Враг народа (фильм, 1978 г.)
Враг народа | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза | |
Режиссер | Джордж Шефер |
Написал | Александр Джейкобс из Артура Миллера экранизации Генрика Ибсена по пьесе |
Продюсер: | Джордж Шефер |
В главных ролях | Стив МакКуин Чарльз Дёрнинг Биби Андерссон |
Кинематография | Пол Ломанн |
Под редакцией | Шелдон Кан |
Музыка | Леонард Розенман |
Производство компания | |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 103 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Язык | Английский |
Бюджет | 2,5 миллиона долларов [ 1 ] |
«Враг народа» — американский драматический фильм 1978 года режиссера Джорджа Шефера , основанный на экранизации Артуром Миллером 1950 года Генрика Ибсена 1882 года пьесы . В фильме снимались Стив МакКуин в главной роли учёного Томаса Стокмана, Чарльз Дёрнинг в роли его брата Питера и Биби Андерссон в роли его жены Кэтрин. [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Бросать
[ редактировать ]- Стив МакКуин в роли Томаса Стокманна
- Чарльз Дёрнинг в роли Питера Стокманна
- Биби Андерссон в роли Кэтрин Стокманн
- Эрик Кристмас в роли Мортена Киила
- Майкл Кристофер, как Ховстад
- Ричард Дайсарт, как Аслаксен
- Майкл Хиггинс, как Биллинг
- Ричард Брэдфорд, как капитан Форстер
- Хэм Ларсен в роли Мортона Стокманна
- Джон Левин в роли Эйлифа Стокманна
- Робин Пирсон Роуз в роли Петры Стокманн
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Томас Стокманн — врач и учёный-любитель из небольшого безымянного норвежского городка. Город ожидает значительного роста туризма благодаря лечебным свойствам близлежащих источников, но Стокманн обнаружил, что они загрязняются отходами городского кожевенного завода и вызывают серьезные проблемы со здоровьем. Он пишет статью для местной газеты « Мессенджер» , разоблачая заражение, но брат Стокманна Питер, мэр города, запугал сотрудников и заставил их прекратить публикацию. Питер предлагает компромисс: он будет использовать доходы источников для осуществления изменений, которых хочет его брат, если Томас будет хранить молчание. Но врач отказывается на том основании, что его не заставят замолчать только за то, что он сказал непопулярную правду.
Томас созывает публичное собрание, чтобы изложить свою точку зрения, но его сильная личность в сочетании с тем, что его брат организует критиков, чтобы кричать и издеваться над ним, приводит к тому, что горожане рассматривают его как самодовольного шута, которого не заботит благополучие города. Некогда уважаемая семья Стокманн становится изгоем: Томаса заносят в черный список с возможностью дальнейшей работы в городе, его дочь Петра теряет работу учительницы, а в окна их дома забрасывают камнями. Однако члены семьи Томаса остаются верными ему и отказываются от рекомендации Питера иммигрировать в Америку. Вместо этого они решают остаться и дождаться, пока открытие Томаса будет подтверждено вовремя. Когда они празднуют свое решение, в окна падает новый град камней.
Производство
[ редактировать ]После работы над «Адом ввысь» МакКуин стал одной из самых высокооплачиваемых кинозвезд в мире. Тем не менее, он отсутствовал в кино четыре года. Хотя за этот период он получил несколько предложений, у него были высокие требования к заработной плате, и он настоял на том, чтобы его жена Али МакГроу работала с ним. Среди проектов, которые не были реализованы для пары в этот период, были «Жена Деаджума» с продюсером Эллиотом Кастнером , «Война в округе Джонсон» с режиссером Майклом Виннером (в конечном итоге созданная Майклом Чимино как рая» « Врата ) и «Бетси» с Лоуренсом Оливье . Он также наложил вето на участие МакГроу в фильме «Небеса могут подождать» и либо отказался, либо отказался от ролей в фильмах «Мост слишком далеко» и «Апокалипсис сегодня» (МакКуину предлагали роль капитана Уилларда с зарплатой в 1,5 миллиона долларов, но затем он потребовал 3 миллиона долларов за меньшая роль полковника Курца ). Устав от бездействия, но не желая снижать свои требования к основной работе, МакКуин взял на себя незарегистрированную роль каскадера в фильме категории B. Дикси Динамит за 175 долларов в неделю. [ нужна ссылка ]
В этот период МакКуин заинтересовался адаптацией Миллером пьесы Ибсена, рассматривая это как возможность бросить вызов своему крутому парню из боевика и получить больше похвал за свои актерские способности, вернувшись к своим классическим актерским корням. он использовал свою собственную компанию Solar Productions Для создания фильма через First Artists студию и дистрибьютора Warner Bros. и был признан исполнительным продюсером, получая гораздо меньшую зарплату, чтобы заинтересовать
По словам анонимного источника того времени:
Сначала мы подумали, что это шутка. Как будто Джон Бэрримор на пике своей карьеры решил сыграть Тарзана . Все знают, что Стив не любит произносить много строк; пьеса Ибсена — не что иное, как диалог. Мы думали, что он пытается заставить First Artists расторгнуть с ними контракт. [ 1 ]
По словам его тогдашней жены Али МакГроу:
Он не хотел устраивать еще одну перестрелку. Стив представляет собой сочетание всего того, чем мир считает его: мачо, жесткого и бесчувственного. Но он также самый чувствительный человек, которого я знаю. Он начал читать: Чехов, Стриндберг, Гоголь, масса людей. Враг народа коснулся его. [ 1 ]
Маккуин обратился к Шеферу с просьбой стать режиссером в мае 1976 года. Режиссер сказал: «Все, что я знал о нем, это то, что его персонаж на экране ездит на мотоциклах, но Стив настроен серьезно. В жизни наступает момент, когда ты не хочешь играть молодых бако. Я сказал, что картина не может быть создана для того, чтобы защитить его слабую игру. Он сказал, что абсолютно согласен». [ 1 ]
Кастинг
[ редактировать ]Первоначально Маккуин хотел, чтобы МакГроу сыграла роль Кэтрин Стокманн, но отношения пары испортились. В 1978 году МакГроу покинула МакКуина, чтобы работать с Сэмом Пекинпой над «Конвоем» , ее первым фильмом после «Побега» . шведская актриса Биби Андерссон В конечном итоге на роль была выбрана . Никол Уильямсон изначально был выбран на роль Питера Стокманна, но отказался от участия, и Чарльз Дёрнинг на замену был приглашен .
Съемки
[ редактировать ]Съемки начались 30 августа 1976 года, после трехнедельной репетиции. [ 7 ] Позже Чарльз Дёрнинг вспоминал: «После первой недели репетиций [МакКуин] думал, что готов приступить к съемкам. Это не так, и после второй недели репетиций он знал, что это не так. три недели». [ 1 ]
МакКуин с головой погрузился в фильм, дошел до того, что создал свой грим на фотографиях из шведской постановки пьесы 1902 года, лично наблюдал за постройкой декораций и придерживался длинной кульминационной речи пьесы, хотя это шло вразрез с молчаливый стиль, который был его визитной карточкой. Первоначально бюджет фильма был заложен в 2,5 миллиона долларов, но он превысил 3 миллиона долларов.
Выпускать
[ редактировать ]«Враг народа» был снят в 1976 году и был готов к показу в начале 1977 года. [ 1 ] но, в конце концов, имел лишь очень ограниченный театральный прокат.
Студия Warner Bros. не знала, как продвигать фильм, поскольку многословный исторический фильм не соответствовал ожиданиям от признанной звезды боевиков - МакКуин был почти неузнаваем в этой роли с бородой и длинными волосами. Плакат, выпущенный для продвижения фильма, окружал образ МакКуина в роли Стокмана с иллюстрациями из его более известных предыдущих ролей, в том числе «Дока» Маккоя из «Побега» , Джейка Холмана из «Песчаных камешек » и Фрэнка Буллита из «Буллита» . Также была выпущена лобби -карта , в которой не было изображений из фильма, а использовались положительные отзывы тестовых показов.
Фильм пролежал на полке год, прежде чем в марте 1978 года его предварительно выпустили в прокат в студенческих городках; он показал плохие результаты и был быстро отозван. Его показали на Всемирном кинофестивале в Монреале в августе 1978 года. [ 8 ] Маккуин продвигал фильм, прочитав часовую лекцию в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе под названием «Гений Ибсена». [ нужна ссылка ] но запланированный на октябрь 1978 года национальный выпуск был отменен.
Однако 11 июня 1980 года состоялась случайная премьера фильма в двух автокинотеатрах, принадлежащих сети Essaness : в Хаммонд Твин в Хаммонде, штат Индиана , и в автомагистрали I-80 в Тинли-Парке, штат Иллинойс. , [ 9 ] в 22:45 по центральному летнему времени , перед Клинта Иствуда комедией «Бронко Билли» . [ 10 ] Представитель Warner Bros. в Чикаго посетовал на ситуацию, заявив:
Это была ошибка. Кинотеатрам нужен был фильм для наполнения своих программ, и один из наших заказчиц посмотрел на свой лист и дал им «Враг народа» . Этого не должно было случиться. Изначально мы пытались собрать несколько кинотеатров для широкого проката картины, но пока ни один кинотеатр не проявил к ней никакого интереса. В последнее время мы хотели бы отдать его на пару недель в артхаус, но желающих по-прежнему нет. Тем не менее, это был неправильный способ опубликовать картину. [ 10 ]
МакКуин вернулся на более знакомую территорию для своих следующих (и, в конечном итоге, последних) двух фильмов: вестерна « Том Хорн » и боевика «Охотник» .
Даже после короткого проката в кинотеатрах фильм «Враг народа» оставался малоизвестным и не выпускался на домашних носителях до 2009 года, когда Warner Bros. выпустила его на DVD по требованию через свое подразделение цифрового распространения . [ нужна ссылка ]
Прием
[ редактировать ]Из-за крайне ограниченного выпуска «Враг народа» был включен в несколько современных обзоров. В отрицательном обзоре Найджел Эндрюс из Financial Times написал: «Маккуину удается одновременно выглядеть совершенно неуместно и показывать лучшую игру в фильме. Большинство его коллег-актеров кажутся мертвыми на глазах». [ 11 ]
В том же духе Джин Сискел из « Чикаго Трибьюн» писал: «МакКуин неплох в фильме. Даже с бородой и бабулиными очками, его пронзительные голубые глаза говорят со страстью, равной словам Ибсена. внешний вид фильма и его неуклюжая режиссура Джорджа Шефера. В фильме создается впечатление пустой любительской пьесы по телевидению. У Шефера есть странная привычка заканчивать слишком много сцен милыми репликами». [ 10 ]
Голосование. в журнале Variety заявили, что «режиссер Джордж Шефер делает все возможное, чтобы устранить обычное скучное блокирование снятых пьес, но ему подрезает очевидная ошибка МакКуина ... Дисбаланс не был бы таким явным, если бы Чарльз Дёрнинг не был так великолепен в этой роли. без адекватного присутствия, чтобы уравновесить доминирование Дёрнинга в разбирательстве, «Враг» тонет в море словоблудия». Он также чувствовал, что сценарий носит «проповеднический характер» и «снисходителен к аудитории». [ 8 ]
Стэнли Кауфманн из The New Republic написал, что его это не особо заботит, и он обнаружил, что выступлений Дёрнинга и МакКуина не хватает. [ 12 ]
Джанет Маслин из The New York Times , написавшая о фильме в 1981 году, после смерти МакКуина, была столь же беспощадна:
Вот нетипичная, не слишком удачная игра актера, который всегда был интересен, даже когда его работа была столь ошибочной, как здесь. «Враг народа» … не так уж и ужасен, но, вероятно, были и школьные постановки пьесы, которые были столь же компетентны. Тем не менее, присутствие г-на МакКуина придает фильму определенную привлекательность. Даже его внешность, нетипично волосатая и пустая, помогает сделать фильм скорее курьезом, чем провалом...
Как и большинство актеров, ... мистер МакКуин здесь очень американец, и ему очень неловко вести диалог. Сценарий Александра Джейкобса во многом основан на адаптации пьесы Артуром Миллером, но во всех случаях, кроме случая мисс Андерссон, прочтение настолько высокопарное, что лишает пьесу эмоций. Невозможно смотреть фильм и не ощущать, что происходит игра в переодевания....
не так уж много искры В «Враге народа» , но в то же время он никогда не звучит совершенно неправильно. Было бы неудивительно, если бы кинозвезда такого уровня, как мистер Маккуин, спокойно экспериментировала с таким престижным, но маловероятным материалом в мастерской где-нибудь на сцене. На экране это усилие столь же хрупкое и неопределенное, но, возможно, более неожиданное. [ 3 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж АЛЖАН ХАРМЕТЦ (15 апреля 1979 г.). «Стив Маккуин поддерживает Ибсена, но Голливуд нет: Маккуин поддерживает Ибсена, но Голливуд нет». Нью-Йорк Таймс . п. Д1.
- ^ РМ (11 сентября 2012 г.). «Враг народа» . Тайм-аут . timeout.com . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б Маслин, Джанет. «Враг народа (1978)» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Враг народа» . britannica.com . Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ «Бутлег-файлы: «враг народа» » . Фильм Угроза . 28 октября 2005 г. Проверено 23 февраля 2014 г.
- ^ Сент-Шарнез, Кейси. Полное собрание фильмов Стива МакКуина . Цитадель Пресс, 1992, с. 218-224
- ^ Килдей, Грегг. (2 августа 1976 г.). «КИНОКЛИПЫ: МакКуин сыграет главную роль в фильме «Враг» ». Лос-Анджелес Таймс . п. е6.
- ^ Jump up to: а б Голосование. (30 августа 1978 г.). «Кинообзоры: Враг народа». Разнообразие . п. 28.
- ^ Реклама Essaness, рекламирующая двойные показы фильма и Бронко Билли.
- ^ Jump up to: а б с Сискель, Джин (25 июня 1980 г.). «Дебют МакКуина в «Enemy» оказался неудачным» . Чикаго Трибьюн .
- ^ Эндрюс, Найджел (22 сентября 1978 г.). «Улыбающееся лицо женщины» . Файнэншл Таймс . п. 17.
- ^ «Сводка новостей конца лета» . Новая Республика . Проверено 28 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- фильмы 1978 года
- Драматические фильмы 1978 года
- Англоязычные фильмы 1970-х годов
- Американские драматические фильмы
- Американские фильмы по пьесам
- Фильмы об учёных
- Фильмы по произведениям Артура Миллера
- Фильмы по произведениям Генрика Ибсена
- Фильмы Джорджа Шефера
- Фильмы, написанные Леонардом Розенманом
- Фильмы, действие которых происходит в Норвегии
- Фильмы, действие которых происходит в 19 веке.
- Первые фильмы художников
- Фильмы Warner Bros.
- Американские фильмы 1970-х годов
- Англоязычные драматические фильмы