Красивая жизнь
Сумак каусай — это неологизм на языке кечуа, созданный в 1990-х годах социалистическими организациями коренных народов. Первоначально созданный как политическое и культурное предложение, Эквадора и Боливии правительства позже включили его в свои конституции. Этот термин относится к реализации социализма, который отходит от западной социалистической теории и вместо этого охватывает исконные, общинные знания и образ жизни народа кечуа . В Эквадоре это слово переводится как buen vivir или «хорошая жизнь», хотя эксперты по языку кечуа сходятся во мнении, что более точным переводом было бы «жизнь в изобилии». [1] В Боливии исходный термин на языке аймара — suma qamaña , что переводится как vivir bien , то есть жить хорошо. [2] [3]
В оригинальной фразе на языке кечуа сумак относится к идеальному и прекрасному воплощению планеты, а каусай означает «жизнь», жизнь, наполненную достоинством, изобилием, балансом и гармонией. Подобные идеи существуют и в других общинах коренных народов, таких как мапуче (Чили), гуарани (Боливия и Парагвай), ачуар (эквадорская Амазонка), гуна (Панама).
Народы майя цоциль и цельталь ведут лекиль кухлеял (справедливую достойную жизнь), которая считается эквивалентом buen vivir и повлияла на развитие неозапатизма . [4]
С 1990-х годов сумак кавсай превратился в политический проект, целью которого является достижение коллективного благополучия, социальной ответственности в отношении людей к природе и прекращение бесконечного накопления капитала . Этот последний аспект делает проект альтернативой традиционному развитию . [5] Buen vivir предлагает коллективную реализацию гармоничной и сбалансированной жизни, основанной на этических ценностях, вместо модели развития , которая рассматривает человека как экономический ресурс. [2] Движения коренных народов Эквадора и Боливии, наряду с интеллектуалами, первоначально использовали эту концепцию для определения альтернативной парадигмы капиталистическому развитию с космологическими , целостными и политическими измерениями. Конституция Эквадора 2008 года включила концепцию прав природы , как и Конституция Боливии 2009 года . Различные теоретики, такие как экономисты Альберто Акоста и Магдалена Леон , говорят, что сумак каусай — это не законченная и полностью структурированная теория, а, скорее, незавершенное социальное предложение, которое можно улучшить. [ нужна ссылка ]
Принципы мирной жизни
[ редактировать ]Андский философ Хавьер Лайо понимает сумак каусай как хорошее мышление и хорошее самочувствие, чтобы преуспеть, с конечной целью достижения гармонии с обществом, семьей, природой и вселенной. [6] [ ненадежный источник? ] Наследственный сумак кавсай считает людей частью Пачамамы или Матери-Земли. В отличие от других парадигм, современная buen vivir , вдохновленная местными традициями, ищет баланс с природой в удовлетворении потребностей, а не просто в экономическом росте.
Сумак каусай — это парадигма, основанная на пяти столпах:
- Нет жизни без знаний и мудрости ( Туку Ячай )
- Мы все родом с Матери-Земли ( Пача Мама )
- Жизнь здорова ( Хамби Кавсай )
- Жизнь коллективна ( сумак каманья )
- У каждого из нас есть стремление или мечта ( Хатун Мускуй ) [2]
Сумак каусай , в андской концепции, представляет собой баланс между хорошим самочувствием ( Аллин Мунай ) и хорошим мышлением ( Аллин Ячай ), который приводит к хорошему поведению ( Аллин Руай ) для достижения гармонии, как объяснил Ладжо. [5]
Этот принцип, коренящийся в космовидении коренных жителей Анд и знаниях предков в целом, основан на: [7]
- Реляционность, которая относится к взаимосвязи между всеми элементами в целом.
- Взаимность, которая связана с взаимными отношениями между мирами вверху, внизу и сейчас, между людьми и природой, своего рода соучастие.
- Связь, которая означает, как элементы реальности соединяются друг с другом гармоничным и пропорциональным образом.
Сумак каусай , хорошая или великолепная жизнь, противоречит идее бесконечного прогресса. Пачамама, или Мать-Природа, имеет предел, который предотвращает неограниченное развитие и рост за счет «другого» — природы, в которую входят и люди. Гармоничные отношения требуют переосмысления и применения взаимодополняемости и сотрудничества, а не накопления. [5]
Сумак Кавсай предполагает гармоничные отношения с обществом, которое понимается как обширная глобализированная сфера и поле доминирующей культуры и системы. При этом концепция стремится воссоздать и применить фундаментальные принципы межкультурности и многонациональности к предлагаемому образу жизни. [7]
История
[ редактировать ]Исследователи говорят, что трудно проследить использование этой концепции, но многие согласны с тем, что теоретическое и политическое предложение приобрело популярность в 1990-х годах. В Эквадоре движения коренных народов возникли в полную силу и создали ряд внутренних образовательных инициатив и программ международного сотрудничества, которые пропагандировали принципы хорошей жизни. В Боливии сума каманья появилась благодаря деятельности движений коренных народов и интеллектуальных левых групп. [7]
По мнению социолога Гваделупе Риваденейры, понятие сумак каусай существовало всегда. Однако амазонские кичва с Организацией коренных народов пастаза (OPIP) недавно систематизировали эту концепцию в 1994 году. [5]
Определения
[ редактировать ]Как плюралистическая концепция, buen vivir имеет множество определений. Эдуардо Гудинас выделяет восемь основных идей концепции: 1) создать пространство для обмена критикой развития, 2) поднять этические взгляды, основанные на ценностях, 3) центрировать деколонизацию , 4) способствовать межкультурному диалогу , 5) отрицать бинарность природы и общества , 6 ) отвергать манипулятивную и инструментальную рациональность , 7) отвергать линейное понимание прогресса и 8) выражать чувства и привязанности. В целом Гудинас поддерживает buen vivir как основу для выхода за рамки современности и развития. [1]
Дэвид Чокеуанка объясняет: [8]
Эта линия является частью концепции «Хорошей жизни», которую можно резюмировать как жизнь в гармонии с другими людьми и природой, на основе единства, солидарности и сочувствия, возвращаясь к исконным принципам народов региона. Этот взгляд не антропоцентричен и даже не эгоцентричен: мы — части одного целого, и точно так же, как «мы — горы, которые ходят, деревья — наши братья», согласно Чокеуанка. Точно так же Good Living стремится к жизни в сообществе, где все члены заботятся обо всех. Самое главное – это жизнь в широком смысле, а не личность или собственность. Такое мировоззрение в поисках гармонии, очевидно, требует отказа от всех видов накопления.
Английский перевод: В этом контексте представлена концепция Buen Vivir, которую можно резюмировать как жизнь в гармонии с другими людьми и природой, основанная на единстве, солидарности и сочувствии, основанная на исконных принципах народов региона. . Эта точка зрения не является ни антропоцентрической, ни эгоцентрической: мы являемся частью одного и того же единства, и точно так же, как «мы — горы, которые ходят, деревья — наши братья», согласно Чокеуанка. Точно так же Buen Vivir стремится к жизни в сообществе, где все члены заботятся друг о друге. Самое главное – это жизнь в широком смысле, а не личность или собственность. Такое мировоззрение в поисках гармонии требует, очевидно, отказа от всех форм накопления.
Луис Макас , юрист кечуа и бывший президент CONAIE , писал: [9]
…Сумак — это полнота, возвышенное, превосходное, великолепное, прекрасное, превосходное. Каусай, это жизнь, это бытие. Но это динамичный, меняющийся вопрос, это не пассивный вопрос. Таким образом, сумак-каусай будет жизнью во всей ее полноте. Жизнь в материальном и духовном совершенстве.(...) Для коренных народов или первых наций эта концепция является продуктом целого тысячелетнего исторического накопления, она исходит из их опыта тысячи лет назад, а также из опыта борьбы сопротивления наших народов. Таким образом, эта концепция появляется не случайно и не рождена в Конституции Эквадорской Республики. практика наших сообществ является жизненно важной частью цивилизационной матрицы наших народов, которая все еще актуальна, несмотря на насильственное прекращение колониализма и агрессию капиталистической модели.
— Луис Макас
Английский перевод: …Сумак — это полнота, возвышенное, превосходное, великолепное, прекрасное, превосходное. Каусай — это жизнь, это бытие. Но оно динамично, меняется, это не пассивный вопрос. Таким образом, сумак кавсай будет жизнью в изобилии. Жизнь в материальном и духовном совершенстве.(...) Для коренных народов или коренных народов эта концепция является продуктом тысячелетнего исторического накопления, основанного на их опыте тысячелетней давности, а также на опыте борьбы сопротивления наших народов. Поэтому данное понятие появилось не случайно и не рождено в Конституции Республики Эквадор. Сумак Кавсай зарождается в самом сердце общественной жизни, является сутью системы общественной жизни и объясняется в ежедневных упражнениях и практике наших сообществ. Это жизненно важный элемент цивилизационной матрицы наших народов, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на насильственный разрыв колониализма и агрессию капиталистической модели.
См. также
[ редактировать ]- Коренные народы Боливии
- Коренные народы Эквадора
- Закон о правах Матери-Земли , принятый в Боливии в 2010 году.
- народ кечуа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Гудинас, Эдуардо (2011). «Buen Vivir: Сегодняшнее завтра» . Разработка . 54 (4): 441–447. дои : 10.1057/dev.2011.86 . ISSN 1011-6370 . S2CID 59059108 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Что такое Сумак Каусай?» . Телеграф (на испанском языке). 7 апреля 2013 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Шассан, Наташа (2018). «Поддержание «хорошей жизни»: Buen Vivir как альтернатива устойчивому развитию» . Журнал общественного развития . 54 (3): 482–500. дои : 10.1093/cdj/bsx062 .
- ^ Университет Окленда; Альбарран Гонсалес, Диана (22 июля 2021 г.). «Шалель Лекил Кукслеял: ткачество майя и сапатизм в исследованиях дизайна» . Специальная группа по многофункциональному проектированию . Общество дизайнерских исследований. дои : 10.21606/pluriversal.2021.0047 . hdl : 2292/63943 . ISBN 978-1-912294-43-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Риваденейра Нуньес, Гваделупа (20 сентября 2013 г.). «Эль Сумак Кавсай в Сумпе, Санта-Елена» . Линия огня (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Лайо, Хавьер (28 февраля 2008 г.). «Что говорит Сумадж Кависай? Местная школа «Кападж Нян» » . Сумак Каусай (на испанском языке). Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гарсиа Альварес, Сантьяго (июнь 2013 г.). «Сумак каусай, или хорошая жизнь как альтернатива развитию Эквадора» (PDF) . Мадридский университет Комплутенсе (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
- ^ Лопес, Патрисио (31 октября 2015 г.). «Хорошая жизнь» по мнению министра иностранных дел Боливии Давида Чокеуанки» (на испанском языке). Радиоуниверситет Чили . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Макас, Луис. «Эль Сумак Каусай» (PDF) . Decrecimiento y Buen Vivir (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2016 года . Проверено 1 июня 2024 г.