , исламской системы верований, которой Лессинг заинтересовался в середине 1960-х годов. Книга представляет собой серьезный сдвиг в творчестве Лессинг от реализма к научной фантастике, и это разочаровало многих ее читателей. Он получил неоднозначные отзывы критиков. Некоторые были впечатлены масштабом и видением книги: один рецензент назвал ее «смелым и тревожным произведением одного из величайших ныне живущих писателей мира». [ 1 ] Другие критиковали мрачность романа, что у человечества нет свободной воли и что его судьба находится в руках галактических империй.
История Шикасты пересказана в третьей книге «Канопус серии » «Сирианские эксперименты» (1980), на этот раз с точки зрения Сириуса. Шикаста вновь появляется в четвертой книге серии « Создание представителя планеты 8» (1982), а Зоны, кратко упомянутые в «Шикасте» , являются предметом второй книги серии « Брак между зонами третьей, четвертой и Пять (1980).
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Канопус, доброжелательная галактическая империя с центром в Канопусе в созвездии Арго Навис , колонизирует молодую и многообещающую планету, которую они называют Роханда (плодородная). Они питают растущих гуманоидов и ускоряют их эволюцию. Когда туземцы готовы, Канопус накладывает на Роанду «Замок», который связывает его через «астральные потоки». [ 2 ] к гармонии и силе Канопийской Империи. Помимо Канопуса, на планете также устанавливают присутствие две другие империи: их союзник Сириус с одноименной звезды и их общий враг Путтиора. Сирианцы ограничивают свою деятельность в основном генетическими экспериментами Роханды на южных континентах во время предыстории (описанной в третьей книге Лессинга из серии « Канопус» , «Сирианские эксперименты» ), в то время как Шаммат Путтиоры остаются бездействующими, ожидая возможности нанести удар.
На протяжении многих тысячелетий коренные жители Роханды процветают в созданной Канопой атмосфере мирного сосуществования и ускоренного развития. Затем непредвиденное «космическое переустройство» выводит Роанду из фазы Канопуса, что приводит к разрушению Замка. Лишенные ресурсов Канопуса и постоянного потока вещества под названием SOWF (субстанция-мы-чувства), туземцы заболевают «дегенеративной болезнью», которая ставит цели человека выше целей общества. [ 3 ] Шаммат используют это нарушение и начинают подрывать влияние Канопуса, заражая туземцев своими злыми путями. По мере того, как Роханда перерастает в жадность и конфликты, канопеанцы неохотно меняют свое название на Шикаста (пострадавший). Позже в книге Шикаста идентифицируется как Земля. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
В попытке спасти планы Канопуса относительно Шикасты и исправить упадок туземцев на планету отправляются эмиссары Канопуса. Джохор — один из таких эмиссаров, который принимает форму Туземца и начинает выявлять тех людей, которые не деградировали слишком сильно и поддаются его корректирующим инструкциям. Затем Джохор отправляет тех, кого он успешно «обратил», распространять информацию среди других туземцев, и вскоре изолированные общины начинают возвращаться к временам, существовавшим до Шикастана. Но без SOWF Канопус ведет проигрышную битву против влияния Шаммата на туземцев, и планета продолжает приходить в упадок. К 20-му веку Шикастана планета переросла в войну и самоуничтожение. Джохор возвращается, но на этот раз через Зону 6. [ а ] от которого он рождается на планете ( воплощается ) как Шикастан, Георгий Щербан. По мере того, как Шербан подрастает, он устанавливает контакт с другими замаскированными канопеанцами, а затем возобновляет свою работу, пытаясь помочь шикастанцам. Но голод и безработица растут, а анархия распространяется.
Накануне Третьей мировой войны Шербан и другие эмиссары переселяют небольшое количество многообещающих шикастанцев в отдаленные места, чтобы избежать грядущей ядерной катастрофы . Он также принимает участие в судебном процессе над всеми европейцами за преступления колониализма. Европа была завоевана Китаем, но он убеждает людей, что Европа была не единственным обидчиком.
Война сокращает население Шикасты на 99% и очищает планету от «варваров». Шамматы, поставившие шикастанцев на путь самоуничтожения, самоуничтожают себя и уходят с планеты. Канопеанцы помогают выжившим восстановить свою жизнь и вновь присоединиться к Канопусу. Благодаря усилению Локка и свободному течению SOWF в Шикасту возвращаются гармония и процветание.
Предыстория и жанр
[ редактировать ]
В середине 1960-х годов Лессинг заинтересовался суфизмом , исламской системой верований, после прочтения «Суфиев» Идриса Шаха . Она описала «Суфиев» как «самую удивительную книгу, которую [она] читала», и сказала, что она «изменила [ее] жизнь». [ 7 ] Позже Лессинг встретил Шаха, который стал «хорошим другом [и] учителем». [ 7 ] В начале 1970-х годов Лессинг начал писать художественную литературу о внутреннем космосе, в которую вошли романы «Инструктаж по спуску в ад» (1971) и «Мемуары выжившего» (1974). [ 8 ] В конце 1970-х она написала «Шикасту» , в которой использовала многие суфийские концепции. [ 9 ]
Шикаста задумывалась как «единая самостоятельная книга», но по мере развития вымышленной вселенной Лессинг она обнаружила, что у нее есть идеи для более чем одной книги, и в итоге написала серию из пяти . [ 10 ] Шикаста , и серия «Канопус в Аргосе» в целом попадают в категорию мягкой научной фантастики («космической фантастики» по словам самого Лессинга). [ 10 ] ) из-за их внимания к характеристикам, социальным и культурным проблемам, а также из-за снижения внимания к науке и технологиям. Роберт Альтер из «Нью-Йорк Таймс» предположил, что этот вид письма принадлежит к жанру, который литературный критик Нортроп Фрай назвал «анатомией», который представляет собой «сочетание фантазии и морали». [ 11 ] Гор Видал поместил «научную фантастику» Лессинга «где-то между Джоном Мильтоном и Л. Роном Хаббардом ». [ 3 ]

Шикаста ознаменовал собой серьезное смещение фокуса Лессинга под влиянием духовных и мистических тем суфизма. [ 12 ] Этот переход к «научной фантастике» не был хорошо воспринят читателями и критиками. [ 13 ] [ 9 ] К концу 1970-х Лессинг считался «одним из самых честных, умных и увлеченных писателей того времени». [ 13 ] и западные читатели, незнакомые с суфизмом, были встревожены тем, что Лессинг отказалась от своего «рационального мировоззрения». [ 14 ] Джордж Стэйд из «Нью-Йорк Таймс» пожаловался, что «наша великая хозяйка люмпен-реализма стала религиозной по отношению к нам». [ 2 ] Реакция рецензентов и читателей на первые две книги серии, «Шикаста» и «Брак между зонами третьей, четвертой и пятой» (1980), побудила Лессинг написать предисловие к третьей книге серии «Сирианские эксперименты» (1980) . ):
Мне бы очень хотелось, чтобы рецензенты и читатели увидели в этой серии «Канопус в Аргосе: Архив» основу, позволяющую мне рассказать (я надеюсь) одну-две увлекательные истории; задавать вопросы как себе, так и другим; исследовать идеи и социологические возможности. [ 15 ]
Последовала дальнейшая критика серии «Канопус» , которая включала следующий комментарий New York Times критика Джона Леонарда : «Один из многих грехов, за которые 20-й век будет нести ответственность, заключается в том, что он обескуражил миссис Лессинг... Теперь она пропагандирует во имя нашей незначительности в космическом хаосе». [ 16 ] Лессинг ответил: «Они не осознавали, что научная фантастика – это одна из лучших социальных фантастики нашего времени. Я также восхищаюсь классической научной фантастикой, такой как «Музыка крови » Грега Беара . Он великий писатель. ." [ 17 ] В 1983 году Лессинг сказала, что ей хотелось бы писать рассказы о красных и белых карликах , космических ракетах, работающих на основе антигравитации , а также очарованных и цветных кварках , «[но] мы не можем все быть физиками ». [ 18 ]
Позже Лессинг написала несколько эссе о суфизме, которые были опубликованы в ее сборнике эссе Time Bites (2004). [ 8 ] Она была удостоена Нобелевской премии по литературе 2007 года и была описана Шведской академией как «тот эпический женский опыт, который со скептицизмом, огнем и дальновидной силой подверг критике разделенную цивилизацию». [ 19 ]
Лессинг посвятила Шикасту своему отцу. Когда она была еще ребенком в Южной Родезии (ныне Зимбабве ), он часто смотрел на ночное небо и говорил: «Заставляет задуматься – там так много миров, что это не имело бы значения, если бы мы взорвали себя». – гораздо больше там, откуда мы пришли». [ 13 ] Шикаста породил в Америке религиозный культ . [ 18 ] Лессинг рассказала в интервью, что ее последователи написали ей и спросили: «Когда нас посетят боги?», и она ответила им, что книга «не космология. Это изобретение», и они ответили. , «Ах, ты нас просто проверяешь». [ 18 ]
Анализ
[ редактировать ]«Самый низкий, самый угнетенный, самый несчастный из Шикастанов будет смотреть, как ветер перемещает растение, и улыбаться; посадит семя и будет смотреть, как оно растет; будет стоять, наблюдая за жизнью облаков. Или приятно лежать без сна в темноте. , слыша завывание ветра, который не может - не в этот раз - причинить ему вред там, где он лежит в безопасности. Здесь сила всегда неудержимо вливалась в каждое существо Шикасты.
— Выдержка из отчета «Дополнительная пояснительная информация II» Джохора, Шикаста , стр. 250. [ 20 ]
Название «Шикаста» происходит от персидского слова شکسته ( шикаста, шекасте ), означающего «сломанный», [ 21 ] и часто используется как название иранского национального стиля персидской каллиграфии , Шекасте Насталик . [ 22 ] В книге Лессинг не заявляет прямо, что планета Шикаста — это Земля, но многие критики полагают, что ее сходство с историей Земли ясно дает понять, что Шикаста — это Земля, какой ее видят канопианцы. [ 23 ] [ 2 ] [ 4 ] Некоторые документы в книге, написанной Шикастанами, относятся к географическим местам и странам Земли. [ 24 ] Другие критики, однако, интерпретируют Шикасту как аллегорическую Землю с параллельными историями, которые время от времени отклоняются. [ 6 ] [ 13 ] [ 18 ]
Шикасту называли «анти-романом». [ 25 ] и «архитектонический роман». [ 26 ] Это история планеты Шикаста с точки зрения Канопуса, представленная как тематическое исследование для «студентов-первокурсников Канопского колониального правления». [ 2 ] Он содержит серию отчетов канопских эмиссаров на планете, выдержки из канопского справочника « История Шикасты» , [ 27 ] и копии писем и журналов, написанных избранными шикастанцами. [ 1 ] За историей Шикасты следят практически бессмертные канопеанцы. [ 1 ] Роханды от предыстории до «Века разрушения» Шикасты (20-й век Земли) и в будущее Земли, когда китайцы оккупируют Европу и Третья мировая война . разразится [ 3 ] Книга претендует на то, чтобы представлять «правдивую» историю нашей планеты. [ 26 ]
Шикаста намекает на Ветхий Завет , гностицизм и суфизм . [ 28 ] и опирается на несколько иудео-христианских тем. [ 26 ] к книге Лессинг написал в предисловии , что она уходит корнями в Ветхий Завет. [ 3 ] [ 29 ] Ее SOWF (Субстанция-Мы-Чувства), «духовная пища», текущая от Канопуса к Шикасте, также является словом, которое она придумала, с произношением, похожим на «Суфий». [ 30 ] Рецензент книги в Los Angeles Times заявил, что Шикаста — это «переработка Библии». [ 18 ] а сайт Infinity Plus проводит параллели между канопианцами и их посланниками, а также Богом и его ангелами из Ветхого Завета. [ 28 ] Рецензент New York Times написал, что «космическое пространство», откуда родом канопеанцы, является метафорой «религиозного или внутреннего пространства». [ 2 ] Тельма Дж. Шинн в своей книге « Миры внутри женщин: мифы и мифотворчество в фантастической женской литературе » описала борьбу между Канопусом и Шамматом, разыгравшуюся на Шикасте, как «вечную борьбу между добром и злом». [ 31 ] и «Дегенеративная болезнь», которая кажется Шикасте метафорой первородного греха . [ 26 ] Лессинг сказал в интервью, что последняя война ( Третья мировая война ) в конце романа – это Апокалипсис . [ 32 ] Филлис Штернберг Перракис написала в «Журнале исследований бахаи» , что Шикаста - это «символическое изображение прихода нового пророка на планету, подобную Земле». [ 33 ] и связывает это с принципами Веры Бахаи . [ 34 ]
Прием
[ редактировать ]Пол Грей написал в обзоре в Time , что документы, составляющие Шикасту, позволяют Лессингу растянуть роман на огромные периоды времени и сместить перспективу «резко с почти бесконечной на минуту». [ 1 ] Он сказал, что связность книги заключается в ее разнообразии, и отметил, как Лессинг сочетает свои «великие замыслы» и «конфигурации огромных сил» с «болезненными отрывками». [ 1 ] Грей сказала, что Шикаста ближе к «Путешествиям Гулливера» и «Ветхому Завету», чем к Баку Роджерсу , и может разочаровать читателей, интерпретирующих ее «космическую фантастику» как «научную фантастику». [ 1 ] Он нашел мрачное видение истории Земли Лессинг, в котором она предполагает, что люди «не могли... не создавать беспорядка, который у них есть, что все их ошибки были предопределены небольшим тиком в космосе», немного «неудовлетворительным», но добавил что даже если вы не разделяете ее теории, книга все равно может доставлять удовольствие, «даже яростно увлекая на каждой странице». [ 1 ] Грей назвал Шикасту «смелым и тревожным произведением одного из величайших ныне живущих писателей мира». [ 1 ]
Автор Гор Видал написал в The New York Review of Books , что Шикаста - это «произведение огромного воображения». [ 3 ] Он сказал, что Лессинг является «мастером» эсхатологического письма, но добавил, что, хотя ее изображения терминала Лондона «очень реальны», в целом книга «никогда не бывает достаточно реальной». [ 3 ] Лессинг Видаль также чувствовал, что Зона 6, альтернативный мир для мертвых, [ а ] не так убедительно, как «Засушливые земли» в Урсулы К. Ле Гуин « Земноморье» трилогии . Он сравнил канопианцев и Шаммата с « Богом и Сатаной Мильтона в Потерянном рае» , но сказал, что, хотя «ниспровержение Люцифером… своего создателя-писателя — это нечто потрясающее», у Шикасты Лессинга человеческая раса, лишенная свободы воли , слишком пассивна и не представляет никакого интереса. [ 3 ] Видаль объяснил это «капитуляцией» Лессинг суфиям и SOWF (Субстанция-на-чувствования), а не ее неспособностью создавать хороших персонажей. [ 3 ]
New York Times Рецензент Джордж Стэйд сказал, что Шикаста «заставляет нас задуматься о… кто мы, как мы попали на этот путь и куда мы идем», но пожаловался, что книга полна «ложных надежд» и что судьба человечества зависит от «теософских эманаций, космических влияний, оккультных сил, духовных посещений и звездных вибраций». [ 2 ] Когда SOWF отрезан, а шикастанцы вырождаются, Лессинг «одновременно обвиняет и оправдывает» их, подразумевая, что человечество плохо, но это не их вина. [ 2 ] Хотя Штаде похвалил Лессинг за сатиру в книге и ее изображения Зоны 6, которые, по его словам, «обладают жуткой красотой древних гностических текстов», он «не одобрял [d]» роман в целом, но добавил: «Это не Это не значит, что мне не понравилось это читать». [ 2 ]
Пишу в Los Angeles Times . М. Г. Лорд назвал Шикасту «эпиком» и заподозрил, что это могло повлиять на Нобелевский комитет , когда они назвали Лессинг «эпиком женского опыта». [ 18 ] Тельма Дж. Шинн написала в своей книге « Миры внутри женщин: мифы и мифотворчество в фантастической женской литературе» , что история человечества в Шикасте , представленная Лессинг , «пессимистична», но «убедительна». [ 35 ] Infinity Plus охарактеризовала Шикасту как «мейнстримный роман, использующий идеи научной фантастики», и заявила, что, хотя Лессинг не смогла предсказать распад Советского Союза и влияние компьютеров, роман «едва кажется устаревшим» из-за ее «хитрой неуверенности в себе». -специфический» подход. [ 28 ]
Джеймс Шелленберг, писавший в «Вызов судьбы канадском журнале научной фантастики и фэнтези Шикасты », был впечатлен «великим чувством перспективы » и контекстом человечества, помещенным в «более масштабную цивилизацию и правильное мышление». [ 36 ] Ему понравилась концепция SOWF как «метафоры связей сообщества», но он считал, что это необычный способ построить утопию . [ 36 ] Разрозненное повествование в книге приводит к тому, что Лессинг нарушает «знаменитый принцип писательства: показывай, а не рассказывай», и хотя это может сработать при определенных обстоятельствах, Шелленберг чувствовал, что этот подход не очень хорошо работает в Шикасте . [ 36 ] Интернет -журнал « Путешествие к морю» счел включение Лессинг историй из еврейской Библии логическим мыслителем «занимательным и интригующим» и заявил, что она бросает вызов неприятию этих священных текстов , предполагая, что «вообразимо возможно», что они могут быть правдой. [ 9 ]
После смерти Лессинга в 2013 году The Guardian включила Шикасту в свой список пяти лучших книг Лессинга. [ 37 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шикаста окружен шестью метафизическими зонами (сродни космологическим планам ), каждая из которых представляет разные «уровни духовного бытия»; [ 5 ] Зона 6 является «ближайшей» к Шикасте и представляет собой план, на который отправляются « души » умерших планеты, и из которого души возрождаются ( перевоплощаются ) обратно на планету. [ 2 ] [ 3 ] [ 6 ] Лессинг подробно описывает Зоны в следующей книге «Канопус» серии «Брак между зонами третьей, четвертой и пятой» (1980).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Грей, Пол (22 октября 1979 г.). «Визит на маленькую планету» . Время . Архивировано из оригинала 21 января 2011 года . Проверено 21 декабря 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стаде, Джордж (4 ноября 1979 г.). «Фантастический Лессинг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Видал, Гор (20 октября 1979 г.). «Возвращенный рай» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Пейн, Том (12 апреля 2008 г.). «Дорис Лессинг — идеальный лауреат Нобелевской премии» . «Дейли телеграф» . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Лессинг 1994a , с. 16.
- ^ Jump up to: а б Шинн и Ричард 1986 , с. 111.
- ^ Jump up to: а б с Лессинг, Дорис (23 ноября 1996 г.). «О смерти Идриса Шаха (отрывок из некролога Шаха в лондонской The Daily Telegraph )» . dorislessing.org . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б «Дорис Лессинг: Биобиблиографические заметки» . NobelPrize.org . Архивировано из оригинала 12 октября 2007 года . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Хойт, Рэнди (1 мая 2009 г.). » Дорис Лессинг «Библейские повествования в «Шикасте » . Путешествие к морю . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Лессинг 1994а , «Некоторые замечания», с. 8.
- ^ Альтер, Роберт (11 января 1981 г.). «Дорис Лессинг в визионерском режиме» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ «Дорис Лессинг» . Мурал . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хейзелтон, Лесли (25 июля 1982 г.). «Дорис Лессинг о феминизме, коммунизме и «космической фантастике» » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Галин 1997 , с. 21.
- ^ Лессинг 1994b , «Предисловие», с. 11.
- ^ Леонард, Джон (7 февраля 1982 г.). «Пространство Дорис Лессинг» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Блюм, Харви. «Дорис Лессинг: Горячие рассветы» . Бостонское книжное обозрение . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лорд, М.Г. (15 октября 2007 г.). «Она перенесла литературу в новые миры» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ «Нобелевская премия по литературе 2007 года: Дорис Лессинг» . NobelPrize.org . Архивировано из оригинала 4 июня 2011 года . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Лессинг 1994a , Выдержка из отчета Джохора «Дополнительная пояснительная информация II», стр. 250.
- ^ Перракис 2004 , с. 86.
- ^ «Все о персидской каллиграфии» . Персидская каллиграфия . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Диксон 1990 , с. 17.
- ^ Лессинг 1994a , с. 267. («Нас, детей, трижды отправляли на каникулы в Англию. Мы остаемся в Лондоне, а затем едем к семье в Уэльс». – отрывок из дневника Рэйчел Шербан).
- ^ Перракис, Филлис Штернберг (март 1992 г.). «Путешествие по вымышленному миру Лессинга» . Научно-фантастические исследования . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д Шинн и Ричард 1986 , с. 49.
- ^ Лессинг 1994a , История Шикасты , Том. 3012, «Век разрушения», с. 109.
- ^ Jump up to: а б с Хаммерсли, Ричард. «Шикаста» . Инфинити Плюс . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ Лессинг 1994a , «Некоторые замечания», с. 10.
- ^ Галин 1997 , с. 86.
- ^ Шинн и Ричард 1986 , с. 50.
- ^ Фрик, Томас (1988). «Искусство фантастики № 102: Дорис Лессинг» . Парижское обозрение . п. 11 . Проверено 28 марта 2011 г.
- ^ Перракис 2004 , с. 74.
- ^ Перракис 2004 , с. 75.
- ^ Шинн и Ричард 1986 , с. 52.
- ^ Jump up to: а б с Шелленберг, Джеймс (1999). «Обзор феминистской научной фантастики: мейнстримовые захватчики» . Сложная судьба . Проверено 25 марта 2011 г.
- ^ «Дорис Лессинг: Ее пять лучших книг» . Хранитель . 18 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 20 февраля 2016 г. . Проверено 2 февраля 2016 г.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Диксон, Барбара (1990). «Структурная сложность в романах Дорис Лессинг о Канопусе». Журнал фантастического в искусстве . 2 (3). Орландо, Флорида : Международная ассоциация фантастического искусства : 14–22. JSTOR 43308052 .
- Галин, Мюге (1997). Между Востоком и Западом: суфизм в романах Дорис Лессинг . Олбани, Нью-Йорк : Издательство Государственного университета Нью-Йорка . ISBN 0-7914-3383-8 .
- Лессинг, Дорис (1994a) [1979]. Шикаста . Лондон: Фламинго . ISBN 0-00-712776-6 .
- Лессинг, Дорис (1994b) [1980]. Сирианские эксперименты . Лондон: Фламинго . ISBN 0-00-654721-4 .
- Перракис, Филлис Штернберг (2004). «Четыре уровня отстраненности в «Шикасте» Дорис Лессинг» (PDF) . Журнал исследований бахаи . 14 . Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2012 года . Проверено 24 марта 2011 г.
- Шинн, Тельма Дж.; Ричард, Тельма (1986). Миры внутри женщин: миф и мифотворчество в фантастической литературе женщин . Вестпорт, Коннектикут : Издательская группа Greenwood . ISBN 9780313251016 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фахим, Шадиа С. (1995). Дорис Лессинг: Суфийское равновесие и форма романа . Бейзингсток , Великобритания/Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан / St. Martin's Press . ISBN 0-312-10293-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальный сайт
- Шикасты Издания в FantasticFiction
- Шикасты Список названий в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Британские романы 1979 года
- Научно-фантастические романы 1979 года
- Британские научно-фантастические романы
- Вымышленные планеты
- Книги Джонатана Кейпа
- Книги Альфреда А. Кнопфа
- Романы Дорис Лессинг
- Персидские слова и фразы
- Социально-научная фантастика
- Романы о внеземной жизни
- Художественная литература, действие которой происходит вокруг Канопуса