Jump to content

Текеста

(Перенаправлено с языка Tequesta )
Текеста
Примерная территория Текесты в 16 веке на территории современной Южной Флориды.
Регионы со значительной численностью населения
Современная Южная Флорида
(с III века до н.э. до середины XVIII века)
Бронзовая статуя воина Текеста и его семьи на мосту Брикелл-авеню , созданная Мануэлем Карбонеллом .

Текеста Текеста , также Тегеста , Вискайнос , Чекеста , племя индейское на юго-восточном атлантическом побережье Флориды . Они нечасто общались с европейцами и к середине 18 века в основном мигрировали.

Местоположение и протяженность

[ редактировать ]

Текеста жили в юго-восточной части современной Флориды . Они жили в этом регионе с III века до нашей эры, в позднеархаический период континента , и оставались там примерно 2000 лет. [1] К 1800-м годам большинство из них умерло в результате поселенческих сражений, рабства и болезней. [2] была продана британцам, у племени Текеста осталось всего несколько выживших К тому времени, когда испанская Флорида , которые затем сделали эту территорию частью провинции Восточная Флорида .

Племя Текеста жило в заливе Бискейн. [3] на территории нынешнего округа Майами-Дейд и дальше на север в округе Бровард, по крайней мере, до Помпано-Бич . Их территория, возможно, также включала северную половину округа Бровард и южную половину округа Палм-Бич . Они также время от времени оккупировали Флорида-Кис и, возможно, имели деревню на мысе Сейбл , на южной оконечности полуострова Флорида, в 16 веке. Их центральный город (названный испанцами «Текеста» в честь вождя) находился на северном берегу реки Майами . Деревня находилась на этом месте как минимум 2000 лет. [4] Текеста располагали свои города и лагеря в устьях рек и ручьев, на входах из Атлантического океана во внутренние воды, а также на барьерных островах и ключах. [5]

В племени Текеста более или менее доминировали более многочисленные Калуса с юго-западного побережья Флориды. Текеста были тесно связаны со своими непосредственными соседями на севере, Джаега . [6] Оценки численности Tequesta на момент первоначального контакта с европейцами колеблются от 800 до 10 000, а оценки численности Calusa на юго-западном побережье Флориды колеблются от 2 000 до 20 000. Оккупация Флорида-Кис могла колебаться между двумя племенами. Хотя в испанских записях упоминается деревня Текеста на мысе Сейбл, количество артефактов Калуса на ее археологических объектах превышает количество артефактов Текеста в четыре раза.

На карте голландского картографа Хесселя Герритса, опубликованной в 1630 году в » Жоана де Лаэта , «Истории Нового Света полуостров Флорида обозначен как «Тегеста» в честь племени. [7] На карте XVIII века территория вокруг залива Бискейн была обозначена как «Текеста». [8] На карте 1794 года картографа Бернарда Романса эта территория обозначена как «Тегеста». [9]

Происхождение и язык

[ редактировать ]
Текеста
Область Флорида
Вымерший 18 век
несекретный ( Калуса ?)
Коды языков
ИСО 639-3 Никто ( mis)
07y
глоттолог Никто

Археологические данные о культуре Глейдс, которая включала территорию, занятую Текестасом, указывают на непрерывное развитие местной керамической традиции примерно с 700 г. до н.э. до контактов с европейцами. [10] Язык текеста, возможно, был тесно связан с языком калуса на юго-западном побережье Флориды и майайми , которые жили вокруг озера Окичоби в центре нижней части полуострова Флорида. Лишь десять слов из языков этих племен имеют записанное значение. [11] Когда-то считалось, что текеста связаны с таино , аравакским народом Антильских островов , но сейчас большинство антропологов сомневаются в этом, основываясь на археологических данных и продолжительности их проживания во Флориде. Карл О. Зауэр назвал Флоридский пролив «одной из наиболее ярко выраженных культурных границ в Новом Свете», отметив, что проливы также были границей между сельскохозяйственными системами: коренные американцы Флориды выращивали семенные культуры, происходящие из Мексики , а лукайцы Багамских островов выращивали корнеплоды, происходящие из Южной Америки. [12] Лингвист Джулиан Грэнберри утверждает, что текеста, вероятно, говорили на том же языке, что и калуса , который, по его анализу, относится к языку туника . [13]

Текестас не занимались никаким сельским хозяйством. Они ловили рыбу, охотились и собирали плоды и корни местных растений. Большую часть еды они добывали из моря. Эрнандо де Эскаланте Фонтанеда , живший среди племен южной Флориды в течение семнадцати лет в 16 веке, описал их «общую» диету как «рыбу, черепаху и улиток, тунца и кита»; «Морской волк» ( карибский тюлень-монах ) был предназначен для высших классов. По словам Фонтанеды, меньшую часть рациона составляли хобот и омары . Среди пойманных «рыб» были ламантины , акулы , парусники , морские свиньи , скаты и мелкая рыба. Несмотря на местное изобилие, моллюски , устрицы и раковины составляли лишь незначительную часть рациона Текеста (их раковины гораздо реже встречаются на археологических памятниках Текеста, чем на стоянках Калуса или Джаега ). Оленина также была популярна; оленей В археологических памятниках часто находят кости черепах , а также панцири и кости . Морских черепах и их яйца употребляли в пищу во время сезона гнездования черепах. [11]

В Текесте собрано множество растительных продуктов, в том числе пальметто ( Serenoa repens ягоды ), кокосовые сливы ( Chrysobalanus icaco ), морской виноград ( Coccoloba uvifera опунции ( nopal ), плоды ) ( Opuntia spp.), яблоки суслика ( Licania micbauxii ), голубиные сливы. ( Cocoloba diversifolia ), пальмовые орехи, семена ложной мастики , капустная пальма ( Sabal Palmetto ) и свиная слива ( Ximenia americana ). Корни некоторых растений, таких как Smilax spp. и кунти ( Zamia integrifolia ) были съедобны, когда их измельчали ​​в муку, обрабатывали для удаления токсинов (в случае кунти) и превращали в пресный хлеб. (Археологи, однако, отметили отсутствие доказательств использования кунти на раскопках.) Британец Хэммон , единственный выживший с британского шлюпа, который подвергся нападению Текестаса после того, как он высадился на мель у Ки-Бискейна в 1748 году, сообщил, что Текестас кормили его кипятком. буду кукурузу . [14]

Текестас в течение года сменили место жительства. В частности, большинство жителей главной деревни переселились на барьерные острова или на Флорида-Кис в разгар сезона комаров, который длился около трех месяцев. Хотя ресурсы района залива Бискейн и Флорида-Кис позволяли вести несколько оседлое несельскохозяйственное существование, они не были такими богатыми, как ресурсы юго-западного побережья Флориды, где проживала более многочисленная калуса. [15]

Жилье, одежда и инструменты

[ редактировать ]

Британец Хэммон сообщил, что Текеста жили в «хижинах». Другие племена южной Флориды жили в домах с деревянными столбами, приподнятыми полами и крышами, покрытыми листьями пальметто, что-то цыплят семинолов вроде . В этих домах могли быть временные стены из плетеных циновок из пальметто, чтобы защититься от ветра или защититься от солнца.

Одежда была минимальной. Мужчины носили что-то вроде набедренной повязки из оленьей шкуры, а женщины носили юбки из испанского мха или растительных волокон, свисающие с пояса.

По одной из версий, когда текестас по традиции хоронили своих вождей, они хоронили маленькие кости вместе с телом, а большие кости складывали в ящик, чтобы жители деревни поклонялись им и считали их своими богами. В другом сообщении говорится, что Текестас отделяли плоть от костей, сжигали плоть, а затем раздавали очищенные кости родственникам мертвого вождя, причем более крупные кости достались самым близким родственникам. [ нужна ссылка ]

Жители Текесты употребляли кассину , черный напиток , во время церемоний, аналогичных тем, которые распространены на юго-востоке Соединенных Штатов . [ нужна ссылка ]

Испанские миссионеры также сообщили, что Текеста поклонялись чучелу оленя как представителю Солнца, а еще в 1743 году поклонялись изображению сильно деформированной барракуды, пересеченной гарпуном и окруженной маленькими языкообразными фигурками, нарисованными на небольшой доске. . Был также бог кладбища , голова птицы, вырезанная из сосны. Расписная доска и голова птицы хранились в храме на кладбище вместе с резными масками, которые использовались на праздниках. племени К этому времени шаман называл себя епископом . Текеста также считали, что у людей есть три души. Один в глазах, один в тени и третий в отражении. [ нужна ссылка ]

Текестас, возможно, практиковали человеческие жертвоприношения . По пути из Гаваны в залив Бискейн в 1743 году испанские миссионеры услышали, что коренные американцы Ключей (очевидно, включая теквестасов) отправились в Санталуз (деревня Санта-Лусеа находилась в заливе Сент-Люси ) на празднование недавний мирный договор и что вождь Санталуза собирался принести в жертву молодую девушку в рамках празднования. Миссионеры отправили вождю послание, умоляя его не приносить девушку в жертву, и вождь уступил. [ нужна ссылка ]

Майами Серкл

[ редактировать ]

Майами Серкл [16] расположен на месте известной деревни Текеста к югу от устья реки Майами (вероятно, город Текеста ). Он состоит из 24 больших отверстий или бассейнов и множества отверстий поменьше, высеченных в скале. Вместе эти отверстия образуют круг диаметром примерно 38 футов. Возможны и другие варианты расположения отверстий. Круг был обнаружен во время археологического обследования территории, расчищаемой под строительство высотного здания. Образцы древесного угля, собранные в круге, были датированы радиоуглеродом примерно 100 годом нашей эры, 1900 лет назад. Радиоуглеродный анализ морских раковин, съеденных на этом месте, датируется 730 годом до нашей эры и позволяет предположить, что постоянное поселение было основано здесь более 2700 лет назад. Круг находится на южном берегу реки Майами. Недавние археологические работы обнаружили более крупный участок Текеста на северном берегу реки, который, вероятно, существовал одновременно с Майами-Серкл. [17]

Постевропейский контакт

[ редактировать ]

В Хуане Понсе де Леон остановился в бухте на побережье Флориды, которую он назвал Чекеста , которая, очевидно, была тем местом, которое сейчас называется заливом Бискейн . В 1565 году один из кораблей флота Педро Менендеса де Авилеса укрылся от шторма в заливе Бискейн. Здесь располагалась главная деревня Текеста, и Текестас хорошо приняли Менендеса. Иезуиты Гавану с ним взяли племянника вождя Текесты с собой обратно в с Менендесом , , Куба , для получения образования, а брат вождя отправился в Испанию где принял христианство . В марте 1567 года Менендес вернулся в Текесту. [3] и основал миссию внутри частокола, расположенного недалеко от южного берега реки Майами, ниже родной деревни. Менендес оставил отряд из тридцати солдат и брата- иезуита Франсиско Вильярреала, чтобы обратить Текестаса в христианство . Вильярреал кое-что узнал о языке теквеста у племянника вождя в Гаване. Он чувствовал, что привлекал новообращенных, пока солдаты не казнили дядю вождя. Брат Франциско был вынужден на время отказаться от миссии, но когда брат вождя вернулся из Испании, брат Франциско смог вернуться. Однако вскоре после этого, в 1570 году, миссия была прекращена.

Начиная с 1704 года, политика испанского правительства заключалась в переселении коренных американцев Флориды на Кубу, чтобы они могли быть приобщены к католической вере. Первая группа этих коренных американцев, в том числе касик Кайо -де-Гесос (Ки-Уэст), прибыла на Кубу в 1704 году, и большинство из них, если не все, вскоре умерли. В 1710 году 280 коренных американцев Флориды были вывезены на Кубу, где вскоре умерли почти 200 человек. Выжившие были возвращены на Ключи в 1716 или 1718 году. В 1732 году некоторые коренные американцы бежали с Ключей на Кубу.

В начале 1743 года губернатор Кубы получил петицию от трех вождей Калуса , посетивших Гавану. Петиция, написанная на испанском языке и демонстрирующая понимание того, как работают правительство и церковная бюрократия, содержала просьбу направить миссионеров на Кайос (Флорида-Кис) для проведения религиозного обучения. Губернатор и его советники в конце концов решили, что будет дешевле отправить миссионеров на Ключи, чем привозить коренных американцев на Кубу, и что сохранение коренных американцев на Ключах будет означать, что они будут готовы помочь потерпевшим кораблекрушение испанским морякам и удержать британцев. за пределами области.

Губернатор послал из Гаваны двух миссионеров -иезуитов , отцов Монако и Аланьи, в сопровождении солдат. Достигнув залива Бискейн, они основали часовню и форт в устье реки, впадающей в залив Бискейн, которую они назвали Рио-Ратонес. Возможно, это была река Литтл в северной части залива Бискейн или река Майами.

Испанских миссионеров не встретили хорошо. Индейцы Кис, как их называли испанцы, отрицали, что просили миссионеров. Они разрешили создать миссию, потому что испанцы привезли для них дары, но касик отрицал, что король Испании властвует над его землей, и настаивал на дани за разрешение испанцам построить церковь или привлечь поселенцев. Коренные американцы требовали еды, рома и одежды, но отказывались работать на испанцев. Отец Морано сообщил о нападениях на миссию банд учиза ( криков , которые позже стали известны как семинолы ).

Отцы Монако и Аланья разработали план, согласно которому частокол будет укомплектован двадцатью пятью солдатами, а также привлечь испанских поселенцев для выращивания еды для солдат и коренных американцев. Они чувствовали, что новое поселение вскоре заменит необходимость в Св. Августине. Отец Аланья вернулся в Гавану, оставив двенадцать солдат и капрала защищать отца Монако.

Губернатор Гаваны был недоволен. Он приказал вывести отца Монако и солдат, а частокол сжечь, чтобы лишить его доступа Учиза. Он также направил план миссионеров в Испанию, где Совет Индии решил, что предлагаемая миссия в заливе Бискейн будет дорогостоящей и непрактичной. Вторая попытка создать миссию в заливе Бискейн длилась менее трех месяцев.

Когда Испания сдала Флориду Великобритании в 1763 году, оставшиеся Текестас вместе с другими коренными американцами, укрывшимися на островах Флорида-Кис, были эвакуированы на Кубу . [1] [18] В 1770-х годах Бернар Романс сообщил, что видел в этом районе заброшенные деревни, но без жителей.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Вопросы сохранения древней деревни, найденной в центре Майами» . Си-Эн-Эн. 5 февраля 2014 года . Проверено 5 февраля 2014 г. По словам Райана Франклина из Археологического и исторического заповедника, Текеста жили в Южной Флориде примерно 2000 лет... Большинство из них умерло в результате сражений за поселения, рабства и болезней. К тому времени, когда Британия взяла под свой контроль Флориду у испанцев в 1763 году, остатки ее населения, как предполагалось, мигрировали на Кубу...
  2. ^ «Текеста залива Бискейн» . fcit.usf.edu . Проверено 18 декабря 2021 г.
  3. ^ Jump up to: а б «Деревня Калуса Текеста. Майами шестнадцатого века, автор Роберт Э. Макниколл». Архивировано 10 сентября 2016 г. в Wayback Machine , Международный университет Флориды.
  4. ^ Фрэнк 2017: 1-7
  5. ^ Он 2003: 140-1
  6. ^ Он 2003:139
  7. ^ Эренберг, Ральф Э. «Чудесные страны и земли», Известные карты Флориды, 1507–1846 гг. Архивировано 3 августа 2008 г. в Wayback Machine , Библиотека округа Бровард.
  8. ^ «Старые карты Флориды» , Библиотеки Университета Майами.
  9. ^ «Старые карты Флориды» , Библиотеки Университета Майами.
  10. ^ Управление культурных и исторических программ Флориды. стр. 89
  11. ^ Jump up to: а б Остин
  12. ^ Зауэр, с. 51.
  13. ^ Гранберри, Джулиан (2011). Калуса: лингвистические и культурные связи . Таскалуса, Алабама: Издательство Университета Алабамы. стр. 19–26. ISBN  978-0-8173-1751-5 .
  14. ^ Остин
    Он 2003:147
  15. ^ Он 2003:146
  16. ^ "Майами Серкл" , Отдел исторических ресурсов Флориды.
  17. ^ Карр, Роберт (2014). Копаем Майами . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
  18. ^ «Коренные народы» , Система национальных парков, Министерство внутренних дел США.
  • Управление культурных и исторических программ штата Флорида. «Глава 12. Южная и юго-восточная Флорида: регион Эверглейдс, 2500 лет назад – контакт». Исторические контексты . Версия от 27.09.93. Загружено из [1]. Архивировано 29 марта 2012 г. на Wayback Machine 27 марта 2006 г.
  • Остин, Дэниел В. (1997). «Полянные индейцы и растения, которые они использовали. Этноботаника вымершей культуры». Пальметто , 17(2):7–11. [2] Архивировано 25 мая 2006 г. в Wayback Machine - по состоянию на 4 декабря 2005 г.
  • Брикелл-Пойнт - дом Майами-Серкл (сайт штата Флорида). Архивировано 18 декабря 2005 г. в Wayback Machine - доступ 4 декабря 2005 г.
  • Буллен, Аделаида К. (1965). «Индейцы Флориды прошлого и настоящего». В Руби Л. Карсон и Чарльтон Тибо (ред.), Флорида от индийского пути до космической эры: история (том I, стр. 317–350). Южная издательская компания.
  • Эскаленте Фонтанеда, Эрнандо де. (1944). Мемуары До. д'Эскаленте Фонтанеда в отношении Флориды . Смит, Б. (Пер.); Верно, ДО (Ред.). Майами: Университет Майами и Историческая ассоциация Южной Флориды.
  • Фрэнк, Эндрю К. (2017). До пионеров: индейцы, поселенцы, рабы и основание Майами . Гейнсвилл: Университетское издательство Флориды.
  • Годдард, Айвз. (2005). Языки коренных народов Юго-Востока. Антропологическая лингвистика , 47 (1), 1–60.
  • Ханн, Джон Х. (1991). Миссии на Калусе . Гейнсвилл: Издательство Университета Флориды.
  • Ханн, Джон Х. (2003). Индейцы Центральной и Южной Флориды: 1513–1763 гг. Университетское издательство Флориды. ISBN   0-8130-2645-8
  • Зауэр, Карл Отвин . 1966. (Четвертое издание, 1992 г.) The Early Spanish Main. Издательство Калифорнийского университета. ISBN   0-520-01415-4
  • Стертевант, Уильям К. (1978). «Последний из аборигенов Южной Флориды». В Джерале Миланиче и Сэмюэле Прокторе (ред.). Такачале: Очерки индейцев Флориды и Юго-Восточной Джорджии в исторический период . Гейнсвилл, Флорида : Университетское издательство Флориды. ISBN   0-8130-0535-3
  • Тебо, Чарльтон В. (1968). Человек в Эверглейдс (стр. 37–45). Корал-Гейблс, Флорида : Университет Майами Пресс. LCCN   68-17768
  • Текеста залива Бискейн - по состоянию на 4 декабря 2005 г.
  • Венхолд, Люси Л. (Ред., Пер.). (1936). Письмо 17 века Габриэля Диаса Вара Кальдерона, епископа Кубы, с описанием индейцев и индийских миссий Флориды . Разные коллекции Смитсоновского института 95 (16). Вашингтон, округ Колумбия: Смитсоновский институт.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1f14930360aa7ca796b77217870579cf__1722034560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/cf/1f14930360aa7ca796b77217870579cf.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tequesta - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)