Польский радует
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( сентябрь 2013 г. ) |


Польская коса ( лат . Plica polonica , польский : Kołtun polski или plika , Kołtun по-польски означает «спутанная»), менее известная на английском языке как plica или трихома , представляет собой образование из волос . Этот термин может относиться как к прическе, так и к состоянию здоровья. Это также связано с системой верований в европейском фольклоре и народной практиками медицины в средневековой Речи Посполитой , которые поддерживали спутанные волосы как амулет или как ловушку для болезней, покидающих тело.
В качестве прически
[ редактировать ]Ларри Вольф в своей книге « Изобретая Восточную Европу: Карта цивилизации в сознании Просвещения» упоминает, что в Польше на протяжении примерно тысячи лет некоторые люди носили прическу скифов . Зигмунт Глогер в своей Старопольской энциклопедии упоминает, что польскую косу носили в качестве прически некоторые люди, независимо от пола, в Пинском крае и Мазовецком крае в начале XIX века. Он использовал термин «kołtun zapuszczony», который обозначает искусственное формирование польской косы. Согласно сегодняшним фольклорным исследованиям, стиль формировался с помощью жидкостей или воска . Среди жидкостей использовалась смесь вина и сахара или ежедневное мытье волос водой, в которой варились травы. Наиболее часто используемой травой был барвинок ( Vinca major ), за ним следовали Lycopodium clavatum и мох , из-за которых волосы спутывались. Подобный эффект можно получить, натерев волосы воском или вставив в кончики волос кусочек свечи. В более новых польских словарях плика упоминается как болезнь, но в старых упоминаются и искусственно созданные плика.
В наше время прическа также известна как монодред. [ 1 ] (или для краткости монодред), намекая на то, что его структура сравнима с одной массивной прядью прически дредов , а также с бобровым хвостом. [ 2 ] поскольку масса волос может напоминать хвост бобра . Прическа может быть разной по размеру: от больших бобровых хвостов до маленьких косичек. [ нужна ссылка ]

История
[ редактировать ]
Польская коса была довольно распространена в Европе в прошлые века, когда уходом за волосами практически пренебрегали. Это затронуло в основном крестьянство , но не было чем-то необычным и среди высших социальных классов.
Из-за суеверных поверий польская коса раньше была особенно распространена в Речи Посполитой , отсюда и ее английское и латинское название. Точно так же по-немецки это называется Weichselzopf , или Вислинская коса, где zopf означает коса, а Висла — река в Польше. Первоначально коса считалась амулетом, защищающим тело от болезней, поскольку считалось, что, когда болезнь проходит, тело остается жить в волосах, что приводит к уменьшению страданий. По этой причине люди не только позволяли ему развиваться, но даже поощряли его. По словам М. Марчевской, которая исследовала этот вопрос с точки зрения фольклорных исследований, анимистические верования и давние языческие верования, касающиеся болезней, рассматривали болезнь как вызванную вторжением злого духа, который при выздоровлении покидал тело и был менее проблематичен при жизни. в образовании волос, которые затем выпадали естественным путем или подстригались и ритуально утилизировались людьми, специализирующимися на народной медицине или практикующими народную магию. Поскольку люди считали, что образование складки является признаком разрешения болезни, то складку как прическу формировали и искусственно путем мытья смесями трав, подслащенным вином, депиляции воском и т. д.
В начале 17 века люди стали считать, что косы — это внешний симптом внутреннего заболевания. Растущая коса должна была «вывести» болезнь из тела, поэтому ее редко стригли; кроме того, вера в то, что отрезанная коса может отомстить за себя и принести еще большую болезнь, отговаривала некоторых нападать на нее. Также считалось, что наложение на кого-то магического название «elflock» заклинания может привести к тому, что у этого человека появится польская коса, поэтому в английском языке также использовалось , а в немецком — Hexenzopf («ведьминская коса»).
Эти убеждения были настолько распространены и сильны, что некоторые люди всю жизнь жили с польской косой. Коса иногда могла вырасти очень длинной – даже до 80 сантиметров (31 дюйм). Польские косы могли принимать различную форму: от клубка волос до длинного хвоста. Косы даже были разделены на категории; косы были «мужские» и «женские», «внутренние» и «наружные», «благородные» и «фальшивые», «правильные» и «паразитные».
Британская писательница Эстер Трале в своей книге « Наблюдения и размышления, сделанные во время путешествия по Франции, Италии и Германии » описала польскую косу, которую она увидела в 1786 году в коллекции курфюрста Саксонии в Дрездене : «размер и вес он был огромным, длиной четыре с половиной ярда [около 4,1 м]; человеком, убитым его ростом, была знатная польская дама, хорошо известная при короле Августе ; суд."
В эпоху Просвещения стало обычным использовать термины plica polonica (польская коса) и plica judaica (еврейская коса), а также термин «польский стригущий лишай» на английском языке. Помимо антисемитизма , существовали и предубеждения против восточноевропейцев. Согласно книге Ларри Вольфа «Изобретение Восточной Европы », поляки считались «полуазиатами», потомками татар и варваров. Морис Фишберг в своей книге «Евреи: исследование расы и окружающей среды» упоминает оба термина. Распространено мнение, что плица — это заразная болезнь, возникшая в Польше после монгольского нашествия, а затем распространившаяся на другие страны. Дидро писал в своей «Энциклопедии» (из-за неправильного понимания текста Мартина Кромера ), что источником плики было татарское вторжение в Польшу. Примером веры в распространение плики как заразной болезни со стороны иностранных хозяев была британская вера викторианской эпохи в то, что плика распространялась как болезнь польскими торговцами искусственными волосами. Джордж Лефевр В своей книге «Апология нервов » (1844 г.) упоминает термины plica polonica и plica judaica , а также развенчивает распространенное мнение о том, что ношение польского национального костюма может вызвать plica у владельца. Он описывает случай с женщиной в Берлине, которая не носила польский национальный костюм, но заболела пликой. Он заключил: «Поэтому ни чужие не свободны от этого, ни производятся только через одежду». [ 3 ]
Зигмунт Глогер в своей Старопольской энциклопедии утверждал, что согласно исследованиям, проведенным братьями Гримм и Розенбаумом, plica polonica и идея о том, что она распространилась из Польши, были ошибкой, поскольку она также была обнаружена среди германского населения Баварии и реки Рейн. область. Он сказал, что слово weichselzopf (Вислинская коса) было более поздним изменением названия wichtelzopf (коса существа ) ; Вихтель по-немецки означает «уайт» , существо или разумная вещь.
Во второй половине XIX века некоторые медицинские работники вели войну против суеверий и отсутствия гигиены среди крестьянства и традиционной народной медицины. Многие косы, часто к ужасу своих владельцев, были обрезаны. В Западной Галиции профессор Юзеф Дитль приложил особые усилия для изучения и лечения польских кос. Он также был политиком, и его методы обращения с людьми, страдающими полисом, сегодня вызывают споры: он организовал официальную перепись людей, страдающих этим заболеванием, им не разрешали получать помощь от благотворительных организаций, запрещали вход в некоторые здания, такие как школы и офисы, а также предложил ввести штрафы, что породило слухи о том, что косы будут облагаться налогом. Утверждается, что эта практика помогла искоренить польскую косу в регионе. Огромную пластинку длиной 1,5 метра можно увидеть сохранившейся в Музее медицинского факультета Медицинского колледжа Ягеллонского университета в Кракове . На территориях Речи Посполитой, оккупированных В Российской империи юноши с плицами освобождались от службы в царской армии. Неизвестно, сколько дредов было натуральными, а сколько — искусственными. Польское слово , обозначающее польскую косу, kołtun , теперь используется в Польше в переносном смысле для обозначения необразованного человека со старомодным мышлением. [ нужна ссылка ]
В фольклоре
[ редактировать ]Считалось, что Плика была вызвана сверхъестественными существами. Названия часто описывают предполагаемую причину спутывания волос. В Британии считалось, что это состояние вызвано эльфами , отсюда и название « эльфовая стая » (упоминается в шекспировской поэзии и народных сказках), хотя этот термин мог относиться к гораздо более мягким путаницам, чем польская коса. Народные верования в Германии связывали его с ведьмами или духами (Гексен или Вихтель), что дало плике имена Хексенцопф или Вихтельцопф; в Польше причиной стал нечистый дух. Одним из названий плицы на польском языке было wieszczyca, «wieszcz» означает бард , точнее народный поэт с даром пророчества или вампироподобный живой человек. братьев Гримм В немецком фольклоре плица появляется в одной из сказок , в которой девочка целый год не расчесывается и находит в своей плице золотые монеты.
Многие болезни были связаны с пликой и были синонимом народного названия этого состояния. По словам Марчевской, в польском фольклоре с пликой было связано около тридцати болезней. В немецких и богемских заклинаниях насчитывается целых семьдесят болезней. Поляки боялись расстроить нечистый дух и, чтобы усмирить его, вставляли в плиту подношения, например, монеты. Колтун (или gościec , его польское народное название) не обязательно описывал только образование волос, он также описывал телесные заболевания без наличия спутанных волос. Синонимами его были боли (особенно в суставах), ревматизм и т. д. Если присутствовала плица, ее обвиняли в прихотях и пристрастиях, которые нужно было незамедлительно удовлетворить; Людям, окружающим человека, страдающего от полиса, необходимо помочь больному удовлетворить тягу к пище. Марчевская отмечает, что в одном старом польском словаре говорится, что колтун вызывает сильную тягу, особенно к вину (которое было импортным и дорогим).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ ДиВита, Джо (21 октября 2020 г.). «Макс Кавалера отрезал свой массивный монодред, поделился фотографией» . www.loudwire.com . Проверено 23 января 2022 г.
- ^ «Прически из бобрового хвоста» . www.hairnews.co.za . 17 июля 2017 г. Проверено 23 января 2022 г.
- ^ Джордж Уильям Лефевр (1844 г.). Апология нервов . Эдинбург: Мюррей и Гибб. п. 356.
- Гросс, Сэмюэл. (1857). Элементы патологической анатомии. Филадельфия. п. 335. в книгах Google . Ссылка на "Польскую косу" и описание.
- Марчевская, Мажена. (2011), Университет Яна Кохановского в Кельце, статья по фольклору и лингвистике, на польском языке.
- Колледж врачей Филадельфии и музей Муттера, короткометражный фильм [ постоянная мертвая ссылка ]
- Фишеберг, Морис. Евреи: исследование расы и окружающей среды, с. 317 гугл книга
- Лефевр, Георг, Апология нервов (1844), с. 355-356 гугл книга
- Вольф, Ларри. Изобретение Восточной Европы: Карта цивилизации в сознании Просвещения, (1994) ссылка на книгу
- Хикс Дж., Метри Д.В., Барриш Дж., Леви М. (2001). «Синдром нерасчесываемых волос (cheveux incoiffables, pili trianguli et canaliculi ): краткий обзор и роль сканирующей электронной микроскопии в диагностике». Ультраструктурная патология . 25 (2): 99–103. дои : 10.1080/01913120117514 . ПМИД 11407534 . S2CID 25846825 .
- Стивенс, Б. Plica Polonica (син. Plica Neuropathica), Трихологическое общество, Колледж трихологии, Лондон, (2004) научное определение заболевания
- Гуразда, Магдалена, Зыце Пабьяник, (2011) статья, цитирующая методы Дитля, на польском языке.
- Далее, Кристофер Э. и Крозье, Иван. Части тела: культурные исследования телесности, с. 111 и с. 116 описание книги
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гнанарадж П., Венугопал В., Пандуранган CN (февраль 2007 г.). «Plica polonica в сочетании с педикулезом головы и чесоткой - описание случая». Международный журнал дерматологии . 46 (2): 151–2. дои : 10.1111/j.1365-4632.2006.02933.x . ПМИД 17269965 . S2CID 32393500 .
- Фридли А., Пьерриар-Вольфенсбергер Дж., Хармс М. (март 2000 г.). «Плика Полоника в 21 веке» [Plica Polonica в 21 веке]. Дерматолог; Журнал дерматологии, венерологии и смежных областей (на немецком языке). 51 (3): 201–2. дои : 10.1007/s001050051106 . ПМИД 10789085 . S2CID 22370780 .
- Сэвилл, Агнес (1952). Волосы и кожа головы. Клиническое исследование (4-е изд.). Лондон: Эдвард Арнольд и компания. п. 244.
- Джоши Р., Сингх С. (июль 2010 г.). «Plica Neuropathica (Plica polonica) после панцитопении, вызванной азатиоприном» . Международный журнал трихологии . 2 (2): 110–2. дои : 10.4103/0974-7753.77523 . ПМК 3107955 . ПМИД 21712900 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] СМИ, связанные с Plica polonica , на Викискладе?
- Plica Polonica или польский Колтун в Вилянувском дворце-музее
- Берлинский музей истории медицины (BMM) и Шарите, Институт патологии, Берлин, Германия, фото 1.
- Берлинский музей истории медицины (BMM) и Шарите, Институт патологии, Берлин, Германия, фото 2.
- Этнографический музей Марри Знамеровского-Пруфферова, Торунь, Польша, статья на польском языке с изображением плицы
- Zycie Warszawy, газета, Варшава, Польша, (2010), Изображение двух фотографий из коллекции Музея медицины.
- Поскольку полиомиелит скоро будет официально искоренен, вот пять ужасных болезней, которых больше нет с нами I Magazine