Multnomah People
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( сентябрь 2014 г. ) |
Малтнома - это племя чинукан , которые живут в районе Портленда, штат Орегон , в Соединенных Штатах . [ 1 ] Деревни Малтнома были расположены по всему бассейну Портленда и по обе стороны реки Колумбия . Малтнома говорит на диалекте верхнего Чинукана языка в семье Орегона Пенутиан .
История
[ редактировать ]Мултнома - это группа народов Чинукана , которые первоначально проживали на острове Сови в Орегоне. [ 2 ] Малтнома и связанные с ними племена Клакамаса жили в серии деревень вдоль реки возле устья реки Уилламетт на реке Колумбия (в начале 19 -го века Уилламетт также называли «Мултнома»). По словам археологов , в деревнях в этом районе были проживание около 3400 человек круглый год, и целых 8000 во время рыбалки и ваппато-выстрелы в ваппато (Wappato-это растение, выращиваемое на болотах, например, картофель или лук и основная пища ).
В 1830 году болезнь, как правило, была малярией, опустошила деревни Малтнома. [ 2 ] В течение пяти лет деревня Кэтлапотл была заброшена и была кратко заселена племенем Коулиц . Люди Малтнома были почти уничтожены к 1834 году из -за вспышек малярии и оспы . С оставшимися людьми, оставшимися только в 1910 году, оставшиеся люди были переведены в общину Гранд Ронд , которая также расположена на северо -западе Орегона. [ 3 ]
Расположение
[ редактировать ]В 1854 году округ Малтнома стал официальной частью Орегона. [ 4 ] Люди Малтнома находились в сегодняшнем округе Малтнома, но, в частности, они населяли остров Сови на реке Колумбия . Королевым термином для острова Сови был остров Ваппату. Мултнома люди разделили остров Сови с другими племенами Чинук под коллективным названием «Катласканы». [ 5 ] Кроме того, люди в Мултноме считались «верхним чинуком» и говорили на языке Wasco-Wishram. [ 6 ]

Одна из более крупных деревень, Кэтлапотле, была расположена в современном округе Кларк, штат Вашингтон, в слиянии реки Льюис с рекой Колумбия, и в 1805 году посетил экспедицию Льюиса и Кларка. Согласно их журналам, Льюис и Кларк обнаружили 14 домов в деревне, большинство из которых варьируются от 14 до 20 футов (4,3 м на 6,0 м) до примерно 40 на 100 футов (12 м на 30 м). Они сообщили, что в деревнях жили около 900 человек. Cathlacomatup был группой Multnomah, которая проживала вдоль канала Multnomah на входе Wappatoo. [ 8 ] Льюис и Кларк вступили в контакт с Cathalacomatup в 1805 году. [ 9 ] [ 10 ]
Шеф Малтнома
[ редактировать ]Люди Малтнома получили свое имя от своего начальника. Тем не менее, существование их великого вождя по имени Малтнома было готово для дебатов. Другие коренные американские племена в районе долины реки Колумбия говорили о нем в их устной истории , в то время как историки штата Орегон отклонили его как миф. [ 11 ] Следовательно, существуют противоречивые доказательства того, был ли он реальным. У исторического общества в Орегоне было много президентов в течение 1900 -х годов, которые уволили его как только вождю. Однако, помимо устных описаний его, были сочинения, включая газеты и журналы, которые указывают на то, что он действительно был реальным. [ 11 ]
Малтнома был начальником племен, начиная с большей части Тихоокеанского северо -запада от Орегона до Канады плем. военных , и в течение его 40 лет власти он был начальником Уилламеттов, а также вождем от его станции на том, что сегодня известно как остров Сови . [ 11 ]
Энн Фултон, профессор истории в государственном университете Портленда , обнаружила и собрала большую часть того, что известно о главной Мултноме из многих письменных историй. Она задокументировала это в своей статье «Восстановление Ихкакманы: вождь по имени Малтнома» . Она надеялась принести больше осознания его существования. Особые счета поступили от таких людей, как Уильям Таппан и доктор Элайджа Уайт, оба агента индийских племен. [ 11 ] Многие словесные и письменные отчеты Главного Малтнома были похожи. Его высоко ценили, и многие заявили, что, хотя он был вождем воина, его очень уважали среди его народа.
Считается, что конец правления вождя Малтнома произошел с извержением горы Гуда в 1780 -х годах. [ 11 ] В 1792 году капитан Джордж Ванкувер и его команда не сталкивались с начальником Малтномы по своей экспедиции, согласно их записям, однако, позже в 1805 году, когда Льюис и Кларк достигли острова Сови, которые они написали о «Мулноме». [ 11 ] Это ссылалось на главную Мултному, а также группу племен, которые составляли его народ.
Культура
[ редактировать ]Дома Малтномы, как и другие народы Чинукана , были в основном длинными годами, сделанными из Redcedar западных досок . Размер дома зависел от богатства владельца, причем более крупные дома предоставляют жилые помещения до 100 человек. В каждом доме в определенной семье была отдельная кабинка, разделенная ткаными ковриками. У каждой семьи был свой огонь, и семьи также разделяли общий центральный огонь в семье.
Диета Multnomah включала лосося , угри , осетр , лось , водные птицы и особенно вапато .
Легенды
[ редактировать ]Заявление о земле и названии
[ редактировать ]Жанны Эдера» В одной легенде, описанной в «Мосте Бога , имя для людей Малтнома пришло из спора между двумя братьями. [ 12 ]
Согласно версии истории Эдера, Великий Дух, который не поддерживал физической формы, заботился о народе мира. Хотя все были довольны, два брата не были удовлетворены. Великий дух привел братьев и сестер на вершину горы, которая выходила на их землю. Он велел братьям стрелять в стрелу в противоположных направлениях, и великий дух позволил каждому брату претендовать на свою землю и главную капюшону в зависимости от того, где приземлились их стрелы.

То, что сейчас называется рекой Колумбия, стало разделительной границей между требованиями земли двух братьев. Стрела первого брата приземлился в долине Уилламетт , где он стал главной мультиномой мультиномы. Вторая стрела приземлилась к северу от реки в современном округе Кликитат, где он стал начальником народа Кликитата.
Легенда о водопаде Малтнома
[ редактировать ]
Согласно Legend Wasco, дочь вождя Малтнома пожертвовала собой Великому Духу с вершины Фолс Малтнома . Племена вдоль реки Колумбия отпраздновали брак дочери вождя с соседним племенем. Однако счастье длилось недолго, до того, как область испытала болезнь, которая повлияла на все племена вдоль реки. Человек из медицины утверждал, что великий дух сказал ему, что все племя умрет, если дух не получит жертву; Жизнь дочери вождя. Шеф не допустит этого, но когда дочь увидела, что болезнь влияет на ее близких, она охотно ушла посреди ночи, чтобы пойти на вершину утеса с видом на реку Колумбия. Она бросилась со скалы. Когда вождь нашел тело своей дочери, он молился Великому Духу за знак того, что ее дух был в порядке. Вода начала выливаться из скалы и стала известна как водопад Малтнома. [ 13 ]
Мултнома сегодня
[ редактировать ]Большинство людей, которые все еще живы сегодня, проживают в федерации Гранд Ронд и в Индийской резервации Уормира , но Мулнома больше не существует как отдельное племя или народ.
Название "Multnomah"
[ редактировать ]Многие места на северо -западе Тихого океана могут аккредитовать свои имена для людей Малтномы. Округ Малтнома принимает свое обозначение от этого слов коренных американцев. Его также можно найти в названиях Атлетического клуба Малтнома, Малтнома -Фолс, Деревня Малтнома и статуи главного Мултнома в Портлендском парке. [ 11 ]
Произведение искусства
[ редактировать ]Расположенный в Портленде, штат Орегон , штат Вашингтон -парк, показывает статую главной Мултномы под названием « Приход белого человека» . Бронзовая статуя была построена в 1904 году скульптором Хермоном Аткинсом Макнейлом . [ 14 ] Он черпал вдохновение из популярности книжного моста богов Фредерика Балча: романтики индийского Орегона , который взял истории, которые Балч слышал от коренных американцев, когда рос и украсил их. [ 11 ] Статуя включает в себя двух коренных американцев, которые смотрят на восток вдоль тропы Орегона . Двое мужчин смотрят свысока на маршрут, который команды OX, выезжающие, приводя поселенцев в западные Соединенные Штаты. Говорят, что старшие из двух мужчин - главная мультинома людей Малтнома. Статуя была пожертвована городу Портленд от потомков Дэвида П. Томпсона. Макнил отправился на другие статуэтки вождя Малтнома.
Вдохновение и название этой скульптуры поступают от Мериватера Льюиса и Уильяма Кларка экспедиции по всей территории Соединенных Штатов. В 1805 году, прибыв в Орегон, Льюис и Кларк встретились с деревней. Мужчины описали деревню коренных американцев, которые были известны как «мульнома», расположенная на острове Сови , и первоначально они называли реку Уилламетт -Уилламетт «Мулкнома». [ 11 ]
Шеф Малтнома была также изображена на открытках льна в течение 1900 -х годов, около 1930 и 1945 годов. Он показан в красочной традиционной одежде. Печать в настоящее время является частью коллекции Tichnor Brothers из Бостонской публичной библиотеки . Он является частью серии открыток, связанных с Орегоном и опубликованной Angelus Commercial Studio of Portland, штат Орегон. [ 15 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Руби, Роберт; Джон А. Браун (1992). Руководство по индийским племенам тихоокеанского северо -запада . С.201: Норман: Университет Оклахома Пресс.
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение ( ссылка ) - ^ Jump up to: а беременный «Малтнома (Индийская деревня острова Сови)» . www.oregonencyclopedia.org . Получено 2024-01-03 .
- ^ National Geographic. "Multnomah Indians" . National Geographic . Национальное географическое общество. Архивировано из оригинала 17 февраля 2015 года . Получено 3 мая 2016 года .
- ^ Холман, Фредерик (1910). "Орегонские округа". Ежеквартально Орегонского исторического общества . 11 (1): 1–81. JSTOR 20609818 .
- ^ Скулер, Джон (1848). «О индийских племенах, населяющих северо-западное побережье Америки». Журнал Этнологического общества Лондона . 1 : 228–252. doi : 10.2307/3014088 . JSTOR 3014088 .
- ^ Манколл, Питер (2011). Чинук; Энциклопедия истории коренных американцев . Нью -Йорк: Виртуальная справочная библиотека Гейла. п. 159
- ^ «Геологическая служба США» .
- ^ Николас Дж. Санторо (12 января 2009 г.). Атлас индийских племен Северной Америки и столкновение культур Iuniverse. П. 78. ISBN 978-1-4401-0795-5 Полем Получено 19 ноября 2012 года .
- ^ «Народы Слау: индейцы вапато» . Центр истории реки Колумбия. Архивировано из оригинала 13 мая 2016 года . Получено 20 ноября 2012 года .
- ^ Мериватер Льюис; Уильям Кларк (1902). История экспедиции капитанов Льюиса и Кларка, 1804-5-6: переиздано из издания 1814 года . AC McClurg & Co. p. 235 . Получено 19 ноября 2012 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Steineger, Мелисса. «Погоня за мифом в Мултнома» . Портлендский государственный университет . Портлендский государственный журнал . Получено 1 июня 2021 года .
- ^ Eder, Jeanne (2001). «Мост богов». Границы: журнал исследований женщин . 22 (3): 57–60. doi : 10.2307/3347240 . JSTOR 3347240 .
- ^ «Легенды коренных американцев; легенда о водопаде Малтнома» .
- ^ «История» . Исследуйте Вашингтон Парк . Вашингтон -парк Ассоциация управления транспортом . Получено 3 мая 2016 года .
- ^ «Шеф Малтнома» . Получено 2016-05-03 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Руби, Роберт Х.; Джон А. Браун (1992). Руководство по индийским племенам тихоокеанского северо -запада . Норман: Университет Оклахома Пресс.