Jump to content

Дугга

Координаты : 36 ° 25'20 "N 9 ° 13'6" E  /  36,42222 ° N 9,21833 ° E  / 36,42222; 9.21833
(Перенаправлено с Тугга )
Дугга/Тугга
دڨة (на арабском языке)
Дугга
Дугга находится в Тунисе.
Дугга
Показано в Тунисе
Расположение Провинция Бежа , Тунис
Координаты 36 ° 25'20 "N 9 ° 13'6" E  /  36,42222 ° N 9,21833 ° E  / 36,42222; 9.21833
Тип Урегулирование
История
Основан 6 век до н.э.
Периоды Нумидийцы в Римскую империю
Культуры Нумидийцы - берберы , пуники , римляне-африканцы , византийцы.
Официальное название Дугга/Тугга
Тип Культурный
Критерии ii, iii
Назначен 1997 г. (21-я сессия )
Справочный номер. 794
Область арабские государства

Дугга или Тугга или ТБГГ берберское , пуническое и римское поселение недалеко от современного Тебурсука на севере Туниса . Нынешний археологический объект занимает площадь 65 гектаров (160 акров). [1] ЮНЕСКО квалифицировала Дуггу как объект Всемирного наследия в 1997 году, полагая, что она представляет собой «наиболее сохранившийся римский городок в Северной Африке». Это место, расположенное посреди сельской местности, было защищено от вторжения современной урбанизации, в отличие, например, от Карфагена , который неоднократно подвергался разграблению и перестраиванию. Размер Дуги, ее хорошо сохранившиеся памятники и богатая нумидийско - берберская , пуническая , древнеримская и византийская история делают ее исключительной. Среди самых известных памятников на этом месте — Ливико-Пунический мавзолей , Капитолий, римский театр и храмы Сатурна и Юноны Целестиды .

Нумидийское название поселения было записано либико-берберским алфавитом как TBGG. [2] Пуническое название поселения записано как tbgg ( 𐤕𐤁𐤂𐤂 ) и tbgʿg ( 𐤕𐤁𐤂𐤏𐤂 ). Корень B GG на финикийском языке означает («на террасе на крыше»). [3] Кэмпс утверждает, что это может представлять собой заимствование берберского слова, происходящего от корня tbg («защищать»). [4] Очевидно, это связано с расположением объекта на вершине легко защищаемого плато . Имя было заимствовано на латынь как Тугга. Как только ему был предоставлен «свободный статус», он был официально основан заново и стал известен как Municipium Septimium Aurelium Liberum Thugga ; «нового» города «Септимий» и «Аврелий» являются отсылками к «основателям» ( conditores ) Септимию Северу и М. Аврелию Антонину (т. е. Каракалле ). О лечении liberum см. ниже. После того как Дугга получила статус римской колонии, она стала формально называться Colonia Licinia Septimia Aurelia Alexandriana Thuggensis .

На современном берберском языке он известен как Дугга или Тугга . Это было заимствовано на арабский язык как Doggā. ( арабский : دڨة или دقة ), а Дугга — французская транскрипция этого арабского имени.

Расположение

[ редактировать ]
Местоположение Дугги в Римской Африке .

Археологический объект расположен в 4,6 км (2,9 миль) к юго-юго-западу от современного города Тебурсук на плато с неограниченным видом на окружающие равнины в Уэд-Халледе. [5] Это место имеет высокую степень естественной защиты, что помогает объяснить его раннее заселение. Склон, на котором построен Дугга, поднимается на север и граничит на востоке со скалой, известной как Кеф Дугга. [6] Дальше на восток хребет Fossa Regia , ров и граница, созданная римлянами после разрушения Карфагена, указывает на положение Дуги как точки соприкосновения между пуническим и берберским мирами.

многочисленные доримские памятники, в том числе некрополь , мавзолей и несколько храмов История Дугги наиболее известна со времен римского завоевания, хотя во время археологических раскопок были обнаружены . Эти памятники свидетельствуют о важности этого места до прихода римлян.

Берберское королевство

[ редактировать ]
Остатки стен, построенных в поздней античности , которые когда-то считались нумидийскими укреплениями.

Судя по всему, город был основан в VI веке до нашей эры. [7] Некоторые историки полагают, что Дугга — город Тока ( греч . Τοκαί , Токаи ), который был захвачен наместником Агафокла Сиракузского до нашей в конце IV века   эры; [4] Диодор Сицилийский описал Току как «город прекрасного величия». [7]

В любом случае Дугга была ранним и важным населенным пунктом. О его городском характере свидетельствует наличие некрополя с дольменами , древнейшей археологической находкой в ​​Дугге, святилища, посвященного Баал-Хаммону , нео-пунических стел , мавзолея, архитектурных фрагментов и храма, посвященного Масиниссе , остатки которого были найдены при археологических раскопках. Хотя наши знания о городе до римского завоевания остаются очень ограниченными, недавние археологические находки произвели революцию в нашем представлении об этом периоде.

Идентификация храма Масиниссы под форумом опровергла теорию Луи Пуанссо о том, что нумидийский город стоял на плато, но был отделен от нового римского поселения. Храм, построенный на десятом году правления Миципсы (139   г. до н. э.), имеет ширину 14 × 6,3 м (46 × 21 фут). Это доказывает, что территория вокруг форума была застроена еще до прибытия римских колонистов. [7] здание, датируемое II веком до  Рядом также было обнаружено нашей эры. Точно так же мавзолей Дугги не изолирован, а находится на территории городского некрополя.

Недавние находки опровергли более ранние теории о так называемых «нумидийских стенах». Стены вокруг Дугги на самом деле не нумидийские; они являются частью городских укреплений, возведенных в поздней античности . Целенаправленные раскопки также доказали, что то, что было интерпретировано как две нумидийские башни в стенах, на самом деле является двумя погребальными памятниками нумидийской эпохи, которые гораздо позже повторно использовались в качестве фундамента и участка обороны. [8]

Обнаружение на этом месте ливийских и пунических надписей спровоцировало дебаты об управлении городом во времена Нумидийского королевства . Дебаты — об интерпретации эпиграфических источников — сосредоточились на вопросе о том, находился ли город все еще под пуническим влиянием или он все больше становился берберским. [9] [10] Местные берберские институты, отличные от любой формы пунической власти, возникли начиная с нумидийского периода. [11] но Кэмпс отмечает, что пунические шофеты все еще существовали в нескольких городах, включая Дуггу, в римскую эпоху. [12] что является признаком продолжающегося пунического влияния и сохранения определенных элементов пунической цивилизации даже после падения Карфагена.

Римская империя

[ редактировать ]
Театр Дугга
Руины среди оливковых деревьев Дуги

Римляне предоставили Дуге статус местного города ( лат . civitas ) после завоевания региона. [13]

Создание колонии Карфаген во время правления Августа усложнило институциональный статус Дугги. Город был включен в территорию ( pertica ) римской колонии, но примерно в это же время рядом с существовавшим поселением возникла и община ( pagus ) римских колонистов. Таким образом, в течение двух столетий этим местом управляли два гражданских и институциональных органа: город с его перегрини и паг с его римскими гражданами . Оба имели римские гражданские институты: магистратов и совет ( ordo ) декурионов города, местный совет с конца I века   нашей эры и местных администраторов пага , юридически подчинявшихся далекой, но могущественной колонии Карфаген. . Кроме того, эпиграфические данные указывают на то, что двойная магистратура в пуническом стиле, суфеты , достигла здесь определенного гражданского статуса еще в имперский период. Фактически, когда-то в городе одновременно служили три магистрата, что является относительной редкостью в Средиземноморье. [14]

Со временем латинизация города сблизила две общины. Известные члены перегринов все чаще перенимали римскую культуру и поведение, становились римскими гражданами, и советы двух общин начали принимать решения в унисон. Растущей близости общин способствовала сначала их географическая близость (не было физического различия между двумя их поселениями), а затем и институциональные механизмы. Во время правления Марка Аврелия город получил римское право ; с этого момента магистраты автоматически получали римское гражданство , а права жителей города стали аналогичны правам римских граждан. В ту же эпоху паг получил определенную степень автономии от Карфагена; он мог получать завещания и управлять государственными средствами.

Тем не менее, только в   205 году нашей эры, во время правления Септимия Севера , две общины объединились в один муниципалитет ( муниципий Карфагена ), ставший «свободным» (см. ниже), в то время как пертика была уменьшена. Город поддерживался эвргетизмом его великих семей зажиточных личностей, достигавшим порой непомерных размеров, а его интересы успешно представлялись обращениями к императорам . Развитие Дугги достигло кульминации во время правления Галлиена , когда она получила статус отдельной римской колонии .

Памятники Дугги свидетельствуют о ее процветании в период от правления Диоклетиана до правления I. Феодосия [15] но впал в какой-то ступор с 4 века. Похоже, что город рано пришел в упадок, о чем свидетельствуют относительно скудные остатки христианства . [15] В период византийского правления территория вокруг форума была преобразована в форт; несколько важных зданий были разрушены, чтобы обеспечить необходимые материалы для его строительства.

Дугга никогда не была полностью заброшена после вторжения мусульман в этот район. В течение долгого времени Дугга оставалась местом расположения небольшой деревни, населенной потомками бывших жителей города, о чем свидетельствуют небольшая мечеть, расположенная в храме Августейшего Благочестия, и небольшая баня, относящаяся к периоду Аглабидов, на южном склоне горы. форум.

Археологические работы

[ редактировать ]

Первые западные посетители, оставившие свидетельства очевидцев о руинах, достигли этого места в 17 веке. Эта тенденция продолжалась в XVIII и начале XIX веков. [16] Наиболее сохранившиеся памятники, в том числе мавзолей, были описаны и в конце этого периода стали объектом архитектурных исследований.

Установление Франции в Тунисе протектората в 1881 году привело к созданию национального института древностей ( фр . Institut national du patrimoine ), для которого раскопки в Дугге были приоритетом с 1901 года, параллельно с работами, проводимыми в Карфаген . Работы в Дугге сначала были сосредоточены на территории вокруг форума; другие открытия обеспечили почти постоянную серию раскопок на этом месте до 1939 года. Наряду с этими раскопками велись работы по восстановлению капитолия, от которого еще сохранились только передняя часть и основание стены целлы, и восстановить мавзолей, особенно между 1908 и 1910 годами. [16]

После обретения Тунисом независимости были раскопаны и другие здания, в том числе Храм Победы Каракаллы в Германии. В тот же период последние жители этого места были выселены и переселены в деревню, расположенную на равнине в нескольких километрах от античного места, которая называется Новая Дугга . В 1991 году было принято решение превратить это место в национальный археологический парк. Совместная научная программа направлена, в частности, на содействие изучению надписей на этом месте и в языческих храмах. В 1997 году Дугга была внесена в ЮНЕСКО список объектов всемирного наследия .

Несмотря на свою важность и исключительное состояние, Дугга остается в стороне от проторенных дорог для многих туристов и принимает лишь около 50 000 посетителей в год. Чтобы сделать его более привлекательным, рассматривается возможность строительства на территории музея, а национальный институт древностей создал веб-сайт, на котором представлен сайт и окружающий регион. [17] В настоящее время посетители, у которых есть достаточно времени, могут оценить Дуггу не только из-за ее многочисленных руин, но и из-за оливковых рощ, которые придают этому месту уникальную атмосферу.

«Свобода» Дугги

[ редактировать ]
Надпись в честь Марция Максима, воздвигнутая совместно пагом и civitas .

С   205 года нашей эры, когда город ( civitas ) и община ( pagus ) объединились в один муниципалитет ( municipium ), Дугга носил титул liberum , значение которого не сразу понятно. Этот термин появляется в названиях определенного количества других муниципалитетов, также основанных в то же время: Тибурсикум Буре , [18] Аулодес, [19] и Тисдр . [20] Было предложено несколько интерпретаций его значения. [21] [22] По мнению Мерлина и Пуанссо , термин происходит от имени бога Либера , в честь которого в Дугге был воздвигнут храм. [23] Таким образом, эпитет Liberum будет следовать тому же образцу, что и Frugifer и Concordia , которые появляются в названии Thibursicum Bure. Однако Thibursicum Bure является исключением из правил; названия других муниципалитетов, включая термин liberum, не включают имена каких-либо божеств, поэтому от этой гипотезы отказались. [22] Альтернативно, liberum используется как ссылка на свободный статус ( libertas , «свобода»). Эту интерпретацию подтверждает найденная в Дуге надпись, в которой прославляется Александр Северус как «хранитель свободы» ( conservator libertatis ). [24]

Однако неясно, какую именно форму приняла эта свобода. Тутен полагает, что это обозначение особого типа муниципалитетов — вольных городов, где римский наместник не имел права контролировать муниципальных магистратов. Однако нет никаких доказательств того, что Дугга пользовался исключительными юридическими привилегиями, подобными некоторым вольным городам, таким как Афродисиас в Малой Азии . Таким образом, Вейн предположил, что «свобода» Дуги — это не что иное, как выражение концепции свободы без какого-либо юридического значения; [25] получение статуса муниципалитета освободило город от порабощения и позволило ему украсить себя «украшениями свободы» ( орнамента либертатис ). [26] Свободу города прославляли так же, как превозносили его достоинство; император Проб — «хранитель свободы и достоинства» ( conservator libertatis et dignitatis ). [27] Гаску , в соответствии с интерпретацией Вейна, описывает ситуацию следующим образом: « Liberum » в Тугги названии — это термин [...], которым доволен город, который долгое время ждал статуса муниципалитета. льстить себе». [28]

Надпись, воздвигнутая civitas незадолго до слияния с пагусом . Подобные надписи — практически единственные имеющиеся у нас сведения об учреждениях города.

Несмотря на вывод Гаску, в последнее время были предприняты усилия по выявлению конкретных аспектов свободы Дуги. Лепелли считает, что, с одной стороны, это должно быть ссылкой на отношения между городом и Римом , а с другой стороны, что этот термин может охватывать ряд разнообразных привилегий разной степени. [22] Известно, что территория Карфагена, которому паг Дугга принадлежал до   205 г. н. э., пользовалась такими привилегиями: жители пага во даже направили обращение с призывом время правления Траяна защитить финансовый иммунитет территории Карфагена ( immunitas perticae Карфагенский ). [29] Дугга цивитас не получила этой уступки, поэтому слияние пагуса с цивитас означало, что граждане пагуса рисковали потерять свою завидную привилегию. Таким образом, свобода муниципалитетов , основанных во время правления Септимия Севера, могла быть ссылкой на финансовый иммунитет, ставший возможным благодаря огромному богатству региона и щедрости императора по отношению к каждому муниципалитету во время его слияния. Во время правления Галлиена некий Авл Вителлий Феликс Гоноратус, известный в Дуге человек, обратился к императору с призывом «с целью обеспечить общественную свободу». [30] Лепелли считает, что это признак того, что привилегии города были поставлены под сомнение, хотя Дугге, похоже, удалось хотя бы частично сохранить свои уступки, о чем свидетельствует надпись в честь «Пробуса, защитника его свободы». [22]

Однако, по мнению Кристола , такая интерпретация чрезмерно ограничивает значение слова libertas . [31] По мнению Кристола, важно не забывать, что решение императора в 205 году должно было быть принято в ответ на просьбу civitas и должно было учитывать отношения, уже существовавшие между ним и пагусом . Именно автономия, достигнутая civitas во время правления Марка Аврелия , и предоставление римского права породили призрак слияния двух общин, что, без сомнения, вызвало бы определенное беспокойство в паге . Жители пага выразили бы «обеспокоенность или даже отказ, столкнувшись с претензиями своих ближайших соседей». [32] Этим можно было бы объяснить ту честь, которую паг приписывал Коммоду ( консерватор паги , «защитник общины»). [33]

По мнению Кристола, термин liberum следует понимать в этом контексте и в абстрактном смысле. Эта свобода проистекает из принадлежности к городу и выражает конец civitas зависимости , «возвышение сообщества перегринов до свободы римского гражданства». [31] что также послужило успокоению страхов жителей пага и открыло дверь для дальнейшего продвижения по службе, к статусу колонии. Это повышение произошло в   261 году нашей эры, во время правления Галлиена, после обращения Авла Вителлиуса Феликса Гонората в версии событий Кристола. После этого защита libertas publica сводилась не к защите привилегий, находящихся под угрозой, а к требованию «абсолютной свободы» ( summa libertas ) — повышения до статуса колонии. [34] Кристол также указывает, что, несмотря на абстрактный характер таких терминов, как libertas или dignitas , их формальный вид должен быть ссылкой на конкретные и уникальные события. [35]

Генеральный план

[ редактировать ]
Карта территории вокруг форума
К востоку, с севера на юг, расположены храм Меркурия и храм Августейшего Благочестия, «площадь Розы Ветров » и рынок; на западе - западная площадь со Капитолием и сразу слева от Капитолия - подземные сооружения Храма Массиниссы; серым цветом — контур византийского форта.

Город в том виде, в котором он существует сегодня, состоит в основном из руин римской эпохи, датируемых по большей части II и III веками. Римским строителям пришлось учитывать как особенно скалистую местность, так и более ранние постройки, что заставило их отказаться от нормальной планировки римских поселений. [36] это также особенно очевидно в таких местах, как Тимгад .

Недавние археологические раскопки подтвердили преемственность городского развития города. Сердце города всегда находилось на вершине холма, где форум заменил Нумидийскую агору . По словам Хеди Слима, по мере развития Дуги городское строительство занимало склон холма, так что, по словам Хеди Слима, город, должно быть, напоминал «компактную массу». [36]

Ранние археологические раскопки были сосредоточены на общественных зданиях, а это означало, что частные постройки сначала имели тенденцию обнаруживаться на концах траншей, вырытых для этой цели. Позже траншеи были прорублены с целью обнажить особо характерные частные постройки.

Нумидийская резиденция

[ редактировать ]

Следы резиденции нумидийской эпохи выявлены в фундаментах храма, посвященного Либеру . [37] Хотя эти следы очень слабы, они послужили опровержению теорий первых археологов, в том числе Луи Пуанссо, о том, что римские и доримские поселения располагались на разных участках. Эти два поселения, очевидно, пересекались.

Вилла трифолиум

[ редактировать ]
Двор виллы трифолиум.

Эта резиденция, построенная во 2-м или 3-м веке, стоит ниже по склону кварталов, окружающих форум и основные общественные памятники города, в районе с извилистыми улицами. [38]

Вилла трифолиум , названная в честь комнаты в форме клевера , которая, без сомнения, использовалась в качестве триклиния , является крупнейшим частным домом, раскопанным до сих пор в Дугге. Дом был двухэтажный, но от верхнего этажа почти ничего не осталось. Он стоит на юге города, на полпути вверх по холму. Дом особенно интересен тем, что он построен так, чтобы соответствовать рельефу местности; вестибюль спускается во двор, вокруг которого располагались различные комнаты. [39]

Остатки рынка

Рынок датируется серединой I века. Он имел форму квадрата размером 35,5 × 28 м (116 × 92 футов), окруженного портиком и магазинами с двух сторон. На северной стороне был портик, а экседра . южную занимала [40] В экседре, вероятно, находилась статуя Меркурия . [41]

Чтобы компенсировать естественный наклон местности, на которой стоит рынок, его строители провели значительные земляные работы. Эти земляные валы были датированы одними из старейших римских построек, и их ориентация относительно форума, по-видимому, предполагает, что они не были построены на каком-либо более раннем фундаменте. [41] Однако современное расположение останков рынка рядом с форумом не следует воспринимать как указание на связь между ними. Рынок был почти полностью разрушен во время строительства византийского форта. [41] Раскопаны в 1918–1919 гг. [42]

Лицинийские бани

[ редактировать ]

Лицинийские бани интересны тем, что большая часть их первоначальных стен сохранилась нетронутой, а также длинным туннелем, используемым рабами, работающими в банях. Бани были подарены городу семьей Лицинии в III веке. В основном они использовались как зимние бани. Фригидарий имеет тройные аркады с обоих концов и большие окна с видом на долину за ним.

Погребальные сооружения

[ редактировать ]

Дольмены

[ редактировать ]
Дольмен в северном некрополе

Присутствие дольменов в Северной Африке послужило поводом для разжигания историографических дебатов, которые, как утверждается, имеют идеологическую подоплеку. [43] Дольмены в Дуге были предметом археологических раскопок, в ходе которых также были обнаружены скелеты и керамические модели.

Хотя трудно определить дату возведения дольменов, поскольку они использовались до начала христианской эры, вполне вероятно, что они датируются как минимум 2000 годом   до нашей эры. [44] Габриэль Кэмпс предложил ссылку на Сицилию . То же самое он высказал и в отношении гробниц « хауанет », найденных в Алжире и Тунисе . [45]

Нумидийские гробницы базины

[ редактировать ]
Пример базинной гробницы

В Дугге была обнаружена уникальная для нумидийского мира гробница. Их называют гробницами-базинами или круглыми гробницами-памятниками.

Пунико-ливийский мавзолей

[ редактировать ]
Мавзолей в его нынешнем состоянии.

Мавзолей Атебана – один из очень редких примеров царской нумидийской архитектуры. Еще один есть в Сабрате в Ливии . Некоторые авторы полагают, что существует связь с погребальной архитектурой Анатолии и некрополями Александрии III и II веков   до нашей эры. [46]

Эта гробница имеет высоту 21 м (69 футов) и была построена во 2 веке   до нашей эры. В двуязычной надписи, установленной в мавзолее, упоминается, что гробница была посвящена Атебану, сыну Иепматата и Палу. В 1842 году сэр Томас Рид, британский консул в Тунисе, серьезно повредил памятник, удалив эту надпись. Эта двуязычная пунически-ливийская надпись , хранящаяся сейчас в Британском музее , позволила расшифровать ливийские иероглифы. [47] Лишь недавно было установлено, что первоначально надпись располагалась на одной стороне фальшивого окна на подиуме . [48] Согласно последним исследованиям, имена, упомянутые в надписи, принадлежат только ее архитектору и представителям различных профессий, участвовавшим в ее строительстве. Памятник был построен жителями города для нумидийского князя; некоторые авторы полагают, что оно предназначалось Массиниссе [46] [49]

Своим нынешним видом памятник обязан работе французского археолога Луи Пуанссо , который по существу реконструировал его из частей, оставленных валяться на земле. Доступ к гробнице осуществляется через постамент с пятью ступенями. На северной стороне подиума (самого нижнего из трех уровней памятника) имеется проем в погребальную камеру, закрытый каменной плитой. Остальные стороны украшены фальшивыми окнами и четырьмя эоловыми пилястрами . Второй уровень представляет собой храмообразную колоннаду ( наискос ); колонны с каждой стороны ионические . Третий уровень наиболее богато украшен: помимо пилястр, подобных тем, что находятся на нижнем уровне, он увенчан пирамидой . Сохранились также некоторые элементы резного камня.

Римские гробницы

[ редактировать ]
Римская погребальная стела, расположенная в Дуге

Хотя в прошлом уже проводились работы по обнаружению римских гробниц, [50] сегодня они частично заняты оливковыми деревьями .

Гипогей

Различные некрополи отмечают зоны поселения в Дуге. Есть пять областей, которые были идентифицированы как некрополи: первая на северо-востоке, вокруг Храма Сатурна и церкви Виктории, вторая на северо-западе, зона, которая также включает дольмены на этом месте, третья на западе и между цистернами Айн-Мизеб и Айн-эль-Хаммам и к северу от храма Юноны Целестис, четвертая и пятая на юге и юго-востоке, одна вокруг мавзолея, а другая вокруг триумфальной арки Септимия Севера . [51]

Гипогей . — полузасыпанное здание III века Он был возведен посреди древнейшего некрополя, раскопанного в 1913 году. Гипогей предназначался для размещения погребальных урн в небольших нишах стен; на момент открытия в нем находились саркофаги , что позволяет предположить, что он использовался долгое время. [52]

Политические памятники

[ редактировать ]

Триумфальные арки

[ редактировать ]
Арка Септимия Севера

В Дугге до сих пор сохранились две триумфальные арки , которые находятся в разном состоянии.

Арка Александра Северуса

Арка Септимия Севера , которая сильно повреждена, стоит недалеко от мавзолея и на пути, ведущем из Карфагена в Тевесту . [53] Он был построен в   205 году нашей эры.

Арка Александра Севера , датируемая 222–235 годами, относительно хорошо сохранилась, несмотря на утрату ее верхних элементов. Он находится на равном расстоянии от столицы и храма Юноны Целестиды. Его аркада имеет высоту 4 м (13 футов). [54]

Третья триумфальная арка, датируемая Тетрархией , полностью утрачена.

Вид на западную часть форума со стороны Капитолия.

Городской форум, высота которого 924 м. 2 (9950 кв. футов) по размеру [55] мал. В некоторых местах он сохранился лучше, чем в других, поскольку строительство византийского форта повредило большую его часть. [56] Капитолий, стоящий на территории, окруженной портиками , доминирует над окрестностями благодаря своему внушительному внешнему виду. «Площадь Розы Ветров » (названная в честь декоративного элемента) больше похожа на эспланаду, ведущую к храму Меркурия , стоящему на ее северной стороне, чем на открытое общественное пространство. [56] Здесь, вероятно, также располагалась городская курия и трибуна для выступлений. [38]

Давным-давно археологи полагали, что римское поселение в Дуге возникло ex nihilo . Это предположение было опровергнуто обнаружением святилища, посвященного Массиниссе, среди подстроек в задней части Капитолия. [57]

Базы отдыха

[ редактировать ]
Римский театр Дугга

Римские театры были фундаментальным элементом монументального облика города времен правления Августа . [58]

Театр, построенный в   168 или 169 году нашей эры, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов римской Африки . Он мог вместить 3500 зрителей, хотя в Дугге проживало всего 5000 жителей. Это было одно из ряда императорских зданий, построенных в течение двух столетий в Дуге и отклоняющихся от классических « чертежей » лишь в той мере, в какой они были адаптированы с учетом местного рельефа. Были внесены некоторые незначительные изменения, и местные архитекторы получили определенную свободу в украшении зданий. [59]

Театр начала 20 века.

Посвящение, выгравированное на фронтоне сцены , и на портике возвышающемся над городом, напоминает о комиссаре здания П. Марции Квадрате, который «построил [его] для своей родины на свои собственные денарии »; посвящение было отмечено «живописными представлениями, раздачами жизни, фестивалем и спортивными играми».

Театр до сих пор используется для представлений классического театра, особенно во время фестиваля Дугга, и в нем проводятся консервационные работы. [60]

Аудитория

[ редактировать ]

Место, известное как аудитория, является пристройкой к Храму Либера , который, вероятно, служил для посвящения послушников. Несмотря на свое современное название, зрительный зал не был местом для зрелищ; только его форма говорит об обратном. Его размеры 20 × 20 м (66 × 66 футов). [61]

Мозаика с изображением возничего, найденная в Дугге и выставленная в Национальном музее Бардо.

В городе есть цирк, предназначенный для гонок на колесницах , но сейчас его почти не видно. Первоначально цирк представлял собой не что иное, как поле; надпись в храме в честь победы Каракаллы в Германии отмечает, что земля была подарена Габиниями в 214 году, и описывает ее как ager qui appellatur circus (поле, служащее цирком)). [62] [63] Однако в 225 году место было подготовлено и цирк построен. Его финансировали магистраты ( дуумвиры и эдилы ) после того, как они пообещали сделать это в ответ на просьбу всего населения города. [64] Цирк был построен, чтобы максимально использовать преимущества окружающего ландшафта, отражая понятную необходимость ограничить затраты в городе среднего размера с ограниченными ресурсами, но, конечно, также из желания завершить строительные работы как можно быстрее. учитывая, что мандаты судей были ограничены одним годом. Тем не менее ожидалось, что строительство будет иметь «определенный масштаб»; [65] длиной 393 м (1289 футов) с позвоночником 190 м × 6 м (623 × 20 футов), [66] Цирк в Римской Африке весьма необычен . Цирк выделяет Дуггу как один из самых важных городов провинции, наряду с Карфагеном , Тисдрусом , Лептисом Магной , Хадруметом и Утикой . [65] Жертвование земли для удовольствия широких слоев населения ( ad voluptatem populi ) и ее освоение по просьбе всего населения ( postulante universo populo ) являются напоминанием о значении зрелищ в общественной жизни римских городов и требованию для популярных развлечений.

Амфитеатр

[ редактировать ]

На вопрос о том, был ли в Дуге амфитеатр , окончательного ответа не дано. Традиционно большая эллиптическая впадина к северо-западу от этого места интерпретировалась как место амфитеатра. Однако археологи стали гораздо осторожнее в этом вопросе. [38]

Купание циклопов

три римские бани В Дуге были полностью раскопаны ; четвертый пока обнаружен лишь частично. Из этих четырех бань одна («ванна дома к западу от храма Теллуса») принадлежит частной резиденции, две — баня Айн-Дура и баня, известная с давних времен как «лицинийская баня». были, судя по размерам, открыты для публики, тогда как характер последней ванны, ванны циклопов, интерпретировать труднее.

Баня циклопов

[ редактировать ]

Во время раскопок Купальни Циклопов была мозаика , изображающая циклопов, выковывающих молнии Юпитера обнаружена . Сейчас он выставлен в Национальном музее Бардо , где несколько очень хорошо сохранившихся уборных также выставлено . На основании изучения мозаики здание было датировано III веком нашей эры.

Размер здания ( фригидарий менее 30 м2). 2 (320 кв. футов) [67] ) заставило некоторых экспертов поверить, что это была частная баня, но идентификация дома в непосредственной близости оказалась затруднительной. «Вилла трифолиум» находится довольно далеко, и ближайшие руины трудно идентифицировать, поскольку они плохо сохранились. [67] Таким образом, Ивон Тебер предполагает, что баня обслуживала местный квартал. [67]

Антонианская или Лициниевская баня

[ редактировать ]
Вид на Капитолий со стороны Антонианских бань

Антонианские бани, датируемые III веком, были известны как Лициниевские бани (в честь императора Публия Лициния Эгнатия Галлиена ) и имеют несколько этажей. Идентификация Луи Пуанссо бани как датируемой правлением Галлиена на основании неполных надписей и процветания Дугги в это время была поставлена ​​под сомнение недавними исследованиями, проведенными, в частности, Мишелем Кристолом. Кристол предположил, что баня датируется периодом правления Каракаллы ; [68] этот тезис впоследствии был подтвержден анализом надписей . [69] Другие даже предположили, что баня датируется периодом правления династии Северов из-за особенности, которая стала распространенной столетием позже на западе: колонны северо-западного перистиля имеют помост с арками. [70]

Позднее ванна использовалась для производства оливкового масла (дата неизвестна). [71]

Симметричное здание среднего размера, площадью 1700 м. 2 (18 000 кв. футов), исключая палестру , из которых 175 м 2 (1880 кв. футов) занимает фригидарий. [71] Строительство бани потребовало работ как по понижению, так и по поднятию участков склона, на котором она стояла, что может объяснить, почему некоторые части здания сохранились лучше других; участок, построенный на возвышенности, по большей части утрачен. [72]

Вот ванные комнаты

[ редактировать ]
Вот ванные комнаты

В непосредственной близости от Айн-Дура находится частично раскопанный комплекс, который может оказаться самой большой баней в городе — банями Айн-Дура . На основании найденных здесь мозаик было высказано предположение, что баня датируется концом II или началом III века. [73] и что мозаичный декор был обновлен в IV веке нашей эры. [74]

Комплекс остается в значительной степени необнаруженным, но, по словам Ивона Теберта, кажется, что он имеет симметричную конструкцию, из которой была раскопана только часть холодных комнат. [74]

Баня дома к западу от храма Теллуса.

[ редактировать ]

Эта ванна размером 75 м 2 (810 кв. футов), вход в который возможен как из дома, так и с улицы, был обнаружен в начале 20 века. Археологический анализ связи бани с домом, в котором она расположена, позволил Теберту предположить, что это было более позднее дополнение к первоначальной конструкции, но он не предлагает дату этого события. [75]

Религиозные здания

[ редактировать ]

Существуют археологические или эпиграфические свидетельства существования более двадцати храмов в Дуге; значительная цифра для небольшого города. Есть археологические находки и надписи, подтверждающие существование одиннадцати храмов, археологические остатки еще восьми и надписи, относящиеся еще к четырнадцати. [76] Такое изобилие религиозных объектов является, в частности, результатом филантропии богатых семей. [77]

Храм Массиниссы

[ редактировать ]

Храм Массиниссы расположен на западном фланге столицы. Первые археологи полагали, что остатки храма представляли собой монументальный фонтан , хотя в 1904 году была обнаружена надпись, доказывающая существование святилища умершего нумидийского царя. Эта надпись датирована 139   годом до нашей эры, периодом правления Миципсы . [78]

Останки аналогичны останкам храма в Хемтоу. [57] и являются свидетельством того, что политический центр римского города находился там же, где и эллинская агора . [79] Каменные останки, найденные в этом районе, по-видимому, принадлежат нескольким разным постройкам; точное местонахождение святилища до сих пор остается предметом споров. [80]

Хотя считается, что святилище поставило Массиниссу на один уровень с богом, некоторые эксперты оспаривают это мнение. Гселл считает, что храм короля будет отражать продолжение восточных и эллинских обычаев; Кэмпс основывается на этой гипотезе, указывая на отсутствие каких-либо античных источников, свидетельствующих о чем-то большем, чем простое выражение уважения народа по отношению к своему королю. [81] По мнению Кэмпса, храм — всего лишь мемориал, место, принадлежащее погребальному культу. Его строительство через десять лет после правления Миципсы можно объяснить его политическим символизмом: Миципса, единоличный правитель после смерти своих братьев Гулуссы и Мастанабала , подтверждал единство своего королевства вокруг личности короля. [82]

Капитолий

[ редактировать ]
Капитолий в 2008 году

Капитолий — римский храм II века, главным образом посвященный Рима защитной триаде : Юпитеру Лучшему и Величайшему ( Юпитер Оптимус Максимус ), Юноне Королеве ( Юнона Регина ) и Минерве Августовской ( Минерва Августа ). Во вторую очередь он посвящен благополучию императоров Луция Вера и Марка Аврелия ; судя по этой ссылке, Капитолий должен был быть завершен в   166–167 годах нашей эры. [83]

Томас д'Аркос определил Капитолий как храм Юпитера в 17 веке. Он стал объектом дальнейших исследований в конце XIX века, возглавляемых, в частности, доктором Луи Картоном в 1893 году. Стены, выполненные в opus africanum , и антаблемент портика стиле были реставрированы между 1903 и 1910 годами. Клод Пуанссо обнаружили склеп под целлой в 1955 году. Последние работы проводились Тунисским национальным институтом наследия в период с 1994 по 1996 год. [84]

Капитолий исключительно хорошо сохранился, что является следствием его включения в византийские укрепления. Ряд одиннадцати ступеней ведет к парадному портику. колонны фасада храма Коринфские имеют высоту 8 м (26 футов), на вершине которых находится прекрасно сохранившийся фронтон . На фронтоне изображено возведение императора Пия Антонина в божество . Императора несет орел . [84]

В основании целлы до сих пор сохранились ниши для трех статуй. В средней нише находится колоссальная статуя Юпитера. [84]

Обнаружение головы статуи Юпитера побудило Пуанссо предположить, что склеп датируется периодом триумфа христианства над старыми религиями. Сент-Аманс не исключает возможности того, что склеп был построен в то же время, что и византийская цитадель. [84] из которых форум и столица образовывали нервный центр.

Строительство Капитолия в Дуге происходило одновременно со строительством других памятников того же типа в других местах Северной Африки , что Грос объясняет следствием большей близости императорского культа и культа Юпитера. [85]

Рядом с Капитолием находится «площадь Розы Ветров », названная в честь компасной розы, выгравированной на полу, и остатки византийской цитадели, которая повторно использовала часть руин после упадка города.

Храм Меркурия

[ редактировать ]
Храм Меркурия

Храм Меркурия также посвящен Теллусу . Он обращен к рынку; между ними находится «площадь Розы Ветров ». Храм в основном находится в руинах. Имеет три целлы [86] но без двора. Святилище, куда можно попасть по четырем лестницам, стоит на выцветшем подиуме. [87] Его раскопали и укрепили между 1904 и 1908 годами.

Храм Августейшего Благочестия

[ редактировать ]
Храм Августейшего Благочестия, вид с севера

Небольшой Храм Августого Благочестия был построен во времена правления Адриана . Оно финансировалось за счет благотворительности некоего Гая Помпея Нахания. [88] Храм обращен к «площади Розы Ветров ». Часть вестибюля сохранилась . За храмом, на фундаменте храма Фортуны , Венеры Конкордии и Меркурия , стоит мечеть . Мечеть является последним остатком маленькой деревни, существовавшей на этом месте до создания Новой Дуги. [89]

Д'Аркос определил храм в 1631 году благодаря надписи, которая в то время все еще существовала. Подиум относительно низкий (1–1,5 м или 3 фута 3 дюйма – 4 фута 11 дюймов); на него можно подняться по семи ступенькам на южной стороне. [90]

Храм Минервы

[ редактировать ]
Второй храм Минервы, вид с востока

был подарком покровителя civitas в Первый храм Минервы в Дуге конце I века. [91] но более важным местом, посвященным этому божеству, является здание, в котором есть храм и территория, окруженная портиком времен правления Антонина Пия . Он финансировался за счет благотворительности жрицы имперского культа Юлии Паулы Ленатианы. [92] Здание было спроектировано с учетом наклона, на котором оно стоит; подиум находится на уровне крыши портика, а храм в строгом смысле слова расположен вне окружающего здания. Лестница, ведущая в храм, подчеркивает недоступную природу божества. [86]

Храм Победы Каракаллы в Германии

[ редактировать ]
Храм Победы Каракаллы в Германии (справа) по дороге в Айн-Дура.

Храм Победы Каракаллы в Германии — единственное сооружение, посвященное имперскому культу , находившееся именно в Дугге. [93] Фрагменты надписи на перемычке храма были обнаружены в 1835 году, но храм не был идентифицирован до 1966 года. В нем изображен нимфеум , относящийся ко времени правления Коммода . [94]

Храм, относительно узкий, имеет необычную конструкцию. Его размеры 41,5 × 14,2 м (136 × 47 футов), он расположен рядом с дорогой, ведущей от форума к баням Айн-Дура. Храм ассоциируется с триумфальной аркой над дорогой. В храм можно попасть по полукруглой лестнице; в каждом углу двора перед лестницей имеется резервуар для дождевой воды. Целла , внутри святилища имеет шесть боковых ниш, которые предназначены для хранения оснований статуй Аполлона , Либера , Нептуна двух других богов , Меркурия и которых уже невозможно идентифицировать.

Храм виден издалека, но прохожим видна только целла , фундамент которой декоративно рустован . Вдоль целлы расположены семь колонн, соединенных с боковой дверью, ведущей на лестницу. Четырехстильный тосканском храм построен в ордере в Антисе . [94] Устройство храма необычно, поскольку храмы императорского культа обычно коринфские и расположены посреди обширного двора с портиком; Таким образом, тосканский орден был довольно редок в провинциях. [93]

Таким образом, храм свидетельствует о желании построить что-то, отличающееся от других подобных зданий, несомненно, в ответ на ограничения, создаваемые местностью. Посвящение храма проливает свет на его строительство: надпись, очень точно датированная   214 годом нашей эры, посвящает храм олицетворению победы Виктории , здесь конкретно в связи с кампаниями императора в Германии на благо народа. Каракалла и его мать Юлия Домна. [95]

Текст напоминает о военных проектах сына Септимия Севера и их праздновании в контексте имперского культа. Эта надпись также объясняет, что храм был построен за 100 000 сестерциев по желанию знатной дамы Дугги по имени Габиния Гермиона после ее смерти. Помимо щедрости этого акта филантропии, она предвидела проведение ежегодного банкета для ordo decurionum , который будет финансироваться ее наследниками в годовщину освящения храма. При этом Габиния Гермиона завещала землю под цирк «для удовольствия народа».

Храм занимал, несомненно, одно из последних свободных мест в окрестностях форума. Благодетельница храма предпочла этот участок в центре города тем, которые ей принадлежали на окраине: месту цирка или месту, где позже был построен Храм Селесты. [93] Семья Габинии, одна из самых богатых в Дуге, занимала хорошее положение среди знати Карфагена и сохраняла свою власть в Дуге даже во время сокращения местной аристократии в III веке. Условия Габинии будут свидетельствовать о ее заботе о том, чтобы семья выжила: ежегодный банкет сохранит память о щедрости семьи и подчеркнет ее коммуникабельность, а цирк доставит удовольствие самым скромным жителям города.

Здание, предположительно являющееся храмом Плутона, вид с севера.

В конце IV века Храм Победы Каракаллы в Германии был преобразован в церковь . Резервуары во дворе были заполнены, чтобы освободить место для верующих, а к целле были пристроены кафедры. Изменилось и оформление целлы. [93]

Храм Плутона

[ редактировать ]

Плутон пользуется особым почетом в Дугге как божество-покровитель города, о чем свидетельствует гений Тугге . [96]

Вполне возможно, что Храм Плутона расположен недалеко от триумфальной арки Септимия Севера в той части города, которая пока раскопана лишь частично. [97] но эта гипотеза не очень устойчива и основана на обнаружении бюста во дворе, [96] датировал который Пуанссо II или III веком. Соответствующее здание было раскопано в 1960-х годах, но мало что известно о том, как проводились раскопки и работы по стабилизации на этом месте. [97] На подиуме посреди двора обнаружена целла всего с одной нишей, также сохранился алтарь.

В период с 2000 по 2002 год проводилось архитектурное исследование, но оно не привело к каким-либо раскопкам.

Храм Сатурна

[ редактировать ]
Остатки храма Сатурна с видом на долину.

Сатурн был преемником Пунического Баал-Хаммона и был сопровождающим ( паредрос ) Танит или Небесной Юноны ( Juno Caelestis ). В римскую эпоху в городе Дугга было как минимум два святилища, посвященных Сатурну. [98] Доказательства существования одного из двух основаны в основном на надписях, найденных в городе. [99] [100] Был раскопан второй храм, широко известный как Храм Сатурна в Дуге. Остатки этого храма, менее значительные, чем руины Капитолия или храма Юноны Целестиды, представляют особый интерес из-за своего местоположения. Руины лежат на вершине мыса, с которого открывается вид на богатую злаками долину Уэд Халлед, в 160 м (520 футов) от театра и за пределами города. Во время раскопок были обнаружены остатки храма Баал-Хаммона, в частности ритуальные рвы ( фависсы ), содержащие бывшие вотос . Таким образом, римский храм заменил местное святилище, датируемое как минимум II веком   до нашей эры. Это святилище представляло собой, по сути, широкое открытое пространство, предназначенное для приема экс-голосов и жертвоприношений. [101] Его засыпали, чтобы облегчить строительство Храма Сатурна, руины которого можно увидеть и сегодня.

Римский храм был построен во времена правления Септимия Севера. Он состоит из трех целл , двора с портиком и притвора . [102] Вода с крыши храма собиралась в цистерны. В надписи приводятся подробности о строительстве храма: он был возведен на средства, завещанные по завещанию знатного местного жителя по имени Луций Октавий Виктор Росциан, и обошёлся не менее чем в 150 000 сестерциев . [103] это кажется дорогим, но может быть объяснено объемом земляных работ, необходимых для создания прочного фундамента храма; [104] Тем не менее, эти работы, похоже, оказались недостаточными, поскольку работы по восстановлению и укреплению здания, похоже, были выполнены до того, как оно окончательно пришло в упадок. [105]

Храм Небесной Юноны

[ редактировать ]
Храм Небесной Юноны

Храм Юноны Целестис , построенный на окраине города, был описан в 17 веке и раскопан в 1890-х годах. Значительные реставрационные работы были проведены в период с 1904 по 1914 год, а новые исследования проводились в период с 1999 по 2002 год. [106]

Храм Юноны Целестиды в начале 20 века.

Храм посвящен Небесной Юноне ( Juno Caelestis ), преемнице пунического бога Танит . Его хорошо сохранившийся теменос ограничен стеной, большая часть которой очень хорошо сохранилась. Двор лишь частично выложен плиткой и имеет две симметричные двери. портик с 25 пролетами По круглой части теменоса проходит . Портик увенчан фризом, изображающим строительство храма. [106]

Храм в строгом смысле этого слова стоит на высоком подиуме, на который можно попасть по одиннадцати ступеням. Это коринфский гексастиль- периптер . изображено На фронтоне посвящение Александру Северусу . Целла полностью утрачена. [107]

Храм, построенный между   222 и 235 годами нашей эры. [106] был оплачен неким Квинтом Габинием Руфом Феликсом, который пожертвовал, среди прочего, две серебряные статуи Юноны Целестиды стоимостью 35 000 сестерциев . [70]

Теменос диаметром 52 м (171 фут). [86] напоминает полумесяц , символ Юноны Целестиды.

Дар Лачеб

[ редактировать ]
Ворота Дар-Лачеба, вид изнутри здания

Назначение здания, известного как Дар Лахеб ( лат . Domus Lachebia , «Дом Лахеба»), не было четко определено. Сент-Аманс считает, что это святилище, посвященное Эскулапу , что согласуется с гипотезой Пуанссо о том, что это храм. [108]

в конце XIX века Дар Лачеб был раскопан Картоном и не подвергался дальнейшим работам с 1912 года. [109] Дом, построенный неподалеку из остатков антиквариата, был разрушен в начале 20 века.

Дар-Лахеб был построен между   164 и 166 годами нашей эры, в ту же эпоху, что и столица, которая находится на расстоянии 50 м (160 футов). Вход в здание прекрасно сохранился, как и одна из колонн входного крыльца. Интерьер представляет собой двор, который когда-то был окружен портиком. К югу находится целла храма, который был полностью разрушен. [110]

Церковь Виктории

[ редактировать ]
Церковь Виктории

Церковь Виктории , которая стоит на северо-востоке этого места, под храмом Сатурна, является единственным христианским зданием, которое до сих пор было раскопано в Дугге. В конце IV или начале V века христианская община возвела небольшую церковь на месте языческого кладбища необычной формы . [111] небольшой гипогей Неподалеку расположен .

Епископство

[ редактировать ]

древности Тугга также была резиденцией епископа Теренбентина Тукки В . Епископство было основано во времена Римской империи и пережило Арианское королевство вандалов и православную Византийскую империю , прекратив свою деятельность только после мусульманского завоевания Магриба . Епархия была вновь основана Римско-католической церковью в качестве титульной кафедры в 20 веке. [112]

Инфраструктура

[ редактировать ]

Цистерны и акведуки

[ редактировать ]
Цистерны Айн-эль-Хаммам перед храмом Юноны Целестис.
Цистерны Айн-Мизеб

В Дугге есть две сети цистерн, на севере и на западе, одна из которых особенно хорошо сохранилась. Акведук , ведущий в город, расположенный недалеко от хорошо сохранившихся цистерн, является одним из наиболее хорошо сохранившихся образцов такого типа сооружений на территории современного Туниса.

Шесть цистерн Айн-эль-Хаммама, расположенных недалеко от храма Юноны Целестис, имеют общую вместимость 6000 м3. 3 но находятся в руинах. Их питал источник в 12 км (7,5 миль) от него и акведук, построенный во время правления Коммода и восстановленный в последней четверти IV века нашей эры. [113]

Это место до сих пор используется один раз в год для проведения фестиваля в честь Мохолы, святой женщины и благодетельницы марокканского происхождения, согласно местной устной традиции. [114] [115] [116] Почитание Мохолы сопровождается жертвоприношениями животных. Было показано, что эта традиция имеет языческое происхождение; Первоначально объектом почитания был источник, известный как fons moccolitanus. [117] [118]

Вторая сеть цистерн, цистерны Айн-Мизеба, очень хорошо сохранилась. Эти восемь куполообразных резервуаров , расположенные недалеко от храма Минервы , вмещают 9000 м3. 3 (320 000 куб. футов) и имеют бассейн, в который они сливаются. [119] Цистерны питаются от источника, расположенного в 200 м (660 футов), соединенного подземным акведуком. [120]

Последняя сеть вторичных цистерн расположена недалеко от бани Айн-Дура, на юго-западе участка.

Каменная плита, открывающая доступ к римской канализации Дуги.

Улицы Дугги не расположены так, как предписывает обычная теоретическая модель римского поселения - вокруг кардо и декумануса - из-за уникального дизайна города.

Центр города, вероятно, был вымощен; улицы напоминали извилистые переулки. В городе была канализация, о чем свидетельствуют подъездные камни, которые до сих пор стоят на улицах. У подножия холма сохранились следы улиц, соединяющихся с главной дорогой, ведущей из Карфагена в Тевесту. [53]

Открытия, сделанные в Дуге

[ редактировать ]

На сайте Дугга представлены многочисленные произведения искусства, многие из которых были вывезены и помещены в музеи, в первую очередь в Национальный музей Бардо в Тунисе .

Работает на сайте

[ редактировать ]
Отделка пола мозаикой в ​​доме Венеры

На месте осталось немного произведений искусства, за исключением скульптуры тогатного человека ( тогатуса ) на «Площади Розы Ветров » и ряда мозаик , в том числе в здании, известном как дом Венеры и, в частности, в бане Айн-Дура. Это следствие открытия произведений искусства Дугги в то время, когда археологические памятники были разграблены и заброшены после раскопок. Такой подход позволил сохранить некоторое количество мозаик в неизменном виде; другие мозаики, которые были обнаружены, но не удалены, пострадали из-за воздействия непогоды.

Рассматривается предложение построить на этом месте музей. В частности, он будет служить хранилищем недавних открытий и тех, которые еще предстоит сделать.

Работает в Национальном музее Бардо.

[ редактировать ]
Голова Луция Вера .

Во время раскопок на этом месте было обнаружено несколько голов императоров. Среди них особенно примечателен портрет Луция Вера : он изображен с пышной шевелюрой, пышной бородой и живостью, которая делает его одной из самых значительных статуй, когда-либо обнаруженных в римской Африке. Этот африканский шедевр был выполнен из каррарского мрамора , и среди волосков до сих пор сохранились следы цвета. [121]

В Национальном музее Бардо также хранится тогатный человек ( тогатус ), датируемый III веком. На нем изображен пожилой мужчина с короткой бородой, одетый в тогу. Кажется очевидным, что это более позднее произведение искусства, отражающее современный вкус в искусстве. [121]

На «мозаике дворецкого», датируемой серединой III века, изображена сцена питья. Два персонажа обслуживают двух других, гораздо меньших по размеру, с амфорами на плечах. На двух амфорах написаны буквы ΡΙΕ ( Rie , «Пей!» на древнегреческом языке ) и ΖΗϹΗϹ ( Zēsēs , «Ты будешь жить!»). Носителей амфоры окружают еще два персонажа, один из которых несет еще одну амфору, другой - лавровую ветвь и корзину роз . Это изображение – приветствие всем гостям и обещание гостеприимства. [122] То же самое можно сказать и о другой мозаике, хранящейся в музее, на которой есть фраза Omnia tibi felicia («Пусть все вам понравится»).

«Мозаика победоносного возничего» моложе этих произведений. Он датируется второй половиной IV века и содержит фразу Eros omnia per te («Все через тебя, Эрос»). В изображении возничего проявляется большое внимание к реализму, как и в изображениях лошадей, двух из которых зовут Амандус и Фрунитус. [ нужны разъяснения ] после своих персонажей. Лошади расположены симметрично; такие симметрии были очень популярны в то время. Возничий держит кнут , корону из ветвей и пальмовую ветвь . стартовые площадки цирка . На заднем плане видны Это произведение искусства было найдено в частном доме, и, похоже, его следует интерпретировать как памятник, подаренный владельцем, в честь победы возничего по имени Эрос. [123]

«Мозаика Улисса» — это работа, вдохновленная Одиссеей : греческий герой Одиссей (Улисс у римлян) изображен стоящим на лодке, украшенной человеческой головой и пальмовой ветвью, имеющей два паруса и таран. Руки Улисса привязаны к главной мачте, чтобы он не поддался роковому обаянию музыки сирен . Спутники Улисса сидят вокруг него, заткнув уши воском , как описано в легенде. Три сирены стоят у подножия скалистого утеса. Они изображены с верхней частью тела женщины, но крыльями и ногами птицы. Один из них держит флейту , второй — лиру , а третий, не имеющий инструмента, считается поющей сиреной. Перед лодкой Улисса стоит небольшая барка с рыбаком, держащим омара , изображение которого увеличено по размеру. Мозаика датируется примерно   260–268 годами нашей эры; он был обнаружен в «Доме Улисса и пиратов». [124]

Мозаика « Нептун и пираты» происходит из того же перистиля , что и предыдущая работа. Он изображает наказание пиратов в Тирренском море , объединяя темы, связанные с Дионисом , и более распространенные морские темы. Бог стоит, готовый бросить копье. Его поддерживают менада , сатир и престарелый Силен корабля , держащий руль . Леопард нападает на одного из пиратов, которые превращаются в дельфинов , как только осознают божественную природу своего противника. Слева гении сели на другой корабль, а справа рыбаки пытаются поймать осьминога . сетью [125]

Якуб приписывает этим двум сценам защитную функцию, средство вызова судьбы, практика, которая, вероятно, основана на эллинской традиции. [126]

Мозаика «циклопов, выковывающих молнии Юпитера» на полу фригидария изображает трех циклопов : Бронта, Стеропа и Пиракмона или Аргеса. Они изображены обнаженными, выковывающими Юпитера молнии Вулкан , которые сидящий перед ними держит на наковальне . Этот последний элемент был утерян. Мозаика датируется концом III века и была обнаружена в «Купальне циклопов». [127]

Работы, хранящиеся в других музеях

[ редактировать ]

Двуязычная надпись из мавзолея, взятая британским консулом Ридом, хранится в Британском музее . Пунически -ливийская надпись содержит один и тот же текст как на пуническом , так и на берберском языках .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Карта археологических раскопок.
  2. ^ Дэниелс, Питер Т.; Брайт, Уильям (1996). Мировые системы письменности . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-507993-7 .
  3. ^ Гаки (2015) , с. 67.
  4. ^ Jump up to: а б Габриэль Кэмпс, «Дуга», Берберская энциклопедия , том XVI, изд. Эдисуд, Экс-ан-Прованс, 1992, с. 2522
  5. ^ Подробная карта, показывающая расположение Тугги в римской Африке.
  6. ^ Софи Сент-Аман, Религиозная топография Тугга (Дугга). Римский город в проконсульской Африке (Тунис) , изд. Аузоний, Бордо, 2004, с. 17
  7. ^ Jump up to: а б с Мустафа Ханусси, «Городская эволюция Тугга (Дугга) в проконсульской Африке: от нумидийской агломерации до афро-римского города», CRAI , 2003, стр. 131-155
  8. ^ Мустафа Ханусси, «Городская эволюция Тугги (Дугги) в проконсульской Африке: от нумидийской агломерации до афро-римского города», стр. 131-143
  9. ^ Габриэль Кэмпс, «Дугга», Берберская энциклопедия , стр. 2522-2527
  10. ^ Габриэль Кэмпс, Берберы, память и идентичность , сб. Бабель, изд. Actes Sud/Leméac, Париж/Монреаль, 2007 г., стр. 299-300
  11. ^ Габриэль Кэмпс, «Дугга», Берберская энциклопедия , стр. 2525
  12. ^ Габриэль Кэмпс, Берберы, память и идентичность , с. 300
  13. ^ Коллектив, Римская Африка. 69-439 , изд. Атланд, Нейи-сюр-Сен, 2006 г., с. 309
  14. ^ Иловбаре, Дж. А. (июнь 1974 г.). «Влияние карфагенян и римлян на административную систему Магриба, часть I». Журнал Исторического общества Нигерии . 7 (2): 187–197. JSTOR   41857007 .
  15. ^ Jump up to: а б Коллектив, Римская Африка. 69-439 , с. 310
  16. ^ Jump up to: а б Исследование и коллекции стоянки Дугга (Страбон) [ постоянная мертвая ссылка ]
  17. ^ Portail de Dougga (Министерство культуры и охраны наследия). Архивировано 3 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
  18. ^ ИЛАф , 506
  19. ^ CIL VIII, 14355
  20. ^ CIL XII, 686
  21. ^ Жак Гаску, Муниципальная политика Римской империи в проконсульской Африке от Траяна до Септимия Севера , изд. CEFR, Рим, 1972, стр. 179-180
  22. ^ Jump up to: а б с д Клод Лепелли , «Тугга в III веке: защита свободы», Дугга (Тугга). Эпиграфические исследования , изд. Аузоний, Бордо, 1997, стр. 105–114, также доступно у Клода Лепелли, «Аспекты римской Африки: города, сельская жизнь, христианство» , изд. Эдипулья, Бари, 2001, стр. 69-81
  23. ^ CIL VIII, 26467
  24. ^ CIL VIII, 1484; 26552; ИЛТун , 1415; Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , надпись № 57. Пробус удостоен аналогичного титула в надписи CIL VIII, 26561.
  25. ^ Поль Вейн, « Колониальный Марсий и независимость городов», Revue de philologie , № 35, 1961, стр. 86-98
  26. ^ CIL VIII, 210 ( 5570 шекелей ) в Cillium
  27. ^ CIL VIII, 26561; Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , надпись № 63.
  28. ^ Жак Гаску, цит. , с. 180
  29. ^ Эпиграфический год , 1963, 94.
  30. ^ CIL VIII, 26582 ( ILS 9018); Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , надпись № 70.
  31. ^ Jump up to: а б Мишель Кристол , Взгляды на римскую Африку , изд. Эрранс, Париж, 2005, с. 191
  32. ^ Мишель Кристол, соч. цитируется , с. 190
  33. ^ CIL VIII, 27374; надпись переработана и прокомментирована Жаком Гаску, «Консерватор паги (согласно надписи Тугга CIL VIII, 27374)», Дугга (Тугга). Эпиграфические исследования , изд. Аузоний, Бордо, 1997, стр. 97-104
  34. ^ Мишель Кристол , соч. цитируется , с. 195
  35. ^ Мишель Кристол, «От восстановленной свободы Учи Майуса к свободе Дугги» Revue de philologie, de Literature et d'histoire ancien , том LXXVIII, 2004, стр. 13-42
  36. ^ Jump up to: а б Хеди Слим и Николя Фоке, Древний Тунис. От Ганнибала до Святого Августина , изд. Менжес, Париж, 2001 г., с. 153
  37. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , изд. Агентство по развитию наследия и продвижению культуры, Тунис, 2008 г., с. 41
  38. ^ Jump up to: а б с Жан-Клод Гольвен, «Найденные древности» , изд. Эрранс, Париж, 2003, с. 99
  39. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , стр. 64-66
  40. ^ Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1 «Общественные памятники», изд. Пикард, Париж, 1996, с. 455
  41. ^ Jump up to: а б с Мустафа Ханусси, Дугга , с. 27
  42. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 336
  43. ^ Габриэль Кэмпс, Берберы, память и идентичность , сб. Бабель, изд. Actes Sud/Leméac, Париж/Монреаль, 2007 г. ISBN   978-2-7427-6922-3
  44. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 62
  45. ^ Габриэль Кэмпс, Берберы, память и идентичность , с. 90
  46. ^ Jump up to: а б Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 2 «Дома, дворцы, виллы и гробницы», изд. Пикард, Париж, 2001, с. 417
  47. ^ Коллекция Британского музея
  48. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 74
  49. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , стр. 75.
  50. ^ Латинские тексты, найденные на этих гробницах, были сопоставлены и опубликованы Мустафой Ханусси и Луи Мореном [под реж. из], Умереть в Дугге. Сборник погребальных надписей , изд. Аузониус, Бордо, 2002 г.
  51. ^ См. рисунок №. 3 в Софи Сент-Аман, Религиозная топография Тугга (Дугга). Римский город в проконсульской Африке (Тунис) , изд. Аузониус, Бордо, 2004 г. ISBN   2-910023-46-X
  52. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 18
  53. ^ Jump up to: а б Мустафа Ханусси, Дугга , с. 70
  54. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 58
  55. ^ Хеди Слим и Николя Фоке, соч. цит. , с. 156
  56. ^ Jump up to: а б Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, с. 228
  57. ^ Jump up to: а б Мустафа Ханусси, Дугга , с. 32
  58. ^ Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, стр. 290-291
  59. ^ Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, стр. 293-294
  60. ^ «Проект восстановления и улучшения римского театра Дугга (Институт национального наследия)» (PDF) . [ постоянная мертвая ссылка ]
  61. ^ Гай Рэше , Археологический словарь , изд. Робер Лаффон, Париж, 1994, с. 296
  62. ^ CIL , VIII, 26546 и 26650
  63. ^ ILAf , 527, цитируется Пьером Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, с. 354
  64. ^ Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , рисунок № 15.
  65. ^ Jump up to: а б Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , с. 41
  66. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 61
  67. ^ Jump up to: а б с Ивон Тебер , Римские бани Северной Африки и их средиземноморский контекст , изд. Французская школа Рима, Рим, 2003 г., с. 179
  68. ^ См. дебаты в книге «Ивон Теберт , Римские бани Северной Африки и их средиземноморский контекст» , изд. Французская школа Рима, Рим, 2003 г., с. 177
  69. ^ Мишель Кристол, соч. цитируется , с. 197
  70. ^ Jump up to: а б Габриэль Кэмпс, «Дуга», Берберская энциклопедия , стр. 2526
  71. ^ Jump up to: а б Ивон Теберт, соч. цит. , с. 177
  72. ^ Ивон Теберт, соч. цит. , с. 178
  73. ^ Согласно гипотезе М. Булилы, цитируемой в книге Ивона Теберта, Римские бани Северной Африки и их средиземноморский контекст , изд. Французская школа Рима, Рим, 2003 г., с. 175
  74. ^ Jump up to: а б Ивон Теберт, соч. цит. , с. 176
  75. ^ Ивон Теберт, соч. цит. , с. 180
  76. ^ Мустафа Ханусси, «Храм германской победы Каракаллы в Дуге», Древняя и средневековая Северная Африка , материалы VIII конференции по археологии и истории Северной Африки (8-13 мая 2000 г. в Табарке), Тунис, 2003, п. 447
  77. ^ Для получения дополнительной информации см. Софи Сент-Аман, Религиозная топография Тугга (Дугга). Римский город в проконсульской Африке (Тунис) , изд. Аузониус, Бордо, 2004 г. ISBN   2-910023-46-X
  78. ^ РИЛ, 2
  79. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 44
  80. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 46
  81. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 47
  82. ^ Софи Сент-Аман, соч. город , стр. 48-49
  83. ^ Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, стр. 192-193
  84. ^ Jump up to: а б с д Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 283
  85. ^ Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, с. 193
  86. ^ Jump up to: а б с Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1, с. 197
  87. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 329
  88. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 23
  89. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 24
  90. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 346
  91. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 47
  92. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 60
  93. ^ Jump up to: а б с д Вероник Брукье-Редде, «Место святилища германской Победы Каракаллы в типологии языческой религиозной архитектуры римской Африки», Древняя и средневековая Северная Африка , материалы VIII конференции археологии и истории Северной Африки (8 мая) -13, 2000, Табарка), Тунис, 2003, стр. 457-470
  94. ^ Jump up to: а б Мустафа Ханусси, «Храм германской победы Каракаллы в Дуге», стр. 447-456
  95. ^ CIL VIII, 26650; Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , надпись № 39.
  96. ^ Jump up to: а б Мустафа Ханусси, Дугга , с. 71
  97. ^ Jump up to: а б Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 370
  98. ^ Марсель Ле Глей , Африканский Сатурн. Памятники I , изд. Де Боккар, Париж, 1961, стр. 207–212
  99. ^ Эпиграфический год , 1914, 173.
  100. ^ Марсель Ле Глей, соч. цит. , надпись № 2, с. 212
  101. ^ Марсель Ле Глей, соч. также. , с. 210
  102. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 15
  103. ^ Марсель Ле Глей, соч. цит. , надпись № 5, с. 215
  104. ^ Марсель Ле Глей, соч. также. , с. 211
  105. ^ Марсель Ле Глей, соч. также. , с. 212
  106. ^ Jump up to: а б с Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 275
  107. ^ Софи Сент-Аман, соч. город , стр. 275-277
  108. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 310
  109. ^ Софи Сент-Аман, соч. цит. , с. 308
  110. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 49
  111. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 17
  112. ^ Титулярный епископальный престол Тугги .
  113. ^ Посвящение см. в L'Année epigraphique , 2000, 1726, в переводе Мустафы Ханусси, Дугга , стр. 57
  114. ^ Информацию о традиции см. Мустафа Ханусси, Дугга , стр. 56-57.
  115. ^ Сириэль Ле Муань, «Тайная жизнь руин Дугги», GEO , специальный выпуск «Тунис. Его малоизвестные сокровища», октябрь 2008 г., стр. 40-41
  116. ^ Фотографии обряда Мокхола (изображения Туниса)
  117. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 57
  118. ^ Азедин Бешауш, «Эпиграфия и этнография. От популярного фестиваля в Дугге в Тунисе до открытия акведука Тугга в римской Африке», CRAI , 2000, том. 144, № 4, с. 1173-1182 гг.
  119. ^ Габриэль Кэмпс, «Дугга», Берберская энциклопедия , стр. 2527
  120. ^ Мустафа Ханусси, Дугга , с. 59
  121. ^ Jump up to: а б Найла Уэртани, «Римская скульптура», Тунис, перекресток древнего мира , изд. Фатон, Париж, 1995, с. 95
  122. ^ Мохамед Якуб, Великолепие мозаик Туниса , изд. Агентство национального наследия, Тунис, 1995 г., стр. 241-243
  123. ^ Мохамед Якуб, соч. цит. , стр. 313-314
  124. ^ Мохамед Якуб, соч. цит. , стр. 171-172
  125. ^ Мохамед Якуб, соч. цит. , стр. 173-174
  126. ^ Мохамед Якуб, соч. цит. , с. 174
  127. ^ Мохамед Якуб, соч. цит. , с. 181

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Французский

[ редактировать ]
  • (на французском языке) Айша Бен Абед-Бен Хадер, Музей Бардо , изд. Церера, Тунис, 1992 г. ISBN   9973-700-83-Х
  • (на французском языке) Клод Бриан-Понсар и Кристоф Гюгонио, Римская Африка. От Атлантики до Триполитана. 146 г. до н.э. Ж.-К. - 533 апр. Ж.-К. , изд. Арман Колен, Париж, 2005 г. ISBN   2-200-26838-6
  • (на французском языке) Габриэль Кэмпс , «Дуга», Берберская энциклопедия , том XVI, изд. Эдисуд, Экс-ан-Прованс, 1992, стр. 2522–2527 гг. ISBN   2-85744-581-4
  • (на французском языке) Габриэль Кэмпс , Берберы, память и идентичность , сб. Бабель, изд. Actes Sud/Leméac, Париж/Монреаль, 2007 г. ISBN   978-2-7427-6922-3
  • (на французском языке) Мишель Кристол , Взгляды на римскую Африку , изд. Странствия, Париж, 2005 г. ISBN   2-87772-313-5
  • (на французском языке) Поль Корбье и Марк Грисхаймер, Римская Африка. 146 г. до н.э. до нашей эры – 439 год нашей эры Ж.-К. , изд. Эллипсы, Париж, 2005 г. ISBN   2-7298-2441-3
  • (на французском языке) Жак Гаску, Муниципальная политика Римской империи в проконсульской Африке от Траяна до Септимия Севера , изд. CEFR, Рим, 1972 г.
  • (на французском языке) Жан-Клод Гольвен, «Найденные древности» , изд. Странствие, Париж, 2003 г. ISBN   2-87772-266-X
  • (на французском языке) Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 1 «Общественные памятники», изд. Пикард, Париж, 1996 г. ISBN   2-7084-0500-4 * (на французском языке) Пьер Гро, Римская архитектура с начала III века до конца Высокой Империи , том 2 «Дома, дворцы, виллы и гробницы», изд. Пикард, Париж, 2001 г. ISBN   2-7084-0533-0
  • (на французском языке) Кристоф Гюгонио, Рим в Африке. От падения Карфагена до начала арабского завоевания , изд. Фламмарион, Париж, 2000 г. ISBN   2-08-083003-1
  • (на французском языке) Мустафа Ханусси, «Городская эволюция Тугга (Дугги) в проконсульской Африке: от нумидийской агломерации до афро-римского города», CRAI (Отчеты сессий Академии надписей и красивых букв), 2003, стр. 131–155
  • (на французском языке) Мустафа Ханусси, Дугга , изд. Агентство по развитию наследия и популяризации культуры, Тунис, 2008 г. ISBN   978-9973-954-33-6
  • (на французском языке) Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга (Тугга). Эпиграфические исследования , изд. Аузониус, Бордо, 1997 г.
  • (на французском языке) Мустафа Ханусси и Луи Морен, Дугга. Фрагменты истории. Выбор латинских надписей, отредактированных, переведенных и прокомментированных (I-IV вв.) , изд. Аузониус/Институт национального наследия, Бордо/Тунис, 2000 г.
  • (на французском языке) Мустафа Ханусси и Луи Морен [ред. из], Умереть в Дугге. Сборник погребальных надписей , изд. Аузониус, Бордо, 2002 г.
  • (на французском языке) Янн Ле Боек , История Римской Африки , изд. Пикард, Париж, 2005 г. ISBN   2-7084-0751-1
  • (на французском языке) Эдуард Липински [редактор. де], Словарь финикийской и пунической цивилизации , изд. Бреполь, Париж, 1992 г. ISBN   2-503-50033-1
  • (на французском языке) Аммар Маджуби, Города и постройки римской провинции Африки, изд. Университетский издательский центр, Тунис, 2000 г. ISBN   9973-937-95-3
  • (на французском языке) Гиймет Мансур, Тунис, Музей под открытым небом , изд. Папа, Тунис, 2007 г. (второе издание) ISBN   978-9973-51-213-0
  • (на французском языке) Софи Сент-Аман, Религиозная топография Тугга (Дугга). Римский город в проконсульской Африке (Тунис) , изд. Аузониус, Бордо, 2004 г. ISBN   2-910023-46-X
  • (на французском языке) Хеди Слим и Николя Фоке, Древний Тунис. От Ганнибала до Святого Августина , изд. Менжес, Париж, 2001 г. ISBN   2-85620-421-X
  • (на французском языке) Ивон Тебер , Римские бани Северной Африки и их средиземноморский контекст , изд. Французская школа в Риме, Рим, 2003 г. ISBN   2-7283-0398-3
  • (на французском языке) Мохамед Якуб, Великолепие мозаик Туниса , изд. Агентство национального наследия, Тунис, 1995 г. ISBN   9973-917-23-5
  • (на французском языке) Коллектив, Тунис, перекресток древнего мира , изд. Фатон, Париж, 1995 г.
  • (на французском языке) Коллектив, Римская Африка. 69-439 , изд. Атланд, Нейи-сюр-Сен, 2006 г. ISBN   2-35030-002-1
  • (на французском языке) Однажды Дугга... Тукка... или... Тугга Римлянин , изд. Алисса, Тунис, 1993 г.

Другие языки

[ редактировать ]
  • (на итальянском языке) Историческая ассоциация Сант-Агостино. Римская Африка: Дуга. Эд. Кассаго Брианца. К. Брианца-Италия, 2009 ( Тугга Римлянин )
  • (на немецком языке) Мустафа Ханусси и Фолькер Майкл Строцка, THVGGA I. Основы и отчеты , изд. Филипп фон Заберн, Майнц, 2002 г. ISBN   3-8053-2892-3
  • (на английском языке) Мустафа Ханусси, Стефан Риттер и Филипп фон Руммель, «Немецко-тунисский проект в Дуге. Первые результаты раскопок к югу от Maison du Trifolium», Antiquités africaines , vol. 40, 2004–2005, стр. 43–66.
  • (на немецком языке) Райнер Штуц, THVGGA II. Дрей Хангхойзер в Тугге: дом трех масок, дом лабиринта, дом Диониса и Улисса , изд. Филипп фон Заберн, Майнц, 2007 г. ISBN   3-8053-3758-2
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e5e86049f72f16a4b75c984bbc3f4ca2__1716482820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e5/a2/e5e86049f72f16a4b75c984bbc3f4ca2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Dougga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)