Язык визуального программирования
В вычислительной технике используется язык визуального программирования ( система визуального программирования , VPL или VPS ), также известный как диаграммное программирование . [1] [2] Графическое программирование или блочное кодирование — это язык программирования , который позволяет пользователям создавать программы , манипулируя элементами программы графически, а не задавая их в текстовом виде . [3] VPL позволяет программировать с помощью визуальных выражений, пространственного расположения текста и графических символов, используемых либо как элементы синтаксиса , либо как вторичные обозначения . Например, многие VPL основаны на идее «коробок и стрелок», где рамки или другие объекты экрана рассматриваются как объекты, соединенные стрелками, линиями или дугами, которые представляют отношения. VPL обычно являются основой платформ разработки Low-code .
Определение [ править ]
В зависимости от типа и степени используемого визуального выражения языки VPL можно далее классифицировать на языки, основанные на значках, языки, основанные на формах, и языки диаграмм. Среды визуального программирования предоставляют графические или знаковые элементы, которыми пользователи могут манипулировать в интерактивном режиме в соответствии с некоторой конкретной пространственной грамматикой для построения программы.
Общая цель VPL — сделать программирование более доступным для новичков и поддержать программистов на трех разных уровнях. [4]
- Синтаксис
- В VPL используются значки/блоки, формы и диаграммы, пытающиеся уменьшить или даже исключить вероятность синтаксических ошибок, помогая организовать программные примитивы для создания правильно построенных программ.
- Семантика
- VPL могут предоставлять некоторые механизмы для раскрытия значения примитивов программирования. Сюда могут входить функции справки, обеспечивающие функции документации, встроенные в языки программирования.
- Прагматика
- VPL поддерживают изучение того, что означают программы в конкретных ситуациях. Этот уровень поддержки позволяет пользователям переводить артефакты, созданные с помощью VPL, в определенное состояние, чтобы изучить, как программа отреагирует на это состояние. Примеры: В AgentSheets или AgentCubes пользователи могут переводить игры или симуляции в определенное состояние, чтобы увидеть, как программа отреагирует. С помощью языка программирования Thymio пользователи могут привести робота в определенное состояние, чтобы увидеть, как он отреагирует, т. е. какие датчики будут активированы.
По состоянию на 2005 год текущие разработки пытаются интегрировать подход визуального программирования с языками программирования потоков данных , чтобы либо иметь немедленный доступ к состоянию программы , что приводит к онлайн-отладке, либо к автоматическому созданию программы и документированию. Языки потоков данных также допускают автоматическое распараллеливание , что, вероятно, станет одной из величайших проблем программирования будущего. [5]
интегрированной среды разработки ( IDE ) Языки Visual Basic, Visual C#, Visual J# и т. д. Microsoft Visual Studio не являются языками визуального программирования: представление алгоритмов и т. д. является текстовым, хотя IDE дополняет действия по редактированию и отладке богатым набором инструментов. пользовательский интерфейс. Аналогичное соображение применимо и к большинству других сред быстрой разработки приложений , которые обычно поддерживают конструктор форм , а иногда также имеют графические инструменты для иллюстрации (но не определения) потока управления и зависимостей данных.
Парсеры для языков визуального программирования можно реализовать с помощью грамматик графов . [6] [7]
Типы визуальных языков [ править ]
Следующий список не является взаимоисключающим, поскольку некоторые среды визуального программирования могут включать элементы из нескольких парадигм. Выбор парадигмы визуального программирования часто зависит от конкретных требований приложения или предпочтений пользователей или разработчиков.
- Блочное программирование
- Популяризирован такими платформами, как Scratch и Blockly, используется в образовательных целях и для вводного программирования.
- Блок-схемы
- Широко используется в разработке программного обеспечения и проектировании систем для представления алгоритмов и процессов.
- Интерфейсы с возможностью перетаскивания
- Обычно используется в инструментах проектирования графического пользовательского интерфейса и средах разработки для создания пользовательских интерфейсов.
- Графы узлов
- Часто используется в языках визуального программирования, разработке игр и системах управления потоками данных.
- Программирование потоков данных
- Популярен в параллельных вычислениях, обработке сигналов и средах визуального программирования.
- Знаковое программирование
- Используется в различных контекстах для упрощения задач программирования, часто связанных с разработкой мобильных приложений.
- Государственные машины
- Широко используется в разработке игр, системах управления и моделировании реактивных систем.
- Табличное программирование
- Встречается в приложениях для работы с электронными таблицами и некоторых средах образовательного программирования.
- Программирование на основе временной шкалы
- Обычно используется в мультимедийном и анимационном программном обеспечении для упорядочивания событий во времени.
- Пространственное программирование
- Применяется в некоторых средах интерактивного и 3D-моделирования.
- Программирование на основе форм
- Используется в приложениях, где пользовательский ввод и графические интерфейсы играют важную роль, например в приложениях ввода данных.
Визуальные языки общего назначения [ править ]
Большинство VPL предназначены для обучения или использования в конкретных областях, где целевыми пользователями являются начинающие программисты. Но есть некоторые исследовательские проекты, пытающиеся создать язык визуального программирования общего назначения , который могут использовать основные программисты в любом программном проекте вместо использования языков текстового программирования, таких как ( C , C++ , Java и т. д.).
Например, исследовательские проекты, такие как Envision [8] [9] и ПРКТ [10] предназначены для достижения этой цели. Обычно VPL разрабатывается с использованием текстового языка программирования. Разработка VPL общего назначения позволяет сделать наоборот. Например, новый язык текстового программирования Compiler and Virtual Machine . в 2016 году с использованием визуального программирования разработан [11]
Список визуальных языков [ править ]
Ниже приведен список известных языков визуального программирования.
Образовательный [ править ]
- AgentCubes , инструменты вычислительного мышления для 3D и 2D игр и моделирования.
- AgentSheets — инструмент для разработки игр и вычислительной техники.
- Алиса — объектно-ориентированный язык, используемый для программирования 3D-сред.
- Analytica — для построения и анализа количественных моделей для принятия решений и анализа рисков.
- App Inventor для Android — инструмент для создания Android -приложений, основанный на Blockly и Kawa .
- Blockly — клиентская библиотека языка программирования JavaScript для создания блочных языков визуального программирования (VPL) и редакторов. Blockly известен своим использованием в Scratch .
- Bubble , для создания готовых к использованию веб-приложений .
- Catrobat — блочный язык визуального программирования для анимации, приложений и игр.
- Etoys , разработанный под руководством Алана Кея в Disney для поддержки конструкционистского обучения под влиянием Сеймура Паперта и языка программирования Logo.
- Flowcode — инструмент визуального программирования для встраиваемых микроконтроллеров и Windows.
- Flowgorithm создает исполняемые блок-схемы, которые можно преобразовать на несколько языков.
- Greenfoot , IDE для Java или Stride, в первую очередь предназначенная для образовательных целей, а также для графического интерфейса и разработки игр.
- Hopscotch — приложение для iPad и язык визуального программирования для создания мобильных приложений, ориентированных на сенсорный экран.
- Kodu — инструмент визуального программирования для Logo .
- Kojo — язык программирования, IDE и среда обучения.
- mBlock — расширение Scratch для Arduino аппаратных интерфейсов . Разработано Makeblock .
- Откройте Roberta , онлайн-среду программирования от Fraunhofer IAIS , предназначенную для детей.
- Pencil Code — язык визуального программирования, основанный на рисовании карандашом.
- Raptor — продукт ВВС США , для рисования исполняемых блок-схем.
- Scratch — продукт Массачусетского технологического института , предназначенный для детей K-12 и внеклассных программ.
- ScratchJr — интерпретация Scratch, предназначенная в первую очередь для более молодой аудитории (детей 5–7 лет).
- Щелчок! , браузерная реализация BYOB и расширение Scratch с первоклассными процедурами и списками. Используется для преподавания в Калифорнийском университете в Беркли .
- Stagecast Creator — система обучения на основе Java.
- StarLogo — язык моделирования на основе агентов, разработанный Митчелом Резником , Эриком Клопфером и другими в MIT Media Lab . Расширение языка программирования Logo ( диалект Lisp . )
- ToonTalk , система программирования для детей.
- Visual Logic для создания исполняемых блок-схем.
- VIPLE Языковая среда программирования Visual IoT/робототехники
Мультимедиа [ править ]
- AudioMulch , среда создания звука и музыки на основе потока аудиосигналов.
- Bidule — модульный узел и патч-кордная среда для создания интерактивной компьютерной музыки и мультимедиа (Windows, MacOS). [12]
- Blender , пакет 3D-графики с открытым исходным кодом , включает графы узлов для создания шейдеров . [13] композиты [14] и текстуры , [15] неразрушающая геометрия . [16] [17]
- Cameleon — графический функциональный язык.
- Clickteam 's The games Factory/серия Multimedia fusion, среды, созданные для визуальной разработки игр.
- Dynamo , интерфейс генеративного моделирования для Autodesk Revit.
- Генерация фильтров на основе узла Filter Forge для обработки изображений.
- Houdini (программное обеспечение) Программное обеспечение для создания визуальных эффектов, моделирования и анимации.
- GenerativeComponents — параметрическое программное обеспечение САПР, разработанное Bentley Systems.
- Grasshopper 3d , интерфейс генеративного моделирования для Rhinoceros 3D.
- Isadora , проприетарная среда графического программирования для Mac OS X и Microsoft Windows , с упором на манипулирование цифровым видео в реальном времени.
- Kyma (язык звукового дизайна) — язык визуального программирования для звукового дизайна, используемый музыкантами, исследователями и звукорежиссёрами.
- Мама (программное обеспечение) — язык программирования и IDE для создания 3D-анимации и игр.
- Max (программное обеспечение) , среда визуального программирования для создания интерактивных музыкальных и мультимедийных приложений в реальном времени.
- Nodal — приложение для генеративного программирования на основе узлов для создания музыки.
- Nuke — объектно-ориентированное программное обеспечение для визуального программирования для визуальных эффектов создания от The Foundry на базе Tcl, Python и Blink-script.
- OpenMusic , язык визуального программирования для создания музыкальных приложений (на основе Common Lisp Object System (CLOS)) и мобильных приложений.
- Pure Data (Pd) — это язык визуального программирования, разработанный для создания интерактивной компьютерной музыки и мультимедийных произведений.
- Quartz Composer — язык обработки и рендеринга графических данных ( macOS )
- Reaktor — язык DSP и MIDI-обработки от Native Instruments.
- Пакет Scala Multimedia Authoring и полноценная мультимедийная система для AmigaOS и Windows.
- Softimage с интерактивной творческой средой ICE.
- SynthEdit , инструмент создания синтезатора, использующий VPL.
- TouchDesigner , язык визуального программирования для мультимедийного контента в реальном времени.
- Virtools , промежуточное программное обеспечение, используемое для создания интерактивных 3D-приложений.
- vvvv — набор инструментов общего назначения, в котором особое внимание уделяется синтезу видео в реальном времени и программированию больших медиа-сред с физическими интерфейсами, анимированной графикой в реальном времени , аудио и видео.
- WireFusion , среда визуального программирования для создания интерактивных 3D веб-презентаций
Видеоигры [ править ]
- Babylon.js имеет редактор материалов узлов, который можно использовать для создания шейдеров, процедурных текстур, систем частиц и эффектов постобработки. [18]
- Blender Game Engine (графический логический редактор)
- Сборка
- Clickteam Fusion , программное обеспечение для создания 2D-игр с системой редактирования событий, разработанное Clickteam SARL, первоначально известное как Klik n'Play, The Games Factory и Multimedia Fusion 2.
- Construct 2-3 — это редакторы 2D-игр на базе HTML5, разработанные Scirra Ltd.
- Construct Classic — это предыдущая версия Construct с открытым исходным кодом на основе DirectX. [19] [20]
- CryEngine имеет основанный на узлах язык визуального программирования под названием FlowGraph.
- Dreams , работающая на PlayStation, имеет обширный визуальный язык, позволяющий игрокам создавать любые игры.
- Game Builder Garage — инструмент для создания 3D- и 2D-игр для Nintendo Switch , разработанный Nintendo .
- GameMaker Studio имеет систему создания игр с помощью перетаскивания, разработанную YoYo Games.
- GameSalad — это инструмент для создания визуальных игр, разработанный GameSalad, Inc.
- GDevelop — это инструмент для создания визуальных игр, созданный Флорианом Ривалом (4ian).
- Игровой движок Godot позволяет создавать игровые сценарии и графические шейдеры с использованием языков визуального программирования графов узлов.
- Human Resource Machine — это игра-головоломка на основе визуального программирования, разработанная Tomorrow Corporation .
- Kodu — программное обеспечение, предназначенное для программирования игр с 3D-интерфейсом, разработанное Microsoft Research.
- MakeCode Arcade от Microsoft
- Pixel Game Maker MV — это инструмент для разработки 2D-видеоигр на основе интерфейса.
- Rec Room включает в себя систему создания игр с основанным на узлах языком визуального программирования под названием Circuits.
- Snowdrop имеет систему визуальных сценариев.
- Stencyl — инструмент для создания видеоигр.
- Начиная с выпуска ECS, Unity имеет систему визуальных сценариев.
- Unreal Engine 4 имеет основанный на узлах язык визуального программирования под названием Blueprints, а также шейдеры.
Во многих современных видеоиграх используются деревья поведения , которые, по сути, представляют собой семейство простых языков программирования, предназначенных для моделирования поведения неигровых персонажей . Поведения моделируются в виде деревьев и часто редактируются в графических редакторах.
Системы/моделирование [ править ]
- Analytica , коммерческий визуальный язык для моделей принятия решений, основанных на диаграммах влияния .
- BPEL (язык выполнения бизнес-процессов) , в настоящее время графический язык пользовательского программирования, используемый для создания логики оркестровки данных и веб-сервисов. Он основан на XML, но имеет графический интерфейс для более быстрого кодирования.
- ДРАКОН — графический алгоритмический язык.
- EICASLAB, пакет программного обеспечения, включающий графический язык для поддержки проектирования архитектур управления.
- Flowcode — это графический язык программирования для программирования встроенных микропроцессоров.
- Функциональные блок-схемы , используемые в программируемых логических контроллерах.
- GNU Radio — набор инструментов для разработки, который предоставляет блоки обработки сигналов для реализации программно-определяемых радиостанций и систем обработки сигналов.
- KNIME , Konstanz Information Miner, представляет собой платформу для анализа данных, отчетности и интеграции с открытым исходным кодом.
- LabVIEW — графический язык, предназначенный для инженеров и ученых.
- Лестничная логика — язык, моделирующий релейную логику, обычно используемую в программируемых логических контроллерах.
- MeVisLab , кроссплатформенная прикладная среда для обработки медицинских изображений и научной визуализации.
- Microsoft Visual Programming Language — язык потоков данных для программирования робототехники , который является компонентом Microsoft Robotics Studio.
- MindRover , игра по программированию роботов, включающая язык «проводки» потоков данных.
- Minibloq , язык визуального программирования для робототехники и Arduino. плат, совместимых с
- MST Workshop — интерактивный визуальный язык программирования для создания математических решений, быстрого прототипирования, двухмерных и трехмерных графических приложений.
- Node-RED : набор инструментов для быстрой разработки программных систем
- NXT-G , язык визуального программирования для Lego Mindstorms NXT. робототехнического набора
- Визуализация научных данных OpenDX с использованием визуального языка программирования и модели потока данных.
- OpenWire возможности визуального программирования потоков данных - добавляет в Delphi через компоненты библиотеки визуальных компонентов (VCL) и графический редактор (одноименный двоичный протокол не имеет отношения к нему).
- Orange — инструмент визуального программирования с открытым исходным кодом для интеллектуального анализа данных , статистического анализа данных и машинного обучения.
- Язык OutSystems , язык визуального моделирования для разработки и изменения всех уровней бизнес-ориентированных веб-приложений.
- Prograph — объектно-ориентированный язык программирования , в котором для обозначения действий, выполняемых с данными, используются знаковые символы.
- Ptolemy Project реального времени — проект, направленный на моделирование и проектирование встраиваемых систем .
- Графический интерфейс Qucs для настройки моделирования поведения сигнала и шума электронной схемы.
- Reallusion — iClone , 3D-программа с языком Lua и визуальным программным дизайном.
- ROBO Pro , язык визуального программирования для fischertechnik. комплекта робототехники
- Scicos Графический язык, связанный с пакетом численного анализа ScicosLab (первоначально SciLab ).
- Последовательная функциональная схема , язык программирования, подобный сети Петри, для программируемых логических контроллеров.
- Simcenter Amesim , среда графического программирования для моделирования, моделирования и анализа многодоменных динамических систем
- Simulink , среда графического программирования для моделирования, моделирования и анализа многодоменных динамических систем.
- Stateflow — графический язык, который включает в себя исполняемые диаграммы перехода состояний, блок-схемы, таблицы перехода состояний и таблицы истинности.
- STELLA , VPL для моделирования системной динамики.
- Softimage ICE — узловая система, которая используется для создания и модификации 3D-моделей , моделирования частиц и выполнения различных других задач.
- VEE — это мощная графическая среда программирования для автоматизированного тестирования, измерения и расширенного анализа, используемая в инженерном тестировании.
- VisSim моделирования и , язык симуляции , позволяет быстро создавать математические модели и выполнять их в режиме реального времени.
Автоматизация [ править ]
- Автоматизация
- CiMPLE , язык визуального программирования от ThinkLABs для обучения робототехнике.
- Используйте язык графической интеграции, используемый на webMethods . платформе
- Pipeline Pilot — это научный язык визуального программирования и языка программирования потоков данных, а также инструмент разработки для Accelrys Enterprise Platform .
Хранилище данных/бизнес-аналитика [ править ]
- Ab Initio , инструмент для обработки ETL путем создания графиков
- Alteryx Designer — инструмент для обработки и анализа данных, включающий SQL , R и Python.
- Apache Nifi , программный проект для автоматизации потока данных между программными системами.
- IBM Cognos Business Intelligence — пример интерфейсных программ в приложениях бизнес-аналитики , которые используются для генерации SQL- запросов для работы с РСУБД. базами данных
- IBM InfoSphere DataStage , инструмент ETL
- Informatica Powercenter — это инструмент ETL для графического проектирования сопоставлений для загрузки данных в системы хранилищ данных.
- Microsoft Access , функциональность создания запросов
- Службы интеграции Microsoft SQL Server (SSIS) — платформа для интеграции данных и приложений рабочих процессов.
- Pentaho Data Integration (PDI) , ранее называвшаяся Kettle, инструмент ETL с открытым исходным кодом.
Разное [ править ]
- Cube, esolang для эмуляции 3D-куба через 2D-текстовый интерфейс. «Кубик» .
- Kwikpoint — визуальный переводчик изотипов, созданный Аланом Стиллманом.
- Lava — экспериментальный объектно-ориентированный RAD . язык
- Морфический (программный) упрощает создание и редактирование графических объектов путем прямого манипулирования и из программ; вся среда программирования Self (язык программирования) построена с использованием Morphic.
- Пит , эзотерический язык, программа представляет собой изображение, пиксели которого являются элементами языка.
- PWCT — бесплатный язык визуального программирования с открытым исходным кодом для разработки программного обеспечения.
- Пигмалион, творческая среда программирования, разработанная в 1975 году DARPA на основе человеческого общения и проектирования систем.
- Ярлыки — язык визуальных сценариев, разработанный Apple для создания макросов в macOS , iOS , iPadOS и watchOS .
- StreamBase Systems , StreamBase EventFlow — визуальный язык программирования для обработки потоковых событий.
- WebML — это визуальный язык для разработки сложных веб-приложений с интенсивным использованием данных, которые могут создаваться автоматически.
- Yahoo! Pipes — это система программирования визуальных потоков данных для обработки веб-данных. [21]
- YAWL , язык графического рабочего процесса
Наследие [ править ]
- AppWare , также известный как MicroBrew, программирование на основе значков для классической Mac OS и Microsoft Windows.
- Macromedia Authorware — язык программирования на основе блок-схем
- Helix и Double Helix, новаторская система управления базами данных для платформы Apple Macintosh, созданная в 1983 году.
- Illumination Software Creator , язык и IDE для визуального создания настольного и мобильного программного обеспечения.
- ТингЛаб
Визуальные стили [ править ]
- ДРАКОН (Дракон) — визуальный 2D-язык программирования, основанный на SDL и AADL , предназначенный для разработки бортовой программной системы жесткого реального времени для автоматического полета и посадки советского/российского орбитального космического корабля «Буран» («Метель»).
- Исполняемый UML — профиль спецификации универсального языка моделирования , определяющий семантику исполняемых файлов для подмножества UML.
- Блок-схема
- Подтекст
См. также [ править ]
- Карта аргументов
- Когнитивные аспекты нотаций . Оценка нотаций для визуальных и невизуальных языков.
- Концептуальная карта
- Программирование потоков данных
- Лимит Дойча , афоризм об информационной плотности языковых примитивов в визуальной нотации
- Специализированное моделирование
- Перетащите
- Программирование на основе потока
- Рисование графика
- Платформа разработки с низким кодом
- Платформа разработки без кода
- Программирование игры
- Единый язык моделирования
- Визуальный язык
- Визуальное моделирование
- Визуальное мышление
Ссылки [ править ]
- ^ Брэгг, SD; Дрискилл, CG (1994). «Диаграммно-графические языки программирования и DoD-STD-2167A». Материалы АВТОТЕСТКОН '94 . стр. 211–220. дои : 10.1109/AUTEST.1994.381508 . ISBN 0-7803-1910-9 . S2CID 62509261 .
- ^ Кухейл, Массачусетс; Фарук, С.; Хаммад, Р.; Бахья, М. (2021). «Характеристика подходов к визуальному программированию для разработчиков конечных пользователей: систематический обзор» . Доступ IEEE . 9 : 14181–14202. Бибкод : 2021IEEA...914181K . дои : 10.1109/ACCESS.2021.3051043 .
- ^ Йост, Беате; Кеттерл, Маркус; Бадд, Рейнхард; Леймбах, Торстен (2014). «Среды графического программирования для образовательных роботов: Open Roberta - еще один?». Международный симпозиум IEEE по мультимедиа 2014 . стр. 381–386. дои : 10.1109/ISM.2014.24 . ISBN 978-1-4799-4311-1 . S2CID 8272806 .
- ^ Репеннинг, Александр (2017). «Выход за рамки синтаксиса: уроки 20 лет блочного программирования в AgentSheets» . Журнал визуальных языков и разумных систем . 3 : 68–91. дои : 10.18293/vlss2017-010 .
- ^ Джонстон, штат Вашингтон; Ханна, JRP; Миллар, Р.Дж. (2004). «Достижения в языках программирования потоков данных» (PDF) . Обзоры вычислительной техники ACM . 36 (1): 1–34. дои : 10.1145/1013208.1013209 . S2CID 5257722 . Проверено 16 февраля 2011 г.
- ^ Рекерс, Дж.; Шюрр, А. (1997). «Определение и анализ визуальных языков с помощью грамматик многоуровневых графов». Журнал визуальных языков и вычислений . 8 (1): 27–55. дои : 10.1006/jvlc.1996.0027 . S2CID 40088910 .
- ^ Чжан, Д.-К. (2001). «Контекстно-зависимый формализм графовой грамматики для спецификации визуальных языков». Компьютерный журнал . 44 (3): 186–200. дои : 10.1093/comjnl/44.3.186 . hdl : 10397/17637 . S2CID 14139133 .
- ^ Асенов Д. и Мюллер П., 2014, июль. Envision: быстрый и гибкий визуальный редактор кода с плавным взаимодействием (обзор). В 2014 году состоялся симпозиум IEEE по визуальным языкам и человеко-ориентированным вычислениям (VL/HCC) (стр. 9–12). IEEE.
- ^ «Предвидеть» .
- ^ Файед, М.С., Аль-Куриши, М., Аламри, А., Хоссейн, М.А. и Аль-Дарайсе, А.А., 2020. PWCT: новый язык визуального программирования общего назначения для поддержки повсеместной разработки приложений. Транзакции CCF по всеобъемлющим вычислениям и взаимодействию, 2, стр. 164–177.
- ^ Аюни, М., 2020. Начало кольцевого программирования (том 978, № 1, стр. 4842-5832). Апресс.
- ^ http://www.computermusicjournal.org/reviews/31-* * * 2/regan-bidule.html
- ^ «Редактор шейдеров — Руководство по Blender» . docs.blender.org . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Композитинг — Руководство по Блендеру» . docs.blender.org . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Редактирование текстур — Руководство по Blender» . docs.blender.org . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Справочник/Примечания к выпуску/2.92/Узлы геометрии — Blender Developer Wiki» . wiki.blender.org . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Узлы геометрии — Руководство по Blender» . docs.blender.org . Проверено 2 октября 2021 г.
- ^ «Редактор материалов узла Babylon.js» . nme.babylonjs.com . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Домашняя страница Construct Classic
- ^ Страница Construct Classic на SourceForge.
- ^ «Yahoo! трубы» . Архивировано из оригинала 3 января 2015 г. Проверено 3 января 2015 г.
- На основе материалов из Бесплатного онлайн-словаря по информатике , используется с разрешения .