Jump to content

Католическая избирательная акция

Католическая избирательная акция
Католическая избирательная акция
Основан Октябрь 1990 г.
Растворенный ноябрь 1991 г.
Штаб-квартира Варшава , Польша
Идеология Национальный консерватизм [ 1 ]
Национальный католицизм [ 2 ]
Политический католицизм [ 3 ]
Проевропеизм [ 4 ]
Политическая позиция Правый [ 5 ]
Члены Христианский национальный союз
Союз католических мирян
Христианское гражданское движение
Федерация Креси организаций
Гражданские комитеты
Цвета   Синий
  Черный

Католическая избирательная акция ( польск . Wyborcza Akcja Katolicka ), сокращенно WAK , — правая избирательная комиссия, принимавшая участие в парламентских выборах в Польше в 1991 году . Комитет был сформирован в октябре 1990 года и состоял из 20 различных группировок, отколовшихся от «Солидарности» . [ 6 ] Члены комитета принадлежали к Национал-католическому и национально-консервативному Христианскому национальному союзу . [ 7 ] Возглавляемая Веславом Хшановским организация «Католическое избирательное действие» получила 49 мест в Сейме и 9 мест в Сенате во время выборов 1991 года. [ 8 ] Комитет заявил о поддержке Римско-католической церкви и получил относительно сильную поддержку в сельской местности. [ 7 ] После завершения выборов Христианский национальный союз распустил свою католическую избирательную акцию под псевдонимом , заседая в парламенте под настоящим названием партии. [ 9 ]

Коалиция была национально-католической и выходила за рамки принципов христианской демократии . Католическая избирательная акция утверждала, что государственная политика в Польше должна быть основана на католицизме, и рассматривала католическую церковь как «источник» польской нации и идентичности. Коалиция стремилась сделать Польшу явно католической нацией и государством. [ 3 ] Он осудил «материалистическое» и коммунистическое влияние, преобладающее в Польше, и заявил, что нестабильность, а затем падение коммунистического режима в 1980-х годах были вызваны его попыткой удалить католицизм из общественной жизни. [ 10 ] Несмотря на то, что «Католическая избирательная акция» позиционировала себя как конфессиональная партия, основанная на политическом католицизме , она решительно поддерживала рыночную экономику и имела стойкую проевропейскую и проамериканскую ориентацию, что противоречило взглядам и заявлениям Польской католической церкви. . [ 2 ] [ 10 ]

Коалиция была создана по инициативе Христианского национального союза — католически-националистической партии, основанной в октябре 1989 года. [ 8 ] Католическая избирательная акция представляла собой слияние почти 20 небольших групп польского профсоюза « Солидарность» и других патриотических движений и была основана в октябре 1990 года. Основной целью коалиции было объединение польских партий, которые выступали за «подходящую позицию для Католическая церковь в общественной жизни». [ 6 ]

Католическая избирательная акция представляла собой коалицию пяти партий и политических объединений: Христианский национальный союз ( польский : Zjednoczenie Chrześcijańsko-Narodowe ), Союз католических мирян ( польский : Unia Laikatu Katolickiego ), Христианское гражданское движение ( польский : Chrześcijański Ruch Obywatelski ), Федерация. организаций Креси ( польский : Федерация организаций Креси ) и комитетов граждан ( польский : Committeey Obywatelskie ), из которых только Христианский национальный союз продолжал политическую деятельность после 1991 года. Христианский национальный союз также был доминирующей силой в коалиции. [ 11 ]

Избирательная католическая акция была сформирована католиками-мирянами, но под эгидой отца Богуслава Бияка , приходского священника римско-католического прихода в Вилянове (Варшава). Название комитета было четким сигналом общественности об одобрении иерархической церкви. этой избирательной инициативы, хотя неизвестно, была ли она официально одобрена Церковью. Ни одной организации не разрешается использовать слово «католическая» в своем названии без явного одобрения церковной власти. Однако тот факт, что местный епископ, то есть примас кардинал Юзеф Глемп , дал такое одобрение, никогда публично не подтверждался и не опровергался. [ 12 ]

В ходе предвыборной кампании коалиция использовала церковную инфраструктуру и стилизовала себя под конфессиональную партию, претендующую на официальную поддержку Католической церкви. [ 13 ] Хотя католическая избирательная акция никогда не была официально одобрена церковью, ВАК, тем не менее, успешно создала впечатление, что она получила официальную поддержку со стороны духовенства. Особенно важным было заявление польского епископа Юзефа Михалика , которое коалиция широко цитировала в своей кампании; Михалик рекомендовал, чтобы «католик обязан голосовать за католика, христианин за христианина, мусульманин за мусульманина, еврей за еврея, масон за масона, коммунист за коммуниста». [ 14 ]

На выборах 1991 года коалиция стала третьей по величине парламентской группировкой, получившей 8,79% голосов и 49 депутатов в Сейме. В Сенате коалиция получила 9 мест, что в общей сложности означало 58 мандатов. [ 8 ] Сторонники коалиции сочли это разочаровывающим результатом, а также вызвало тревогу у Католической церкви, учитывая, что Католическая избирательная акция открыто добивалась ее поддержки и использовала церковную инфраструктуру во время предвыборной кампании. С тех пор Католическая церковь в Польше стала более осторожной в своих политических заявлениях. [ 11 ]

Коалиция добилась впечатляющего успеха в Подляском воеводстве и Курпе - в Ломжинском воеводстве она получила 34,8% голосов избирателей. И здесь, в муниципалитете Брок, коалиция получила 56,6% голосов. ВАК также выиграла выборы в воеводствах Остроленка (22,4%), Радом (17,2%) и Бельско-Бяла (14%). Он получил по несколько процентов голосов в других провинциях северо-восточной Польши, некоторых частях Галиции и провинциях Гожувского воеводства , Зелена-Гуры и Лешно , а также, в меньшей степени, Еленя-Гура и Валбжих . [ 15 ]

Некоторое влияние ВАК было также очевидно в Кашубском регионе. В Белостокском регионе ареал популярности списка был довольно четко ограничен с восточной стороны уже упомянутой линией границы между католическими и православными территориями. На севере поддержка ВАК предельно четко ограничивалась бывшей границей Восточной Пруссии. На юге зона поддержки ВАК заканчивалась на рубеже реки Буг , а на западе практически не доходила до границ Цеханувской губернии. Наименьшее количество голосов за ВАК было отдано в Верхней Силезии (культурно отдельной от Польши) и некоторых частях Королевства Конгресса ( Плоцк , Кельце ), а также в центральной Померании ( Кошалин ). [ 15 ]

баллотирующийся из списка католических избирательных действий, Председатель ZCHN Веслав Хшановский, в течение первого срока полномочий занимал пост спикера Сейма Республики Польша. В то время депутаты ВАК входили в правительственные коалиции, соосновав кабинеты Яна Ольшевского (1991–1992) и Ханны Сухоцкой (1992–1993). За время своего пребывания в должности депутаты Католической избирательной кампании стали особенно известны своими усилиями по продвижению полного запрета абортов. [ 13 ]

На парламентских выборах в Польше 1993 года Христианский национальный союз сформировал аналогичную коалицию, известную как Католический избирательный комитет «Отечество» . На этот раз Католическая церковь подчеркнула, что не поддерживает ни одну партию, и призвала польских католиков голосовать по совести. Тем не менее Католический избирательный комитет пытался работать через католические организации и добивался поддержки широких масс в приходах и мирских католических организациях. Он набрал 6,37% голосов избирателей, но не получил мест, поскольку после выборов 1991 года Сейм ввел избирательный порог - 5% для политических партий и 8% для избирательных коалиций. Католический избирательный комитет считался последним. [ 16 ]

Результаты выборов

[ редактировать ]
Год выборов # из
голоса
% из
голосование
# из
общее количество выигранных мест
Правительство
1991 980,304 8.74 (#3)
49 / 460
кабинет Ольшевского
Год выборов # из
голоса
% из
голосование
# из
общее количество выигранных мест
Правительство
1991 980,304 8.74 (#5)
9 / 100
кабинет Ольшевского

Идеология

[ редактировать ]

Католическую избирательную акцию охарактеризовали как стойкую правую коалицию. [ 5 ] и был описан как католик-националист. [ 2 ] Он пытался максимально связать себя с католической церковью и ее учением и утверждал, что государственная политика должна быть основана на католицизме и понятиях «социальной солидарности». [ 11 ] Коалицию не считали примером христианской демократии : польский политолог Доминика Созанска отметила, что католическая избирательная акция была не только резко этнонационалистической, но и настаивала на «чисто» католическом национальном порядке вместо синтеза христианских и демократических принципов. ценности. В своей программе WAK утверждал, что католицизм является сутью и всеобъемлющей чертой польской нации и культуры, продвигая культурную концепцию «поляк = католик». Коалиция утверждает, что католическое социальное учение является основой поддержания социальной силы и идентичности, и называет католическую веру и католическую церковь «источником польской нации и государства». [ 3 ]

Католическая избирательная акция постулировала «католический социальный порядок» в Польше. Развивая эту концепцию, коалиция написала:

Социальный порядок, понимаемый католиками, — это порядок любви. Каждый человек — сосед, но у нас есть особые обязанности перед своей семьей, затем перед нацией как семьей семей, а затем перед человечеством. Христианское государство должно обеспечить свободу человека, семье условия развития и право воспитывать детей в соответствии с исповедуемыми ценностями, нации - безопасность. Католическая Польша должна быть государством справедливости и солидарности, превосходящим групповые интересы. [ 3 ]

В своей программной декларации «Католическое избирательное действие» подчеркнуло роль и важность восстановления национальной культуры и общественной морали, предложив восстановить «принципы социальной дисциплины, честности, индивидуальной и групповой солидарности». поколение независимой Польши, поколение Варшавского восстания В нем говорилось, что «так было воспитано , пережившее коммунизм и передавшее нам христианские и национальные ценности». По мнению коалиции, необходимо стимулировать социальные инициативы, поддерживающие развитие национальной культуры посредством закона о фондах и налоговой политики, и, в свою очередь, противодействовать распространению зла и насилия в социальных сетях. Оно требовало возвращения в школьных программах и средствах массовой информации к ценностям, формировавшим гражданское сознание поляков, изменения школьных учебников и переориентации учителей. [ 17 ]

Католическая избирательная акция подчеркнула, что католические и национальные принципы должны составить основу независимого польского государства, восстановление которого после периода Польской Народной Республики считалось главным вызовом для польского общества, по мнению коалиции. Коалиция определила польскую нацию как «семью семей» и заявила, что ее следует защищать от «материалистического» и коммунистического влияния. Коалиция также добивалась изменения школьных учебников и переориентации учителей, особенно в контексте преподавания польского языка, истории или социальных наук. Также с обеспокоенностью констатировалось, что в Польше на рубеже 1980-х и 1990-х годов предпринимались попытки устранить церковь и религию из общественной жизни. Коалиция также утверждала, что Польша должна быть унитарным государством, и выступала против всех положений и правовых положений, которые могли бы «позволить сепаратизму». [ 10 ]

ВАК также сформулировал требование вернуть национальные активы, которые были незаконно присвоены как политическими, так и экономическими структурами, возникшими во времена бывшего коммунистического правления. Кроме того, особое внимание уделялось привлечению к ответственности виновных в преступлениях против польского народа. Также была отмечена необходимость необходимых кадровых и структурных изменений в таких учреждениях, как полиция и специальные службы. Однако было подчеркнуто, что вышеупомянутые требования продиктованы не желанием возмездия, а необходимостью восстановить индивидуальное, социальное и национальное чувство безопасности в государстве, в котором граждане должны чувствовать себя хозяевами. Коалиция также написала о необходимости декоммунизации важных для государства структур, а также о привлечении к ответственности виновных в преступлениях против польского народа. Функционеров бывших спецслужб должны были лишить пенсий и пособий по инвалидности. [ 10 ]

Что касается внешней политики, ВАК решительно подчеркнул необходимость интеграции Польши в западные структуры. Он призывал к скорейшему включению Республики Польша в общеевропейскую систему безопасности, подчеркивая при этом необходимость вывода дислоцированных советских войск с территории страны. Основными зарубежными партнерами Польши в регионе считались Венгрия и Чехословакия, с которыми было заявлено об усилении экономического, военного и политического сотрудничества. Декларация также включала признание национальных стремлений (или независимости) Литвы, Беларуси и Украины. Однако была подчеркнута обязанность защищать и поддерживать польское население, проживающее на упомянутых территориях. [ 10 ]

Коалиция также подчеркнула необходимость развития и поддержания хороших и очень тесных отношений с Соединенными Штатами, при этом коалиция рассматривает США как авангард «стабильности и безопасности на европейском континенте». Эта решительно проамериканская и проевропейская позиция противоречила заявлениям других католических группировок и высказываниям самого польского католического духовенства, которое выступало за независимую внешнюю политику, предупреждая, что Польша должна избегать отчуждения России и остерегаться доминирования Запада на польских рынках. [ 10 ]

Что касается экономических вопросов, Католическое избирательное действие выдвинуло постулат, основанный на свободной рыночной экономике, и решительно поддержало частную собственность, хотя оно предложило такие правила, как защита отечественной промышленности и сельского хозяйства, а также меры социального обеспечения, которые позволили бы женщинам не участвовать в рабочей силе и получать государственную пенсию как домохозяйки, если они того пожелают. [ 2 ] Подход коалиции к свободному рынку противоречил ее католически-националистической репутации, особенно после заявлений Папы Иоанна Павла II , который заявил, что вся католическая традиция «находится в явной оппозиции капитализму как социально-экономической системе, а также как общую систему ценностей», осуждая ее как систему, которая «позволяет сильным эксплуатировать слабых, скрывая свой зачастую жестокий эгоизм за так называемыми железными законами экономики» и утверждая, что она является «живой противоположностью Евангелия» и «неэтичная форма эксплуатации естественного права собственности». [ 18 ]

  1. ^ Гомес, Виктор (2014). От протеста к партии Трансформация антикоммунистических оппозиционных движений в Центрально-Восточной Европе (PDF) . Университет Торонто. п. 70.
  2. ^ Jump up to: а б с д Плута, Анна М. (2010). Легитимизация вступления: политика трансформации и консенсус элит по членству Польши в ЕС, 1989-2003 гг . ООО ПроКвест. стр. 78–83.
  3. ^ Jump up to: а б с д Созанска, Доминика (2011). Христианская демократия в Польше: причины слабости и возможности развития . Краков: Краковская Академия им. Анджей Фрич Моджевский. стр. 115–144. ISBN  978-83-7571-125-7 .
  4. ^ Войцеховский, Кшиштоф (2018). Детерминанты политических дебатов о направлениях развития образования в Польше после 1989 г. (докторская диссертация) (на польском языке). Познань. стр. 301.
  5. ^ Jump up to: а б Каминский, Марек М. (2002). «Выгодны ли партиям манипуляции избирательной системой? Избирательные законы и еретики в Польше в 1989-1993 годах». Социологические исследования (на польском языке). 165 (2). Калифорнийский университет: 61. ISSN   0039-3371 .
  6. ^ Jump up to: а б Невядомска-Фрилинг, Анна (2006). Политические партии в Польше после 1989 г. (на немецком языке). п. 70. дои : 10.17169/refubium-5890 .
  7. ^ Jump up to: а б Ясевич, Кшиштоф (апрель 1992 г.). «От солидарности к фрагментации» (PDF) . Журнал демократии . 3 (2): 55–69. дои : 10.1353/jod.1992.0024 . S2CID   144365334 . Архивировано из оригинала (PDF) 18 августа 2010 года . Проверено 19 июля 2012 г.
  8. ^ Jump up to: а б с Свидер, Конрад (2013). «Польские парламентские группы по отношению к Украине в 1989-1999 годах». Студия Политологии. Украина-Полония . 3 . Институт политических исследований Польской академии наук в Варшаве: 19.
  9. ^ Гебетнер, Станислав (1996). «Парламентские и избирательные партии в Польше». В Льюисе, Поле Дж. (ред.). Партийная структура и организация в Центрально-Восточной Европе . Челтнем: Издательство Эдварда Элгара. стр. 120–133. ISBN  1858982898 .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Куявский, Ян Михал (2022). Вне основного направления. Попытки воссоздать национальную идею в Польше после 1989 года (PDF) (на польском языке). Варшава: Варшавский университет. стр. 55–79.
  11. ^ Jump up to: а б с Бэйл, Тим; Щербяк, Алекс (2008). «Почему в Польше нет христианской демократии – и почему нас это должно волновать?». Партийная политика . 14 (4): 479–500. дои : 10.1177/1354068808090256 .
  12. ^ Горовская, Беата. «Католическая церковь к парламентским выборам в Польше в 1991 году». Политические исследования (на польском языке). 22 (1): 203.
  13. ^ Jump up to: а б Фрас, Максимилиан (2012). Католическая церковь, религия и политика в посткоммунистической Польше: секуляризация и республикализация 1989-2007 гг . ООО ПроКвест. п. 181.
  14. ^ Ванек, Данута. «Идеологические споры в период трансформации». Политические исследования (на польском языке). 23 (1): 227.
  15. ^ Jump up to: а б Зарицкий, Томаш (1997). «Новое общественно-политическое пространство Польши». Региональные и местные исследования (на польском языке). 23 (56). Варшава: Европейский институт регионального и местного развития: 87–88. ISBN  83-905393-8-1 .
  16. ^ Стодольный, Марек (24 июня 2015 г.). Консервативное народное движение в Третьей Польской республике (на польском языке). Познань: Познаньский университет Адам Мицкевич в Познани. стр. 161–164.
  17. ^ Прентки, Кшиштоф (2020). «Культурная политика в польской политической мысли после 1989 года на примере программ политических партий и групп на парламентских выборах 1991 года». Ежегодник Плоцкого научного общества (на польском языке). 12 (1): 217–234. дои : 10.19251/rtnp/2020.12(12) . ISSN   2657-7704 .
  18. ^ Джеральд Дж. Бейер (2020). «Katolicka Etyka Spoleczna Кароля Войтылы как предшественник и герменевтический ключ к экономическому учению Папы Иоанна Павла II». Американский журнал экономики и социологии . 79 (4): 1111–1145. дои : 10.1111/ajes.12358 . S2CID   225220363 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2cd5df676b3f893e13e5a00f7542f85a__1721732220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/5a/2cd5df676b3f893e13e5a00f7542f85a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic Electoral Action - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)