Лодка
Пассажирский катер традиционное водное такси Мальты . — Его часто называют просто лодкой ( Мальтийское произношение: [dɐjsɐ] , pl. лодки [dɐjːɛs] ), [ 1 ] но это слово относится к любому типу лодок на мальтийском языке . [ 2 ] Лодка была разработана в 17 веке и широко использовалась для перевозки пассажиров в Гранд-Харбор и гавань Марсамксетт в период с 18 по 20 века. В конце 20-го века их использование сократилось, и сегодня в эксплуатации остаются лишь несколько дгаджей , перевозящих туристов вокруг гаваней. Варианты лодок до сих пор широко используются в гребных регатах, проводимых два раза в год.
История
[ редактировать ]Во время правления госпитальеров на Мальте спрос на паромное сообщение в Гранд-Харборе возрастал по мере развития поселений Валлетты и Трех городов . Считается, что перевал Дгайса Тал был построен для удовлетворения этого спроса в начале 17 века. Самое раннее известное упоминание о паромах в гавани относится к 1601 году, а самое раннее известное изображение — рисунок Виллема Шеллинкса 1664 года. Дизайн дгайсы имеет сходство с паромами из Сицилии . [ 3 ]
Считается, что количество дгаджес в гавани значительно увеличилось в 18 веке, и Великие магистры Антонио Маноэль де Вильена и Эммануэль де Рохан-Полдук издали правила, направленные на предотвращение побега мусульманских рабов с Мальты на борту дгаджес . В 19 веке, когда Мальта находилась под британским правлением , dgħajjes широко использовались для перевозки пассажиров в Гранд-Харбор и гавань Марсамксетт . К этому моменту дизайн лодок был изменен, и они обычно богато украшались. [ 3 ]
Дгайе использовались для переправки людей с кораблей на берег, а также для перевозки людей между портовыми поселениями. [ 3 ] Обычно его приводил в движение один человек, стоявший лицом вперед и толкавший два весла. [ 4 ] В 1950-х годах принцесса Елизавета (впоследствии королева Елизавета II ) путешествовала на дгайсе под названием «Сент-Анджело» с корабля Королевского флота в форт Св. Анджело . Эта конкретная лодка была построена в 1950–52 годах, была отреставрирована и теперь используется для перевозки туристов в Гранд-Харбор. [ 5 ]
Некоторые dgħajjes также ограниченно использовались за пределами Мальты. В 1950-х годах Сальваторе Формоза стал официальным лодочником HMS Surprise (K346) , а его дгайса использовалась в различных портах Средиземноморья, включая Неаполь , Сен-Тропе , Римини , Барселону и Монако . Сообщается, что находясь в Венеции , он обогнал гондолу после того, как вызвал ее гондольера на гонку. Формозы Дгайса сейчас хранится в Морском музее Мальты . [ 6 ]
Использование дгайсы начало сокращаться после того, как в гаванях Мальты в 1882 и 1906 годах были введены паровые паромы, а затем с появлением автобусов в 1918 году. Сокращение британских войск на Мальте позже в 20 веке ускорило ее упадок. К 1970 году многие дгайе стали приводиться в движение подвесными моторами , а весла использовались редко. [ 3 ] Количество лодок сильно сократилось с 1970-х годов, и сегодня сохранилось не более нескольких десятков оригинальных лодок. [ 5 ] [ 7 ] Мало кто сохраняет навыки постройки таких лодок. [ 8 ] Лодки , которые используются до сих пор, в основном перевозят туристов по гаваням Мальты. Кооператив «Барклори» — это кооператив владельцев лодок, которые стараются сохранить немногие оставшиеся лодки . [ 9 ] Считается, что самой старой сохранившейся лодкой, которая до сих пор используется, является « Паломба» , построенная в середине 19 века. [ 8 ]
Описание
[ редактировать ]Поскольку перевал Дгайса используется для перевозки пассажиров в гаванях, он легкий, а древесина, использованная в его конструкции, не такая прочная, как в других лодках, таких как лодки «Кайджик» , «Луззу» или «Гозо» , которые перевозили большие грузы и путешествовали дольше. расстояния. Ранние dgħajjes имели наклонную носовую стойку и не имели стиральных досок, но последняя особенность использовалась к середине 18 века. Штампы на обоих концах лодки были установлены к концу 18 века. В 19 веке лодки обычно имели слегка изогнутый форфорштевень, но в начале 20 века он был заменен прямым. [ 3 ] Высокие части форштевня и кормы кажутся в основном декоративными, но они полезны при управлении лодкой, а также при посадке и высадке пассажиров. [ 4 ]
Считается, что дгайе начали раскрашивать в яркие цвета в конце 18 века, а к середине 19 века они часто носили глаз Гора . К 1880-м годам многие лодки были украшены сложными цветочными узорами, которые варьировались от лодки к лодке. [ 3 ] [ 4 ]
Варианты регаты
[ редактировать ]Варианты дгайсы до сих пор широко используются на гребных регатах, проводимых в Гранд-Харборе 31 марта и 8 сентября каждого года. [ 10 ] Лодки, используемые в гонках, изначально были идентичны водным такси, но с 1930-х годов их начали строить легче и быстрее, теряя некоторые традиционные аспекты перевала Дгайса . при этом [ 3 ]
Лодки построены по строгим спецификациям. Существует два варианта дгайса тал-пасс с двумя или четырьмя веслами и более крупный вариант, известный как дгайса тал-мидалджи , который также имеет четыре весла. В лодках меньшего размера работают два человека: один стоит и один сидит, а в лодках с четырьмя веслами — четверо: двое стоят и двое сидят. [ 10 ]
варианты других традиционных лодок — кайджик и фрейгатина . В регате также участвуют [ 2 ] [ 10 ]
В 2012 году два дгайе участвовали в гонках по реке Темзе . [ 11 ] [ 12 ]
Наследие
[ редактировать ]Дгайса , появилась на гербе Мальты который использовался с 1975 по 1988 год. [ 13 ]
В песне Сирила Тоуни «Баллада о баре Сэмми» эти лодки упоминаются, и последняя строка каждого куплета звучит так: «Отзови ди -со ». Тоуни добавил в пояснение следующее примечание: « Дгайса — это мальтийская гондола, используемая моряками для пересечения ручьев, а не для их обхода. На Мальте они являются законным средством возвращения моряков на борт корабля, если они опоздали на лодку свободы. В Британии им запрещено использовать что-либо, кроме официальных лодок, чтобы вернуться на корабль». [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]- Ферилла , еще одна традиционная мальтийская лодка, имеющая сходство с дгайсой.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "лодка" . Мальтийский словарь — Мальтийский словарь . Проверено 22 марта 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Серрачино, Джозеф (9 сентября 2010 г.). «Лодки, используемые в регате» . SportinMalta.com . Архивировано из оригинала 3 августа 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Маскат, Джозеф (2005). «Традиционные лодки Мальты» (PDF) . Мальтийский археологический обзор (6): 26–40. Архивировано из оригинала (PDF) 5 апреля 2020 года.
- ^ Jump up to: а б с «Мальтийский дгайса по имени Уилсон Пикетт » . Мир лодок . Архивировано из оригинала 5 февраля 2015 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «История» . Водное такси A&S . Архивировано из оригинала 13 августа 2017 года.
- ^ Каработт, Сара (15 июня 2014 г.). «Отстранен от въезда в Венецию за избиение гондолы в гонке» . Времена Мальты . Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года.
- ^ «Древние и редкие водные такси» . Водное такси A&S . Архивировано из оригинала 12 августа 2017 года.
- ^ Jump up to: а б «Самая старая дгайса, которая будет использоваться в память об изгнании Мануэля Димеха» . Мальта Индепендент . 1 сентября 2014 г. Архивировано из оригинала 10 сентября 2016 г.
- ^ Кастильо, Рут (31 августа 2014 г.). «Осталось всего около 12 пейсботов» . ТВМ (на мальтийском языке). Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года.
- ^ Jump up to: а б с Кокс, Пол (23 августа 2016 г.). «Почему опытные мальтийские гребцы не участвуют в Олимпийских играх?» . Мальта сегодня . Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года.
- ^ Тид, Пол (26 августа 2012 г.). «Думаешь, ты видел на юбилее флотилию? Подожди» . Ричмонд и Твикенхем Таймс . Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года.
- ^ Партридж, Крис (17 сентября 2012 г.). «Дгайшас на Темзе» . Гребля для удовольствия . Архивировано из оригинала 5 апреля 2020 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Бонелло, Джованни (8 мая 2011 г.). «Три национальных герба Мальты с момента обретения независимости – что за ними стоит?» . Времена Мальты . Архивировано из оригинала 13 декабря 2019 года.
- ^ Современные народные баллады ; выбран Чарльзом Косли . Лондон: Студия Виста, 1966; стр. 43-44
СМИ, связанные с лодкой, на Викискладе?