Морис Жобер
Морис Жобер (3 января 1900 - 19 июня 1940) был плодовитым французским композитором. [1] который написал музыку для некоторых из самых важных фильмов ранней звуковой эпохи во Франции, в том числе Жана Виго » «Ноль поведения и «Аталанте» , а также » Рене Клера и «Кваторская Джуйетта « Последний миллионер» . Участвуя в обеих мировых войнах, он погиб в бою во время Второй мировой войны в возрасте 40 лет.
Жизнь и карьера
[ редактировать ]Он родился в Ницце 3 января 1900 года и был вторым сыном Франсуа Жобера, юриста, который впоследствии стал президентом коллегии адвокатов Ниццы.
Жобер вырос в музыкальной семье и начал играть на фортепиано в пять лет. [2] Получив степень бакалавра в лицее Массена в Ницце в 1916 году, он поступил в Музыкальную консерваторию Ниццы , где изучал гармонию, контрапункт и игру на фортепиано. В 1916 году он был удостоен первой премии по фортепиано. [1]
Ранняя карьера
[ редактировать ]Жобер уехал в Париж и изучал право и литературу в Сорбонне . Когда он вернулся в родной город в 1919 году, он был самым молодым юристом во Франции. Его первые сочинения относятся к этому периоду, но вскоре после этого он пошел на военную службу и стал инженерным офицером. Демобилизовался в 1922 году. [1] Жобер решил отказаться от юридической практики и посвятить все свое время музыке. В следующем году он завершил свое музыкальное образование в Париже у Альберта Гроза, одновременно выполняя различные работы, связанные с музыкой, такие как исправление корректур и проверка свитков Плейэлы . [2]
Сочинения Жобера начала 1920-х годов включают песни, фортепианные пьесы, камерную музыку и дивертисменты. Свою первую сценическую музыку он написал в 1925 году к пьесе Кальдерона « Вундеркинд-волшебник», используя Pleyela, революционное в то время пианино. [1] Затем Плейель нанял его для записи роликов на Плейеле. Действительно, Жобера всегда привлекали технические инновации, которые могли послужить его художественным устремлениям. Работая над этой пьесой, он познакомился с молодой сопрано Мартой Брега, которая пела большинство его вокальных композиций. Они поженились в 1926 году, и Морис Равель стал шафером Жобера. В 1927 году у них родилась дочь Франсуаза. Премьера его «хореграфической поэмы» «Жур» состоялась в Парижском симфоническом оркестре под управлением Пьера Монтё в 1931 году, а премьера «Французской сюиты» состоялась Владимиром Гольшманном в Сент-Луисе . в следующем году [2]
Его музыка написана в стиле ясности, откровенности и свободы, в котором он не искал новизны ради новизны и в которой его непосредственность не отягощена педантическими формулами. [2]
Его сочинения включают статьи и лекции, а также большое количество писем, отражающих его политические взгляды. как он смотрел на свое время и свои музыкальные вкусы (например, он был ярым сторонником Курта Вайля , когда этого композитора многие неправильно понимали).
Оценка фильмов
[ редактировать ]В 1929 году, продолжая работать в концертном зале и на сцене, Морис Жобер начал писать и дирижировать для кино. Он сотрудничал с такими выдающимися режиссёрами, как Альберто Кавальканти ( «Красная шаперонка» ), Жан Виго ( «Ноль для поведения» и «Аталанте» ), Рене Клер «Кваторская Жюлье» и «Дернье Миллиардер» , Жюльен Дювивье ( «Карне де бал» и «Фин дю Жур» , Марсель , Карне «Веселая драма» « Отель дю Нор» , «Набережная Миней» («Порт теней»), «Жур се лева» («Рассвет») и Анри Сторка бельгийские документальные фильмы .
Он также некоторое время работал в Великобритании, написав музыку к фильму « Мы живем в двух мирах» режиссера Кавальканти и продюсера Джона Грирсона . [3]
В своих фильмах «История Адель Х.» (1975), «Мужчина, который любил женщин» (1977) и «Зеленая комната » (1978) Франсуа Трюффо использует музыку Жобера. [4]
Дирижер
[ редактировать ]Хотя Морис Жобер понимал и ценил кино, написание и озвучивание фильмов было лишь одним из его творческих занятий. В качестве музыкального руководителя студии Pathé-Nathan он дирижировал партитурами к фильмам нескольких других композиторов, в том числе Артура Онеггера и Дариуса Мийо . В 1930-е годы он приобрел репутацию дирижера во Франции и за рубежом, особенно благодаря последнему сезону оперной труппы Маргариты Беризы и сезону опер-буфов для выставки 1937 года (где он также руководил премьерой своей оперы «Жанна д' «Арка» , соч. 61, «Концертная симфония для сопрано и оркестра»). [2] В 1937 году в Комеди Елисейских Полях он дирижировал премьерой филиппинской оперетты Марселя Делануа на либретто Анри Лиона и Жана Лимозена. «Complainte de l'homme serpente» «Ah! Elle suis de type femme» была записана в Колумбии Хьюгом Куэно с оркестром под управлением Жобера в ноябре 1937 года. [5]
Смерть
[ редактировать ]Однако война прервала творческий путь Жобера. Мобилизованный в сентябре 1939 года, он присоединился к инженерной роте, которой ему предстояло командовать в качестве капитана запаса. Его письма к жене отражают дух жертвенности, окрашенный глубоким гуманизмом. Жобер не дожил до двух своих последних композиций, написанных в его базовом лагере. Он был смертельно ранен после успешного взрыва моста; он умер через несколько часов в больнице Баккара 19 июня 1940 года. [6]
Концертные произведения
[ редактировать ]- Экспромт (?) : для фортепиано
- 6 инвенций (?): для фортепиано
- Сюита ан ля (?): для виолончели и фортепиано.
- 4 романса (1924): для голоса и фортепиано.
- Пять сахарских песен (1924): для голоса и небольшого ансамбля.
- Рыбаки (1925): балет
- Chants de la Côte (1925) «Популярные песни Прованса и графства Ницца» в гармонизации для одного голоса и фортепиано.
- Контрабанда (1927): камерная опера на текст Жоржа Неве.
- Ложь Нины Петровны (1929): сюита для фортепиано по кинопартитуре.
- Интермеццо (1929): для фортепиано с оркестром из кинопартитуры « Ложь Нины Петровны».
- Пять танцев Амазонки (1930): для оркестра
- Le jour (1931): хореографическая поэма для симфонического оркестра.
- Французская сюита (1932): для оркестра.
- Quatorze Juillet (1933): сюита танцев для фортепиано из его кинематографической партитуры.
- Ода горе (1933): для оркестра
- Деус Авраам (1934): смелость
- Баллада (1934): «Симфония Льюиса» для оркестра, взятая из Тессы.
- «Шапочка» (1935): сюита для фортепиано, бурлеск-сюита для 12 инструментов.
- Рождество (1935): кантата для соло, хора и оркестра.
- Кантата для пасхальных времен (1935): для соло, хора и оркестра
- Итальянское трио (1935): для скрипки, альта и виолончели.
- Соната должная (1936): для скрипки, виолончели и струнного оркестра.
- Концертный фламанд (1936): для оркестра
- Интерлюдии (1936) для струнного оркестра
- Нормандия (1937): балет для оркестра.
- Географии (1937): для хора и оркестра.
- Жанна д'Арк (1937): Концертная симфония для соло, хора и оркестра.
- Прозы (1938): для смешанного хора и оркестра.
- L’Eau vive (1938): «5 профессиональных песен Верхнего Прованса» на тексты Жана Жионо.
- Итальянский каприс (1938): концерт для струнного оркестра.
- Сайсир (1939): пять мелодий для сопрано и небольшого оркестра.
- Три псалма военного времени (1940): для женского хора, арфы и фортепиано.
Фильмография
[ редактировать ]- 1926: Нана , Жан Ренуар
- 1929: Чудесная ложь Нины Петровны ( The Lie of Nina Petrovna ) Ганса Шварца
- 1930: Le Petit Chaperon rouge ( «Красная Шапочка ») Альберто Кавальканти.
- 1931: Жизнь реки Сены ( The Life of a River, the Seine ) короткометражный документальный фильм Жана Лодса.
- 1931: В стране скальпа (документальный фильм) Роберта де Ваврена
- 1932: «Оно в сумке» Пьер , Превер
- 1933: Загадочный человек ( Загадочный человек ), короткометражный фильм Мориса Турнера.
- 1933: Четырнадцатое июля ( День взятия Бастилии ), Рене Клер
- 1933: за Жана поведение Ноль Виго
- 1933: Mirages de Paris by Fedor Ozep
- 1934: Документальный фильм L'Île de Pâques ( Остров Пасхи ) Джона Фернхаута и Анри Сторка.
- 1934: L'Atalante Жана Виго
- 1934: «Последний миллиардер» Рене Клер ,
- 1935: Жюстин де Марсель ( Жюстин из Марселя ) Мориса Турнера (дирижирование оркестром)
- 1936: Mayerling by Anatole Litvak
- 1936: Barbe-Bleue ( «Синяя борода» , короткометражный анимационный фильм) Жана Пенлеве .
- 1936: Парижская жизнь ( Жизнь в Париже ) Роберта Сиодмака
- 1937: Мы живем в двух мирах». Короткометражный художественный документальный фильм Альберто Кавальканти «
- 1937: Танцевальная Жюльена открытка . Дювивье
- 1937 драма Странная Марселя Карне :
- 1938: «Девушки Роны» , Жан-Поль Полен
- 1938: Порт Марселя теней Карне
- 1938: Высота 3200 (на высоте 3200 метров) Жана Бенуа-Леви и Мари Эпштейн .
- 1938: Hôtel du Nord Марселя Карне
- 1939: «Скрипки д'Энгры» ( Хобби ) Короткометражный фильм Жака Б. Бруниуса
- 1939: L'esclave blanche ( Белый раб ) Марка Соркина и Георга Вильгельма Пабста.
- 1939: La Fin du jour ( В конце дня ) Жюльена Дювивье
- 1939: Рассвет Марсель , Карне
Морис Жобер сыграл небольшую роль дирижера оркестра в «Декабрьской ночи» Курта Бернхарда , поставленной в 1939 году.
Дискография
[ редактировать ]За исключением саундтреков к фильмам, это в основном посмертно записанная музыка.
- Баллада - Симфонический оркестр под управлением Жобера (запись 2 ноября 1934 г.) [7]
- три части из его «Интермеды» для струнного оркестра , соч. 55 (Увертюра, Форлан, Ночная музыка). В 1943 году оркестр Мариуса-Франсуа Гайяра записал [8]
- Жорж Делерю дирижирует музыкой к фильму Мориса Жобера: Le Jour se leva , L'Atalante , Le petit chaperon rouge , Un Notebook de Bal , Le Quai des Mignes , Мадридский симфонический оркестр , Disques Cinémusique DCM 110 (записано вживую в 1986, P 2003). ). Онлайн презентация.
- Морис Жобер - «Аталанте», «Набережная Миней» и другие саундтреки к фильмам : также включены отрывки из фильмов «Ноль де Кондуита», «14 июля» и «Остров Пасхи». Оркестры под управлением Патриса Местраля и Сержа Баудо . Милан CD CH 274.
- Французская сюита, «Интермеды» и другие оркестровые произведения Камерного оркестра Ниццы под управлением Жака-Франсиса Манзона. Также включены фортепианные пьесы в исполнении Йоко Савай, Disques Cinémusique Classique, записанные в 1989 и 2009 годах, P 2009). Онлайн презентация.
- 25 ans de musique de cinéma français , оркестр под управлением Сержа Баудо: Отрывки из партитур из фильмов, песен из фильмов и фортепианных пьес в исполнении Йоко Савай, Disques Cinémusique DCM 122 (записано в 1956 и 2009 годах, P 2009). Треть программы посвящена Морису Жоберу. Онлайн презентация.
- Концерт Мориса Жобера (2 компакт-диска) : Баллада, Три псалма военного времени, Жанна д'Арк, География, Кантата на Пасху . Хор и национальный оркестр РТФ под управлением Жана Мартинона . Жаклин Брюмер , сопрано. Восстановленная и отредактированная версия концертной записи Disques Cinémusique Classique 1952 года (P 2017). Онлайн-презентация.
- Несколько его песен были записаны Полом Деренном и Фелисити Лотт .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Grove Music Online - Jaubert, Maurice, автор: Марк Брилл, доступ осуществлен 2 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Ландорми, Пол . Французская музыка после Дебюсси – Глава X – Справа и слева (продолжение): Морис Жобер. Галлимар, 1943, стр. 318–322.
- ^ Новые миры и старые - документальные фильмы квартала, рецензии Х. Форсайта и Уильяма Фарра. Sight & Sound, Том 6, № 22, лето 1937 г., стр. 86.
- ^ Ричард Руд. Поворотные моменты: Руис/Трюффо («Верная палата» Трюффо). Вид и звук , лето 1978 г., стр.166.
- ↑ Переиздан в наборе из 8 компакт-дисков «Les Introuvables de Chant Français» (EMI, 2004).
- ^ Запись Bnf о Жобере, Морисе (1900-1940), по состоянию на 2 июня 2020 г.
- ^ Переиздано на Dutton CDBP 9764 (2006); рецензия Роджера Николса в журнале Classic Record Collector , осень 2006 г., № 46, стр.84.
- ^ Морен, Филипп. Приложение – Сборник из 40 пластинок, записанных в период с 1 ноября 1943 г. по 10 ноября 1943 г. В: La Vie musice sous Vichy , изд. Хименес, Мириам. Издания Complexe, 2001, стр. 266.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- биография и фильмография
- некинокомпозиции
- Документальный фильм 1985 года Порсиля Франсуа
- Морис Жобер - Каталог работ. Жерар Бийодо, редактор, март 1999 г., по состоянию на 5 июня 2020 г. (включая краткую биографию)
- Бесплатные партитуры Мориса Жобера в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур (IMSLP)
- 1900 рождений
- 1940 смертей
- Музыканты из Ниццы
- Французские композиторы XX века
- Французские композиторы музыки к фильмам
- Французские композиторы-мужчины для фильмов
- Французские электронные музыканты
- Лауреаты Croix de Guerre 1939–1945 (Франция).
- Похороны на кладбище Монмартр
- Рыцари Почетного легиона
- Французские музыканты-мужчины ХХ века
- Офицеры французской армии
- Военнослужащие французской армии погибли во Второй мировой войне