Jump to content

Кокаса

Кокаса был мастером, скульптором и архитектором из древней Индии. В нескольких джайнских текстах , начиная с V века, о нем упоминаются легенды, приписывающие ему создание летательных аппаратов. В надписях, начиная с XII века, упоминаются несколько скульпторов и художников, которые называют себя потомками Кокасы. Легенды на языке маратхи , начиная с 15 века, предполагают, что он был архитектором храма Кайлаша в Эллоре .

Обзор источников

[ редактировать ]

В нескольких исторических литературных текстах и ​​надписях упоминается Кокаса и его потомки. Самым ранним из них является джайнский текст «Васудева-хинди» ; [ 1 ] этот текст, вероятно, относится к V веку, [ 2 ] но Дхаммилла-хинди — раздел, в котором упоминается Кокаса, — является более поздним дополнением к оригинальному тексту. [ 3 ] Самая ранняя сохранившаяся надпись, в которой упоминается Кокаса, датируется 1159 годом нашей эры. [ 4 ]

Варианты имени Кокасы, которые появляются в различных источниках, включают Куккаса, Куккаса, Коккаса, Каккоса и Коккаса. [ 5 ] Пукваса, упомянутый в , Будхасвамина «Брихат-катха-шлока-самграхе» по-видимому, является другим названием Кокасы. [ 1 ] [ 6 ] Разные записи связывают Кокасу с разными местами, включая западную Индию ( Сопара , Пайтан , Эллора ); центральная Индия ( Удджайн , Альхагат, Джабалпур , Джеджакабхукти , Ратанпур ); восточная Индия ( Тосали и Тамралипти ); и Явана-деша за пределами Индии. [ 1 ]

В джайнских текстах

[ редактировать ]

Кокаса находит упоминание как мастер-ремесленник в нескольких джайнских текстах , включая Васудева-хинди , Авашьяка-чурни , Авашьяка-нирюкти , Дасвайкалика Чурни , Вишешавашьяка Бхашья Харисены и Брихат-Катха-Коша . [ 6 ] [ 4 ]

Согласно «Дхаммилла-хинди» разделу «Васудева-хинди» , Кокаса был уроженцем Тамалитти ( Тамралипти ), и его имя произошло от слова « куккуса » («шелуха»). Он отправился в Явана-дешу (землю греков) с караваном торговцев, в который входил Дхана-васу, сын Дхана-пати. Там он научился ремеслу по дереву у местного плотника . Вернувшись в Тамралипти, он стал известным художником и привлек внимание местного короля, когда построил несколько механических голубей. Затем он сделал для короля летающую машину, но из-за ожирения королевы машина приземлилась в Тосали . Затем Кокаса построил летательные аппараты для короля Тосали. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ] Коккаса держал свои знания в секрете, и когда тесть потребовал от него разгласить информацию, он исчез вместе с женой в неизвестном месте. [ 3 ]

Согласно Авашьяка-чурни (ок. VI в. н. э.), Кокаса был плотником из Сурпараки ( Сопара ). Используя свои познания в ремеслах ( шилпа-видья ), он сделал механических голубей и механического гаруду , умеющего летать. [ 4 ] В отличие от Васудева-хинди , в этом тексте не упоминаются яваны, а Кокаса («Коккаса») учится своему мастерству в Сопаре. [ 7 ] : 366 

В средневековой литературе маратхи

[ редактировать ]

Кокаса появляется как Кокас вадхай (или вадхия , «плотник»). [ 9 ] ) в средневековых текстах маратхи, таких как Лила-чаритра и Катха-Калпатару . Шри-Кришна-чаритра , текст Маханубхавы , отождествляет его с демоном Маргаджасурой, убитым Кришной. [ 10 ]

Легенда в Катха-Калпатару Кришны Яджнавалки (ок. 1470-1535 гг. н.э.) предполагает, что Кокаса и его команда из 7000 ремесленников построили храм Кайлаша в Эллоре . [ 11 ] Согласно этой легенде, король Эла (или Йелурай) из Аладжапура (современный Ачалпур ) ночью страдал от болезни из-за греха, который он совершил в своем предыдущем рождении. Его царица Маникавати молилась богу Гришнешвару в Элапуре (Эллоре), чтобы он вылечил ее мужа, обещая построить храм, посвященный Шиве, и поклявшись соблюдать пост, пока не увидит шихару ( верхушку) храма. Король был вылечен после того, как он искупался в резервуаре в Махисамале (современный Мхайсмал ) во время охотничьей экспедиции. Чтобы выполнить обещание королевы, король вызвал множество художников, которые заявили, что на строительство храма с шикхарой ​​потребуется не менее 16 месяцев . Кокаса, знаменитый шилпи , живший в Пратиштхане (современный Пайтан), заверил короля, что королева сможет увидеть шикхару через неделю. Он начал вырезать шихару каменного храма сверху. Храм был назван Маникешвар в честь королевы, а новое поселение вокруг храма было названо Элапурой в честь короля. [ 9 ] [ 4 ]

Верул Махатмья , текст, прославляющий Эллору (Верул), повествует ту же легенду с небольшими вариациями. Нынешняя форма этого текста была составлена ​​местным брамином по имени Винаякбува Топре в 1844 году, но она содержит истории, найденные в более старых текстах. В тексте Кокаса упоминается как сын божественного архитектора Вишвакармы . [ 12 ]

Хотя в надписях, относящихся к храму Кайлаша, Кокаса не упоминается, историк искусства М. К. Дхаваликар предполагает, что Кокаса действительно был архитектором этого храма, как следует из средневековых текстов. Согласно этим текстам, Кокаса жил в Пайтане и начинал свой день только после омовения в реке Годавари ; в одном месте говорят, что он живет в Пунтамбе . [ 9 ]

Эпиграфические данные из современных Мадхья-Прадеша и Чхаттисгарха предполагают, что история рода Кокасы длилась тысячелетие. [ 13 ] В нескольких надписях из Центральной Индии упоминаются скульпторы, родившиеся в его семье. По мнению Дхаваликара, потомки Кокасы, должно быть, переселились сюда из региона Пайтан. [ 9 ]

Палхана и Талхана

[ редактировать ]

1167 года н. э. Джабалпура Надпись на медной пластине , выпущенная во время правления Трипури Калачури царя Джаясимхи , относится к двум художникам, происходящим из «прославленной семьи Кокаса»: Палхане и его сыну Талхане. Надпись описывает Талхану как скульптора ( рупакара ) и приписывает ему гравировку на медных пластинах санскритского текста, составленного Ватса-раджем, шрифтом Нагари . [ 4 ] [ 14 ]

Помимо Калачуриса, Палхана, судя по всему, также работал на соседнюю династию Чандела . В нескольких записях периода Чанделы, выпущенных с 1165 по 1178 год, Палхана упоминается как сын Раджапалы. [ 1 ]

Манматха, Чхитаку и Мандана

[ редактировать ]

В другом наборе надписей упоминаются несколько членов линии Кокаса, в том числе Манматха и его сыновья, Чхитаку (или Читаку) и Мандана. [ 15 ]

1495-1496 гг. н. э. Надпись Ратанпура , выпущенная во время правления короля Вахара (или Вахарендры) из династии Хайхая , была найдена в храме Махамая . Он открывается приветствием божественному архитектору Вишвакарме и восхваляет сутра-дхару Чхитаку, называя его «светом семьи Кокаса». Он описывает Чхитаку как знатока различных наук, включая Шилпа-шастры и машины , и сравнивает его с богом Нараяной в области рисования . В нем говорится, что Читаку умел вырезать сложные узоры и мог с легкостью работать с деревом, камнем и золотом. В нем описывается младший брат Чхитаку Мандана как чтеец шастр (писаний), хорошо сведущий в астрономии по милости Вишвакармы и преданный брахманам . [ 16 ] [ 15 ] Надпись написал Дитьяна, которого описывают как скульптора, знающего «все науки» и «преданного своему брату»: по мнению ученого Р. Н. Мишры, Дитьяна, по-видимому, также был членом семьи Кокаса. [ 13 ] [ 15 ]

Надпись на камне Косгайн, найденная к северо-востоку от Чхури (Чхаттисгарх), также упоминает Манматху, Чхитаку и Мандану. Он не датирован, но был выпущен во время правления Вахары, который, как известно, правил в конце 15 - начале 16 веков. В надписи Манматха упоминается как выдающийся сутра-дхара, родившийся в семье Кокасы. В нем описываются его сыновья Чхитаку и Мандана как мастера многих ремесел и опытные скульпторы. В нем говорится, что Чхитаку был саджакой (декоратором) надписи, а Мандана вырезал на ней «красивые» санскритские буквы Нагари. [ 15 ]

  1. ^ Jump up to: а б с д Р. Н. Мисра (2009). Шилпа в индийской традиции: концепция и инструменты . Индийский институт перспективных исследований. стр. 69–70. ISBN  9788173053542 .
  2. ^ Джон Корт (2010). Создание Джины: рассказы об иконах и идолах в истории джайнов . Издательство Оксфордского университета. п. 313. ИСБН  9780199739578 .
  3. ^ Jump up to: а б Джей Си Джейн (1975). Би Джей Сандесара (ред.). «Является ли Васудевахинди джайнской версией Брихаткатхи?» . Журнал Восточного института . 23 . Восточный институт, Барода: 62–63.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Р. Н. Мисра (2004). «Древний индийский художник за узкими границами». В Анупа Панде; Парул Пандья Дхар (ред.). Культурный интерфейс Индии с Азией . ДК Printworld / Национальный музейный институт. стр. 81–86. ISBN  9788124602621 .
  5. ^ РН Египет (1987). Скульптуры изготовления Кахала и Дакшина и их предыстория Агам Кала. п. 137. ИСБН  9780836421576 .
  6. ^ Jump up to: а б Гулам Мохаммед Шейх; К.Г. Субраманян; Капила Вацяян, ред. (1984). Парокша: Документы столетнего семинара Кумарасвами . Лалит Кала Академия. п. 69. ОСЛК   11664603 .
  7. ^ Jump up to: а б Клаус Карттунен (2015). Йоны и яваны в индийской литературе . Финское восточное общество. п. 291. ИСБН  9789519380889 .
  8. ^ МК Дхаваликар (2001). «Кокаса: великий скульптор» . Указывает . 38 . Институт индийской истории и культуры Герас, Св. Колледж Ксавьера.
  9. ^ Jump up to: а б с д МК Дхаваликар (1982). «Кайласа — стилистическое развитие и хронология». Бюллетень Института последипломного образования и исследований Деканского колледжа . 41 . Пуна: Аспирантура и научно-исследовательский институт Деканского колледжа: 42–43. JSTOR   42931407 .
  10. ^ П.В. Ранаде (1998). «Отголоски Эллоры в ранней литературе маратхи». В Ратан Паримоо; Дипак Каннал; Шиваджи Паниккар (ред.). Пещеры Эллоры, скульптуры и архитектура . Комиссия по университетским грантам. стр. 109–118. ISBN  9788185016238 .
  11. ^ Химаншу Прабха Рэй; Карла М. Синополи (2004). Археология как история в ранней Южной Азии . Индийский совет исторических исследований. п. 109. ИСБН  978-81-7305-270-5 .
  12. ^ Яамини Мубайи (2022 г.). «Вода как воплощение плодородия и целебной силы». Вода и исторические поселения: создание культурного ландшафта . Рутледж. дои : 10.4324/9781003315148 . ISBN  9781003315148 .
  13. ^ Jump up to: а б Р. Н. Мисра (2011). «Досовременное индийское искусство, светские пространства и художник». Труды Индийского исторического конгресса . 71 . Конгресс истории Индии: 43. JSTOR   44147471 .
  14. ^ В.В. Мираши, изд. (1955). Corpus Inscriptionum Indicarum: Надписи эпохи Калачури-Чеди - Часть I. Том. 4. Кафедра археологии. стр. 324–331.
  15. ^ Jump up to: а б с д В.В. Мираши, изд. (1955). Корпус индийских надписей: Надписи эпохи Калачури-Чеди - Часть II . Том. 4. Кафедра археологии. стр. 555–563.
  16. ^ Пушпа Прасад (2011). «Ремесленники в средневековой Индии: через Нагари». Труды Индийского исторического конгресса . 72 . Конгресс истории Индии: 253, 258. JSTOR   44146717 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 220a7743e933484b754325f97291c99d__1691741400
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/22/9d/220a7743e933484b754325f97291c99d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kokasa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)