Разработка для конечных пользователей
Разработка для конечных пользователей ( EUD ) или программирование для конечных пользователей ( EUP ) относится к деятельности и инструментам, которые позволяют конечным пользователям — людям, которые не являются профессиональными разработчиками программного обеспечения — программировать компьютеры . Люди, не являющиеся профессиональными разработчиками, могут использовать инструменты EUD для создания или изменения программных артефактов (описаний автоматизированного поведения) и сложных объектов данных без глубоких знаний языка программирования . В 2005 году было подсчитано (с использованием статистики Бюро статистики труда США ), что к 2012 году в США будет более 55 миллионов разработчиков конечных пользователей по сравнению с менее чем 3 миллионами профессиональных программистов. [1] Существуют различные подходы EUD, и это активная тема исследований в области информатики и взаимодействия человека и компьютера . Примеры включают программирование на естественном языке , [2] [3] электронные таблицы , [4] языки сценариев (особенно в офисных пакетах или художественных приложениях), визуальное программирование , программирование триггерных действий и программирование на примерах .
Самым популярным инструментом EUD является электронная таблица . [4] [5] Благодаря своей неограниченной природе электронные таблицы позволяют относительно неискушенным пользователям компьютеров писать программы, представляющие сложные модели данных, одновременно защищая их от необходимости изучать языки программирования более низкого уровня. [6] Из-за их широкого использования в бизнесе навыки работы с электронными таблицами являются одними из наиболее полезных навыков для выпускников и, следовательно, наиболее востребованы. [7] Только в Соединенных Штатах Америки насчитывается около 13 миллионов разработчиков конечных пользователей, программирующих с помощью электронных таблиц. [8]
Подход « Программирование на примере» ( PbE ) снижает потребность пользователя в изучении абстракций классического языка программирования. Вместо этого пользователь вводит некоторые примеры желаемых результатов или операций, которые следует выполнить с данными, а система PbE выводит некоторые абстракции, соответствующие программе, которая выдает эти выходные данные, которые пользователь может уточнить. Затем новые данные могут быть введены в автоматически созданную программу, и пользователь может исправить любые ошибки, допущенные программой, чтобы улучшить ее определение. Платформы разработки с низким кодом также являются подходом к EUD.
Одним из направлений развития в этой области стало использование мобильных устройств для поддержки деятельности конечных пользователей по разработке. В этом случае предыдущие подходы к настольным приложениям невозможно просто переосмыслить, учитывая специфику мобильных устройств. В настольных средах EUD отсутствуют преимущества, позволяющие конечным пользователям создавать приложения в пути. [9]
В последнее время возрос интерес к тому, как использовать EUD для поддержки разработки приложений Интернета вещей. В этой области программирование триггерных действий кажется многообещающим подходом. [10]
Уроки, извлеченные из решений EUD, могут существенно повлиять на жизненные циклы программного обеспечения для коммерческих программных продуктов , внутренних разработок во внутренней / экстрасети и корпоративных приложений развертывания .
Платформы разработки с низким уровнем кода для конкретных приложений
[ редактировать ]Около 40 поставщиков в настоящее время предлагают решения, ориентированные на конечных пользователей и призванные сократить усилия по программированию. Эти решения не требуют традиционного программирования и могут основываться на относительно узкой функциональности, например, управлении контрактами, управлении взаимоотношениями с клиентами, отслеживании проблем и ошибок. Веб-взаимодействия, которые часто называют платформами разработки с низким уровнем кода, помогают пользователю разработать приложение всего за 40–80 часов. [11] [ циклическая ссылка ]
Определение
[ редактировать ]Либерман и др. предложить следующее определение: [12]
Разработку для конечных пользователей можно определить как набор методов, приемов и инструментов, которые позволяют пользователям программных систем, выступающим в качестве непрофессиональных разработчиков программного обеспечения, в определенный момент создавать, изменять или расширять программный артефакт.
Ко и др. предложить следующее определение: [13]
Программирование для конечного пользователя — это программирование для достижения результата программы преимущественно для личного, [а не] публичного использования.
Артефакты, определяемые конечными пользователями, могут быть объектами, описывающими какое-либо автоматизированное поведение или последовательность управления, например запросы к базе данных или правила грамматики. [14] которые можно описать с помощью таких парадигм программирования, как программирование путем демонстрации , программирование с помощьюпримеры , визуальное программирование или генерация макросов . [15] Они также могут быть параметрами, которые выбирают между альтернативными предопределенными вариантами поведения приложения. [16] Другие артефакты разработки конечных пользователей также могут относиться к созданию пользовательского контента, такого как аннотации, которые могут быть или не быть интерпретируемыми с помощью вычислений (т.е. могут обрабатываться соответствующими автоматизированными функциями). [17]
Примеры
[ редактировать ]Примеры разработки для конечных пользователей включают создание и изменение:
- Сценарии анимации , используемые художниками-графиками для описания персонажей, окружающей среды и того, как персонажи движутся, для создания намеченной анимации.
- Файлы конфигурации , которые стирают грань между программами и данными (например, фильтры электронной почты представляют собой последовательные списки критериев и действий, которые необходимо предпринять).
- примероориентированного программирования Инструменты [18]
- Модификации игр для представления собственных персонажей, окружения и т. д. — многие последние игры распространяются с учетом внесения изменений.
- Скрипты взаимодействия, используемые в колл-центрах CRM
- Инструменты разработки мобильных приложений, такие как App Inventor.
- Модели процессов, используемые в приложениях рабочих процессов
- Прототипы и специализированные программы, написанные бизнесменами, инженерами и учеными для демонстрации или проверки конкретных теорий.
- Поведение робота [19]
- Научные модели, используемые в компьютерном моделировании
- Добавлены сценарии и макросы для расширения или автоматизации офисных пакетов и графических приложений .
- Моделирование, созданное с использованием программного обеспечения для определения приложений
- Одновременное редактирование множества связанных элементов либо посредством пакетного процесса, заданного конечным пользователем, либо путем прямого манипулирования , например, доступного в текстовом редакторе Lapis и множественном редактировании .
- Модели электронных таблиц , например, используемые для составления бюджета, анализа рисков, интерактивного машинного обучения , [20] или проектирование электронных схем [21]
- Визуальное программирование в виде визуальных языков, таких как AgentSheets , LabVIEW , Scratch (язык программирования) или LEGO Mindstorms .
- Веб-страницы — простой HTML или HTML и сценарии.
- Wikis — процесс совместной разработки конечными пользователями. [ нужна ссылка ]
- Веб-мэшапы в форме визуальных языков. [22]
- 3D-модели, созданные с помощью инструментов и приложений, ориентированных на конечного пользователя, таких как Sketchup.
Моделирование затрат и выгод
[ редактировать ]По словам Сатклиффа , [23] EUD по сути передает усилия по разработке конечному пользователю. Поскольку изучение инструмента EUD всегда требует определенных усилий, мотивация пользователей зависит от их уверенности в том, что он расширит возможности их работы, сэкономит время на работе или повысит производительность. В этой модели преимущества для пользователей изначально основаны на маркетинге, демонстрациях и сарафанном радио. После того как технология будет введена в эксплуатацию, ключевым мотиватором станет получение реальных выгод.
В этом исследовании затраты определяются как сумма:
- Техническая стоимость: цена технологии и усилия по ее установке.
- Стоимость обучения: время, необходимое для понимания технологии.
- Стоимость разработки: усилия по разработке приложений с использованием этой технологии.
- Стоимость тестирования и отладки: время, необходимое для проверки системы.
Первые и вторые затраты возникают один раз во время приобретения, а третьи и четвертые — каждый раз при разработке приложения. Выгоды (которые могут быть воспринимаемыми или фактическими) рассматриваются как:
- Функциональность, обеспечиваемая технологией
- Гибкость реагирования на новые требования
- Удобство использования созданных приложений
- Общее качество созданных приложений
Сотрудничество в разработке для конечных пользователей
[ редактировать ]Многие действия по разработке для конечных пользователей носят совместный характер, включая сотрудничество между профессиональными разработчиками и разработчиками для конечных пользователей, а также сотрудничество между разработчиками для конечных пользователей.
Взаимное развитие [24] — это метод, при котором профессиональные разработчики и разработчики конечных пользователей работают вместе над созданием программных решений. При взаимном развитии профессиональные разработчики часто «проектируют» систему и предоставляют инструменты, позволяющие «владельцам проблем» [25] «Чтобы во время использования создать подходящее решение для их нужд, целей и ситуативного контекста. [26] Тогда общение между профессиональными разработчиками и разработчиками конечных пользователей часто может стимулировать формализацию специальных модификаций, вносимых конечными пользователями, в программные артефакты, превращая решения, разработанные конечными пользователями, в функции коммерческого продукта с последствиями, выходящими за рамки местных решений.
В рамках этого сотрудничества используются различные подходы, такие как семинар по формированию программного обеспечения. [27] предлагаются для устранения разрыва в общении между профессиональными разработчиками и разработчиками конечных пользователей. Эти подходы часто обеспечивают прозрачность в соответствии с моделью социальной прозрачности. [28] позволяя каждому участнику сотрудничества быть в курсе изменений, внесенных другими, и нести ответственность за свои действия благодаря осведомленности.
Помимо платформ для совместной работы над программированием, таких как GitHub, которые в основном используются опытными разработчиками из-за их крутой кривой обучения, сотрудничество между разработчиками конечных пользователей часто происходит на вики-платформах, где делятся созданными программными артефактами. Разработка для конечных пользователей также часто используется для создания сценариев автоматизации или интерактивных руководств для обмена практическими знаниями. Примеры такого приложения включают CoScripter. [29] и ХИЛК. [30] В таких приложениях пользователь может создавать сценарии для задач, используя псевдоестественный язык или программируя путем демонстрации. Пользователи могут загрузить сценарий в хранилище сценариев в стиле вики. В этой вики-странице пользователи могут просматривать доступные сценарии и расширять существующие сценарии для поддержки дополнительных параметров, обработки дополнительных условий или работы с дополнительными объектами.
Также были сформированы онлайн- и офлайн-сообщества разработчиков конечных пользователей, где разработчики конечных пользователей могут совместно решать проблемы EUD, представляющие общий интерес или для взаимной выгоды. В таких сообществах местные эксперты делятся опытом и советами. Члены сообщества также оказывают друг другу социальную поддержку для совместной разработки программного обеспечения. [31]
Критика
[ редактировать ]Комментаторы обеспокоены тем, что конечные пользователи не понимают, как тестировать и защищать свои приложения. Уоррен Харрисон, профессор информатики Портлендского государственного университета, написал: [32]
Просто непостижимо, что мы можем ожидать безопасности... от подавляющего большинства существующих программных приложений, когда они написаны с небольшим знанием общепринятых передовых практик, таких как уточнение перед кодированием, систематическое тестирование и т. д. ... Сколько книг «X для полных идиотов» (где «X» — ваш любимый язык программирования) существует? Поначалу меня позабавила эта тенденция, но в последнее время мне стало не по себе, думая о том, где эти дилетанты применяют свои вновь обретенные знания.
Эта точка зрения предполагает, что все конечные пользователи одинаково наивны в понимании программного обеспечения, хотя Плискин и Шовал утверждают, что это не так, и опытные конечные пользователи способны к разработке для конечных пользователей. [33] Однако, по сравнению с опытными программистами, программисты-конечные пользователи редко имеют время или интерес к систематической и дисциплинированной деятельности по разработке программного обеспечения. [34] что делает обеспечение качества программного продукта, созданного конечными пользователями, особенно сложным.
исследование разработки программного обеспечения для конечных пользователей В ответ на это возникло . Он касается проблем, выходящих за рамки разработки для конечных пользователей, в результате чего у конечных пользователей возникает мотивация учитывать такие вопросы, как возможность повторного использования, безопасность и проверяемость при разработке своих решений. [35]
Альтернативный сценарий заключается в том, что конечные пользователи или их консультанты используют декларативные инструменты, которые поддерживают строгие правила бизнеса и безопасности в ущерб производительности и масштабируемости; инструменты, созданные с использованием EUD, обычно имеют меньшую эффективность, чем инструменты, созданные с использованием профессиональных сред программирования. Хотя отделение функциональности от эффективности является обоснованным разделением задач , оно может привести к ситуации, когда конечные пользователи будут выполнять и документировать анализ требований и создание прототипа инструмента без участия бизнес-аналитиков . Таким образом, пользователи определят необходимые функции, прежде чем эти эксперты смогут рассмотреть ограничения конкретного приложения или программной среды . Поддержка высшим руководством таких инициатив конечных пользователей зависит от их отношения к существующей или потенциальной привязке к поставщику .
См. также
[ редактировать ]- Автоматическое программирование
- Вычисления для конечных пользователей
- Платформы разработки с низким кодом
- Программирование на естественном языке
- Ситуационное приложение
- Программная инженерия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Скаффиди, К.; Шоу, М.; Майерс, Б. (1 сентября 2005 г.). «Оценка количества конечных пользователей и программистов-конечных пользователей». Симпозиум IEEE 2005 г. по визуальным языкам и человеко-ориентированным вычислениям (VL/HCC'05) . стр. 207–214. дои : 10.1109/VLHCC.2005.34 . ISBN 978-0-7695-2443-6 . S2CID 14608501 .
- ^ Литтл, Грег и Роберт С. Миллер. « Перевод ключевых слов в исполняемый код ». Материалы 19-го ежегодного симпозиума ACM по программному обеспечению и технологиям пользовательского интерфейса. АКМ, 2006.
- ^ Брукман, Эми и Элизабет Эдвардс. « Должны ли мы использовать знания естественного языка? Анализ ошибок пользователей на языке программирования, работающем на естественном языке ». Материалы конференции SIGCHI «Человеческий фактор в вычислительных системах». АКМ, 1999.АПА
- ^ Перейти обратно: а б Бернетт, Маргарет М .; Скаффиди, Кристофер (январь 2024 г.). Разработка для конечных пользователей . Interaction-Design.org. в «Энциклопедии взаимодействия человека и компьютера».
- ^ Хорнсби, Питер (3 августа 2009 г.). «Предоставление пользователям возможности создавать собственное программное обеспечение» . UX имеет значение . Проверено 31 января 2014 г.
- ^ Авраам, Р.; Бернетт, М; Эрвиг, М. (2009). «Программирование электронных таблиц». Энциклопедия компьютерных наук и техники Wiley . стр. 1–10.
- ^ Крук, С. и Шитц, С., 2001. Теория точности электронных таблиц. Архивировано 18 августа 2018 г. в Wayback Machine . Журнал образования информационных систем.
- ^ Скаффиди, К., Шоу, М. и Майерс, Б., 2005. Оценка количества конечных пользователей и программистов-конечных пользователей. Архивировано 12 сентября 2011 г. в Wayback Machine . Симпозиум IEEE 2005 г. по визуальным языкам и человеко-ориентированным вычислениям (VL/HCC'05), стр. 207–214.
- ^ Патерно Ф., 2013, Разработка программного обеспечения ISRN, Разработка конечных пользователей: обзор новой области расширения прав и возможностей людей
- ^ Гиани, Г., Манка, М., Патерно, Ф., Санторо, К.: Персонализация контекстно-зависимых приложений с помощью правил триггерных действий. Транзакции ACM по взаимодействию компьютера и человека, том 24, выпуск 2, статья N.14, апрель 2017 г.
- ^ Платформы разработки с низким кодом
- ^ Либерман Х., Патерно Ф., Кланн М. и Вульф В. (2006). Развитие конечных пользователей: новая парадигма. В: Развитие конечных пользователей, Либерман Х., Патерно Ф. и Вульф В. (ред.), Springer Нидерланды, 2006, сер. Серия «Взаимодействие человека и компьютера», том. 9, глава 1, стр. 1-7, два : 10.1007/1-4020-5386-X_1
- ^ Ко, Эндрю Дж.; Авраам, Робин; Беквит, Лора; Блэквелл, Алан; Бернетт, Маргарет; Эрвиг, Мартин; Скаффиди, Крис; Лоуренс, Джозеф; Либерман, Генри (01 апреля 2011 г.). «Состояние разработки программного обеспечения для конечных пользователей». АКМ Компьютер. Сурв . 43 (3): 21:1–21:44. CiteSeerX 10.1.1.159.8597 . дои : 10.1145/1922649.1922658 . ISSN 0360-0300 . S2CID 9435548 .
- ^ Х. Либерман, Б. А. Нарди и Д. Райт. Grammex: Определение грамматик на примере. На конференции ACM по человеческому фактору в вычислительных системах (резюме, демонстрации) (CHI '98), Лос-Анджелес, Калифорния, США, страницы 11–12. АКМПресс, апрель 1998 г.
- ^ Мария Франческа Костабиле, Даниэла Фольи, Пьеро Муссио, Антонио Пиччинно. Разработка для конечных пользователей: подход семинара по формированию программного обеспечения . Либерман, Х., Патерно, Ф., Вульф, В. (редакторы) (2004) Развитие конечных пользователей – расширение возможностей людей для гибкого использования передовых информационных и коммуникационных технологий, © 2004 Kluwer Academic Publishers, Дордрехт, Нидерланды.
- ^ Костабиле, М.Ф., Фогли, Д., Летондал, К., Муссио, П., Пикчинно, А., Пользователи-эксперты в предметной области и их потребности в разработке программного обеспечения ", Конференция UAHCI, Крит, 22–27 июня 2003 г., 232 -236.
- ^ Герхард Фишер Развитие конечных пользователей и метадизайн: основы культуры участия . Конспекты лекций по разработке конечных пользователей по информатике, 2009 г., том 5435/2009, 3–14,
- ^ Скаффиди, Кристофер; Брандт, Джоэл; Бернетт, Маргарет; Голубь, Эндрю; Майерс, Брэд (2012). «SIG: Программирование конечного пользователя». CHI '12 Расширенные тезисы по человеческому фактору в вычислительных системах . Чи Эа '12. стр. 1193–1996. дои : 10.1145/2212776.2212421 . ISBN 9781450310161 . S2CID 17748945 .
- ^ Леонарди, Никола; Манка, Марко; Патерно, Фабио; Санторо, Кармен (2019). «Программирование триггерного действия для персонализации поведения робота-гуманоида». Материалы конференции CHI 2019 года по человеческому фактору в вычислительных системах . стр. 1–13. дои : 10.1145/3290605.3300675 . ISBN 978-145035970-2 . S2CID 140220651 .
- ^ Саркар, Адвайт; Блэквелл, Алан; Ямник, Матея; Спотт, Мартин (июль 2014 г.). «Обучайтесь и пробуйте: простой метод взаимодействия для исследовательского моделирования данных конечными пользователями». Симпозиум IEEE 2014 по визуальным языкам и человеко-ориентированным вычислениям (VL/HCC) . стр. 53–56. CiteSeerX 10.1.1.695.2025 . дои : 10.1109/VLHCC.2014.6883022 . ISBN 978-1-4799-4035-6 . S2CID 14845341 .
- ^ Хейнс, Джон Л. (осень 1985 г.). «Схемотехника с Lotus 1-2-3» . БАЙТ . стр. 143–156 . Проверено 19 марта 2016 г.
- ^ Рой Чоудхури, Soudip; Родригес, Карлос; Дэниел, Флориан; Казати, Фабио (2010). Мудрость вычислений: интерактивная рекомендация по знаниям композиции . Icsoc'10. стр. 144–155 . ISBN 9783642193934 .
- ^ Сатклифф, Алистер (июль 2005 г.). «Оценка затрат и выгод разработки для конечных пользователей». Заметки по разработке программного обеспечения ACM SIGSOFT . 30 (4): 1–4. дои : 10.1145/1082983.1083241 .
- ^ Андерсен, Рената; Мёрх, Андерс И. (2 марта 2009 г.). «Взаимное развитие: пример разработки программного обеспечения по инициативе клиента». Разработка для конечных пользователей . Конспекты лекций по информатике. Том. 5435. стр. 31–49. CiteSeerX 10.1.1.598.9066 . дои : 10.1007/978-3-642-00427-8_3 . ISBN 978-3-642-00425-4 .
- ^ Фишер, Герхард (1 января 1994 г.). «Возложение ответственности за проблемы в средах предметно-ориентированного проектирования». Ориентированные на пользователя требования к средам разработки программного обеспечения . Шпрингер, Берлин, Гейдельберг. стр. 297–306. CiteSeerX 10.1.1.310.8814 . дои : 10.1007/978-3-662-03035-6_23 . ISBN 978-3-642-08189-7 .
- ^ Фишер, Герхард; Джаккарди, Элиза (1 января 2006 г.). Либерман, Генри; Патерно, Фабио; Вульф, Волкер (ред.). Развитие конечных пользователей . Серия «Взаимодействие человека и компьютера». Спрингер Нидерланды. стр. 427–457 . дои : 10.1007/1-4020-5386-x_19 . ISBN 9781402042201 .
- ^ Либерман, Генри; Патерно, Фабио; Кланн, Маркус; Вульф, Волкер (1 января 2006 г.). Либерман, Генри; Патерно, Фабио; Вульф, Волкер (ред.). Развитие конечных пользователей . Серия «Взаимодействие человека и компьютера». Спрингер Нидерланды. стр. 1–8 . дои : 10.1007/1-4020-5386-x_1 . ISBN 9781402042201 . S2CID 15559793 .
- ^ Эриксон, Томас; Келлог, Венди А. (1 марта 2000 г.). «Социальная прозрачность: подход к проектированию систем, поддерживающих социальные процессы». АКМ Транс. Компьютер.-Хм. Взаимодействуйте . 7 (1): 59–83. дои : 10.1145/344949.345004 . ISSN 1073-0516 . S2CID 5943805 .
- ^ Лешед, Гилли; Хабер, Эбен М.; Мэтьюз, Тара; Лау, Тесса (1 января 2008 г.). «КоСкриптер». Материалы конференции SIGCHI по человеческому фактору в вычислительных системах . ЧИ '08. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 1719–1728. дои : 10.1145/1357054.1357323 . ISBN 9781605580111 . S2CID 5989563 .
- ^ Интара, Танапонг; Турмухамбетов, Данияр; Бростоу, Габриэль Дж. (1 января 2017 г.). «Помогите, это выглядит запутанно». Материалы 22-й Международной конференции по интеллектуальным пользовательским интерфейсам . ИИУ '17. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 233–243. дои : 10.1145/3025171.3025176 . ISBN 9781450343480 . S2CID 16596496 .
- ^ Фишер, Г.; Джаккарди, Э.; Йе, Й.; Сатклифф, AG; Механджиев, Н. (1 сентября 2004 г.). «Метадизайн: Манифест развития конечных пользователей». Коммун. АКМ . 47 (9): 33–37. дои : 10.1145/1015864.1015884 . ISSN 0001-0782 . S2CID 11675776 .
- ^ Харрисон, Уоррен (июль – август 2004 г.). «Опасности программирования конечных пользователей». Программное обеспечение IEEE . 21 (4): 5. doi : 10.1109/MS.2004.13 .
- ^ Плискин, Нава; Шовал, Перец (1987). «Прототипирование для конечных пользователей: опытные пользователи поддерживают разработку системы» . База данных ACM SIGMIS . 18 (4): 7–17. дои : 10.1145/1017816.1017817 . S2CID 18183262 .
- ^ Брандт, Джоэл; Го, Филип Дж.; Левенштейн, Джоэл; Клеммер, Скотт Р. (1 января 2008 г.). «Оппортунистическое программирование». Материалы 4-го международного семинара по разработке программного обеспечения для конечных пользователей . ВЕУЗЕ '08. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: ACM. стр. 1–5. дои : 10.1145/1370847.1370848 . ISBN 9781605580340 . S2CID 17479074 .
- ^ «Разработка программного обеспечения для конечных пользователей: эмпирические результаты» . Конечные пользователи формируют консорциум эффективного программного обеспечения . Проверено 28 мая 2008 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сайфер, Аллен (1993). Посмотрите, что я делаю: программирование посредством демонстрации . Автор Дэниел К. Халберт. Издательство: MIT Press. ISBN 978-0-262-03213-1 .
- Либерман, Генри (2001). Ваше желание — моя команда: программирование на примерах . Соавтор Бен Шнейдерман. Издатель: Морган Кауфманн. ISBN 978-1-55860-688-3 .
- Ф. Патерно (2013) Развитие конечных пользователей: исследование новой области расширения прав и возможностей людей , ISRN Software Engineering, vol. 2013, № статьи 532659, 11 стр., 2013 г. дои : 10.1155/2013/532659 , 2013 г.
- Б. Го, Д. Чжан, М. Имаи. Обеспечение ориентированного на пользователя управления для повсеместных вычислений: подход метапроектирования, Компьютерные сети, Elsevier, Vol. 54, № 16, 2010.
- Бернетт, Маргарет М. и Скаффиди, Кристофер (2011): Разработка для конечных пользователей . В: Согаард, Мэдс и Дам, Рикке Фриис (ред.). «Энциклопедия взаимодействия человека и компьютера».
- Кьеркегор, Патрик (2011) Кьеркегор, Патрик (2011). «Усиление развития конечных пользователей: правовая защита и соблюдение нормативных требований». Разработка для конечных пользователей . Конспекты лекций по информатике. Том. 6654/2011. стр. 203–217. дои : 10.1007/978-3-642-21530-8_16 . ISBN 978-3-642-21529-2 .
{{cite book}}
:|journal=
игнорируется ( помогите )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Второй международный симпозиум по развитию конечных пользователей
- Консорциум EUSES, сотрудничество, которое исследует компьютеры конечных пользователей.
- Книга «Развитие конечных пользователей»
- Сеть передового опыта Европейской комиссии по развитию конечных пользователей. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine.
- Серия конференций Международный симпозиум по развитию конечных пользователей