Хейока

Хейока heyóka ( , также пишется «хаока», «хейокха») — своего рода священный клоун в культуре сиу ( людей лакота и дакота ) Великих равнин Северной Америки. Хейока — противоречивый человек, шут и сатирик , который говорит, двигается и реагирует в противоположной манере по отношению к окружающим людям. Только те, кто видел грозовых существ запада, Вакиньян , и кто признан таковым сообществом, могут взять на себя церемониальную роль хейока.
Лакота Целитель , Черный Лось , называл себя хейока , говоря, что в детстве его посещали грозовые существа . [ 1 ]
Социальная роль
[ редактировать ]отвечают Считается , что Хейокша за верх и низ, или больше отвечают за мертвых, а не за живых. Это проявляется в том, что они не всегда делают все, как другие. Например, если еды мало, хейокша может сидеть и жаловаться на то, насколько он сыт; во время сильной жары хейокша мог дрожать от холода, надевать перчатки и укрываться толстым одеялом. Точно так же, когда на улице мороз, он может бродить голым, жалуясь, что слишком жарко. Уникальным примером является знаменитый священный клоун хейокша по прозвищу «Выпрямитель»:
Он постоянно бегал с молотком, пытаясь расплющить круглые и изогнутые предметы (суповые тарелки, яйца, колеса телеги и т. д.), выпрямив их таким образом.
Хейокша Вакиньян символизирует и изображает многие аспекты священных существ . , [ 3 ] Его сатира ставит важные вопросы, дурачась. Они задают трудные вопросы и говорят то, что другие боятся сказать. Их поведение вызывает вопросы, как и дзэнские коаны . Читая между строк, зрители могут задуматься о вещах, о которых обычно не задумываются, или посмотреть на вещи по-другому.
По сути, хейокша действует одновременно и как зеркало, и как учитель, используя экстремальное поведение, чтобы отражать других, и заставляя их анализировать свои собственные сомнения, страхи, ненависть и слабости. Хейокша обладает силой исцелять эмоциональную боль; такая сила исходит от переживания стыда — они поют о постыдных событиях своей жизни, выпрашивают еду и живут как клоуны. Они вызывают смех в тревожных ситуациях отчаяния и провоцируют страх и хаос, когда люди чувствуют себя самодовольными и чрезмерно защищенными, чтобы не дать им воспринимать себя слишком серьезно или верить в то, что они более могущественны, чем они есть на самом деле. [ 4 ]
Кроме того, священные клоуны играют важную роль в формировании племенных кодексов. Несвязанные социальными ограничениями, хейокша могут свободно нарушать культурные табу и, таким образом, критиковать устоявшиеся обычаи. [ 5 ] Однако, как это ни парадоксально, нарушая эти нормы и табу, они помогают определить принятые границы, правила и социальные ориентиры этического и морального поведения. Они единственные, кто может спросить «Почему?» о деликатных темах; они используют сатиру, чтобы подвергнуть сомнению специалистов и носителей священных знаний или тех, кто занимает руководящие должности.
Для людей, таких же бедных, как мы, потерявших все, которым пришлось пережить столько смертей и печали, смех — драгоценный дар. Когда мы умирали, как мухи от болезни белых людей, когда нас загоняли в резервации, когда правительственные пайки не поступали и мы голодали, наблюдать за шалостями и каперсами Хейокши было благословением.
Видение существ грома
[ редактировать ]Только те, кто видел грозовых существ Запада, могут действовать как хейока. У них есть священная сила, и они делятся ею со всеми людьми, но делают это посредством забавных действий. Когда видение исходит от грозовых существ Запада, оно приходит с ужасом, подобным грозе; но когда буря видения проходит, мир становится зеленее и счастливее; ибо где бы истина видения ни пришла на мир, она подобна дождю. Видите ли, мир стал счастливее после ужаса бури.
В Лакота мифологии Хейокша также является духом грома и молнии . Говорят, что он использует ветер как палки, чтобы бить в громовой барабан. Его эмоции изображены противоположно норме; он смеется, когда ему грустно, и плачет, когда он счастлив, холод заставляет его потеть, а жара заставляет его дрожать. В искусстве он изображается имеющим два рога, что отмечает его как охотничьего духа. [ 7 ] В некоторых видениях он также появлялся в образе снежной птицы, ласточки, лошади, собаки, ночного ястреба, лягушки или стрекозы. [ 8 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]В 2013 году Half Acre пивоварня в Чикаго , штат Иллинойс , выпустила то, что они назвали Heyoka IPA , которое стало одним из их фирменных сортов пива . Оно завоевало серебряную медаль на Большом американском фестивале пива в октябре 2014 года. Члены Движения американских индейцев и другие индейские активисты утверждали, что присвоение пиву имени священного деятеля духовности Лакота представляет собой культурное присвоение . Компания Half Acre переименовала свое пиво в Senita (возможно, в честь кактуса Senita, найденного на юго-западе Америки и изображенного на бывшей банке из-под пива Heyoka ). [ 9 ]
См. также
[ редактировать ]- Авадхута
- Клоунское общество
- Напротив (социальная роль)
- Божественное безумие (религия)
- Глупость ради Христа
- Пуэбло клоун
- Дурак (карта Таро)
- Трикстер
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джон Гнейзенау Нейхардт (1985). Шестой дедушка: учение Черного лося, данное Джону Г. Нейхардту . Университет Небраски Пресс. стр. 3–. ISBN 0-8032-6564-6 .
- ^ Jump up to: а б Хромой Олень, Джон (Огонь) ; Эрдос, Ричард (1972). Хромой Олень, Искатель Видений . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Саймон и Шустер . п. 250. ИСБН 0-671-55392-5 .
- ^ Победа, Вамбли Сина (3 апреля 2011 г.). «Хейока: Человек выше своей тени» . Таймс коренных американцев . Проверено 22 сентября 2021 г.
- ^ Нельсон, Элизабет Хоффман (1998). «Хейока сиу» . Дураки и шуты в литературе, искусстве и истории: биобиблиографический справочник (1-е изд.). Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press. стр. 246–248. ISBN 0-313-29785-1 .
- ^ Суонн, Брайан (1996). Выявление: современные переводы местной литературы Северной Америки (1-е изд.). Нью-Йорк: Винтажные книги. п. 433. ИСБН 0-679-74358-8 .
- ^ Черный Лось; Джон Г. Нейхардт (16 октября 2008 г.). Говорит Черный Лось: история жизни святого человека из племени оглала сиу, первое издание . СУНИ Пресс. п. 149. ИСБН 978-1-4384-2540-5 .
- ^ Борхес, Хорхе Луис (1969). Книга воображаемых существ .
- ^ Уокер, Джеймс Р. (1980). Вера и ритуал Лакота . п. 101.
- ^ «После жалоб компания Half Acre Beer переименовывает Хейоку в Сениту» . Чикаго Трибьюн . 5 января 2015 года . Проверено 6 января 2015 г.
Библиография
[ редактировать ]- Уилсон Д. Уоллис. Хейока: Обряды обращения. Lakota Books, переиздание 1996 г.