Кокаса
Кокаса был мастером, скульптором и архитектором из древней Индии. В нескольких джайнских текстах , начиная с V века, о нем упоминаются легенды, приписывающие ему создание летательных аппаратов. В надписях, начиная с XII века, упоминаются несколько скульпторов и художников, которые называют себя потомками Кокасы. Легенды на языке маратхи , начиная с 15 века, предполагают, что он был архитектором храма Кайлаша в Эллоре .
Обзор источников
[ редактировать ]В нескольких исторических литературных текстах и надписях упоминается Кокаса и его потомки. Самым ранним из них является джайнский текст «Васудева-хинди» ; [ 1 ] этот текст, вероятно, относится к V веку, [ 2 ] но Дхаммилла-хинди — раздел, в котором упоминается Кокаса, — является более поздним дополнением к оригинальному тексту. [ 3 ] Самая ранняя сохранившаяся надпись, в которой упоминается Кокаса, датируется 1159 годом нашей эры. [ 4 ]
Варианты имени Кокасы, которые появляются в различных источниках, включают Куккаса, Куккаса, Коккаса, Каккоса и Коккаса. [ 5 ] Пукваса, упомянутый в , Будхасвамина «Брихат-катха-шлока-самграхе» по-видимому, является другим названием Кокасы. [ 1 ] [ 6 ] Разные записи связывают Кокасу с разными местами, включая западную Индию ( Сопара , Пайтан , Эллора ); центральная Индия ( Удджайн , Альхагат, Джабалпур , Джеджакабхукти , Ратанпур ); восточная Индия ( Тосали и Тамралипти ); и Явана-деша за пределами Индии. [ 1 ]
В джайнских текстах
[ редактировать ]Кокаса находит упоминание как мастер-ремесленник в нескольких джайнских текстах , включая Васудева-хинди , Авашьяка-чурни , Авашьяка-нирюкти , Дасвайкалика Чурни , Вишешавашьяка Бхашья Харисены и Брихат-Катха-Коша . [ 6 ] [ 4 ]
Согласно «Дхаммилла-хинди» разделу «Васудева-хинди» , Кокаса был уроженцем Тамалитти ( Тамралипти ), и его имя произошло от слова « куккуса » («шелуха»). Он отправился в Явана-дешу (землю греков) с караваном торговцев, в который входил Дхана-васу, сын Дхана-пати. Там он научился ремеслу по дереву у местного плотника . Вернувшись в Тамралипти, он стал известным художником и привлек внимание местного короля, когда построил несколько механических голубей. Затем он сделал для короля летающую машину, но из-за ожирения королевы машина приземлилась в Тосали . Затем Кокаса построил летательные аппараты для короля Тосали. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] Коккаса держал свои знания в секрете, и когда тесть потребовал от него разгласить информацию, он исчез вместе с женой в неизвестном месте. [ 3 ]
Согласно Авашьяка-чурни (ок. VI в. н. э.), Кокаса был плотником из Сурпараки ( Сопара ). Используя свои познания в ремеслах ( шилпа-видья ), он сделал механических голубей и механического гаруду , умеющего летать. [ 4 ] В отличие от Васудева-хинди , в этом тексте не упоминаются яваны, а Кокаса («Коккаса») учится своему мастерству в Сопаре. [ 7 ] : 366
В средневековой литературе маратхи
[ редактировать ]Кокаса появляется как Кокас вадхай (или вадхия , «плотник»). [ 9 ] ) в средневековых текстах маратхи, таких как Лила-чаритра и Катха-Калпатару . Шри-Кришна-чаритра , текст Маханубхавы , отождествляет его с демоном Маргаджасурой, убитым Кришной. [ 10 ]
Легенда в Катха-Калпатару Кришны Яджнавалки (ок. 1470-1535 гг. н.э.) предполагает, что Кокаса и его команда из 7000 ремесленников построили храм Кайлаша в Эллоре . [ 11 ] Согласно этой легенде, король Эла (или Йелурай) из Аладжапура (современный Ачалпур ) ночью страдал от болезни из-за греха, который он совершил в своем предыдущем рождении. Его царица Маникавати молилась богу Гришнешвару в Элапуре (Эллоре), чтобы он вылечил ее мужа, обещая построить храм, посвященный Шиве, и поклявшись соблюдать пост, пока не увидит шихару ( верхушку) храма. Король был вылечен после того, как он искупался в резервуаре в Махисамале (современный Мхайсмал ) во время охотничьей экспедиции. Чтобы выполнить обещание королевы, король вызвал множество художников, которые заявили, что на строительство храма с шикхарой потребуется не менее 16 месяцев . Кокаса, знаменитый шилпи , живший в Пратиштхане (современный Пайтан), заверил короля, что королева сможет увидеть шикхару через неделю. Он начал вырезать шихару каменного храма сверху. Храм был назван Маникешвар в честь королевы, а новое поселение вокруг храма было названо Элапурой в честь короля. [ 9 ] [ 4 ]
Верул Махатмья , текст, прославляющий Эллору (Верул), повествует ту же легенду с небольшими вариациями. Нынешняя форма этого текста была составлена местным брамином по имени Винаякбува Топре в 1844 году, но она содержит истории, найденные в более старых текстах. В тексте Кокаса упоминается как сын божественного архитектора Вишвакармы . [ 12 ]
Хотя в надписях, относящихся к храму Кайлаша, Кокаса не упоминается, историк искусства М. К. Дхаваликар предполагает, что Кокаса действительно был архитектором этого храма, как следует из средневековых текстов. Согласно этим текстам, Кокаса жил в Пайтане и начинал свой день только после омовения в реке Годавари ; в одном месте говорят, что он живет в Пунтамбе . [ 9 ]
Потомки
[ редактировать ]Эпиграфические данные из современных Мадхья-Прадеша и Чхаттисгарха предполагают, что история рода Кокасы длилась тысячелетие. [ 13 ] В нескольких надписях из Центральной Индии упоминаются скульпторы, родившиеся в его семье. По мнению Дхаваликара, потомки Кокасы, должно быть, переселились сюда из региона Пайтан. [ 9 ]
Палхана и Талхана
[ редактировать ]1167 года н. э. Джабалпура Надпись на медной пластине , выпущенная во время правления Трипури Калачури царя Джаясимхи , относится к двум художникам, происходящим из «прославленной семьи Кокаса»: Палхане и его сыну Талхане. Надпись описывает Талхану как скульптора ( рупакара ) и приписывает ему гравировку на медных пластинах санскритского текста, составленного Ватса-раджем, шрифтом Нагари . [ 4 ] [ 14 ]
Помимо Калачуриса, Палхана, судя по всему, также работал на соседнюю династию Чандела . В нескольких записях периода Чанделы, выпущенных с 1165 по 1178 год, Палхана упоминается как сын Раджапалы. [ 1 ]
Манматха, Чхитаку и Мандана
[ редактировать ]В другом наборе надписей упоминаются несколько членов линии Кокаса, в том числе Манматха и его сыновья, Чхитаку (или Читаку) и Мандана. [ 15 ]
1495-1496 гг. н. э. Надпись Ратанпура , выпущенная во время правления короля Вахара (или Вахарендры) из династии Хайхая , была найдена в храме Махамая . Он открывается приветствием божественному архитектору Вишвакарме и восхваляет сутра-дхару Чхитаку, называя его «светом семьи Кокаса». Он описывает Чхитаку как знатока различных наук, включая Шилпа-шастры и машины , и сравнивает его с богом Нараяной в области рисования . В нем говорится, что Читаку умел вырезать сложные узоры и мог с легкостью работать с деревом, камнем и золотом. В нем описывается младший брат Чхитаку Мандана как чтеец шастр (писаний), хорошо сведущий в астрономии по милости Вишвакармы и преданный брахманам . [ 16 ] [ 15 ] Надпись написал Дитьяна, которого описывают как скульптора, знающего «все науки» и «преданного своему брату»: по мнению ученого Р. Н. Мишры, Дитьяна, по-видимому, также был членом семьи Кокаса. [ 13 ] [ 15 ]
Надпись на камне Косгайн, найденная к северо-востоку от Чхури (Чхаттисгарх), также упоминает Манматху, Чхитаку и Мандану. Он не датирован, но был выпущен во время правления Вахары, который, как известно, правил в конце 15 - начале 16 веков. В надписи Манматха упоминается как выдающийся сутра-дхара, родившийся в семье Кокасы. В нем описываются его сыновья Чхитаку и Мандана как мастера многих ремесел и опытные скульпторы. В нем говорится, что Чхитаку был саджакой (декоратором) надписи, а Мандана вырезал на ней «красивые» санскритские буквы Нагари. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Р. Н. Мисра (2009). Шилпа в индийской традиции: концепция и инструменты . Индийский институт перспективных исследований. стр. 69–70. ISBN 9788173053542 .
- ^ Джон Корт (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН 9780199739578 .
- ^ Jump up to: а б Джей Си Джейн (1975). Би Джей Сандесара (ред.). «Является ли Васудевахинди джайнской версией Брихаткатхи?» . Журнал Восточного института . 23 . Восточный институт, Барода: 62–63.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Р. Н. Мисра (2004). «Древний индийский художник за узкими границами». В Анупа Панде; Парул Пандья Дхар (ред.). Культурный интерфейс Индии с Азией . ДК Printworld / Национальный музейный институт. стр. 81–86. ISBN 9788124602621 .
- ^ РН Египет (1987). Скульптуры изготовления Кахала и Дакшина и их предыстория Агам Кала. п. 137. ИСБН 9780836421576 .
- ^ Jump up to: а б Гулам Мохаммед Шейх; К.Г. Субраманян; Капила Вацяян, ред. (1984). Парокша: Документы столетнего семинара Кумарасвами . Лалит Кала Академия. п. 69. ОСЛК 11664603 .
- ^ Jump up to: а б Клаус Карттунен (2015). Йоны и яваны в индийской литературе . Финское восточное общество. п. 291. ИСБН 9789519380889 .
- ^ МК Дхаваликар (2001). «Кокаса: великий скульптор» . Указывает . 38 . Институт индийской истории и культуры Герас, Св. Колледж Ксавьера.
- ^ Jump up to: а б с д МК Дхаваликар (1982). «Кайласа — стилистическое развитие и хронология». Бюллетень Института последипломного образования и исследований Деканского колледжа . 41 . Пуна: Аспирантура и научно-исследовательский институт Деканского колледжа: 42–43. JSTOR 42931407 .
- ^ П.В. Ранаде (1998). «Отголоски Эллоры в ранней литературе маратхи». В Ратан Паримоо; Дипак Каннал; Шиваджи Паниккар (ред.). Пещеры Эллоры, скульптуры и архитектура . Комиссия по университетским грантам. стр. 109–118. ISBN 9788185016238 .
- ^ Химаншу Прабха Рэй; Карла М. Синополи (2004). Археология как история в ранней Южной Азии . Индийский совет исторических исследований. п. 109. ИСБН 978-81-7305-270-5 .
- ^ Яамини Мубайи (2022 г.). «Вода как воплощение плодородия и целебной силы». Вода и исторические поселения: создание культурного ландшафта . Рутледж. дои : 10.4324/9781003315148 . ISBN 9781003315148 .
- ^ Jump up to: а б Р. Н. Мисра (2011). «Досовременное индийское искусство, светские пространства и художник». Труды Индийского исторического конгресса . 71 . Конгресс истории Индии: 43. JSTOR 44147471 .
- ^ В.В. Мираши, изд. (1955). Corpus Inscriptionum Indicarum: Надписи эпохи Калачури-Чеди - Часть I. Том. 4. Кафедра археологии. стр. 324–331.
- ^ Jump up to: а б с д В.В. Мираши, изд. (1955). Корпус индийских надписей: Надписи эпохи Калачури-Чеди - Часть II . Том. 4. Кафедра археологии. стр. 555–563.
- ^ Пушпа Прасад (2011). «Ремесленники в средневековой Индии: через Нагари». Труды Индийского исторического конгресса . 72 . Конгресс истории Индии: 253, 258. JSTOR 44146717 .