Обратная психология
![]() | Эта статья может быть недостаточно сфокусированной или может быть посвящена более чем одной теме . ( июль 2023 г. ) |
Обратная психология — это метод, включающий утверждение убеждения или поведения, противоположного желаемому, с ожиданием, что этот подход побудит субъекта убеждения сделать то, что на самом деле желательно. Этот метод основан на психологическом феномене реактивного сопротивления , при котором человек испытывает негативную эмоциональную реакцию на убеждение и, таким образом, выбирает вариант, против которого выступают. [ 1 ] Это может особенно хорошо сработать с человеком, который по своей природе сопротивляется, тогда как прямые просьбы лучше всего работают с людьми, которые уступчивы. [ 2 ] Тот, кем манипулируют , обычно не осознает, что происходит на самом деле. [ 3 ]
Среди подростков
[ редактировать ]Сьюзан Фаул пишет: «Такие стратегии [обратной психологии] могут иметь неприятные последствия. Дети могут почувствовать манипуляцию за милю». Вместо этого она рекомендует подавать пример. [ 4 ]
Обратная психология часто применяется к детям из-за их высокой склонности реагировать реактивным сопротивлением , желания восстановить угрожаемую свободу действий. Однако возникают вопросы по поводу такого подхода, когда он носит больше, чем просто инструментальный характер, в том смысле, что «обратная психология предполагает умелое манипулирование плохо ведущим себя ребенком». [ 5 ]
Профессор психологии Джон Готтман советует не использовать обратную психологию в отношении подростков, полагая, что они восстанут, заявляя, что «такие стратегии сбивают с толку, манипулятивны, нечестны и редко работают». [ 6 ] Типичным примером использования обратной психологии среди подростков является родитель, открыто не одобряющий романтические отношения своего ребенка с целью поощрить стремление к противоположному поведению. [ 7 ]
Этот психологический подход оказался особенно эффективным в отношении подростков, поскольку многие из них склонны к бунтарским тенденциям и часто ведут себя вопреки советам авторитетных лиц, действующих из лучших побуждений. [ 8 ]
Теория психологического реактивного сопротивления
[ редактировать ]Обратная психология может подпадать под действие множества различных техник психологического воздействия. Обратная психология иногда называется психологическим реактивным сопротивлением , возбужденным состоянием, которое возникает, когда свобода находится под угрозой или устраняется. Чем выше ставки или больше свобод находятся под угрозой, тем большего возбуждения можно ожидать. Люди предпочитают иметь свободу выбора того, что им нравится. Когда эту свободу отбирают, у них появляется мотивация восстановить ее. [ 9 ] Психологическое реактивное сопротивление можно лучше объяснить как идею о том, что предмет будет востребован больше, если людям скажут, что он не может его получить. [ 10 ] что на некоторых уровнях может относиться к обратной психологии. Другой метод влияния, относящийся к обратной психологии, — это стратегическое самоантиконформизм. Стратегическое самоантиконформизм — это когда человек отстаивает позицию, противоположную его истинной мысли, скрывая при этом тот факт, что он использует тактику убеждения. Типичным примером являются маркетинговые приемы или уловки, такие как « не нажимайте на эту ссылку » или « не нажимайте на эту кнопку ». Стратегическое самоантиконформизм и психологическое реактивное сопротивление связаны с ожидаемой негативностью или неприятием их цели влияния. [ 11 ]
В психотерапии
[ редактировать ]С обратной психологией в психотерапии тесно связана техника « Парадоксального вмешательства … Эту технику также называют «прописыванием симптома» и «антисуггестией » . [ 12 ] Терапевт формулирует свое послание так, чтобы сопротивление ему способствовало изменению. [ 13 ]
Такие вмешательства «могут оказывать такое же воздействие, как и юмор, помогая клиентам представить свои проблемы в новом свете… Идя навстречу , а не против сопротивления клиента, терапевт делает его поведение менее привлекательным». [ 14 ] Это называется рефреймингом. Это означает притворяться, что вы согласны с мыслями и убеждениями клиентов; подтверждая их вслух, чтобы они осознали свою ошибочность. [ 15 ]
В отношениях
[ редактировать ]В личных межличностных отношениях реверсивная психология может быть реализована с двух точек зрения. С одной стороны, его можно использовать как манипулятивную «тактику убеждения» в негативном ключе. Кроме того, его также можно использовать как полезный метод для улучшения отношений. [ 16 ]
Маркетинг и принятие решений
[ редактировать ]Психология – это еще одно слово, обозначающее «восприятие, анализ и сосредоточение внимания на решениях других людей». На протяжении всей истории это использовалось по-разному. Обычным вариантом являются игры. В некоторых карточных играх идея состоит в том, чтобы заставить человека сосредоточиться на обратной стороне того, на что, по его мнению, он обращает внимание. [ 17 ]
Современные маркетинговые и рекламные стратегии используют схожие методы. Хотя эти исследования не были последовательно продемонстрированы в лабораторных условиях, и результаты часто неубедительны, обратная психология часто считается спорной темой, а результаты экспериментов не всегда последовательны. Тем не менее, это до сих пор оказывает глубокое влияние на изучение восприятия в психологии и поведении. [ 18 ]
Парадоксальный маркетинг
[ редактировать ]«В мире, где ожидается, что все вещи должны быть доступны… меньшая доступность стала новым аргументом в пользу продажи: используя такой ограниченный антимаркетинговый ход, бренд завоевал признание». [ 19 ] Результатом может стать «то, что японцы называют секретным брендом ... ни постоянных торговых точек, ни каталога, ни присутствия в сети, за исключением нескольких загадочных упоминаний... людям он нравится, потому что его практически невозможно найти». [ 20 ] Таким примером бренда является «The Gabriel Hounds» Кейси Полларда . [ 21 ]
Адорно и Хоркхаймер
[ редактировать ]Теодор Адорно и Макс Хоркхаймер охарактеризовали влияние культурной индустрии как «психоанализ наоборот». Их анализ начался с диалектики , которая действовала в Германии, когда наследники романтического движения стали искателями «Силы через радость», только для того, чтобы их движение было поглощено сочетанием средств массовой информации и национал-социализма . Современный пример начинается с бума фитнеса и бега в Соединенных Штатах в 1970-х годах. «Увлечение бегом» на Бостонском марафоне и в Калифорнии, диалектически, было тезисом о том, что не обязательно быть «Рокки» в потном спортзале, чтобы быть в хорошей физической форме, и что принятие тела является ключом к эффективным аэробным тренировкам. Индустрия культуры отреагировала на этот тезис крупными рекламными кампаниями от Calvin Klein и других, используя изображения исключительно подтянутых моделей. Люди сравнивали себя с этими моделями, что создавало ощущение конкуренции, а многие старшеклассники избегали пробежки из-за возникающего стыда за свое тело.
Индустрия культуры массово производит стандартизированный материал. Это не было бы опасно, если бы материал был бессмысленным, но он часто предлагает и укрепляет идеалы и нормы, представляющие собой подразумеваемую критику тех, кто не соответствует им. Эмпирические исследования показывают, что продукция массовой культуры может снизить уверенность и самооценку, а также вызвать унижение среди мужчин и женщин, чьи конкретные характеристики выходят за пределы нормализованного диапазона внешнего вида, поведения, религии, этнической принадлежности и т. д. Аналогичным образом, реклама часто стремится создать потребность покупать, показывая различия между реальными и идеальными ситуациями. Обычно цель состоит в том, чтобы вызвать неудовлетворенность текущей ситуацией и вызвать ожидания удовлетворения посредством приобретения продуктов, которые преобразуют реальную реальность в идеализированную реальность. Следовательно, если группа сверстников будет покупать, все те, кто не может позволить себе эти продукты, будут чувствовать дополнительное несчастье и разочарование, пока в конечном итоге не присоединятся к группе. Таким образом, иногда процесс пропаганды одного результата направлен на достижение противоположного результата в качестве мотивации покупки.
Однако чаще всего причина и следствие непреднамеренны. Марксистская логика, примененная к культурной индустрии, показывает, что она сама по себе является диалектикой, в которой снижение прибыли и рост затрат заставляют инвесторов стремиться к «надежным вещам». Повторение формул победы и стереотипов создает продукты с наименьшим общим знаменателем и минимальными затратами. Но чем менее творческим является вклад, тем более вероятно, что роли будут распределяться таким образом, чтобы соответствовать, а не бросать вызов общим предрассудкам, которые могут непреднамеренно (или вполне намеренно) нанести ущерб уважению представителей маргинализированных групп. [ 22 ] [ 23 ] [ нужна страница ]
В популярной культуре
[ редактировать ]
Классические примеры обратной психологии в популярной культуре включают большую ярко-красную кнопку с надписью рядом с ней «Не нажимать» или табличку с надписью «Прыгайте на свой страх и риск».
Существует множество примеров обратной психологии в художественной литературе, кино и мультфильмах » Уильяма Шекспира , в том числе в «Юлии Цезаре , где Марк Антоний использует обратную психологию, чтобы заставить горожан вызвать бунт. Марк Антоний притворяется, что поддерживает Брута , хваля его деяния, которые привели к убийству Цезаря, но на самом деле разжигает гнев толпы. [ 24 ]
В одном из Джоэла Чендлера Харриса о дяде Ремусе рассказов Братец Кролик сбежал от Братца Лиса , неоднократно умоляя: «Пожалуйста, Братец Лис, не швыряй меня в этот терновый куст». «Лиса так и сделала, что позволило кролику сбежать: Кролик использовал «обратную психологию», чтобы перехитрить Лису». [ 25 ]
В » Эдгара Аллана По Монтрезор «Бочке Амонтильядо использует обратную психологию, чтобы убедить Фортунато войти в его хранилища. [ 26 ] Он говорит, что Фортунато слишком устал и ему следует немного отдохнуть и найти кого-нибудь еще, кто поможет ему с проблемой дегустации вин. Монтрезор знал, что Фортунато не согласится, и настоял на том, чтобы войти в хранилище, что привело его к смерти путем замуровывания .
Шведский вымышленный персонаж Алфи Аткинс использует обратную психологию в детской книге « Ты хитрец, Алфи Аткинс!» с 1977 года. [ 27 ] Он преувеличивает свою ребячливость, чтобы убедить старших кузенов сесть за взрослый стол.
Одним из самых известных примеров обратной психологии в популярной культуре является шутка в Looney Tunes мультфильме «Кролик Огонь» . Пока Багз Банни и Даффи Дак спорят о том, сезон ли это уток или сезон кроликов, Багс внезапно переходит на другую сторону и говорит «Сезон кроликов», отбрасывая Даффи, в результате чего он спорит за сезон уток и получает пулю.
В фильме 1988 года « Кто подставил кролика Роджера » Эдди Валиант, чтобы спасти Роджера от казни судьей Дума, обманом заставляет его пить спиртные напитки (на которые у Роджера аллергия), используя обратную психологию. Это делается так же, как в примере с Looney Tunes выше, и, скорее всего, это отсылка.
В диснеевском фильме 1992 года «Аладдин » главный герой, освободив джинна из лампы, использует обратную психологию, чтобы обманом заставить джинна освободить его из Пещеры чудес, не используя для этого ни одного из своих трех желаний.
Популярным примером обратной психологии в средствах массовой информации является выпуск Queen хита группы « Bohemian Rhapsody ». После выпуска группе сказали, что песня слишком длинная, чтобы ее можно было когда-либо проиграть по радио, и длится 5 минут 55 секунд. Чтобы преодолеть это, группа передала песню Кенни Эверетту из Capital Radio и заставила его пообещать не исполнять ее. Эверетт действительно исполнил эту песню, и план группы сработал: песня стала номером один в британском чарте синглов за девять недель. [ 28 ] [ циклическая ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обратная психология . Changeminds.org. Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ «Вы используете «обратную психологию»? Прекратите прямо сейчас!» . Психология сегодня . Проверено 22 сентября 2018 г.
- ^ Елена Н. Малюга; Светлана Н. Орлова (14 ноября 2017 г.). Лингвистическая прагматика межкультурной профессиональной и деловой коммуникации . Спрингер. п. 71. ИСБН 978-3-319-68744-5 .
- ^ Сьюзан Фаулер (30 сентября 2014 г.). Почему мотивация людей не работает. . . и Что делает: Новая наука о лидерстве, активизации и вовлечении . Издательство Берретт-Келер. п. 32. ISBN 978-1-62656-184-7 .
- ^ Р. Дж. Делани/К. Р. Кунстал, Проблемные трансплантации (2000), с. 81
- ^ Джон Готтман, Сердце воспитания (Лондон, 1997), с. 21, с. 179 и с. 212
- ^ Макдональд, Джефф; Наиль, Пол Р.; Харпер, Джесси Р. (1 января 2011 г.). «Используют ли люди обратную психологию? Исследование стратегического самоантиконформизма» . Социальное влияние . 6 (1): 1–14. дои : 10.1080/15534510.2010.517282 . ISSN 1553-4510 . S2CID 11218199 .
- ^ Макдональд, Джефф; Наиль, Пол Р.; Харпер, Джесси Р. (1 января 2011 г.). «Используют ли люди обратную психологию? Исследование стратегического самоантиконформизма» . Социальное влияние . 6 (1): 1–14. дои : 10.1080/15534510.2010.517282 . ISSN 1553-4510 . S2CID 11218199 .
- ^ Розенберг, Бенджамин Д.; Сигел, Джейсон Т. (декабрь 2018 г.). «50-летний обзор теории психологического реактивного сопротивления: не читайте эту статью» . Наука о мотивации . 4 (4): 281–300. дои : 10.1037/mot0000091 . ISSN 2333-8121 . S2CID 149259088 .
- ^ «Реактанс — IResearchNet» . Психология . 13 января 2016 г. Проверено 5 марта 2022 г.
- ^ Хаджат, Фатима (2016). Обаль, Майкл В.; Крей, Нина; Бушардт, Кристиан (ред.). «Существует ли такая вещь, как обратная психология?» . Давайте обручимся! Пересекая порог эры взаимодействия в маркетинге . Развитие маркетинговой науки: Труды Академии маркетинговых наук. Чам: Springer International Publishing: 721–722. дои : 10.1007/978-3-319-11815-4_218 . ISBN 978-3-319-11815-4 .
- ^ Джеральд Кори, Теория и практика консультирования и психотерапии (1991), с. 155
- ^ RF Baumeister/BJ Bushman, Социальная психология и человеческая природа <2007), с. 467
- ^ Кори, с. 385 и с. 155
- ^ Когда все остальное не помогает, попробуйте обратную психологию! . Психология сегодня. Проверено 30 сентября 2018 г.
- ^ Макдональд, Джефф; Наиль, Пол Р.; Харпер, Джесси Р. (1 января 2011 г.). «Используют ли люди обратную психологию? Исследование стратегического самоантиконформизма» . Социальное влияние . 6 (1): 1–14. дои : 10.1080/15534510.2010.517282 . ISSN 1553-4510 . S2CID 11218199 .
- ^ Пайлес, Алиса; Кун, Густав (17 июня 2020 г.). «Очевидная причинно-следственная связь действий: использование техники магического принуждения для исследования нашего иллюзорного чувства свободы воли в отношении результатов нашего выбора» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 73 (11): 1784–1795. дои : 10.1177/1747021820932916 . ISSN 1747-0218 . ПМЦ 7583451 . ПМИД 32478591 .
- ^ Пайлес, Алиса; Кун, Густав (17 июня 2020 г.). «Очевидная причинно-следственная связь действий: использование техники магического принуждения для исследования нашего иллюзорного чувства свободы воли в отношении результатов нашего выбора» . Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 73 (11): 1784–1795. дои : 10.1177/1747021820932916 . ISSN 1747-0218 . ПМЦ 7583451 . ПМИД 32478591 .
- ^ Индраджит Синха/Томас Фошт, Маркетинг обратной психологии (2007), стр. 156
- ^ Уильям Гибсон, Нулевая история (Лондон, 2010), с. 45-6 и стр. 72
- ^ Том Хенторн (13 июня 2011 г.). Уильям Гибсон: литературный товарищ . МакФарланд. п. 137. ИСБН 978-0-7864-8693-9 .
- ^ Адорно, Theodor W. Negative Dialectics Международная издательская группа Continuum; Перепечатка (1983) ISBN 0-8264-0132-5 (ссылка на весь раздел Адорно и Хоркхаймер)
- ^ Хоркхаймер, Макс, Адорно, Теодор В. и Камминг, Джон (переводчик) Диалектика Просвещения (ссылка на весь раздел Адорно и Хоркхаймер)
- ^ "Как Антоний в своей надгробной речи убедил толпу отомстить Юлию Цезарю Уильяма Шекспира?" eNotes, 5 декабря 2012 г., https://www.enotes.com/homework-help/what-rhetorical-tactics-does-anthony-use-win-back-376363 . По состоянию на 30 сентября 2018 г.
- ^ Мэделин Джаблон, Black Metafiction (1999), с. 100
- ^ Сэнфорд Пинскер (1990). Неся плохие новости: современная американская литература и культура . Университет Айовы Пресс. п. 141. ИСБН 978-1-58729-190-6 .
- ^ «Маленькие и большие приключения с Альфонсом Обергом» . 31 октября 2014 г.
- ^ «Богемская рапсодия» , Arc.Ask3.Ru , 26 февраля 2022 г. , получено 3 марта 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джеральд Р. Уикс, Содействие изменениям посредством парадоксальной терапии (1991)