Бюсси Д’Амбуа
Бюсси Д'Амбуа: Трагедия: как ее часто ставили в Полесе | |
---|---|
Написал | Джордж Чепмен |
Персонажи | Бюсси Д’Амбуа; Сэр; Монсурри; Гайз; король Генрих; Тамира; Комолет; Бегемот; Картофилакс; Бушприт; Эннэйбл; Перо; Голландка |
Дата премьеры | 1603–1604 |
Место премьеры | Лондон |
Язык оригинала | Английский |
Предмет | Французская история |
Жанр | Трагедия |
Параметр | Франция |
Бюсси Д'Амбуа: Трагедия (вероятно, написана в 1603–1604 годах; впервые опубликована в 1607 году) [ 1 ] — это якобинская пьеса, написанная Джорджем Чепменом . Классифицированная как трагедия или «современная история», «Бюсси Д'Амбуа » широко считается величайшей пьесой Чепмена. [ 2 ] и является самой ранней из серии пьес, написанных Чепменом о французской политической сцене своего времени, включая продолжение «Месть Бюсси Д'Амбуа» , двухчастный «Заговор и трагедия Карла, герцога Байрона » и «Трагедию». Шабо, адмирал Франции .
В основу пьесы легла жизнь реального Луи де Бюсси д'Амбуаз , убитого в 1579 году.
Историческое представление и публикация
[ редактировать ]Бюсси Д'Амбуа, вероятно, было написано в 1603–1604 гг. [ 3 ] и вскоре после этого был исполнен «Детями Павла» . Пьеса была внесена в Реестр канцелярских товаров 3 июня 1607 года и в том же году опубликована в ин -кварто книготорговцем Уильямом Эспли , который в следующем году выпустил второй кварто. Переработанная версия текста была напечатана в 1641 году продавцом канцелярских товаров Робертом Лунном с утверждением, что этот текст был «значительно исправлен и дополнен автором перед его смертью». Ученые оспаривают истинность этого утверждения, хотя вес аргументов, похоже, склоняется в его пользу. Между двумя версиями существует 228 вариантов, «включая тридцать длинных изменений и дополнений и пять исключений; их размер и тон показывают беспокойство, которое может почувствовать только автор». [ 4 ] Некоторые комментаторы утверждали, что Чепмен переработал оригинальный Бюсси при написании его продолжения, «Месть Бюсси Д'Амбуа» , ок. 1610, чтобы сделать два произведения более плавными. Роберт Лунн выпустил четвертый ин-кварто в 1647 году ; пятый квартал был опубликован Джошуа Киртоном в 1657 году .
дважды « Слуги короля» разыгрывали пьесу при дворе в 1630-х годах, 7 апреля 1634 года и 27 марта 1638 года , с Элиардом Суонстоном в главной роли. В прелюдии к изданию 1641 года также указывается, что Натан Филд играл Бюсси; Филд, возможно, принес пьесу «Слугам короля», когда присоединился к ним в 1616 году. Судя по всему, Джозеф Тейлор унаследовал эту роль после смерти Филда (1620 г.), и когда он стал слишком «седым», чтобы играть молодого смутьяна, передал ее Суонстону. [ 5 ]
Бюсси был возрожден в начале эпохи Реставрации ; его ставили в театре Ред Булл в 1660 году и часто после этого. Чарльз Харт был известен своей главной ролью. Томас д'Юрфей адаптировал пьесу в версию под названием «Бюсси Д'Амбуа, или Месть мужа» ( 1691 ).
Современные спектакли
[ редактировать ]Первая современная постановка « Бюсси Д'Амбуа» состоялась в «Олд Вик » (Лондон) в 1988 году с Дэвидом Трелфоллом в главной роли и режиссером Джонатаном Миллером . [ 6 ] Второй был показан на месте захоронения Чепмена, Сент-Джайлс в полях , в 2013 году под руководством Брайса Стратфорда , который также сыграл главную роль. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Источники
[ редактировать ]Наряду с историческими источниками о жизни Луи де Бюсси д'Амбуаз Чепмен, как и Бен Джонсон , богато использует классические аллюзии. Бюсси представляет переведенные отрывки из пьес Агамемнон» и «Геркулес Этей» Сенеки « , а также « Моралию» , Плутарха « Энеиду» и Георгику» Вергилия « и « Адагию Эразма » . [ 10 ] Персонажи пьесы цитируют или ссылаются на «Илиаду» , произведения Эмпедокла , Фемистокла и Камилла . [ 11 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В начале пьесы аристократический, но обедневший Бюсси, безработный солдат и опытный фехтовальщик, размышляет о коррумпированном, алчном и жестоком обществе, в котором он живет. В третьей строке своего вступительного монолога он выражает радикальную точку зрения: «Кто не беден, тот чудовищен». Однако к концу сцены Бюсси накопил тысячу фунтов, чтобы поступить на службу к месье, брату правящего короля Генриха III , который желает собрать труппу верных приспешников для достижения своих политических целей. С самого начала Бюсси показывает, что он не создан для того, чтобы быть последователем: стюард месье, который приносит Бюсси плату, за дерзкое поведение награждается кулаком по лицу.
Последующие сцены подтверждают впечатление, что «людоедская доблесть» Бюсси слишком дика и неконтролируема, чтобы позволить ему стать инструментом амбициозной знати. Он кровопролитно ссорится с насмехающимися над ним придворными; в тройном поединке он один из шести оставшихся в живых бойцов. Бюсси вступает в супружескую измену с Тамирой ( Франсуаза де Маридор ), женой могущественного графа Маунтсерри ( Шарль Шамбский, граф Монсоро ). Дела становятся все хуже и хуже, поскольку Маунтсерри истязает свою жену на дыбе, чтобы заставить ее признаться в своем романе. Тамира вынуждена написать письмо (собственной кровью) Бюсси, вызвав его на свидание. Капеллан Тамиры, монах, который передавал послания между влюбленными, умер от шока, вызванного пытками Тамиры, и Маунтсерри облачается в его мантию, чтобы доставить послание. Бюсси видит призрак монаха и общается с вызванным духом, который предупреждает его о надвигающейся катастрофе; но приходит замаскированный Маунтсерри с письмом Тамиры. Ловушка срабатывает, когда Бюсси отвечает; его застрелили из засады.
Персонажи
[ редактировать ]- ГЕНРИХ III, король Франции.
- МОСЬЕ, его брат.
- ГЕРЦОГ ГИЗ.
- МОНСУРИ, граф.
- БЮССИ Д’АМБУА.
- БАРРИСОР, Придворный: враг Д'АМБУА.
- Л'АНУ, придворный: враг Д'АМБУА.
- ПИРО, Брокер: враг Д’АМБУА.
- БРИЗАК, брокер: друг Д’АМБУА.
- МЕЛИНЕЛЬ, придворный: друг Д'АМБУА.
- КОМОЛЕ, монах.
- МАФФ, управляющий МЕСЬЕ.
- посланник
- УБИЙЦЫ.
- БЕГЕМОТ, Дьявол.
- КАРТОФИЛАКС, Дух.
- УМБРА МОНЕСА.
- ЭЛЕНОР, герцогиня Гиз.
- ТАМИРА, графиня Монсурри.
- БОПР, племянница Эленор.
- АННАБЛЬ, горничная ЭЛЕНОР.
- ПЕРО, горничная ТАМИРЫ.
- ШАРЛОТТА, горничная БОПРА.
- ПИРА, придворная дама.
- Придворные, дамы, пажи, слуги, духи и т. д.
Критический ответ
[ редактировать ]Будучи бесспорным шедевром Чепмена, «Бюсси Д'Амбуа» вызвал большое количество критических комментариев, дискуссий и споров. Ученые спорят о философских и драматургических намерениях Чепмена в пьесе, а также о том, успешно ли реализованы эти намерения и если да, то в какой степени. [ 12 ] Хотя истинного консенсуса достичь не удалось, многие комментаторы считают Бюсси представлением Чепмена о моральном герое, находящемся в войне со своими низшими наклонностями, окутанном конфликтом между его идеалистическими побуждениями и чистой силой своей личности – марловианского героя, у которого больше совести, чем у него. Марлоу всегда давал своих героев.
По крайней мере, похоже, что именно это и было намерением Чепмена. Критики жаловались на то, как морализирующий главный герой первой сцены становится безжалостным, движимым страстью антигероем остальной части пьесы. Некоторые утверждают, что в Бюсси Д'Амбуа Чепмен пожертвовал логической и философской последовательностью ради драматургической эффективности, ради «силы и страсти воображения» (цитируя Алджернона Чарльза Суинберна ). Его последующие французские истории более последовательны в интеллектуальном отношении, но и гораздо более скучны.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Джордж Чепмен (1607 г.). Бюсси Д'Амбуа: Трагедия: как ее часто разыгрывали в Полесе . Лондон: Напечатано [в издательстве Eliot's Court Press] для Уильяма Эспли . OCLC 228714134 . Имя Чепмена фактически не появляется в первом издании произведения.
- ^ Питер Юр, «Трагедии Чепмена», в книге Брауна и Харриса, стр. 227–36.
- ^ Чемберс, Том. 3, с. 253.
- ^ Логан и Смит, стр. 150–1.
- ^ Чемберс, Том. 3, стр. 253–4.
- ^ «Театральная коллекция» .
- ↑ Поттер, Лоис «Лучше (очень) поздно, чем никогда» , Литературное приложение к The Times, 29 ноября 2013 г.
- ^ Осборн, Обзор Хелен : Бюсси Д'Амбуа , Cahiers Élisabéthains: Журнал исследований английского Возрождения № 86, осень 2014 г.
- ^ «Бюсси Д'Амбуа: Якобинская трагедия в Сент-Джайлсе», Обзор. Лондонист
- ^ Издание Брука «Бюсси» , стр. 149.
- ^ Морли и Гриффин, с. 301.
- ^ Логан и Смит, стр. 134–7.
Ссылки
[ редактировать ]- Браун, Джон Рассел и Бернард Харрис, ред. Якобинский театр. Нью-Йорк, Эдвард Арнольд, 1960 год.
- Чемберс, Э.К. Елизаветинская сцена. 4 тома, Оксфорд, Clarendon Press, 1923.
- Чепмен, Джордж. Бюсси Д'Амбуа. Под редакцией Николаса Брука. Пьесы пира; Манчестер, Издательство Манчестерского университета, 1999.
- Логан, Теренс П. и Дензелл С. Смит, ред. Новые интеллектуалы: обзор и библиография последних исследований английской драмы эпохи Возрождения. Линкольн, штат Небраска, Издательство Университета Небраски, 1977.
- Морли, Генри и Уильям Холл Гриффин. Английские писатели: попытка истории английской литературы. Лондон, Касселл и компания, 1895 г.