Сенат Польши
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2023 г. ) |
Сенат Республики Польша Сенат Республики Польша | |
---|---|
11 семестр | |
Тип | |
Тип | польского парламента |
История | |
Основан | 1493 исторический ) 1921 ( современник ) | (
Лидерство | |
Рафал Групиньски , ПО Магдалена Бият , LR Мацей Живно , PL2050 Михал Каминьски , UED вакантно , ПиС с 13 ноября 2023 г. | |
Структура | |
Сиденья | 99 сенаторов (50 большинства) |
Политические группы | Правительство (60) Оппозиция (34) |
Веб-сайт | |
www | |
Правила | |
«Правила и положения Сената» . senat.gov.pl . Проверено 15 ноября 2023 г. |
Сенат польск ( , нижняя . Senat ) — верхняя палата польского парламента палата — Сейм . История польского Сената насчитывает более 500 лет; это был один из первых конституционных органов двухпалатного парламента в Европе, который существовал без перерыва до окончательного раздела Польского государства в 1795 году. Современный Сенат состоит из 100 сенаторов, избираемых всеобщим голосованием , и возглавляется маршалом Сенат ( Marszałek Senatu ). Действующим маршалом Сената является Малгожата Кидава-Блоньска .
После непродолжительного существования в рамках Второй Польской Республики Сенат вновь был упразднен властями Польской Народной Республики . Сенат не был восстановлен до краха коммунистического правительства и восстановления демократии в Польше в 1989 году. Сенат базируется в Варшаве и расположен в здании, которое является частью комплекса Сейма на улице Вейской, в непосредственной близости от Площадь Трех Крестов и Уяздовский замок .
Как и большинство парламентов Европейского Союза , парламент Польши асимметричен: нижняя палата доминирует над верхней палатой. В отличие от Сейма, Сенат не может в одностороннем порядке наложить вето на законодательство и не может свергнуть правительство путем вотума недоверия, а палате и ее членам обычно уделяется гораздо меньше внимания по сравнению с Сеймом.
Роль [ править ]
В соответствии со статьей 10, параграфом 2 и статьей 95 Конституции Польши от 2 апреля 1997 года , Сенат и Сейм осуществляют законодательную власть. Сенат состоит из 100 сенаторов, которые избираются сроком на четыре года на всеобщих выборах прямым тайным голосованием. Наряду с Сеймом, Президентом Польской Республики, Советом министров и всеми гражданами Польши право выступать с законодательной инициативой имеет Сенат.
Если Сейму и Сенату необходимо созвать совместное заседание в качестве общей сессии Национального собрания, это совместное заседание будет проходить под председательством Маршала Сейма или Маршала Сената. [1] Сенату дается 30 дней на рассмотрение любого законопроекта, принятого Сеймом, и 14 дней, если законопроект считается срочным. [2] Любой законопроект, представленный Сеймом Сенату, может быть принят последним без каких-либо поправок, изменен или отклонен (однако любое отклонение или поправка могут быть отменены абсолютным большинством голосов в Сейме). Любое постановление Сената, в результате которого законопроект отменяется или изменяется, считается принятым, если оно не отклонено Сеймом.
Однако что касается государственного бюджета, у Сената есть 20 дней на его рассмотрение. [3] Для внесения поправок в конституцию у Сената есть 60 дней на анализ. Если в конституцию будут внесены поправки, идентичная формулировка поправки должна быть одобрена как Сеймом, так и Сенатом. [4]
Президент не может принять решение о проведении общенационального референдума по вопросам национальной важности , если ему или ей не будет предоставлено на это явное разрешение Сената. [5] Сенат также уполномочен рассматривать любые отчеты, представленные Уполномоченным по защите прав граждан и Национальным советом по телерадиовещанию. Помимо своего значительного участия в законодательном процессе, Сенат должен дать свое согласие в случае назначения или смещения с должности председателя Верховной контрольной палаты, президента Института национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений. против польского народа , Уполномоченного по защите прав граждан и Уполномоченного по правам детей, а также Генерального инспектора по защите персональных данных.
Однако, в отличие от Сейма, Сенат не играет никакой роли в обеспечении надзора за исполнительной властью. В настоящее время Сенат назначает одного члена Национального совета по телерадиовещанию, двух членов Совета Института национальной памяти, двух своих сенаторов в состав Национального судебного совета и трех членов Совета по денежно-кредитной политике Национального банка . Маршал Сената и любые 30 сенаторов могут также обратиться в Конституционный трибунал с просьбой рассмотреть любой акт внутреннего законодательства или международного соглашения на предмет его соответствия конституции, ратифицированным международным соглашениям и другому законодательству.
С момента принятия Лиссабонского договора Сенат также имеет право докладывать вопросы о выборе и применении европейского законодательства центральным властям Европейского Союза в Польше . [6]
История [ править ]
Королевство и Содружество [ править ]
Сенат возник примерно пятьсот лет назад как совет королевских советников. В дворянской демократии Сенат был тайным советом, а не верхней палатой Сейма , и состоял из членов королевского кабинета и королевского двора, а также бургграфов , воевод , префектов и кастелянов (все назначались королем). и католические епископы ( см. в Сенаторских офисах подробности ). Лишь в 1453 году было сделано первое упоминание о двухпалатном законодательном органе, в котором «лорды» королевства были представлены в «совете лордов», однако к 1493 году Сейм, состоящий из короля, Сената и Палата посланников была наконец создана как постоянный законодательный орган Польского королевства. [7]
В 1501 году в Мельнике сенаторы попытались заставить будущего коронованного короля Александра I Ягеллона передать им все королевские полномочия, связанные с управлением государством. Однако, хотя Александр сначала согласился, после коронации он отказался подтвердить эту привилегию. Позже акт Нихил Нови 1505 года подтвердил право как Палаты посланников, так и Сената распространять общее право в королевстве. В 1529 г. Сенат наконец принял решение о своем составе; присоедине после пожизненно от короля. В это время были также определены полномочия Сената в отношении участия в законодательстве, внешней политике и суде Сейма.
В 1537 году Сенат следовал курсу действий, который должен был сделать его важнейшим институтом защиты прав и свобод землевладельцев. Однако эта точка зрения расходилась с точкой зрения Сигизмунда I Старого , который считал, что Сенат становится слишком могущественным. В результате в период 1562–1569 годов Сенат потерял многие из своих полномочий и влияния, в конечном итоге став подчиненным своему ранее равному с ним органу - Палате посланников. В 1569 году была достигнута очень важная веха: была подписана Люблинская уния и сенаторы Великого княжества Литовского были включены в состав Королевского сената Польши с целью формирования Сената Речи Посполитой . В дополнение к этому, были включены сенаторы из автономного герцогства Пруссии , вотчины польского короля, после их отсутствия с момента получения автономии в 1466 году. После этих событий Сенат состоял из 142 сенаторов: 15 епископов, 35 губернаторов провинций, 31 высший кастелян, 47 младших кастелянов и 14 министров.
В этом старом сенате не было отдельной должности маршала Сената. На заседаниях Сената председательствовал король, которого лично представлял «великий королевский маршал», фигура, которую в конечном итоге можно было бы назвать премьер-министром королевства. Именно этот маршал от имени короля председательствовал на совместных заседаниях (в которых принимали участие и Сенат, и Палата посланников) Сейма. В случае отсутствия великого королевского маршала заседания проходили под председательством коронного маршала суда. Оба этих маршала заседали в Сенате и, как и другие сенаторы, получали пожизненное назначение от короля. [7]
Самым важным сенатором или «президентом сената» в то время был архиепископ Гнезненский, который, будучи примасом Польши и «первым герцогом королевства», считался занимающим самую высокую государственную должность ниже должности монарха. . Архиепископ председательствовал на заседаниях Сената в периоды отсутствия короля. Предстоятель даже имел право созывать «тайные» советы при Сенате без разрешения короля, а в случае необходимости даже против его воли. В периоды междуцарствия примат по умолчанию сразу же становился интеррексом (исполняющим обязанности монарха) и, таким образом, мог созывать Сейм по своему желанию.
В 1573 г. Сенат получил новые права по Генрицианским статьям; это позволило Сенату объявить королю выговор и предписывало, чтобы монарха всегда сопровождал консультативный орган, состоящий как минимум из четырех сенаторов. Сенат также постановил, что король не должен произвольно распространять новые законы и что он должен сначала проконсультироваться с Сенатом, прежде чем вступать в брак или соглашаться на межгосударственные союзы. При короле Польши Сигизмунде III , а затем и при его сыне, короле Владиславе IV , важность Сената возросла, и короли начали править с помощью консультативного органа, которому они доверяли больше всего. Этот орган в просторечии был известен как «Маленький сенат» и состоял из ряда сенаторов, пользующихся большим доверием, лояльных королю.
В 1631 и 1632 Сенат впервые воспользовался своим правом вето на конституционные акты, принятые Посольской палатой. Это знаменует собой первую фазу упадка Сената, когда могущественная знать (известная как магнаты) начинает осуществлять свою власть в законодательном органе. К 1669 году ситуация стала настолько плохой, что землевладельцы вышли на улицы и, разгневанные махинациями магнатов во время предыдущих королевских выборов Михаила I , стреляли в проходящих мимо сенаторов. К 1717 году король был обязан выполнять рекомендации сенаторов-резидентов, а к 1773 году были приняты кардинальные законы, касающиеся «законодательной власти Республики в трех сословиях», и Сенат начал проводить совместные дебаты с Палатой. послов в единый «объединенный» сейм. В результате в 1775 году сенаторы-резиденты или «Малый сенат» были упразднены и заменены « Постоянным советом » сенаторов и посланников во главе с королем.
В 1791 году произошло особенно важное событие, когда Конституция 3 мая исключила короля из трех сословий Сейма и превратила ранее равные Палату посланников и Сенат в современный парламент, состоящий из нижней палаты (Палаты посланников) и верхней палаты (Сената). . Сенат, однако, потерял большую часть своего права издавать законы, и, хотя сенаторы по-прежнему назначались королем, теперь их должны были выбирать и выдвигать провинциальные законодательные органы, известные как сеймики .
Сенат продолжал существовать до 1794 года, вплоть до восстания Костюшко . В 1795 году произошел третий раздел Польши , положивший конец первой главе истории Сената. [7]
Разделы [ править ]
Во время существования Великого Княжества Варшавского и Конгресса Королевства Польского председатель Сената председательствовал в Сенате; этот государственный чиновник назначался королем пожизненно и выбирался из числа обычных светских сенаторов. Кроме того, в Королевстве Конгресса Сенат был на равных правах с Палатой посланников, в его состав тогда входили епископы, губернаторы провинций, кастеляны и принцы императорской крови . Несмотря на это, Сенат Королевства Конгресс имел очень мало власти и был в основном бессильным представительным институтом.
Вторая, Народная и Третья республики [ править ]
В вновь восстановленной Польше после Первой мировой войны мартовская конституция 1921 года установила систему, согласно которой Сенат возглавляли маршал и заместители маршала , которые избирались по системе простого большинства сенаторами из своих рядов. тогда ожидалось, что они будут исполнять свои обязанности в течение срока полномочий Сената; те же правила соблюдались в соответствии с апрельской конституцией 1935 года. Во Второй Польской республике сенаторы избирались всеобщим голосованием.
В конституции 1921 года Сенат был учрежден как верхняя палата польского парламента, который с тех пор должен был называться «Национальное собрание», а ранее всеобъемлющий термин «Сейм» использовался только для обозначения нижней палаты польского парламента. парламент. Сенат, хотя и не имел права принимать законы, был наделен правом вето на Сейм, правом требовать письменных объяснений политических решений от министров правительства и участвовать в избрании вместе с Сеймом президента . Республики путем единого тайного голосования. В то время Сенат состоял из 111 сенаторов, каждый из которых был избран, чтобы вместе с рядом других представлять одну из субнациональных провинций Польши. Срок полномочий сенаторов составлял пять лет. В межвоенный период сенат собирался пять раз. [7]
После неудачной попытки в 1926 году закрепить свои полномочия и получить право законодательной деятельности Сенат продолжал функционировать в своей первоначальной роли 1921 года вплоть до майского переворота 1926 года, после которого Сенат стал высшим законодательным органом республики и увеличил свои полномочия. власть за счет власти Сейма. Однако он по-прежнему в значительной степени подчинялся президенту и до смерти зачинщика государственного переворота Юзефа Пилсудского был главой государства. После вторжения в Польшу немецких войск 2 ноября 1939 года президент Польши Игнаций Мосцицкий приказал, чтобы Сенат и Сейм прекратили свою деятельность и оставались на каникулах до конца войны, после чего выборы было приказано провести в течение 60 лет. дней после прекращения военных действий; однако этого так и не произошло.
После референдума, организованного в 1946 году коммунистическим режимом, Сенат был упразднен в после Второй мировой войны Польской Народной Республике . На основании фактических результатов, полученных после падения коммунизма в 1989 году, подсчитано, что, если бы референдум был организован справедливо, реальный результат показал бы, что 73% респондентов высказались за сохранение Сената в законодательной системе и учреждение не было бы упразднено. Действительно, в Кракове , где оппозиции удалось обеспечить справедливое голосование, ответ «нет» на вопрос о том, поддерживают ли люди упразднение Сената, был зафиксирован как 84%.
Сенат был восстановлен только после заключения соглашения между коммунистами и «Солидарностью» в 1989 году. Во время первых выборов будущего президента Валенсы Леха в вновь восстановленный сенат в 1989 году Движение «Солидарность» получило 99 из 100 оспариваемых мест, причем последнее место занимает независимый кандидат. Столь огромные масштабы этого поражения поставили правящую Польскую объединенную рабочую партию в неловкое положение и ускорили ее уход от власти, тем самым проложив путь к установлению демократической Польши и основанию третьей республики, в которой Сенат должен был стать постоянным органом власти. верхняя палата нового двухпалатного законодательного органа. [7]
В наши дни [ править ]
Срок полномочий сенатора составляет четыре года. Сенат может отклонить или изменить законопроекты, принятые Сеймом, но любое отклонение или поправка могут быть отменены абсолютным большинством голосов в Сейме. Совместное заседание Сената и Сейма называется Национальным собранием . Традиционно Сенат уделяет особое внимание Полонии , польским общинам за пределами Польши .
До 2010 года сенаторы избирались методом голосования блоками большинства избирались два или более кандидатов, получивших наибольшую поддержку , при котором от каждого электората , и каждый избиратель выбирает столько кандидатов, сколько имеется мест (т. е. пропорционального представительства не существует). Точное количество сенаторов от каждого электората зависело от его численности и варьировалось от двух до четырех.
С 2011 года сенаторы избираются одномандатным методом голосования в один тур по принципу «первым прошедшим» . [8]
Текущий срок [ править ]
Состав [ править ]
↓ | ||||
8 | 42 | 12 | 3 | 34 |
л | ЯВЛЯЕТСЯ | ТД | НиС | PiS [9] |
Президиум [ править ]
Офис | Держатель | Срок полномочий | ||
---|---|---|---|---|
Старший маршал | Михал Северинский | 13 ноября 2023 г. [10] | ||
Маршал | Малгожата Кидава-Блоньска | 13 ноября 2023 г. [11] | Действующий президент | |
Заместители маршала | Магдалена Бият | 13 ноября 2023 г. [12] | Действующий президент | |
Рафал Групиньски | 13 ноября 2023 г. [12] | Действующий президент | ||
Михал Каминский | 13 ноября 2023 г. [12] | Действующий президент | ||
Мацей Живно | 13 ноября 2023 г. [13] | Действующий президент |
Сенаторы [ править ]
Избирательные округа [ править ]
Здание [ править ]
Здание Сената изначально было административным зданием польского сейма, построенным в начале 1950-х годов и со временем ставшим библиотекой сейма. Однако в 1989 году, с воссозданием Сената, необходимость постоянного рабочего места для нового института стала очевидной. В то время только зал Сейма был достаточно большим для проведения дебатов в Сенате, поэтому в качестве компромисса Сенат временно использовал зал Сейма, пока разрабатывались планы нового здания Сената. Тем временем административные помещения сената и помещения для сенаторов были перенесены в восточное крыло комплекса Сейма, построенное Богданом Пневским в 1950-х годах.
В конце концов стало ясно, что система поочередного использования Сеймом его дискуссионной палаты становится все более проблематичной, и поэтому, спустя еще 18 месяцев, в течение которых Сенат пользовался Колонным залом Сейма, началась работа над наконец началась работа новой палаты Сената. Проект основывался на плане, разработанном архитекторами Анджеем и Барбарой Калишевскими и Богданом Наперальским, согласно которому три конференц-зала на первом этаже нынешнего здания Сената будут объединены в одно полезное пространство, не меняя при этом внешний фасад здания. или существенно изменить стиль или характер интерьера. Оформленный по схеме, близкой к схеме Пневского, в которой использовано множество мягких оттенков белого и серого, зал Сената хорошо сочетается с остальным архитектурным окружением. Мебель для зала, большая часть которой обита синевато-серым материалом, была специально разработана для использования в Сенате и включает в себя множество конструктивных особенностей, характерных для польского модернизма 1950-х годов.
Хотя в зале Сената есть один фасад с большими окнами, выходящими в сады Сейма, специально разработанный занавес, предназначенный для их закрытия, во время дебатов всегда должен быть задернут, и на самом деле его редко можно увидеть. открыть. Необходимость закрывать занавески во время дебатов существует для того, чтобы солнечные блики не отвлекали и не беспокоили сенаторов во время пленарных заседаний. За президиумом, задняя часть которого обращена к застекленному фасаду, висит большая копия герба Польши . По обе стороны от президиума есть места для правительственных советников и независимых экспертов, которым может потребоваться участие в дебатах, а сзади, по краю зала, есть небольшое количество мест, зарезервированных для публики. также отведено специальное место Для президента Польши , над которым висит вышитая копия президентского пиджака .
Зал, ведущий в зал Сената, сохраняет, несмотря на ремонт в начале 1990-х годов, свои оригинальные архитектурные особенности Пневского и теперь служит местом встреч сенаторов и их сотрудников перед дебатами и между ними. В центре этого же зала возвышается культовая винтовая лестница , ставшая символом современного польского Сената; действительно, центральный пилон этой лестницы украшен мраморной доской с изображением традиционной эмблемы Сената — стилизованного белого орла, переплетенного с буквой «S». Справа от зала находится кабинет маршала Сената, а также его секретариат и руководитель аппарата. К залу также примыкает большая приемная, именно в этой комнате висит большая картина маслом «Польская миссия и Валежюс» Теодора Аксентовича. Слева от зала находится небольшое фойе для сенаторов, в котором висят портреты всех прошлых маршалов сената.
На нижних этажах Сената расположены административные помещения «Сенатской канцелярии», а другие используются различными экспертами по законодательству.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^
- PO (37)
- Т!ДПЛ (1)
- Независимый (4)
- ^ Михал Каминьский
- ^ Казимеж Михал Уяздовский
- ^ Юзеф Зайоц
- ^
- ^ Вальдемар Витковски
- ^ Войцех Конечны
- ^
- Нидерланды (4)
- ВВЕРХ (1) [ф]
- ППС (1) [г]
- ^
- ЛР (2)
- ^ Мечислав Гольба
- ^
- PiS (29)
- СП (1) [Дж]
- Независимый (4)
Ссылки [ править ]
- ^ https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША, статья 114.
- ^ https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША, статья 123.
- ^ https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША Статья 223
- ^ https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША, статья 235.
- ^ https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm Статья 125 Конституции.
- ^ «Лиссабонский договор | Информационные бюллетени о Европейском Союзе | Европейский парламент» . www.europarl.europa.eu . 31 марта 2024 г. Проверено 11 июня 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и «Historia Senatu» [История Сената]. senat.gov.pl (на польском языке). Архивировано из оригинала 15 мая 2012 года . Проверено 21 мая 2012 г.
- ^ «Как избираются сенаторы?» (PDF) . senat.gov.pl . 2013.
- ^ «Сенаторы / Клубы и группы / Сенат Республики Польша» . senat.gov.pl . Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Работы/Заседания/Сенат Республики Польша» . senat.gov.pl . Проверено 13 ноября 2023 г.
- ↑ Постановление Сената Республики Польша от 13 ноября 2023 г. об избрании Маршала Сената , депутата 2023 г., пп. 1228
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Постановление Сената Республики Польша от 13 ноября 2023 года об избрании заместителей спикера Сената , депутата 2023 года, п. 1240
- ↑ Постановление Сената Республики Польша от 13 ноября 2023 г. об избрании заместителя Спикера Сената , депутата 2023 г., п. 1242
Внешние ссылки [ править ]
52 ° 13'32 "N 21 ° 01'48" E / 52,2256 ° N 21,0300 ° E