Шофет

В некоторых древних семитоязычных культурах и связанных с ними исторических регионах шопхе или шофет (множественное число шопфетим или шофетим ; иврит : שׁוֹפֵט , латинизированный : šōp̄ēṭ , финикийский : 𐤔𐤐𐤈 , латинизированный: šōfēṭ , пунический : 𐤔𐤐𐤈 , латинизированный: šūfeṭ , последний заимствованный на латынь как sūfes ; см. также угаритский : 𐎘𐎔𐎉 , латинизированный: ṯāpiṭ ) был общественным лидером значительного гражданского статуса, часто действовавшим в качестве главного магистрата с полномочиями, примерно эквивалентными римскому консульству. полномочия. [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]На иврите и некоторых других языках семитских шопхет буквально означает «Судья» от семитского корня Š-P-Ṭ , «выносить приговор». Родственные титулы существуют и в других семитских культурах, особенно в Финикии .
иврит
[ редактировать ]В Книге Судей еврейской Библии шофтимы были вождями , которые объединили различные израильские племена во время взаимной опасности, чтобы победить иностранных врагов.
финикийский
[ редактировать ]В различных независимых финикийских городах-государствах — на побережьях современного Ливана и западной Сирии , в пунических колониях на Средиземном море и в самом Карфагене — шуфет, называемый по-латыни суфес , был некоролевским судьей, наделенным полномочиями. контроль над городом-государством, иногда действуя во многом так же, как римский консул. Например, обе должности занимали один год по два человека. [ 2 ]
О роли должностного лица как дипломатического руководителя, представителя коллективного населения, свидетельствует надпись, написанная шуфетом Диомитом в Сидоне в конце третьего века до нашей эры. Он хвастается своей победой в гонках на колесницах на Немейских играх в Греции, увековечивая политическую благосклонность как «первый из граждан», сделавший это. [ 3 ]
Пунический
[ редактировать ]Ко времени Пунических войн правительство Древнего Карфагена возглавляла пара ежегодно избираемых суфетов . Ливия В отчете о Пунических войнах содержится список процедурных обязанностей карфагенского суфета , включая созыв и председательство в сенате, передачу дел Народному собранию и работу в качестве судей первой инстанции. [ 4 ] Таким образом, их количество, срок полномочий и полномочия аналогичны числу римских консулов , с той заметной разницей, что римские консулы также были главнокомандующими римской армии, а суфетам, по-видимому, было отказано в этой власти .
Однако термин суфет не предназначался для глав Карфагенского государства. К концу их господства в Западном Средиземноморье политическая координация между местными и колониальными карфагенянами, вероятно, выражалась через региональную иерархию суфетов. Например, некоторые эпиграфические свидетельства из Сардинии Пунической эпохи датируются четырьмя именами: годы магистратов не только на острове, но и дома, в Северной Африке. [ 5 ]
Дальнейшие письменные свидетельства суфетов , найденные в крупных поселениях римской Сардинии, указывают на то, что эта должность, просуществовавшая там в течение трех столетий под властью Карфагена, использовалась потомками пунических поселенцев, чтобы отказаться как от культурной, так и от политической ассимиляции со своими завоевателями из материковой Италии. Магистратуры пунического стиля появляются эпиграфически не подтвержденными только к концу первого века до нашей эры, хотя два суфета обладали властью в Вифии еще в середине второго века нашей эры. [ 6 ]
Позднее использование
[ редактировать ]Официальная государственная терминология поздней республики и Римской империи изменила назначение слова суфет для обозначения местных магистратов римского стиля, служивших в Африке Proconsularis , [ 7 ] хотя суфет выглядит столь же обширным, как и Волюбилис в современном Марокко . Этот институт засвидетельствован более чем в сорока посткарфагенских городах, начиная с Третьей Пунической войны во втором веке нашей эры и заканчивая правлением Коммода . [ 8 ] Поселения, которыми управляли суфеты, включали Алтибурос , Калама , Капса , Цирта , Гадиауфала , Уэльс, Лимиса , Мактар , Тугга и Волюбилис. [ 9 ]
В отличие от преемственности пунического населения Сардинии, преобладание суфетов во внутренних регионах римской Африки, которые ранее были не заселены Карфагеном, предполагает, что поселенцы и пунические беженцы снискали расположение римских властей, приняв вполне понятное правительство. [ 10 ]
Три суфета, служащие одновременно, появляются в записях первого века нашей эры в Альтибуросе, Мактаре и Тугге, что отражает решение принять пуническую номенклатуру для романизированных учреждений без фактической, традиционно сбалансированной магистратуры. [ 11 ] В этих случаях третья, не ежегодная должность вождя племени или общины ознаменовала переломный момент в ассимиляции внешних африканских групп в римскую политическую структуру. [ 12 ]
Римское приближение термина sufes встречается как минимум в шести произведениях латинской литературы. [ 13 ] Ошибочные ссылки на карфагенских «царей» с латинским термином rex выдают переводы римских авторов из греческих источников, которые приравнивали суфета к более монархическому басилевсу ( греч . βασιλεύς ). [ 14 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кроули Куинн, Жозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. стр. 153–175. дои : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 . JSTOR j.ctvc77kkd.13 .
- ^ Роппа, Андреа (2018). Куременос, Анна (ред.). Замкнутость и самобытность римского Средиземноморья . Книги Оксбоу. стр. 144–164.
- ^ Миллар, Фергюс (1983). «Финикийские города: пример эллинизации». Труды Кембриджского филологического общества . 209 (29): 55–71. дои : 10.1017/S0068673500004508 . JSTOR 44696895 . S2CID 162445747 .
- ^ Белл, Бренда (1989). «Отношение римской литературы к иностранным терминам и карфагенским суфетам ». Классическая ассоциация Южной Африки . 32 : 29–36. JSTOR 24591869 .
- ^ Пилкингтон, Натан. «Суфеты Северной Африки: сравнительный контекст» . Общество классических исследований . Колумбийский университет . Проверено 28 марта 2020 г.
- ^ Роппа, Андреа (2018). Куременос, Анна (ред.). Замкнутость и самобытность римского Средиземноморья . Книги Оксбоу. стр. 144–164.
- ^ Белл, Бренда (1989). «Отношение римской литературы к иностранным терминам и карфагенским суфетам ». Классическая ассоциация Южной Африки . 32 : 29–36. JSTOR 24591869 .
- ^ Кроули Куинн, Жозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. стр. 153–175. дои : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 . JSTOR j.ctvc77kkd.13 .
- ^ Иловбаре, Дж. А. (июнь 1974 г.). «Влияние карфагенян и римлян на административную систему Магриба, часть I». Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (2): 187–197. JSTOR 41857007 .
- ^ Кроули Куинн, Жозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. стр. 153–175. дои : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 . JSTOR j.ctvc77kkd.13 .
- ^ Кроули Куинн, Жозефина (2018). «Новый финикийский мир». В поисках финикийцев . Издательство Принстонского университета. стр. 153–175. дои : 10.2307/j.ctvc77kkd.13 . ISBN 9780691195964 . JSTOR j.ctvc77kkd.13 .
- ^ Иловбаре, Дж. А. (июнь 1974 г.). «Влияние карфагенян и римлян на административную систему Магриба, часть I». Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (2): 187–197. JSTOR 41857007 .
- ^ Белл, Бренда (1989). «Отношение римской литературы к иностранным терминам и карфагенским суфетам ». Классическая ассоциация Южной Африки . 32 : 29–36. JSTOR 24591869 .
- ^ Белл, Бренда (1989). «Отношение римской литературы к иностранным терминам и карфагенским суфетам ». Классическая ассоциация Южной Африки . 32 : 29–36. JSTOR 24591869 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Судьи». Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Судьи