Парижские квартеты

Парижские квартеты — это собирательное обозначение двух наборов произведений камерной музыки , каждый из которых состоит из шести произведений для флейты, скрипки, виолы да гамба (или виолончели ) и континуо Георга Филиппа Телемана , впервые опубликованных в 1730 и 1738 годах соответственно. Телеман назвал свои две коллекции Quadri и Nouveaux Quatuors . Коллективное название «Парижские квартеты» было впервые присвоено им только во второй половине двадцатого века редакторами Telemann Musikalische Werke из-за их связи с визитом знаменитости Телемана в Париж в 1737–1738 годах. [ 1 ] Они имеют номера 43:D1, 43:D3, 43:e1, 43:e4, 43:G1, 43:G4, 43:g1, 43:A1, 43:A3, 43:a2, 43:h1, 43: h2 в TWV (каталог произведений Телемана).
История
[ редактировать ]На Михайлов день (29 сентября) 1737 года Телеман наконец покинул Гамбург и отправился в давно отложившееся путешествие в Париж, куда его, по крайней мере, семь лет назад пригласили четыре выдающихся французских музыканта: флейтист Мишель Блаве , скрипач Жан-Пьер Гиньон , гамбист Жан-Пьер . Батист Форкере и виолончелист/клавесинист по имени принц Эдуард, точная личность которого неизвестна. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] К 1730 году слава Телемана распространилась по Европе, во многом благодаря распространению его музыки в печатной форме, которая была основным источником признательности его французских хозяев. Готовясь к этому визиту (и для этих четырех музыкантов), Телеман сочинил первый набор из шести парижских квартетов, который он опубликовал в Гамбурге под (итальянским) названием Quadri a violino, flauto traversiere, viola da gamba o violoncelle, e фондоменто: рипартити в 2-х концертах, 2-х балетах, 2-х сонатах в 1730 году. В ожидании его приезда парижский издатель Ле Клерк переиздал их в 1736 году, продолжая «Шесть кватуоров для скрипки, флейты, виолы или виолончели и баса» . Тем временем Телеман сочинил второй набор из шести квартетов. Они также были напечатаны Ле Клерком в 1738 году во время пребывания Телемана в Париже под названием Nouveaux quatuors en шесть сюит: à une flûte traversiere, un violon, une basse de viole, où violoncel, et basse continuë . Все двенадцать квартетов исполнялись во время визита композитора четырьмя пригласившими его музыкантами и, несомненно, в сопровождении самого Телемана на клавесине. Чтобы Форкере и Эдуард могли по очереди играть сольные и континуо басовые партии, Телеманн сочинил отдельные версии партия облигато , одна для виолы да гамба, другая для виолончели - «хитрый дипломатический жест, типичный для практического ума Телемана». [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Картины
[ редактировать ]Шесть квадри для флейты, скрипки, альта да гамба или виолончели и бассо континуо представляют собой воссоединение гутов , поскольку они представляют три национальных стиля в парах (итальянских) концертов соль мажор и ре мажор , (немецких) сонат в Ля мажор и соль минор ), а также (французские) сюиты ми минор и си минор . [ 6 ] Возможно, что это смешение стилей является преднамеренным намеком на Франсуа Куперена , который в 1724 году опубликовал серию камерных произведений под общим названием le goûts réunis (предварительно «Essai de la réunion des Goûts François et Italien»), а два года спустя набор из четырех трио-сонат под названием « Les Nations» , в которых французская, испанская, имперская и Пьемонта Представлены национальные особенности . Многосекционная, квазиимпровизационная конструкция первого квартета предполагает функцию прелюдии к остальной части сборника, подобно «сонадам», которые представляют каждую сюиту в «Нациях» . [ 7 ] Несмотря на то, что их называют «парижскими» квартетами, « Квадри » не более «парижане», чем другие гамбургские издания, известные во французской столице». [ 1 ]
Комбинация инструментов, выбранная Телеманном, обеспечивает большую гибкость при группировке, поскольку партия облигато гамба (которая совершенно независима от континуо-баса) может функционировать в басовом, теноровом или альтовом регистре. Хотя он предоставил отдельные версии для виолы да гамба и виолончели, из надписи «Виолончель, in luogo della Viola» на титульном листе Телемана и в отдельной части для виолончели следует, что его первым выбором была виола да гамба. Три инструмента облигато в равной степени участвуют в тематической разработке квартетов, часто демонстрируя калейдоскопические текстуры с быстро меняющимися парами инструментов. Хотя упор делается на техническую виртуозность, прогрессивный подход Телемана к форме применяет зарождающийся галантный стиль, который способствовал популярности квартетов. [ 8 ]
Новые квартеты
[ редактировать ]Все «Новые квартеты в шести сюитах» , как следует из названия, представляют собой сюиты (в отличие от первого набора квартетов). Тональности: ре мажор, ля минор, соль мажор, си минор, ля мажор и ми минор. Этот второй набор поддерживает и даже в некотором смысле превосходит высокий стандарт квартетного письма, установленный Телеманном в Quadri . Несмотря на французское название и форму, эти квартеты являются скорее продолжением Réunion des Goûts, чем поклоном французскому стилю, и эта современная особенность стала важным фактором в обеспечении популярности этих квартетов в Париже. Другим фактором, возможно, было равное участие трех частей облигато, имевшее сильный культурный резонанс в обществе, увлеченном искусством разговора. [ 9 ]
Дальнейшие квартеты
[ редактировать ]Еще два сборника, каждый из шести квартетов Телемана и с партитурой, хотя бы немного отличающейся от квартетов, связанных с визитом Телемана в 1737–1738 годах, были опубликованы впоследствии в Париже. Примерно в 1746–1748 годах Ле Клерк выпустил сборник « Шесть квартетов или трио с 2 флейтами траверсьерами или 2 скрипками и 2 виолончелями или 2 фаготами, Dont le Second peut être entierement retranché, ou se joüer sur le clavessin» (Шесть квартетов или трио). для двух флейт или скрипки и две виолончели или фагот, вторая из которых может быть опущена совсем или заменена клавесином). Как и Quadri , это было переиздание сборника, впервые опубликованного в Гамбурге в 1733 году. [ 10 ] Таким образом, это был третий сборник квартетов Телемана, изданный в Париже. Где-то между 1752 и 1760 годами Ле Клерк выпустил Quatrième livre de quatuors , флейту, скрипку, альт и бассо континуо. Это издание почти наверняка не было санкционировано композитором, поскольку оно состоит из довольно неуклюжих аранжировок ранних произведений, изначально написанных исключительно для струнных инструментов. Оригинальные версии можно найти в рукописях в Дармштадте и Дрездене , скопированных между 1710 и 1735 годами и выполненных в итальянском стиле Телемана 1709–1715 годов. [ 11 ]
Прием
[ редактировать ]Через два года после возвращения в Гамбург Телеман сам сообщил о том эффекте, который его квартеты произвели в Париже:
Замечательные исполнения этих квартетов господ Блаве (поперечная флейта), Гиньона (скрипка), младшего Форкроя [т.е. Форкере] (виола да гамба) и Эдуара (виолончель) стоило бы описать, если бы можно было найти слова, чтобы выразить это им справедливость. Короче говоря, они привлекли внимание двора и города и за очень короткое время обеспечили мне почти всеобщую известность и возросшее уважение. [ 12 ]
Телеман при жизни прославился сочинением квартетов, которых он написал не менее 40. [ 13 ] [ 14 ] Однако только два современных писателя предлагают подробное обсуждение квартетного письма в целом и квартетов Телемана в частности: Иоганн Адольф Шайбе и Иоганн Иоахим Кванц . [ 15 ]
В номере своего еженедельного музыкального журнала Der Critische Musikus за вторник, 26 января 1740 года , Шайбе написал статью, объясняющую, что написание квартета ставит перед композитором особые задачи. По мнению Шайбе, они могли быть написаны во французской манере или в уникальном для себя стиле; формально это могут быть сонаты или же концертная форма . Из этих замечаний становится ясно, что Шайбе имел в виду парижские квартеты Телемана, и особенно когда он заметил, что «обычно лучше всего использовать четыре разных инструмента вместе; прежде всего, поперечную флейту, скрипку, виолу да гамба и бас». лучше всего звучать вместе». [ 16 ]
В своей попытке , [ 17 ] Кванц, кажется, молчаливо критикует более поздний стиль Телемана, восхваляя только более ранние квартеты, написанные до 1734 года. После публикации книги Кванца в 1752 году Телеман написал автору. Хотя его письмо не сохранилось, судя по ответу Кванца, он, очевидно, требовал знать, почему Кванц упомянул только о своих ранних, неопубликованных трио и квартетах. Кванц ответил, что «именно эти квартеты впервые дали мне лично наиболее четкое представление о характеристиках хороших квартетов и вдохновили меня несколько лет назад заняться именно этой областью. особая любовь к ним?» [ 18 ] Из этого ответа, а также из его собственных квартетов кажется очевидным, что Кванц не столько думал о композиционных деталях произведений Телемана, сколько с ностальгией вспоминал свою любовь к тем произведениям, которые он изучал в юности. [ 19 ]
Издания
[ редактировать ]- Телеманн, Георг Филипп. 1730. Картины для скрипки, флейты-траверсьера, виолы да гамба или виолончели и основы: разделены на 2 концерта, 2 балета, 2 пьесы . Гамбург: Телеман. Перепечатано, Шумиловский факсимильный сборник SH 01. [Густавсберг]: Тайные музыканты; [Магдебург]: Издание Walhall, 2004.
- Телеманн, Георг Филипп. 1736. Шесть квартетов для скрипки, флейты, скрипки или виолончели и бассо континуэ , новое издание, гравировка Де Гланда, гравера короля. Париж: г-н Ле Клерк ле Каде, сэр Ле Клерк, Ла Вьев Буавен. Перепечатано по копии, хранящейся в Библиотеке Конгресса. Базель: Musica Musica, Марк А. Медоу, 1981.
- Телеманн, Георг Филипп. 1738. Новые квартеты в шести сюитах: поперечная флейта, скрипка, бас-скрипка, где виолончель и бассо континуо . Париж: Автор: Фатер, Бойвен и Ле Клерк. Перепечатано по копии, хранящейся в Библиотеке Конгресса. Факсимиле исполнителей 98224. Нью-Йорк: Факсимиле исполнителей, 1998.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Зон 2008 , 600н37.
- ^ Сэди 1978–79 , 41.
- ^ Телеманн 1740 , 366–367.
- ^ Зон 2008 , 453.
- ^ Бергманн 1967 , 1101.
- ^ Зон 2008 , 413.
- ^ Зон 2008 , 415.
- ^ Зон 2008 , 413–414.
- ^ Зон 2008 , 453–454.
- ^ Зон 2008 , 359, 454, 560.
- ^ Зон 2008 , 266–267.
- ^ ( Телеманн 1740 , 367, перевод Бергманна 1967 , 1101
- ^ Олескевич 2003 , 490.
- ^ Рунке 1992 , 137–192.
- ^ Олескевич 2003 , 492.
- ^ Олескевич 2003 , 490–491.
- ^ Кванц 2001 .
- ^ Зон 1997 , 441.
- ^ Олескевич 2003 , 501.
Источники
- Бергманн, Вальтер. 1967. "Телеман в Париже". Музыкальные Таймс 108, вып. 1498 (декабрь): 1101–1103.
- Олескевич, Мария. 2003. «Кватуоры» Кванца и другие недавно обнаруженные произведения». Старинная музыка 31, вып. 4 (ноябрь): 484–496, 498–504.
- Кванц, Иоганн Иоахим . 2001. «Об игре на флейте» , исправленное переиздание второго издания, переведенное с примечаниями и предисловием Э. Р. Райли. Лондон: Фабер и Фабер; Бостон: Издательство Северо-Восточного университета. ISBN 1-55553-473-2 (пбк).
- Рунке, Мартин (ред.). 1992. Георг Филипп Телеманн: Тематически-систематический каталог его произведений (TWV):Инструментальные произведения 2 . Кассель: Бэренрейтер.
- Сэди, Джули Энн. 1978–79. «Смычковые инструменты континуо в камерной музыке французского барокко». Труды Королевской музыкальной ассоциации 105:37–49.
- Телеманн, Георг Филипп. 1740. « Телеман ». На основании почетных ворот, на которых должны появиться жизни, труды, заслуги и т. д. наиболее способных капельмейстеров, композиторов, музыковедов, записывающихся артистов и т. д. , под редакцией Иоганна Маттесона , 354–369. Гамбург: Издано автором. Новое издание , с оригинальной нумерацией страниц, под редакцией Макса Шнайдера . Берлин: Комиссионное издательство Лео Липманнссона, Антиквариат, 1910 г. (на немецком языке).
- Зон, Стивен. 1997. «Новый свет на защиту Кванцем музыки Телемана». Старинная музыка 25, вып. 3 (август): 441–450, 452–461.
- Зон, Стивен. 2008. Музыка на разный вкус: стиль, жанр и смысл в инструментальных произведениях Телемана . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803796-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 12 квадри «Парижские квартеты» : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур