Мученичество в палестинском обществе
В израильско-палестинском конфликте термин шахид ( араб . شهيد , букв. « мученик » ) используется палестинцами для обозначения любого убитого палестинского гражданского лица или бойца, независимо от их религиозной принадлежности и независимо от того, было ли их убийство Результат целенаправленной атаки. Первоначально концепция самопожертвования ради дела была популярна среди палестинских федаинов , которые активно участвовали в военной борьбе против Израиля и израильской оккупации , достигнув своего пика в 1960-х годах. [1] Постепенно эта концепция приняла исламский смысл и получила более широкое распространение после Первой интифады 1987 года.
Различные палестинские группировки боевиков , в том числе ХАМАС , Палестинский исламский джихад (ПИД) и другие исламистские группировки , находились под влиянием культуры мученичества и способствовали ее распространению. Они воспринимают мученичество как высшую жертву ради своего дела и часто приводят его в качестве морального оправдания участия в так называемых «мученических операциях», таких как взрывы смертников . [2] [3] До и во время соглашений Осло большинство палестинской общественности не поддерживало террористические операции ХАМАС и PIJ, и палестинцы надеялись, что соглашения Осло приведут к соглашениям с Израилем, которые ответят на призыв палестинцев к политической независимости. После срыва соглашений Осло, провала мирного процесса и начала Второй интифады интерес населения к этим мученическим операциям вырос. [1] В этот период мученичество вышло за рамки своего религиозного подтекста, став идеалом идентичности сопротивления светских палестинских националистов . [4]
Палестинские политические партии и неправительственные организации продвигают памятные повествования; [5] националистические фракции использовали его как политический инструмент для влияния на общественное мнение. [5] Образование, визуальные средства массовой информации, общественные мероприятия, церемонии, листовки и плакаты на палестинских территориях способствуют позитивному культурному представлению о мученичестве, изображая убитых палестинцев как часть борьбы против военной оккупации Израиля.
Историко-этимологическая справка
В Палестине термин « шахид », означающий «мученик», используется для обозначения любого человека, убитого агрессором, независимо от того, был ли он выбран целью или нет, и независимо от религии. [6] [1] По данным The New York Times , это отражает преобладающее в обществе мнение о том, что каждая смерть палестинца является частью сопротивления израильской оккупации. [7] Исследователи Нил Уайтхед и Нассер Абуфарха заявляют, что шахидская концепция жертвы, павшей от рук угнетателя, стала символом Первой интифады и соответствовала политической динамике того времени, когда были предприняты усилия по лоббированию международной поддержки палестинцев. стремление к независимости. [8] [1]
Термин « Фидаи », означающий «тот, кто жертвует собой», [1] [9] исторически использовалось среди палестинцев, особенно в контексте боевых действий, для обозначения людей, которые готовы пожертвовать собой ради дела или более крупной цели. фидаи ) (или фидаи превратился Партизан в икону [5] палестинского сопротивления после битвы при Караме в 1968 году, когда впервые было воспринято, что палестинские боевики одерживают победу над израильской армией. [1] На протяжении 1970-х годов амалият фидаийя (операции самопожертвования) стала центральной стратегией палестинских групп сопротивления. [1] В секторе Газа фидаины боролись за освобождение, а не за религию, и их никогда не называли моджахедами («борцами джихада за Бога») из-за политики и религии. [10] Все фидаины (федаины) и все мирные жертвы считаются шухадами (мучениками). [1] [10]
Истишхади , что означает «мученик», — это новый термин, разработанный исламистской организацией Хамас и используемый палестинцами специально для тех, кто проводит амалийят истишхадийа ( операции мученичества ). По мнению палестинского антрополога Насера Абуфархи , истишхади ранее не существовало в арабском словаре. ХАМАС представил операции мученичества, широко известные на Западе как взрывы террористов-смертников , как форму политического насилия весной 1994 года, когда они провели свои первые операции в городах Афула и Хадера . [1]
Истишхади отличается от концепций шахида или фидаи тем, что истишхади - это идея активного стремления к мученичеству; идея, которая не является традиционно исламской. В то время как концепция шахидов намекает на виктимизацию, проактивная концепция истишхади подчеркивает героизм в жертвенном акте. [8] [1] В то время как фидаи выполняли миссии, которые наверняка привели бы к смерти, истишхадиины покончили с собой. Хамас ввел термин истишхади с целью связать религию с самопожертвованием, поскольку Хамас считает, что ислам является «самой прочной идеологией, с помощью которой можно достичь целей палестинской национальной борьбы». Кроме того, акт истишхади рассматривается как «кровный завет», посредством которого обмен кровью соединяет человеческую жизнь с землей. [1]
В отличие от Мухаммада Абд аль-Кадира Абу Фариса работы «Шухада аль-Филастин» («Палестинские мученики»), Лалех Халили утверждает, что палестинская идентичность не всегда заключалась в мученичестве и что национальные повествования не статичны. «Корни» поминовения и повествований о мучениках не являются ни палестинскими «культурными» характеристиками, ни исключительно результатом исламских или исламистских учений. Палестинские нарративы, восхваляющие мучеников, со временем изменились благодаря адаптации к местным, региональным и международным условиям. [5]
Эволюция использования боевиками
Эволюция мученичества, известного как Истишхад , от его исламского происхождения до центрального принципа палестинской националистической идентичности, поддерживаемого как религиозными, так и светскими фракциями, тесно связана с возникновением и деятельностью палестинских исламистских организаций, таких как Хамас и Палестинский исламский джихад ( ПИДЖ). [4] [2] Истишхад был неотъемлемой частью палестинского общества и коллективного сознания с 1990-х годов, его идеал самопожертвования глубоко укоренился в идеологической обработке и взрывах смертников, совершаемых Хамасом, PIJ и другими воинствующими группировками. [2] Хатина пишет, что самопожертвование стало определяющим идеалом палестинского ислама в борьбе против Израиля. Это также стало моральным оправданием палестинских террористов-смертников . [2] [11]
ХАМАС считает мученичество высшим выражением джихада и исламской веры. Хамас утверждает, что использование террористов-смертников придало палестинскому народу стратегические возможности, приписывая это «палестинскому инновационному гению» ( 'abqariyyat al-ibda' al-filastini ). Представители Хамаса отвергли утверждения о том, что нападения смертников наносят ущерб палестинскому делу, утверждая, что «Операции мученичества» отражают триумф мусульманской души, веры и духовности над израильским или западным «технологическим мышлением». [12] [ нужно обновить ]
В 1990-е годы
Еженедельный отчет Иерусалимского центра СМИ и коммуникации , публикуемый с начала Первой интифады (1987–1993 гг.), первоначально документировал смерти палестинских боевиков просто как «смерти» или «смерти палестинцев». Однако к августу 1992 года в репортажах эти погибшие стали описываться как «мученические смерти» или «мученики», что означает значительное изменение повествования. Это изменение предоставило Хамасу платформу для развития и укрепления культуры мученичества, переплетенной с исламом, посредством усилий на низовом уровне. Таким образом, поскольку Хамас рассматривал нападения террористов-смертников как благородные действия против врага, мученичество сыграло значительную роль в формировании принятия палестинцами таких кампаний. [4]
Во время соглашений в Осло исламистские группировки Хамас и Палестинский исламский джихад (PIJ) столкнулись с трудностями при получении широкого признания своих мученических операций из-за надежды палестинцев на то, что соглашения в Осло приведут к заключению соглашений с Израилем, которые ответят на призыв палестинцев к политической независимости. . Чтобы набрать добровольцев в это время, Хамас и PIJ готовили членов к принятию смерти и давали обещания о загробной жизни. Однако после краха соглашений Осло и в начале Второй интифады интерес населения к операциям мучеников возрос. [1]
2000-е по настоящее время
Во время Второй интифады (2000–2005 гг.) самопожертвование еще глубже укоренилось в палестинском обществе. Националистические фракции, поддерживающие Палестинскую национальную администрацию, также восприняли это как политический инструмент влияния на общественное мнение. Исполнителей терактов-смертников прославляли как героев. Эти действия самопожертвования воспринимались как способ вернуть утраченное достоинство как на национальном, так и на семейном уровне. Семьи шехидов обрели общественное положение и материальную поддержку. [2] Во время второй интифады мученичество вышло за рамки своего религиозного подтекста, став идеалом идентичности светского националистического сопротивления. [4]
Палестинские официальные лица подчеркнули роль жертвоприношений и мученичества как средства привлечения международного внимания и достижения политических целей. Хасан Аль-Кашеф, генеральный директор Министерства информации ПА , однажды заявил, что «Единственный способ навязать наши условия — это неизбежно через нашу кровь. Если бы не эта кровь, мир никогда бы не интересовался нами.. .сила Интифады – наше единственное оружие». [13]
Памятные формы
В Палестине как политические группы, так и НПО продвигают памятные нарративы, используя следующие формы: рассказывание истории, памятные изображения, образование, печатные и электронные средства массовой информации, почетное наименование (событий, людей и пространств) и церемониальные собрания. Писатели и поэты также передавали эти образы и иконы. Политические институты, члены местной и международной палестинской элиты, палестинские НПО и беженцы используют нарратив поминовения для объяснения прошлого, настоящего и будущего. Лалех Калили заявляет, что «определенные мемориальные практики могут быть истолкованы как привлечение националистической аудитории в одной ситуации и как обращение к международным правам человека в другой»: один и тот же нарратив может преследовать разные цели в зависимости от аудитории и члена общества. [5]
Рассказ истории
Исследователи изучили изображения фидаийинов и мучеников в палестинских стихах, а также роль поэзии как метода передачи памяти. Стихи Махмуда Дарвиша передают образы и образы более широкой аудитории, когда их поют популярные певцы. Литературные произведения Гассана Канафани , а также многих других писателей и поэтов также пропагандировали эти образы. [5] Революционные песни также прославляют фидаин . Первоначально национальный гимн Палестины , который начинался со слов « Билади, Билади, Билади (Моя страна, моя страна, моя страна)», был изменен на « Фидаи, Фидаи, Фидаи (жертвующий, жертвующий, жертвующий)». и эта новая версия является официальным гимном, который каждое утро поют в палестинских школах и на официальных церемониях. [1]
Именование событий, людей и пространств
В ходе своей полевой работы Халили нашла группы выступлений в лагерях беженцев, названные в честь Мухаммеда ад-Дурры и других местных мучеников. Школы БАПОР в Ливане названы в честь палестинских деревень или городов (многие из которых были разрушены в 1948 году), и каждая ливанская школа БАПОР содержит карты и информацию об этих городах и деревнях. За пределами оккупированных территорий лагеря беженцев — это места, где палестинские организации имеют некоторый контроль над названием и расположением мест. [5]
В 2010 году Палестинская администрация «отложила» по «техническим причинам» официальную церемонию открытия общественной площади в Аль-Бире , названной в честь Далаля Муграби , лидера резни на Прибрежной дороге в 1978 году , в которой погибли по меньшей мере 35 израильских мирных жителей. убит. Состоялось неофициальное празднование, в котором глава Национального политического управления ПА не принял участия, но сказал репортеру, что этот эпизод был «частью нашего наследия, которое привело к мирному процессу и соглашениям». [14]
В личной жизни детей иногда называют в честь мучеников. Халили утверждает, что женщина в лагере Нахр аль-Барид назвала свою девочку Вафа в честь Вафы Идрисс . [5]
Социальные мероприятия
Мечети в лагерях беженцев служат местом проведения памятных церемоний, а не просто местом молитв. Громкоговорители мечети транслируют смерти, время и место похорон, даты церемоний и демонстраций и других событий. [5]
СМИ
Палестинские мученики широко освещаются в палестинских средствах массовой информации, на телевидении, радио, в газетах, литературе, Интернете, листовках, плакатах, видео и песнях. Эти выступления в средствах массовой информации готовятся и распространяются организациями, которые поддерживают и проводят «мученические операции», такими как « Бригады мучеников Аль-Аксы » . Стратегическое манипулирование средствами массовой информации со стороны этих организаций играет ключевую роль в одобрении и прославлении мученичества в палестинском обществе. Это предполагает формирование личности мучеников посредством публикации текстов в Интернете, а также распространение визуальных и аудиоматериалов. Эти материалы формируют общественное мнение и повышают авторитет организации в конкурентной среде вооруженных группировок. [15]
Плакаты
Использование фотографий для увековечивания памяти мучеников характерно не только для палестинцев, но передача мучеников в общественную сферу путем покрытия стен их плакатами в большом количестве является новаторской формой поминовения в политическом контексте Ближнего Востока. [5] С 1970-х годов на палестинских улицах висят плакаты в честь людей, погибших в конфликте с Израилем. [18] В 2006 году Абу Хашхаш заявил, что «Плакаты мучеников, выпущенные различными палестинскими политическими партиями, в настоящее время являются основной формой представления и передачи концепции мученичества». [19]
Плакаты способствуют более широкому повествованию, формируя восприятие и усиливая культурное прославление мученичества. Мечети, связанные с Хамасом, часто служат платформами для пропаганды, демонстрируя плакаты и брошюры, прославляющие террористов-смертников и заключенных в тюрьму боевиков Хамаса. Примером может служить мечеть аль-Эйн в аль-Бире , подвергшаяся нападению израильских войск в сентябре 2003 года, где плакаты, посвященные террористу-смертнику Хамаса Рамезу Фахми Изз ад-Дине Салиму, украшали входную дверь, стены и доски объявлений. Салим, ответственный за взрыв в иерусалимском кафе в сентябре 2003 года, был изображен перед мечетью Аль-Акса с подписью, призывающей мечеть к помощи. Рейд также выявил пропаганду ХАМАС, в том числе листовки, пропагандирующие «впечатляющие теракты-смертники» против американских войск в Ираке. [20]
Независимо от политической принадлежности, возраста или пола мученика, в плакатах могут присутствовать три основных и последовательных элемента: фотография мученика, текст «некролога», обычно содержащий стих Корана, и различные символы. [19]
Социальные сети
Мучеников почитают в палестинских социальных сетях , где преобладает контент, увековечивающий их память и восхваляющий их героизм. Мучеников часто чествуют созданием фан-страницы в социальных сетях. Члены семей делятся фотографиями, участники выражают свое горе, публикуются панегирики, привлекая тысячи подписчиков. Подобные платформы также используются для распространения провокационного контента. Кроме того, память мучеников восхваляется в песнях, восхваляющих их героизм, а изображения в Photoshop изображают их на фоне небес и сопровождаются надписями типа «Шахиды [ мученики] не умирают, скорее, их кровь украшает революцию». [21]
Образование
Палестинские учебники прямо рассматривают «признание концепции мученичества и мучеников» как цель обучения. [22] Согласно отчету, подготовленному по заказу Института Георга Эккерта по заказу ЕС, в палестинских учебниках «прямых призывов к насилию против израильтян не обнаружено», но «насилие против израильских гражданских лиц, подобное тому, которое совершалось в результате нападений палестинских организаций в 1970-х годах, является не осуждаются, а скорее изображаются как законный метод борьбы в тот период, террористические акты, подобные совершенным Далалем аль-Муграби, приводятся как примеры самоотверженного «сопротивления»». [23]
В палестинской учебной программе большое внимание уделяется зубрежке , включая заучивание стихов и песен, прославляющих самопожертвование. Успешные выступления, о чем свидетельствуют классные видеоролики, заслуживают одобрения учителей. [11] В стихотворении Абд аль-Рахима Махмуда «Мученик», представленном в некоторых учебниках, есть строчка: «Я вижу свою смерть без украденного права и без своей страны как желаемой». [13] Таблички на стенах детских садов, находящихся в ведении Хамаса, гласят: «Дети детского сада — это шахиды [мученики] завтрашнего дня». [24] Пособия для учителей включают описание джихада как обязательства, прославляя мученичество как благородную жертву, сопровождаемую обещанием небесных наград тем, кто умрет. [25]
В 2006 году исследование, проведенное палестинским психиатром в секторе Газа, показало, что среди детей в возрасте от 12 до 14 лет 36% мальчиков и 17% девочек выразили желание стать мучениками по достижении 18-летнего возраста. [26] В 2017 году ХАМАС транслировал детскую телепрограмму в секторе Газа, в которой маленькие дети восхваляли нападения террористов-смертников и выражали желание пожертвовать собой ради освобождения Иерусалима и Палестины. В программе участвовали внуки Умм Нидал , бывшего члена парламента от ХАМАС, которая праздновала нападения террористов-смертников на израильтян. Внучка выразила гордость за действия своего отца и сказала, что надеется стать мучеником ХАМАС. [27] В ноябре 2023 года детский сад в Бейт-Авве опубликовал видеоролики, на которых изображены дети, участвующие в имитации военных учений с игрушечным оружием, убийства солдат ЦАХАЛа и имитация похорон ребенка-мученика. [28] Согласно сообщению « Еврейской хроники» , учеников в школах Газы учат математике, подсчитывая количество мучеников, погибших в ходе палестинских восстаний. [29]
Некоторые НПО берут на себя педагогическую роль; в некоторых программах дети разыгрывают сценки, основанные на людях и событиях, чтобы узнать о партизанах или мучениках того времени и выразить им почтение. Арабский ресурсный центр народного искусства (ARCPA) выпустил «Обучающий пакет Ахмада и Марьям», который представляет собой учебник, основанный на различных источниках, таких как устные истории и интервью. В учебнике рассказывается история Ахмада и Марьям, двух палестинских детей из деревни Саффурия , и их бегства в Ливан в 1948 году. Война в Палестине 1948 года изображена в карикатурах, а насилие не смягчается. В книге показано оружие, которое носят только сионисты (которых можно узнать по звезде Давида и их европейскому внешнему виду), а жители палестинских деревень не показаны сопротивляющимися. [5]
Символизм
В палестинской культуре существует традиция превращать похороны мучеников в свадьбы. [5] [15] Вместо того, чтобы представлять смерть мученика как печальное событие, палестинский миф изображает ее как свадебную церемонию, во время которой умерший символически сочетается браком с землей Палестины. Эта трансформация подчеркивает символический акт превращения похорон в свадьбу как олицетворение их коллективной борьбы и устойчивости. [15]
Финансовая поддержка
Фонд мучеников Палестинской автономии , управляемый Палестинской автономией (ПА), ежемесячно выплачивает денежные стипендии семьям палестинцев, вовлеченных в политически мотивированное насилие против Израиля, в том числе убитым, раненым или заключенным в тюрьму. Фонд также распространяет выплаты на прохожих и палестинцев, находящихся в израильских тюрьмах. В 2016 году ПА выплатила примерно 1,1 миллиарда шекелей (303 миллиона долларов США) в виде стипендий и дополнительных пособий семьям людей, которых называют «мучениками». [30] [31] [11]
В сравнительной науке
Стипендия, сравнивающая теракты-смертники в Пакистане и Палестине, показала, что признание после мученичества и прославление мучеников-смертников менее распространены в Пакистане. Палестинцы склонны собирать более обширную коллекцию устных, письменных, графических и мифических материалов, связанных с этим явлением. [32]
Культура мученичества и смерти приводит к лингвистическим искажениям. Например, лидер ХАМАС Абдель Азиз ар-Рантиси сравнил мученичество с «индустрией жизни» и заявлением Ахмада Бара , заместителя спикера Законодательного совета ПНА, о том, что «мученичество — это жизнь, жизнь, полная героизма и доблести». Эти выражения подчеркивают общий элемент прославления насилия и смерти между современными радикальными исламскими движениями и фашизмом, несмотря на их фундаментальные различия, примером чего является лозунг гражданской войны в Испании «Viva la Muerte!», или «Да здравствует смерть». [12]
См. также
- Мученичество в Иране
- Образование в Государстве Палестина
- Использование детей-смертников палестинскими военизированными группировками
- Список палестинских атак смертников
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Абуфарха, Насер (2009). Создание человеческой бомбы: этнография палестинского сопротивления . Серия «Культуры и практика насилия». Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-4428-5 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хатина, М. (2005). Теология и власть на Ближнем Востоке: палестинское мученичество в сравнительной перспективе. Журнал политических идеологий, 10 (3), 241–267. дои: 10.1080/13569310500244289
- ^ Меир Литвак (2010) «Мученичество - это жизнь»: Джихад и мученичество в идеологии Хамаса, Исследования конфликтов и терроризма, 33:8, 716–734, DOI: 10.1080/1057610X.2010.494170
- ^ Перейти обратно: а б с д Саарниваара, М. (26 сентября 2008 г.). «Кампании самоубийств как стратегический выбор: случай ХАМАС» . Полиция . 2 (4): 431. doi : 10.1093/police/pan061 . ISSN 1752-4512 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л Халили, Лалех (2007). Герои и мученики Палестины: политика национального поминовения . Кембриджские исследования Ближнего Востока. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-86512-8 .
- ^ Фиерке (2012). «Мученичество на современном Ближнем Востоке и в Северной Африке». Политическое самопожертвование: сила, тело и эмоции в международных отношениях : 216. doi : 10.1017/CBO9781139248853.011 . ISBN 9781139248853 .
- ^ Абдулрахим, Раджа; Язбек, Хиба (31 декабря 2022 г.). «Палестинцы спешат заявить о «мучениках», убитых Израилем» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ Перейти обратно: а б Уайтхед, Нил Л.; Абуфарха, Насер (2008). «Самоубийство, насилие и культурные концепции мученичества в Палестине» . Социальные исследования . 75 (2): 395–416. ISSN 0037-783X . JSTOR 40972069 .
- ^ «Словари» . Сахр . Проверено 6 января 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Беверли Милтон-Эдвардс (1996). Исламская политика в Палестине . ИБТаурис. стр. 94–95 . ISBN 978-1-86064-475-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Дафна Бурдман (2003) Образование, идеологическая обработка и подстрекательство: палестинские дети на пути к мученичеству, терроризм и политическое насилие, 15:1, 96-123, DOI: 10.1080/09546550312331292977
- ^ Перейти обратно: а б Меир Литвак (2010) «Мученичество – это жизнь»: Джихад и мученичество в идеологии Хамаса, Исследования конфликтов и терроризма, 33:8, 716–734, DOI: 10.1080/1057610X.2010.494170
- ^ Перейти обратно: а б Стюарт Дж. Кауфман (2009) Нарративы и символы насильственной мобилизации: палестино-израильский случай, Исследования безопасности, 18:3, 400–434, DOI: 10.1080/09636410903132938
- ^ «Не тот мученик | Хьюман Райтс Вотч» . 13 апреля 2010 г. Проверено 30 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Франке, Л. (апрель 2014 г.). Дискурсивная конструкция палестинского истишхадията в рамках мученичества. В «Мученичестве на современном Ближнем Востоке» (стр. 190–191, 193–195, 200). Эргон-Верлаг
- ^ ru (21 октября 2022 г.). «Двадцатая годовщина мученической гибели моджахедов Ашрафа Аль-Асмара и Мухаммада Хассанейна, героев Каркурской мученической операции » . Информационное агентство Шамс - Новости Шмс || Последние новости Палестины (на арабском языке) . Проверено 06.01.2024 .
- ^ Пьетромарки, Вирджиния. «Почему некоторые палестинские подростки в Дженине мечтают о «мученической смерти»?» . Аль Джазира . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Дарагме, Алаа (04 декабря 2017 г.). «Краткая история палестинских «плакатов мучеников» » . Порок . Проверено 11 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Абу Хашхаш, Махмуд (май 2006 г.). «О визуальном изображении мученичества в Палестине» . Третий текст . 20 (3–4): 391–403. дои : 10.1080/09528820600901008 . ISSN 0952-8822 . S2CID 219628053 .
- ^ Левитт, Мэтью. ХАМАС: политика, благотворительность и терроризм на службе джихада. Издательство Йельского университета, 2006. JSTOR, стр. 5, 135.
- ^ Гудман, Х., Ген, Б., Купервассер, Ю., Гамлиэли, Г., Бен-Дэвид, Л., ... и Инбари, П. (2017). Нож и послание: корни нового палестинского восстания. Иерусалимский центр по связям с общественностью
- ^ Кауфман, Стюарт Дж. (18 сентября 2009 г.). «Нарративы и символы насильственной мобилизации: палестино-израильский случай» . Исследования безопасности . 18 (3): 400–434. дои : 10.1080/09636410903132938 . ISSN 0963-6412 . S2CID 145722755 .
- ^ «FAQ – Ответы на часто задаваемые вопросы» . Институт образовательных медиа Лейбница | Институт Георга Эккерта . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Пост, Джеррольд М. (2009). «Переосмысление мученичества и джихада и социализация террористов-смертников» . Политическая психология . 30 (3): 381–385. дои : 10.1111/j.1467-9221.2009.00702.x . ISSN 0162-895X . JSTOR 25655402 .
- ^ Бурдман, Дафна (2003). «Образование, идеологическая обработка и подстрекательство: палестинские дети на пути к мученичеству» . Терроризм и политическое насилие . 15 (1): 96–123. дои : 10.1080/09546550312331292977 . ISSN 0954-6553 . S2CID 145352610 .
- ^ «Детское телевидение хвалит теракт, совершенный мамой-смертником в Газе — CNN.com» . edition.cnn.com . Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ «В телешоу Хамаса дети Газы восхваляют теракты-смертники» . Таймс Израиля .
- ^ «Палестинский детский сад снимает, как дети играют, сражаясь с ЦАХАЛ и становясь «мучениками» » . Таймс Израиля .
- ^ Джеффей, Джон. «В школах Газы, финансируемых Великобританией, ученики изучают математику, считая мучеников» . www.thejc.com . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «Хания ХАМАСа на фоне прекращения огня: цена свободы — палестинские мученики» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 24 ноября 2023 г. Проверено 26 ноября 2023 г.
- ^ Чен, Тяньше (июнь 2012 г.). «Расследование атак террористов-смертников Хамаса» . Журнал ближневосточных и исламских исследований (в Азии) . 6 (2): 106–120. дои : 10.1080/19370679.2012.12023205 . ISSN 1937-0679 .
- ^ Хасан, Н. (2013). Самоубийственный терроризм. В «Корнях терроризма» (стр. 41). Рутледж