Jump to content

Красивая жизнь

(Перенаправлено с Сумака Каусая / Буэн Вивир )

Сумак каусай — это неологизм на языке кечуа, созданный в 1990-х годах социалистическими организациями коренных народов. Первоначально созданный как политическое и культурное предложение, Эквадора и Боливии правительства позже включили его в свои конституции. Этот термин относится к реализации социализма, который отходит от западной социалистической теории и вместо этого охватывает исконные, общинные знания и образ жизни народа кечуа . В Эквадоре это слово переводится как buen vivir или «хорошая жизнь», хотя эксперты по языку кечуа сходятся во мнении, что более точным переводом было бы «жизнь в изобилии». [1] В Боливии исходный термин на языке аймара suma qamaña , что переводится как vivir bien , то есть жить хорошо. [2] [3]

В оригинальной фразе на языке кечуа сумак относится к идеальному и прекрасному воплощению планеты, а каусай означает «жизнь», жизнь, наполненную достоинством, изобилием, балансом и гармонией. Подобные идеи существуют и в других общинах коренных народов, таких как мапуче (Чили), гуарани (Боливия и Парагвай), ачуар (эквадорская Амазонка), гуна (Панама).

Народы майя цоциль и цельталь ведут лекиль кухлеял (справедливую достойную жизнь), которая считается эквивалентом buen vivir и повлияла на развитие неозапатизма . [4]

С 1990-х годов сумак кавсай превратился в политический проект, целью которого является достижение коллективного благополучия, социальной ответственности в отношении людей к природе и прекращение бесконечного накопления капитала . Этот последний аспект делает проект альтернативой традиционному развитию . [5] Buen vivir предлагает коллективную реализацию гармоничной и сбалансированной жизни, основанной на этических ценностях, вместо модели развития , которая рассматривает человека как экономический ресурс. [2] Движения коренных народов Эквадора и Боливии, наряду с интеллектуалами, первоначально использовали эту концепцию для определения альтернативной парадигмы капиталистическому развитию с космологическими , целостными и политическими измерениями. Конституция Эквадора 2008 года включила концепцию прав природы , как и Конституция Боливии 2009 года . Различные теоретики, такие как экономисты Альберто Акоста и Магдалена Леон , говорят, что сумак каусай — это не законченная и полностью структурированная теория, а, скорее, незавершенное социальное предложение, которое можно улучшить. [ нужна ссылка ]

Принципы мирной жизни

[ редактировать ]

Андский философ Хавьер Лайо понимает сумак каусай как хорошее мышление и хорошее самочувствие, чтобы преуспеть, с конечной целью достижения гармонии с обществом, семьей, природой и вселенной. [6] [ ненадежный источник? ] Наследственный сумак кавсай считает людей частью Пачамамы или Матери-Земли. В отличие от других парадигм, современная buen vivir , вдохновленная местными традициями, ищет баланс с природой в удовлетворении потребностей, а не просто в экономическом росте.

Сумак каусай — это парадигма, основанная на пяти столпах:

  1. Нет жизни без знаний и мудрости ( Туку Ячай )
  2. Мы все родом с Матери-Земли ( Пача Мама )
  3. Жизнь здорова ( Хамби Кавсай )
  4. Жизнь коллективна ( сумак каманья )
  5. У каждого из нас есть стремление или мечта ( Хатун Мускуй ) [2]

Сумак каусай , в андской концепции, представляет собой баланс между хорошим самочувствием ( Аллин Мунай ) и хорошим мышлением ( Аллин Ячай ), который приводит к хорошему поведению ( Аллин Руай ) для достижения гармонии, как объяснил Ладжо. [5]

Этот принцип, коренящийся в космовидении коренных жителей Анд и знаниях предков в целом, основан на: [7]

  • Реляционность, которая относится к взаимосвязи между всеми элементами в целом.
  • Взаимность, которая связана с взаимными отношениями между мирами вверху, внизу и сейчас, между людьми и природой, своего рода соучастие.
  • Связь, которая означает, как элементы реальности соединяются друг с другом гармоничным и пропорциональным образом.

Сумак каусай , хорошая или великолепная жизнь, противоречит идее бесконечного прогресса. Пачамама, или Мать-Природа, имеет предел, который предотвращает неограниченное развитие и рост за счет «другого» — природы, в которую входят и люди. Гармоничные отношения требуют переосмысления и применения взаимодополняемости и сотрудничества, а не накопления. [5]

Сумак Кавсай предполагает гармоничные отношения с обществом, которое понимается как обширная глобализированная сфера и поле доминирующей культуры и системы. При этом концепция стремится воссоздать и применить фундаментальные принципы межкультурности и многонациональности к предлагаемому образу жизни. [7]

Исследователи говорят, что трудно проследить использование этой концепции, но многие согласны с тем, что теоретическое и политическое предложение приобрело популярность в 1990-х годах. В Эквадоре движения коренных народов возникли в полную силу и создали ряд внутренних образовательных инициатив и программ международного сотрудничества, которые пропагандировали принципы хорошей жизни. В Боливии сума каманья появилась благодаря деятельности движений коренных народов и интеллектуальных левых групп. [7]

По мнению социолога Гваделупе Риваденейры, понятие сумак каусай существовало всегда. Однако амазонские кичва с Организацией коренных народов пастаза (OPIP) недавно систематизировали эту концепцию в 1994 году. [5]

Определения

[ редактировать ]

Как плюралистическая концепция, buen vivir имеет множество определений. Эдуардо Гудинас выделяет восемь основных идей концепции: 1) создать пространство для обмена критикой развития, 2) поднять этические взгляды, основанные на ценностях, 3) центрировать деколонизацию , 4) способствовать межкультурному диалогу , 5) отрицать бинарность природы и общества , 6 ) отвергать манипулятивную и инструментальную рациональность , 7) отвергать линейное понимание прогресса и 8) выражать чувства и привязанности. В целом Гудинас поддерживает buen vivir как основу для выхода за рамки современности и развития. [1]

Дэвид Чокеуанка объясняет: [8]

Эта линия является частью концепции «Хорошей жизни», которую можно резюмировать как жизнь в гармонии с другими людьми и природой, на основе единства, солидарности и сочувствия, возвращаясь к исконным принципам народов региона. Этот взгляд не антропоцентричен и даже не эгоцентричен: мы — части одного целого, и точно так же, как «мы — горы, которые ходят, деревья — наши братья», согласно Чокеуанка. Точно так же Good Living стремится к жизни в сообществе, где все члены заботятся обо всех. Самое главное – это жизнь в широком смысле, а не личность или собственность. Такое мировоззрение в поисках гармонии, очевидно, требует отказа от всех видов накопления.

Английский перевод: В этом контексте представлена ​​концепция Buen Vivir, которую можно резюмировать как жизнь в гармонии с другими людьми и природой, основанная на единстве, солидарности и сочувствии, основанная на исконных принципах народов региона. . Эта точка зрения не является ни антропоцентрической, ни эгоцентрической: мы являемся частью одного и того же единства, и точно так же, как «мы — горы, которые ходят, деревья — наши братья», согласно Чокеуанка. Точно так же Buen Vivir стремится к жизни в сообществе, где все члены заботятся друг о друге. Самое главное – это жизнь в широком смысле, а не личность или собственность. Такое мировоззрение в поисках гармонии требует, очевидно, отказа от всех форм накопления.

Луис Макас , юрист кечуа и бывший президент CONAIE , писал: [9]

…Сумак — это полнота, возвышенное, превосходное, великолепное, прекрасное, превосходное. Каусай, это жизнь, это бытие. Но это динамичный, меняющийся вопрос, это не пассивный вопрос. Таким образом, сумак-каусай будет жизнью во всей ее полноте. Жизнь в материальном и духовном совершенстве.(...) Для коренных народов или первых наций эта концепция является продуктом целого тысячелетнего исторического накопления, она исходит из их опыта тысячи лет назад, а также из опыта борьбы сопротивления наших народов. Таким образом, эта концепция появляется не случайно и не рождена в Конституции Эквадорской Республики. практика наших сообществ является жизненно важной частью цивилизационной матрицы наших народов, которая все еще актуальна, несмотря на насильственное прекращение колониализма и агрессию капиталистической модели.

— Луис Макас

Английский перевод: …Сумак — это полнота, возвышенное, превосходное, великолепное, прекрасное, превосходное. Каусай — это жизнь, это бытие. Но оно динамично, меняется, это не пассивный вопрос. Таким образом, сумак кавсай будет жизнью в изобилии. Жизнь в материальном и духовном совершенстве.(...) Для коренных народов или коренных народов эта концепция является продуктом тысячелетнего исторического накопления, основанного на их опыте тысячелетней давности, а также на опыте борьбы сопротивления наших народов. Поэтому данное понятие появилось не случайно и не рождено в Конституции Республики Эквадор. Сумак Кавсай зарождается в самом сердце общественной жизни, является сутью системы общественной жизни и объясняется в ежедневных упражнениях и практике наших сообществ. Это жизненно важный элемент цивилизационной матрицы наших народов, который по-прежнему остается актуальным, несмотря на насильственный разрыв колониализма и агрессию капиталистической модели.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б Гудинас, Эдуардо (2011). «Buen Vivir: Сегодняшнее завтра» . Разработка . 54 (4): 441–447. дои : 10.1057/dev.2011.86 . ISSN   1011-6370 . S2CID   59059108 .
  2. ^ Перейти обратно: а б с «Что такое Сумак Каусай?» . Телеграф (на испанском языке). 7 апреля 2013 года . Проверено 1 июня 2024 г.
  3. ^ Шассан, Наташа (2018). «Поддержание «хорошей жизни»: Buen Vivir как альтернатива устойчивому развитию» . Журнал общественного развития . 54 (3): 482–500. дои : 10.1093/cdj/bsx062 .
  4. ^ Университет Окленда; Альбарран Гонсалес, Диана (22 июля 2021 г.). «Шалель Лекил Кукслеял: ткачество майя и сапатизм в исследованиях дизайна» . Специальная группа по многофункциональному проектированию . Общество дизайнерских исследований. дои : 10.21606/pluriversal.2021.0047 . hdl : 2292/63943 . ISBN  978-1-912294-43-5 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Риваденейра Нуньес, Гваделупа (20 сентября 2013 г.). «Эль Сумак Кавсай в Сумпе, Санта-Елена» . Линия огня (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
  6. ^ Лайо, Хавьер (28 февраля 2008 г.). «Что говорит Сумадж Кависай? Местная школа «Кападж Нян» » . Сумак Каусай (на испанском языке). Архивировано из оригинала 8 марта 2022 года . Проверено 16 мая 2021 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б с Гарсиа Альварес, Сантьяго (июнь 2013 г.). «Сумак каусай, или хорошая жизнь как альтернатива развитию Эквадора» (PDF) . Мадридский университет Комплутенсе (на испанском языке) . Проверено 16 мая 2021 г.
  8. ^ Лопес, Патрисио (31 октября 2015 г.). «Хорошая жизнь» по мнению министра иностранных дел Боливии Давида Чокеуанки» (на испанском языке). Радиоуниверситет Чили . Проверено 1 июня 2024 г.
  9. ^ Макас, Луис. «Эль Сумак Каусай» (PDF) . Decrecimiento y Buen Vivir (на испанском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 21 декабря 2016 года . Проверено 1 июня 2024 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 239c7dbbfb0f5ae819f5c804b028d28b__1722687060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/8b/239c7dbbfb0f5ae819f5c804b028d28b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sumak kawsay - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)