Атанасие Любоевич
Атанасий Любоевич или Любович (ок. 1635–1712) был сербским православным митрополитом Дабар-Боснии с 1681 года, а затем епископом православных сербов в венецианских областях во внутренних районах Далмации и Габсбургских областях в Горной Краине . [ 1 ] В истории он записан как единственный епархиальный архиепископ времен обновленного Сербского Патриархата (1557-1766), выполнявший епархиальную службу при турецком , венецианском и Габсбургском правлении.
Сербский епископ в Боснии под властью турок
[ редактировать ]Любоевич родом из Сараево, где он родился. [ 2 ] После смерти митрополита Добро-Боснийского Христофора Пивлянина (1681 г.) сербский патриарх Арсений III назначил Атанасия Любоевича новым митрополитом Добро-Боснийским, базирующимся в древнем Дабарском монастыре Святого Николая в Бане- на- Лиме . Позицию митрополита пришлось отстаивать государственным властям через беррат (официальное оправдание) турецкого султана Мехмеда IV (1682 г.). В первые годы своего служения митрополит управлял всей территорией Добро-Боснийской епархии, которая простиралась от Нижнего Полимля , через центральные боснийские области, до Цетины , Буковицы , Лики , Крбавы , Пунье и Зринополья на крайнем западе. епархиального округа. [ 3 ] Он регулярно посещал приход в Сараево . Он разослал в епархии письма и послания, в которых указывал на необходимость бодрствовать православной веры.
Насилие турок против православных и церковных учреждений в районе Полимле во время Венской войны (1683-1699) привело к тому, что митрополит покинул соборный монастырь Баня (1688). Вместе со своими родственниками и частью монахов из Бобровых монастырей он переселился в западные области Дабро-Боснийской епархии, попавшей в годы войны под власть Венеции и Габсбургов. В этих областях он продолжал нести службу епархиального архиепископа. Он оставался верным Патриарху Арсению III с тех пор, как получил расшифровки первых привилегий, данных сербскому народу в 1690 и 1691 годах императором Леопольдом I.
Сербский епископ венецианской Далмации
[ редактировать ]В первые годы после отъезда из турецкой Боснии центр служения митрополита находился на территории Венецианской Далмации . [ 3 ] По прибытии во внутренние районы Далмации он устроил резиденцию епископа в церкви Св. Николая в башне Атлагич. Он предстал перед венецианскими властями в Далмации с требованием сербских привилегий (1692 г.). Он пользовался поддержкой православного духовенства и национальных лидеров, которые (1693 г.) во главе с Сердаром Завишем Янковичем взяли на себя задачу сделать позицию митрополита официальной перед венецианскими властями. Поскольку они не хотели позволять правительству венецианского государства формализовать позицию митрополита, римско-католические епископы и другие противники сербской иерархии и православной веры использовали случайные визиты митрополита в соседние габсбургские области Лика и Крбава, чтобы обвинить его в участии в эмиграция. По наущению тогдашнего нунция в Венеции и его сподвижников в Далмации венецианские власти заняли враждебное отношение к митрополиту, которому затем пришлось переселиться в соседние Габсбургские области.
Сербский епископ Габсбургской Краины
[ редактировать ]Переехав в район Лики и Крбавы, он приступил (1695 г.) к устройству новой архиепископской резиденции в ликском селе Метка . Он также посетил православных сербов в районе Зринополья, где Комоговина был основан монастырь . На основании сербских привилегий и более ранней принадлежности этой территории к Королевству Славонии он получил от Бана Адама Бачани (1696 г.) подтверждение религиозного старчества над православным народом и духовенством в районе новых областей между реками Купа и Уна . [ 4 ] Он также встретился с сербским патриархом Арсением (1698 г.), к которому остался навсегда привязан.
В военные и послевоенные годы ему удалось сохранить епархиальный порядок в районах Зринополя, Лики и Крбавы, что побудило Сербского Патриарха Арсения III Чарноевича распространить епархиальную юрисдикцию епископа Атанасия на довоенную территорию Карловаца. Общий. Этим завершилось создание единой епархии на территории Верхней Краины. В состав новой епархии вошли Карловацкий генералитет с Ликой и Крбавой и новый регион между Купой и Уной с тремя главными духовными центрами в монастырях Комоговина, Гомирье и Метка .
Противники сербской иерархии и православной веры неоднократно в военные и послевоенные годы пытались воспрепятствовать деятельности этого сербского архиепископа в Габсбургских областях, но им это не удалось, так как епископ Атанасий пользовался большой репутацией среди православных. духовенство и народ. После смерти патриарха Арсения III (1706 г.) епископ продолжал выступать за сохранение церкви и национального единства всех православных сербов на габсбургских землях. Несмотря на первоначальное сопротивление государственных властей, епископ Атанасий вместе с другими представителями православных сербов Горной Краины сумел присоединиться к работе Крушедольского совета при Крушедольском монастыре (1708 г.), который защищал церковь и национальное единство Православные сербы на землях Габсбургов. [ 5 ]
Хотя после собрания государственным властям было предложено подтвердить власть епископа на всей территории Горной Краины , император Иосиф I признал его юрисдикцию только в районах Зринополья, Лики и Крбавы . Это поставило под вопрос будущее выживание одной епархии. После смерти епископа (1712 г.) на церковном народном собрании, состоявшемся в 1713 г. в Сремских Карловцах, было принято решение о создании особой епархии в районе Горной Краины в дополнение к епархии, включавшей Зринополье, Лику и Крбаву, в которую входили довоенная территория. Карловац Генерал. Затем Дионисий Угаркович был избран преемником епископа в первой Костайницкой епархии, а Данило Люботина был избран преемником во второй, Горни-Карловацкой епархии. [ 6 ]
Предполагается, что епископ умер в монастыре Комоговина, где, вероятно, и был похоронен. [ 7 ] Из-за разногласий по поводу наследства сербский патриарх Мойсий Райович посмертно отлучил от церкви епископа Атанасия, но это решение было отменено и аннулировано самим патриархом вскоре после этого (1714 г.), поскольку все спорные вопросы были тем временем решены благодаря Крушедольскому митрополиту Викентию Поповичу. -Хаджилавич .
Митрополит Атанасия Любоевич был одним из самых достойных сербских архиепископов раннего Нового времени. Успех его пастырского служения в различных областях, находившихся под властью Турции, Венеции и Габсбургов, является непреходящим свидетельством национального единства православных сербов на западных сторонах обновленного Сербского Патриархата (1557-1766).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Вукович, Сава (1996). Сербские иерархи с девятого по двадцатый век . Евро, Юнирекс, Каленич.
- Грбич, Манойло (1891). Епископство Карловацкое . Том. 1. Карловац, Хорватия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Грбич, Манойло (1893). Епископство Карловацкое . Том. 3. Карловац, Хорватия.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Вукович 1996 , с. 39-40.
- ^ «Гайрет», календарь на 1940 год, Белград, 1940 год.
- ^ Jump up to: а б Вукович 1996 , с. 39.
- ^ Грбич 1891 , с. 234-245.
- ^ Вукович 1996 , с. 40.
- ^ Грбич 1891 , с. 257-272.
- ^ Грбич 1893 , с. 3-4.