Мученичество в Иране
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Концепция мученичества понимается в западном мире как преследование и отдача жизни за набор убеждений, чаще всего религиозных убеждений. Определение мученичества расширено в Иране , где мученики ( персидский : شهیدان , латинизированный : shahidân , поют. شهید shahid ) очень почитаются, включая мучеников из далекого прошлого, а также мучеников современности. В Иране шиитский ислам является религией большинства, его составляют 89% от примерно 79 миллионов жителей. [ 1 ] и является очень важной частью общественной и политической жизни. Шиитская концепция мученичества сформировалась после смерти первых мучеников шиитской веры Али и Хусейна ибн Али , а иранское общество и правительство еще больше сформировали понимание мученичества в современную эпоху. [ 2 ]
Шиитские корни
[ редактировать ]Мученичество Али и Хусейна
[ редактировать ]Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Возникновение шиитского ислама коренится в идее о том, что харизматическая и политико-религиозная власть, которой обладал Мухаммед, была передана его биологическим потомкам после его смерти в 632 году нашей эры. Таким образом, возникшие в результате претензии на законное руководство мусульманской общиной (уммой) должны были перейти в форме имамата к потомкам дочери Мухаммеда Фатимы (606–632) и ее мужа Али б. Аби Талиб (600–661). Однако политическая реальность десятилетий после смерти Мухаммеда отличалась от этого видения. [ 3 ] После смерти Мухаммеда в 632 году между последователями Мухаммеда возник разногласие относительно того, кого следует назначить преемником Мухаммеда. Мусульмане разделились на две группы: тех, кто поддерживал Абу Бакра , сподвижника Мухаммеда , и тех, кто поддерживал Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда. В конечном итоге Абу Бакр стал первым халифом, а его последователи сегодня известны как мусульмане-сунниты. Последователи Али известны как мусульмане-шииты. Абу Бакр прослужил три года и назначил Умара своим преемником в 634 году. Умар служил халифом десять лет, в течение которых он отвечал за быстрое распространение ислама посредством военных и территориальных завоеваний. После его смерти в 644 году совет исламских лидеров избрал нового халифа Усмана ибн Аффана из семьи Омейядов. Однако в 656 году сторонники Али, считавшие, что мусульманскую общину должен возглавить потомок Мухаммеда, убили Усмана и назначили Али четвертым халифом. Правление Али было омрачено многочисленными жестокими столкновениями между его сторонниками и сторонниками Муавия I , родственник Усмана и губернатор Сирии. Когда Али был убит в 661 году сторонником Муавии, он стал первым мучеником шиитской веры. У Али было два сына, Хасан ибн Али и Хусейн, которые, по мнению шиитов, продолжили борьбу своего отца разными способами. Хасан отказался от своего права на халифат в результате компромисса с Муавией, что шииты рассматривают как рациональное признание Хасаном своих собственных ограничений в то время, но Хусейн стремился восстановить халифат семье Али военными средствами. Когда Муавия умер в 680 году и его сын Язид I принял халифат, Хусейн возобновил свои усилия по восстановлению халифата. По совету сторонников в Куфе , предполагаемом оплоте поддержки шиитов, Хусейн и небольшое количество членов его семьи и сторонников отправились в Куфу, разбив лагерь в соседней Кербеле . Однако губернатор Куфы знал о присутствии Хусейна и отправил в Кербелу около 4000 солдат. После нескольких дней неудачных переговоров, поскольку Хусейн отказался признать Язида халифом, солдаты губернатора убили Хусейна и 72 его человека. Эта резня, произошедшая в 10-й день месяца Мухаррам возвел мученическую смерть Хусейна в шиитскую веру почти на мифический уровень. [ 4 ]
Культ мученичества в открытом доступе
[ редактировать ]Мухаррам и Ашура
[ редактировать ]
Концентрация иранцев на мучениках прошлого, особенно на имаме Хусейне, очевидна во время месяца Мухаррам. Первые десять дней этого месяца наполнены публичными шествиями и демонстрациями, напоминающими о страданиях Хусейна. Эти демонстрации происходят уже сотни лет. Исследователь Томас Герберт сообщил о своем путешествии в район, ныне известный как Иран, в 1650 году, и дал такое описание событий Мухаррама: «Я видел их девять дней подряд в больших толпах, на улицах, все вместе выкрикивающих Хусана. Хуссан». [ 5 ] В течение этих десяти дней скорбящие воспроизводят события в Кербеле и отдают дань уважения Хусейну и нескольким его товарищам и членам семьи, которые также приняли мученическую смерть. [ 6 ]
Мученики в наши дни
[ редактировать ]Сегодня в Иране шахидами считаются те, кто погиб в ходе революции, и солдаты, погибшие в ирано-иракской войне. К этим современным мученикам относятся с большим уважением и после их смерти. Особое отношение к мученикам начинается во время погребения, так как у мучеников особые погребальные обряды. [ 7 ] Могилы содержатся в хорошем состоянии, окружены исламскими флагами, тенистыми растениями, фотографиями умерших в рамках и резными стихами Корана. [ 8 ] Кладбища, на которых хранятся тела мучеников, приобрели черты общественного парка: семьи собираются на пикники у могил своих близких, слушая, как нанятые артисты играют музыку, декламируют стихи или читают стихи из Корана. Самым большим из этих кладбищ является Бехешт-е Захра , где есть даже театр, в котором разыгрываются драматические реконструкции сражений войны. [ 9 ] Государство делает многое, чтобы напомнить общественности о жертвоприношениях умерших даже за пределами кладбища. После ирано-иракской войны названия многих улиц и школ были изменены на имена мучеников, и эти названия сохраняются и сегодня. [ 10 ] Портреты умерших солдат включены в фрески, украшающие улицы, а изображения мучеников висят на стенах местных мечетей. [ 11 ] Музеи мучеников можно найти в большинстве крупных иранских городов. [ 12 ] Есть даже несколько лагерей, куда дети мучеников ирано-иракской войны могут пойти, чтобы узнать о жертвах своих отцов и спеть песни революции. [ 13 ] Кроме того, темы мученичества присутствуют в детских учебниках с самого раннего возраста: до 10 процентов текстов посвящены темам смерти и мученичества. [ 14 ]
Социальная мобильность
[ редактировать ]Хотя потеря близкого человека, несомненно, является трагическим и тревожным событием для семьи, о семьях шахидов в Иране хорошо позаботились. Наличие в семье мученика означало для многих семей немедленную и постоянную социальную мобильность . Потеря сына на войне была знаком уважения, а публичные демонстрации в честь мучеников сохраняли в обществе память о потере семьи. [ 15 ] Даже помимо социальной поддержки общества, семьи мучеников получили определенные ощутимые блага. Большой процент мест во многих школах был зарезервирован для детей мучеников, и наличие мученика в семье давало претенденту на работу преимущество перед другими претендентами. [ 16 ] Семьям мучеников войны в случае смерти ребенка были вручены свидетельства о мученической смерти, которые давали им скидки на продукты и одежду. [ 17 ] Общества были созданы с единственной целью - помочь семьям мучеников или «живым мученикам», получившим ранения во время ирано-иракской войны. Однако некоторые семьи жаловались, особенно позже, во время ирано-иракской войны, на то, что их жертвы все чаще игнорируются, а пожертвования, предназначенные для семей мучеников, уменьшаются. [ 18 ]
Политизация мученичества
[ редактировать ]Революция
[ редактировать ]
Концепция мученичества в иранском обществе сыграла важную роль в крупных политических конфликтах прошлого столетия. Во время иранской революции 1979 года революционные лидеры, такие как аятолла Рухолла Хомейни, по-новому интерпретировали события Кербелы как борьбу против угнетения. [ 19 ] используя этот нарратив для укрепления решимости народа противостоять тогдашнему лидеру Ирана шаху Мохаммаду Резе Пехлеви . Аятолла Хомейни много раз упоминал Кербелу и мученичество в своих речах, особенно в речи, произнесенной накануне отъезда шаха из Ирана: «[Хусейн] учил нас, что если тиран деспотически правит мусульманами в любую эпоху, мы должны восстать против него». [ 20 ] Хомейни назвал шаха «Езидом нашего времени». [ 21 ] имея в виду халифа времен Хусейна, солдаты которого были ответственны за резню в Кербеле. Популярные лозунги также отражают важность символов мученичества, например, лозунг, который часто можно увидеть на баннерах: «Каждая земля — Кербела, каждый месяц — Мухаррам, каждый день — Ашура». [ 22 ] Поэтому революционеры считали мучениками тех, кто погиб от рук шахской тайной полиции, особенно тех, кто погиб во время резни в Черную пятницу (ссылка), столкновения между правительственными войсками и мирными протестующими, которое привело к гибели около 100 человек. Готовность революционеров умереть за свое дело во имя мученичества была мощным инструментом в свержении шаха. Крупные столкновения с полицией часто происходили в течение 40-дневного цикла, поскольку иранская традиция требовала 40-дневного траура, заканчивающегося публичными поминальными шествиями по погибшим. Таким образом, мемориальные шествия мучеников революции превратились бы в марши протеста, которые привели бы к новым столкновениям с полицией и большему количеству смертей, запуская цикл заново и увеличивая число участников и, следовательно, силу революции. [ 23 ] Кроме того, люди, участвующие в этих маршах протеста, иногда носили во время марша белые погребальные ткани, чтобы показать свою готовность умереть мученически за это дело. Символика мученичества стала объединяющим фактором революции и связала события того времени с одним из самых важных исторических повествований в иранской культуре — резней в Кербеле и мученической смертью Хусейна.
Ирано-иракская война
[ редактировать ]
Определение мученика еще больше расширилось во время ирано-иракской войны с 1980 по 1988 год. [ 24 ] Чрезвычайно дорогостоящая и разрушительная война между страной, контролируемой суннитами (Ирак) и страной, контролируемой шиитами (Иран), имела несколько параллелей с событиями в Кербеле, что привело к дальнейшей эксплуатации иранского почитания мученичества. Ирак при Саддаме Хусейне рассматривался как суннитский агрессор против шиитского народа и поэтому взял на себя роль нового Язида в иранском политическом дискурсе. Иранские лидеры решительно подчеркивали сходство между Кербелой и войной с Ираком, чтобы сохранить общественную поддержку войны и обеспечить постоянный приток солдат-добровольцев. Число погибших было высоким: только на иранской стороне погибло около двухсот тысяч человек. [ 25 ] Чтобы поощрить добровольцев, религиозные лидеры расширили определение мученика, объявив, что все погибшие на войне должны считаться мучениками за страну и, следовательно, за ислам. Духовный режим прославлял даже иранских солдат-немусульман, которые пожертвовали собой при исполнении служебных обязанностей. Например, Мехрдад Нахраванд, пилот зороастрийских ВВС из города Горган , который намеренно врезался на своем самолете F-4 в колонну иракских танков после того, как его сбили, был восхвален как «мученик», несмотря на его религию и статуи в его честь. были построены в его родном городе. Похожий случай произошел с Ардеширом Эсфандпуром, зороастрийским пилотом вертолета из города Миане , который после того, как его сбили в тылу врага в бою под Иламом , умышленно вызвал авиаудар по своей позиции, которую захватывали иракцы. Или Хошанг Ноуширванян, бедный зороастрийский плотник из города Йезд , который был призван в саперный батальон и в одиночку атаковал иракский танк, чтобы спасти своего командира, для чего городской совет Йезда заказал ему название улицы. [ 26 ] Даже тех, кто не погиб в бою, но был ранен, называли живыми мучениками, однако эта должность не приносила такой социальной мобильности, как семьи погибших. [ 27 ] Кроме того, иранские лидеры будут проводить параллели между войной и событиями в Кербеле. В качестве одного запоминающегося примера иранское государственное телевидение сообщило о семидесяти двух погибших в результате особенно кровавого взрыва в Иране. Хотя на самом деле число погибших было выше, это сфабрикованное число соответствовало числу последователей Хусейна, замученных в Кербеле. [ 28 ] Сражения назывались Кербела Два, Три и так далее. Актеров нанимали на роль Скрытого Имама перед опасными сражениями, призывающего солдат участвовать в самоубийственных миссиях. [ 29 ] Лозунги на рубашках солдат гласят: «Имам Хомейни дал мне особое разрешение войти в рай». [ 30 ] Для неженатых, погибших на войне, над могилами ставили свадебные столы - традиция, возникшая после смерти Касима, товарища Хусейна в Кербеле, который был убит незадолго до свадьбы и чье тело было помещено в палатку. где он собирался жениться. [ 31 ] Этот акцент на жизни после смерти и сравнение с мученической смертью Хусейна, одной из самых важных фигур в шиитском исламе, предоставили иранскому государству добровольцев для атак «волной волны», когда молодые люди атаковали фронты практически без защиты. Часто мученичество означало самоубийственные миссии на поле боя, как, например, знаменитый пример 13-летнего мальчика Мохаммеда Хоссейна Фахмиде, который привязал к своему телу взрывчатку и побежал под иракский танк. Подобные действия получили широкую огласку и восхвалялись как мученичество.
Иранское зеленое движение
[ редактировать ]
После переизбрания президента Махмуда Ахмадинежада в 2009 году вспыхнули протесты по поводу действительности голосования и возможности фальсификации результатов голосования, что привело к тысячам арестов и почти сотне смертей. Во время этих протестов, которые стали известны как Иранское зеленое движение , тема мученичества была возвращена антиправительственными протестующими как форма «светского мученичества». Активисты зеленой революции 2009 года начали называть погибших во время протестов «мучениками». Важным примером является Неда Ага-Солтан, молодая студентка, которую застрелили во время протеста. Видео ее смерти распространилось по всему миру, а ее изображение стало символом сопротивления, используемым для получения международной политической поддержки. Тот факт, что ее имя, Неда, на персидском языке означает голос или зов, также был важен, поскольку оно представляло собой призыв к мученичеству за дело. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» . Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ Гёльц, «Мученичество и мужественность в воюющем Иране. Парадигма Кербелы, героические и личные аспекты войны». , Бегемот 12, нет. 1 (2019): 35–51.
- ^ Гёльц, «Мученичество и мужественность в воюющем Иране. Парадигма Кербелы, героические и личные аспекты войны». , Бегемот 12, нет. 1 (2019): 35–51, 40.
- ^ Хальм, Хайнц 1997 Шиитский ислам; от религии к революции. Принстон, Нью-Джерси. Издательство Маркуса Вайнера. стр. 4-16
- ^ Хальм, Хайнц 1997 Шиитский ислам; от религии к революции. Принстон, Нью-Джерси. Издательство Маркуса Вайнера. стр. 45
- ^ Хальм, Хайнц 1997 Шиитский ислам; от религии к революции. Принстон, Нью-Джерси. Издательство Маркуса Вайнера. стр. 62
- ^ Камалхани, Захра , 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета. стр. 70
- ^ Камалхани, Захра, 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета.
- ^ «Внутри Ирана – мученики никогда не умирают | Террор и Тегеран | FRONTLINE | PBS» . ПБС .
- ^ Камалхани, Захра, 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета. стр. 81
- ^ Камалхани, Захра, 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета. стр. 79
- ^ Время (журнал)
- ^ «Внутри Ирана – мученики никогда не умирают | Террор и Тегеран | FRONTLINE | PBS» . ПБС .
- ^ Фарсун, Самих и Мехрдад Машаехи, 1991. Политическая культура в Исламской Республике. Лондон, Великобритания. Рутледж.стр. 172
- ^ Камалхани, Захра, 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета. стр. 71
- ^ Камалхани, Захра, 1998. Женский ислам. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Издательство Колумбийского университета. стр. 79
- ^ Рейтер, Кристоф 2004 Моя жизнь - оружие. Принстон, Нью-Джерси. Издательство Принстонского университета. стр. 45
- ^ Рейтер, Кристоф 2004 Моя жизнь - оружие. Принстон, Нью-Джерси. Издательство Принстонского университета. стр. 50
- ^ Гёльц, «Мученичество и мужественность в воюющем Иране. Парадигма Кербелы, героические и личные аспекты войны». , Бегемот 12, нет. 1 (2019): 35–51, 43–46.
- ^ Рам, Хаггей, 1994. Миф и мобилизация в революционном Иране: использование пятничной общинной проповеди . Вашингтон, округ Колумбия. Издательство Американского университета. стр. 68
- ^ Рейтер, Кристоф 2004 Моя жизнь - оружие . Принстон, Нью-Джерси. Издательство Принстонского университета. стр. 43
- ^ Рейтер, стр. 42
- ^ Рейтер, стр. 39
- ^ Гёльц, «Мученичество и мужественность в воюющем Иране. Парадигма Кербелы, героические и личные аспекты войны». , Бегемот 12, нет. 1 (2019): 35–51, 35.
- ^ "Реальная статистика мучеников войны: 190 или 220 тысяч человек?" .
- ^ Рам, стр. 70
- ^ Рейтер, стр. 47
- ^ Рам, стр. 72
- ^ Тахери, Амир, 2009 г. Персидская ночь: Иран в условиях хомейнистской революции . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. Книги встреч. стр. 87
- ^ Рейтер, стр. 47
- ^ Рейтер, стр. 48
- ^ Время (журнал)