Оке Ольмаркс
Оке Ольмаркс | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | 3 июня 1911 г. ![]() Кристианстадская волость ![]() |
Умер | 6 июня 1984 г. ![]() Провинция Брешиа ![]() |
Место отдыха | Лимхамнское кладбище ![]() |
Занятие | Переводчик , писатель , филолог , религиовед. ![]() |
Оке Джоэл Ольмаркс (3 июня 1911 — 6 июня 1984) — шведский писатель, переводчик и учёный в области филологии , лингвистики и религиоведения . С 1941 по 1945 год он работал преподавателем в Грайфсвальдском университете основал институт религиоведения Deutsche Christen , где вместе с членом Вильгельмом Кеппом . Его наиболее заметным вкладом в эту область является исследование шаманизма, проведенное в 1939 году . Как переводчик, он известен своей шведской версией исландской « Эдды» , произведений Шекспира и резко критикуемым переводом « Дж. Р. Р. Толкина » Властелина колец , а также версией Корана и произведениями писателей, в том числе Данте и Нострадамус .
Ранняя жизнь и карьера
[ редактировать ]Ольмаркс родился в Кристианстаде , Швеция, в семье оптовика Джоэла Олмаркса и Анны-Лизы Ларссон. [ 1 ] Он изучал скандинавские языки и историю религии в Лундском университете , где погрузился в студенческую жизнь и прославился своими периодическими стихами и сочинениями на языке Spex . После получения степени бакалавра он был редактором студенческой газеты. [ 2 ] а затем работал преподавателем шведского языка в Тюбингене с 1933 по 1934 год. [ 1 ] и в Рейкьявике с 1935 по 1936 год. [ 1 ] Он получил степень лиценциата философии в 1935 году и степень доктора философии в 1937 году. [ 1 ] но его докторская диссертация Heimdalls Horn und Odins Auge подверглась критике за недостаточную филологическую точность, и ему не удалось получить читательскую аудиторию ( docentbetyg ) в Швеции, что, по утверждению Ольмаркса, произошло потому, что его сатирическая поэзия разозлила его профессоров. [ 2 ]
Он был доцентом и доцентом шведского языка в Грайфсвальде с 1941 по 1945 год. [ 1 ] Там он основал институт религиоведения, которым руководил до тех пор, пока не покинул город незадолго до его вторжения Красной Армии . Он не привел свою стипендию в соответствие с национал-социалистической идеологией и позже отрицал, что является нацистом, но его поведение в то время было описано как оппортунистическое и как сочетание адаптации, сотрудничества и невежества. [ 2 ]
Ольмаркс был директором отдела рукописей Europafilm с 1950 по 1959 год, приглашенным профессором в Цюрихе в 1965 году и главой Института сравнительных исследований наскального искусства в Райнклингене он также был сотрудником Die Tat в 1966 году. С 1966 года в Цюрихе. . [ 3 ] Он опубликовал около восьмидесяти научно-популярных и исторических работ различного качества и примерно столько же переводов, а также девять романов и четыре тома автобиографии. Его высокая продуктивность была частично вызвана финансовыми проблемами после работы на Europafilm. [ 2 ]
Он был председателем Ассоциации филологов северных стран в Лунде с 1931 по 1934 год и Академического общества шведско-балтийского сотрудничества с 1938 по 1940 год. Ольмаркс был секретарем Общества религиоведов ( Religionsvetenskapliga samfetten ) в Лунде с 1936 года и сообщество Ad Patriam Illustandam в 1963. [ 3 ]
Ольмаркс глубоко интересовался иранскими исследованиями и является автором книг «Алла Иранс харскаре» и «Шиа: иранские исламы уркундер» , последняя из которых представляет собой критику исламского фундаментализма . [ 4 ]
Перевод произведений Толкина
[ редактировать ]Перевод Олмарка «Властелина колец » Толкиена автору категорически не понравился. [ 5 ] что побудило его составить Путеводитель по именам во «Властелине колец». [ сломанный якорь ] . Олмаркс не только изобрел множество собственных выражений, но и позволил себе большую вольности с содержанием произведений Толкина, как сокращая многие его части, так и вставляя свои собственные интерпретации. Толкин также был недоволен названием Sagan om Ringen , « Сага о кольце».
В результате резкой критики, направленной против его перевода « Властелина колец» , как со стороны самого Толкина, так и со стороны шведского толкиновского фэндома , Ольмаркс в конце 1970-х начал проявлять враждебность по отношению к «феномену Толкина», а в 1982 году опубликовал книгу под названием «Толкин и черная магия» . [ 6 ] излагающий теорию заговора, связывающую Толкина и фэндом Толкина с нацистским оккультизмом .
Несмотря на критику и разногласия, переводы Ольмаркса оставались единственными шведскоязычными переводами «Властелина колец» до публикации совершенно новой версии Эрика Андерссона и Лотты Олссон в 2005 году.
Личная жизнь
[ редактировать ]Во втором браке в 1954 году он женился на Летти Стенструп (1919 г.р.), дочери Эрлинга Стенструпа и Рут Страннэс. [ 1 ] В третьем браке, в 1969 году, он женился на помощнице редактора Монике Сутер (1940 г.р.), дочери Адольфа Сутера фон Швица и его жены. [ 7 ] Ольмаркс умер в 1984 году в Крист-ди-Ниардо, Брешия , Италия .
Публикации
[ редактировать ]Академический
[ редактировать ]- 1936, Исландские суды и дома богов, в: Вклад в скандинавскую филологию, посвященный Эмилю Олсону, 9 июня 1936 г., S.339-355.
- 1936, Totenerweckung в Эддалидерне, в: Архив скандинавской филологии 52, S 264–297.
- 1937, Рог Хеймдалля и Глаз Одина. Исследования по скандинавской и сравнительной истории религии, Первая книга (I-II) Хеймдалль и Рог, Лунд .
- 1939, Исследования по проблеме шаманизма, Лунд.
- 1939, Замечания и опровержения относительно Хеймдалля, в: Архивы скандинавской филологии 54, стр. 354–363.
- 1939, Арктический шаманизм и древнескандинавский сейр, в: Архивы религиоведения 36, стр. 171–180.
- 1941. Мифический Бифрост представляет собой радугу или Млечный Путь? Текстологическое и религиозно-историческое исследование мифографического метода работы Снорри Стурлусона (Meddelande från Lunds astronomiska observatorium, Ser. II No. 110), Лунд.
- 1941 год, Дредноут. Исследования по доисторической религиозной истории северных стран, i: Journal for Systematic Theology 18, стр. 150–158.
- 1943 г., исследования по древней германской религиозной истории. 4 очерка, Лейпциг.
- 1943, Классические исландские саги и их концепция чести, в: Грундманн, Вальтер (ред.), Этнический деятель веры, Лейпциг, стр. 157–220.
- с Ларсом Окербергом (1944), Томасом Торильдом как предшественником современных религиоведения, Грайфсвальд.
- 1944 год, Старая Уппсала и Урнес. Исследование создания трехнефной деревянной церкви и старейшего германо-языческого культового дома (Meddelande från Lunds astronomiska observatorium, Ser. II No. 115), Лунд.
- 1944, Alt-Uppsala und Arkona, в: Vetenskapssocieteten i Lund, Ежегодник 1943, Лунд, стр. 79–120.
- 1945, «Тоалеттредаскен» и солнечная религия в период раннего бронзового века, в: Fornvännen 40, стр. 337–358.
- 1946 г. Могильный корабль. Исследования по доисторической религиозной истории Северных стран, Стокгольм.
- 1963, Боги в наскальных рисунках. Сборник и попытка объяснения, Стокгольм.
- 1979, Наше скандинавское наследие. с 10 000 г. до н.э. до начала средневековья, Стокгольм.
Автобиографический
[ редактировать ]- В раю. Живые воспоминания I, Уддевалла (1965).
- Доктор в Лунде. Книга об академических интригах, Стокгольм (1980).
- После меня Синдафлоден. Грайфсвальд-Берлин-Гамбург 1941–1945, Чепинг (1980).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Берлинг, Ингеборг, изд. (1956). Кто это: Шведский биографический справочник. 1957 [ Кто это: Шведский биографический справочник. 1957 ] (на шведском языке). Стокгольм: Норштедт. п. 746.
- ^ Перейти обратно: а б с д Клеберг, Ларс; Даль, Альва. «Оке Ольмаркс» . Словарь шведского переводчика (на шведском языке). Литературный банк . Проверено 25 сентября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лагерстрем, Стен, изд. (1968). Кто это: Шведский биографический справочник. 1969 [ Кто это: Шведский биографический справочник. 1969 ] (на шведском языке). Стокгольм: Норштедт. п. 732.
- ^ Оке Олмаркс, Все правители Ирана , Стокгольм: Sjöстранд, 1979.
- ^ Карпентер, Хамфри , изд. (2023) [1981]. Письма Дж. Р. Р. Толкина, переработанное и расширенное издание . Нью-Йорк: Харпер Коллинз . ISBN 978-0-35-865298-4 . , № 263, Рейнер Анвин , 1957 г.
- ^ Толкин и черная магия (1982), ISBN 978-91-7574-053-9 .
- ^ Кто это: Шведский биографический справочник. 1977 [ Кто это: Шведский биографический справочник. 1977 ] (на шведском языке). Стокгольм: Норштедт. 1976. с. 779. ИСБН 91-1-766022-Х .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фриц Генрих (1997), Институт религиоведения Университета Эрнста Морица Арндта в Грайфсвальде, 1944–1945, в: Журнал религиоведения 5, стр. 203–230.
- Фриц Генрих (2002), Немецкие религиоведения и национал-социализм. Исследование, критическое по отношению к идеологии и истории науки , Петерсберг.
- Гуннар Ярринг (1992–1994), Олмаркс, Оке Джоэл, в: Шведский биографический лексикон , том. 28, Стокгольм, стр. 111–117.
- Андерс Марелл, (1998), Оке Ольмаркс - шведский редактор, нацистский последователь и/или секретный агент?, в: Germanisten 1-3 Year 3, стр. 93-100.
- 1911 рождений
- 1984 смертей
- Люди из муниципалитета Кристианстад
- Шведские переводчики
- Шведские писатели-мужчины
- Шведские иранологи
- Писатели из Scania
- неошаманизм
- Ученые-германисты
- Академический состав Университета Грайфсвальда
- Переводчики 20-го века
- Переводчики «Поэтической Эдды»
- Писатели о германском язычестве