Соната для фортепиано ля минор, D 784 (Шуберт)
Франца Шуберта , Фортепианная соната ля минор D 784 (посмертно опубликованная как соч. 143), является одним из основных произведений Шуберта для фортепиано . [ 1 ] Шуберт написал произведение в феврале 1823 года , возможно, в ответ на болезнь, случившуюся годом ранее. Однако он был опубликован только в 1839 году, через одиннадцать лет после его смерти. присвоили ему номер опуса 143 и посвящение Феликсу Мендельсону Издатели . Соната D 784, последняя из трех частей Шуберта, рассматривается многими как возвещающая новую эру в творчестве Шуберта для фортепиано и являющаяся глубоким, а иногда и почти одержимо трагическим произведением.
Структура
[ редактировать ]I. Аллегро правильное
[ редактировать ]
В этой части в тонической тональности ля минор используется новая, редкая фортепианная текстура, которой нет в предыдущих произведениях Шуберта: действительно, более одной пятой части приходится на чистые октавы. [ 2 ] Кроме того, Шуберт также предлагает новый метод временной организации движения (его темпа и ритма), и он очень необычно не использует большую модуляцию. [ 2 ]
Ритм половинных нот первого субъекта с некоторыми пунктирными нотами связан с первым сюжетом сонаты D 625 . [ 2 ] «Мотив вздоха» впервые встречается во 2 и 4 тактах.
(с ударной первой нотой), играет очень важную роль на протяжении всего движения, как в его акцентуации (на сильной доле), так и в ритме (резко обрывающемся на короткой ноте). [ 3 ] Распространение этого мотива означает, что ритм имеет ключевое значение для пианиста, чтобы сохранить связность на протяжении всего движения. [ 2 ] В мелодическом плане первая тема основана на разрешении диссонанса D ♯ –E ( ♯
–
) и падающая треть C – A. [ 3 ] Такт 9 передает этот ритм басу и использует повторяющиеся плагальные каденции (iv-i), чтобы создать атмосферу похоронного марша. [ 3 ] На позиции 26 возвращается первая тема, теперь уже в фортиссимо , за которой следуют параллельные аккорды в пунктирном ритме, напоминающие французскую увертюру , но все равно резко заканчивающиеся на восьмой ноте на слабой доле. [ 3 ]
Переход (b.47) ко второму предмету осуществляется ускорением мотива нисходящей терции, теперь B ♭ –G, а затем переинтерпретацией B ♭ как A ♯ и разрешением его в B, чтобы подготовить приход ми мажор, доминантный мажор, тональность, в которой будет звучать второй предмет (необычно для минорной части). [ 3 ] [ 2 ] Затем следует победный отрывок, твердо устанавливающий ми мажор, который, по мнению Евы Бадура-Шкода, выражает ритм и настроение слов « Non confundar in aeternam » («Я не погибну в вечности») из Te Deum . [ 4 ] Затем следует спокойная, гимноподобная вторая тема, тематически связанная с первой по ритму и мелодии. Он содержит ту же самую мрачную акцентуацию, хотя резкий обрыв короткой ноты не наблюдается до тех пор, пока субъект не начинает распадаться на отчетливые регистры на такте 75 (тем не менее, это на протяжении всего времени намекается на указание портато ), позволяя внезапные вторжения фортиссимо в ноту. незначительные и твердо восстанавливающие ритм вздохов. [ 3 ] Вторая предметная область короче, чем обычно для движений Шуберта, что, по мнению Брайана Ньюбоулда , связано с тем, что она создает «такую иллюзию пространства в [ее] почти не меняющейся сомнамбулической поступь». [ 2 ]
Раздел развития (b.104ff) основан на различных воплощениях первого предмета, второго предмета и пунктирного ритма, впервые появившегося в b.27. Тональность колеблется между субмедиантой (фа мажор, тональность Анданте ) и субдоминантой (ре минор, которая ранее появлялась в b.34ff). [ 3 ] Перепросмотр (b.166ff) представляет собой разнообразное повторение экспозиции, но без драматического переходного отрывка, который появляется в b.47ff в экспозиции, в пользу пианиссимо разрешения E ♭ (D ♯ ) и C как части полностью гармонизированная дополненная шестая ступень к тонике ля мажор: Роберт С. Хаттен отмечает, что по сравнению с «героическим» и «преднамеренным» переходом в экспозиции, переход перепросмотра (b.213ff) «чудесен» и на этот раз связан с еще более спокойным настроением второго субъекта. [ 3 ] Спокойствие второго субъекта дополнительно обеспечивается тройками, которые только сейчас, кажется, уменьшают влияние мрачного акцента: [ 2 ] [ 3 ] и за вторжениями фортиссимо теперь следуют диминуэндо, которые предполагают, что трагический вес сонаты разрешается в этом отрывке. [ 3 ]
Кода завершает движение на b.260ff, основанное на «героическом» переходе в экспозиции, восстанавливая тем самым то, что изначально было исключено из перепросмотра. [ 3 ] Затем длинный-короткий ритм снова появляется на тонике в контрасте высоких и низких регистров b.278ff, еще раз предполагая спокойствие второй темы; но грубое прерывание нисходящей терцией в фортиссимо на b.286–9 (хотя теперь C ♯ –A) предполагает, что это спокойствие может оказаться лишь временным. [ 3 ]
II. Анданте (фа мажор)
[ редактировать ]
Пианист Стивен Хаф писал об этой части: «Вторая часть странно тревожит по трем причинам: из-за почти вынужденной нормальности ее темы после горько-сладкой мрачности первой части; из-за того, что эта тема дублируется в теноре, его клаустрофобном спутнике. как будто затягивает его вниз; и из-за постоянных, бормочущих междометий (ппп) между высказываниями темы».
Лео Блэк отметил, что Шуберт использовал в медленной части этой сонаты тот же ритм, что и в песне 1818 года «An den Mond, in einer Herbstnacht». [ 1 ] Вдобавок Блэк отметил, что Шуберт в медленной части Сонаты Арпеджионе сделал музыкальный намек на сонату D. 784. [ 5 ]
III. Живой веселый
[ редактировать ]
В отличие от более медленных предыдущих частей, последняя часть содержит некоторые из самых яростных произведений Шуберта для фортепиано.
Доступные записи
[ редактировать ]- Раду Лупу , 1970 (Декка)
- Альфред Брендель , 1987 (Philips)
- Мария Жуан Пирес , 1989 (Deutsche Grammophon)
- Андрас Шифф , 1992 (Декка)
- Евгений Кисин , 1995 (Sony Classical)
- Стивен Хаф , 1999 (Гиперион)
- Мицуко Учида , 1999 (Philips)
- Imogen Cooper , 2009 (Avie)
- Пол Льюис , 2012 (Harmonia Mundi)
- Даниэль Баренбойм , 2014 (Deutsche Grammophon)
- Люка Дебарг , 2017 (Sony Classical)
- Эрик Лу , 2022 (Warner Classics)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Блэк, Лео (июнь 1997 г.). «Дубы и осмос». Музыкальные времена . 138 (1852 г.). Musical Times Publications Ltd.: 4–15. дои : 10.2307/1003664 . JSTOR 1003664 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Ньюбоулд, Брайан (1999). Шуберт: Музыка и человек . Издательство Калифорнийского университета. стр. 319–21. ISBN 9780520219571 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л «CSI: Hat5» .
- ^ Фортепианная музыка девятнадцатого века , Р. Ларри Тодд, стр. 121–3.
- ^ Блэк, Лео (ноябрь 1997 г.). «Гадкий утенок Шуберта». Музыкальные времена . 138 (1857). Musical Times Publications Ltd.: 4–11. дои : 10.2307/1004222 . JSTOR 1004222 .
Ссылки
[ редактировать ]- Тиримо, Мартино. Шуберт: Полное собрание сонат для фортепиано. Вена: Wiener Urtext Edition, 1997.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Соната для фортепиано D. 784 : партитуры в рамках Международного проекта библиотеки музыкальных партитур
- Соната для фортепиано D. 784 в исполнении пианистки Марии Перротты на Classical Connect
- доступная для бесплатного скачивания Запись Авирама Райхерта, (архивируется на Wayback Machine )