Тансен
Так давно | |
---|---|
![]() Портрет Миана Тансена, ок. 1585–90 [ 1 ] | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Рамтан Пандей |
Рожденный | в. 1493 или 1500 Гвалиор , Королевство Томар (современный Мадхья -Прадеш , Индия ) |
Умер | 26 апреля 1589 г. (89–96 лет) [ 2 ] Дели , Дели Субах , Империя Великих Моголов [ 3 ] (современный Дели, Индия ) |
Жанры | Классическая музыка хиндустани |
Род занятий | музыкант, инструменталист, вокалист, музыкальное образование |
Годы активности | До 1562 года: Раджа Рамчандра Сингх, Рева. После 1562 года: император Акбар |
Рамтану Пандей ( ок. 1493/1500 - 26 апреля 1589), широко известный как Миан Тансен ( букв. « Ученый » ) или Сангит Самрат ( букв. « Монарх хиндустанской музыки » ), был хиндустанским классическим музыкантом . [ 4 ] Родился в семье индуистского гаура-брамина . [ 5 ] он учился и совершенствовал свое искусство в северо-западном регионе современного Мадхья-Прадеша . Он начал свою карьеру и провел большую часть своей взрослой жизни при дворе и под покровительством индуистского короля Ревы Раджи Рамчандра Сингха (годы правления 1555–1592), где музыкальные способности и учеба Тансена получили широкую известность. [ 4 ] Эта репутация привлекла к нему внимание императора Великих Моголов Акбара , который отправил гонцов к Радже Рамчандре Сингху с просьбой присоединиться к музыкантам при дворе Великих Моголов. Тансен не хотел идти, но Раджа Рамчандра Сингх призвал его привлечь более широкую аудиторию и послал его вместе с подарками для Акбара. В 1562 году, примерно в возрасте 60 лет, вайшнав [ 6 ] музыкант Тансен присоединился ко двору Акбара, и его выступления стали предметом внимания многих придворных историков. [ 4 ]
О Тансене сложено множество легенд, смешивающих факты и вымысел, и историчность этих историй сомнительна. [ 7 ] Акбар считал его одним из девяти министров Наваратны (девяти драгоценностей) и дал ему титул Миан, почетный, означающий ученый человек. [ 8 ]
Тансен был композитором, музыкантом и вокалистом, которому приписывают множество композиций в северных регионах Индийского субконтинента. Он также был инструменталистом, популяризировавшим и усовершенствовавшим музыкальные инструменты. Он является одним из самых влиятельных личностей в североиндийской традиции индийской классической музыки , называемой хиндустани . Его исследования музыки и композиций в XVI веке вдохновили многих, и многие североиндийские гхараны (региональные музыкальные школы) считают его основателем своей линии. [ 9 ] [ 10 ]
Тансена помнят за его эпические композиции «Дхрупад» , создание нескольких новых произведений , а также за написание двух классических книг по музыке, «Шри Ганеш Стотра» и «Сангита Сара» . [ 11 ]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Дата и место рождения Тансена неясны, но большинство источников относят его рождение примерно к 1500 году нашей эры, или между 1493 и 1506 годами. Его биография также неясна, и существует множество противоречивых сведений, имеющих некоторые общие элементы. Исторические факты о Тансене трудно извлечь из обширных и противоречивых легенд, окружающих его. [ 12 ]
Согласно общим элементам различных историй, Тансена в детстве звали Рамтану. [ 13 ] Его отец Мукунд Рам (также известный как Мукунд Панде или Мукунд Мишра) [ 14 ] был богатым поэтом и опытным музыкантом, который некоторое время был священником индуистского храма в Варанаси . [ 13 ] По некоторым версиям истории считается, что Тансен родился глубоко немым и не говорил до 5 лет.
Тансен учился и совершенствовал свое искусство в районе Гвалиора , в современном Мадхья-Прадеше . Он начал свою карьеру и провел большую часть своей взрослой жизни при дворе и под покровительством индуистского короля Ревы Раджи Рамчандры Сингха, где музыкальные способности и учеба Тансена принесли ему широкую известность и последователей. [ 4 ] Он был близким доверенным лицом Раджи Рамчандры Сингха, и они вместе писали музыку. Репутация Тансена привлекла к нему внимание императора Великих Моголов Акбара , который отправил гонцов к Радже Рамчандре Сингху с просьбой присоединиться к музыкантам при дворе Великих Моголов. Тансен сначала отказался ехать и вместо этого попытался уйти в уединение, но Раджа Рамчандра Сингх отправил его ко двору Акбара. В 1562 году, примерно в возрасте шестидесяти лет, Тансен, который все еще был музыкантом- вайшнавом , впервые прибыл ко двору Акбара. [ 6 ]
Влияние Тансена сыграло центральную роль в создании классического этоса хиндустани, каким мы его знаем сегодня. Ряд потомков и учеников считают его основателем своей линии. Многие гхараны (школы) классической музыки хиндустани заявляют о некоторой связи с его линией передачи. Для этих гхаран Тансен является основателем классической музыки хиндустани. [ 15 ]
Обучение
[ редактировать ]
Легендарные устные версии о молодости и учебе Тансена особенно различаются в зависимости от того, берет свое начало эта история из индуистских легенд ( вайшнавизм ) или мусульманских легенд ( суфизм ). [ 12 ] индуистский святой-бхакти и поэт-музыкант Свами Харидас В индуистских версиях наибольшее влияние на Тансена оказал , что на Тансена повлиял суфийский мусульманский мистик по имени Мухаммад Гаус . В исламских биографиях говорится . По словам Бонни Уэйд, профессора музыки, специализирующегося на исследованиях Южной Азии, широко распространено мнение, что Свами Харидас был учителем Тансена, и ясно, что Тансен также был связан с Мухаммедом Гаусом, но данные свидетельствуют о том, что Тансен менее связан ни с тем, ни с другим. религия, больше с музыкой. [ 12 ]
Тансен проявил музыкальный талант в возрасте 6 лет. В какой-то момент он некоторое время был учеником Свами Харидаса , легендарного композитора из Вриндавана и члена звездного гвалиорского двора раджи Ман Сингха Томара (1486–1516 гг. н. э.), специализировавшегося на стиль Друпад пения . Его талант был рано признан, и именно правитель Гвалиора присвоил маэстро почетный титул «Тансен». Харидас считался легендарным учителем того времени. Говорят, что Тансену не было равных, кроме его учителя. От Харидаса Тансен унаследовал не только любовь к дхрупаду, но и интерес к сочинениям на местном языке. Это было время, когда традиция бхакти способствовала переходу от санскрита к местной идиоме ( браджбхаса и хинди ), и композиции Тансена также подчеркивали эту тенденцию. В какой-то момент его ученичества отец Тансена умер, и он вернулся домой, где, как говорят, пел в местном храме Шивы . [ нужна ссылка ]
В житиях упоминается, что Тансен встретил суфийского мистика Мухаммада Гауса . Взаимодействие с Гаусом оказало на Тансена сильное суфийское влияние. [ 16 ] Позже в своей жизни он продолжал сочинять в Браджбхаше, используя традиционные мотивы, такие как Кришна и Шива . [ 17 ]
Присутствие таких музыкантов, как Тансен, при дворе Акбара было попыткой принять и интегрировать индуистские и мусульманские традиции в Империи Великих Моголов. [ 18 ] Тансен стал одним из заветных Наваратн (букв. Нава = девять, ратна = драгоценность) при дворе Акбара. Там он получил почетный титул Миан и имя Миан Тансен.
Композиции
[ редактировать ]Музыкальные композиции Тансена охватывали множество тем, и в них использовался Дхрупад . Большинство из них были заимствованы из индуистских Пуран , составленных на языке Врадж Бхаша и написанных во славу богов и богинь, таких как Ганеша , Сарасвати , Сурья , Шива , Вишну (аватары Нараяны и Кришны). [ 19 ] [ 20 ] Он также сочинял и исполнял композиции, посвященные восхвалению царей и императора Акбара. [ 19 ]

Семья
[ редактировать ]Тансен женился на Хуссайни, имея от этого брака четырех сыновей и одну дочь: Сурат Сена, Сарат Сена, Таранг Хана, Билас Хана и Сарасвати. Все пятеро сами по себе стали опытными музыкантами, причем последний также женился на Мисре Сингхе из Сингхалгарха, известном музыканте, играющем на вине . [ 21 ] Одна легенда гласит, что Тансен также был женат на дочери Акбара по имени Мехрунисса. [ 22 ]
Смерть
[ редактировать ]Год смерти Тансена, как и большей части его биографии, неясен. По одной из версий, написанной исламскими историками, Тансен умер в 1586 году в Дели , и что Акбар и большая часть его двора присутствовали на похоронной процессии, которая была завершена в соответствии с мусульманскими обычаями. [ 13 ] [ 23 ] В других версиях, написанных индуистскими историками, а также в «Акбарнаме», написанной Абул Фазлом, датой его смерти указывается 26 апреля 1589 года и что его похороны проводились в основном с соблюдением индуистских обычаев. [ 24 ] [ 25 ] Останки Тансена были похоронены в мавзолее его суфийского учителя шейха Мухаммада Гауса в Гвалиоре. ежегодный фестиваль Тансен Самаро в честь Тансена. Каждый год в декабре в Гвалиоре проводится [ 26 ]
Популярная культура
[ редактировать ]О жизни Тансена было снято несколько фильмов на хинди, в основном с анекдотическими сюжетами. Некоторые из них - «Тансен» (1943), музыкальный хит производства Ранджита Мувитона с К.Л. Сайгалом и Хуршидом Бано в главных ролях . [ 27 ] Тансен (1958) и Сангит Самрат Тансен (1962). Тансен также является центральным персонажем, хотя и остается в основном на заднем плане, в историческом мюзикле «Байдзю Бавра» (1952), основанном на жизни его одноименного современника. [ нужна ссылка ]
-
Впечатление современного художника от Тансена
-
Картина Великих Моголов Тансена около 1580 г.
-
Могила Тансена в Гвалиоре , рядом с могилой его суфийского учителя Мухаммада Гауса.
-
Внутри могилы Тансена
-
Фатехпур-Сикри Залы для аудиенций Ануп Талао . , слева
-
Изображение Тансена в 20 веке
Наследие
[ редактировать ]премия тансен
[ редактировать ]
Национальный музыкальный фестиваль, известный как «Тансен Самаро», проводится каждый год в декабре возле могилы Тансена в Бехате в знак уважения к его памяти. Премия Тансен Самман или Тансен вручается деятелям классической музыки хиндустани .
Здания
[ редактировать ]Форт Фатехпур-Сикри тесно связан с пребыванием Тансена при дворе Акбара. Рядом с покоями императора на небольшом острове посередине был устроен пруд, где давались музыкальные представления. Сегодня этот танк, получивший название Ануп Талао , можно увидеть возле общественного зала Диван-и-Аам – центральной платформы, куда можно попасть через четыре пешеходных моста. Говорят, что Тансен исполнял разные раги в разное время суток, а император и его избранная публика чествовали его монетами. Предполагаемая резиденция Тансена также находится неподалеку.
Чудеса и легенды
[ редактировать ]Большая часть биографии Тансена, обнаруженной в отчетах придворных историков Акбара и литературе гхараны , состоит из противоречивых и чудесных легенд. [ 8 ] Среди легенд о Тансене есть истории о том, как он вызывал дождь с помощью Раги Мег Малхара и зажигал лампы, исполняя Рага Дипак. [ 28 ] [ 29 ] Рага Мег Малхар все еще находится в мейнстримовом репертуаре, но рага Дипак больше не известна; три разных варианта существуют в Билавал (таат) , Пурви (таат) и Хамадж (таат) таатах . Неясно, какой из них соответствует Дипаку времени Тансена, если таковой имеется. Другие легенды рассказывают о его способности заставлять диких животных внимательно слушать (или говорить на их языке). Однажды был пойман дикий белый слон, но он был свирепым и его невозможно было приручить. Наконец Тансен пропел слону, который успокоился, и император смог оседлать его. [ нужна ссылка ]
Кратер
[ редактировать ]кратер . на планете Меркурий В честь Тансена назван [ 30 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стюарт Кэри Уэлч; Метрополитен-музей (1985). Индия: Искусство и культура, 1300–1900 гг . Метрополитен-музей. стр. 171–172. ISBN 978-0-03-006114-1 .
- ^ Абул Фазл. Акбарнама . Перевод Генри Бевериджа. Азиатское общество Бенгалии. п. 816.
- ^ Сушила Мишра (1981). Великие мастера музыки хиндустани . Издательство Хем. п. 16.
- ^ Jump up to: а б с д Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. С. 108–110 . ISBN 978-0-226-86841-7 .
- ^ «Тансен, известный классический певец хиндустани Тансен» . indiaonline.in . Проверено 15 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Эдмур Дж. Бэбино (1979). Любовь к Богу и социальный долг в Рамчаритманах . Мотилал Банарсидасс. п. 54 . ISBN 978-0-89684-050-8 .
- ^ Назир Али Джайразбхой (1995). Раги североиндийской музыки: их структура и эволюция . Популярный Пракашан. стр. 19–20. ISBN 978-81-7154-395-3 .
- ^ Jump up to: а б Давар, Ашок (1987). Тансен – Волшебный музыкант . Индия: Национальный книжный фонд.
- ^ Андреа Л. Стэнтон; Эдвард Рамсами; Питер Дж. Сейболт; и др. (2012). Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . Публикации SAGE. п. 125. ИСБН 978-1-4522-6662-6 .
- ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 376–377. ISBN 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. п. 117 . ISBN 978-0-226-86841-7 .
- ^ Jump up to: а б с Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. С. 113–114 . ISBN 978-0-226-86841-7 .
- ^ Jump up to: а б с Марьям Джузер Херулла (12 октября 2002 г.). «Досье: Тансен — завораживающий маэстро» . Рассвет . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 2 октября 2007 г.
- ^ Сунита Дхар (1989). Сения гхарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Надежность. п. 19. ISBN 978-81-85047-49-2 .
- ^ Бруно Неттл (1995). Экскурсии по Хартленду: этномузыкологические размышления о музыкальных школах . Издательство Университета Иллинойса. п. 68. ИСБН 978-0-252-06468-5 . , Цитата: «Это перечисление личностей их учителей, возможно, собственных учителей учителей и их связей с гхаранами, или школами музыкального мастерства, и часто попытка связать главного исполнителя того времени через генеалогию учеников-учителей с один из первых великих деятелей музыки, таких как почитаемый Тансен, герой мифической культуры и основатель музыки хиндустани». Когда он был членом суда императора Великих Моголов Акбара, его враги заставили его петь Рагу Дипак (песню смерти). Его спасла Поющая Рага Мег его дочь и ее подруга.
- ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . стр. 113–114 . ISBN 0-226-86840-0 .
- ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . стр. 114–115 . ISBN 0-226-86840-0 .
- ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . ISBN 0-226-86840-0 .
- ^ Jump up to: а б Хосе Луис Мартинес (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. стр. 186–187. ISBN 978-81-208-1801-9 .
- ^ Франсуаза Дельвуа (1990), Тансен и традиция песен дхрупад на языке брадж, с 16 века до наших дней , Неопубликованная государственная диссертация. Париж: Университет Новой Сорбонны (на французском языке), ОСЛК 416547961 ; Обзор см. в Эллисон Буш (2010), «Скрытые на виду: поэты Браджбхаши при дворе Великих Моголов», «Современные азиатские исследования», Cambridge University Press, Vol. 44, № 2 (МАРТ 2010 г.), стр. 275, 267–309.
- ^ Халдар, Амаль (февраль 1964 г.). «Мия Тансен» . Современный обзор . СХВ (2): 131.
- ^ Дхар, Сунита (1989). Сения Гарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Издательство «Релианс». п. 24. ISBN 978-81-85047-49-2 .
- ^ Стивен Ф. Дейл (2009). Мусульманские империи Османов, Сефевидов и Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН 978-1-316-18439-4 .
- ^ Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. п. 115 . ISBN 978-0-226-86840-0 .
- ^ Фазл, Абул. Акбарнама . Перевод Бевериджа, Генри. Азиатское общество Бенгалии. п. 816.
- ^ «Штаммы раги… Юн Гвалиор» . Индус . 11 января 2004 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2004 г.
- ^ Неттл, Бруно; Арнольд, Элисон (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. п. 525. ИСБН 978-0-8240-4946-1 .
- ^ Джордж Ракерт; Али Акбар Хан (1998). Классическая музыка Северной Индии: исследование первых лет Мунширам Манохарлал. п. 270. ИСБН 978-81-215-0872-8 .
- ^ Дева, Бигамудре (1995). Индийская музыка . Индия: Тейлор и Фрэнсис.
- ^ «Тансен» . Справочник планетарной номенклатуры . МАС / ГС США / НАСА . Проверено 12 мая 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- 1490-е годы рождения
- Смерти 1580-х годов
- Индийские классические музыканты-мужчины
- Индийские индусы
- Могольская знать
- Люди из Агры
- Люди из Гвалиора
- Жители Ревы, Мадхья-Прадеш
- Акбар
- Индийские композиторы-мужчины
- Индийские музыканты XVI века
- Принимает ислам из индуизма
- Люди Империи Великих Моголов XVI века