Незаконный оборот древесного угля в Сомали
Когда в 1991 году центральное правительство Сомали рухнуло, некогда жестко регулируемая торговля сомалийским углем возобновилась. [1] В 1990-х годах гражданская война в Сомали , разрушительные наводнения Эль-Ниньо и ограничение доступа к европейскому рынку привели к краху бывшей процветающей банановой отрасли, что привело к увеличению зависимости от торговли древесным углем. [2]
Древесный уголь вскоре стал прибыльным краеугольным камнем политической экономии в Сомали и в конечном итоге превратился в один из наиболее важных источников дохода для преступных сетей, таких как « Аш-Шабааб» . [1] Несмотря на международные усилия по ограничению торговли в 2010-е годы, она периодически процветала и продолжает оставаться политически дестабилизирующим фактором в регионе Африканского Рога . [3]
На протяжении веков торговый путь прокладывался через торговлю с арабами вдоль восточноафриканского побережья. Он начинается с вырубки и сжигания деревьев акации в Сомали, затем обугленные останки транспортируются по суше в порты на юге Сомали (особенно в порты Кисмайо и Бараве ), а затем перемещаются на север по морю на расстояние более 4000 километров в центры сотрудничества в Персидском заливе. Совет (GCC) заявляет. [3] Несмотря на запрет Совета Безопасности ООН на экспорт сомалийского древесного угля в 2012 году, [4] торговля древесным углем часто маскируется под импорт из других стран, а коррупция среди сотрудников морского транспорта и таможни является обычным явлением. Попав в страны Персидского залива , посредники продают древесный уголь в меньших количествах розничным торговцам и ресторанам для использования в кальянах и для приготовления мяса на гриле соответственно. [3]
Последствия незаконного оборота древесного угля в Сомали
[ редактировать ]Торговля древесным углем на Африканском Роге принесла преступным организациям значительные доходы. В начале 2010-х годов «Аш-Шабааб» зарабатывала 8–18 миллионов долларов США в год за счет налогообложения трафика древесного угля на одном контрольно-пропускном пункте. [5] К 2013 году общая стоимость экспорта достигла пика в 360–384 миллиона долларов США в год. [5] В конце концов торговля сократилась, и к 2018 году оптовая стоимость составила 120 долларов США. [6] до 150 миллионов долларов США в год, [7] [8] [9] с годовыми доходами террористических организаций в размере 7,5 долларов США. [7] [8] [9] до 10 миллионов долларов США. [6] После низкой или нулевой торговой активности в 2019–2021 годах незаконная торговля древесным углем в Сомали возобновилась в 2022 году. [10] [11]
Торговля древесным углем оказывает пагубное воздействие на окружающую среду в Сомали. Примечательно, что производство древесного угля приводит к значительной вырубке лесов в регионах Джубаленд , Бэй и Нижняя Шабелле . [11] По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) , в период с 2011 по 2017 год было вырублено около 8 миллионов деревьев акации для производства 16 миллионов мешков древесного угля. Это означает, что в среднем за этот семилетний период каждые 30 секунд срубалось одно дерево. [12] [13] Если такие темпы вырубки лесов продолжатся, это приведет к полному исчезновению деревьев в Сомали к 2060 году. [7] [8] Вырубка лесов, в свою очередь, делает страну уязвимой к засухам , голоду и наводнениям , а также повышает риск конфликтов из-за ресурсов и серьезных гуманитарных кризисов . [14]
Водители незаконного оборота древесного угля в Сомали
[ редактировать ]Движущие силы, стоящие за незаконным оборотом древесного угля, многогранны. Сомалийские торговцы древесным углем заявили, что эта торговля является единственным разумным источником средств к существованию, поскольку работу найти трудно, а отсутствие рек и надежных источников воды затрудняет ведение сельского хозяйства. Представители Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) подчеркнули необходимость борьбы с бедностью и инвестирования в возможности для бизнеса, чтобы создать условия для других, устойчивых форм средств к существованию. [6] Слабость государственных институтов и морских возможностей по мониторингу, сдерживанию и перехвату торговли также способствуют незаконному обороту древесного угля. [15] [16]
Ключевой движущей силой незаконной торговли древесным углем является значительный спрос на сомалийский древесный уголь в государствах Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) , которым мешки с древесным углем часто маркируются как законные. [7] [8] [6] [17] Бизнес оказался прибыльным. В 2012 году мешок древесного угля, который в Сомали стоил около 3–4 долларов США, в странах Персидского залива продавался примерно за 10 долларов США. [18] Модель торговли древесным углем усугубила регрессивный дисбаланс в Сомали. Это привело к тому, что политическая элита Сомали стала больше полагаться на личное покровительство и оказалась втянутой в конкурирующее соперничество , что дестабилизирует как Сомали, так и весь регион Красного моря . [19]
Эмбарго ООН на экспорт древесного угля из Сомали
[ редактировать ]22 февраля 2012 года Совет Безопасности ООН (СБ ООН) принял резолюцию 2036, которая ввела эмбарго на экспорт древесного угля из Сомали. Резолюция запрещает импорт сомалийского древесного угля государствами-членами и призывает соседние страны обеспечить соблюдение эмбарго. Резолюция была направлена на прекращение финансирования группировки «Аш-Шабааб», которая зарабатывала миллионы долларов на торговле древесным углем со странами Персидского залива. [4] В 2014 году СБ ООН принял резолюцию 2182, согласно которой государства-члены были уполномочены проверять суда, подозреваемые в перевозке древесного угля из Сомали в нарушение запрета, а также конфисковывать и утилизировать незаконный груз, направляя суда в порт. Резолюция 2182 также подчеркнула важную роль, которую играют региональные организации, такие как Африканский Союз , в успешном осуществлении эмбарго. [20] [7] Запрет на древесный уголь все еще действует и в последний раз был подтвержден в резолюции 2662 в ноябре 2022 года, в которой также подчеркивается необходимость сокращения запасов древесного угля в Кисмайо и его окрестностях. [21]
Ключевые действующие лица
[ редактировать ]Незаконной торговле древесным углем в Сомали способствует сложная сеть субъектов, включая торговцев, перевозчиков, брокеров и оптовиков , а также тех, кто участвует в изготовлении поддельных документов для обхода эмбарго ООН на экспорт древесного угля. [22] Различные государства и международные организации приняли меры по борьбе с торговлей людьми. В этом разделе представлен обзор ключевых участников, участвующих либо в сохранении, либо в борьбе с проблемой незаконного оборота древесного угля в Сомали.
Аль-Шабааб
[ редактировать ]В начале 2010-х годов «Аш-Шабааб» получала свои доходы из различных источников, связанных с древесным углем, включая налоги на добычу, транспортировку, сборы на контрольно-пропускных пунктах, портовые сборы и экспортные налоги. [23] Налоговая система, введенная «Аш-Шабааб», считается очень сложной и напоминает систему налогообложения небольшого национального государства. [24] В 2012–2013 годах наблюдатели ООН выявили в Кисмайо 39 торговцев древесным углем . Из них двое были связаны с «Аш-Шабааб» и управляли 32% древесного угля, вывозимого из города. [25] Однако периодически «Аш-Шабааб» также запрещала торговлю древесным углем в районах, которые они контролировали, и нарушала торговлю, чтобы предотвратить потоки доходов политическим оппонентам, в основном властям Сомали. [26] [27] Похоже, что это и есть текущая стратегия. [28]
Силы обороны Кении и Миссия Африканского союза в Сомали (АМИСОМ)
[ редактировать ]По сообщениям наблюдателей ООН , Силы обороны Кении (KDF) и Миссия Африканского союза в Сомали (АМИСОМ) подорвали реализацию запрета на уголь. [29] Взяв под свой контроль важные торговые пути и ключевые порты (в первую очередь порт Кисмайо ) у «Аш-Шабааб» в ходе операции « Линда Нчи » в 2012 году, KDF и АМИСОМ были непосредственно вовлечены в бизнес по торговле древесным углем, грубо нарушая эмбарго и открыто поручения Шейха Хасана президента Сомали . [30] В 2011–2012 годах Кения выступала за отмену запрета на очистку запасов вокруг Кисмайо, но их предложение было отклонено ООН. [31] В 2016 году появились сообщения о том, что кенийские силы разрешили экспорт древесного угля из Кисмайо в обмен на плату в размере 2 долларов США за мешок. [32] Более того, сообщалось, что СОК и АМИСОМ неоднократно отказывали федеральному правительству и наблюдателям ООН в доступе к местам хранения запасов и ключевым экспортным портам для проведения расследований. [33] [34] [35] KDF и АМИСОМ также проигнорировали попытки наблюдателей ООН установить с ними контакт по вопросам соблюдения эмбарго . [32]
власти Сомали
[ редактировать ]Торговля древесным углем на юге Сомали опирается на партнерство между местными бизнес-сообществами, главным образом в Кисмайо, и коррумпированными региональными властями. Штат Джубаленд получил значительную прибыль от незаконного экспорта древесного угля, взимая пошлины и сборы на контрольно-пропускных пунктах и в портах. В 2016 году взималась плата в размере примерно 3 долларов США за мешок, в результате чего администрация Джубаленда получала ежемесячный доход от 1,1 до 1,5 миллиона долларов США. Администрация Джубаленда также задержала рабочих в порту Кисмайо, в том числе подозреваемых информаторов . [36] Вплоть до 2018 года администрация Джуббы часто подвергалась критике со стороны наблюдателей ООН за плохое использование древесного угля. [37] [38]
В 2016 году наблюдатели ООН пожаловались, что федеральное правительство Сомали не приняло достаточных мер для решения проблемы существующих запасов древесного угля, которые представляют угрозу миру и безопасности в этом районе. Наблюдатели предупредили, что вооруженные группировки могут конкурировать за коммерческую ценность запасов древесного угля и что он может быть экспортирован в нарушение санкций. [39]
Хотя запасы еще не расчищены, [11] федеральное правительство признает угрозу окружающей среде и безопасности, которую представляет торговля [40] и призвал к расширению международного сотрудничества в обеспечении соблюдения запрета на уголь. [41] Кроме того, они поделились информацией о конкретных судах, перевозящих незаконные партии древесного угля. [42]
Страны-импортеры
[ редактировать ]Основными импортерами сомалийского древесного угля являются страны Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССЗ) , в частности Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) . Любители кальяна в странах Персидского залива высоко ценят сомалийский уголь из-за его ярко выраженного аромата акации . [11] [43] Наблюдатели ООН неоднократно критиковали страны Персидского залива за их бездействие в обеспечении соблюдения эмбарго на уголь, введенное резолюцией 2036, а также за отсутствие сотрудничества с международными субъектами, такими как официальные лица ООН. [44] [45] [46] В 2013 году выяснилось, что шесть крупнейших угольных бизнесменов базируются в Дубае , причем некоторые из них имеют прямые связи с «Аш-Шабааб». [25]
Со временем ключевые страны-импортеры начали совершенствовать свои возможности по обеспечению соблюдения эмбарго. Например, в 2017 году Кувейт и Бахрейн продемонстрировали активную приверженность и сотрудничество с наблюдателями ООН, что привело к конфискации партий древесного угля. [47] В 2018 году Иран и Оман объявили о прекращении импорта древесного угля из стран, которые обычно указываются как страны происхождения в фальсифицированных документах, таких как Коморские Острова, Кот-д'Ивуар и Гана. [48]
Объединенные морские силы (CMF)
[ редактировать ]Объединенные морские силы (CMF), многонациональное военно-морское партнерство под руководством США, активно поддержали введение запрета на уголь, делясь информацией с правительствами и другими ключевыми сторонами, тем самым способствуя конфискации древесного угля. [49] CMF провела несколько конференций совместно со странами Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ), направленных на борьбу с незаконной контрабандой сомалийского древесного угля. На конференции 2018 года, состоявшейся в штаб-квартире CMF в Бахрейне, участники согласились расширить сотрудничество между CMF, соответствующими странами и различными организациями, такими как Группа экспертов ООН по Сомали, Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН). , GCC, центры военно-морских операций (NOC) и центры морской безопасности. Целью этого усиленного партнерства является содействие более эффективному обмену информацией и обучению, тем самым улучшая усилия по борьбе с незаконной контрабандой древесного угля из Сомали. [7]
В 2019 году Объединенная оперативная группа (CTF) 152 , которая является подразделением CMF, отвечающим за морскую безопасность и борьбу с терроризмом в регионе, [50] провел конференцию для обсуждения незаконной контрабанды древесного угля из Сомали с представителями CMF и GCC. Коммодор Королевского флота Стив Дейнтон заявил, что «обмен информацией и сотрудничество являются ключом к обеспечению безопасности на море». [8] Помимо CTF 152, Объединенная оперативная группа 150 также принимает участие в пресечении незаконных перевозок древесного угля. [51]
Субъекты Организации Объединенных Наций
[ редактировать ]Несколько организаций, комитетов и подразделений системы Организации Объединенных Наций (ООН) принимают меры по борьбе с торговлей углем, чтобы облегчить выполнение эмбарго на уголь в Сомали. Одними из наиболее важных функций являются различные группы мониторинга, которым было специально поручено расследование торговли сомалийским древесным углем. В настоящее время Группа экспертов по Сомали является основной функцией мониторинга и публикует ежегодные отчеты о текущем состоянии осуществления эмбарго. [52] [53]
Совет Безопасности ООН (СБ ООН) активно занимается мерами по борьбе с торговлей людьми. По письменному запросу президента Хасана Шейха в октябре 2014 года СБ ООН разрешил международным военно-морским флотам перехватывать любое судно, подозреваемое в перевозке древесного угля в Индийском океане. [54] Комитет Совета Безопасности в соответствии с резолюцией 751 (1992) относительно «Аш-Шабааб» контролирует санкционные меры, введенные в отношении «Аш-Шабааб», включая запрет на уголь. [55] В феврале 2023 года Исикане Кимихиро, председатель комитета, заявил, что комитет сейчас уделяет больше внимания расследованиям финансов «Аш-Шабааб», включая нарушения запрета на уголь. [56]
Управление ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) также участвует в обеспечении соблюдения запрета на уголь, предоставляя рекомендации СБ ООН. [57] Организация разработала руководство, призванное поддержать чиновников, которые сталкиваются с потенциально незаконными поставками древесного угля из Сомали. В руководстве представлены подробные инструкции по отбору проб и классификации древесного угля, а также инструкции по составлению отчетов судебно-медицинской экспертизы, подходящих для судебных процессов. [58]
Программа устойчивого сокращения потребления древесного угля и альтернативных источников существования (PROSCAL) была реализована Сомали в сотрудничестве с Программой Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) , Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) . ПРОСКАЛ стремится предоставить энергетические альтернативы общинам, пострадавшим от производства древесного угля, чтобы уменьшить их зависимость от него и укрепить возможности сомалийских учреждений по обеспечению соблюдения эмбарго на уголь. [59] Однако ООН опубликовала мало информации о ходе и воздействии программы. [60]
Другие актеры
[ редактировать ]В 2013 году в торговле древесным углем в Кисмайо участвовали кенийские сомалийские торговцы, которые выступали в качестве брокеров для крупных торговцев в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) и представителей отдельных партий экспортируемого древесного угля. Некоторые из этих торговцев действовали непосредственно от имени «Аш-Шабааб». [61] Некоторые из лиц, вовлеченных в незаконную торговлю, являются бизнес-лидерами и политиками, получившими поддержку международного сообщества в восстановлении государственных институтов Сомали. [54]
Начиная с 2017 года наблюдатели ООН заметили, что незаконной торговле древесным углем, по-видимому, способствовали более формализованные транснациональные преступные сети, действующие между Сомали и ОАЭ. Примечательно, что наблюдатели получили информацию о корпорации All Star Group, которая считается основным поставщиком, торговцем и инвестором в торговле древесным углем. Корпорация заключила эксклюзивные соглашения как на экспорт, так и на распределение доходов с Временной администрацией Джуббы и «Аш-Шабааб» соответственно. [34] [62] [63]
ЕС также сыграл свою роль в принятии мер по борьбе с торговлей людьми. Например, в 2018 году Военно-морские силы Европейского Союза в Сомали (EUNAVFOR или операция «Аталанта») оказали помощь в расследовании незаконного оборота древесного угля в регионе и позволили ООН провести расследования за пределами Буур-Гаабо и Кисмайо . [29] EUNAVFOR контролирует западную часть Индийского океана и сообщает о случаях подозрительной деятельности судов, таких как незаконный экспорт древесного угля. [64] [65] Однако Верховный представитель / вице-президент ЕСВД Жозеп Боррель предложил искать выход из операции «Аталанта», выразив необходимость того, чтобы Сомали «взяла на себя полную ответственность за свою собственную безопасность к концу 2024 года». [66] Через Африканский фонд мира ЕС выделил 1,08 миллиарда евро в период с 2007 по 2015 год АМИСОМ . [67]
Новейшая история торговли древесным углем в Сомали
[ редактировать ]2009–2014
[ редактировать ]После «Аш-Шабааб захвата » порта Кисмайо в 2009 году Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) начали импортировать сомалийский древесный уголь увеличивающимися темпами. В 2011 году ОАЭ импортировали 143 миллиона кг сомалийского древесного угля по сравнению с 83 миллионами кг в 2008 году. Оценки общего количества экспортированного сомалийского древесного угля различались. По оценкам наблюдателей ООН, в 2010 году было экспортировано от 3,5 до 4,5 миллионов мешков, тогда как статистика ОАЭ и Саудовской Аравии показала, что это количество превысило 7 миллионов мешков. В 2011 году экспорт увеличился: наблюдатели ООН оценили общий объем торговли в 9–10 миллионов мешков, что приносило «Аш-Шабааб» 25 миллионов долларов США в год. [68]
В этот период ручей Шарджа в ОАЭ был основным портом въезда для торговцев древесным углем, а ОАЭ также служили транзитным пунктом для древесного угля, переупакованного и подготовленного для реэкспорта в другие страны региона. Аналогичная картина наблюдалась в Саудовской Аравии , где импорт вырос до 107 млн кг в 2011 году по сравнению с 66 млн кг в 2010 году. [69]
Несмотря на запрет на древесный уголь резолюцией 2036 СБ ООН в 2012 году, как власти Сомали, так и страны-импортеры Персидского залива не приняли достаточных мер по ограничению торговли. Фактически, торговля продолжала расти сразу после запрета. [70]
В период с 2012 по 2014 год масштабы международной торговли сомалийским углем оставались стабильными: «Аш-Шабааб» получала прибыль в больших масштабах, чем когда они контролировали порт Кисмайо. Основными импортерами в этот период были ОАЭ, Оман и Кувейт . [71]
С 2015 по 2018 год
[ редактировать ]После захвата Бараве порта Сомалийской национальной армией и АМИСОМ в октябре 2014 года «Аш-Шабааб» потеряла контроль над основными объектами экспорта древесного угля. [72] В 2015 году торговля в порту, похоже, прекратилась, а общая роль и доходы «Аш-Шабааб» от торговли древесным углем снизились. Однако экспорт из отдаленного прибрежного города Буур-Гаабо расширился, но было неясно, кто имеет власть над торговлей. [73]
Несмотря на местную экспансию в Буур-Гаабо, общий экспорт сомалийского древесного угля снизился в 2015–2016 годах. В 2016 году наблюдатели ООН оценили объем торговли в среднем в 5,25 миллиона мешков древесного угля в год. Частично причиной спада стало улучшение правоприменительных мер со стороны ключевых импортеров, в первую очередь ОАЭ, что лишило стимулов экспортеров древесного угля в Сомали. [74] Другое объяснение заключается в том, что в 2015 году «Аш-Шабааб» изменила стратегию в сторону запрета древесного угля в районах, находящихся под их контролем, и нападения на торговцев, а не управления торговлей самостоятельно. По мнению наблюдателей ООН, неподтвержденные сообщения о разрыве соглашения о разделе доходов между «Аш-Шабааб» и президентом Джубаленд штата Сомали Ахмедом Мохамедом Исламом могут объяснить этот стратегический сдвиг. Однако экспорт древесного угля продолжался из Кисмайо и Буур-Гаабо (которые также были основными местами складирования древесного угля) в Дубай . [75]
В 2016–2017 годах уровень нелегального экспорта древесного угля из юга Сомали остался неизменным по сравнению с предыдущими годами. По оценкам, в 2017 году из Кисмайо и Буур-Гаабо было экспортировано около 4 миллионов мешков. [76] В 2017–2018 годах торговля сократилась еще больше — примерно до 3 млн мешков в год. Порт Хамрия в ОАЭ, порт Дукм и Шинас порт в Омане , а также свободная зона Киш и свободная зона Кешм в Иране были основными точками импорта. Два иранских порта в основном использовались для перевалки сомалийского древесного угля в ОАЭ . [77]
С 2018 года по настоящее время
[ редактировать ]В 2019, 2020 и 2021 годах наблюдатели ООН не зафиксировали случаев экспорта древесного угля из Сомали . Последняя значительная поставка состоялась в августе 2018 года, когда 4750 тонн древесного угля в 190 000 мешках отправились из Кисмайо в Хор-эль-Зубайр порт в Ираке . В Ираке его переупаковали и отправили в соседние государства с января по апрель 2019 года. [78] [79]
По мнению наблюдателей ООН, с остановкой экспорта древесного угля связано несколько возможных объяснений. Примечательно, что такие ключевые государства, как ОАЭ, Оман, Кувейт и Иран, начали применять эмбарго в 2018 году. [80] Различные усилия федерального правительства Сомали , властей Джубаленда и международного сообщества якобы предотвратили экспорт древесного угля. [81] Федеральное правительство Сомали усилило политические заявления о негативном воздействии производства древесного угля на окружающую среду, что способствовало спаду торговли. Администрация Джубаленда предотвратила крупномасштабный экспорт древесного угля из Кисмайо и Буур-Гаабо . Международные партнеры, в том числе CMF , Военно-морские силы ЕС (через операцию «Аталанта» ), ФАО и УНП ООН , еще больше сдерживали торговцев древесным углем посредством спутникового и военно-морского мониторинга. [82] [83] Использование политического давления , наблюдения и международных военно-морских сил в совокупности действовало как мощный сдерживающий фактор . [81]
В 2021 году запасы древесного угля в Кисмайо и Буур-Гаабо составили от 600 000 до 900 000 мешков. [84] Торговля древесным углем продолжается в Сомали, поскольку древесный уголь остается основным источником энергии для сомалийских общин. [11] В 2019 году «Аш-Шабааб» возобновила нападения на торговцев древесным углем в Сомали, чтобы подорвать доходы, получаемые местными администрациями. [27]
В 2022 году произошел первый значительный экспорт древесного угля из Сомали с 2018 года, когда судно MV Fox незаконно вывезло 4425 тонн древесного угля из Кисмайо. [42] В конечном итоге судно попало в аварию у берегов Омана и было конфисковано властями Омана в соответствии с резолюцией 2036 (2012). [10] Согласно расследованиям Correctiv, проведенным в конце 2022 года, древесный уголь также экспортируется из портов Могадишо и Бараве . [11]
Несмотря на возросшие усилия ключевых игроков по осуществлению эмбарго, слабые структуры портового контроля, отсутствие дееспособной береговой охраны Сомали и значительные запасы древесного угля остаются значительными рисками для дальнейшего осуществления эмбарго. [85] Наблюдатели ООН рекомендовали единовременно частично снять эмбарго на уголь в 2022 году, чтобы облегчить очистку существующих запасов угля вокруг Кисмайо, стоимость которых оценивается в 12 миллионов долларов США. [86]
Методы торговли древесным углем
[ редактировать ]Дискретные поставки
[ редактировать ]Суда, используемые для перевозки древесного угля, различаются по размеру. Однако сомалийские контрабандисты древесного угля обычно предпочитают суда меньшего размера с максимальной вместимостью около 35 000 мешков. [87] [88] В 2013–2014 годах трейдеры все чаще стали разбивать поставки на более мелкие партии, загружаемые на менее заметные суда дау. [89] Многие суда дау не используют усовершенствованные навигационные системы , что затрудняет их отслеживание международными морскими организациями и военно-морскими силами. [90]
Поскольку товары, которые традиционно перевозились на дау, такие как финики, теперь продаются в контейнерах после расширенной экономической либерализации , владельцы дау выразили обеспокоенность тем, что существует мало других жизнеспособных грузов, кроме древесного угля. Это подтолкнуло дау к теневой экономике древесного угля в западной части Индийского океана. Это также привело к усилению подозрений в отношении владельцев дау, которых иногда несправедливо осуждали за поддержку таких группировок боевиков, как «Аш-Шабааб». [91]
Более крупные суда с углем, оснащенные автоматической системы идентификации приемопередатчиками , отключают их, чтобы избежать обнаружения. [32] Кроме того, торговцы могут скрывать физические идентификационные признаки, такие как названия судов. [90] Мониторинг поставок осложняется еще и тем, что контрабандисты складируют и загружают древесный уголь в отдаленных местах, таких как, например, Буур-Гаабо , чтобы избежать обнаружения. [32]
Торговый цикл сахара и угля
[ редактировать ]В начале 2010-х годов сложившийся торговый цикл включал импорт сахара в Сомали и экспорт древесного угля в страны Персидского залива на одних и тех же судах. Торговцы древесным углем отправляли свои корабли в Бараве или Кисмайо для погрузки древесного угля для обратного пути после разгрузки сахара в порту Могадишо . В 2012 году 26 процентов судов, разгружающихся в порту Могадишо, направлялись в следующий Кисмайо, и большинство из них прибыли из Дубая , ОАЭ . Наиболее примечательные случаи касались судов MV Victoria, MV Diamond Sun, MV Ashraf B и MV Alba Star. [92]
Сфабрикованная документация о происхождении
[ редактировать ]Фальсификация таможенной документации была основным методом обхода запрета на уголь. [93] Ложные документы используются дау в порту разгрузки, в основном в ОАЭ , чтобы замаскировать фактический порт отправления. [32] В поддельных документах утверждается, что сомалийский древесный уголь происходит из таких стран, как Коморские Острова , Джибути , Кения , Гана , Кот-д'Ивуар , Танзания или Пакистан . [93] [34] Некоторые сертификаты происхождения полностью подделаны торговцами древесным углем без какого-либо участия чиновников этих стран. В других случаях консульства или посольства стран происхождения могут легально заверить документы или даже подделать их самостоятельно. [62] Например, сообщается, что в ОАЭ с помощью коррумпированных посредников создаются подделки в обмен на комиссионные. [93]
Официальные данные об импорте древесного угля в странах Персидского залива свидетельствуют о значительном использовании сфабрикованных документов. Поскольку официальный импорт Сомали радикально сократился примерно в 2014 году, импорт древесного угля из таких стран, как Коморские Острова, Джибути или Кения, резко увеличился. Например, по данным ОАЭ, в 2013 и 2014 годах древесный уголь не импортировался из Сомали, тогда как импорт древесного угля из Джибути вырос с нуля в 2011 году до почти 41 млн кг к 2014 году. [90]
Переупаковка древесного угля в пунктах перевалки с целью сокрытия его происхождения также была обычной практикой, позволяющей обойти запрет на древесный уголь. Например, в 2018 году наблюдатели ООН сообщили, что сомалийский уголь был переупакован в Иране в белые пакеты с надписью «Продукт Ирана». Затем древесный уголь был перегружен на меньшие дау под иранским флагом и экспортирован в порт Хамрия , ОАЭ, с использованием фальшивых сертификатов происхождения, в которых утверждалось, что Иран является страной-производителем. [94]
Флаги зарубежных стран
[ редактировать ]Было подтверждено, что несколько судов, перевозящих сомалийский древесный уголь, либо принадлежат гражданам Индии, либо плавают под индийским флагом . [95] В 2014 году наблюдатели ООН заявили, что многие владельцы этих судов заявили, что не могут предоставить подробную информацию о грузе и его пункте назначения, поскольку зафрахтовали свои суда посредникам и брокерам. Однако некоторые владельцы подтвердили, что знали о поддельных сертификатах происхождения древесного угля. Брокеры, зафрахтовавшие их суда, обычно базировались в Дубае. [96] [32]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Махаджан 2019 , стр. 413–414.
- ^ Гриднев 2018 , стр. 146–147.
- ^ Jump up to: а б с Гриднев 2018 , стр. 127–128.
- ^ Jump up to: а б Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2036 (22 февраля 2012 г.) Документ ООН S/RES/2036
- ^ Jump up to: а б «Незаконная торговля древесным углем под контролем Аль-Шабааб | ГРИД-Арендал» . www.grida.no . 2013 . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Васике, Эндрю (5 ноября 2018 г.). «Нарушения запрета ООН на сомалийский уголь продолжаются с прежней силой – DW – 11.05.2018» . dw.com . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «CTF152 проведет конференцию по борьбе с контрабандой древесного угля» . Объединенные морские силы (ОКМФ) . 24 ноября 2018 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Незаконная контрабанда древесного угля приносит террористам миллионы, предупреждает конференция по морской безопасности. Королевский флот. 14 января 2019 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Контрабанда древесного угля финансирует сомалийские террористические группы» . Морская исполнительная власть . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Недавние заседания Комитета по санкциям 751 рассмотрели расследование финансов «Аш-Шабааб» и контрабанды оружия между Сомали и Йеменом, сообщил председатель Совета Безопасности | Пресса ООН» . press.un.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Древесный уголь: животрепещущая проблема Сомали» . корректив.орг . 16 января 2023 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Болоньези, Микеле; Леонарди, Уго (2018). «Анализ спутниковых изображений очень высокого разрешения для получения информации о производстве древесного угля и его динамике в Южном Сомали с 2011 по 2017 год» . Исследовательские ворота . дои : 10.13140/RG.2.2.22600.83203 .
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 44.
- ^ Гриднев 2018 , стр. 129–130.
- ↑ Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2662 (17 ноября 2022 г.) Документ ООН S/RES/2662 , параграф 36, стр. 8.
- ^ Гриднев 2018 , стр. 121–122.
- ^ Гриднев 2018 .
- ^ Вятт, Таня (1 февраля 2013 г.). «От Кардамоновых гор на юго-западе Камбоджи до лесов мира: исследование незаконной торговли древесным углем» . Международный журнал сравнительного и прикладного уголовного правосудия . 37 (1): 24. дои : 10.1080/01924036.2012.721196 . ISSN 0192-4036 . S2CID 129231954 .
- ^ Гриднев 2018 , с. 122.
- ^ Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2182 (24 октября 2014 г.) Документ ООН S/RES/2182.
- ^ Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2662 (17 ноября 2022 г.) Документ ООН S/RES/2662 , параграфы 34 и 36, стр. 8.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2014 г. , стр. 44.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 147-148.
- ^ Гриднев 2018 , с. 134.
- ^ Jump up to: а б Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , стр. 39.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2015 г. , стр. 8.
- ^ Jump up to: а б Группа экспертов по Сомали, 2019 г. , стр. 43-44.
- ^ Джей Бахадур (2022). « Террор и налоги: внутри машины по сбору доходов «Аш-Шабааб », Глобальная инициатива против транснациональной организованной преступности, стр. 12. Дата обращения: 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 47.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , стр. 27, 38.
- ^ Гриднев 2018 , с. 138.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 43.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , с. 38.
- ^ Jump up to: а б с Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2017 г. , стр. 48.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 44–45.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 42–43.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2017 г. , стр. 7, 48.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 6, 47.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 41–42.
- ^ «Идет региональное партнерство, чтобы помочь Сомали обеспечить соблюдение запрета на нелегальную торговлю древесным углем» . ЮНЕП . 30 мая 2019 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Сомали призывает к международному сотрудничеству, чтобы остановить незаконную торговлю древесным углем» . ООН Окружающая среда . 7 мая 2018 года . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Группа экспертов по Сомали 2022 , с. 38.
- ^ Гриднев 2018 , с. 129.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 7, 15, 148–149.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , стр. 449–451.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2015 г. , стр. 45.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2017 г. , стр. 48–49, 167–173.
- ^ Группа экспертов по Сомали, 2019 г. , с. 45.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2017 г. , стр. 50.
- ^ «Командир CTF 152 проводит юридическую конференцию по контрабанде древесного угля в Сомали» . Объединенные морские силы (ОКМФ) . 24 июня 2019 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Корабль ВМС США, патрулирующий Ближний Восток, конфисковал наркотики на 42 миллиона долларов» . Объединенные морские силы (ОКМФ) . 21 апреля 2023 г. Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Отчеты | Совет Безопасности ООН» . www.un.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Комитет Совета Безопасности по Сомали встречается с группой экспертов | Пресса ООН» . press.un.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Гриднев 2018 , с. 133.
- ^ «Комитет Совета Безопасности согласно резолюции 751 (1992) относительно Аль-Шабааб | Совет Безопасности ООН» . www.un.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «ООН расследует контрабанду оружия и древесного угля в Сомали» . Гароуэ Онлайн . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Председатель комитета по санкциям в отношении Сомали информирует Совет Безопасности о заключительном отчете и рекомендациях группы экспертов | Пресса ООН» . press.un.org . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ УНП ООН (2021). Древесный уголь: Руководство для судебно-медицинской экспертизы по отбору проб, исследованию и составлению отчетов , дата обращения 5 мая 2023 г.
- ^ ПРООН (2019). Программа устойчивого сокращения потребления древесного угля и альтернативных средств к существованию (PROSCAL) , дата обращения: 5 мая 2023 г.
- ^ Гриднев 2018 , с. 130.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , с. 442.
- ^ Jump up to: а б Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 46.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2020 , стр. 38.
- ^ «Ключевые факты и цифры | EUNAVFOR» . eunavfor.eu . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «ЗАЯВЛЕНИЕ ЕС НАВФОР АТАЛАНТА ПО РЕЗОЛЮЦИИ СБ ООН О БОРЬБЕ С ПИРАТСТВОМ У ПОБЕРЕЖЬЯ СОМАЛИ ОБЪЯВЛЕНИЕ О НЕПРОДЛЕНИИ ПРОДЛЕНИЯ | EUNAVFOR» . eunavfor.eu . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Сомали: Выступление Верховного представителя/вице-президента Жозепа Борреля на совместном параде медалей с EUCAP и EUTM Сомали | EEAS» . www.eeas.europa.eu . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ Гриднев 2018 , с. 139.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 147-151.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 150–151, 157.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 147.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2014 г. , стр. 11, 44, 48.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 41.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2015 г. , стр. 8, 42.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 5, 42.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2015 г. , стр. 8, 42–43.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2017 г. , стр. 47.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 8, 45.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2021 , стр. 34.
- ^ Группа экспертов по Сомали, 2019 г. , с. 42.
- ^ Группа экспертов по Сомали, 2019 г. , с. 41.
- ^ Jump up to: а б Группа экспертов по Сомали 2020 , с. 4.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2020 , стр. 40.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2021 , стр. 4, 34.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2021 , стр. 35.
- ^ Резолюция Совета Безопасности ООН (СБ ООН) 2662 (17 ноября 2022 г.) Документ ООН S/RES/2662 , параграф 46, стр. 8.
- ^ Группа экспертов по Сомали 2022 , стр. 38–39.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2012 г. , стр. 151.
- ^ Махаджан 2019 , стр. 408–409.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2014 г. , стр. 46.
- ^ Jump up to: а б с Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2015 г. , стр. 44.
- ^ Махаджан 2019 , стр. 414, 416.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2013 г. , стр. 449–450.
- ^ Jump up to: а б с Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2016 г. , стр. 44.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2018 г. , стр. 45.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2014 г. , стр. 50.
- ^ Группа мониторинга по Сомали и Эритрее, 2014 г. , стр. 51.
Библиография
[ редактировать ]- Гриднев, Илья (2018). «Сжигая будущее Сомали: незаконная торговля древесным углем между Африканским Рогом и Персидским заливом». В Верховене, Гарри (ред.). Экологическая политика на Ближнем Востоке . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 121–148. ISBN 9780190916688 .
- Махаджан, Нидхи (2019). «Маршруты дау: создание теневой экономики в западной части Индийского океана» . Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 39 (3): 407–419. дои : 10.1215/1089201X-7885356 . S2CID 213275249 .
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (27 июля 2012 г.), Письмо членов Группы контроля по Сомали и Эритрее от 27 июня 2012 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритрея , данные получены 5 мая 2023 г.
- Группа контроля по Сомали и Эритрее (19 июня 2013 г.), Письмо членов Группы контроля по Сомали и Эритрее от 19 июня 2013 г., адресованное Председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритрея , данные получены 5 мая 2023 г.
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (19 сентября 2014 г.), Письмо членов Группы мониторинга по Сомали и Эритрее от 19 сентября 2014 г., адресованное Председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритрея (PDF) , получено 5 мая 2023 г.
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (22 сентября 2015 г.), Письмо от 22 сентября 2015 г. членов Группы мониторинга по Сомали и Эритрее, адресованное Председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритрея , данные получены 5 мая 2023 г.
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (28 сентября 2016 г.), Письмо Группы мониторинга по Сомали и Эритрее от 28 сентября 2016 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритреи , получено 5 мая 2023 г.
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (2 ноября 2017 г.), Письмо Группы мониторинга по Сомали и Эритрее от 2 ноября 2017 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритреи , получено 5 мая 2023 г.
- Группа мониторинга по Сомали и Эритрее (2 октября 2018 г.), Письмо Группы мониторинга по Сомали и Эритрее от 2 октября 2018 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности во исполнение резолюций 751 (1992) и 1907 (2009) относительно Сомали и Эритреи , получено 5 мая 2023 г.
- Группа экспертов по Сомали (27 сентября 2019 г.), Письмо Группы экспертов по Сомали от 27 сентября 2019 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали , получено 5 мая 2023 г.
- Группа экспертов по Сомали (28 сентября 2020 г.), Письмо Группы экспертов по Сомали от 28 сентября 2020 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали , получено 5 мая 2023 г.
- Группа экспертов по Сомали (16 сентября 2021 г.), Письмо Группы экспертов по Сомали от 16 сентября 2021 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали , получено 5 мая 2023 г.
- Группа экспертов по Сомали (1 сентября 2022 г.), Письмо Группы экспертов по Сомали от 1 сентября 2022 г., адресованное председателю Комитета Совета Безопасности в соответствии с резолюцией 751 (1992) по Сомали , получено 5 мая 2023 г.