Jump to content

Тансен

(Перенаправлено с Миан Тансен )

Так давно
Портрет Миана Тансена, ок. 1585–90 [1]
Портрет Миана Тансена, ок. 1585–90 [ 1 ]
Справочная информация
Имя при рождении Рамтан Пандей
Рожденный в. 1493 или 1500
Гвалиор , Королевство Томар
(современный Мадхья -Прадеш , Индия )
Умер 26 апреля 1589 г. (89–96 лет) [ 2 ]
Дели , Дели Субах , Империя Великих Моголов [ 3 ]
(современный Дели, Индия )
Жанры Классическая музыка хиндустани
Род занятий музыкант, инструменталист, вокалист, музыкальное образование
Годы активности До 1562 года: Раджа Рамчандра Сингх, Рева.
После 1562 года: император Акбар

Рамтану Пандей ( ок. 1493/1500 - 26 апреля 1589), широко известный как Миан Тансен ( букв. « Ученый » ) или Сангит Самрат ( букв. « Монарх хиндустанской музыки » ), был хиндустанским классическим музыкантом . [ 4 ] Родился в семье индуистского гаура-брамина . [ 5 ] он учился и совершенствовал свое искусство в северо-западном регионе современного Мадхья-Прадеша . Он начал свою карьеру и провел большую часть своей взрослой жизни при дворе и под покровительством индуистского короля Ревы Раджи Рамчандра Сингха (годы правления 1555–1592), где музыкальные способности и учеба Тансена получили широкую известность. [ 4 ] Эта репутация привлекла к нему внимание императора Великих Моголов Акбара , который отправил гонцов к Радже Рамчандре Сингху с просьбой присоединиться к музыкантам при дворе Великих Моголов. Тансен не хотел идти, но Раджа Рамчандра Сингх призвал его привлечь более широкую аудиторию и послал его вместе с подарками для Акбара. В 1562 году, примерно в возрасте 60 лет, вайшнав [ 6 ] музыкант Тансен присоединился ко двору Акбара, и его выступления стали предметом внимания многих придворных историков. [ 4 ]

О Тансене сложено множество легенд, смешивающих факты и вымысел, и историчность этих историй сомнительна. [ 7 ] Акбар считал его одним из девяти министров Наваратны (девяти драгоценностей) и дал ему титул Миан, почетный, означающий ученый человек. [ 8 ]

Тансен был композитором, музыкантом и вокалистом, которому приписывают множество композиций в северных регионах Индийского субконтинента. Он также был инструменталистом, популяризировавшим и усовершенствовавшим музыкальные инструменты. Он является одним из самых влиятельных личностей в североиндийской традиции индийской классической музыки , называемой хиндустани . Его исследования музыки и композиций в XVI веке вдохновили многих, и многие североиндийские гхараны (региональные музыкальные школы) считают его основателем своей линии. [ 9 ] [ 10 ]

Тансена помнят за его эпические композиции «Дхрупад» , создание нескольких новых произведений , а также за написание двух классических книг по музыке, «Шри Ганеш Стотра» и «Сангита Сара» . [ 11 ]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Дата и место рождения Тансена неясны, но большинство источников относят его рождение примерно к 1500 году нашей эры, или между 1493 и 1506 годами. Его биография также неясна, и существует множество противоречивых сведений, имеющих некоторые общие элементы. Исторические факты о Тансене трудно извлечь из обширных и противоречивых легенд, окружающих его. [ 12 ]

Согласно общим элементам различных историй, Тансена в детстве звали Рамтану. [ 13 ] Его отец Мукунд Рам (также известный как Мукунд Панде или Мукунд Мишра) [ 14 ] был богатым поэтом и опытным музыкантом, который некоторое время был священником индуистского храма в Варанаси . [ 13 ] По некоторым версиям истории считается, что Тансен родился глубоко немым и не говорил до 5 лет.

Тансен учился и совершенствовал свое искусство в районе Гвалиора , в современном Мадхья-Прадеше . Он начал свою карьеру и провел большую часть своей взрослой жизни при дворе и под покровительством индуистского короля Ревы Раджи Рамчандры Сингха, где музыкальные способности и учеба Тансена принесли ему широкую известность и последователей. [ 4 ] Он был близким доверенным лицом Раджи Рамчандры Сингха, и они вместе писали музыку. Репутация Тансена привлекла к нему внимание императора Великих Моголов Акбара , который отправил гонцов к Радже Рамчандре Сингху с просьбой присоединиться к музыкантам при дворе Великих Моголов. Тансен сначала отказался ехать и вместо этого попытался уйти в уединение, но Раджа Рамчандра Сингх отправил его ко двору Акбара. В 1562 году, примерно в возрасте шестидесяти лет, Тансен, который все еще был музыкантом- вайшнавом , впервые прибыл ко двору Акбара. [ 6 ]

Влияние Тансена сыграло центральную роль в создании классического этоса хиндустани, каким мы его знаем сегодня. Ряд потомков и учеников считают его основателем своей линии. Многие гхараны (школы) классической музыки хиндустани заявляют о некоторой связи с его линией передачи. Для этих гхаран Тансен является основателем классической музыки хиндустани. [ 15 ]

Обучение

[ редактировать ]
Акбар наблюдает, как Тансен получает урок от Свами Харидаса . Воображаемая ситуация, изображенная в миниатюрной живописи Великих Моголов ( стиль Раджастхани , ок. 1750 г. н. э.).

Легендарные устные версии о молодости и учебе Тансена особенно различаются в зависимости от того, берет свое начало эта история из индуистских легенд ( вайшнавизм ) или мусульманских легенд ( суфизм ). [ 12 ] индуистский святой-бхакти и поэт-музыкант Свами Харидас В индуистских версиях наибольшее влияние на Тансена оказал , что на Тансена повлиял суфийский мусульманский мистик по имени Мухаммад Гаус . В исламских биографиях говорится . По словам Бонни Уэйд, профессора музыки, специализирующегося на исследованиях Южной Азии, широко распространено мнение, что Свами Харидас был учителем Тансена, и ясно, что Тансен также был связан с Мухаммедом Гаусом, но данные свидетельствуют о том, что Тансен менее связан ни с тем, ни с другим. религия, больше с музыкой. [ 12 ]

Тансен проявил музыкальный талант в возрасте 6 лет. В какой-то момент он некоторое время был учеником Свами Харидаса , легендарного композитора из Вриндавана и члена звездного гвалиорского двора раджи Ман Сингха Томара (1486–1516 гг. н. э.), специализировавшегося на стиль Друпад пения . Его талант был рано признан, и именно правитель Гвалиора присвоил маэстро почетный титул «Тансен». Харидас считался легендарным учителем того времени. Говорят, что Тансену не было равных, кроме его учителя. От Харидаса Тансен унаследовал не только любовь к дхрупаду, но и интерес к сочинениям на местном языке. Это было время, когда традиция бхакти способствовала переходу от санскрита к местной идиоме ( браджбхаса и хинди ), и композиции Тансена также подчеркивали эту тенденцию. В какой-то момент его ученичества отец Тансена умер, и он вернулся домой, где, как говорят, пел в местном храме Шивы . [ нужна ссылка ]

В житиях упоминается, что Тансен встретил суфийского мистика Мухаммада Гауса . Взаимодействие с Гаусом оказало на Тансена сильное суфийское влияние. [ 16 ] Позже в своей жизни он продолжал сочинять в Браджбхаше, используя традиционные мотивы, такие как Кришна и Шива . [ 17 ]

Присутствие таких музыкантов, как Тансен, при дворе Акбара было попыткой принять и интегрировать индуистские и мусульманские традиции в Империи Великих Моголов. [ 18 ] Тансен стал одним из заветных Наваратн (букв. Нава = девять, ратна = драгоценность) при дворе Акбара. Там он получил почетный титул Миан и имя Миан Тансен.

Композиции

[ редактировать ]

Музыкальные композиции Тансена охватывали множество тем, и в них использовался Дхрупад . Большинство из них были заимствованы из индуистских Пуран , составленных на языке Врадж Бхаша и написанных во славу богов и богинь, таких как Ганеша , Сарасвати , Сурья , Шива , Вишну (аватары Нараяны и Кришны). [ 19 ] [ 20 ] Он также сочинял и исполнял композиции, посвященные восхвалению царей и императора Акбара. [ 19 ]

Тансен при дворе императора Акбара вместе с Тодармалом , Абул Фазалом , Файзи и Абдур Рахимом Хан-и-Ханой, около 16 века.

Тансен женился на Хуссайни, имея от этого брака четырех сыновей и одну дочь: Сурат Сена, Сарат Сена, Таранг Хана, Билас Хана и Сарасвати. Все пятеро сами по себе стали опытными музыкантами, причем последний также женился на Мисре Сингхе из Сингхалгарха, известном музыканте, играющем на вине . [ 21 ] Одна легенда гласит, что Тансен также был женат на дочери Акбара по имени Мехрунисса. [ 22 ]

Год смерти Тансена, как и большей части его биографии, неясен. По одной из версий, написанной исламскими историками, Тансен умер в 1586 году в Дели , и что Акбар и большая часть его двора присутствовали на похоронной процессии, которая была завершена в соответствии с мусульманскими обычаями. [ 13 ] [ 23 ] В других версиях, написанных индуистскими историками, а также в «Акбарнаме», написанной Абул Фазлом, датой его смерти указывается 26 апреля 1589 года и что его похороны проводились в основном с соблюдением индуистских обычаев. [ 24 ] [ 25 ] Останки Тансена были похоронены в мавзолее его суфийского учителя шейха Мухаммада Гауса в Гвалиоре. ежегодный фестиваль Тансен Самаро в честь Тансена. Каждый год в декабре в Гвалиоре проводится [ 26 ]

[ редактировать ]

О жизни Тансена было снято несколько фильмов на хинди, в основном с анекдотическими сюжетами. Некоторые из них - «Тансен» (1943), музыкальный хит производства Ранджита Мувитона с К.Л. Сайгалом и Хуршидом Бано в главных ролях . [ 27 ] Тансен (1958) и Сангит Самрат Тансен (1962). Тансен также является центральным персонажем, хотя и остается в основном на заднем плане, в историческом мюзикле «Байдзю Бавра» (1952), основанном на жизни его одноименного современника. [ нужна ссылка ]

Наследие

[ редактировать ]

премия тансен

[ редактировать ]
Марка Индии с изображением Тансена

Национальный музыкальный фестиваль, известный как «Тансен Самаро», проводится каждый год в декабре возле могилы Тансена в Бехате в знак уважения к его памяти. Премия Тансен Самман или Тансен вручается деятелям классической музыки хиндустани .

Форт Фатехпур-Сикри тесно связан с пребыванием Тансена при дворе Акбара. Рядом с покоями императора на небольшом острове посередине был устроен пруд, где давались музыкальные представления. Сегодня этот танк, получивший название Ануп Талао , можно увидеть возле общественного зала Диван-и-Аам – центральной платформы, куда можно попасть через четыре пешеходных моста. Говорят, что Тансен исполнял разные раги в разное время суток, а император и его избранная публика чествовали его монетами. Предполагаемая резиденция Тансена также находится неподалеку.

Чудеса и легенды

[ редактировать ]

Большая часть биографии Тансена, обнаруженной в отчетах придворных историков Акбара и литературе гхараны , состоит из противоречивых и чудесных легенд. [ 8 ] Среди легенд о Тансене есть истории о том, как он вызывал дождь с помощью Раги Мег Малхара и зажигал лампы, исполняя Рага Дипак. [ 28 ] [ 29 ] Рага Мег Малхар все еще находится в мейнстримовом репертуаре, но рага Дипак больше не известна; три разных варианта существуют в Билавал (таат) , Пурви (таат) и Хамадж (таат) таатах . Неясно, какой из них соответствует Дипаку времени Тансена, если таковой имеется. Другие легенды рассказывают о его способности заставлять диких животных внимательно слушать (или говорить на их языке). Однажды был пойман дикий белый слон, но он был свирепым и его невозможно было приручить. Наконец Тансен пропел слону, который успокоился, и император смог оседлать его. [ нужна ссылка ]

кратер . на планете Меркурий В честь Тансена назван [ 30 ]

  1. ^ Стюарт Кэри Уэлч; Метрополитен-музей (1985). Индия: Искусство и культура, 1300–1900 гг . Метрополитен-музей. стр. 171–172. ISBN  978-0-03-006114-1 .
  2. ^ Абул Фазл. Акбарнама . Перевод Генри Бевериджа. Азиатское общество Бенгалии. п. 816.
  3. ^ Сушила Мишра (1981). Великие мастера музыки хиндустани . Издательство Хем. п. 16.
  4. ^ Jump up to: а б с д Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. С. 108–110 . ISBN  978-0-226-86841-7 .
  5. ^ «Тансен, известный классический певец хиндустани Тансен» . indiaonline.in . Проверено 15 января 2022 г.
  6. ^ Jump up to: а б Эдмур Дж. Бэбино (1979). Любовь к Богу и социальный долг в Рамчаритманах . Мотилал Банарсидасс. п. 54 . ISBN  978-0-89684-050-8 .
  7. ^ Назир Али Джайразбхой (1995). Раги североиндийской музыки: их структура и эволюция . Популярный Пракашан. стр. 19–20. ISBN  978-81-7154-395-3 .
  8. ^ Jump up to: а б Давар, Ашок (1987). Тансен – Волшебный музыкант . Индия: Национальный книжный фонд.
  9. ^ Андреа Л. Стэнтон; Эдвард Рамсами; Питер Дж. Сейболт; и др. (2012). Культурная социология Ближнего Востока, Азии и Африки: Энциклопедия . Публикации SAGE. п. 125. ИСБН  978-1-4522-6662-6 .
  10. ^ Бруно Неттл; Рут М. Стоун; Джеймс Портер; и др. (1998). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. стр. 376–377. ISBN  978-0-8240-4946-1 .
  11. ^ Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. п. 117 . ISBN  978-0-226-86841-7 .
  12. ^ Jump up to: а б с Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. С. 113–114 . ISBN  978-0-226-86841-7 .
  13. ^ Jump up to: а б с Марьям Джузер Херулла (12 октября 2002 г.). «Досье: Тансен — завораживающий маэстро» . Рассвет . Архивировано из оригинала 21 ноября 2007 года . Проверено 2 октября 2007 г.
  14. ^ Сунита Дхар (1989). Сения гхарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Надежность. п. 19. ISBN  978-81-85047-49-2 .
  15. ^ Бруно Неттл (1995). Экскурсии по Хартленду: этномузыкологические размышления о музыкальных школах . Издательство Университета Иллинойса. п. 68. ИСБН  978-0-252-06468-5 . , Цитата: «Это перечисление личностей их учителей, возможно, собственных учителей учителей и их связей с гхаранами, или школами музыкального мастерства, и часто попытка связать главного исполнителя того времени через генеалогию учеников-учителей с один из первых великих деятелей музыки, таких как почитаемый Тансен, герой мифической культуры и основатель музыки хиндустани». Когда он был членом суда императора Великих Моголов Акбара, его враги заставили его петь Рагу Дипак (песню смерти). Его спасла Поющая Рага Мег его дочь и ее подруга.
  16. ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . стр. 113–114 . ISBN  0-226-86840-0 .
  17. ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . стр. 114–115 . ISBN  0-226-86840-0 .
  18. ^ Уэйд, Бонни С. (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Великих Моголов Индии . Издательство Чикагского университета . ISBN  0-226-86840-0 .
  19. ^ Jump up to: а б Хосе Луис Мартинес (2001). Семиозис в музыке хиндустани . Мотилал Банарсидасс. стр. 186–187. ISBN  978-81-208-1801-9 .
  20. ^ Франсуаза Дельвуа (1990), Тансен и традиция песен дхрупад на языке брадж, с 16 века до наших дней , Неопубликованная государственная диссертация. Париж: Университет Новой Сорбонны (на французском языке), ОСЛК   416547961 ; Обзор см. в Эллисон Буш (2010), «Скрытые на виду: поэты Браджбхаши при дворе Великих Моголов», «Современные азиатские исследования», Cambridge University Press, Vol. 44, № 2 (МАРТ 2010 г.), стр. 275, 267–309.
  21. ^ Халдар, Амаль (февраль 1964 г.). «Мия Тансен» . Современный обзор . СХВ (2): 131.
  22. ^ Дхар, Сунита (1989). Сения Гарана, ее вклад в индийскую классическую музыку . Издательство «Релианс». п. 24. ISBN  978-81-85047-49-2 .
  23. ^ Стивен Ф. Дейл (2009). Мусульманские империи Османов, Сефевидов и Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. п. 160. ИСБН  978-1-316-18439-4 .
  24. ^ Бонни С. Уэйд (1998). Изображение звука: этномузыкологическое исследование музыки, искусства и культуры в Индии Великих Моголов . Издательство Чикагского университета. п. 115 . ISBN  978-0-226-86840-0 .
  25. ^ Фазл, Абул. Акбарнама . Перевод Бевериджа, Генри. Азиатское общество Бенгалии. п. 816.
  26. ^ «Штаммы раги… Юн Гвалиор» . Индус . 11 января 2004 г. Архивировано из оригинала 30 сентября 2004 г.
  27. ^ Неттл, Бруно; Арнольд, Элисон (2000). Энциклопедия мировой музыки Garland: Южная Азия: Индийский субконтинент . Тейлор и Фрэнсис. п. 525. ИСБН  978-0-8240-4946-1 .
  28. ^ Джордж Ракерт; Али Акбар Хан (1998). Классическая музыка Северной Индии: исследование первых лет Мунширам Манохарлал. п. 270. ИСБН  978-81-215-0872-8 .
  29. ^ Дева, Бигамудре (1995). Индийская музыка . Индия: Тейлор и Фрэнсис.
  30. ^ «Тансен» . Справочник планетарной номенклатуры . МАС / ГС США / НАСА . Проверено 12 мая 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 12c48bcdfa235286709e69808da7c7ff__1725343500
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/ff/12c48bcdfa235286709e69808da7c7ff.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tansen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)